Что такое энкаустика в живописи. Что такое энкаустика? Рисование воском: необходимое оборудование и материалы для энкаустики

Данное искусство подразумевает создание картин при помощи расплавленного воска различных цветов. Такие работы до сих пор находят на раскопках Древней Греции. Раннехристианские картины и ныне сохраняют свои яркие краски.

Для работы понадобится всего лишь:

  • бумага;
  • утюг;
  • восковой карандаш.
Нужно взять воск определённого цвета или даже использовать сразу несколько оттенков и нанести их на теплый утюг. Останется провести этим разогретым металлическим инструментом по бумаге, ставя основание плашмя или ребром. Теперь расскажем об этом подробнее.

Рисование воском: необходимое оборудование и материалы для энкаустики

Изображать можно всё что угодно. Если вы начинающий художник, тогда вам будут под силу абстрактные картины. Если вы имеете опыт в создании полотен, тогда сможете изобразить чёткие пейзажи.

Главный материал, который требуется в работе, это художественный воск с цветными пигментами. Он продается в специализированных художественных магазинах. Если нет возможности приобрести такой воск, тогда используйте мелки для рисования и восковые карандаши. Их можно приобрести в магазине канцтоваров.

Также вам потребуется:

  • глянцевый плотный картон;
  • мягкая тряпочка для полирования;
  • подкладка на рабочий стол, чтобы он в процессе работы оставался чистым.
Если у вас есть средства и вы решили всерьёз заняться данным видом искусства, тогда купите специальный утюг для энкаустики.


Если такой возможности нет, тогда используйте обычный бытовой утюг, но он должен быть небольшого размера, иметь подошву без отверстий и регулятор температуры.

Вам потребуются туалетная бумага и салфетки либо тряпочка, этими материалами нужно очищать подошву утюга, чтобы поменять цвет воска на новый.

Если у вас имеется фен, в котором можно регулировать температуру, тогда можно применять его. Тогда в качестве материалов используйте восковые карандаши.

Если энкаустика станет вашим постоянным хобби или даже источником дохода, тогда нужно будет купить специальный нагревательный стержень который имеет название каусария. Он поможет изображать небольшие детали и витиеватые узоры.

Энкаустика для начинающих

Тем, кто только решил освоить эту интересную технику, будет полезно узнать, какие можно использовать приемы при работе, это:

  • разглаживание;
  • работа ребром;
  • оттиск;
  • работа носом.
Разглаживание - это основной приём, применяемый в этой технике. Чтобы воспользоваться им, переверните утюг так, чтобы его нагревательная поверхность оказалась наверху. Положите сюда воск, отрегулируйте температуру, чтобы он стал плавиться, но при этом не растекался бы.

Когда материал приобретет такую консистенцию, нужно будет провести утюгом по поверхности бумаги, но сильно не нажимая на неё, чтобы не сжечь. На листе должен будет остаться след желаемой формы.


Работа ребром позволяет создавать различные полоски. Такой прием используется для того, чтобы рисовать траву, цветы. Сначала нужно действовать так же, как в случае, когда вы наносили оттиск в технике разглаживания. Теперь поставьте на этот рисунок утюг ребром, чтобы получить полоску нужной длины. Излишки воска уберите при помощи мягкой тряпочки.


Чтобы, используя технику энкаустика, сделать на рисунке прожилки, нужно нанести краску на бумажную основу, а затем положить на неё на несколько секунд подошву утюга. При этом он должен лежать, как влитой, им нельзя ёрзать.


Чтобы создать мелкие детали картины, нужно обмакнуть кончик утюга в расплавленный воск, а затем приложить его к полотну в нужном месте.

Энкаустика - мастер-класс с фото

Теперь, когда вы познали азы этого искусства, пора переходить к практическому занятию. Оно будет лёгким, под силу начинающим.


Возьмите:
  • восковые карандаши;
  • белый лист плотного картона;
  • клей;
  • фен, в котором можно регулировать температуру.

Карандаши должны быть одинакового размера, если какие-то из них длиннее, подрежьте их с обратной от стержня стороны, чтобы сравнять с другими.


Намажьте верхнюю часть листа клеем, прикрепите сюда восковые заготовки плотно друг к другу острием вниз. Когда клей высохнет, поднесите фен к кончикам восковых карандашей, включив его на самую сильную мощность. При этом заготовки должны будут начать плавиться, и воск будет постепенно стекать вниз.


Если вам нужны строгие вертикальные линии, тогда держите лист картона в привычном положении. Если вы хотите добиться интересных спецэффектов, тогда поворачивайте его из стороны в стороную.


Если вы удовлетворены получившимся результатом, то положите работу на горизонтальную поверхность и дождитесь застывания своего шедевра.


Такой арт-объект украсит жилище или станет необычным подарком на Новый год или к другому празднику.

Следующий мастер-класс позволит создать красивую абстрактную картину.

Для осуществления задуманного потребуются:

  • плотная бумага;
  • маленький утюжок без дырочек на подошве;
  • восковые карандаши;
  • бумага, которой можно застелить рабочую поверхность.
Поставьте на утюге регулировку на значение «нейлон» и разогрейте его. Поверните этот инструмент подошвой вверх и разместите сверху восковые карандаши. Подождите, чтобы они начали плавиться.


Теперь поднесите утюжок к бумажному листу и начинайте продвигать его горизонтально в одну и в другую сторону. Старайтесь, чтобы при этом цветные полосы как можно меньше пересекали друг друга и смешивались друг с другом.


Как вы поняли, был применён принцип разглаживания. Теперь нужно использовать метод оттиска. Для этого прижимайте утюг к поверхности, чтобы оставлять на ней неравномерные отпечатки. Вы можете на каждом сделать ещё несколько оттисков, чтобы добиться интересного эффекта.


Подождите, пока картина в технике энкаустика немного остынет и примерно через минуту отполируйте ее поверхность мягкой тряпочкой.


Неискушенный зрители вряд ли поймет, из чего вы сделали данную работу, красивую и очень эффектную. После того, как вы потренируйтесь на простых образцах, можете переходить к более сложным.

Энкаустика - мастер-класс для опытных

Если у вас есть все необходимые инструменты, тогда работа не должна показаться слишком сложной даже мастерам с небольшим опытом. Вот что вам потребуется:

  • варочная поверхность;
  • утюг;
  • бумага;
  • поролон;
  • ткань.
Сначала закрепите лист на варочной поверхности при помощи малярного скотча.


Чтобы нарисовать пейзаж, возьмите восковой мелок или карандаш синего цвета и начинайте растушевывать его в верхней части листа. Так как картонная основа будет нагретой, сделать это будет несложно.


Далее рисуются горы. Для этого положите мелок коричневого цвета на подошву утюга, переверните инструмент, нагрейте его.


Затем приложите утюжок к поверхности листа, изображайте остроконечные вершины и систему гор, используя некоторые приемы энкаустики.


Если нужно растушевать краску, примените для этого кусочек ткани или губку. Чтобы горы окружала зелень, изобразите ее при помощи мелка такого цвета. Нарисуйте другие элементы картины, после чего можно окантовать её в рамку.

Техника рисования воском на бумаге

Техника энкаустика позволяет получать очень красивые пейзажи. В этом вы сейчас убедитесь. Посмотрите, какие чудесные картины создают мастерицы.


Для работы вам понадобится:
  • утюжок для энкаустики или обычный дорожный небольшого размера без отверстий;
  • глянцевый картон, подойдёт толстая фотобумага для принтеров, на которой печатают фотографии;
  • цветные мелки;
  • салфетки;
  • мягкая тряпочка.
Сначала надо нагреть утюг, но не слишком сильно. Переверните его и положите на подошву этого прибора мелки нужного цвета.


Когда они станут мягкими, можно их использовать, но не дожидаясь, пока воск начнёт стекать с поверхности утюга вниз.

Приложите расплавленный воск к глянцевому картону, проведите движением слева направо. При этом утюгом делайте небольшой полукруг.


Осторожно, чтобы не обжечься, сотрите с поверхности утюга воск салфетками и положите сюда мелки другого цвета. Когда они расплавятся, поставьте утюжок на правую часть листа и проведите налево, затем в обратную сторону и еще раз налево.


Теперь нужно убрать салфеткой этот воск с утюга и расплавить на нём коричневый. Подготовленным раствором делайте так называемые отлипы. При этом нужно прикладывать утюг к бумаге и быстро поднимать его. Так делают несколько раз.


Осталось обозначить мелкие детали. Для этого используются перечисленные ранее приемы. Проведите ребром, а затем кончиком утюга по рисунку, чтобы изобразить кустик.


Посмотрите, какая красота получилась. Так как картина выполнена восковыми красками, она будет очаровательно блестеть.


Техника энкаустика хорошо ещё тем, что можно придумывать сюжет для картины прямо на ходу. Делая несколько движений утюгом, расположив воск в произвольном порядке, вы можете обнаружить, что нарисовали незадуманное ранее.

Мастерица из следующего мастер-класса именно так изобразила птицу на своём шедевре. Но обо всём по порядку.

Сначала она взяла:

  • термостойкий глянцевый картон;
  • немецкие и российские восковые мелки;
  • утюжок;
  • полотенце;
  • салфетку.
Чтобы не испачкать рабочее место, нужно постелить на него сначала полотенце, а сверху салфетку.

Теперь надо положить белые и синие мелки на теплый утюг, начать рисовать ими.


Поверните лист картона и покройте его воском при помощи утюга с другой стороны. Теперь нужно нарисовать рёбрами утюга облака.


Если это требуется, иногда вытирайте подошву своего инструмента салфеткой. Но если вы используете одни и те же цвета, тогда можно этого не делать.


Приглядевшись, мастерица увидела, что на полотне появилась птица, правда, немного странная. Было решено дорисовать ей перья кончиком утюга.


Можно сделать корректировку, используя зубочистку или остроносую деревянную шпажку. При помощи неё вы уберите лишнее, что-то дорисуете, что-то почистите.


Теперь нужно сделать оттиски, чтобы изобразить траву, кустики. Для этого на утюг положите зеленый и коричневый мелок, прикладывайте их к нужной части рисунка.


Кроны деревьев изображают так. Нанесите немного коричневого или зелёного воска на носик утюга и рисуйте эту деталь картины этой частью инструмента.


Применяя технику оттиска, нарисуйте на стволе и ветках листики, а шпажкой нанесите корректировку.


Первая птица героине не понравилась, поэтому она нарисовала на этом месте крону дерева. Но затем решила нарисовать чайку белого цвета. Для этого нужно пропоцарапать контур птички острием деревянной палочки. Окуните его в расплавленный воск и дорисуйте детали.


Останется отполировать шедевр мягкой салфеткой и можно вешать картину или подарить ее к любому празднику.

Как рисовать утюгом - техника для начинающих

Следующий мастер-класс позволит создать картину в красно-жёлтых тонах с темными вкраплениями.


Её смогут изобразить даже те, кто считают, что не умеют рисовать. Для этого им потребуется лишь:
  • глянцевый картон формата А5;
  • восковые детские мелки;
  • утюг без отверстий на подошве с терморегулятором, который предназначен для сухой глажки.


Температура утюга должна быть минимальной, поэтому поставьте терморегулятор в положение разглаживания шерсти или шелка. Расположите мелки на подошве этого инструмента так, чтобы желтый оказался внизу, оранжевый под ним, красный ещё ниже, дальше идет темно-розовый и бордовый.


Нарисуйте этой цветной радугой яркое небо, применяя прием разглаживания. Для этого просто водите утюгом по поверхности бумаги так, будто вы гладите справа налево и наоборот.


Вытрите салфеткой излишки воска на тёплой поверхности утюга и положите сюда мелки другого окраса. Какие, видно на следующей фотографии.


Также нужно прогладить лист по горизонтали движениями туда-сюда. Таким образом вы сделаете основной фон.


Чтобы рисовать утюгом далее, нужно на его кончике растворить мелок чёрного цвета. Используйте эту часть рабочей поверхности утюга, делая его кончиком оттиск на бумаге.


Далее, при помощи этой техники произведите оттиски внизу листа и создайте сказочную растительность.


Чтобы рисовать воском далее, используйте боковые стороны утюга. Ставьте его на ребро на нанесенный фон, чтобы получились вертикальные линии, например, трава.


После того, как вы сделали оттиск черным воском, на кончике утюге у вас останется определенный рисунок. Не вытирайте это покрытие, делайте отпечатки далее, получится эффектный результат.


Такая энкаустика подойдёт и для начинающих, так как не требует особых навыков.

Теперь рисуйте кончиком утюга, для этого носиком утюга нужно подцепить немножко воска и водить им на рисунке, создавая здесь черные цветы и листочки.


Посмотрите, как рисовать воском птиц. Для этого поставьте на нужной части картины кончиком утюга точку. Затем ребрами нарисуйте по два крыла для каждой птицы.


Заключительный аккорд - полирование изображения мягкой тряпочкой. Оно получится лучезарным и блестящим.


Когда вы потренируетесь на таких работах, то сможете создавать в данной технике шедевры с более мелкими чертами.


Чтобы воспроизвести такой цветущий абрикос или ветку сакуры, возьмите:
  • черный картон;
  • белый маркер;
  • восковые мелки;
  • утюжок;
  • мягкую тряпочку.
Сначала изобразите на темном картоне при помощи белого маркера очертания будущего цветка.


Держите утюг в правой руке, а в левую возьмите зелёный мелок. Прислоните его кончик к утюгу, чтобы воск слегка оплавился.


Если вы лучше владеете левой рукой, тогда держите инструмент и мелок так, как удобно именно вам.

Начинайте заполнять сначала одну половину листа, двигая утюг вверх и вниз. Не отрывайте его от картона, чтобы получился сплошной слой. Теперь точно так же заполните вторую половину листа.


Возьмите розовый мелок, расплавьте его на кончике утюга и начинайте воссоздавать розовый лепесток.


Таким же образом выполните все элементы цветка. Те лепестки, которые находятся ближе к зрителю, нужно заполнять последними, чтобы создать объём.

Нанесите на кончик утюга коричневой краски и сделайте веточку. Из жёлтой и коричневой сформируйте тычинки.


Чтобы цветок выглядел более реалистичным, нужно слегка поцарапать специальным инструментом от сердцевины к началу лепестков. Для этого можно использовать заостренную деревянную палочку.


При помощи этого же приспособления вы можете сцарапать воск там, где он не нужен, чтобы сделать контуры лепестков и цветков более ровными.

Если элементы картины уже застыли, можно положить полотно на нагревательную поверхность, чтобы воск слегка размягчился и убрать лишнее или нарисовать прожилки на листах. После финальной шлифовки картины мягкой тряпочкой можно с гордостью полюбоваться итогом работы.


Да, если постараться, то и утюг станет инструментом талантливого художника.

Представленные работы больше по силам взрослым, и маленьким детям нельзя давать для работы даже тёплые утюги. Поэтому ознакомьтесь с разновидностью данной техники, которой с удовольствием занимаются малыши.

Техника энкаустика для детей

Предложите ребятам заняться энкаустикой в стиле пуантилизма. Следующий мастер-класс поможет вам освоить это рукоделие самим и научить ему детей.

На листе бумаги нужно нарисовать простым карандашом очертания будущего шедевра. Например, это петушок.


Чтобы вы смогли изобразить его, предлагаем приложить лист бумаги к представленному шаблону и просто перерисовать.


Так как энкаустика всё равно подразумевает нагревание воска, поэтому находитесь вместе с ребенком во время занятия. Поместите свечу в удобную емкость, зажгите ее. Пусть ребёнок держит восковой мелок над пламенем свечи, пока не образуется капля. После чего ее нужно быстро перенести на определённый участок рисунка.


Работа требует терпения, аккуратности, но зато результат получится изумительным. Такая объемная картина станет предметом гордости родителей за своего ребёнка.


Если дети совсем маленькие, тогда не нужно показывать им методику сотворения картины горящей свечой, а лучше научить их тому, как можно создавать шедевры в технике пуантилизма, используя безопасный для них холодный метод.

Зимние рисунки придутся сейчас как нельзя кстати. Чтобы сделать их, дайте детям:

Пусть дети макают ватные палочки в белую краску и создают из неё падающий снег, звезды. Дерево в центре композиции также может быть выполнено в светлых тонах, чтобы было видно - это зима.


Взрослые или ребятишки старшего возраста могут использовать белые восковые карандаши, нагревая которые, создадут работы, освоив тем самым искусство энкаустики.


Чтобы закрепить изученный материал, посмотрите видеосюжет, который поможет начинающим и детям старшего возраста еще лучше освоить рисование горячим воском.


Если вы уже достаточно потренировались, тогда попытайтесь создать живописный пейзаж вместе с автором следующего видео.

Техника рисования Энкаустика. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс по рисованию. "Вечер в горах»". Нетрадиционная техника рисования – энкаустика

Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Назначение работы: мастер-класс по рисованию предназначен для детей дошкольного возраста от 6 лет. Рисунок можно использовать для украшения интерьера и в качестве подарка.
Цель: изучение приемов рисования в технике энкаустики.
Задачи:
научить пользоваться утюгом, используя технику безопасности;
научить создавать рисунок с помощью утюга и воска;
развивать творческое воображение, мышление, моторику рук;
воспитывать аккуратность при работе;
прививать умение видеть красоту природы.

Материалы: восковые мелки, глянцевый картон, утюг (подойдет маленький "дорожный" утюг, без отверстий на его "подошве"), бумажные салфетки, подложка (подойдет газета, обои, использованная бумага).

Энкаустика (греч. Enkaustiké – жгу, выжигаю) – искусство восковой живописи, возникло более 2500 лет назад, и было известно еще древним грекам, римлянам и египтянам. Картины в этой технике, очень стойкие, так как воск не окисляется, а в воде он вообще абсолютно нерастворим. Работать с утюгом необходимо на минимальной мощности и наносить мелки на подошву. В энкаустике, как и во многих других техниках, существуют 5 основных приемов работы с утюгом.
Первый прием - разглаживание. Это плавное гладящее движение утюга по поверхности картона.
Второй прием называется оттиском. Поверхность утюга прикладывают к картонке, а затем поднимают утюг на несколько секунд.
Третий прием заключается в работе ребром утюга. Так мы можем получить различные линии, такие как, кусты, тонкие деревья, траву.
Четвертый прием - рисование кончиком утюга, можно получить мелкие детали (цветы, птиц и небольших животных).
И пятый прием – это когда утюг переворачивается и на него сверху прикладывается картон. Затем восковыми мелками наносятся линии на картоне. На рисование одного рисунка у ребенка уходит 4-6 минут. Занимаюсь с каждым ребенком индивидуально.

Ход работы:
1. Для работы потребуется:


2. Подготовим подложку под картон, она должна быть мягкой и по площади больше картона. Кроме того, подложек (листов бумаги) должно быть несколько, поскольку они очень быстро загрязняются.


3. Включим утюг и отрегулируем минимальную температуру. Держим утюг подошвой вверх. К подошве подносим восковой мелок и начинаем рисовать по подошве, закрашивая поверхность утюга. Мелок должен хорошо плавиться и немного растекаться, но не сильно. В противном случае, регулируем температуру на утюге. Можно наносить сразу несколько цветов.


4. Теперь перевернем утюг подошвой вниз и проведем по бумаге. Проводим утюгом плавно, медленно и без отрыва от картона, без сильного нажима.
Чтобы небо получилось с облаками, проведем еще раз утюг по уже нанесенному воску на картоне.


5. Подошву утюга вытираем бумажной салфеткой перед следующим нанесением воска.


6. Для рисования гор закрашиваем половину подошвы утюга. Горы могут быть коричневые, черные, со снежными вершинами.


7. Рисуем вершины гор без отрыва от картона.


8. Для изображения холмов, травы плавим коричневый и зеленый воск.


9. Рисуем утюгом холм плавно, медленно и без отрыва от картона.


10. Приложим утюг к поверхности картона, а потом резко поднимем его. В пространство между утюгом и картоном хлынет воздух, и на поверхности воска образуются прожилки.


11. Вот такие растения растут на холме.


12. На переднем плане рисунка трава более яркая, поэтому плавим воск салатового цвета, можно добавить желтый.


13. Рисуем еще один холм.


14. Дорисовываем растительность на холмах путем прикладывания и поднятия подошвы утюга.


15. Вот какие красивые растения растут на наших холмах.


16. Для рисования горной речки, плавим голубой воск.


17. Проводим утюгом плавно, медленно и без отрыва от картона, без сильного нажима.


18. Теперь рисуем волны боковой стороной утюга. Поставим утюг так, чтобы его ребро скользило по воску, как лезвие конька, так создаем различные линии, например волнистые.


19. А вот и волны на реке.


20. Для рисования высокой травы плавим воск на боковых сторонах утюга.


21. Снизу вверх боковой стороной утюга рисуем линии разной высоты.


22. Для прорисовки мелких деталей, например, цветов, плавим воск на острие (носике) утюга.


23. Касаясь острием утюга, рисуем цветы.


24. Горная река не может быть без камней. Для прорисовки камней утюг переворачиваем и на него сверху прикладываем картон. Затем ждем, пока нагреется картон, и восковыми мелками прорисовываем нужные детали.


25. Для рисования птиц плавим воск на боковых сторонах утюга.


26. Острием утюга рисуем две маленькие полукруглые линии, вот и горные орлы.


27. Рисунок готов.


28. А если вставить в рамку – это хороший подарок или картина для интерьера.

Восковые краски применялись еще древними египтянами для росписи гробниц, но трудно сказать, когда они точно появились. Материал был разработан ради долговечности красочного декоративного слоя. Чуть позже, в Древней Греции, живопись воском получила второе дыхание. Техника, в которой работали греки, называлась «энкаустика» – выжигание картины восковыми красками на мраморной доске. В результате получались очень реалистичные изображения.

Расцвет направления припал на I-IV столетия нашей эры. В это время было создано немало натюрмортов, портретов и икон с помощью воска. Но в период средневековья техника энкаустики была забыта и утеряна. На ее смену пришла масляная живопись, более удобная для работы, и долгое время про технологию работы с воском никто не вспоминал.

Восковая живопись, которая существует сегодня – это уже находки и приемы современных мастеров, попытки возродить былую технику. Воск в составе красок дает им преимущество – они не теряют свой цвет со временем, как масляные. Единственное, что опасно для таких картин – это механическое повреждение.

Инструменты и материалы для работы

В продаже есть готовые восковые мелки, но можно сделать свои собственные краски на основе воска. Для этого можно брать как пчелиный воск, так и парафин. Отбелить натуральный материал можно с помощью перекиси водорода (20% раствор) или на солнце. Для последнего метода воск измельчают на стружку и раскладывают его на бумаге на хорошо освещенном месте. Каждый день его необходимо помешивать. Если требуется, то его повторно переплавляют и измельчают для отбеливания на солнце, пока оттенок не станет пригодным для работы.

Пигменты для окрашивания можно использовать абсолютно разные – старые засохшие краски, просроченную декоративную косметику, пищевые красители. Когда краски будут готовы, необходимо подготовить инструменты для восковой живописи:

  • Утюг (удобнее всего маленький дорожный);
  • Паяльник с насадками (лучше специальный для хендмейда);
  • Фен (подходит как для парикмахерский, так и строительный);
  • Разогретый мастихин (можно использовать для разогрева спиртовку, либо держать в воде, подогреваемой обычным электрокипятильником, или подогревать его на настольной одноконфорочной плите – как удобней);
  • Иголка, проволока, любые швейные или стоматологические инструменты, пригодные для работы – процарапывания контуров и деталей, формирования объемов.

Техники восковой живописи

Восковые картины можно создавать в различных техниках, даже комбинированных. В основном используют такие приемы:

  1. Рисунок воском – сверху красками (восковой резист)

На бумагу наноситься контурный рисунок воском, а затем она закрашивается красками. Контур при этом остается не закрашенным. Для работы применяются акварельные краски.

  1. Рельеф воском – сверху красками

На доску или полотно наносится расплавленный или размягченный воск, повторяя очертания будущей картины. По сути это восковой барельеф. Сверху него можно писать гуашью или маслом (акрил тоже подходит), как на обычной основе. Красочный слой покрываем лаком.

  1. Рельефная живопись окрашенным воском

Для этого используем самодельные краски на основе воска. Наносим их разогретым инструментом, разливаем расплавленными или выкладываем руками, а потом выжигаем контуры рисунка паяльником. Можно применять любые доступные методы нанесения и формирования изображения. Для растворения восковых красок применяют скипидар.

  1. Прижигание (энкаустика)

В этой технике работаем только расплавленными красками. Берем для этого восковые мелки или окрашенный воск собственного приготовления. Наносим фоновые цвета на разогретый утюг и переносим на бумагу (Работаем при минимальной температуре). Затем, либо кончиком утюга, либо паяльником с насадкой прорисовываем детали.

  1. Процарапывание

На цветную бумагу или доску наносим цветной воск, а затем процарапываем рисунок.

Живопись восковыми красками сложная и кропотливая, но интересна как технологическим процессом, так и результатом. Насколько успешными будут работы – будет зависеть от вашей усидчивости и фантазии, которую в этой технике можно проявить в полной мере.

На сегодняшний день известно огромное количество различных видов искусства и творчества, в которых сможет себя реализовать любой человек. Многие из них имеют вековую историю, многие появились совсем недавно. А многие, возникнув до начала времен, переживают свое второе рождение в наши дни. Именно о таком виде творчества мы поговорим сегодня. Называется оно красивым словом "энкаустика".

Энкаустика - (от др.-греч. ένκαυστική - "Он вжег") - это техника живописи горячим воском. Вот что написано о ней в Словаре Брокгауза и Эфрона (1890-1907 гг):

"Энкаустика - у древних греков и римлян способ живописи восковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперь утраченного способа - остается невыясненным.

Основываясь на показаниях Плиния Младшего ("Histor. natur"., XXXV, 11, 39 и 41) и Витрувия ("De architectura", VII, 9), надо полагать, что существовало два рода Э. Иногда красочные вещества, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней проходились нагретым металлическим шпателем (cauterium); от его теплоты восковые краски распускались, сливались одна с другой и прочно приставали к поверхности. В других случаях восковые краски употреблялись в жидком состоянии (полученном через подогревание их на огне или через прибавку к ним вещества в роде терпентина); ими писали кистью подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собой и сглаживали через повторенное несколько раз приближение к ним жаровни с горячим углем. Образцы Э. дошли до нас в писанных на досках портретах мумий эллинистической эпохи Египта, найденных в Файюмском оазисе, а также в некоторых из стенных декоративных украшений, открытых в Геркулане и Помпее.

Фото. Зимние узоры. Энкаустика. Автор работы -

В новейшее время неоднократно были делаемы попытки возродить этот давно, еще в средние века, заброшенный род живописи, между прочими такие попытки делались технологом Фернбахом, живописцами Ю. Шнорром, Роттманом, Преллером и др.; но все, что было сделано по этой части, имеет мало общего с приемами древней Э."

Да-да, энциклопедисты были правы - еще 100 лет назад об энкаустике знали лишь специалисты. Думаю, они и представить себе не могли, что совсем скоро она станет известной и доступной всем.

Но, вернемся в историю....

"Кто первый придумал писать воском и вжигать картину - неизвестно" . Эта фраза, написанная древнеримским историком Плинием Старшим почти 2 тысячи лет назад, справедливо и сегодня. Не только потому, что мы и сейчас не знаем имени первого энкауста. История этой области до сих пор остается весьма малоизученной (последние сибирские находки древних камней, расписанных энкаустическими красками, датируют 32-м тысячелетием до н. э.).

Наиболее известными образцами древней энкаустики являются т.н. "фаюмские портреты" - погребальные живописные изображения усопших (первые настоящие "портреты" в истории!). Они относятся к периоду Римского завоевания Египта (I-III века) и получили свое название по оазису Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Их прообразами были погребальные маски, распространенные в древнем Египте.

Изучив такие маски в коллекциях Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, ученые обнаружили на них восковые краски. Этому открытию способствовало тщательное исследование красочного слоя: на нем видны отчетливые потеки (голубые, черные, желтые краски), трещины (охра, белила, сиена) и даже следы вскипания красок, что позволяет предположить, что древнеегипетские художники знали несколько техник нанесения восковой краски: наносили расплавленные (текучие) краски и сочетали их с использованием сухих красок, которые потом оплавляли огнем. Это позволяет предположить, что искусство берет свое начало в Древнем Египте.

Фото.
Фото. Энкаустика на картоне. Автор работы - .

Доказательствами другой, "римской" версии возникновения энкаустики могут служить фрагменты римских стенных росписей, хранящихся в нью-йоркском музе Метрополитен и относящихся к I веку до н. э. Они мастерски выполнены на штукатурке в энкаустической технике.

Была энкаустическая живопись была распространена и в Древней Греции. С каким благоговением относились в там к произведениям энкаустов, можно судить хотя бы по такой легенде: когда Деметрий Полиокрет осадил Родос и ему пришлось брать город с той стороны, где была расположена мастерская знаменитого энкауста Протогена, Полиокрет, из боязни повредить мастерскую, снял осаду.

Фото. Цунами. Энкаустика. Автор работы - .

К сожалению, до нас не дошло ни одной станковой энкаустической картины Древней Греции - основная часть произведений лучших греческих энкаустов была перевезена в Рим и, предположительно, погибла во время пожара в 410 году нашей эры, при взятии Рима Аларихом.

Однако ученых ждало еще одно удивительное открытие: при раскопках древнего города Халчеяна на территории современного Узбекистана (середина I-го тысячелетия до н. э. - III в. н. э.) были обнаружены росписи на омыленном воске, напоминающие по технике исполнения египетские надгробные маски и файюмские А позднее - росписи восковыми красками по камню, кости, золоту нашли при раскопках на территории современных Мексики, Перу, острова Пасхи.

Выходит, энкаустика - это очень древнее и интернациональное искусство.

Как же работали древние мастера?

Вот как описывает процесс создание картины древнеримский поэт Анакреон в своей оде, обращенной к художнику-энкаусту: "Встань, о лучший из художников! Нарисуй, о лучший из художников, мастер в Искусстве Родосском, нарисуй, как я скажу, мою далекую подругу. Нарисуй, прежде всего, ее черные мягкие волосы, и, если воск твой это может, нарисуй их благоухающими. Выше век нарисуй под темными локонами чело, белое, как слоновая кость. Пусть дуги бровей не раздельными будут и не соединенными, но, как у ней, пусть одна, нежно теряясь, переходит в другую. Но для взгляда очей должен ты взять чистое пламя. Пусть будут они лазурно-блестящими, как у Афины, и влажными, как у Цитерии. Нарисуй ей нос и щеки, смешав молоко и розы, и губы нарисуй, как у Пейто, сладостно влекущими к поцелую. У подбородка и мраморной шеи пусть витают хариты. Одень ее, наконец, в сияющий пурпур, и пусть немного просвечивает тело. Стой! Вот я ее уже вижу! Еще мгновение - и ты, воск, залепечешь!"

Уже тот факт, что слово "воск" в античном искусстве служило синонимом слову "краска", можно догадаться о том, какую роль играла энкаустика в древнегреческом искусстве.

Если изучить внимательно фаюмские портреты, можно заметить особый объемные характер мазка (пастозность - как говорят специалисты). В начале каждый мазок боле расплывчатый, в конце - более тонкий и плотный. Очевидно, что такие мазки выполняли предварительно расплавленным цветным воском: пока он жидкий - краска растекалась, когда воск остывал и твердел - мазок получался рельефным. Направление мазков обычно следовало формам лица - на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем. Контуры лица и волос писались более жидкими красками, с большим добавлением масла. Затем живописный слой оплавляли огнем жаровни или открытым пламенем. На разогретых воск часто накладывали золотую фольгу.

Использовали древние энкаусты и специальные инструменты - каутерии: они были обнаружены при раскопках захоронения древнеримских художников в Сен-Медар-де-Пре (Франция) и Сен-Гюбере (Бельгия). Первые инструменты представляли собой бронзовые стержни, с одной стороны оканчивающиеся плоской лопаточкой с закругленными краями, а с другой стороны - удлиненной ложечкой.

А найденный в 1900 г. в Керчи античный саркофаг, расписанный восковыми красками, изображает мастерскую древнего художника-энкауста и позволяет представить, как работали античные мастера. На росписи художник с каутерием в руках изображен сидящим около жаровни, на которой он нагревает свои инструменты. Перед ним стоит ящик с ячейками для красок, в точности такой же, как найденный в погребении, и мольберт с укрепленной на нем основой картины.

Позднее исследователи восстановили технику этой древней живописи. Когда художнику нужно было сделать каутерием мазок определенного цвета, он вынимал из ячейки ящика, в котором хранились готовые краски, комочек нужного ему цвета и отделял от него нагретым каутерием необходимый кусочек краски (ровно на один мазок!). Краска при этом плавилась и затекала на одну из сторон ложечки. Эта сторона ложечки с затекшей на нее восковой краской подносилась к основе, делался мазок. Мазок этот неизбежно приобретал специфическую форму: он имел выемку посредине по всей длине и характерную капельку в месте отрыва инструмента. Все мазки, которые были сделаны одним и тем же каутерием, были одинаковыми. Если художник хотел сделать мазок другой формы или размера, он брал другой каутерий.

А так как смешивать краски на каутерии невозможно, переходы тона достигались за счет близко расположенных мазков разного оттенка.

Фото. Художник в мастерской. Фрагмент энкаустической росписи саркофага из Керчи. Государственный Эрмитаж.

Каутерием с плоской лопаточкой можно было разровнять поверхность, например, чтобы наслоить один мазок поверх другого. Такой каутерий часто использовали нагретым.

Кроме каутерия художники использовали и кисть. Для работы кистью нужны были расплавленные краски: их помещали в керамические баночки и нагревали. Причем, мастеру приходилось постоянно следить за тем, чтобы краски оставались в расплавленном состоянии, но при это не перегревались и не теряли цвет и свойства. Зато так можно было смешивать краски различных цветов, добиваясь необходимых оттенков.

Кистью портрет прописывался несколько раз. Сначала более жидко, затем все более пастозно. Каждый слой мазков потом оплавляли раскаленной жаровней. Это делалось для лучшего сцепления слоев и чтобы удалить случайно попавшие в живописный слой пузырьки воздуха. Но и главное - в результате оплавления живопись приобретала свой характерный неповторимый блеск.

Эллинистическая техника энкаустики была позаимствована византийскими мастерами ранней иконописи. Самыми яркими иконографическими примерами техники энкаустики считаются образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в монастыре Св. Екатерины на Синае, а также четыре иконы - "Сергий и Вакх", "Богоматерь с младенцем", "Мученик и мученица", "Иоанн Предтеча" - ныне они хранятся в Киевском государственном музее западного и восточного искусства.

Фото. Икона "Сергий и Вакх". VI-VII вв. Синайский монастырь. Киевский музей западного и восточного искусства.

Раннехристианская энкаустическая живопись - иконы, написанные в Византии, Северном Египте и Малой Азии - по технике исполнения была более совершенна и отличалась от фаюмских портретов. Был использован подмалевок и специальный грунт. Краски на восковом связующем здесь наносили кистью, в жидком состоянии и, судя по характеру мазка, очень быстро, с незаметным переходом друг в друга. Лица прописывали (можно сказать - "лепили") очень уверенно и энергично в несколько слоев, с участием нескольких красок, в результате чего детали лица получались рельефными, с тонкими переходами оттенков.

Однако в VI веке искусство энкаустики постепенно пришло в упадок. Активное распространение христианства потребовало большого количества икон. Энкаустика, с ее трудоемкой и требующей длительного времени технологией, уже не в состоянии была удовлетворить растущий с каждым годом спрос. И постепенно энкаустика вытесняется более легкой и быстрой в исполнении темперой.

Возрождение энкаустики началась в XVIII веке в Германии и Бельгии, под влиянием открытия археологических памятников греко-римского мира. На волне популярности античного искусства энкаустика быстро вошла в моду - европейские художники создавали полотна в этой технике на протяжении почти целого столетия (тогда еще не были открыты и изучены фаюмские портреты, и технологию многие мастера придумывали сами).

Было у энкаустики и третье рождение - оно пришлось на середину XX века. Именно тогда московские живописцы, отец и дочь В. и Т. Хвостенко, предприняли попытку в точности возродить технологию древней энкаустики. Считается, что многие секреты ими были раскрыты, но много новых приемов восковой живописи они изобрели сами.

Фото. Энкаустика на картоне. Автор .

Возможно именно тогда интерес к древнему искусству завладел и душами непрофессионалов. Древние техники упростились, но не утратили двух своих главных атрибутов - "воск" и "тепло" Правда воск в современной энкаустике может быть представлен восковыми мелками или восковой пастелью, а вместо жаровни энкаусты наших дней частенько используют... самые обычные бытовые утюги! Именно поэтому этот вид творчества так и называют - "живопись утюгом". Как это бывает - спрос рождает предложение, и сейчас в магазинах товаров по рукоделию не составит труда найти специальный воск для энкаустики, специальные утюги, паяльники, каутерии, шпатели и прочие атрибуты восковой живописи.

Кстати, занятия энкаустикой не требуют умения рисовать. А вот чувство цвета, фантазия, творческое начало понадобятся непременно... И в результате на картоне останется застывшее в ярком воске мгновение. Не века. Ведь восковые краски, как мы помним, не тускнеют со временем.

Оплавленные пламенем жаровни, восковые краски приобретали удивительное свойство сохранять яркость и сочность цвета в течение тысячелетий.

Фото. Работы в технике энкаустики.
Фото. Автор работ - .


Сегодня я хочу познакомить Вас с техникой в живописи и декоративном искусстве - "ЭНКАУСТИКА" Кому то безусловно эта техника знакома.
Собственно хочу представить Вам свою курсовую работу(дополнительную),которую сдавала в институте Б.М.Неменского на курсах повышения квалификации.



ЭНКАУСТИКА (греч. enkaustike, от encaio – жгу, выжигаю), техника живописи красками, замешенными на воске, которые накладывались и закреплялись при помощи нагревания. Применялась в древности в Египте, Греции и Риме для настенных росписей, в портретной живописи, в скульптуре и архитектуре для полихромной раскраски статуй и зданий. Хотя энкаустика высоко ценилась как средство наружной декорации зданий и кораблей, которые она предохраняла от жары и разрушительного воздействия соленой воды, ее в основном использовали для настенных росписей, обычно с красными и черными фонами, покрывавших поверхности пористой штукатурки древнегреческих и древнеримских домов. Египтяне использовали энкаустику для росписи саркофагов. В этой технике писали картины древнегреческие живописцы Зевксис и Паррасий (5–4 вв. до н.э., не сохранились).


Энкаустика, или искусство восковой живописи, известно довольно давно. Считается, что энкаустика старше масляной живописи.


Попытки возродить энкаустику предпринимались с середины 19 в. В России в середине 20 в. в этой технике работали московские живописцы В.В. и Т.В.Хвостенко.


ПОРТРЕТ АНТИЧНОЙ ЖЕНЩИНЫ. Воск. Дерево


ПОРТРЕТ МУЖЧИНЫ С БОРОДОЙ. 1–2 вв. Энкаустика


Предварительно разогретые краски (воск, смолы, масло, пигмент) наносились кистью и раскаленным бронзовым стержнем с ложечкой и лопаткой на концах (лат. – каутерий) на подогретую основу, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни. Постепенно техника энкаустики стала использовать менее трудоемкий «холодный способ», что можно проследить на эволюции Фаюмских портретов (1 в. до н.э. – 4 в., Египет) и на византийских иконах 6–12 вв.

Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком


Св. Сергий и Вакх (VI-VII века)


Энкаустика это разрушение стереотипов. Восковая живопись интересна своей непредсказуемостью и удивительностью результата. Созвучие внутреннего мира художника и внешнего мира картины оборачивается игрой смыслов и ассоциаций... Переклички, отклики... Вариации, нюансы, градации, полутона... Бесчисленные превращения... Куда ведут эти дороги?

Для создания подобных рисунков понадобятся специальные нагревающиеся инструменты и цветной воск.


В домашних условиях можно использовать подручные средства: Утюг без отпаривателя, восковые мелки и картон.


Включайте утюг на минимальную мощность и наносите на подошву восковые мелки. Можно сразу нескольких цветов, они не смешиваются. Только не затягивайте время, потому что мелки быстро плавятся. Затем то, что получилось на утюге, переносите на бумагу прикладывающими или гладящими движениями.


прием первый - разглаживание. Представляет собой элементарное гладящее движение утюгом.
Придерживая картон одной рукой, приложите утюг правой стороной на расстоянии примерно одной трети высоты листа от края. Легко проведите утюгом через весь лист, чтобы получилась сплошная волнистая линия горизонта. Утюг не поднимайте.


Теперь плавно проведите утюгом в обратном направлении, оставляя вторую полосу воска ниже первой. Продолжайте зигзагообразным ходом закрашивать весь лист до нижнего края, при необходимости добавляя на утюг еще воска.


Вторым приемом - оттиском - создаются прожилки. Утюг прикладывают к картону, а потом приподнимают на несколько секунд. Приподнимите картон со стола и методом сложного оттиска нарисуйте зелень в нижней трети листа. Если прожилки видны плохо, добавьте на утюг еще воска.


Третий прием заключается в работе боковой стороной утюга. Краем утюга нарисуйте травинки на переднем плане. Меняйте длину и толщину линий. Некоторые из них должны подниматься выше линии горизонта и придавать картине глубину.


Четвертый прием - рисование кончиком утюга. Окуните мыс утюга в темный воск и обозначьте маленькие точки на небе. Очистите утюг, а затем придайте точкам форму птиц в полете. И наконец, тем же способом нарисуйте ярким воском среди травы цветы.


Реалистичность в данном случае достигается благодаря естественным цветам, отчетливой линии горизонта и неправильной форме травинок.


Очень многое зависит от фантазии, умения сочетать цвета, интуиции и... удачи!


Рисовать сны и настроения - что может быть интереснее?



Удачи,вдохновения и море позитива в этом необыкновенном и фантастическом виде творчества.


Это были работы мастериц из "Страны мастеров",для впечатления и вдохновения и вот вдохновившись их работами,хочу представить на Ваш суд МОИ работы.(которые и возила на экзамен и некоторые у меня там и отобрали в фонд)
Мои пробы