Словесное творчество детей дошкольного возраста. Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Фанта́зия (греч. φαντασία - «воображение») - ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать - значит воображать, сочинять, представлять.

Фантазия - обязательное условие творческой деятельности человека, которое выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информация не требуется (чистая фантазия) или ее недостаточно. Примером тому, могут быть разрозненные архивные источники, на основе которых, писатель создает цельное произведение, дополняя посредством собственной фантазии возможные связки, а также внося по мере возможности своего таланта живое впечатление.

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображение, зависит от прожитого им периода жизни от 1 года до 3 лет. В это время малыши еще не играют, а изучают свойства предметов, и оказать помощь в этом должны близкие люди.

Следующий этап развития фантазии продолжается с 3 до 7 лет, и в этом возрасте во главе - ее величество Игра. И у малышей именно в игре идет развитие внимания, восприятия, памяти, интеллекта, воображения. Здесь в развитии воображения важными являются сюжетно-ролевые игры, в которых учувствует несколько людей. К игре нужно относиться очень бережно, ведь она считается ведущей деятельностью в возрасте с 3 до 7 лет.

Развитие фантазии у детей зависит так же от предметов, необходимых для совместных игр. Но переизбыток игрушек в магазинах, которые очень реалистичны на сегодняшний день, к сожалению, мешают детям в развитии фантазии. Да, эти игрушки привлекательны и красивы, но они не способны будить воображение из-за того что «полностью готовы к употреблению». И родители жалуются, что малыш к ним быстро теряет интерес.

Ребенку нужна простота для фантазии, для ее развития должны быть предметы-полуфабрикаты – палки, бумажки, железяки, кусочки материи, камешки. Возьмите за правило раз и навсегда не выбрасывать без ведома ребенка принадлежащие ему вещи. Вам и в голову даже не придет, что машинка без колес является «секретной» установкой, которая может лежать в ящике месяцами, но малыш все равно о ней помнит и, не обнаружив ее, он очень расстроится.

Словесное творчество является одним из видов детского творчества, которая позволяет ребенку проявить уровень своей речевой деятельности, способность творчески, целесообразно, правильно использовать язык в различных ситуациях бытия. Оно имеет большое значение для ребенка как средство познания и самопознания, культуроосвоения, ее самовыражения и самореализации.

В исследованиях словесное творчество определяется как художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений.

Развитие словесного творчества дошкольников является составной частью общего развития их творческих способностей в разных видах художественной деятельности и затрагивает познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

Развитие словесного творчества осуществляется первоначально в речевой деятельности, существенно обогащается за счет последующего включения в театрализованнную и изобразительную деятельность: речь детей становится более выразительной, образной, эмоционально обогащенной. Кроме того, словесное творчество влияет на развитие разных художественных способностей ребенка: изобразительных и театрализованных (умение создавать сценический образ, соответствующий содержанию спектакля, подготовка декораций, костюмов и т.п.).

Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической).

Исходным для развития словесного творчества является формирование целостного восприятия литературных произведений в единстве их содержания и художественной формы.

Использование метода контаминации разных литературных произведений развивает воображение ребенка, способность создавать по их мотивам сценарии и затем ставить спектакли.

Взаимосвязь разных видов художественной деятельности детей (речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованной) обогащает творческие способности ребенка, помогает соотнесению художественного образа, возникающего в результате восприятия произведений искусства и созданию собственных сочинений.

Н.Кудыкина отмечает, что большая роль в развитии словесного творчества детей должна быть отведена целенаправленному педагогическому воздействию взрослого, его воспитывающему руководству, организующему творческий процесс ребёнка. Руководство выражается в создании условий для формирования словесного творчества, в определении ведущих, наиболее эффективных методов, в нахождении различных педагогических приёмов и в рациональном сочетании их с применяемым методом. А также необходима работа по двум основным направлениям:

1) по общему обогащению речи ребёнка;

2) по совершенствованию речи в её эстетической функции, включающей вербальные и невербальные средства выразительности.

В работе по обогащению речи детей ведущим методом является самостоятельное воспроизведение текста по памяти (пересказ). Для развития же выразительной стороны речи необходимо создание условий, позволяющих ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания публично выступать.

Современные исследования данного вопроса позволяют говорить о широких воспитательных возможностях театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а верно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развития ребёнка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчёркивается, что педагог обязан:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

а) просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

б) игры-драматизации;

в) разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

г) упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

д) упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

1. развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

2. созданию атмосферы творчества;

3.социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста. Так как театрализованная деятельность детей – это вид художественной деятельности, включающий исполнение своего или авторского замысла в инсценировках, играх-драматизациях, в постановках разных видов театра. Именно театрализованная деятельность позволяет наиболее полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества: публичное, максимально выразительное самостоятельное воспроизведение ранее воспринятого или сочинённого текста художественного произведения ребёнком.

Для эффективного развития словесного творчества, как вида детского творчества, необходимы условия, определённые для развития творчества детей в целом. Соответственно, процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих педагогических условий:

Подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;

Проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «увеличение - уменьшение».

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?

Вот как отвечают дети:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?

Ответы детей:

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

О чем думает ваша обувь?

Игра «Подарок».

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе козленка, рожки у него еще не выросли", или "Я дарю тебе большую конфету, "В коробке кактус, не уколись".

Игра «Измени характер персонажа».

Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.

Игра «Зоопарк».

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1)внешний вид.

2)где живет?

3)чем питается?

Игра «Разными глазами».

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию».

Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение».

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло».

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Подбери метафору».

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих предметов. Например, "говор волн", "холодный взгляд".

Объясните, какие свойства в приведенных метафорах и кому перенесены.

Мягкий характер. Щеки горят. Утонул в двойках. Держать в ежовых рукавицах. Позеленел от злости. Надоедливый как муха. Трудолюбивый как пчела.

Игра «Автобиография».

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)".

Игра «Веселые рифмы».

Подберите к словам рифмы.

Свечка - печка; трубы - губы; ракетка - пипетка; сапоги - пироги и т.д.

В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать - должно быть интересно. Помните, что игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и, слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить.

  • 6. Древнеримский эпос (Вергилий «Энеида», Овидий «Метаморфозы»)
  • 7. Форумы Рима как репрезентативные феномены Древнеримской культуры.
  • 8. Литература Древней Месопотамии.
  • 9. Культура Древнего Рима. Периоды развития культуры и их общая характеристика.
  • 12. Древнеримская литература: общая характеристика
  • 13. Культура Древней Греции.
  • 14. Древнеримская лирическая поэзия.
  • 1. Поэзия цицероновского периода (81-43 гг. До н.Э.) (расцвет прозы).
  • 2. Период расцвета римской поэзии – время правления Августа (43 г до н.Э. 14 г. Н.Э.).
  • 16. Древнегреческая трагедия. Софокл и Эврепид.
  • 18. Традиции древнеиндийской литературы.
  • 22. Древнегреческий эпос: поэмы Гесиода.
  • 24. Древнегреческая проза.
  • 25. Степные цивилизации Европы. Характеристика культуры скифского мира Евразии (по коллекциям Эрмитажа).
  • 26. Древнееврейская литературная традиция (тексты Ветхого Завета).
  • 28. Древнегреческая комедия.
  • 29. Типы цивилизаций – земледельческий и номадический (кочевнический, степной). Основная типология цивилизаций.
  • 30. Литература и фольклор.
  • 31. Понятие «неолитическая революция». Основные черты культуры неолитических обществ мира. Понятие «цивилизация».
  • 32. Понятие словесного творчества.
  • 34. Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.
  • 35. Хронология и периодизация традиционной культуры первобытного общества. Геокультурное пространство первобытности.
  • 38. Древнегреческий эпос: поэмы Гомера.
  • 40. Анализ произведения древнеиндийской литературы.
  • 32. Понятие словесного творчества.

    СЛОВЕ́СНОСТЬ Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теориясловесности.

    Художественное литературное творчество и словесный фольклор (книжн .). Изящная с . (устарелое названиехудожественной литературы).

    Литература и словесность .

    Строгого различения между этими двумя терминами делать не следует, ипочти всегда можно одинаково употреблять тот и другой. Если же все-таки доискиваться разницы в ихзначении, то первый будем относить к произведениям писанным, а другой - к устным. Правильнее говоритьо народной словесности, чем о народной литературе. Народ осуществляет именно устное творчество: отпоколения к поколению, из уст в уста переходят сказки, песни, былины, пословицы - все то, что можнообъединить под названием словесности. «Литература» происходит от латинского слова litera, котороеозначает буква , письмо , надписание ; уже отсюда явствует, что литература - словесное творчество, запечатленное, закрепленное в письме. Такое сочетание, как теория словесности , употребительнее, чемсочетание теория литературы ; значит, понятие словесности шире понятия литературы. А над ними обоимивозвышается понятие слова. Конечно, не всякое слово - словесность: чтобы стать ею, оно должно бытьхудожественным. Но, с другой стороны, и слово служебное, то, каким мы пользуемся и с другимиобмениваемся в нашем общежитии, слово полезное, практическое, - оно тоже имеет в себе элементхудожественности. Вот почему и нелегко провести границу там, где кончается слово и где начинаетсясловесность. Уже тот матерьял, из которого творит литература, сам литературен. В известном смысле, всякийговорящий - тем самым ужо словесник, литератор, потому что наши слова носят на себе отпечатоктворчества и представляют собою явления художественного порядка: они образны, картинны, звучны. Дар слова - дар словесности. И все-таки из бесконечного множества слов, не отзвучавших во времени, аоставивших след в памяти человечества, необходимо, разумеется, выделить такие, которые являют собоюсловесность, литературу, как искусство. Широко говоря, литературой называют совокупность всякихпроизведений человеческой мысли, закрепленных в слове - устном ли, письменном ли; но, обыкновенно, когда говорят литература или словесность , то перед этими существительными подразумеваютприлагательное художественная . И потому не всякий словесный памятник заслуживает изучения в курсеистории литературы: «Слово о полку Игореве», это - литература, «Поучение Владимира Мономаха» - нет. Правда, термин литература применяют не только к художественным произведениям: есть ведь и научнаялитература, и можно слышать такое выражение, как литература предмета , когда имеют в виду переченькниг или статей, посвященных тому или другому вопросу. Интересно отметить, что русское словословесность почти вытеснено иностранным словом литература : до такой степени вошло последнее всистему нашей речи, получило в ней право гражданства. Говорят: заниматься литературой ; сохранилось, впрочем, - учитель словесности и несколько подобных выражений. Что литература преобладает надсловесностью , это так понятно: ведь в наше время словесно творит не столько народ, сколько отдельнаяличность, - а личное, индивидуальное творчество спешит выразить себя в письме, в печати - влитературе .

    33.Культурные эпохи первобытности, основные характеристики культуры палеолита и мезолита. Эпоха первобытной культуры наиболее продолжительная в истории человечества, и согласно археологической периодизации (по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружия) включает в себя следующие основные этапы развития: каменный век (40 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) - палеолит, мезолит, неолит - характеризуется примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, наскальной живописью, рельефами и круглой пластикой Охота и собирательство, как образ жизни палеолита к 12-8 тыс. до н. э. сменяются разведением домашнего скота, оседлым образом жизни, появлением лука и стрел (мезолит). В период с 9-4 тыс. до н. э. в жизни первобытного общества утверждается скотоводство и земледелие, совершенствуется техника обработки камня; бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.) отделил ремесло от земледелия и привел к созданию первых классовых государств; железный век (1-ое тыс. до н. э.) ускорил неоднородное развитие мировой культуры. Особенности палеолита. Развитие не однородно, на что во многом повлияли климатические изменения. Одной из особенностей первобытности является низкая численность и плотность населения, потому что даже в богатом ресурсами ландшафте демографическая емкость ограничена. В эту эпоху была создана, развитая общинная система жизнеустройства, в которой исходной социальной молекулой была малая семья (5-6 чел.). Малые семьи объединялись, образуя стойбища, поселения, которые могли насчитывать 4-5 жилищ, располагавшихся на территории в 700- 1500 м2. Они имели один долговременный очаг. Рядом с жилищем располагались производственные площадки и хозяйственные ямы. Преисторические общества были социально однородными, а основной формой разделения труда было разделение деятельности мужчин и женщин. Хозяйственная стратегия палеолитического общества была нацелена в основном на охотничью деятельность и устойчивость пищевых цепочек. существовала избирательная охота и сезонность охотничьих циклов, о чем свидетельствуют многослойные долговременные стоянки (прекрасный образец тому Костенки на Дону) и множество сезонных поселений. Во Франко-Кантабрийской зоне и на Русской равнине охотились на мамонтов, шерстистых носорогов, северных оленей, диких лошадей, но доминировала облавная охота на мамонта. На Урале и Кавказе преобладала охота на пещерного медведя, в средней Азии и Алтае - на горного козла, в степной зоне европы (например, стоянка Амвросиевка под Донецком на Украине) - облавная охота на зубра, аналогичная палеоиндейской охоте на бизонов на юго-западе сША. Хозяйственная стратегия включала в себя также собирательство, ориентированное на местные виды растений. Для охоты использовались рогатины, копья и дротики, оснащенные твердыми кремниевыми наконечниками, а также разное дистанционное оружие - копьеметалки и гарпуны из твердых пород дерева и кости. Жилищем служили, как отмечалось, большие, светлые и теплые пещеры с мощными культурными напластованиями. . Широкое использование костей мамонтов в комплексе с деревом и камнем характерно для всей приледниковой зоны евразии. Верхнепалеолитические дома имели овальную или продолговатую форму; иногда это были полуземлянки, перекрытые каркасом из бивней, жердей, шкур; внутри находились очаги, обложенные каменными плитами, а вокруг располагались хозяйственные ямы для хранения орудий, запасов сырья, пищи и др. Практиковалось легкое переносное жилище - бивуаки. В это время существовали специализированные производства с разнообразным и эффективные орудием: большие и мелкие скребки, резцы, камни для мягчения и лощения шкур, костяные проколки, иглы с ушком, специальные «рабочие столики» для разминания шкур и ремней и др. В комплексе одежды были аналоги накидок или плащей. Что касается бытовой утвари, то это были плетеные изделия, деревянная, костяная и каменная посуда. Духовная культура палеолитического общества характеризуется определенным уровнем сложности. Наличие ранних форм религии (магии, тотемизма, анимизма) исследователи связывают с ритуалами погребения животных и людей, с изображениями сверхъестественных существ. Изображение «колдуна» из пещеры Труа Фрер, рисунок бизоначеловека из пещеры Шове во Франции, костяная фигурка человека-льва из Холенштейн Штадель в Германии. Искусство того времени было органической частью синкретического, нерасчлененного культурного комплекса, а не самостоятельной сферой. В строение мира искусства (морфологию) входили две основные категории памятников. Это красочное монументальное искусство, представленное живописью и гравюрами на стенах пещер, которое также называют петроглифами (рисунками на камне). Вторая категория - мобильное искусство, или искусство малых форм (портативное), представленное широким спектром резьбы по кости, гравировками и рисунками на гальках, орнаментированными плитками, украшениями и скульптурными произведениями. Главное место в искусстве занимали образы животных. Зверь, судя по всему, был для людей того времени не только пищей, но и предком, другом, врагом, жертвой и божеством. Образы людей палеолита были воплощены преимущественно в скульптурных произведениях и, реже, в гравировках на кости и роге. Пластика представляет собой в основном женские статуэтки, изготовлявшиеся в основном из бивней мамонта, в ряде случаев - из камня и обожженной глины (терракоты)2. Фигурки обнаженных пышных дам с подчеркиванием генетативных функций «сакральной» природы женщин называют «палеолитическими Венерами». Изображения мужчин являются крайне редкими. Широкое распространение в культуре каменного века получило орнаментально-геометрическое искусство. Оно встречается во всех ареалах верхнепалеолитической ойкумены, но более всего характерно для Русской равнины и сибири. Музыкальное и танцевальное искусство, речитация возникли, вероятно, не раньше и не позже изобразительного и архитектонического. существование пантомимы и хороводов подтверждается некоторыми наскальными рисунками евразии. В ряде палеолитических стоянок найдены музыкальные инструменты (флейты и ударные инструменты). Особенности культуры мезолита. В мезолитический период преистории произошло таяние и отступление ледника. Огромные площади Земли были поглощены водами мирового океана, исчезла мамонтовая фауна и другие виды крупных промысловых животных, потомки кроманьонцев потеряли свои традиционные места обитания и охоты. Они пережили одну из крупнейших экологических катастроф. Численность и плотность населения в это время возросла; произошла интенсификация присваивающего хозяйства; расширилось использование природных ресурсов, а методы их добывания обрели более разнообразные и изощренные черты. Новые охотничьи стратегии были нацелены на добычу горных, лесных и степных копытных животных (лось, олень, кабан, козел и др.), в связи с чем стало широко и эффективно использоваться дистанционное оружие - лук и стрелы с кремневыми наконечниками. На морских побережьях возникает специализированный морской промысел. Очень важным завоеванием в сфере хозяйственной культуры стала доместикация - одомашнивание диких животных (овцы, собаки и др.). Люди переселяются на открытые пространства, строят полуземлянки и приземистые жилища из местного сырья. появление необыкновенной динамики в многофигурных изображениях животных. Вместе с животными композиции теперь включают теперь людей - мужчин и женщин. В искусстве начинают доминировать мужские образы. Чаще всего - группа лучников, охотящихся за убегающим животным. Все изображения схематизируются, появляется деформация в изображении фигуры человека, исчезает конкретность «первобытного натурализма». Во всех регионах мира распространяется геометрический орнаментизм в изделиях из камня, кости, дерева, глины. В это менее длительное, чем в палеолите время человечество накопило силы для нового исторического броска в культурных достижениях, связанных с неолитической революцией.

    Детское словесное творчество

    В основе словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

    Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

    В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа.

    На первом этапе происходит накопление опыта.

    Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего.

    Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

    На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым.

    Педагогические условия , необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

    Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни

    Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

    Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято с читать обогащение и активизацию словаря.

    Одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ.

    Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал.

    Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке».

    В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

    Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

    Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

    Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

    В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

    Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

    С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.

    В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

    Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

    Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е. И. Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. Приведем пример (СНОСКА: Из исследования Л. А. Пеньевской).

    Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие – толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

    Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.

    Вспомогательные вопросы, по мнению Л. А. Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

    План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 – 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

    В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

    Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

    Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э. П. Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.

    Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).

    Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

    Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

    Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

    Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

    Пример сказки Тани (6 лет 7 мес.): «Волшебная палочка». Жил-был зайчик, у него была волшебная палочка. Он всегда говорил волшебные слова: «Волшебная палочка, сделай то-то и то-то». Палочка все ему делала. Постучалась к зайцу лиса и говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня волк выгнал». Лиса обманула его и отняла палочку. Сел заяц под дерево и плачет. Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?» Заяц ему все и рассказал.

    Петух отнял волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они вместе жить. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

    Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет. Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

    1.Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

    2.Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

    3.Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

    4.Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

    Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приведем пример.

    «Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные – осокорей, салатовые – ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит». (Н. А. Орланова).

    Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.

    Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледнорозовая, как снег белая, нежная)».

    Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

    Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка; дом – в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

    Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Василек».

    Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.

    Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.

    Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.

    В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.

    Этот пример взят из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М, 1978). В ней говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.


    ПРОГРАММА

    Для детей 7-10 лет

    Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

    Калининград 2014

    Пояснительная записка

    Необходимо организовать педагогическую среду



    Основные цели :

    Основные задачи:

    Первыйконцептуальный компонент

    Цель



    Третий базовый компонент - педагогические условия

    - педагогическая среда -

    - творческий диалог -

    - клубные формы деятельности

    Роль учителя

    Роль ребёнка

    Характер мотивации ребёнка

    – только сердцем

    Диагностика результата

    Методы диагностики

    Учебно-тематический план

    Тема Часы
    1.
    2. Рассказывание по картине
    3. Сочинение загадок
    4. Сочинение рассказа
    5. Творческое рассказывание.
    6. Сочинение скороговорок
    7. Сочинение двустиший
    8. Рассказывание по картине
    9. Творческое рассказывание
    10.
    11.
    12. Сочинение основы сценария
    13. Сочинение сказки
    14.
    15.
    16.
    17.
    18. Сочинение стихов
    19. Рассказывание по картине
    20.
    21. ИТОГО

    Сочинение загадок.

    1) словесные игры: шарады;

    2) чтение русских народных загадок;

    3) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению загадок;

    4) сочинение загадок;

    Сочинение рассказа.

    1) словесные игры: литературные перевёртыши;

    2) эмоциональная и практическая подготовка детей к рассказыванию по картине;

    3) чтение рассказов Е.Кузнецовой «Доброе слово лечит, а худое калечит», «Поссорились»;

    4) сочинение рассказов;

    5) задание на дом: сочинить рассказ.

    Сочинение скороговорок.

    1) разминка – сценические этюды: «мы – лесные звери»;

    2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению скороговорок;

    3) чтение русских народных скороговорок;

    4) сочинение скороговорок;

    5) обсуждение полученных произведений.

    Сочинение двустиший.

    1) словесные игры: «угадай букву»;

    2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению двустиший;

    3) чтение двустиший Б.Заходера;

    4) сочинение двустиший в парах;

    5) обсуждение полученных произведений.

    Рассказывание по картине.

    1) словесные игры: стихи-шутки;

    3) Составление описательного рассказа по репродукции И.Грабаря «Март»

    4) сочинение коллективного рассказа по картине;

    5) обсуждение полученных произведений.

    Творческое рассказывание.

    1) словесные игры: ребусы;

    2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

    3) чтение рассказа Н.Носова «Почемучки»;

    4) сочинение индивидуальных историй;

    5) обсуждение полученных произведений.

    Сочинение рассказа.

    1) разминка – сценические этюды;

    2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

    3) сочинение рассказов в парах;

    4) чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»;

    5) обсуждение полученных произведений, сопоставление с произведением мастера.

    Сочинение основы сценария.

    1) разминка – сценические этюды: «мы – кошки»;

    2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

    3) сочинение сценариев в парах;

    4) разыгрывание детских сценариев;

    5) обсуждение полученных произведений.

    Сочинение сказок.

    6) словесные игры: сканворды;

    7) эмоциональная и практическая подготовка детей;

    8) чтение сказки Н. Калинина «Про снежный колобок».

    9) сочинение коллективных сказкок;

    10) обсуждение полученных произведений.

    Сочинение стихов.

    1) разминка – сценические этюды: «мы – птички»;

    2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

    3) чтение стихов А.Барто;

    4) сочинение стихов в парах;

    5) обсуждение полученных произведений.

    Рассказывание по картине.

    1) словесные игры: «буквы спрятались»;

    2) эмоциональная и практическая подготовка детей;

    3) показ картины и составление описательного рассказа по репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»;

    4) обсуждение полученных произведений.

    ПРОГРАММА

    дополнительного образования детей

    Развитие детского словесного творчества

    Для детей 7-10 лет

    Программу составил : канд. пед. наук И.А.Киршин

    Калининград 2014

    Пояснительная записка

    Основой для программы послужили идеи Школы Жизни Ш.А.Амонашвили, а также следующие положения:

    Детское словесное творчество - это письменное или устное выражение ребёнком субъективно значимого для него словесного содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма, актуальность для автора.

    Для развития детского словесного творчества прежде всего необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.

    Необходимо организовать педагогическую среду , в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда представляет собой коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и детей, находящихся в творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность, которая должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази).

    Педагогическая среда должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические и иные потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.

    Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

    Педагогическая среда, с одной стороны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень). Объединение этих уровней педагогической средой должно дать полноту и равновесие развитию словесного творчества детей.

    Основные цели :

    Воспитание Благородного Человека

    Развитие творческих способностей;

    Развитие словесно-творческих способностей;

    Развитие коммуникативных способностей.

    Основные задачи:

    Увлечь детей радостью творчества;

    Раскрыть их словесно-творческий потенциал;

    Создать творческий детский коллектив;

    Привить детям общечеловеческие ценности.

    Основные принципы педагогической деятельности:

    Тесное сотрудничество педагогов в единой деятельности;

    Постоянное самосовершенствование каждого педагога (творческий рост в избранной области искусства, личностное развитие, совершенствование педагогических качеств);

    Неформальные отношения с детьми;

    Творческий диалог педагогов с детьми.

    Первыйконцептуальный компонент модели составляет гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А.Амонашвили.

    На указанном концептуальном фундаменте выстраивается второй, словесно-творческий компонент , представляющий собой методическое обеспечение модели. При создании программы по словесному творчеству детей мы опирались на разработки В.А.Левина, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской и А.А.Мелик-Пашаева, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко, Дж. Родари.

    Цель - преобразовать игру искусством в общение искусством. Для этого решаются два ряда педагогических задач . Первый ряд направлен на сохранение у детей свойств, присущих дошкольнику: непосредственность, эмоциональную целостность и индивидуальное своеобразие восприятия; желание играть художественными формами; стремление свободно действовать в воображаемой ситуации; радость от занятий искусством и потребность в таких занятиях.

    Второй ряд задач направлен на то, чтобы обеспечить художественное развитие ребёнка. Эти задачи решаются объединением двух направлений деятельности: первое - знакомство с детской классикой, второе - собственное творчество. Этим сочетанием детерминируется успешное развитие детского словесного творчества.

    Особенности выполнения творческих заданий:

    Выполняются только добровольно;

    Выполняются на занятии или дома (по желанию ребёнка);

    Произведения ребёнка читаются только с его согласия;

    Педагог выполняет задания вместе с детьми;

    Творческие работы педагога обсуждаются наравне с работами детей.

    Третий базовый компонент - педагогические условия развития детского словесного творчества:

    - педагогическая среда - коллектив, состоящий из учителей, родителей и детей, находящихся в постоянном творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность на основе гуманно-личностного подхода (Ш.А.Амонашвили);

    - творческий диалог - специфический вид общения, который является открытием, выражением и передачей другим личностного смысла явлений в эстетической форме. Цель словесного творческого диалога - выявление и развитие собственного речевого стиля ребёнка;

    - клубные формы деятельности - живые, гибкие, беспрограммные, соответствующие детской природе виды деятельности (игра, музыка, театр, изобразительное искусство, лепка и др.).

    Все компоненты составляют единый целостный педагогический процесс, в котором можно выделить следующие характеристики:

    Роль учителя - учитель в позиции помощника-воодушевителя.

    Роль ребёнка - ребёнок в позиции свободно творящего субъекта.

    Характер мотивации ребёнка - преимущественно внутренняя, индивидуальная мотивация.

    Предмет организующих усилий педагога - вдохновение ребёнка (состояние положительно окрашенного эмоционального и интеллектуального напряжения), наполнение его образами добра, любви и красоты.

    Характер взаимодействий учителя и ребёнка - эмпатия, личностная включённость учителя и ребёнка.

    Специфика педагогического воздействия – только сердцем педагог может прикасаться и направлять развитие творческих способностей ребёнка. Грубое давление на ребёнка или педагога искажает педагогический процесс, поэтому для успешной реализации целей необходима как основное условие бережная и чуткая атмосфера.

    Диагностика результата - результаты в виде продуктов детского словесного творчества диагностируются.

    Методы диагностики : самооценка, взаимное оценивание, метод экспертных оценок (осуществляется квалифицированными специалистами в области литературного творчества или преподавания литературы как искусства), беседа с родителями и учителями. Следует учитывать, что нельзя ожидать значительных успехов от каждого ребёнка сразу – необходим длительный процесс созревания творческих способностей.

    Учебно-тематический план

    Тема Часы
    1. Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».
    2. Рассказывание по картине
    3. Сочинение загадок
    4. Сочинение рассказа
    5. Творческое рассказывание.
    6. Сочинение скороговорок
    7. Сочинение двустиший
    8. Рассказывание по картине
    9. Творческое рассказывание
    10. Сочинение детективного рассказа
    11. Сочинение многосерийной истории
    12. Сочинение основы сценария
    13. Сочинение сказки
    14. Сочинение юмористического рассказа
    15. Рассказывание историй об игрушках
    16. Сочинение сатирического рассказа
    17. Конкурс Мюнхаузенов: «Придумывание небылицы»
    18. Сочинение стихов
    19. Рассказывание по картине
    20. Сочинение сказки по картам Я.Проппа
    21. ИТОГО

    Игротекавкругусемьи.

    Уважаемыеродители! Вампредлагаются игры, которыепомогутВашемуребёнку подружиться сословом,научатрассказывать, отыскиватьинтересные слова, авитогесделатьречьВашегоребёнкабогачеиразнообразнее.

    Этиигрымогутбытьинтересныиполезнывсемчленамсемьи. В нихможноигратьввыходныедни, впраздники, в будние днивечерами, когдавзрослые и дети собираютсявместепослеочередногорабочегодня.

    ВовремяигрысословомучитывайтенастроениеРебёнка, всевозможности испособности.

    Играйтес Ребёнкомнаравных, поощряйтеегоответы,радуйтесьуспехамималенькимпобедам!

    "ТОЛЬКОВЕСЁЛЫЕСЛОВА".

    Игратьлучше вкругу. Кто-тоиз играющихопределяет тему. Нужноназыватьпо очереди, допустим, тольковесёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий "Смех" и т.д. Игра движетсяпокругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

    Можносменитьтему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т.д.)

    "ПОДБЕРИСЛОВО".

    Ребёнкупредлагаетсяподобратьклюбомупредмету, объекту, явлениюслова, обозначающиепризнаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой ? (белый, пушистый, мягкий, чистый)

    "КТОЧТОУМЕЕТДЕЛАТЬ?"

    Ребёнкупредлагаетсяподобратьклюбомупредмету, объектукакможнобольшеслов -действий. Например , чтоумеет делатькошка?(мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).

    "АВТОБИОГРАФИЯ".

    Вначалекто-тоизВзрослыхберётнасебяведущую роль и представляетсебяпредметом, вещью илиявлением и от его имени ведёт рассказ. Остальныеигрокидолжныеговнимательнослушатьипутёмнаводящихвопросоввыяснить, о ком или о чёмидётречь . Тотизигроков, которыйэтоугадает, попробуетвзятьнасебярольВедущего иперевоплотится вкакой-нибудьпредметилиявление.

    Например, "Яестьвдоме у каждогочеловека. Хрупкая, прозрачная. Отнебрежногоотношенияпогибаю, и становится темно не тольковдуше … (лампочка)".

    "ВОЛШЕБНАЯЦЕПОЧКА".

    Играпроводитсявкругу. Кто-тоизВзрослыхназывает какое-либослово, допустим,"мёд", испрашивает уигрока, стоящего рядом, чтоонпредставляетсебе, когдаслышит это слово?

    Дальшекто-тоизчленовсемьи отвечает, например, "пчелу" . Следующийигрок, услышав слово "пчела" , долженназватьновоеслово, котороепосмыслуподходитпредыдущему, например, "боль" и т.д. Чтоможетполучиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.

    "СЛОВАМЯЧИКИ".

    Ребёнокивзрослыйиграютвпаре.Взрослый бросаетребёнкумячиодновременнопроизноситслово,допустим, " тихий" . Ребёнокдолженвернутьмячипроизнестислово с противоположнымзначением "громкий" . Затемигрокименяютсяролями. Теперьужеребёнокпервымпроизноситслово, авзрослыйподбираеткнемусловоспротивоположнымзначением.

    "ВЕСЁЛЫЕРИФМЫ".

    Играющиедолжныподбиратьксловамрифмы.

    Свечка - … печка;трубы -… губы; ракетка - … пипетка;сапоги - пирогии т.д.

    " ЕСЛИВДРУГ …".

    Ребёнкупредлагаетсякакая- либонеобычнаяситуация, изкоторойондолженнайтивыход,высказатьсвоюточкузрения.

    Например , ЕсливдругнаЗемлеисчезнут:

    * всепуговицы;* всеножи; * всеспички; * всекниги и т.д.

    Чтопроизойдёт? Чемэтоможнозаменить?Ребёнокможетответить: "ЕсливдругнаЗемлеисчезнут все пуговицы, ничегострашногонепроизойдёт, потомучтоихможно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д." МожнопредложитьРебёнкуидругиеситуации, например, если бы у менябыла:

    * живаявода; * цветик - семицветик; * ковёр - самолёт и т.д.

    Дидактические игры по развитию словесного творчества

    2. «Расскажем сказку вместе»

    3. «Волшебные очки»

    4. «Шкатулка со сказками»

    5. «Волшебная труба»

    6. «Помоги Колобку» (1 вариант)

    7. «Помоги Колобку» (2 вариант)

    8. «Поиграем в Репку»

    9. «Старая сказка на новый лад»

    10. « Придумай необычное существо»

    11. «Волшебное дерево»

    12. «Кто пришёл на новогодний карнавал?»

    13. «Волшебные предметы из чудесного мешочка»

    14.

    15. «Нелепицы»

    16. «Превращения»

    17. «Как спастись от колдуна?»

    18. «Придумай историю»

    19.

    20.

    21. «Пантомима»

    22. «Исправь ошибку»

    1. Лото «Путешествие по русским народным сказкам»

    (для детей от трёх лет)

    Цель: Вызывать у детей потребность в общении, развивать зрительное внимание.

    Оборудование: 6больших листовлото с изображением 6 персонажей сказок, 36 маленьких карточек с такими же изображениями.

    Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, затем ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показываетизображение, называет персонаж. Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.

    2. «Расскажем сказку вместе»

    (для детей от трёх лет)

    Цель: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.

    Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.

    3. «Волшебные очки»

    (для детей от пяти лет)

    Цель: Развитиетворческих речевых умений, творческого воображения; овладение понятием времени.

    4. «Шкатулка со сказками»

    (для детей от четырёх лет)

    Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.

    Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.

    Содержание: Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

    5. «Волшебная труба»

    (для детей от четырёх лет)

    Цель: развитие словаря, воображения, познавательной функции; освоение ребенком противоположных черт характера сказочных персонажей.

    Оборудование: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.

    Содержание: Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть через неё на сказочный персонаж, то он поменяет свои черты характера, например,на противоположные. Ведущий просит малыша посмотреть через трубу на героев и рассказать, как они изменились.

    6. «Помоги Колобку» (1 вариант)

    (для детей от четырёх лет)

    Цель: развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.

    Оборудование: Карточки с сюжетом из сказки «Колобок» (изготавливаются из двух книжек-малышек – по карточке на каждый сюжет).

    Содержание: Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

    Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

    7. «Помоги Колобку» (2 вариант)

    (для детей от пяти лет)

    Цель: Воспитание добрых чувств; развитие воображение, творческого мышления, связной речи.

    Оборудование: Сказка «Колобок», карточки, изготовленные из двух книжек-малышек, разноцветные кружки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).

    Содержание: Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

    8. «Поиграем в Репку»

    (для детей от пяти лет)

    Цель: Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий.

    Оборудование: Кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), Содержание: Ведущий рассказывает сказку-путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечет ошибки и в результате пересказывает «Репку».

    Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Дети, успешно справившиеся с заданием, придумывают истории из двух-трех предложений, замечают почти все ошибки.

    9. «Старая сказка на новый лад»

    (для детей от четырёх лет)

    Цель: Развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

    Оборудование: сказка «Три медведя», кружочки, обозначающие медведей (коричневые разных размеров), красный кружок (девочка).

    Попросите ребенка придумать «сказку наоборот»:

    а) медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать?

    б) медведи добрые оказались, а девочка – злая. Как повели бы они себя?

    Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.

    Можно использовать и другие сказки.

    10. «Придумай необычное существо»

    (для детей от пяти лет)

    Цель : Развитие словотворчества, воображения, умения анализировать и различать реальные и фантазийные образы; расширение кругозора.

    Оборудование: Набор карточек с изображением различных предметов, растений, птиц, животных, цветов, героев сказок и т.п.

    Содержание: Дать ребенку сразу две карточки. Пусть малыш придумает такой персонаж, в котором бы соединились свойства сразу двух персонажей. Например, при сложении животных динозавра и свиньиполучаем других несуществующих животных: свинозавра или дининью. Таким образом, можно складывать разные слова (дуб + роза = дубороза, стрекоза + козел = стрекозел и т.п.). Не ограничивайтефантазию малыша, впрочем, как и свою! Свойства могут браться от разных растений, птиц, зверей, предметов и пр., лишь бы при этом назывался источник.

    11. «Волшебное дерево»

    (для детей от трёх лет)

    Цель: Расширениеобъёма словаря и кругозора; развитие творческих речевых умений, умения отгадывать загадки.

    Оборудование: Дерево, изготовленное из картона,с кармашками для картинок; комплект изображений предметов по изучаемой лексической теме.

    Перед детьми раскладываются картинки. Взрослый загадывает загадку об одном из предметов, изображенных на картинке. Ребёнок, правильно отгадавший загадку, ищет соответствующее изображение и «вешает» эту картинку на «Чудо-дерево».

    Усложнение (для детей от пяти лет). Предложить детям придумать новые свойстваразмещённых на «волшебном дереве» предметов: «Попробуйте придумать, каким волшебным свойством будет обладать предмет на нашем волшебном дереве».

    12. «Кто пришёл на карнавал?»

    (для детей от четырёх лет)

    Цель :Расширениеобъёма словаря и кругозора; развитиеобразной памяти, словесного творчества.

    Оборудование: Изображение новогодней ёлкис кармашками вокруг ёлки для «сказочных персонажей»; комплект сказочных персонажей из изучаемой сказки.

    Усложнение. После того как все герои «займут» свои места, детям предлагается придумать содержание разговора сказочных героев. «Попробуйте придумать, о чём будут разговаривать на новогоднем карнавале сказочные герои».

    13. «Волшебные предметыиз чудесного мешочка»

    (для детей от пяти лет)

    Цель: Расширение объёма словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предмета; развитие творческого мышления, словесного творчества.

    Оборудование: Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки.

    Содержание: Предварительно дети знакомятся с игрушками: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает еёи называет: «У меня чашка».Толькопосле этих слов ребёнок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть её, показать всем детям и рассказать о её новых волшебных качествах.

    Усложнённый вариант : прежде чем достать предмет из мешочка, необходимо определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, пластмассовый, деревянный), качество поверхности (гладкий, шероховатый, холодный, скользкий).

    14. «Придумай загадку о волшебном животном»

    (для детей от четырёх лет)

    Цель: Развитие творческого мышления, умения составлять описательные рассказы о животных;уточнение представлений о действиях животных.

    Оборудование: Предметные картинки, фишки, опорная схема для описания животных.

    Низкий уровень сложности. Детям раздаются предметные картинки (по 4 штуки). Один игрок выбирает и «загадывает» любую картинку из четырёх. Взрослый задаёт ему вопросы о животном: «Какое животное по размеру, цвету, где живёт?» «Какая шерсть, уши, хвост?»«Что может делать животное?»Ребёнок, загадавший животное, отвечает: «Животноемаленькое, серое,живёт в лесу, может прыгать.Шерсть густая, уши длинные, хвост короткий». Вопросы задаются до тех пор, пока один из играющих не догадается, какое животное загадано. За правильную отгадку выдаётся фишка.

    Средний уровень сложности. В игре используют 4 картинки. Вопросы игроку задают дети по очереди.«Какого цвета животное?», «Какогоразмера?» и т.п.Дети играют без участия взрослого.

    Высокий уровень сложности. Взрослый раздаёт более 4-хкартинок каждому участнику. Ребёнок рассказывает об особенностях загаданного животного («придумывает загадку») самостоятельно.

    Усложение (для старших дошкольников). Предложить детям придумать, какими волшебнымидействиями будут обладать животные. «Попробуйте придумать, какое волшебное действие может совершатьживотное».

    15. «Нелепицы»

    (для детей от четырёх лет)

    Цель: Развитие умения различать реальность и фантазийный вымысел; уточнение представлений о предмете, явлениях природы.

    Оборудование: Одинаковые чёрно-белые сюжетные картинки с изображением нелепиц (по количеству детей), цветные карандаши.

    Низкий уровень сложности. Каждому ребёнку выдаётся чёрно-белая картинка с изображением нелепиц. Дети рассматривают картинку. Взрослый предлагает детям назвать, что на картинке изображено неправильно. Затем взрослый предлагает раскрасить цветными карандашами только те изображения, которые соответствуют истине, что может быть на самом деле.

    Средний уровень сложности. Дети соревнуются, кто больше увидит и назовёт нелепиц. Вариантом использования помощи взрослого является наличие опорных слов, указывающих на ошибку и правильный вариант. В соответствии с названной парой слов дети находят ошибку на картинке. По окончании выполнения задания дети раскрашивают то, что на рисунке изображено верно.

    Высокий уровень сложности. Дети выполняют задание без помощи взрослого. Указывая на нелепицы, они дают правильные варианты. После этого дети раскрашивают то, что на рисунке изображено правильно.

    16. «Превращения»

    (для детей от четырёхлет)

    Цель: Развитие умения выделять существенные признаки предметов.

    Оборудование: Калейдоскоп, предметные картинки (чашка, кепка, кувшин, бутылка, диван, стул, кресло).

    Взрослый обращает внимание детей на то, что наличие или отсутствие определённых деталей у предмета является важным признаком, по которому мы узнаём этот предмет и называем его тем или иным словом.

    17. «Как спастись от колдуна?»

    (для детей от пяти лет)

    Цель: развитие связной речи, воображения, творческого мышления.

    Оборудование: набор мелких игрушек или предметных картинок 8-10 штук (можно использовать в дальнейшем заместители).

    После этого ребёнку предлагается объединить предметы в единый сюжет. Если ребёнок понял задание, то ему можно дать сразу набор игрушек или картинок.

    Если же ребёнок испытываеткакие-либо затруднения, необходимо помочь ему. Например, взять два первых попавшихся кубика, и придумать свой рассказ: «Однажды бабочка встретила ёжика, очень удивилась и спросила его, почему ёжик не летает. Ёжик ответил, что он не умеет летать, но зато умеет сворачиваться в клубок. И предложил научить этому бабочку. С тех пор они подружились».

    18. «Придумай историю»

    (для детей от пятилет)

    Цель: Развитие понимания и активизация слов с обобщающим значением; развитие связной речи, словесного творчества.

    Содержание: Взрослыйпредлагает ребёнку придумать историю (рассказ, сказку) об овощах, домашних животных, посуде, транспорте и т.д. Взрослый даёт образец истории, помогает придумать начало. Этапы развития сюжета («Как-то раз случился в деревне переполох…», «Однажды ночью игрушки ожили и …»). В данной игре ребёнок не только закрепляет понимание обобщающихслов, но и актуализирует лексику по теме, развивает вербальное (словесное) творчество.

    19. «Бывает – не бывает» (1 вариант)

    (для детей от четырёх лет)

    Цель: Развитие понятийного аспекта значения слов с обобщающим значением, уточнение их значения; развитие творческого мышления.

    Усложнение. Предложить детям самим придумать ложное или верное суждение. «Попробуйте сами придумать предложение в котором будет правда, т.е. что может быть, и ложь, т.е. чего не может быть».

    Примерныйречевой материал:

    · фрукты растут на деревьях;

    · овощи растут на кустарниках;

    · из ягод варят варенье;

    · обувь согревает тело человека в холодное время года;

    · в магазине продают продукты;

    · дикие животные живут в лесу;

    · перелётные птицы весной улетают на юг;

    · мебель нужна для удобства человека;

    · одежду носят на ногах;

    · летом лужи покрыты льдом и т.п.

    20. «Бывает – не бывает» (2 вариант)

    (для детей от пяти лет)

    Цели: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов; развитие творческих способностей.

    Примерныйречевой материал:

    · Дюймовочка выше Белоснежки, а Гулливер ниже лилипутов;

    · Птица Говорун любит громко молчать;

    · Снежная Королева любит лето, потому что летом идёт снег;

    · Винни Пух любит мёд за то, что он горький;

    · Папа Карло ниже Буратино, потому что он маленький;

    · Котёнок Гав мяукает громко, а кошка – тихо;

    · Сказка «Колобок» со счастливым концом, а сказка «Репка» - нет.

    21. «Пантомима»

    (для детей от пятилет)

    Цель: Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов, развитие общей моторики, творческих способностей.

    Примерный речевой материал:

    · злой волк – добрый медведь;

    · глупый лягушонок – умный кролик;

    · стремительный олень – медлительная черепаха;

    · смелый львёнок – трусливый заяц;

    · сильный тигр – слабый мышонок;

    · толстый хомяк – тонкая цапля;

    · радостный человек – печальный человек;

    · прямое дерево – кривое дерево;

    · тяжёлая сумка – лёгкая снежинка;

    · холодный лёд – горячий огонь.

    22. «Исправь ошибку»

    (для детей от пяти лет)

    Цель: Формирование семантических полей; закрепление представлений о сказочных персонажах.

    Содержание: Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ошибочность суждения в том, что в первой части предложения указывается на один признак сравнения,а во второй его части – на другой (внучкамаленькая, абабушка старенькая). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

    Примерный речевой материал:

    · внучка маленькая, а бабушка старенькая;

    · Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

    · Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

    · Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

    · Заяц серый, а петушок смелый;

    · Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

    · Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

    · У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п.

    Елена Александровна Корнева
    ГДОУ детский сад № 27 административного района г.Санкт-Петербурга
    учитель-логопед