Золотое сечение в русской живописи примеры. Значение золотого сечения в искусстве. Золотое сечение в человеке

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Золотое сечение в живописи Подготовила: Харламова Елизавета Ди-1Б Преподаватель Хакимова Одина Расуловна Департамент образования г.Москвы Колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже

2 слайд

Описание слайда:

Порой профессиональные художники, научившись рисовать и писать с натуры, по причине собственной слабой фундаментальной подготовки, считают, что знания законов красоты, (в частности закона золотого сечения) мешают свободному интуитивному творчеству. Это большое и глубокое заблуждение многих художников, так и не ставших истинными творцами. Вся античная культура прошла под знаком золотой пропорции. Знание законов золотого сечения или непрерывного деления, как его называют некоторые исследователи учения о пропорциях, помогают художнику творить осознанно и свободно. Используя закономерности золотого сечения, можно исследовать пропорциональную структуру любого художественного произведения, даже если оно создавалось на основе творческой интуиции. Эта сторона дела имеет немаловажное значение при изучении классического наследия и при искусствоведческом анализе произведений всех видов искусств.

3 слайд

Описание слайда:

Немного истории В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в «Началах» Евклида. А открытие пропорций принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося математика VI века до н. э. Пифагора и его ученика Никомаха. Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов и скульпторов. Будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях обнаруживается высота колена и нижний уровень шеи.

4 слайд

Описание слайда:

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.

5 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи Нет сомнений, что Леонардо был великим художником, это признавали уже его современники, но его личность и деятельность останутся покрытыми тайной, так как он оставил потомкам не связное изложение своих идей, а лишь многочисленные рукописные наброски, заметки, в которых говорится «обо всем на свете». Он писал справа налево неразборчивым почерком и левой рукой. Это самый известный из существующих образец зеркального письма. Термин "Золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи (1452-1519) (гениальный живописец, ученый и инженер)

6 слайд

Описание слайда:

Мона Лиза (Джоконда) В этом шедевре исследователи замечали, что глубокие знания Леонардо строения человеческого тела, помогли ему уловить эту загадочную улыбку. Подчеркивали выразительность отдельных частей картины и пейзажа, нового спутника портрета, естественность выражения, простоту позы, красоту рук. Художник сделал небывалое: на картине изображен воздух, он окутывает фигуру прозрачной дымкой. Существует очень много версий об истории этого портрета. Вот одна из них. Однажды Леонардо да Винчи получил заказ от банкира Франческо де ле Джокондо написать портрет молодой женщины, жены банкира, Монны Лизы. Женщина не была красива, но в ней привлекала простота и естественность облика. Леонардо согласился писать портрет. Его модель была печальной и грустной, но Леонардо рассказал ей сказку, услышав которую, она стала живой и интересной.

7 слайд

Описание слайда:

Мона Лиза (Джоконда) Композиция портрета "Джоконда" основана, по словам Луки Пачиоли (средневекового монаха), на золотых треугольниках, которые являются частями звездчатого пятиугольника.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Существовало мнение, что композиция имеет успех из-за построения на «золотых прямоугольниках».

10 слайд

Описание слайда:

Картина имеет точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры..

11 слайд

Описание слайда:

Золотое сечение в картине И.И. Шишкина «Сосновая роща» На этой знаменитой картине И. Шишкина с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны – освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Слева от главной сосны находится множество сосен – при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению дальше.

Тибайкина Юлия Витальевна

(Я - исследователь. История открытий)

Тибайкина Юлия Витальевна

Ставропольский край, г. Благодарный

МКОУ «СОШ № 9», 9 класс

Золотое сечение в живописи

Аннотация проекта.

Паспорт проекта.

1. Название: “Золотое сечение в живописи”.

2. Руководитель проекта: Тибайкина Н.А

3. Проект выполняется в рамках предметного элективного курса “Решение задач повышенной сложности по алгебре и геометрии”.

4. Проект затрагивает вопросы истории математики, психологии, философии, социологии.

5. Рассчитан на 14–15 лет, 9–11 класс.

6. Тип проекта: исследовательский и информационный. Внутри классный, краткосрочный.

7. Цель проекта: Изучить значение математики в жизни человека, её влиянии на качества человека, повысить интерес к математике и её изучению. Развить общие учебные навыки.

8. Задачи проекта:

1. Изучить цели математического образования.

2. Познакомиться с основами математического образования.

3. Ответить на вопросы: зачем нужна математика? что может дать математика каждой отдельной личности?

4. Изучить высказывания учёных, политиков, философов о значении математики.

5. Развить навыки самостоятельной работы с текстом, с анкетой, навыков общения, умения анализировать и систематизировать полученные данные.

6. Сформировать приёмы критического мышления, умения проводить оценку и самооценку делать выводы.

9. Предполагаемые продукты проекта: ученический проект «Золотое сечение», создание презентации.

10. Этапы работы:

1. Определение целей работы и путей их достижения, форм и методов работы.

2. Сбор информации по теме.

3. Работа в творческих группах, обработка результатов, промежуточные итоги.

4. Подготовка и проведение круглого стола.

5. Обсуждение результатов, подготовка презентации.

Данный проект иллюстрирует применение математики на практике, знакомит с историческими сведениями, показывает связь с другими областями знаний, подчеркивает эстетические аспекты изучаемых вопросов.

Проект формирует компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. В сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере социально-трудовой деятельности, в бытовой сфере, в сфере культурно-досуговой деятельности.

Проект расширяет сферу математических знаний учащихся: знакомит учащихся с золотой пропорцией и связанных с нею соотношениях, развивает эстетическое восприятие математических фактов. Показывает применение математики не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство. Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (показать возможности применения полученных знаний в своей будущей профессии художника, архитектора, биолога, инженера-строителя).

Основополагающий вопрос: «Можно ли измерить алгеброй гармонию?» Проблемные вопросы: что является одним из основополагающих принципов природы? Существует ли закономерность «золотого сечения»? Какое отношение является «золотым сечением»? Чему приближенно равно «золотое сечение»? Удовлетворяют ли приятные глазу вещи «золотому сечению»? Где встречается «золотое сечение»?

« Золотая пропорция» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них. В базовом курсе математики золотому сечению уделено мало времени, представлена лишь математическая составляющая, а об общекультурном аспекте упоминается вскользь. Поэтому математика в нем подается как элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства, а также элемент общей культуры отдельного человека. При этом курс рассчитан на базовый уровень владения весьма ограниченным математическим содержанием. Ведущий подход, который был использован при разработке курса: показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры – науки и искусства; расширить представления о сферах применения математики; показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т.д. Данный проект призван помочь ученикам представить математику в контексте культуры и истории. Данный проект может стать дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознания положения об универсальности математических знаний. Предполагается, что результатами освоения учащимися данного курса, могут стать следующие умения:1) использовать математические знания, алгебраический и геометрический материал для описания и решения задач будущей профессиональной деятельности;2) применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающеммире;3) проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки.

Предполагается, что результатами освоения учащимися данного курса, могут стать следующие умения:

1) использовать математические знания, алгебраический и геометрический материал для описания и решения задач будущей профессиональной деятельности;

2) применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире;

3) проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Геометрия владеет двумя сокровищами, одно из них – это

теорема Пифагора, а другое – деление отрезка в среднем и

крайнем отношении. Первое можно представить мерой

золота; второе же больно напоминает драгоценный камень.

Иоганн Кеплер

1. Введение.

Актуальность исследования.

При изучении школьных предметов имеется возможность рассмотреть взаимосвязи между понятиями, принятыми в различных областях знаний, и процессами, протекающими в природной среде; выяснить связь между математическими законами и свойствами и закономерностями развития природы. С древности, наблюдая за окружающей природой и создавая произведения искусства, люди искали закономерности, которые позволяли бы определить прекрасное. Но человек не только создавал красивые предметы, не только любовался ими, он все чаще задавался вопросом: почему этот предмет красив, он нравится, а другой, очень похожий, не нравится, его нельзя назвать красивым? Тогда из творца прекрасного он превращался в его исследователя. Уже в Древней Греции изучение сущности красоты, прекрасного сформировалось в отдельную ветвь науки – эстетику. Изучение прекрасного стало частью изучения гармонии природы, ее основных законов организации.

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение понятия "гармония":

"Гармония - соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия".

Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Эту пропорцию называли по-разному – «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом». Классическими проявлениями золотого сечения являются предметы обихода, скульптура и архитектура, математика, музыка и эстетика. В предыдущем столетии с расширением области знаний человечества резко увеличилось количество сфер, где наблюдается феномен золотой пропорции. Это биология и зоология, экономика, психология, кибернетика, теория сложных систем, и даже геология и астрономия.

Огромный интерес у меня и моих сверстников вызвал принцип «золотой пропорции». Интерес к этой древней пропорции то утихает, то разгорается с новой силой. А на самом деле мы встречаемся с золотым сечением каждый день, но не всегда замечаем это. В школьном курсе геометрии мы познакомились с понятием пропорции. Мне захотелось подробнее узнать о применении этого понятия не только в математике, но и в нашей повседневной жизни.

Предмет исследования:

Отображение «Золотого сечения» в аспектах деятельности человека:

1.Геометрия; 2. Живопись; 3. Архитектура; 4. Живая природа (организмы); 5. Музыка и поэзия.

Гипотеза:

Человек в своей деятельности постоянно сталкивается с предметами, использующими в своей основе золотое сечение.

Задачи:

1.Рассмотреть понятие «золотое сечение» (немного об истории), алгебраическое нахождение «золотого сечения», геометрическое построение «золотого сечения».

2.Рассмотреть «золотое сечение» как гармоническую пропорцию.

3.Увидеть в окружающем меня мире применение этих понятий.

Цели :

1.показать на материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры – науки и искусства;

2.расширить представление о сферах применения математики;

3.показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т.д.

Методы работы:

Сбор и анализ информации.

Самостоятельное исследование (индивидуально и в группе).

Обработка полученной информации и её наглядное представление в виде таблиц и диаграмм.

2.Золотое сечение. Применение золотого сечения в математике.

2.1 Золотая пропорция. Общие сведения.

В математике пропорцией (лат. proportion) называют равенство двух отношений: а:b = с:d.

Рассмотрим отрезок. Его можно разделить точкой на две части бесконечным множеством способов, но только в одном случае получается золотое сечение.

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему:

а:b = b:с или с:b = b:а. (рис.1)

Выясним, каким числом выражается золотое сечение. Для этого выберем произвольный отрезок и примем его длину за единицу. (рис.2)

Разобьём этот отрезок на две неравные части. Большую из них обозначим через «х». Тогда меньшая часть равна 1-х.

В пропорции, как известно, произведение крайних членов равно произведению средних и эту пропорцию перепишем в виде: х 2 = (1-х)∙1

Решение задачи сводится к уравнению х 2 +х-1=0 , длина отрезка выражается положительным числом, поэтому из двух корней х 1 = и х 2 = следует выбрать положительный корень.
= 0.6180339.. – число иррациональное.

Следовательно, отношение длины меньшего отрезка к длине большего

отрезка и отношение большего к длине всего отрезка равно 0,62. Такое отно-

шение и будет золотым.

Полученное число обозначается буквой j . Это первая буква в имени великого древнегреческого скульптора Фидия (родился в начале 5 века до н.э.), который часто использовал золотое сечение в своих произведениях. Если ≈ 0,62, то 1-х ≈ 0,38, таким образом, части «золотого сечения» составляют приблизительно 62% и 38% всего отрезка.

2.2. История «Золотого сечения»

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор , древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. В начале 20-го века в Саккаре (Египет) археологи вскрыли склеп, в котором были погребены останки древне-египетского зодчего по имени Хеси-Ра. В литературе это имя часто встречается как Хесира. Предполагается, что Хеси-Ра был современником Имхотепа, жившего в период правления фараона Джосера (27-й век до н.э.), так как в склепе обнаружены печати фараона. Из склепа наряду с различными материальными ценностями были извлечены деревянные доски-панели, покрытые великолепной резьбой. (Рис.5)

В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в "Началах" Евклида . Во 2-й книге "Начал" дается геометрическое построение золотого деления. После Евклида исследованием золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам "Начал" Евклида. Переводчик Дж.Kампано из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным. В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением, как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Леонардо да Винчи , художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли , и Леонардо оставил свою затею. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро дел ла Франчески , написавшего две книги, одна из которых называлась "О перспективе в живописи". Его считают творцом начертательной геометрии. В 1509г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли "Божественная пропорция" с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции.

2.4. Золотая пропорция и связанные с нею соотношения.

Вычислим число обратное по отношению к числу φ:

1:()== ∙=

Обратная величина обычно обозначается как Ф = =1,6180339..≈ 1,618.

Число j - единственное положительное число, которое обращается в обратное себе при прибавлении единицы.

Обратим внимание на удивительную инвариантность золотой пропорции:

Ф 2 =() 2 ==== и Ф+1=

Такие значительные преобразования, как возведение в степень, не смогли уничтожить сущность этой уникальной пропорции, ее «душу».

2.4.1. «Золотой» прямоугольник.

Прямоугольник, стороны которого находятся в золотом отношении, т.е.

отношение ширины к длине даёт число φ, называется золотым прямоуголь-

ником.

Окружающие нас предметы дают примеры золотого прямоугольника: об-

ложки многих книг, журналов, тетрадей, открытки, картины, крышки столов,

экраны телевизоров и т.д. близки по размерам к золотому прямоугольнику.

Свойства «Золотого» прямоугольника.

  1. Если от золотого прямоугольника со сторонами а и в (где, а>в ) отрезать квадрат со стороной в , то получится прямоугольник со сторонами в и а-в , который тоже золотой. Продолжая этот процесс, мы каждый раз будем получать прямоугольник меньших размеров, но опять золотой.
  2. Процесс, описанный выше, приводит к последовательности так называемых вращающихся квадратов. Если соединить противоположные вершины этих квадратов плавной линией, то получим кривую, которая называется «золотой спиралью». Точка, с которой она начинает раскручиваться называется полюсом. (Рис.7 и рис.8)

2.4.2. «Золотой треугольник».

Это равнобедренные треугольники у которых отношение длины боковой стороны к длине основания равняется Ф. Одно из замечательных свойств такого треугольника состоит в том, что длины биссектрис углов при его основании равны длине самого основания. (Рис.9)

2.4.3. Пентаграмма.

Замечательный пример «золотого сечения» представляет собой правильный пятиугольник – выпуклый и звездчатый: (рис.10 и рис.11)

Соединяем углы пятиугольника через один диагоналями и получаем пентаграмму. Все диагонали пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой золотой пропорцией.

Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения. Звездчатый пятиугольник называется пентаграмма (от слова «пенте» – пять).

Правильные многоугольники привлекали внимание древнегреческих учёных ещё задолго да Архимеда. Пифагорейцы выбрали пятиконечную звезду в качестве талисмана, она считалась символом здоровья и служила опознавательным знаком.

4.2. Золотое сечение и восприятие изображений.

О способности зрительного анализатора человека выделять объекты, построенные по алгоритму золотого сечения, как красивые, привлекательные и гармоничные, известно давно. Золотое сечение дает ощущение наиболее совершенного единого целого. Формат многих книг соответствует золотому сечению. Оно выбирается для окон, живописных полотен и конвертов, марок, визиток. Человек может ничего не знать о числе Ф, но в строении предметов, а также в последовательности событий он подсознательно находит элементы золотой пропорции.

1. Участниками исследования стали мои одноклассники, которым предлагалось выбирать и копировать прямоугольники различных пропорций. (Рис.12)

Из набора прямоугольников было предложено выбрать те, которые испытуемые сочтут самыми красивыми по форме. Большинство опрошенных (23%) указали на фигуру, стороны которой соотносятся между собой в пропорции 21:34. Соседние фигуры (1:2 и 2:3) также были оценены высоко соответственно 15 процентов верхняя фигура и 17 процентов – нижняя, фигура 13:23 – 15%. Все остальные прямоугольники получили не более 10 процентов голосов каждый. Этот тест - не только чисто статистический эксперимент, он отражает реально существующую в природе закономерность. (Рис.13 и рис.14)

2.При рисовании собственных рисунков преобладают пропорции, близкие к золотому сечению (3:5), а также в отношении 1:2 и 3:4.

5.Золотое сечение в живописи.

Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т.е. расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. (Рис.15)

Данное открытие у художников того времени получило название "золотое сечение" картины. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу фотографии, картины необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров.

Ниже, приведены различные варианты сеток, созданных по правилу «Золотого сечения», для различных композиционных вариантов.

Базовые сетки, выглядят как на рис.16.

Мастера Древней Греции, умевшие сознательно пользоваться золотой пропорцией, что, в сущности, весьма просто, умело применяли ее гармонические величины во всех видах искусства и достигли такого совершенства строения форм, выражающих их общественные идеалы, какое редко встречается в практике мирового искусства. Вся античная культура прошла под знаком золотой пропорции. Знали эту пропорцию и в Древнем Египте. Я покажу это на примере таких живописцев как: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Шишкин.

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ (1452 – 1519)

Переходя к примерам «золотого сечения» в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи. Его личность одна из загадок истории. Сам Леонардо да Винчи говорил: «Пусть никто, не будучи математиком, не дерзнет читать мои труды». Он писал справа налево неразборчивым почерком и левой рукой. Это самый известный из существующих образец зеркального письма. Портрет Монны Лизы (Джоконды) рис.17 долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника.

Тайная вечеря” (рис.18)

- самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную - строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено..."

РАФАЭЛЬ (1483 – 1520)

В отличие от золотого сечения ощущение динамики, волнения проявляется, пожалуй, сильней всего в другой простой геометрической фигуре - спирали. Многофигурная композиция, выполненная в 1509 - 1510 годах Рафаэлем, когда прославленный живописец создавал свои фрески в Ватикане, как раз отличается динамизмом и драматизмом сюжета. Рафаэль так и не довел свой замысел до завершения, однако, его эскиз был гравирован неизвестным итальянским графиком Маркантинио Раймонди, который на основе этого эскиза и создал гравюру "Избиение младенцев".

На подготовительном эскизе Рафаэля проведены красные линии, идущие от смыслового центра композиции - точки, где пальцы воина сомкнулись вокруг лодыжки ребенка, - вдоль фигур ребенка, женщины, прижимающей его к себе, воина с занесенным мечом и затем вдоль фигур такой же группы в правой части эскиза. Если естественным образом соединить эти куски кривой пунктиром, то с очень большой точностью получается...золотая спираль!

«Избиение младенцев» Рафаэль. (Рис.19)

Заключение .

Значение золотого сечения в современной науке очень велико. Эта пропорция используется практически во всех областях знаний. Её пытались изучить многие известные ученные и гении: Аристотель, Геродот, Леонардо Да Винчи, но никому полностью этого сделать не удалось. В данной работе рассмотрены способы нахождения «Золотого сечения», изложены примеры, взятые из областей науки и искусства, в которых отражается эта пропорция: архитектура, музыка, живопись, скульптура, природа. В своей работе я хотела продемонстрировать красоту и широту « Золотого сечения» в реальной жизни. Я поняла, что мир математики приоткрыл мне одну из удивительных тайн, которую я постаралась раскрыть в своей работе, кроме того, эти вопросы выходят за рамки школьного курса, они способствуют совершенствованию и развитию важнейших математических умений. Я собираюсь продолжать свои исследования и дальше, и искать еще более интересные и удивительные факты. Но изучая закон золотого сечения важно помнить, что он не является обязательным во всем, что мы встречаем в природе, а символизирует идеал построения. Небольшие несоответствия идеалу – это то, что делает наш мир таким разнообразным.

Библиография:

  1. Энциклопедия для детей.- «Аванта+».-Математика.-685стр.-Москва.-1998г.
  2. Ю.В. Келдыш. – Музыкальная энциклопедия. – Издательство «Советская энциклопедия». – Москва. – 1974г. – стр.958.
  3. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. К.: Выща школа, 1989.
  4. http://www.sotvoreniye.ru/articles/golden_ratio2.php
  5. http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/zolsech/zolsech2.htm
  6. http://imagemaster.ru/articles/gold_sec.html
  7. Васютинский Н. Золотая пропорция, Москва «Молодая гвардия», 1990 год.
  8. Газета «Математика», приложение к учебно-методическому пособию «Первое сентября».-М.: издательский дом «Первое сентября», 2007.
  9. Депман И.Я. За страницами учебника математики, - М. Просвещение, 1989 Рис. 2

    Рис.4

    Рис. 6. Античный циркуль золотого сечения

    Рисунок 5. Панели Хеси-Ра.

    рис.7 рис.8

    рис.9 рис.10

    рис.11

    Рис.12

    рис.13

    рис.14

    Рис.15

    (рис.16)

    Рис.17

    Рис.18

    Заключение

    Вотивные рельефы

    Надгробные рельефы

    Рельефы

    Аттические надгробные стелы раннего VI века украшались подобием египетской капители с лепестками, которая вырезалась в камне и расписывалась. С 550 по 530 г.г. этот мотив заменяется формой двойного свитка, напоминающего навершие арфы. Капитель подобной формы могла быть увенчана фигурой сфинкса или горгоны.

    В Ионии фигуративные изображения на надгробных стелах обычно не встречаются. Самосские стелы часто увенчиваются пальметтой.

    Если рассматривать позднейшие фигуративные изображения, для Аттики наиболее характерны образы обнаженного юноши с диском или жезлом, воином и старцем в плаще и шляпе, опирающимся на палку и сопровождаемым собакой. Так надгробная пластика представляла три возраста человеческой жизни.

    Стелы с более широким изобразительным полем могли включать две фигуры: например, рукопожатие между стоящими мужчиной и женщиной. Этот жест – дексиозис – стал одним из самых распространенных мотивов.

    Многие афинские стелы являлись частью так называемой «Фемистокловой стены», сооруженной после ухода персов, в которую, согласно Фукидиду, были встроены погребальные памятники. Некоторые стелы сохранили имена авторов, о которых уже упоминалось выше. Встречается, например, подпись Аристокла. Надписи обычно помещались на стволе стелы или на ее базе.

    В некоторых случаях стела может иметь не погребальный, а вотивный характер, когда рядом с основной фигурой изображен миниатюрный адорант. Иногда памятник имел двойную функцию, как, например, стела из Лаконии, посвященная Хилону – знаменитому греческому законодателю, которого причисляли к семи мудрецам древности и воздавали почести, наравне с мифологическими героями.

    Большинство греческой пластики происходит из святилищ, находящихся под государственным покровительством. Датировки произведений остаются весьма приблизительными. Точных дат несколько: это время создания сокровищницы Сифносцев в Дельфах, даты персидского нашествия на Афины и время создания Фемистокловой стены с ее погребальными стелами. Некоторые статуи могут быть датированы на основании изделий керамики.

    О художниках наши сведения крайне скудны. Древние авторы мифологизируют первых скульпторов, связывая их деятельность с легендарным Дедалом и его учениками. Судя по всему, реальный доход художнику доставляла работа в керамике; реальное уважение – практические и теоретические труды по архитектуре (известно, например, что Феодор из Самоса, будучи не только скульптором, но также архитектором, писал книги). Скульпторы явно ценились ниже поэтов, но присутствие их подписей на произведениях говорит о развитом авторском самосознании.


    Архаическая пластика создавалась, подобно поэзии: ее нужно было «читать» «строчка за строчкой», собирая в единое целое разрозненные части. Лишь позднее вырабатывается язык реалистического искусства, сделавшийся основой величайших достижений греческой классической скульптуры.

    Внимание! При изучении темы «Архаическая скульптура Греции» по книге И. Бордмана необходимо найти все необходимые иллюстрации сохранившихся памятников, упоминающихся в тексте.

    Вопросы по тексту:

    1. Понятие дедалического искусства.

    2. Технические приемы, пропорции, изготовление, назначение куросов. Назвать конкретные статуи.

    3. Образы кор. Особенности одеяния, назначение. Коры Хиоса, Афин.

    4. Скульптурное убранство древнего храма Афины на Акрополе при Пейсистрате.

    5. Специфика архаической фронтонной композиции. Типичные образы. Фронтон с о. Керкира.

    6. Сокровищница Сифнийцев в Дельфах.

    7. Авторы и их произведения. Антенор (Тираноборцы), Архерм Хиосский (Делос, Афины), Аристион из Пароса (Фрасиклея), Файдимос (Мосхофор), Эндойс – «ученик Дедала» (голова Райе, сидящая Афина из Афинского Акрополя).


    [*] Протом (греч.) – передняя часть тела.

    Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении, т.е. расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости (Рис.8).

    Рисунок 8. Зрительные центры картины

    Данное открытие у художников того времени получило название "золотое сечение" картины. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу фотографии, необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров.

    1.7.1.Золотое сечение в картине Леонардо да Винчи "Джоконда”

    Портрет Моны Лизы привлекает тем, что композиция рисунка построена на" золотых треугольниках" (точнее на треугольниках, являющихся кусками правильного звездчатого пятиугольника)

    Леонардо да Винчи «Джоконда»


    1.7.2.Золотое сечение в картинах русских художников

    Н. Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском»

    В картине Н.Н. Ге «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», фигура Пушкина поставлена художником слева на линии золотого сечения. Голова военного, с восторгом слушающего чтение поэта, находится на другой вертикальной линии золотого сечения.

    Широко использовал золотое сечение в своем творчестве талантливый русский художник Константин Васильев, рано ушедший из жизни. Еще будучи студентом Казанского художественного училища, он впервые услышал о "золотом сечении". И с тех пор, приступая к каждой своей работе, он всегда начинал с того, что мысленно пытался определить на холсте ту основную точку, куда должны были стягиваться, как к невидимому магниту, все сюжетные линии картины. Ярким примером картины, построенной «по золотому сечению», является картина «У окна».

    К.Васильев «У окна»

    Стасов в 1887 году так писал о В.И.Сурикове (Энциклопедия русской живописи –Москва, 2002. – 351с.): «...Суриков создал теперь такую картину («Боярина Морозова»), которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты из русской истории... Сила правды, сила историчности, которыми дышит новая картина Сурикова, поразительны...».
    И неразрывно с этим, это тот же Суриков (Энциклопедия русской живописи. –М.,2002 – 351с.), который писал о своём пребывании в Академии:«...больше всего композицией занимался. Там меня «композитором» звали: я всё естественность и красоту композиции изучал. Дома сам себе задачи задавал и разрешал...». Таким «композитором» Суриков оставался на всю жизнь. Любая его картина - живое тому подтверждение. И наиболее яркое - «Боярыня Морозова».
    Здесь сочетание «естественности» и красоты в композиции представлено, пожалуй, наиболее богато. Но что такое это соединение «естественности и красоты», как не «органичность» в том смысле, как мы о ней говорили выше?
    Но где идёт речь об органичности, там ищи золотое сечение в пропорциях!
    Тот же Стасов писал про «Боярыню Морозову» как о «солисте» в окружении «хора». Центральная «партия» принадлежит самой боярыне. Роли ее отведена средняя часть картины. Она окована точкой высшего взлёта и точкой низшего спадания сюжета картины. Это - взлёт руки Морозовой с двуперстным крестным знамением как высшая точка. И это - беспомощно протянутая к той же боярыне рука, но на этот раз - рука старухи - нищей странницы, рука, из-под которой вместе с последней надеждой на спасение выскальзывает конец розвальней.
    Это две центральные драматические точки «роли» боярыни Морозовой: «нулевая» точка и точка максимального взлёта.
    Единство драмы как бы прочерчено тем обстоятельством, что обе эти точки прикованы к решающей центральной диагонали, определяющей весь основной строй картины. Они не совпадают буквально с этой диагональю, и именно в этом - отличие живой картины от мёртвой геометрической схемы. Но устремлённость к этой диагонали и связанность с нею налицо.
    Постараемся пространственно определить, какие ещё решающие сечения проходят вблизи этих двух точек драмы.
    Маленькая чертёжно-геометрическая работа покажет нам, что обе эти точки драмы включают между собой два вертикальных сечения, которые проходят на 0,618... от каждого края прямоугольника картины!

    В.И.Суриков «Боярина Морозова»

    «Низшая точка» целиком совпадает с сечением АВ, отстоящем на 0,618... от левого края. А как обстоит дело с «высшей точкой»? На первый взгляд имеем кажущееся противоречие: ведь сечение А1В1, отстоящее на 0,618... от правого края картины, проходит не через руку, не даже через голову или глаз боярыни, а оказывается где-то перед ртом боярыни!

    На знаменитой картине И.И. Шишкина "Корабельная роща" с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит картину золотым сечением по горизонтали. Справа от сосны - освещенный солнцем пригорок. Он делит картину золотым сечением по вертикали. Слева от главной сосны находится много сосен - при желании можно с успехом продолжить деление золотым сечением по горизонтали левой части картины. Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении золотого сечения, придает ей характер уравновешенности и спокойствия в соответствии с замыслом художника.


    И. И. Шишкин «Корабельная роща»

    Тот же принцип мы видим в картине И.Е. Репина "А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».

    Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

    Когда смотрим на красивый пейзаж, мы охватываемых все вокруг. Потом уделяем внимание деталям. Речке журчащей или дереву величественному. Видим поле зеленое. Замечаем, как ветер его обнимает нежно и журя шатает со стороны в сторону траву. Можем почувствовать аромат природы и услышать пение птиц…Все гармонично, все взаимосвязано и даёт чувство умиротворения, чувство прекрасного. Восприятие идёт поэтапно чуть меньшими долями.Куда вы сядете на скамье: на край, на середину или в любое место? Большинство ответит, что чуть дальше от середины. Приблизительное число в пропорции скамьи от вашего тела до края будет 1,62. Так и в кинотеатре, в библиотеке,- везде. Инстинктивно создаём гармонию красоту, которую во всем мире называю “Золотым сечением”.

    Золотое сечение в математике

    Вы задумывались, можно ли определить меру красоте? Оказывается, с математической точки зрения возможно. Простая арифметика даёт понятие об абсолютной гармонии, которая и отображается в безупречной красоте, благодаря принципу Золотого сечения. Архитектурные сооружения др. Египта и Вавилона первыми начали соответствовать данному принципу. Но сформулировал принцип первым Пифагор. В математике это деление отрезка чуть больше половины, а точнее 1,628. Данное соотношение представляется как φ =0,618= 5/8. Маленький отрезок = 0,382 = 3/8, а полностью отрезок принимаем за единицу.

    А:B=B:C и C:B=B:A

    От принципа золотого сечения отталкивались и великие писатели, архитекторы, скульпторы, музыканты, – люди искусства, и христиане, рисующие пиктограммы (пятиконечные звезды и т.д.) с его элементами в храмах, спасаясь от нечисти, и люди, изучающие точные науки, решающая проблемы кибернетики.

    Золотое сечение в природе и явлениях.

    Все на земле приобретая форму растет вверх, в сторону или по спирали. Последнему пристально уделил внимание Архимед, составив уравнение. По ряду Фибоначчи устроена шишка, ракушка, ананас, подсолнух, ураган, паутина, молекула ДНК, яйцо, стрекоза, ящерица…

    Тицириус доказал, что вся наша Вселенная, космос, галактическое пространство, – все спланировано исходя из Золотого принципа. Абсолютно во всем живом и не живом можно прочесть высшую красоту.

    Золотое сечение в человеке.

    Кости продуманы природой тоже согласно пропорции 5 /8 . Это и исключает оговорки людей про “кости широкие “. Большинство частей тела в соотношениях применяются к уравнению . Если все частички тела подчиняются Золотой формуле , тогда внешние данные будут весьма привлекательны и идеально сложены .

    Отрезок от плеч до верха головы и ее размера = 1 :1 .618
    Отрезок от пупа до верха головы и от плеч до верха головы = 1 :1 .618
    Отрезок от пупа до коленок и от них до ступней ног = 1 :1 .618
    Отрезок от подбородка до крайней точки верхней губы и от неё до носа = 1 :1 .618


    Все
    расстояния лица дают общее представление об идеальных пропорциях , привлекающих взгляд .
    Пальцы , ладонь , тоже подчиняются закону . Необходимо ещё отметить , что отрезок расставленных рук с туловищем равен росту человека . Да что там , все органы , кровь , молекулы , соответствуют Золотой формуле . Истинная гармония внутри и снаружи нашего пространства .

    Параметры с физической стороны окружающих факторов.

    Громкость звука. Высшая точка звука, вызывающая не комфортное ощущение и боль в ушной раковине = 130 децибелам. Это число можно разделить пропорцией 1,618, тогда выходит, что звук человеческого крика будет = 80 децибел.
    Тем же методом двигаясь дальше получаем 50 децибел, что характерно для нормальной громкости речи человека. И последний звук, который получим благодаря формуле – приятный звук шепота = 2,618.
    По данному принципу можно определить оптимально-комфортное, минимальное и максимальное число температуры, давления, влажности. Простая арифметика гармонии заложена во всем нашем окружении.

    Золотое сечение в искусстве.

    В архитектуре самые известные здания и сооружения: египетские пирамиды, пирамиды Майя в Мексике, Нотр-дам де Пари, Парфенон греческий, Петровский дворец, и другие.

    В музыке: Аренский, Бетховен, Гаван, Моцарт, Шопен, Шуберт, и другие.

    В живописи: почти все картины знаменитых художников написаны согласно сечению: разносторонний Леонардо да Винчи и неподражаемый Микеланджело, такие родные в писании Шишкин с Суриковым, идеал чистейшего художества – испанец Рафаэль, и подаривший идеал женской красоты – итальянец Боттичелли, и многие-многие другие.

    В поэзии: упорядоченная речь Александра Сергеевича Пушкина, в особенности “Евгений Онегин” и стихотворение “Сапожник”, поэзия замечательных Шота Руставели и Лермонтова, и многих других великих мастеров слова.

    В скульптуре: статуя Аполлона Бельведерского, Зевса Олимпийского, прекрасной Афины и грациозной Нефертити, и другие скульптуры и статуи.

    В фотографии используется “правило третьей”. Принцип такой: композиция делится на 3 равные части по вертикали и по горизонтали, ключевые моменты располагаются либо на линиях пересечения (горизонт), либо в точках пересечений (объекте). Таким образом пропорции равны 3/8 и 5/8.
    В согласно Золотого сечения имеется много уловок, которые стоит разобрать детально. Их опишу подробно в следующей .

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    ВВЕДЕНИЕ

    В современном мире, и в частности, в творческих областях современного искусства широко известно такое понятие, как «золотое сечение». Дело в том, что данное понятие стало практически синонимом слова «гармония». И, конечно, суть этого термина неразрывно связана с математикой, а, точнее, с её разделом под названием «Отношения и пропорции», который изучается в курсе математики 6 класса.

    Информация, представленная в учебнике Виленкина Н.Я. и др. «Математика 6», очень кратка и предназначена скорее просто для ознакомления, чем для изучения.

    История учения о пропорциях - это история поисков теории гармонии и красоты. Все усилия античной эстетики и эстетики Возрождения были направлены на поиск законов красоты в соизмеримости отдельных частей, а также частей и целого. Даже совершеннейшее творение природы - человек - создан в пропорциях непрерывного деления. Самые знаменитые исторические памятники искусства и архитектуры, как утверждается, были созданы по принципу «золотого сечения». Это и Парфенон в Греции, Нотр-Дам де Пари во Франции, пирамида Хеопса в Египте, Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, Храм Василия Блаженного в Москве и многие другие. В чем же суть этого понятия и как его применять?

    Именно малость имеющейся в доступном источнике информации и желание узнать о «золотом сечении» намного больше побудила авторов данной работы провести данное исследование.

    Цель работы - исследовать вопрос влияния наличия «золотого сечения» в картинах художников на их эстетическое восприятие.

    Соответственно, задачами данной работы являются следующие:

      Узнать все об открытии понятия «золотого сечения» и его авторе;

      Детально разобраться в сути термина «золотое сечение»;

      Выделить области творчества, в которых применимо «золотое сечение», и как применяется данное понятие в изобразительном искусстве;

      Познакомиться с творчеством знаменитых художников, в том числе и владимирских;

      Провести анализ работ художников на соблюдение принципа «золотого сечения»;

      Исследовать вопрос важности использования данного принципа при изготовлении картины на ее восприятие зрителем.

    Перед проведением работы совместно с научным руководителем была выстроена гипотеза: в большинстве работ художников (как знаменитых, так и нет) использовался принцип «золотого сечения». Для доказательства данной гипотезы была произведена выборка картин для исследования на наличие линий «золотого сечения».

    Новизной данной исследовательской работы автор считает ее практическую часть, наглядно иллюстрирующую возможность применения данного принципа художниками при создании своих картин, и исследование влияния наличия «золотого сечения» на эстетическое восприятие картины путем опроса некоторой выборки незаинтересованных лиц на предмет симпатии к представленному изображению.

      Методы теоретического исследования (в частности, абстрагирование, аксиоматический, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному);

      Методы эмпирического исследования (в частности, измерение и сравнение).

    Литературы, посвященной «золотому сечению» достаточно много. Для проведения исследования была взята за основу книга Васютинского Н. «Золотая пропорция», поскольку слог изложения материала простой для восприятия, а информации об истории открытия «золотого сечения», его применении в различных областях содержится очень много. Книга состоит из четырех частей.

    В первой части, «Озарение Пифагора», рассказывается об истории открытия понятия, и удивительных фактах присутствия принципа «золотого сечения» в геометрии. Вторая часть, «Химия «по Фибоначчи», повествует о связи знаменитых чисел Фибоначчи и «золотого сечения». Третья часть, «Формула красоты», рассказывает о связи строения человеческого тела и «золотого сечения», и не только. Последняя, четвертая часть, под названием «Алгебра музыки», посвящена вопросу анализа гармонии в музыке.

    После ознакомления с данным литературным произведением становится ясно, что поиск идеальных пропорций для создания произведений искусства и культуры волновал человечество долгие столетия и даже века. После нахождения этой удивительной пропорции, ведущие ученые своего времени стали посвящать свои научные труды исследованию присутствия следов «золотого сечения» не только в искусстве, но и в живой природе.

    Не меньший интерес у автора данного исследования вызвало учебное пособие Ковалева В.Ф. «Золотое сечение в живописи», которое раскрывает все аспекты применения принципа «золотого сечения» именно в области изобразительного искусства.

      «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» ИЛИ БОЖЕСТВЕННАЯ ПРОПОРЦИЯ

      1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОНЯТИЯ

    Как и любой термин, понятие «золотого сечения» было когда-то кем-то введено, но в вопросе привилегии открытия данного понятия источники расходятся. Одни утверждают, что первооткрывателем золотой пропорции был древнегреческий математик и философ Пифагор 1 . Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании 2 .

    В эпоху итальянского Возрождения возникает новая волна увлечения золотым сечением. Золотая пропорция возводится в ранг главного эстетического принципа. Леонардо да Винчи именует ее «Sectio autea», откуда и происходит сам термин «золотое сечение» или «золотое число». Лука Пачиоли в 1509 г. пишет первое сочинение о золотой пропорции, озаглавленное «De divina Proportione», что значит «О божественной пропорции». Пачиоли нашел в пяти платоновых телах - правильных многоугольниках (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр и додекаэдр) тринадцать проявлений «божественной» пропорции.

    Нидерладский композитор Якоб Обрехт (1430 - 1505 гг.) широко использует золотое сечение в своих музыкальных композициях, которые уподобляют «кафедральному собору, созданному гениальным архитектором».

    После эпохи Возрождения почти на два столетия золотое сечение было предано забвению. В середине XIX века немецкий ученый Цейзинг делает попытку сформулировать всеобщий закон пропорциональности и при этом вновь открывает золотое сечение. Он показывает, что этот закон проявляется в пропорциях человеческого тела и в теле тех животных, формы которых отличаются изяществом. В теле античных статуй (в частности, в статуе Аполлона Бельведерского) и хорошо сложенных людей пуп является точкой деления высоты тела в золотом сечении. Пропорциональные отношения, близкие к золотому сечению, Цейзинг находит в некоторых эллинских храмах (в частности, в Парфеноне), в конфигурациях минералов, растений, аккордах музыки.

    Золотое сечение возникает как результат решения следующей геометрической задачи. На отрезке АВ требуется найти такую точку С , чтобы АВ/АС = СВ/АС .

    В конце XIX века немецкий психолог Фехнер проводит ряд психологических опытов для выяснения эстетического впечатления от прямоугольников, имеющих различные отношения сторон. Опыты оказались чрезвычайно благоприятными для золотого сечения. Суть опыта состояла в выборе из десяти прямоугольников, среди которых был и «золотой» (со сторонами, отношение длин которых давало золотое сечение), испытуемый должен был выбрать один. И вот, около 22% общего числа испытуемых выбрало именно «золотой прямоугольник».

    В XX веке интерес к золотому сечению возрождается с новой силой. В первой половине века композитор Л. Сабанеев формулирует общий закон ритмического равновесия и при этом обосновывает золотое сечение в качестве некой нормы творчества, нормы эстетической конструкции музыкального произведения.

    Во второй половине XX века к числам Фибоначчи и золотому сечению обращаются представители практически всех наук и искусств (математики, физики, химии, ботаники, биологии, психологии, поэзии, архитектуры, музыки).

    К «задаче о кроликах», с которой связано возникновение чисел Фибоначчи, в своих источниках восходит математическая теория биологических популяций. Закономерности, описываемые числами Фибоначчи и золотой пропорцией, обнаруживают во многих явления физического и биологического мира («магические» ядра в физике, ритмы мозга, и др.)

    Советский математик Ю.В. Матиясевич с использованием чисел Фибоначчи решает 10-ю проблему Гильберта. Академик Г.В. Церетели обнаруживает золотое сечение в поэме Шота Руставели «Витязь с тигровой шкуре». Композитор и теоретик музыки М.А. Марутаев, развивая идеи Цейзинга, Сабанеева, и используя последние достижения физики, делает новый шаг в развитии понятия гармонии как закономерности.

    В последние десятилетия числа Фибоначчи и золотая пропорция неожиданно проявили себя в основании цифровой техники. Независимо друг от друга в различных областях цифровой техники возникает ряд нетрадиционных направлений в теории кодирования информации.

      1. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В ЖИВОПИСИ

    Прежде чем определить золотое сечение, необходимо ознакомиться с понятием пропорции. Пропорция (лат. proportio) - это равенство между двумя отношениями четырех величин:

    a: b = c: d, причем a, b, c, d ≠ 0.

    Золотое сечение - это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему, т.е. с: b = b: a или a: b = b: c (рис. 1)

    Рис. 1. Геометрическое изображение деления отрезка в золотом сечении

    Считается, что значение золотой пропорции при нахождении отношения большего к меньшему приближенно равно 1,618.

    Астроном Иоганн Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя. «Устроена она так, - писал И. Кеплер, - что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности» .

    Построение ряда отрезков золотой пропорции можно производить как в сторону увеличения (возрастающий ряд), так и сторону уменьшения (нисходящий ряд). В последнем случае необходимо от большего отрезка вычесть меньший - получим еще меньший: b - a = d, и т.д. (рис. 2).

    Рис. 2 . Ряд отрезков золотой пропорции

    При рассмотрении вопроса поиска линии золотого сечения на картине каждую из сторон картины (ее длину и ширину) делят на отрезки в золотой пропорции. Затем проводят вертикально и горизонтально линии через найденные точки, и анализируют полученный результат. Точки пересечения линий золотого сечения называют золотой точкой. Вариантов построения такой точки на картине четыре (рис. 3).

    Рис.3. Линии золотого сечения и диагонали на картине

    Дело в том, что длину картины можно разделить в золотой пропорции двумя способами - отложив большую часть от левого края или от правого. Аналогично, с шириной - отложив сверху или снизу. Отсюда и получаются четыре варианта.

    Считается, что если разделить отрезок, равный 100, в пропорции золотого сечения, то большая часть будет равна 62, а меньшая 38 (см. рис. 3).

    Золотое сечение применялось художниками при композиционном построении картин. Был разработан упрощенный метод, когда плоскость картины делилась на 10 частей по вертикали и по горизонтали. Линия золотого сечения намечалась в отношении 6 и 4 частей (рис. 4, а ). Это не давало отношения 62:38, но давало близкое к нему 60:40. Практически этого было достаточно, чтобы ориентироваться и расположить главную фигуру или группу фигур в наиболее выгодном для этого месте картины.

    Тот же результат получали и художники Мюнхенской академии делением картины на 5 частей. Золотая пропорция бралась в отношении 3:2, что одно и то же, т.к. сокращение 10, 6 и 4 в два раза дает 5, 3 и 2. Главная фигура картины или группа фигур размещались на линии золотого сечения (рис. 4, б ).

    Рис. 4. Деление картины:

    а - на 10 частей в Русской академии художеств; б - на 5 частей в Мюнхенской академии художеств

    Следовательно, принцип золотой пропорции использовался и используется в настоящее время художниками всего мира при работе над картиной для наиболее удачного расположения на ней изображаемых объектов.

    2.3. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В РАБОТАХ ЗНАМЕНИТЫХ ВЛАДИМИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ

    Бритов Ким Николаевич (8.01.1925 - 5.01.2010).

    Заслуженный художник РСФСР. Народный художник России. В 1997 г. награжден Золотой медалью Академии Художеств России. Лауреат премии имени И. Левитана. С 1954 г. член Союза Художников СССР. За 55 лет творческой деятельности принял участие в 220 выставках в нашей стране и за рубежом. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, во многих российских региональных музеях, в Академии искусств г. Истона (США), музее Ким Ир Сена (КНДР), Ново-Мюнхенской галерее (Германия), а также в многочисленных государственных и частных собраниях стран Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. Почетный житель города Владимира (2003) 3 .

    Картина «Село Любец. Снег выпал». Размеры исходного изображения 16,1 см на 11,9 см (2002) 5

    По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

    16,1: 9,95 ~ 1,618

    По ширине 7,35: 4,55 ~ 1,615

    11,9: 7,35 ~ 1,619

    Картина «Подсолнухи» (2007). Размеры исходного изображения 16,1 см на 12,7 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

    16,1: 9,95 ~ 1,618

    По ширине 7,85: 4,85 ~ 1,618

    12,7: 7,85 ~ 1,618

    Картина «Нерль голубая» (2009) Размеры исходного изображения 8,5 см на 6,3 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 5,25: 3,25 ~ 1,615

    8,5: 5,25 ~ 1,619

    По ширине 3,9: 2,4 ~ 1,625

    6,3: 3,9 ~ 1,615

    Кокурин Валерий Григорьевич (род. 1930, Владимир).

    (фото взято на сайте галереи современной владимирской живописи «Бритов. Юкин. Кокурин» http://www.britov.ru/authors/kokurin_valerij/)

    Член Союза художников России (1960)

    Удостоен первой премии ЦК ВЛКСМ (1962)

    Лауреат областной комсомольской премии им. Герасима Фейгина (1979)

    Народный художник РФ (1998)

    Диплом Российской академии художеств (1999)

    Золотая медаль Российской академии художеств (2005)

    Лауреат премии Союза художников России им А.П. Грицая (2006) 4

    Золотая медаль им. В.И. Сурикова (2010) ВТОО «Союз художников России»

    Картины художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в Муромском историко-художественном музее, во Владимирском историко-художественном музее-заповеднике, а также в частных собраниях многих стран мира 5 .

    Картина «Село в Карпатах» (1984) Размеры исходного изображения 16,1 см на 12,7 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

    16,1: 9,95 ~ 1,618

    По ширине 7,85: 4,85 ~ 1,618

    12,7: 7,85 ~ 1,618

    Картина «Ростов. К вечеру» (1989) Размеры исходного изображения 16,1 см на 11,6 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

    16,1: 9,95 ~ 1,618

    По ширине 7,17: 4,43 ~ 1,618

    11,6: 7,17 ~ 1,618

    Картина «Осень в Сновицах» (1975) Размеры исходного изображения 16,1 см на 11,7 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

    16,1: 9,95 ~ 1,618

    По ширине 7,23: 4,45 ~ 1,617

    11,7: 7,23 ~ 1,618

    Юкин Владимир Яковлевич (1920, Мстёра - 2000, Владимир).

    (фото взято на сайте Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России» http://www.vshr.ru/)

    Член Союза художников России (1952)

    Народный художник РФ (1995)

    Серебряная медаль Академии художеств СССР (1991)

    Лауреат Государственной премии РСФСР (1992)

    Участник Великой Отечественной войны.

    Государственные награды:

    Орден Отечественной войны II степени (1985)

    Медаль «За победу над Германией» (1945)

    Медаль «За освобождение Праги»

    Медаль «ХХ лет Победы»

    Медаль «ХХХ лет Победы»

    Медаль «40 лет Победы»

    Медаль «50 лет Победы»

    Картина «Березы» (1952) Размеры исходного изображения 16,1 см на 11,4 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

    16,1: 9,95 ~ 1,618

    По ширине 7,05: 4,35 ~ 1,620

    11,4: 7,05 ~ 1,617

    Картина «Мостик» (1950-1990-е гг.) Размеры исходного изображения 16,1 см на 13,2 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

    16,1: 9,95 ~ 1,618

    По ширине 8,16: 5,04 ~ 1,619

    13,2: 8,16 ~ 1,618

    Картина «Владимир. Княгинин монастырь» Размеры исходного изображения 16,1 см на 12,9 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,95: 6,15 ~ 1,618

    16,1: 9,95 ~ 1,618

    По ширине 7,97: 4,93 ~ 1,617

    12,9: 7,97 ~ 1,618

    Картина «Лодки плывут по реке» Размеры исходного изображения 17,8 см на 11,9 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 11: 6,8 ~ 1,618

    17,8: 11 ~ 1,618

    По ширине 7,35: 4,55 ~ 1,615

    11,9: 7,35 ~ 1,619

    Вывод: в большинстве представленных картин прослеживается применение принципа золотой пропорции.

    2.4. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ХУДОЖНИКОВ

    И. И. Шишкин

    Картина «Рожь». Размеры исходного изображения 12,8 см на 7,3 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 7,9: 4,9 ~ 1,612

    12,8: 7,9 ~ 1,620

    По ширине 4,5: 2,8 ~ 1,607

    7,3: 4,5 ~ 1,622

    Любомир Коларов

    Картина «Корабельные мечты». Размеры исходного изображения 13,1 см на 8,5 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 8,1: 5 ~ 1,620

    13, 1: 8,1 ~ 1,617

    По ширине 5,25: 3,25 ~ 1,615

    8,5: 5,25 ~ 1,619

    Томас Кинкаде

    Картина «Волшебный пейзаж». Размеры исходного изображения 13,35 см на 10 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 8,25: 5,1 ~ 1,617

    13, 35: 8,25 ~ 1,618

    По ширине 6,18: 3,82 ~ 1,617

    10: 6,18 ~ 1,618

    Картина «Заяц» Размеры исходного изображения 7,1 см на 6,4 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 4,39: 2,71 ~ 1,619

    7,1: 4,39 ~ 1,617

    По ширине 6,18: 3,82 ~ 1,617

    10: 6,18 ~ 1,618

    Леонардо да Винчи

    Картина «Тайнаявечеря». Размеры исходного изображения 15,5 см на 7,1 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,58: 5,92 ~ 1,618

    15,5: 9,58 ~ 1,617

    По ширине 4,39: 2,71 ~ 1,619

    7,1: 4,39 ~ 1,617

    И. И. Шишкин

    Картина «Корабельная роща». Размеры исходного изображения 14,7 см на 9,2 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,08: 5,62 ~ 1,615

    14,7: 9,08 ~ 1,618

    По ширине 5,7: 3,5 ~ 1,628

    9,2: 5,7 ~ 1,614

    Уильям Тернер

    Название неизвестно. Размеры исходного изображения 15,5 см на 9,9 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,57: 5,93 ~ 1,613

    15,5: 9,57 ~ 1,619

    По ширине 6,11: 3,79 ~ 1,612

    9,9: 6,11 ~ 1,620

    Леонардо да Винчи

    Картина «Святая Анна и Мария с младенцем». Размеры исходного изображения 10,4 см на 7 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 6,42: 3,98 ~ 1,613

    10,4: 6,42 ~ 1,619

    По ширине 4.32: 2,68 ~ 1,611

    А. К. Саврасов

    Картина «Грачи прилетели». Размеры исходного изображения 9,5 см на 7,3 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 5,87: 3,63 ~ 1,617

    9,5: 5,87 ~ 1,618

    По ширине 4,51: 2,79 ~ 1,616

    7,3: 4,51 ~ 1,618

    Вывод: во всех представленных картинах прослеживается применение принципа «золотой пропорции».

    2.5. ВЛИЯНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПА «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» НА ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНЫ

    После доработки предыдущего пункта автором исследовательской работы совместно с научным руководителем был проведен опрос среди окружающих с целью выяснения отношения к картинам («нравится - не нравится») и проанализирован полученный результат.

    Картина «Берёзовая роща». Размеры исходного изображения 10,9 см на 6,3 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 6,75: 4,15 ~ 1,626

    10,8: 6,75 ~ 1,614

    По ширине 3,9: 2,4 ~ 1,625

    6,3: 3,9 ~ 1,615

    Картина «Золотая осень». Размеры исходного изображения 16,3 см на 8,1 см

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 10,1: 6,2 ~ 1,629

    16,3: 10,1 ~ 1,613

    По ширине 5: 3,1 ~ 1,612

    В данном опросе процент людей, которым понравилась первая картина, возможно имеющая «золотое сечение» (по-нашему мнению), составил 50%. Процент людей, выбравших в опросе вторую картину, точно имеющую «золотое сечение», составил 50%. Это доказывает тот факт, что две картины, имеющие «золотое сечение», в равной мере нравятся созерцателям.

    Картина «Золотая осень». Размеры исходного изображения 16,1 см на 10 см.

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,9: 6,2 ~ 1,600

    16,1: 9,9 ~ 1,620

    По ширине 6,2: 3,8 ~ 1,631

    Картина «Улицы Санкт-Петербурга». Размеры исходного изображения 15,2 см на 11,6 см.

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,4: 5,8 ~ 1,620

    15,2: 9,4 ~ 1,617

    По ширине 7,2: 4,4 ~ 1,636

    11,6: 7,2 ~ 1,611

    В данном опросе процент людей, которым понравилась первая картина, имеющая «золотое сечение» (по-нашему мнению), составил 65%. Это доказывает тот факт, что «золотое сечение» влияет на восприятие.

    Картина «Неаполитанский залив». Размеры исходного изображения 15,8 см на 9,8 см.

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,8: 6 ~ 1,633

    15,8: 9,8 ~ 1,612

    По ширине 7,5: 4,6 ~ 1,630

    12,1: 7,5 ~ 1,613

    Картина «Сонет». Размеры исходного изображения 15,4 см на 11,4 см.

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 9,5: 5,9 ~ 1,610

    15,4: 9,5 ~ 1,621

    По ширине 7,04: 4,36 ~ 1,614

    11,4: 7.04 ~ 1,619

    В данном опросе процент людей, которым понравилась первая картина, имеющая «золотое сечение» (по-нашему мнению), составил 75%. Это доказывает тот факт, что «золотое сечение» влияет на восприятие.

    Картина «Волшебный пейзаж». Размеры исходного изображения 13,35 см на 10 см.

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 8,25: 5,1 ~ 1,617

    13, 35: 8,25 ~ 1,618

    По ширине 6,18: 3,82 ~ 1,617

    10: 6,18 ~ 1,618

    Картина «Осеннее настроение». Размеры исходного изображения 8,7 см на 6,4 см.

    Расчеты линий золотого сечения:

    По длине 5,4: 3,3 ~ 1,636

    8,7: 5,4 ~ 1,611

    По ширине 3,95: 2,45 ~ 1,612

    В данном опросе процент людей, которым понравилась вторая картина, не имеющая линий «золотого сечения» (по-нашему мнению), составил 60%. В данном случае автор считает, что такой неочевидный выбор обусловлен различием в тематике данных картин, видах изображаемых объектов, цветовой палитре, и, в целом, направлениях изобразительного искусства, в которых написаны данные произведения живописи.

    На основе представленных статистических данных, автор пришел к выводу, что при использовании художником принципа «золотой пропорции» при создании картины её эстетическое восприятие созерцателем оставляет более благоприятное впечатление по сравнению с восприятием художественной работы, в котором данный принцип не соблюдался.

    3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    При постановке проблемного вопроса автор совместно с научным руководителем планировал посвятить работу просчету соответствия архитектурных памятников города Владимира принципу золотой пропорции. Однако работа не была осуществлена ввиду отсутствия исходных статистических данных - найти реальные размеры архитектурных строений не удалось.

    В процессе работы над исследованием автором были изучены различные источники информации по соответствующей тематике. Множество интересующих фактов было разобрано совместно с руководителем работы. После ознакомления с принципом применения золотого сечения в живописи, была проведена основная часть исследовательской работы.

    Информация о современных известных художниках владимирской земли была почерпнута автором из открытых источников сети Интернет. Изображения всех картин взяты там же. Подбор произведений живописи производился из соображений объектов изображений - это картины с пейзажами Владимира и Владимирской области, и картины, предположительно основанные на принципе золотой пропорции. Затем автором работы были исследованы картины как отечественных, так и зарубежных художников на предмет наличия линий «золотого сечения», изображения которых взяты из открытых источников сети Интернет. Предположения выдвигались автором работы.

    В процессе работы над нахождением линий золотого сечения над картинами размеры последних автор измерял на их уменьшенном изображении в электронном виде. В целом, если брать реальные размеры картин, и их масштабированные версии, расхождений в местоположении линий золотого сечения быть не должно, т.к. принцип золотого сечения основан на делении на части независимо от размера.

    В целом, предположения автора о наличии на линиях золотого сечения объектов изображения на картинах подтвердились. В некоторых картинах это видно больше, в некоторых присутствие принципа золотого сечения только угадывается. Гипотеза о том, что во всех работах знаменитых и не очень художников использован принцип золотой пропорции, выдвинутая автором в начале исследовательской работы, частично подтвердилась, поскольку проверить абсолютно все картины не представляется возможным.

    После проведения практической части автор попарно сгруппировал несколько картин с целью проведения опроса среди окружающих на исследование эстетического восприятия картин с наличием линий «золотого сечения» и без. После обработки процента выборов наиболее понравившихся картин вполне ожидаемо оказалось, что картины с соблюдением принципа «золотой пропорции» опрашиваемые выбирали чаще, чем картины без соблюдения данного принципа. Выборка картин и опрашиваемых производилась автором самостоятельно.

    В целом, в процессе проведения исследования, автором была достигнута поставленная цель: исследовать вопрос влияния наличия «золотого сечения» в картинах художников на их эстетическое восприятие. В процессе достижения поставленной цели автором были решены соответствующие задачи:

      узнал все об открытии понятия «золотого сечения» и его авторе;

      детально разобрался в сути термина «золотое сечение»;

      выделил области творчества, в которых применимо «золотое сечение», и как применяется данное понятие в изобразительном искусстве;

      познакомился с творчеством знаменитых художников, в том числе и владимирских;

      провел анализ работ художников на соблюдение принципа «золотого сечения»;

      исследовал вопрос важности использования данного принципа при изготовлении картины на ее восприятие зрителем.

    В процессе проведения данного исследования автор узнали много нового о принципе «золотого сечения», его использовании в художественном творчестве и влиянии на восприятие художественных произведений созерцателями.

    4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Беляев М.И. О тайне золотого сечения /статья из открытых источников Интернет http://www.milogiya2007.ru/uzakon2_2.htm /

      Бендукидзе А.Д. Золотое сечение. Журнал «Квант», №8, 1973.

      Васютинский Н. Золотая пропорция. - М.: Изд-во «Молодая Гвардия», 1990.

      Ковалев В.Ф. Золотое сечение в живописи. - К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989.

      Лаврус В. Золотое сечение /статья из открытых источников Интернет http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm /

      Сайт Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России» http://www.vshr.ru/

      Сайт Галереи современной владимирской живописи «Бритов. Юкин. Кокурин» http://www.britov.ru/

      Стахов А.П. Коды золотой пропорции. - М.: «Радио и связь», 1984.

      Цветков В.Д. Сердце, золотое сечение и симметрия /статья из открытых источников Интернет http://314159.ru/tsvetkov/tsvetkov2.htm /

      Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. - М.: Изд-во «Стройиздат», 1990.

    1 Васютинский Н. Золотая пропорция. - М.: Изд-во «Молодая Гвардия», 1990.

    2 Лаврус В. Золотое сечение (интернет-публикация http://n-t.ru/tp/iz/zs.htm).

    3 По материалам сайта галереи современной владимирской живописи «Бритов. Юкин. Кокурин» http://www.britov.ru/authors/britov_kim/

    4 По материалам сайта Владимирского областного отделения ВТОО «Союз художников России» http://www.vshr.ru/

    5 По материалам сайта Галереи современной владимирской живописи «Бритов. Юкин. Кокурин»http://www.britov.ru/authors/kokurin_valerij/)