Кто такие кельты? Верования и культура кельтов. Нашествие на юг

Арендный блок

Начиная с V в до н.э., название «кельты» быстро распространялось по тогдашней Европе. Но то, что было до Vв., долго оставалось загадкой. С конца XVIIIв. под влиянием романтизма возрастает интерес к прошлому кельтской культуры, проявлявшийся уже ранее в Западной Европе и на Британских островах, где жило много потомков этого народа. Этот интерес превратил кельтскую культуру в настоящую кельтоманию, в результате чего, часто без какого-либо критического подхода, собирались подлинные и мнимые свидетельства о славном прошлом кельтов. Еще с XVII в. существовало мнение, что кельты на западном побережье Франции и Англии были строителями мегалитических сооружений, возведенных из крупных каменных глыб, как менгиров (высоких стоячих монолитов) и дольменов (похоронных камер из крупных камней), так и длинных каменных аллей или кругообразных сооружений (Stonehenge), которые считаются астрономическими обсерваториями и местами культа. Романтики считали кельтов древнейшим народом, отождествляли их с потомками библейских персонажей и часто на основе произвольных этимологических сравнений приходили к выводу, что кельты были расселены почти по всей Европе. Представления о высоком уровне развитии кельтской культуры подкреплялись также литературными фальсификатами. Самыми известными из них являются эпические произведения шотландского поэта Д. Макферсона, относящиеся к 1760-1763 гг., которые автор выдавал за перевод с кельтского творений Оссиана, кельтского барда, жившего в III веке. Отголоски пустого этимологизирования удержались очень долго, по существу до нашего времени, и в течение всего этого процесса самые разнообразные археологические находки без разбора приписывались кельтам. Еще в конце прошлого века наблюдались панкельтские тенденции как противовес воинствующему германизму или английскому империализму и до того же времени считались подлинными бретонские народные песни, повествующие о сопротивлении друидов христианству или о борьбе с франками; в действительности же это были произведения Эрсарта де ла Виллемарке, изданные в 1839 г. Это лишь один из известных нам фактов фальсификации, на самом же деле сегодняшняя история кельтской культуры сильно искажена, поскольку единственным способом копирования книг была перепись, где никак нельзя исключать «авторских поправок» и самобытных мнений. Придворная перепись контролировалась, а вот весь остальной поток информации представляет собой хоть и сомнительную, но никак не проверяемую информацию.

Кельтская культура на западе

На западе, следовательно, кельтские традиции были очень сильны и поддерживались самыми разнообразными источниками и памятниками: сообщения древних писателей, рассказывающих о жизни кельтов и кельтской культуре и их воинственности; литературные памятники галльско-римской эпохи, в особенности надписи на надгробных камнях и подобных сооружениях; этимологическая связь в названиях рек, местностей и возвышенностей; кельтские монеты, находки которых быстро множились; предметы кельтского искусства и материальные памятники в природе; и, наконец, случайные антропологические исследования. Всё это понемногу приоткрывает историю кельтов, правивших Европой многие века подряд и давшей ростки в современную культуру.К тому же кельты были весьма колоритным народом. Их обычаи носить яркую клетчатую одежду, раскрашивать тело, лицо и даже волосы яркими красками, вступать в сражения обнажёнными и коллекционировать головы убитых врагов производили неизгладимое впечатление на образованных и воспитанных в иных традициях греков и римлян. Довольно странно, почему такое широкое распространение кельтской культуры не сопровождалось у них образованием развитой государственности. Кельты никогда не стремились создать мощное военное государство. Их военные походы с большой натяжкой можно назвать завоеваниями, поскольку, занимая новые территории, кельты не стремились подчинить себе местное население, а отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование и, главное, никогда не имели никакого подобия государственного и политического центра. Свою самобытность к началу Средневековья кельты сохранили лишь на Британских островах. Здесь обитало две группы кельтских племён - бритты в собственно Британии, и гэлы в Ирландии, а позднее и в Шотландии. Бритты подверглись определённому воздействию римской культуры, но всё же сохранили язык и многие обычаи. Гэлы остались вне границ Римской империи, и тревожили её набегами. Пришедшие на острова в V - VI веках германские племена англов, саксов и ютов, частично истребили, а частично вытеснили бриттов. В распоряжении последних остались Уэльс, полуостров Корнуолл, на юге-западе Англии, и несколько островов. Кроме того, довольно большая группа бриттов переселилась на другую сторону Ла-Манша, в пределы бывшей римской провинции Арморика, которая с этого периода получила название Бретань. Что же до гэлов, то они меньше пострадали в результате германского вторжения, и даже наоборот сами активно наступали. Гэльское племя скоттов переселилось из Ирландии и Шотландию, где и заняло господствующее положение, оттеснив аборигенное племя пиктов. Само название Шотландия (англ. Scottland) происходит именно от скоттов. Таким образом, к концу Средневековья кельтское население сохранилось в основном в Уэльсе (валлийцы), Корнуолле (корны), Ирландии и Бретани (бретонцы). Что до Шотландии, то там причудливо перемешались друг с другом бритты, гэлы, саксы и викинги. Кельтская культура, традиции и язык сохранили лишь шотландские горцы (highlanders), в остальной части Шотландии повсеместно бытуют английский язык (в форме особого диалекта) и сходные с английскими обычаи. Мода на клетчатую ткань, мужские юбки - кильты (cilt), и игру на волынке распространилась позднее, под влиянием горцев, наиболее упорно отстаивавших свою независимость от англичан. Современные потомки древних кельтов населяют лишь небольшую территорию на Британских островах (в Ирландии и Уэльсе) и полуостров Бретань, находящийся на северо-западе Франции. Ирландцы, шотландцы, валлийцы говорят в основном по-английски (а бретонцы – по-французски).

Неизвестно откуда пришли эти племена, которые называли себя кельтами, каким образом зародилась кельтская культура однако точно известно, что в конце 2 тыс. до н.э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго- восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуостров. Племена эти были неоднородны, поэтому обычно говорят не об одной культуре, а о культурной общности, объединяющей большое количество самостоятельных, но весьма сходных культур. Кельтские племена занимали обширные области в Центральной и Западной Европе.

В первой половине последнего тысячелетия до н.э. из массы безымянных первобытных народов на территории севернее от Альп, первыми выделились кельтские племена, история которых была отмечена кровавыми битвами и опустошительными набегами на богатейшие центры того времени, в частности греческий и римский мир. А между тем на северо-западе от Альп рождалась общность этого народа, который первым из варваров, стал классическим представителем «варварского» мира. Народ этот сблизил Среднюю Европу с южной средой и благодаря своим творческим способностям завершил развитие первобытной цивилизации на территории севернее от Альп.

К этому времени, т. е. примерно к концу VI-V вв. до н.э. в кельтской среде икельтской культуре уже произошли важные экономические и общественные перемены. Общественное расслоение, вызванное в первую очередь местными условиями и предпосылками. Возникли многочисленные центры власти местной племенной знати, о которых цивилизованный мир узнавал тогда, когда для него было экономически выгодно поставлять им свои изделия, помогая таким образом повышать жизненный уровень. И вдруг хорошо вооруженные группы кельтов дерзко и отважно напали на важнейшие центры образованного юга, вторглись в Северную Италию, заняли даже Рим и проникли далеко к самой Сицилии; в то же время другая волна направилась в Карпатскую котловину, на Балканы и даже в Малую Азию. Южный мир был ошеломлен их упорством в бою, их отвагой, мужеством и жадностью. Только теперь он оказался лицом к лицу с неприятным фактом, что за Альпами вырос многочисленный народ, который в течение следующей половины тысячелетия европейской истории стал важным военным и политическим фактором.

Поэтому уже в IV в. кельты считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Кроме того, они не всегда поддерживали враждебные отношения с соседями. Были и отдельные поселения, которые постепенно смешались с другими этническими группами - скифами, например, проживающими на территории современной России. И все-таки, этот народ не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования, державы, которая объединила бы различные племена в единое организованное и устойчивое целое. Народ этот был раздроблен на множество более или менее крупных племенных образований, говоривших на разных, хотя и родственных диалектах, большинство которых исчезло в более позднее время.

Общие сведения

Кельты жили по законам родоплеменного общества. Их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах, как, впрочем, и сами кельтские имена и названия. Археологические раскопки, проведённые в последнее время, помогли пополнить знание об образе жизни и традициях народа. Так же как и большинство древних народов кельты верили в загробную жизнь, и при захоронении оставляли с умершим много бытовых предметов: тарелки, блюда, инструменты, оружие, ювелирные украшения, вплоть до телег и повозок с лошадьми.

Центральную роль в мифологии занимала вера в переселение душ, что уменьшало страх перед смертью, и во время войн поддерживало храбрость и самоотверженность.

В наиболее тяжёлых жизненных ситуациях, таких как война, болезни или другие опасности, приносились также человеческие жертвоприношения.

Кельтская мифология оказала огромное влияние на мировую литературу. Многие писатели, такие как Шекспир, Вудсворт, Толкин, Теннисон и другие, вдохновлялись интереснейшими легендами о Кухулине, о короле Артуре, о любви Тристана и Изольды, о племенах богини Дану.

Пантеон

Попытка реконструкции пантеона богов для всего кельтского мира является спорной. Сведения о кельтских божествах редко сопоставимы хронологически и географически. Данные о пантеоне континентальных кельтов (как и кельтов доримской Британии) настолько отрывочны, что не дают возможности установить его структуру. Из текста римского поэта I в. Лукана и средневековых схолий(толкований) на его сочинения известно о Езусе (способ принесения жертв этому богу - повешение на дереве), о Таранисе - боге грома (жертвы, приносимые ему, сжигались) и Тевтате (жертвы ему топились в воде или в бочке). Все эти божества присутствуют среди галло-римских изображений и посвящений, а характер приносимых им жертв допускает сопоставление с мотивом тройственной смерти, общим для мифологии индоевропейских народов. Известны многие этнонимические имена кельтских богов: Аллоброкс - бог племени аллоброгов, Арамо - арамиков, богиня Воконтия -воконтиев и др. В процессе романизации многие римские боги получили местные эпитеты, но о каком-либо отождествлении местных и римских богов говорить невозможно: существовала лишь соотнесенность (не всегда устойчивая - местные имена нередко связывались с несколькими римскими божествами) определенных внешних аспектов кельтских и римских богов. Множество имен континентальных божеств известно из уникальных и не подкрепленных иконографией памятников. Исключение составляют галльские Эпона, Цернунн, Суцелл, Нантосвельта, Розмерта и некоторые другие.

В Британии засвидетельствовано около 40 имен местных божеств, но о половине из них ничего не известно, кроме имени. Ряд божеств кельтов Британии имеет явные соответствия в ирландской и валийской мифологии: Ноденс - ирландский Нуаду, Бригантия - Бригита, божество Мапонус («юный») сопоставимо с ирландским божественным персонажем Мак Ок, сыном Дагда. Этот бог ассоциировался с Аполлоном, так же как и галльский Беленос. Место, сходное с Беленосом, занимал, очевидно,галльский Граннос, сопоставимый с ирландским женским божеством Греине (от ирл. grian - «Солнце»). Часть божеств представлена только иконографическим материалом (например изображения трехликого или трехголового божества, божества со змеей, группы из трехбогинь-матерей), имена богов остаются неизвестными.

Больше известно о пантеоне кельтов Ирландии, сведения о котором сохранились в памятниках литературной традиции (в частности, во «Второй битве при Мойтуре» - о племенах богини Дану и пире Гоибниу, центральным эпизодом которого является приготовление этим богом магического напитка для подкрепления богов, сражающихся с фоморами, «нижними демонами»). В их весьма общирном пантеоне наиболее важные божества принадлежат к Племенам богини Дану, некоторым из них имеются соответствия среди т. н. потомков Дон валийской традиции, известной главным образом из «Четырех ветвей Мабиногион» - повествований, оформившихся в кон.11 в. и впитавших многие темы и отдельные элементы древней мифологии. Так, валийский Ллеу, сын Арианрод, сходен с ирландским (и галльским) Лугом, персонажу ирландского божественного кузнеца Гоибниусоответствует валийский Гофаннон, ирландскому Мананнану сыну Лера - валийский Манавидан сын Ллира (стоявший, как и Мананнан, несколько в стороне от «потомков Дон») и т. д.

Среди письменных источников важную роль играет сообщение Юлия Цезаря («Записки о галльской войне» , VI.16-18), дающего сравнительно полный перечень древнекельтских богов по их функциям. Однако он не называет их галльские имена, а полностью отождествляет с представителями римского пантеона. «Из богов они больше всего почитают Меркурия. Он имеет наибольшее количество изображений, галлы считают его изобретателем всех искусств и проводником всех дорог и путей и полагают, что он имеет наибольшую силу в том, что касается приобретения состояния и торговли. После него (почитают) Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву. В отношении этих божеств галлы имеют почти такие же представления, как другие народы: Аполлон отгоняет болезни, Минерва учит основам искусства и мастерства, Юпитер управляет небесами, Марс заведует военным делом».

Здесь же Цезарь упоминает «Диспатера», от которого, по словам друидов, произошли галлы. К данной классификации надо относиться серьёзно, помня, что кельтская и итало-греческая мифологии глубоко родственны. После завоевания Галлии и ее романизации, развернулся процесс слияния обоих пантеонов, причем он носил осмысленный характер. Галлы выбирали для своих богов римские имена по принципу соответствия иконографии и функций (так же, как века спустя язычники по всей Европе отождествляли мифологических персонажей с христианскими святыми). К чести Цезаря, он сумел из множества кельтских образов выделить почти все основные мифологические типы, которые под обозначенными им римскими именами позднее почитались галло-римлянами. Кое-что, он, разумеется, упустил. К тому же прямое отождествление выхолащивает интересные особенности кельтской мифологии.

Итак, говоря о древнекельтских (галльских и, в меньшей степени, бриттских) божествах, обычно называют следующие имена: Таранис, Цернунн, Езус, Тевтат, Луг,Беленус, Огмиос, Бригантия.


Поселения и жилища кельтов
В позднегальштатское и раннелатенское время (с конца VI до IV в. до н. э.) у кельтов были укрепленные городища-убежища, расположенные на высоких труднодоступных местах. Преобладали мысовые городища, возвышавшиеся над поймой реки и с единственно доступной для нападения напольной стороны защищенные валом и рвом. Другой тип поселения - на вершине горы, окруженное кольцевым валом. Таково городище Венец на холме Пржмо у Лчовищ в Южной Чехии. Оно возвышается на 763 м над уровнем моря. Мощные каменные валы, крутые откосы и скалистые обрывы превращали его в неприступную крепость. Внутренний детинец (90 X 70 м) окружен валом протяженностью 1529 м. Внешнее городище разделено на две части, окружности которых равны 668 и 1140 м. Вероятно, во время войн городища эти служили загонами для скота - главного богатства кельтов. Однако в большей части городища научно не исследованы, и мы не знаем даже, построили их кельты или только использовали сооружения предшественников. В отдельных случаях, когда такие исследования были проведены (в Чехии, Швейцарии, Южной Франции), установлено, что городища использовались кельтами в V в. до н. э. а иногда и позже. Для позднегальштатского н раннелатенского времени типичны укрепленные замки, как Гейнебург или Монт-Лассуа. С IV в. до н. э. кельты на территории современной Франции были уже оседлым земледельческим населением.
Цезарь называет поселения гельветов «oppida», «vici» и «aedificia,». В Галлии он упоминает центры крупных племен, которые называет «urbes» (Алезия. Герговия, Аварикум). Термин «оппидум» означал первоначально укрепленное место. Им пользуются для обозначения укрепленных мест различного характера - убежищ, усадеб знати, центров, напоминающих возникшие позже города. Существует ошибочное мнение, что все кельтские оппидумы - это подлинные города, т. е. не только административные и религиозные центры, но и торговые и ремесленные, и центры чеканки монет, к которым тяготело окрестное сельское население. Были и такие поселения городского типа, но большинство из них строилось как стратегические укрепления, и дальнейшая судьба каждого из них была индивидуальна. Даже те оппидумы, которые Цезарь называл «urbes», не были в полном смысле этого слова городами. Чаще всего это большие деревни, население которых занималось сельским хозяйством. Но вследствие напора извне, в частности германских племен, все такие поселения со II в. до н. э. уже были укрепленными. Оппидумы Южной Франции, находившиеся под влиянием античных городов, или такие племенные центры, как Манхинг, Страдонице и в особенности Бибракте, могут быть названы городами. Другое дело оппидумы Бельгии, Северо-Восточной Галлии, Юго-Западной Англии и Швейцарии. Даже такое поселение, как Мейдн-Касл с его почти 4 тыс. жителей, не может быть названо городом вследствие отсутствия признаков развитого ремесленного производства.
Оппидумы, как правило, находились на излучинах рек или на трудно- 248 доступных плато, где единственная открытая сторона могла быть защи

щена широким рвом. Пример такого городища - Тительберг в Люксембурге.
Оппидум у Альтенбурга на границе Швейцарии и ФРГ занимал два полуострова площадью около 316 га и был окружен двойной петлей Рейна. Валы длиной 750 м перерезали каждый из полуостровов.
Важнейший из галльских оппидумов - Бибракте, центр эдуев, расположенный на холме Боврэ, в 27 км от нынешнего города Отен. Цезарь в записках о Галльской войне описывает его как самый крупный оппидум в Галлии (oppidum maximae auctoritatis a pud Haeduos). Бибракте лежал на четырех холмах, самый высокий из которых достигал 822 м. Оппидум занимал площадь около 135 га, был окружен валом и рвом. По склонам холмов шли многочисленные террасы с жилыми домами - однокамерными постройками, частично врытыми в землю и возведенными на каменном фундаменте сухой кладки. После римского завоевания были построены большие дома с перистилями и атриями. Около 5 г. до н. э. население переселилось в город Августодун (нынешний Отен), а в Бибракте осталось лишь святилище. Бибракте исследован археологически лучше других оппидумов Франции. Раскопки ведутся с 1861 г. Важнейшие исследователи - Ж. Бульо и Ж. Дешелетт зэ. Здесь найдены многочисленные мастерские кузнецов, литейщиков меди и эмальеров, горны и полуфабрикаты. Керамика сделана на круге, частично расписана красной или белой краской. Все находки (фибулы, монеты, оружие) позднела- тенские, по характеру совпадают с находками на городище Страдонице в Чехии.
К северу от Бибракте, на высоком холме между двумя реками находилась столица мандубиев Алезия (нынешний Ализ-Сент-Рен). Городище окружено стенами и рвом и занимает площадь около 97 га. В 52 г. до н. э. Алезия была осаждена и взята Цезарем. Здесь был последний центр сопротивления галлов во главе с Верцингеториксом, и взятием Алезии закончилась многолетняя галльская война. Римляне возвели двойной осадный ров длиной 13 км против Алезии и вал длиной 20 км - против союзников Верцингеторикса, осадивших осаждавшее Алезию войско Цезаря. Цезарь приказал заполнить ров мертвыми галлами, и раскопки Наполеона III начались с открытия этого рва с останками тысяч убитых и огромным количеством галльского оружия и вещей. Много найдено монет, особенно арвернских. Арверны преобладали в армии Верцин- геторикса. В отличие от других больших оппидумов Алезия не была покинута жителями при Августе, и жизнь здесь продолжалась в императорское время. Кроме позднелатенских построек, раскопками здесь вскрыты провинциально-римские дома, храмы и арена. Раскопки Алезии и Бибракте продолжаются до наших дней40. Исследуются и другие оппидумы во Франции, в том числе Герговия (в 6 км от Клермон-Феррана).
Особую группу представляют кельто-лигурийские оппидумы Южной Франции, где, как уже было сказано, особенно чувствовалось влияние греческой культуры. Оппидум Антремон (департамент Буш-дю-Рон) - центр и святилище племени соллиев - был построен в III в. до н. э. и разрушен римлянами в 124 г. до н. э. Его стены с закругленными башнями, сложенные из каменных квадров, сохранились на высоту до 4 м. Четырехугольные дома из камня сухой кладки стояли тесно друг около друга и иногда даже имели общие стены. Улицы оппидума широкие, правильной планировки. Найдены остатки канализации. На самом высоком месте поселения находилось святилище 4’.
Ансерюн - оппидум в Лангедоке, между Безье и Нарбонном,- возник на скалистом возвышении, которое было заселено от неолита до римского

времени. Уже в V в. до н. э. были возведены циклопические стены, превратившие это место в неприступную крепость. Местное население находилось под влиянием греческой культуры, затем сюда проникли иберы и, наконец, в III в. до н. э. возник кельтский оппидум (750 м в длину и 300 м в ширину) с населенными террасами вокруг лежавшего на возвышенности центра. Как полагают, население оппидума достигло € тыс. человек 42.
Еще к среднелатенскому времени относится возникновение оппидума винделиков Манхинг у Инголынтадта в Баварии. Он расположен в долине Дуная на важном перекрестке торговых путей. Укрепления оппидума протяжением свыше 7 км и шириной до 12 м окружали пространство в 380 га. Широкая полоса вдоль внутренней стороны стены не была заселена и, вероятно, предназначалась для загона скота. В центре оппидума находилось большинство жилищ и мастерских по производству оружия, стеклянных браслетов, керамики, металлолитейных. Здесь чеканились собственные монеты. Около 15 г. до н. э. оппидум был взят римлянами, и население эвакуировано. По-видимому, в период, датируемый латенской ступенью С, оппидум пережил какую-то военную катастрофу, о чем свидетельствуют находки сломанного оружия и разбросанные по городищу в различных положениях скелеты, а также возобновление и перестройка стен после этого разгрома 43.
В 30 км к северо-востоку от Манхинга на северном берегу Дуная расположен огромный (около 600 га) оппидум Кельгейм. Его защищали два поперечных вала между двумя реками - Альтмюлем и Дунаем. Оппидум Гейденгросбен в Вюртемберге расположен на высоте 700 м и занимает площадь около 6 га. В стенах проделаны ведущие на плато ворота длиной до 20 м. Со стороны плато стены окружены двойным рвом. Крутые склоны на западе и юге защищены только легкими укреплениями. Зато плато к северу и востоку от оппидума защищено целой системой укреплений около 30 км в окружности 44.
Среди оппидумов на территории германцев следуег назвать Цартен (Баден-Вюртемберг), Доннесберг (на Рейне), Альткениг, Штайнсбург (Тюрингия). В восточной кельтской области самые значительные оппидумы находятся на территории Чехословакии. Наиболее известен из них Страдонице у г. Бероун. Оппидум занимает площадь около 82 га, расположен на мысе и окружен каменной стеной сухой кладки шириной до 2,5 м. Предполагают, что существовало также предградье, но укрепления сильно разрушены и плохо изучены. Культурный слой был уничтожен кладоискателями, которые изрыли городище после находки на нем в 1877 г. клада из 200 золотых монет. Судя по находкам, Страдонице было поселением городского типа, на котором сосредоточивалось значительное производство. Здесь также чеканилась монета. У Страдониц были оживленные торговые связи с римской территорией. Здесь найдено много предметов роскоши и греко-римских вещей. Есть явные признаки значительного расслоения населения.
В конце последнего века до нашей эры кельты, по-видимому, утеряли власть над этим оппидумом, и он находился в течение некоторого времени в руках германцев 45.
Городище на Зависти у г. Збраслав занимает 27 га, но вместе с дополнительными системами укреплений площадь.оппидума составляет 170 га. Эта система укреплений в целом имеет общее протяжение 9 км. На городище обнаружены следы заселения, относящиеся еще к гальштатскому времени, а затем главным образом к раннелатенскому периоду и к последнему столетию до нашей эры.

В настоящее время (с 1951 г.) исследуется обширный оппидум в Гразанах у г. Седльчаны в 40 км к югу от Праги. Его площадь составляет 40 га46. Место расположения городища частично защищено скалистыми обрывами речного берега, но в основном каменными стенами шириной 5-10 м и высотой 4-5 м. Открыты жилые постройки. Три культурных слоя относятся ко времени от раннего латена до конца I в. до н. э. Другие чешские оппидумы открыты в Тришсове у г. Насаврки (Льготиц- кое городище), в Невезицах. Самый значительный моравский оппидум - Старе Градиско на Драганской возвышенности 47.
В Британии также известны большие кельтские поселения: Мейдн-
Касл в Дорсете, Вай-Корддин в Северном Уэльсе, Эйлдон-Форт в Южной Шотландии и др. В Ирландии, Уэльсе и Шотландии характер поселений был совсем другим - очевидно, они соответствовали менее развитому сельскому хозяйству этих областей. Там не было никаких «vici», а только укрепленные деревни, так называемые «rath», расположенные на возвышенных местах и защищенные земляным валом и рвом. До сих пор в Ирландии зарегистрировано не менее 28 тыс. таких деревень48. Наряду с ними в Ирландии в болотистых низменностях встречаются кельтские постройки на искусственных островах (кранноги).
Оппидумы тянулись через весь кельтский мир от Британии и Иберии до Карпатской котловины. Стены укреплений кельтских оппидумов строи- .лись двумя способами. Один из них - это так называемая галльская стена (murus gallicus), описанная Цезарем и исследованная раскопками. Этот способ применяли на территории современных Франции, Швейцарии, Бельгии, чое-г^е на Британских островах и в Средней Европе. Галльская lt;""г"ана состояла из уложенной на материковой земле деревянной конструкции из продольных и поперечных балок, скрепленных длинными железными гвоздями. Образовавшиеся клети заполняли щебнем и камнем. Лицевая сторона представляла собой стену из камня сухой кладки.с выходящими наружу торцами бревен.- Внутри укрепления была широкая наклонная насыпь, по которой можно было подниматься на стену.

Другой способ укреплений оппидумов также заключался в комбинации деревянных и каменных элементов. Каменная стена циклопической кладки из крупных блоков (первоначально неотесанных, в более позднее время прямоугольных) поддерживалась вертикально врытыми в землю балками, видными с наружной стороны. Такой способ постройки, так же как и валы, насыпанные из земли и камня, восходит еще к гальштатскому времени, но широко применялся и в латенскую эпоху. Галльские стены известны с конца II в. до н. э.
Для возведения таких укреплений требовалось огромное количество камня и дерева, а для галльских стен - еще и железных гвоздей. По подсчетам Кларка, для сооружения небольшого кельтского замка в Шотландии понадобилось вырубить 640 деревьев на 60 акрах леса. А для таких гигантских построек, как укрепления Кельгейма или Манхинга,- в сотни раз больше. На сооружение галльской стены Манхинга ушло около 30 тонн железных гвоздей. К тому же, некоторые укрепления возводились в течение очень короткого времени. Все это возможно было только при хорошо организованной работе крупных коллективов и большом количестве высококачественных железных орудий труда.
Кроме оппидумов, как было сказано, Цезарь называет другие типы кельтских поселений - «aedificia» и «vici». «Aedificia» - это, по- видимому, дома вождей, расположенные в глубине лесов, вблизи рек, и усадьбы с необходимыми для сельского хозяйства постройками: конюшнями, свинарниками и т. п. «Vici» - вероятно, неукрепленные деревни, существовавшие с латенского до римского времени включительно. В области гельветов было около 400 «vici», 12 оппидумов и неопределенное количество усадеб.
Дома строились из дерева или плетеных прутьев, обмазанных глиной, и крылись соломой. По описанию Страбона, они были круглыми в плане, но большинство найденных археологами построек - четырехугольные. Кольцевое основание (с диаметром 3-5 м) чаще всего бывает у хозяйственных пристроек. Основания домов в Средней Европе в большинстве случаев углублены в землю (до 0,5 м и более). По длинной оси по краям дома ставили два столба, служивших опорой крыши. В середине хижины или у стены в небольшой нише сооружали очаг, дым выходил в отверстие в крыше.
В позднелатенское время появились постройки из дерева и глины на каменном фундаменте сухой кладки. Они были более обширными (до 13 X 3,5 м) и иногда состояли не из одного, как обычно, а из нескольких помещений. Иногда с ними соединялись хозяйственные столбовые постройки.
В оппидумах Южной Франции дома стояли во дворах (25 X 50 м), обнесенных каменной стеной сухой кладки. В одном из углов этой стены находилось небольшое помещение, служившее, судя по находкам, для приготовления молочных продуктов. По длинной стороне двора, на расстоянии от стены располагались жилые помещения - четыре комнаты со входом со двора.
В Британии, в отличие от континента, сохранялась возникшая еще во II тысячелетии до н. э. традиция круглых в плане домов. Их строили и в латенское, и в римское время. Несмотря на многочисленные миграции с континента, где уже преобладали прямоугольные дома, местная архаическая форма постройки не исчезла. Типичны 90 круглых полуземлянок, вскрытых на позднелатенском болотном городище Гластонбюри в Сомерсете. Стены их сделаны из плетеных прутьев, обмазанных глиной. Оча-
и /Q
ги в середине полуземлянок сложены из камней.

В оппидумах, которые Цезарь называл городами, постройки ничем не отличались от описанных, они не были более совершенными, чем в деревне. В Шотландии и Ирландии кельты строили дома с двойными стенами сухой кладки, промежуток между которыми заполняли мелкими камнями.
В кельтских домах, как в оппидумах, так и в деревне, не было никакой мебели. На полу для сидеиия и сна лежали охапки сена или соломы, прикрытые шкурами. Вдоль одной из стен иногда оставался небольшой земляной выступ вроде лавки.

Кельтские регионы -- районы в современной Европе, заселённые носителями кельтской культуры и кельтских языков. Таковыми считаются 6 территорий: Бретань, Корнуолл, Ирландия, Остров Мэн, Шотландия и Уэльс. На каждой из этих территорий говорят или говорили раньше на одном из кельтских языков. Кроме того, районы северной части Пиренейского полуострова, например Галисию, иногда также считают кельтскими, в связи с уникальной культурой региона, однако в наше время на кельтских языках там не говорят. До расширения Римской империи и германских племён, большая часть Западной Европы была кельтской.

Связи между кельтскими регионами поддерживаются в разных контекстах, таких как политика, культура, язык и спорт.

Кельтская лига -- политическая организация, которая выступает за политические, языковые, культурные и социальные права, затрагивающие один или более из кельтских народов.

Кельтский конгресс -- неполитическая организация, основанная в 1917 году, которая стремится помогать кельтской культуре и языкам, поддерживать интеллектуальный контакт и тесное сотрудничество между кельтскми народами.

Фестивали культуры кельтских регионов включают фестиваль Interceltique de Lorient (Бретань), Pan Celtic Festival (Ирландия), National Celtic Festival (Портарлингтон, Австралия), Celtic Media Festival (показ фильмов кельтских народов), и фестиваль Eisteddfod (Уэльс)

В современной Европе до сих пор встречаются кельтские названия. Среди них:

Амьен -- от имени галльского племени амбианов;

Бельгия -- от имени племени белгов;

Белфаст -- по-кельтски «бел ферсде» -- «брод песчаной отмели»;

Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) -- от имени племени бойев;

Бретань (область во Франции) -- по имени племени бриттов;

Британия -- то же;

Бурж -- от имени племени битуригиев;

Галатия (историческая область на территории современной Турции) -- от названия кельтов греками "галаты";

Галисия (провинция в Испании);

Галлия -- (историческая область на территории современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии);

Дублин -- по-ирландски «чёрное озеро»;

Кемпер -- по-бретонски «слияние рек»;

Кембрийские горы -- от древнего самоназвания валлийцев, кимры;

Лангр -- от названия галльского племени лингонов;

Лион -- «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug -- галльский бог Солнца, галл. «dun» -- крепость, холм);

Нант -- от имени племени намнетов;

Овернь -- от имени племени арвернов;

Париж -- от названия кельтского племени паризиев;

Перигор -- (историческая область во Франции);

Пуатье -- от названия племени пиктонов (пиктавов);

Сена (река во Франции), от галльского Sequana;

Тур -- от имени племени туронов;

Труа -- от имени племени трикассов.

Кельтский орнамент очень часто встречается в бижутерии и татуировках, а мифология - в современных художественных произведениях, а кельтская музыкаи танец популярны у современных исполнителей.

Что оставили кельты миру?

Любовь к природе

Каждый из Восьми Кельтских празников (Имболг, Остара, Белтен, Лита, Лунасах, Ламас, Мейбон, Сауин и Юл) содержит ритуалы почитания к „Матери Природе”. На празнике Белтен, Бог Бел одет в тунику с зелеными листьями и его называют „Зеленый Джак”.

Даже гороскоп Кельтов связан с деревьями: знаки зодиака названы различными именами деревьев и меняются каждые 10 дней.

Равенство мужчин и женщин

По Кельтской мифологии жизнью руководит „Тройное Божество” : Девушка, Мать и Бабушка, которые являются символами Жизни, Смерти и Перерождения . По этой причине, вероятно, у Кельтов соблюдалось первое в Европе равенство полов.

Современники Кельтов с удивлением описывают Кельтских женщин-полководцев, женщин-торговок и собственниц недвижимости, даже женщин-друидов.

Предметы из железа

Плуг. Когда Кельты не воевали, они были хорошими фермерами, настолько хорошими, что могли иметь на поле до 8 волов одновременно. Поэтому они изобрели метальный плуг, который в комбинации с упряжкой волов был намного эффективнее.

Меч, кольчуга. В Къркбуме был найден меч, который собирается из 70 различных частей (вероятная причина - тайный перевоз меча). Меч и ножны собираются из 70 отдельных частей, что говорит о высоком мастерстве Кельтских оружейников.

А вот еще более впечатляющий факт - около III в. до н.е. Кельтские мастера изобрели кольчугу, которая известна и до сегодняшнего дня. Римские современники пишут, что Империя скопировала кольчуги с тел убитых Кельтов и, таким образом, этот атрибут распространился по Европе.

Энциклопедическая справка.

Кельтские языки.

«Призрак бродит по Европе – призрак…»

Технические достижения и прикладное искусство

Духовная культура.

Функции друидов.

Религиозные представления.

Представления о душе.

Литература.

Энциклопедическая справка.

Кельты (греч. Keltoi), близкие по языку (см. Кельтские языки) и материальной культуре племена, обитавшие первоначально в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. э. в бассейнах Рейна, Сены и Луары и верховьях Дуная и позднее заселившие территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, юга ФРГ, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов кельты Британии получили название бритты), Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Римляне называли их галлами (лат. Galli), отсюда название основной территории их расселения - Галлия. Кельтов, проникших в 3 в. до н. э. в Малую Азию, называли галатами.

Кельтские языки.

Кельтские языки, языки индоевропейской семьи. Включают: галльские, кельтиберский, ирландский, мэнкский, гаэльский (шотландский), валлийский (кимрский), корнский и бретонский. Галльские языки вымерли к 5 в. н. э., кельтиберский (западная и центральная часть Пиренейского полуострова) - несколько ранее. Последние носители корнского языка жили в конце 18в. Мэнкским владеют лишь несколько человек, живущих на острове Мэн (Великобритания). К. я. обычно подразделяются на 3 группы: континентальную (галльские и кельтиберский), бриттскую (валлийский, корнский и бретонский) и гойдельскую (ирландский, гаэльский и мэнкский). Эпиграфические памятники галльского и кельтиберского языка указывают на их архаичный характер. В современных кельтских языках в результате действия акцентных факторов произошло падение конечных слогов. В ирландском языке падежная система частично сохранилась. Различия в месте ударения привели к противопоставлению форм глагола в древне-ирландском языке. В современных кельтских языках порядок слов в предложении фиксирован: сказуемое - подлежащее - дополнение. Но в древнейших памятниках ирландского языка глагол может стоять на последнем месте.

«Призрак бродит по Европе – призрак…»

Неизвестно откуда пришли эти племена, которые называли себя кельтами, однако точно известно, что в конце 2 тыс. до н.э. они облюбовали восток Франции, север Швейцарии, юго- восток Германии, а позднее стали осваивать Британию, Ирландию и Иберийский полуосторов. Племена эти были неоднородны, поэтому обычно говорят не об одной культуре, а о культурной общности, объединяющей большое количество самостоятельных, но весьма сходных культур.

Кельтские племена занимали обширные области в Центральной и Западной Европе. В 5 в. до н.э. они жили на территории современных Восточной Франции, Центральной Германии и отчасти – Швейцарии, а в 3 в. до н.э. расселились в Испании. Северной Италии, на севере Балканского полуострова и обосновались на Британских островах.

Из античных свидетельств известно, что в 390 г. до н.э. кельтские племена (римляне называли их галлами) осадили и разграбили Рим, а в 289 г. до н.э. разрушили Дельфы и даже продвинулись на Ближний Восток - они были врагом номер один для цивилизаций Средиземноморья. К тому же кельты были весьма колоритным народом. Их обычаи носить яркую клетчатую одежду, раскрашивать тело, лицо и даже волосы яркими красками, вступать в сражения обнажёнными и коллекционировать головы убитых врагов производили неизгладимое впечатление на образованных и воспитанных в иных традициях греков и римлян.

Довольно странно, почему такое широкое распространение кельтов не сопровождалось у них образованием развитой государственности. Кельты никогда не стремились создать мощное военное государство. Их военные походы с большой натяжкой можно назвать завоеваниями, поскольку, занимая новые территории, кельты не стремились подчинить себе местное население, а отчасти сливались с ним, отчасти предпочитали мирное сосуществование и, главное, никогда не имели никакого подобия государственного и политического центра.

Свою самобытность к началу Средневековья кельты сохранили лишь на Британских островах. Здесь обитало две группы кельтских племён - бритты в собственно Британии, и гэлы в Ирландии, а позднее и в Шотландии. Бритты подверглись определённому воздействию римской культуры, но всё же сохранили язык и многие обычаи. Гэлы остались вне границ Римской империи, и тревожили её набегами.

Пришедшие на острова в V - VI веках германские племена англов, саксов и ютов, частично истребили, а частично вытеснили бриттов. В распоряжении последних остались Уэльс, полуостров Корнуолл, на юге-западе Англии, и несколько островов. Кроме того, довольно большая группа бриттов переселилась на другую сторону Ла-Манша, в пределы бывшей римской провинции Арморика, которая с этого периода получила название Бретань. Что же до гэлов, то они меньше пострадали в результате германского вторжения, и даже наоборот сами активно наступали. Гэльское племя скоттов переселилось из Ирландии и Шотландию, где и заняло господствующее положение, оттеснив аборигенное племя пиктов. Само название Шотландия (англ. Scottland) происходит именно от скоттов.

Таким образом, к концу Средневековья кельтское население сохранилось в основном в Уэльсе (валлийцы), Корнуолле (корны), Ирландии и Бретани (бретонцы). Что до Шотландии, то там причудливо перемешались друг с другом бритты, гэлы, саксы и викинги. Кельтские традиции и язык сохранили лишь шотландские горцы (highlanders), в остальной части Шотландии повсеместно бытуют английский язык (в форме особого диалекта) и сходные с английскими обычаи. Мода на клетчатую ткань, мужские юбки - кильты (cilt), и игру на волынке распространилась позднее, под влиянием горцев, наиболее упорно отстаивавших свою независимость от англичан.

Современные потомки древних кельтов населяют лишь небольшую территорию на Британских островах (в Ирландии и Уэльсе) и полуостров Бретань, находящийся на северо-западе Франции. Ирландцы, шотландцы, валлийцы говорят в основном по-английски (а бретонцы – по-французски).

Технические достижения и прикладное искусство.

Кельты сыграли в Центральной Европе ту же роль что и греки в Средиземноморье. Они создали и повсеместно распространили свою культуру и свои технические достижения. Если начинать с обыденного, то кельты изобрели и внедрили новый тип упряжки лошадей, сохранившийся до наших дней, вращающийся жёрнов для помола муки, а также кольчугу. Они не изобрели, но привнесли во внутренние районы Европы технологию массового производства железа, гончарный круг, роликовый подшипник, длинный обоюдоострый меч, прочный большой щит с металлическим усилением в центре - умбоном. Германцы, например, на ранних этапах своей истории очень многое позаимствовали у кельтов, начиная с мечей и кончая погребальными обычаями, например традицией помещать в могилы сломанное или погнутое оружие. Кое-что у кельтов заимствовали даже римляне. Например ту же кольчугу, конструкцию седла, и военные штандарты в виде размещённых на древке металлических фигурок.

Кельтская культура для нас крайне актуальна, так как нас со всех сторон окружает кельтский ренессанс. Он проник во все поры нашей культуры, от фильмов типа «Астерикса и Обеликса», «Властелина колец» Толкиена, компьютерных игрушек, которые постоянно педалируют кельтскую тему, друидов, эльфов, кельтских орнаментов и крестов на одежде и сувенирах и т.д. Толкиен в «Властелине колец» педалировал кельтскую и германо-скандинавскую мифологию. В одном из главных персонажей, маге Гендольфе, сочетается кельтская и германская традиции, по внешнему облику он что-то вроде кельтского друида, но имя его от скандинавских корней, в оригинале Ганд Альф, эльф магии. Тайные общества друидов, которые считают себя наследниками друидской магии, собираются в рощах и лесах, проводят ритуалы. Кельтский ренессанс представлен не только в низкой, но и в высокой культуре: самиздатовские журналы студентов западных университетов, множество научных монографий, кельтские термины в моде, дизайне, ювелирных изделиях, Но наибольшее кельтское влияние в массовой культуре.

Кельтский ренессанс один из самых старых в истории Европы, он произошел на два века раньше большого. Он начинается с династии Плантогенетов, английских королей, которым также принадлежало почти две трети Франции. С целью противопоставить что-то авторитету французских королей, за которыми стояла фигура Карла Великого, они вспоминают о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Тут же находят могилу короля Артура и начинается огромное количество рыцарских романов, педалирующих эту тему. Это входит в плоть и кровь аристократического сословия Высокого Средневековья, начинают организовываться турниры, празднества, рыцари короля Артура становятся примерами для подражания, Это становится нормой для Средневековья и даже для Ренессанса.

В 18 веке снова начинается кельтский ренессанс после засилья Просвещения . Писателям, поэтам, художникам-романтикам, которым надоело Просвещенье, которые полностью разочаровались во всех ценностях после Французской революции, очень хотелось что-то противопоставить этому. И тут они обнаружили Средневековье, и там в качестве сердцевины кельтский мир. Так появились « Песни Оссиана» якобы написанные древним автором. Их написал английский автор Макферсон, но выдал их за подлинник, якобы записанный в горах Шотландии со слов горцев. В 19 веке начинается мистический ренессанс . В Европе, особенно в Великобритании, начинают образовываться друидические сообщества, извлекаются на свет старинные рукописи. Самый большой материал дала Ирландия как местность, которая никогда не была завоевана римлянами и подвергнута влиянию античности. Европа, наконец, узнала о кельтах, до 19 века о них знали только по античным источникам, где на кельтов смотрели как на варваров.



Античные авторы их описывали так: громадное мощное тело со светлой красноватой кожей, светлые или рыжие волосы, спутанная шевелюра, дикий пристальный взгляд голубых глаз, голос глубокий, громкий, всегда звучит угрожающе. Кельтская женщина наделена дикой красотой: сильное тело, рыжие или белокурые волосы, глаза сверкают, страшна в гневе. Похожее описание было у германцев. Римляне предпочитали встретиться в бою с любым количеством мужчин-варваров, но не с женщинами, там шли в ход и когти, и зубы. Кельты с детства закалялись с помощью холодной воды, носили легкую одежду, их родина была неприветливой. Кельт всегда был тщеславен, высокомерен, очень высоко ценил красивую одежду и украшения. Кельт был воинственен, легко впадал в боевую ярость, его героизм граничил с идиотизмом. Кельты во время наводнений выходили с мечами на бушующую стихию, что для римлян было полным идиотизмом. Было полное несовпадение образа жизни и ментальности. Конечно, не все кельты были такими. В современной Ирландии такие типажи встречаются редко. Наиболее сохранившимися, наименее подверженными размыванию культур считаются Ирландия, Уэльс и Бретань (во Франции), но типичные жители этих мест мало похожи на кельтов, они невысоки и у них темные волосы. То же самое у скандинавов, норвежцы еще похожи на них, а датчане нет. Кельтские племена в эпоху своего расцвета занимали большую часть Европы (Ирландия, Британские острова, Галлия(современная Франция), часть Испании, часть Германии и Австрии)

Их было много, и светловолосых, и темноволосых.

В 19 веке возник интерес к мистицизму, оккультным знаниям. Пошло отторжение традиций Просвещения, рациональной философии. Все это продолжилось в 20 веке и в наше время.

То, что мы знаем о кельтах, относится к небольшому кругу источников, в основном ирландским сагам. В европейской культуре все прозаические произведения эпического характера принято называть сагами. Эти ирландские саги, героические и волшебные, повествуют о бытии ирландских, прежде всего воинских, сообществ. В центре была Улад – северная Ирландия. Двор короля Северной Ирландии размещался в месте Эмай Маха, вокруг него собираются герои. В сагах описаны традиции, обычаи, манера одеваться, образы героев, их эпос, рацион. Кроме саг, существует большое количество песен, заклинаний, есть особый магический алфавит, который вырезался на камнях – черточки. Большинство саг написаны уже в христианскую эпоху, после того, как Святой Патрик крестил Ирландию. Но Ирландия всегда стояла на отшибе христианского мира, и христианство там пропиталось особым кельтским духом и кельтскими чертами, там никогда не было такой борьбы с язычеством, как на континенте. До нас дошли «Старшая» и «Младшая Эдды», на континенте ничего такого не сохранилось. Из языческих текстов дошел только один – «Битва при Маг Туиред», где описывается столкновение в северной Ирландии двух гигантских воинств – древних богов Ирландии и их демонических противников-поморов. Центральный текст «Мабинагион», это фантастические повести о разных мифологических персонажах. И песни, приписываемые легендарному барду …. У него самого было фантастическое происхождение, он в песнях вспоминает свои инкарнации. В Британии почти ничего не осталось, кроме легенд, а они уже с примесью Средневековья. Все остальное это археология, картинки без подписей.

Первые следы культуры, похожей на кельтскую, появились в Европе начиная с Троянской войны. Передвижения кельтов начались около 600 года до Рождества Христова. Они захватили Рим.