Живая душа в темном царстве гроза. Литература и русский язык: Живая душа в "темном царстве", Сочинение. Сколько стоит написать твою работу

Творчество С. Я. Маршака

Первые детские стихи С. Я. Маршака

Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, не знакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака (1887 - 1964). Его стихи давно стали классическими образцами детской поэзии, они вмещают в себя едва ли не всё многообразие жизни ребёнка. Между тем Маршак начинал свою литературную деятельность совсем не с детских стихов. До появления его первых стихотворений, адресованных детям, он обращался к лирической и сатирической поэзии, переводил стихи английских поэтов и английский детский фольклор, писал пьесы для детского театра, работал в редакции журнала "Новый Робинзон". Кроме того, к середине 20-х гг., когда Маршак впервые выступает в качестве детского поэта, у него уже был большой опыт работы с детьми. Вот что он пишет в автобиографическом предисловии к сборнику избранных стихов 1964 г.: "Интерес к детям возник у меня задолго до того, как я стал писать для них книжки. Безо всякой практической цели бывал я в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Еще теснее сблизился я с детьми в Воронеже, когда мне пришлось заботиться об их обуви, пальтишках и одеялах". Возможно, именно благодаря этому опыту детские стихи Маршака проникнуты мягким юмором, любовью и сочувствием к своим читателям, а потому с лёгкостью завоёвывают их сердца. Первые детские стихи Маршака - о самых маленьких и для самых маленьких: "Великан", "Мяч", "Усатый-полосатый", "Ванька-встанька" и др. Предметом изображения здесь становятся самые простые и знакомые вещи: игрушки ("верный конь и слон домашний"), игры, домашние животные. В герое этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка - и ситуацию - знакомство с окружающим миром через игру:

Полон силы богатырской, Он от дома до ворот Целый поезд пассажирский На верёвочке ведёт.

Более того, вещам и явлениям маленького детского мира поэт придаёт такое же значение, какое придаёт им его герой, поэтому игрушечный паровоз превращается в "целый поезд пассажирский", бумажные кораблики - в настоящий "флот", а сам малыш - в "великана". Используя гиперболу, Маршак уравнивает в правах мир детства и мир взрослых людей, а потому со своими читателями он разговаривает на равных. Ситуация разговора взрослого с ребёнком становится композиционным приёмом в стихотворении "Усатый-полосатый" : автор как бы рассказывает маленькому слушателю историю о девочке и котёнке. Второй участник диалога присутствует здесь незримо, мы догадываемся о нём по разговорной интонации автора и чередованию стихотворной и прозаической речи. Ситуация рассказывания обрамляет собственно сюжет стихотворения - общение девочки с котёнком, своеобразная игра в "дочки-матери". Маленькая героиня в точности повторяет поведение взрослых по отношению к ребёнку: укладывает его спать, купает, кормит, даже учит говорить. Котёнок же играет роль непослушного малыша и всё делает наоборот, не случайно рефреном повторяется "Вот какой глупый котёнок!" Эти слова принадлежат не рассказчику и не девочке, это третий голос, и звучит он извне: именно так большинство взрослых воспринимает поведение детей. Но читатель-то понимает, что котёнок вовсе не "глупый", он всего лишь ведёт себя естественно. Именно об этом и рассказывает автор свою историю: об уважении к детям и котятам, вообще об уважении к ближнему. И интонация, с которой он обращается к слушателю, не содержит ни малейшего намёка на "сюсюканье" или нравоучение, ведь он говорит о том, что взрослый должен позволять ребёнку быть самим собой, а ребёнок, в свою очередь, должен с уважением относиться ко всему живому. Вообще животные у Маршака - категория особая: рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Животные из зоосада - не просто звери за решёткой, они ведь тоже "детки". Герои цикла стихотворений"Детки в клетке" испытывают то же самое, что могут испытывать люди: гнев, обиду, печаль, растерянность, тоску по родине. Первые стихотворения цикла - просто портреты животных, в основе каждого из них - характерные признаки ого ли иного обитателя зоопарка:

Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок! ("Жираф").

Но уже через несколько стихотворений начинают звучать эмоции. Вот, например, страусёнок переживает свою непохожесть на других птиц:

Когда пугаюсь, я бегу, Вытягивая шею. А вот летать я не могу И петь я не умею.

И уж совсем не детская тоска по родине звучит в стихотворении "Львица":

Я встретила здесь крокодила. Он мне улыбнулся, как друг. "Ты хочешь, - его я спросила, - К бананам и пальмам на юг?" "Дитя, - отвечал он уныло, - Не видеть родной мне земли!" И слезы из глаз крокодила По черным щекам потекли.

В большинстве стихотворений цикла повторяется один и тот же мотив - "детки в клетке" тоскуют об утраченной свободе:

На прутике записка: "Не подходите близко!" Записке ты не верь - Я самый добрый зверь. За что сижу я в клетке, Я сам не знаю, детки. ("Эскимосская собака").

Подобное изображение животных имеет двойной смысл. Во-первых, таким образом автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди. Во-вторых, через изображение "деток в клетке" Маршак показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.

Игровые и сатирические стихи

Позже лирическое начало в стихотворениях Маршака уступает место началу игровому. Собственно говоря, оно проявлялось и в ранних стихотворениях: "Великан" начинается как детская считалка и описывает игры маленького героя, стихотворение "Мяч" буквально воспроизводит детскую игру. Однако теперь игра из сюжетного мотива превращается в художественный приём. Это словесная игра, создающая парадоксальные ситуации, как в стихотворении "Вот какой рассеянный" :

Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки.

Здесь Маршак использует тот же приём, что и поэты-обериуты, - оксюморон, однако парадокс в его стихах - не следствие разыгравшейся фантазии. Всё происходящее в стихотворении имеет простое объяснение - рассеянность главного героя. Впрочем, рассеянность тоже не совсем обычная, а преувеличенная, так что в результате читатель получает комичную ситуацию и комичный образ, пародию на распространённое человеческое качество. А вот в стихотворении "Багаж" игровое начало выполняет уже не юмористическую, а скорее сатирическую функцию: здесь пред читателем уже вовсе не безобидный чудак, а малоприятная дама. Игра существует на композиционном уровне, в каждой строфе повторяется перечисление предметов багажа: "Диван, Чемодан, Саквояж, Картина, Корзина, Картонка И маленькая собачонка". Обладательница багажа сначала выглядит просто смешно, однако в середине стихотворение ситуация взрывается:

Собака-то как зарычит, А барыня как закричит: - Разбойники, воры, уроды! Собака - не той породы!

Бурю гнева вызывает всего лишь "маленькая собачонка", неожиданно превратившаяся в огромного взъерошенного пса. Игра с участием тех же предметов багажа становится средством сатирического изображения вздорного характера. Окончательное осмеяние звучит в последних строчках:

Однако За время пути Собака Могла подрасти!

Таким образом, в более поздних стихах Маршака игра выполняет функцию юмористического и сатирического приёма, использование которого позволяет автору несколькими штрихами нарисовать яркие образы. Кроме того, игровое начало в стихах Маршака помогает ребёнку осваивать мир. В весёлую игру поэт превращает знакомство со счётом ("Весёлый счёт") и алфавитом ("Автобус номер двадцать шесть"), календарём и основами географии ("Почта"). Играя со своим маленьким читателем, автор вводит его в большой мир.

Стихотворные сказки

В стихотворных сказках Маршак продолжает линию, начатую ещё в ранних стихах. Герои этих сказок - животные, и снова, рассказывая о них, поэт рассказывает о людях: о взрослых и детях, о сильных и слабых. Традиция эта восходит ещё к народным сказкам о животных, герои которых тоже были носителями человеческих качеств. Однако у Маршака известная схема наполняется оригинальным содержанием. В "Сказке о глупом мышонке" перед нами снова взрослые и ребёнок - "глупый маленький мышонок". Он отказывается спать, и мышка-мать зовёт к нему в няньки разных животных, мышонку ни одно не нравится, кроме кошки, потому сказка заканчивается печально:

Прибежала мышка-мать, Поглядела на кровать, Ищет глупого мышонка, А мышонка не видать...

Конечно, маленький герой не погибает в лапах кошки: сказка заканчивается многоточием, а позже Маршак напишет продолжение - "Сказку об умном мышонке" , в которой описаны приключения мышонка после знакомства с кошкой. Исследователи отмечают, что поведение главного героя - это поведение, характерное для подростка: он стремится вырваться в большой мир из маленького уютного дома, в котором ему скучно. Но при этом ему приходится повзрослеть: на свободе мышонка подстерегает множество опасностей в лице всевозможных диких животных, которые "страшнее кошки". И чтобы выжить, маленькому герою нужно быть умнее и находчивее своих врагов - хорька, ежа, совы. Дорога домой превращается для мышонка в настоящее испытание, и мышонок изменяется - это уже не тот капризный непослушный ребёнок, который отказывается от безопасного уюта и выбирает дружбу со злейшим врагом - кошкой. Самостоятельная жизнь - уже не игра, она требует от этого ребёнка настоящих, "взрослых" поступков, перед ним стоит серьёзный выбор - спастись или погибнуть. Выдержав испытание, повзрослевший мышонок возвращается домой, и у этой сказки уже по-настоящему счастливый финал:

То-то рада мышка-мать! Ну мышонка обнимать! А сестренки и братишки С ним играют в мышки-мышки.

Итак, тема взрослых и детей звучит в сказках Маршака по-новому, автор сосредоточен на том, как маленький человек становится взрослым. Разница же между взрослыми и детьми заключается вовсе не в том, что кто-то лучше, а кто-то хуже, а в умении совершать поступки и отвечать за них. Так сказки Маршака воспитывают в подрастающем читателе ответственность и самоуважение. (


Книги для самых маленьких

С. Я. Маршак
Цикл стихотворений "Детки в клетке"

Стихотворения Маршака давно стали классикой детского чтения, они сопровождают маленького читателя едва ли не до подросткового возраста, постепенно открывая ему пёстрый мир во всём его многообразии. Но сегодня мы расскажем о книге, которая одной из первых входит в круг детского чтения и надолго остаётся одной из самых любимых. Это цикл стихотворений "Детки в клетке". Написанный в начале 20-х годов прошлого века, он не раз переиздавался, как отдельными изданиями, так и в составе больших сборников. В 70-е годы выходила отдельная книжечка с рисунками Е. Чарушина, сейчас "Детки в клетке" публикуются в основном вместе с другими стихами и сказками Маршака.

Итак, перед нами зоосад - так и называется первое стихотворение цикла. Оно строится вокруг сюжета - один день из жизни зоологического сада, с утра до вечера. Таких сюжетных стихотворений в цикле немного, в основном он состоит из коротеньких портретных зарисовок маленьких обитателей зоопарка. С одной стороны, они впервые знакомят читателя с разными животными и прежде всего это стихотворения-картинки, построенные на каком-то характерном признаке: у слона - величина, у зебры - полоски, у жирафа - рост:

    Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста.
    Но тому, кто так высок,
    Нелегко сорвать цветок.
Каждая такая картинка - не просто статичный портет, это маленькая сценка из жизни героя стихотворения, наполненная движением. Вот, например, гусёнок:
    Отчего течёт вода
    С этого младенца?
    Он недавно из пруда.
    Дайте полотеце!
В четырёх строчках - живой образ взъерошенного птенца, не застывшее глянцевое изображение, а подвижный фрагмент жизни.

Или, например, "Львёнок" - одно из самых динамичных стихотворений:

    Нет, постой, постой, постой,
    Я разделаюсь с тобой!
    Мой отец одним прыжком
    Расправляется с быком.
    Будет стыдно, если я
    Не поймаю воробья.
    Эй, вернись, покуда цел!
    Мама! Мама! Улетел!..
Возможно, именно благодаря этой удивительной точности и яркости "Детки в клетке" до сих пор, спустя многие десятилетия, остаются лучшими стихотворениями о животных и легко выдерживают конуренцию с многочисленными "зверинцами" современных авторов.

И всё-таки дело не только в несомненной художественной ценности этих стихов. "Детки в клетке" - не просто портретные зарисовки, это нечто большее. За решёткой в зоопарке не просто звери, а тоже детки, тоже живые существа, способные испытывать те же эмоции, что и маленькие дети. Лучше всего об этом сказала ещё Марина Цветаева в своём критическом обзоре "О новой русской детской книге": "Не звери в клетке, а детки в клетке, те самые детки, которые на них смотрят. Дети смотрят на самих себя. Малолетние (дошкольные!) - слон, белый медведь, жирафа, лев, верблюд, кенгуру, шимпанзе, тигр, собака-волк, просто-волк - кого там нет! Все там будем."

И в самом деле, обитатели зоосада испытывают типичные человеческие чувства: испуг, недоумение, растерянность, они тоскуют об утраченной свободе ("За что сижу я клетке, / Я сам не знаю, детки!") и о далёкой родине ("Мартышка вспоминает / Страну свою - Алжир / И утром принимает / Прохладный рыбий жир"). Так простенькие на первый взгляд стихотворения о животных становятся для маленького читателя и первым уроком сочувствия и сострадания: к тем, кто слабее, и вообще ко всему живому.

Остаётся только добавить, что по мере переиздания стихотворения цикла переживали и своеобразные превращения, и некоторые тексты первоначально звучали совсем иначе. Например, от стихотворения "Тигрёнок" до нас дошли лишь две последних строчки, а в первых изданиях оно выглядело так:

    Убирайтесь! Я сердит!
    Мне не нужен ваш бисквит.
    Что хорошего в бисквите?
    Вы мне мяса принесите.
    Я тигрёнок, хищный зверь!
    Понимаете теперь?
    Я с ума сойду от злости!
    Каждый день приходят гости,
    Беспокоят, пристают
    В клетку зонтики суют.
    Эй, не стойте слишком близко!
    Я тигрёнок, а не киска!
Обзор подготовила филолог

Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!

Вышел сторож из сторожки,
Подметает он дорожки,
Курит трубку у ворот,
Нам обедать не дает.

Долго, долго у решетки,
Мы стоим, разинув глотки.
Знаем, знаем без часов,
Что обед для нас готов.

За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.

Это трудная работа
Щеки лоснятся от пота.
После пищи нужен сон.
Прислонившись, дремлет слон.

Показав себя народу,
Бегемот уходит в воду.
Спит сова, вцепившись в пень,
Спит олень, и спит тюлень.

Темно-бурый медвежонок
Про себя ворчит спросонок,
Только пони и верблюд
Принимаются за труд.

На верблюде, на верблюде,
Как в пустыне, ездят люди,
Проезжают мимо рва,
За которым видят льва,
Проезжают мимо клетки,
Где орлы сидят на ветке.

Неуклюж, космат и худ,
Ходит по саду верблюд.
А по кругу, на площадке,
Черногривые лошадки
Мчатся рядом и гуськом,
Машут челкой и хвостом.

Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.

Слон

Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко
Я тигренок, а не киска!

Зебры

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Белые медведи

У нас просторный водоем.
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа.
Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!

Совята

Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.

Страусенок

Я - страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Пингвин

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

Лебеденок

Отчего течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце!

Верблюд

Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Эскимосская собака

На прутике записка:
«Не подходите близко!»
Записке ты не верь
Я самый добрый зверь.
За что сижу я в клетке,
Я сам не знаю, детки.

Пингвинята

Мы - два брата, два птенца.
Мы недавно из яйца.
Что за птица - наша мать?
Где ее нам отыскать?

Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже, кто мы.
Гуси? Страусы? Павлины?
Догадались! Мы - пингвины.

Кенгуру

Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.

Собака Динго

Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса
Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.

Она в кусты - и я за ней,
Она в ручей - и я в ручей,
Она быстрей - и я быстрей,
Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост.
С утра бежали мы до звезд,
Но вот поймал ее за хвост
Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.

Львята

Вы разве не знаете папы
Большого, рыжего льва?
У него тяжелые лапы
И косматая голова.

Он громко кричит - басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосем молоко.

Львенок

Нет, постой, постой, постой,
Я разделаюсь с тобой!
Мой отец одним прыжком
Расправляется с быком.

Будет стыдно, если я
Не поймаю воробья.
Эй, вернись, покуда цел!
Мама! Мама! Улетел!..

Львица

Какое туманное лето
В неласковой этой стране!
Я в теплое платье одета,
Но холодно, холодно мне!

Меня называют дикаркой
За то, что сижу я в тоске,
Мечтая об Африке жаркой,
О мягком, горячем песке.

Я встретила здесь крокодила.
Он мне улыбнулся, как друг.
«Ты хочешь, - его я спросила,
К бананам и пальмам на юг?»

«Дитя, - отвечал он уныло,
Не видеть родной мне земли!»
И слезы из глаз крокодила
По черным щекам потекли.

Гиена

Захрапели носороги,
Дремлет страус длинноногий.
Толстокожий бегемот
Лег спокойно на живот.

Спит верблюд, согнув колени.
Но не спится мне - гиене!
Настает моя пора:
Буду выть я до утра.

Днем молчала я угрюмо
Я боюсь дневного шума
Но зато мой хриплый смех
По ночам пугает всех!

Даже львы меня боятся...
Как над ними не смеяться?

Медведь

Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте.
Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот.

Нет, правее! Нет, левее!
Промахнулись, ротозеи!
Вот теперь попали в рот!
Что за пряник - чистый мед!

За такое угощенье
Мы покажем представленье.
Ну-ка, Миша, поклонись!
Ну-ка, Миша, кувырнись!

Шакал

Мой отец - степной шакал
Пищу сам себе искал.
Далеко в стране песчаной
Провожал он караваны
И в пустыне при луне
Громко плакал в тишине.
Ел он кости и объедки,
А теперь живет он в клетке.
От дождя он здесь укрыт
И всегда бывает сыт.

Слон

Африканец молодой
Обливается водой.
Вымыл голову и ухо
И в лоханке стало сухо.

Для хорошего слона
Речка целая нужна.
Уберите-ка
Лоханку,
Принесите-ка
Фонтанку!

Обезьяна

Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.

Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:

«На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей».

Кенгуру

Длиннохвостый кенгуру
Погулять зовет сестру,
А сестра сидит в мешке
У мамаши на брюшке.

Живая душа в "темном царстве"

Героини русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза". Чем же выделяется среди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившая никакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера - семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами, посещения церкви.

Первые слова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни, лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорная женщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катерины выводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестует против несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины с Варварой она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают так, как птицы?" Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение с птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит о том, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенной мечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живое чувство.

Характер Катерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства и девичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармонии мир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности со всем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. "Да здесь все как будто из-под неволи", - говорит героиня, указывая на резкий контраст ее теперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катерины до конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с "темным царством". История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такие определяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, став взрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"

Любовь к Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Она подготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской по утраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесы усиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью Катерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катерины глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живой душе, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут и иссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслями Катерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе с ключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены и любовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистной свекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, которая сулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе - это непосильная задача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви - значит навсегда отказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катерина сознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызов кабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольно четко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом "темного царства" - Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, что крепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свобода ведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво "пилит" Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить. Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности и незыблемости ее взглядов на семью.

В чем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх перед грозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания, а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу и свекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова ее покаяния: "Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!" Ни свекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побил немножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказать Катерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершив грех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя через тяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственно очищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убивает последнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готова ехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может и не хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.

У Катерины остается один выход - самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнем монологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами, чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катерина все-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее, светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном доме свекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катерина отвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истинную жизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красоте и гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидует мертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые до конца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском "темном царстве" можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н. Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевской религии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/


В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с «Современником») и Луч света в темном царстве (о драме А.Н.Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от «внутреннего врага», каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей...

В умаление приходить... умные люди замечают, что у нас и время короче становится”. И действительно, время работает против “темного царства”. Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: “На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки...

Он, по - моему, не противостоит калиновскому мирку, смиренно сносит не только насмешки, но и явную грубость. Однако именно этому безвольному существу автор поручает дать характеристику “ темного царства ” Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живет какой - то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, ...

Них отличается. Лишь один человек не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерам – Борис, «молодой человек, порядочно образованный», по ремарке Островского. Но хоть и чужой, он все-таки уже взят в плен Калиновым, не может порвать связь с ним, признал над собой его законы. Ведь связь Бориса с Диким даже не денежная зависимость. ...

Героини русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова пушкинская Татьяна, тургеневская Лиза Калитина. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза". Чем же выделяется среди других действующих лиц пьесы эта юная купеческая жена, не получившая никакого образования, не участвующая в общественно значимом деле? Ее сфера - семья, необременительные домашние занятия: рукоделие, уход за цветами, посещения церкви.

Первые слова Катерины, когда она называет Кабаниху родной матерью, явно неискренни, лицемерны. Значит, сначала героиня воспринимается как подневольная, покорная женщина, привыкшая к зависимому положению. Но уже следующая реплика Катерины выводит нас из этого заблуждения, так как здесь она уже открыто протестует против несправедливых обвинений свекрови. В последующем разговоре Катерины с Варварой она произносит необычные слова: "Отчего люди не летают так, как птицы?" Они кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Сравнение с птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, красноречиво говорит о том, как тяжело Катерине переносить гнетущую неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови. Невольно вырвавшиеся слова героини говорят о ее затаенной мечте освободиться их этой темницы, где подавляется и убивается всякое живое чувство.

Характер Катерины нельзя до конца понять без ее рассказов о счастливой поре детства и девичества в родительском доме. Уносясь мечтой в этот чудесный, полный гармонии мир, Катерина вспоминает о постоянном ощущении счастья, радости, слиянности со всем окружающим, которого она лишена в доме свекрови. "Да здесь все как будто из-под неволи", - говорит героиня, указывая на резкий контраст ее теперешней жизни с милым и дорогим прошлым. Именно эта неспособность Катерины до конца смириться с кабановским гнетом обостряет ее конфликт с "темным царством". История, происшедшая с героиней в детстве, выявляет в ней такие определяющие черты характера, как вольнолюбие, смелость, решительность. И, став взрослой, Катерина все та же. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: "А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"

Любовь к Борису стала для Катерины причиной пробуждения и возрождения ее души. Она подготовлена всей ее подневольной жизнью в кабановском доме, ее тоской по утраченной гармонии, мечтой о счастье. Но автор на протяжении всей пьесы усиливает контраст между возвышенной, одухотворенной, беспредельной любовью Катерины и приземленным, осторожным увлечением Бориса. Эта способность Катерины глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, говорит о ее живой душе, которая смогла сохраниться в омертвелом кабановском мире, где вянут и иссыхают все искренние чувства. Мотив неволи постоянно переплетается с мыслями Катерины о любви. Особенно отчетливо это звучит в ее знаменитом монологе с ключом. В состоянии тяжелейшей душевной борьбы между долгом верной жены и любовью к Борису Катерина постоянно возвращается к мыслям о ненавистной свекрови и постылых стенах кабановского дома. Подавить в себе любовь, которая сулит так много счастья, ради унылого прозябания в неволе - это непосильная задача для молодой женщины. Ведь отказаться от любви - значит навсегда отказаться от всего лучшего, что может подарить жизнь. Значит, Катерина сознательно совершает грех, чтобы сохранить свою живую душу, бросая этим вызов кабановским понятиям о нравственности. Каковы же эти понятия? Они довольно четко и конкретно сформулированы своеобразным идеологом "темного царства" - Марфой Игнатьевной Кабановой. Она абсолютно убеждена в том, что крепкая семья должна быть основана на страхе жены перед мужем, что свобода ведет человека к нравственному падению. Поэтому она так настойчиво "пилит" Тихона, который не способен прикрикнуть на жену, пригрозить ей или поколотить. Публичное покаяние Катерины еще больше утверждает Кабаниху в правильности и незыблемости ее взглядов на семью.

В чем же все-таки причина публичного покаяния Катерины? Может быть, это страх перед грозной божьей карой? Думаю, что дело здесь не в трусости или боязни наказания, а в исключительной совестливости Катерины, в ее неспособности лгать мужу и свекрови, притворяться перед людьми. Ведь именно так понимаются первые слова ее покаяния: "Все сердце изорвалось! Не могу больше терпеть!" Ни свекровь, которая теперь запирает невестку на замок, ни муж, который ее побил немножко, потому что маменька велела, не могут сильнее осудить и наказать Катерину, чем она сама. Ведь она чувствует свою вину не только перед Тихоном и Кабанихой, но и перед всем миром, перед высшими силами добра и правды. Совершив грех, Катерина утрачивает ту гармонию с миром, которая жила в ней. Пройдя через тяжелые духовные испытания, через изнурительные муки совести, она нравственно очищается. Страданиями Катерина искупает свой грех. Прощание с Борисом убивает последнюю надежду героини на жизнь, в которой еще возможна радость. Она готова ехать за любимым человеком в далекую Сибирь невенчанной женой, но он не может и не хочет противиться грозному дяде, надеясь на мифическое наследство.

У Катерины остается один выход - самоубийство. И не потому, что ей опротивела жизнь. Наоборот, в последнем монологе героини, когда она прощается с солнышком, травкой, цветами, птицами, чувствуется ее огромное желание жить, любить красоту земли. Но Катерина все-таки выбирает смерть, потому что только так она может сохранить то лучшее, светлое, чистое и возвышенное, что живет в ее душе. А годы жизни в мрачном доме свекрови равносильны медленному, растянувшемуся во времени умиранию. Катерина отвергает это жалкое подобие жизни и, бросившись в Волгу, утверждает истинную жизнь, полную радостной беззаветной любви к цветам, деревьям, птицам, к красоте и гармонии мира. Может быть, это подсознательно чувствует Тихон, когда завидует мертвой жене. У него впереди скучные, однообразные месяцы и годы, которые до конца убьют его душу, ибо сохранить ее живой в кабановском "темном царстве" можно только ценой жизни. Значит, в образе Катерины А. Н. Островский воплотил живую душу народа, его протест против домостроевской религии, гнетущих условий действительности, зависимости и несвободы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/