Александр алябьев. А. Алябьев

Биография.

Судьба Александра Александровича Алябьева (1787- 1851) сложилась драматично, хотя первая половина его жизни не предвещала тяжких испытаний. Он родился в Тобольске; его отец занимал пост губернатора, считался человеком просвещенным и либеральным, был большим любителем музыки.

Ребенок получил серьезное домашнее воспитание, в которое обязательной частью входила игра на фортепиано. С переездом семьи в Москву Александр начал серьезно заниматься музыкой, и вскоре появляются его первые сочинения - романсы и фортепианные пьесы. В первые дни Отечественной войны 1812 года, Алябьев добровольцем вступает в армию. Он сражался вместе с легендарным поэтом-партизаном Денисом Давыдовым, был ранен, прошел со своим гусарским полком весь боевой путь до Парижа; за храбрость и боевые заслуги Алябьев был награжден орденами и медалью.

По окончании войны он, продолжая военную службу, живет в Петербурге, а выйдя в отставку, поселяется в Москве, где сближается с артистическим миром, общается с Грибоедовым, Крыловым, Бестужевым-Марлинским, Одоевским, Верстовским, братьями Виельгорскими. Как пианист и певец участвует в любительских концертах, сочиняет театральную музыку (оперы, водевили), камерные инструментальные произведения, романсы, которые пользуются большим успехом у слушателей. Но эта яркая творческая жизнь была прервана роковым случаем. В 1825 году в доме Алябьева во время карточной игры произошла крупная ссора, после которой один из ее участников скоропостижно скончался.
Алябьева арестовали по подозрению в убийстве и после длительного судебного разбирательства, несмотря на недоказанность преступления, приговорили к лишению всех прав, дворянского звания и к ссылке в Сибирь. Начались многолетние скитания Алябьева. Ссылка длилась более 15 лет; он жил в Тобольске, на Кавказе, в Оренбурге, Коломне.

В ссылке он занялся сочинением военной и церковной музыки, оставшейся неизданною, как и прочие сочинения Алябьева, кроме романсов. Церковные сочинения Алябьева в церковно-певческую практику не вошли. Рукописи их хранятся в библиотеке московской консерватории. Но, несмотря на тяжелые испытания и одиночество, композитор продолжает активную творческую деятельность. Еще находясь в тюрьме, он сочиняет романсы (в том числе знаменитого «Соловья»), а также инструментальные пьесы, музыку к водевилям и балет «Волшебный барабан». В тобольской ссылке организует военный духовой оркестр и хор, дирижирует их выступлениями, пишет оркестровую музыку и романсы; такие из них, как «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», связаны с темой изгнания и стали лирической исповедью композитора.
Во время поездки на Кавказ, разрешенной для лечения, Алябьев был пленен его природой, обычаями, музыкой. Он записывал грузинские, армянские, кабардинские, зербайджанские народные мелодии, ритмы и интонации которых затем нашли свое отражение в произведениях разных жанров. Только в 1843 году Алябьев с большим трудом получает разрешение жить в Москве, но под надзором полиции и «без права показываться на публике». Он ведет уединенный образ жизни, отдавая все время сочинению.
Жизненные испытания не сломили композитора.

Заслуги Алябьева.

Значение Алябьева в истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах. В романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Первое издание романсов Александра Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 г. в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898-1899 гг., Москва) заключает в четырех томах 111 романсов и оперу "Кавказский пленник". В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Песнь бедняка", "Луч надежды" и "Вечерком румяну зорю". Романс «Соловей» (1826 г.) на слова А.А.Дельвига, - возможно, самое известное произведение Алябьева. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон».

Творчество Алябьева.

Творчество Алябьева разнообразно, оно включает в себя различные жанры - оперы, балет, водевили, произведения для оркестра, фортепианные пьесы, камерные ансамбли (трио, квартеты), хоровые сочинения. Но важнейшее место среди его сочинений занимают многочисленные романсы.
Одним из самых популярных является созданный в 1825 году на стихи Антона Дельвига «Соловей». Романс принадлежит к жанру «русской песни» и написан в куплетной форме с неторопливым запевом и быстрым припевом. Нежная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями русских лирических песен, ей свойственна ладовая переменность, идущая из народной музыки (ре минор - фа мажор, до мажор - ля минор). Ее плавные закругленные четырехтактные фразы поддерживаются скромным «гитарным» аккомпанементом.
В то же время яркие и стремительные фортепианные заключения куплетов ярко контрастируют с пластичной вокальной кантиленой. Впоследствии выдающиеся исполнительницы романса - Аделина Патти, Генриетта Зонтаг, Полина Виардо, а также многие русские певицы - насыщали вокальную партию виртуозными пассажами и каденциями. Популярности произведения содействовали его фортепианные обработки - вариации Глинки и транскрипции Листа, а также скрипичная фантазия Анри Вьетана.

Судьба «Соловья»

«Отчего же «Соловей» Алябьева до сей поры нравится образованным любителям музыки? Потому что в нем есть внутреннее достоинство. Прекрасная идея, выраженная в привлекательной форме, - не стареется
и не выходит из моды.»

Д.Ю. Струйский

Среди первых исполнителей «Соловья» – ученик М.И. Глинки - Н.К. Иванов, цыганка Татьяна Демьянова, чаровавшая А.С. Пушкина, московская певица П.А. Бартенева, немецкая оперная артистка Г. Зонтаг, впервые познакомившая с русским романсом зарубежную публику, подруга И.С. Тургенева - французская певица П. Виардо. Позднее, в середине ХIХ в. он часто исполнялся как в России, так и за рубежом многими певицами, начиная с всемирно известных примадонн оперных групп и кончая участницами самодеятельности. Следует отметить, что в первозданном виде романс исполняется очень редко. Обычно поют только первые четыре строки (в стихотворении Дельвига их 28), а из мелодии делают тему с вариациями, украшая ее имитацией соловьиного пения, чего в оригинале нет.


Триумфальный успех «Соловья» породил огромное количество переложений для самых разных инструментов (скрипки, виолончели, гитары, арфы), ансамблей и оркестров. Глинка и сам Алябьев сделали переложения для голоса и хора с оркестром. На мотив его А.Л. Гурилевым написан котильон и полонез, Ф. Листом - две транскрипции для фортепиано, музыка романса включена в балет «Конек-горбунок». В несомненном родстве с «Соловьем» состоят несколько последующих романсов Алябьева: «Прощание с соловьем» (1828, слова Н.А. Кашинцова), «Прощание с соловьем на севере» (1831, слова И.И. Веттера), «Что поешь, краса-девица» (1834, слова В.В. Домонтовича), «Сладко пел душа-соловушка» (1834, слова И.И. Лажечникова), «Любовник розы соловей» (1834, слова И.И. Козлова).

Участие в музыкальной жизни Одессы.

В 1834 г. Вышел сборник « Голоса украинских песен», который был тепло встречен общественностью и одобрен Н.В. Гоголем.

Старый городской театр.

В 1873 г. Именно в старом здании театра был исполнен ряд произведений Алябьева, приехавшим после сибирской ссылки в Одессу в 1836 г. для лечения ревматизма грязями Куяльницкого лимана. Там впервые была исполнена симфония «Прощание с Севером», посвященная тобольским друзьям, скрасившим его пребывание в ссылке, а также поставлены оперы-водевили «Новый Парис» и «Новая шалость».

«Если жизнь тебя обманет...» (Девичий романс)

Александр Александрович Алябьев писал музыку в основном на стихотворения отечественных авторов. Наибольшее число романсов им было создано на стихи А.С. Пушкина. Многие из этих произведений пользуются популярностью и в настоящее время. В частности, романс «Если жизнь тебя обманет» входит в репертуар таких современных исполнителей как А.Ф. Ведерников, Ю. Зиганшина, О.Е. Погудин, М.В. Филиппова и др.
Романс был написан композитором при жизни А. Пушкина. Алябьев посвятил его своей девятилетней племяннице Лиде, дочери его сестры Варвары и ее мужа Н. Шатилова.
Любопытно отметить, что это стихотворение Пушкин написал во время ссылки (1824-1826)

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Пушкин и Алябьев

« Россия! Встань и возвышайся »

А.С. Пушкин

«Поэзия Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, неприятие всяческого произвола, унижения личности и насилия над ней, ханжества, лицемерия...»

Генрих Волков

Поэзия А.С. Пушкина послужила основой для создания музыкальной пушкинианы, включающей огромное число произведений отечественных композиторов: опер, балетов, романсов, песен. Особенно велико значение пушкинской традиции в развитии вокальной музыки.

Сейчас, пожалуй, только музыковедам известно, что одним из первых композиторов, обратившихся к пушкинской поэзии, был композитор А.А. Алябьев. Поэзия Пушкина вдохновляла его на протяжении всей жизни. В годы сибирской ссылки им написаны "Зимняя дорога", "Предчувствие", "Пробуждение", "Я помню чудное мгновение..."; в Кавказкой - "Я вас любил", "Увы, зачем она блистает..." На склоне лет, в конце 40-х годов вернувшись в Москву, Алябьев завершает пушкинский цикл романсом "Я разлюбил свои желанья..." Всего на тексты Пушкина Алябьев написал 22 романса.

Интересна история создания романса "Слеза". Стихотворение создано Пушкиным в 1815 году, когда юный лицеист и его ближайшие друзья часто встречались с офицерами гусарского полка, стоявшего в Царском селе. Как предполагают исследователи творчества А.С. Пушкина, это стихотворение предназначалось специально для пения. Опубликовано оно было в 1824 году, а до этого распространялось "в списках", и Алябьев использовал для своего романса именно рукописный вариант.

Таким образом, написанный в период между 1816 и 1818 годами романс является первенцем не только алябьевской, но и всей музыкальной пушкинианы.

Несомненно, что романсы Алябьева - одно из лучших воплощений пушкинской поэзии в музыке. В рецензии на романс "Зимняя дорога", изданный в 1832 году в Петербурге, сказано: "На сих днях вышли в свет четыре новых романса Алябьева. Стихотворения А.С.Пушкина нашли в сём случае достойного композитора. Следуя основному правилу при композиции, он шёл рука об руку с поэтом; он только явственнее выразил благозвучие, скрытое в каждом стихе".
Кроме песен и романсов Александр Алябьев первым из выдающихся русских композиторов создал музыку к двум театральным постановкам произведений Пушкина - "Кавказский пленик" и "Русалка".

"Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись"

В начале 20-х годов XIX века А. Алябьев с большим успехом выступает как автор театральной музыки.

Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга. В 1822 году в Петербурге в Большом театре шла в первый раз комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1823 году был исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" П. Н. Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард) с увертюрой и прочей музыкой Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена трехактная опера-водевиль А.И. Писарева "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем. В 1826-27 г.г. исполнялась опера-водевиль "Утро и вечер, или Ветер переменился" Р. М. Зотова с музыкой Алябьева.

Произведения 40 – х гг.

В произведениях 40-х гг. Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба»,«Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени (петербургские повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произведения А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»).

ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ

«Уносит вечность всех под мрачный свод гробов,
Но непорочных душ и мысли и стремленья
Выбрасывает вал сурового забвенья
На берег бытия, как зерна жемчугов».

К.М. Фофанов.

Широкому кругу любителей музыки имя А.А. Алябьева знакомо в основном благодаря романсу «Соловей». К сожалению, обширное и многогранное творческое наследие композитора, как и его биография, долгое время оставались в забвении. В течение 50 лет после его смерти не было ни одной попытки серьезно разобраться в творчестве и сложной биографии композитора. Если до 1825 г. имя Алябьева упоминается сравнительно часто, то после, кроме рецензий на романсы, оно совершенно исчезло из печати, а неполные либо ошибочные сведения о его жизни приводили лишь к искажению облика композитора и как человека, и как музыкального деятеля.
Сочинения Алябьева, кроме романсов, песен, нескольких фортепианных пьес и клавира «Кавказского пленника» не были опубликованы. После смерти композитора часть его архива, в которую входило свыше 500 музыкальных рукописей, была передана кем-то из близких в Московскую консерваторию и там без всякого учета и
обработки свалена в подвалах. Музыкальные и литературные рукописи, находившиеся у частных лиц, зачастую варварски уничтожались.

Только спустя 60 лет после смерти Алябьева появился первый биографический очерк и лишь после Великой Отечественной войны, когда архивы стали доступны для изучения, рукописи композитора извлекли из подвалов консерватории и передали в Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, где они хранятся и поныне. Таким образом, музей, сосредоточивший основную часть архива, начал изучение музыкального наследия Алябьева. Сотрудники музея, Б.В. Доброхотов, И.Н. Иордан и Т.В. Киркор, подготовили к исполнению партитуры многих оркестровых, хоровых и камерно-инструментальных произведений.
Начало исполнению этих ранее неизвестных произведений было положено весной 1947 г. концертом, организованным музеем совместно с Московской государственной филармонией. В этом концерте, после более чем столетнего забвения, Государственным оркестром Союза ССР и солистами филармонии под управлением дирижера Н.П. Аносова впервые были исполнены вариации для скрипки с оркестром, четыре произведения для голоса с оркестром, две оркестровые увертюры и Третий струнный квартет. В пропаганде камерного творчества Алябьева видную роль сыграл Государственный квартет им. Бетховена, в своих концертах, кроме Третьего, впервые исполнивший Первый струнный квартет, а совместно с Э.Г. Гилельсом – фортепианный квинтет, сонату для фортепиано и скрипки, и завоевавшее большую популярность фортепианное трио. Хоровые произведения композитора прозвучали в концертах Государственного академического хора им. А.В. Свешникова.
С 1949 г. начинают появляться публикации ранее никогда не издававшихся крупных произведений Алябьева и многие «белые пятна» биографии выдающегося русского музыканта были раскрыты. Творческое наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Оказалось, что им написано более 450 произведений, среди которых шесть опер, балет, свыше 20 опер-водевилей, множество сочинений для симфонического и духового оркестров, для голоса с оркестром, хоры, музыка к драматическим представлениям, пьесы для различных инструментов с фортепиано, камерные ансамбли, обработки песен многих народов России и свыше 160 романсов.
Понимание роли Алябьева в истории русского музыкального искусства продолжает углубляться по мере того, как в архивах обнаруживаются его неизвестные или забытые произведения, а т.к. география его странствий обширна, можно надеяться и на дальнейшие открытия.

21 февраля 2009 г. в дни памяти Святейшего Патриарха Алексия II стартовала духовно-патриотическая акция «Вновь возвращенные имена России». Первым в рамках акции стало имя Алябьева, которому на территории Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове открыт памятный крест.

Дудукина Ольга Владимировна

Учитель начальных классов

Самарская область г. Отрадный

Литература
Большая Советская энциклопедия

Тимофеев Г. Н., А. А. Алябьев. Очерки жизни и творчества, М., 1912;

Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; его же, Композиторы 1-й половины XIX века. Русская классическая музыка, вып. 1, М., 1945;

Попов С. С., Алябьев. Биографический очерк, "СМ", 1937, No 5;

Штейнпресс Б. С., А. А. Алябьев в тобольской ссылке. Новые страницы биографии, "СМ".

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (4 августа 1787, Тобольск - 22 февраля 1851, Москва) - русский композитор, пианист, дирижёр.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.

Биография

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746-1822).

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк - 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк - 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один ещё денёк».

В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.

В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 - в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.

Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урожд. Римской-Корсаковой (1803-1854), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), ко­торую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 го­да. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Известные сочинения

Романсы:
  • На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;
  • На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
  • «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),
  • «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского),
  • «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),
  • «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского),
  • «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),
  • «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
  • «Что поешь, краса-девица » (слова В. Домонтовича),
  • «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома),
  • «Ясны очи » (слова Дмитрия Ознобишина).
Оперы:
  • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге)
  • Буря (1830-е гг.)
  • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
  • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
  • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
  • Аммалат-Бек (1842-47)
Оперы-водевили:
  • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)
  • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
  • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)
  • Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)
  • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)
  • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)
  • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
  • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
Балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
Пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
Мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
Кантаты
для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
для дух. орк., в том числе увертюры
инстр. ансамбли
  • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
  • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
  • фп. квинтет (1815?)
  • соната для скр. и фп. (1834)
  • квартет для 4 флейт
  • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
Пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
фп. пьесы, в том числе соната, танцы
хоры и хор. обработки собств. соч.
романсы для голоса с фп. (св. 150)
вок. ансамбли
обр. нар. песен, в том числе
  • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
  • Азиатские песни (1833-35?)
  • и др.
Музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Александр Александрович Алябьев - русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее воспитание. Свое образование Алябьев закончил в Московском университетском пансионе.

Во время походов 1812-1815 годов служил в гусарах. В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени относится появление его первых романсов: "Вечерком румяну зорю", "Соловей" на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге впервые шла комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А. И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена опера-водевиль А. И. Писарева, "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем. В том же году Алябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Сибирь (Тобольск). В ссылке Алябьев занялся сочинением военной и церковной музыки, которая не была издана, как и другие сочинения Алябьева, кроме романсов. Через некоторое время Алябьев был помилован, но ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на Кавказ для лечения, благодаря впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы "Аммалат-Бек" и "Кавказский пленник".

Запрещение на въезд в столицы удерживалось до 1840 года, но вскоре было снято. Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор.

Опера "Аммалат-Бек" на сюжет повести А. А. Марлинского вовсе не увидела света рампы. Опера "Кавказский пленник" также, по-видимому, относится к позднему периоду творчества Алябьева; она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с романсами Алябьева.

Значение Алябьева в истории русской музыки, главным образом, в его романсах. В своих романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и задушевны. В романсах Алябьева отразился дух времени. Большая их часть написана в миноре.

Первое издание романсов Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898-1899, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М. А. Максимович, "Голоса украинских песен", в аранжировке Алябьева, Москва) и оперу "Кавказский пленник". Популярность романсов Алябьева была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Луч надежды", "Песнь бедняка", "Вечерком румяну зорю". "Соловей" распевался всюду. На него писались вариации, между прочим - Глинкой для фортепиано. Ф. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.

КАВКАЗСКИЙ ПЕВЕЦ

Александр Александрович Алябьев был уже известным композитором, автором знаменитого романса «Соловей», когда с ним стряслась беда. В 1825 году после карточной игры, что велась в его квартире, умер один из гостей. По Москве поползли слухи об убийстве. Алябьева и его товарищей арестовали. Началось следствие, в процессе которого версия об убийстве отпала. Но уголовная палата признала подсудимого композитора виновным в других грехах: допущение запрещенной игры и т. п.

Нелепое происшествие вырвало Александра Александровича из близкой ему среды, жестоко сломало жизнь и обрекло на многие годы ссылки. Судебный процесс длился почти три года. Алябьев был приговорен к лишению знаков отличия, чинов и дворянства и ссылке в Сибирь.

Весной 1828 года композитора по этапу доставили в Тобольск, родной город, где когда-то его отец правил губернией. Верным спутником в неволе стала одна из сестер А. А. Алябьева Екатерина Александровна. Она отправилась в Сибирь, чтобы в ссылке облегчить участь своего несчастного брата. В Тобольске у Александра Александровича обострилась давняя болезнь глаз, его здоровье вызвало беспокойство у родных. Начались хлопоты о возвращении композитора в Москву. Но они оказались безуспешными, ему позволили лишь выехать для лечения на Кавказ. Разрешение было получено осенью 1831 года, но лишь в конце января следующего года Алябьев с сестрой смогли двинуться в путь.

Вначале они прибыли в областной Ставрополь. Прожили в нем до начала курортного сезона на Минеральных Водах, а затем перебрались в Пятигорск. Это был не первый приезд Александра Александровича на Горячие Воды. Биографы композитора сообщают, что он побывал здесь в начале 1816 года. В те времена курорт еще выглядел пустынно, лишь несколько небольших турлучных домиков да палатки и кибитки хаотично размещались в Горячеводской долине. Будучи поручиком конно-егерского полка, он получил тогда бессрочный отпуск «для излечения болезни к Минеральным Водам». Сведений об этой поездке нет. В Государственном архиве Ставропольского края хранится «Ведомость посетителей Горячих Вод в сезон 1818 года», где есть сообщения о приезде А. А. Алябьева. Молодой штаб-ротмистр Ахтырского гусарского полка снимал в тот год квартиру в доме госпожи Толмачевой.

Из архивных документов известно, что в 1832-ом опальный композитор квартировал в доме «умершей майорши Карабутовой». В том самом, который в Пятигорске зовется теперь «Домом Алябьева». Часть летнего сезона они с сестрой прожили здесь, на окраине города. Затем уехали в Кисловодск. Вернувшись осенью в Пятигорск, они выбрали для жилья имение Толмачевой.

В доме Карабутовой (ныне ул. Буачидзе, 1) композитор создал романс «Тайна», на рукописи дата: «Пятигорск. 17 июля 1832 года». Вероятно, здесь был создан и прекрасный полонез с хором. Его исполнили на празднике, устроенном местным начальством в Кисловодске. Один из современников писал, что праздник стал «блистательным, как здесь еще не бывало». Немало способствовала этому и музыка Алябьева.

Он встретился на Водах с фольклористом М. А. Максимовичем и не без его влияния аранжировал для голоса и фортепиано украинские народные песни. «Голоса украинских песен» вышли в свет в 1834 году. Это был первый самостоятельный сборник образцов малороссийского музыкального фольклора. Вероятно, Алябьев работал над ним в том же доме.

Есть сведения, что в Пятигорске композитор создавал и церковную музыку. «При прощании с Кавказом Алябьев еще раз исторгнул слезы умиления и восторга своею духовной музыкою: казалось, вся глубокая душа грустной и высокой души его излилась в этих очаровательных звуках», – так писал его современник В. Сабуров.

В начале 1833 года, когда композитор еще находился на Водах, в столице поступил в продажу сборник романсов, посвященных Е. А. Офросимовой, где был опубликован и романс «Тайна». Вовсе не случайно весь цикл написан с большим лирическим вдохновением. Он принадлежит к числу наиболее характерных образцов вокального творчества Алябьева. В его музыке нашло отражение то высокое чувство, которое посчастливилось испытать Александру Александровичу в Пятигорске.

Е. А. Офросимова, которой он посвятил романс, принадлежала к известной московской семье Римских-Корсаковых, славившейся гостеприимством. А. С. Пушкин намеревался вывести семейство в качестве главных героев в незавершенном «Романе на Кавказских Водах». Катя Корсакова была младшей из пяти дочерей-красавиц. Поэт В. А. Жуковский посвящал ей стихи. Алябьев тоже хорошо знал эту семью. Отношения Екатерины Александровны и Александра Александровича как в московском периоде жизни композитора, так и в кавказском покрыты завесой тайны. Катя Корсакова вышла замуж в 1827 году, когда Алябьев был уже под следствием. Они не виделись семь лет и встретились вновь на Водах летом 1832 года. Мы, наверное, никогда не узнаем подробностей пятигорских встреч, но можно не сомневаться – в сердечном сближении двух людей они оказались решающими. Романс «Тайна» следует назвать художественным памятником их отношений: романс-акростих составляют слова «Я вас люблю».

Минеральные воды пока не давали желаемого результата. Зрение Алябьева продолжало ухудшаться. Оставалась слабая надежда, что продолжение лечения все-таки принесет плоды. После окончания курортного сезона Александр Александрович с сестрой перебрался на зиму в Ставрополь, чтобы в следующем году вновь вернуться в Пятигорск. Сестра ссыльного отправилась в Петербург в надежде добиться амнистии. Однако высокая «монаршая милость» выразилась в том, что император в конце февраля 1833 года повелел отправить композитора на жительство в Оренбург. Отсрочка отъезда из Пятигорска, связанная с лечением, не решала основного вопроса – о постоянном местопребывании. Не желая возвращаться в ссылку, Александр Александрович сделал попытку поступить на граж-данскую службу в Кавказской области. Ожидая решения кавказского начальства он в июне 1833 года выехал из Ставрополя в Пятигорск и здесь вновь встретился с Е. А. Офросимовой, которая приехала с супругом на Воды.

Ответа на запрос о службе из Петербурга на Кавказ не поступило, и в сентябре того же года композитор покинул Кавказские Минеральные Воды.

Тема Кавказа и в дальнейшем продолжала развиваться в его творчестве. Алябьева можно назвать родоначальником «русской музыки о Востоке». В письмах к друзьям из Оренбурга он сам себя назвал «кавказским певцом» и так же озаглавил цикл романсов о Кавказе. Они были опубликованы отдельной книжкой в 1834 году. Обложку украшал вид Пятигорска. В книжке было всего двенадцать романсов на стихи русских поэтов. Позже появилось еще одно «кавказское» произведение – «Черкесская песня» на стихи Лермонтова. Известна также песня «Черкес» на слова самого композитора. Будучи на Кавказских Минеральных Водах, он записывал и запоминал музыкальные мелодии горцев. Это помогло, когда композитор задумал написать оперу «Аммалат-Бек» на сюжет повестей А. А. Бестужева-Марлинского. Как жаль, что она так и не была завершена. Эту «кавказскую» оперу назвали «...последним предсмертным плодом души, изливавшимся пленительными звуками». Отрывки из ее либретто были опубликованы лишь за год до смерти композитора. А в 1840 году в жизни Алябьева произошло важное событие – он женился на Екатерине Александровне Офросимовой, овдовевшей к этому времени. Она соединила свою судьбу с любимым человеком, который по-прежнему находился в положении ссыльного.

«Я вступила в супружество уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и только одно чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость, несмотря на прежнюю вину его и на продолжающееся наказание», – писала она позже в одном из прошений на высочайшее имя о помиловании композитора.

С середины 1830-х годов композитору разрешили проживание в Московской губернии. Позже супруги Алябьевы жили в Москве в доме № 7 на Новинском бульваре. 29 апреля 1997 года в тяжелые годы смуты дом сгорел дотла и восстановить его не представлялось возможным. Тем большую историческую ценность приобрел в Пятигорске «дом умершей майорши Карабутовой» – жилище вдохновенного композитора. Это единственный в России мемориальный памятник, связанный с биографией А. А. Алябьева. Десять лет назад, несмотря на сложные времена и отсутствие финансирования, этот дом стал одним из отделов музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.

Впервые завесу над тайной рождения и жизни этого старинного пятигорского дома приоткрыл сотрудник музея «Домик Лермонтова» С. И. Недумов, когда работал с документами пятигорского и ставропольского архивов. У него была совсем другая цель – разыскать те ценные сведения о пребывании М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, которые еще не были известны, но как это часто бывает с исследователями, кроме нужных, главных, в процессе поисков попадаются и такие документы, мимо которых, подчас, просто невозможно пройти. Вначале С. И. Недумову попался список, где указывались один за другим владельцы дома: Котырев, а затем Карабутовы. Позже ему посчастливилось обнаружить сведения о пребывании здесь композитора А. А. Алябьева в 1832 году, жившего в доме «умершей майорши Карабутовой». Благодаря музейному сотруднику этот факт в биографии композитора давно уже введен в научный оборот.

Профессор А. Нелюбин в своем труде о Кавказских Минеральных Водах, изданном в 1825 году, упоминает дом Котырева (впоследствии А. К. Карабутовой) как один из лучших на Горячих водах. В лермонтовском музее находится копия рукописи А. И. Рюмина «Путешествие моего журнала из Рязани к Кавказским водам, предпринятое для излечения в 1825 году». По счастливой случайности автор журнала со спутником поселился именно в интересующей нас пятигорской усадьбе и, таким образом, оставил для потомков описание своего жилища.

Это все, что было известно сотрудникам музея о «доме Алябьева», который так и стали называть. В 1973 году, когда образовался Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова, жизнь была безмятежной, и казалось возможным осуществление самой невероятной мечты. У сотрудников музея возникла чудесная идея – воссоздать прежний облик старинного квартала, где находится лермонтовский музей.

Начались сборы сведений об усадьбах, соседствующих с Домиком Лермонтова, в том числе и о «доме Алябьева». Увы – исторических фактов оказалось не так уж много. Музейных сотрудников всегда интересовала, прежде всего, биография Лермонтова, а история Пятигорска была как бы приложением к жизни поэта. Вновь пришлось рыться в архивных хранилищах, разыскивать пожелтевшие от времени документы, исписанные разными почерками. В самом Пятигорске сделать это было уже невозможно – дореволюционный архив Управления Кавказских Минеральных Вод сгорел во время Великой Отечественной войны. Оставалась надежда хоть что-нибудь разыскать в Ставрополе, здесь хранится переписка начальства Кавказской области и других различных ведомств по гражданским делам. Какова же была радость, когда один за другим стали попадаться документы о жизни загадочных Котырева и Карабутовых в Пятигорске и интереснейшие сведения об их усадьбе. Удалось выяснить – какие здесь были постройки, какими вещами пользовались хозяева.

К началу XX века бывшая усадьба Карабутовой оказалась разделенной на три части. Ее флигель теперь имеет такой адрес: ул. Буачидзе, 3. На месте кухни и служб красуется двухэтажный кирпичный дом в стиле позднего модерна. Он построен в 1912 году и фасадом выходит на ул. Соборную под номером 20.

Угловой же дом, где когда-то жил композитор А. А. Алябьев, очень изменился. Он стал больших размеров. Со стороны Церковной (ныне Соборной) улицы дом дополнила большая каменная пристройка. Она ограничила с севера, ставший теперь уже крошечным, дворик, и в конце XIX – начале XX века неведомый нам хозяин дома устроил здесь нечто вроде гостиничных номеров. Пристройку разделили на небольшие комнатки, сдавая внаем и получая доход в курортный сезон. Несколько раз дом менял свой облик. Сначала его обложили кирпичом, а затем оштукатурили. Уличные фасады украсили разными незамысловатыми архитектурными деталями. Но именно они-то и придали дому неповторимый вид. В общем, стал он в начале нашего века неплохим украшением городского пейзажа, хоть и не отличался модной в ту эпоху роскошью стиля «модерн».

В двадцатые годы XX века дом заселили многочисленными жильцами, переделав его под коммунальные квартиры. Домоуправление постоянно следило за его состоянием, вовремя чинилась крыша, штукатурились стены, к каждому празднику подновляли и красили фасады. И хотя здесь не было удобств, дом исправно служил своим хозяевам.

Когда в 1973 году квартал, где находится «дом Алябьева», получил статус заповедного, то сотрудники лермонтовского музея сразу же решили после реставрации открыть в нем «музыкальную» экспозицию. На доме установили мемориальную доску в честь пребывания здесь русского композитора. По программе развития Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова реставрационные работы должны были начаться в 80-е годы. Газета «Правда» даже поспешила сообщить в 1985 году о том, что к 200-летнему юбилею композитора «дом Алябьева» гостеприимно распахнет свои двери. «Многое, – писал журналист Б. Степанов, – узнают те, кто придет в новый музей, посвященный яркой жизни и творчеству композитора-патриота, оставившего потомкам богатое наследие».

Увы – это оказалось всего лишь мечтой. К сожалению, тогда город оказался не в состоянии переселить в новые квартиры многочисленных жильцов мемориального памятника. А музей не мог принять под свое покровительство заселенный дом: не было средств на его содержание. И, как это часто у нас бывает, ценнейший памятник культуры оказался без надзора, хотя через некоторое время и переселили отсюда часть квартиросъемщиков. Без должного ухода дом стал стремительно разрушаться. Вид его напоминал фильмы ужасов – стена без фундамента, висящая в воздухе, могла обвалиться в любой момент.

Прошли еще годы, прежде чем дом А. А. Алябьева гостеприимно распахнул свои двери перед посетителями. Подготовленную в 1991 году проектную документацию реставраторы смогли реализовать лишь в 1997 году. Большая заслуга в этом принадлежит мэру города Ю. В. Васильеву. Это ему удалось добиться выделения средств на реставрацию старинной мемориальной постройки.

Сейчас в его уютных небольших комнатах размещена экспозиция, посвященная композитору. В одной из них проводятся камерные музыкальные вечера, а в двух небольших залах, что разместились в бывших пристройках конца XIX века, устраиваются художественные выставки, проводятся музыкальные концерты. За десять лет дом Алябьева стал очень популярен среди тех, кто не равнодушен к сохранению русской культуры.

А. Н. Коваленко

// Ставроп. хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 197–201.

А лександр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки фортепиано и изучал композицию. Он писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для столичных театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку, однако и там не оставлял свои занятия музыкой.

Офицер-композитор

Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости - ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 году семья переехала в Петербург , где отец получил должность в Берг-коллегии - Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву , где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции.

После номинальной службы, на которую он как «недоросль из дворян» был зачислен еще в 14 лет, Александр Алябьев приступил к службе действительной. Работу в московской Берг-конторе он совмещал с музыкальными занятиями. В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева - романс и вальсы.

Когда началась Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым - отцом Льва Толстого .

На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он - «преисправный и храбрый офицер» . Служба продолжилась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых - элегия на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».

12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне - с разницей в неделю - в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер» .

Музыкальный успех и сибирская ссылка

Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении. Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.

В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.

Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.

В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев. Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.

Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.

1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.

В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.

Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ - лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.

В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге , где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского - участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.

Александр Алябьев по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» - эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра. Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы - «А. А.».

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.

В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана - лингвиста, поэта, археолога. На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора. В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского , Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.

Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен - и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.