Обломов проблемы. Роман обломов социальная и нравственная проблематика

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши-ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса-ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило-софской.

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз-ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер-дечности. Материал с сайта

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады-вает потрясающий по своей внутренней глубине философ-ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы-двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са-моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из О

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши­ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса­ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило­софской.

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз­ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер­дечности.

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады­вает потрясающий по своей внутренней глубине философ­ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из Обло­мова свою Галатею и любит будущий результат своего экспе­римента, и сердечная жертвенность чувства вдовы Пшеницыной.

/ / / Проблематика романа Гончарова «Обломов»

Иван Гончаров в романе « » всестороннее описывает жизнь главного героя - Обломова Ильи Ильича. Он помещик, живущий в родовом поместье. Еще с детства герой привык, что за него все делают крепостные. Неприученный к труду Обломов не проявлял инициативы и во взрослом возрасте. Автор красочно, иногда гиперболизировано описывает преобладающую черту характера персонажа - лень. Она объясняется тем, что Обломов не способен осмыслить многие сферы деятельности, не видит в них смысла. Он забросил учебу, чтение книг, так как не знал, как это ему пригодится. Привыкнув к барскому способу существования, Илья Ильич не желал ходить на работу, тем более, что и в ней он не находил приоритетов. Привычка не прилагать никаких своих усилий, а использовать труд других породила в нем нравственное рабство. Доведенная до абсурда лень героя - порождение деградировавшего дворянского общества, использовавшего крепостной труд. Это и составляет главную проблему произведения.

Не умеет заканчивать начатое, даже его мысли сумбурны. Не понимая жизнь и свое в ней предназначение, герой скучает и тяготится обыденными действиями. Когда он служил, то не понимал, зачем нужно писать разные бумаги и поэтому ушел в отставку. Его даже тяготил обычай ходить в гости. Обломов не мог себе объяснить, зачем люди это делают. В результате он стал днями просто лежать на диване, в душе презирая всякую непонятную ему суетливость людей. Такое восприятие мира - последствие воспитания и окружающей среды. Автор в образе героя хотел показать проблему не одного человека, а целой прослойки общества. Поэтому главный здесь не Обломов, а понятие «обломовщины».

Несмотря на не очень привлекательный образ героя, есть в нем и положительные качества, которые раскрываются при помощи героини Ольги Ильинской. Ее вера в то, что Обломов еще сможет реализовать себя, найти свое место в жизни, в его добрые помыслы, заставляет надеяться и читателя. Она даже ставит под сомнение свою порядочность, не стесняясь одна приезжать к нему домой. Но эта женщина далеко не глупа, и видит фальшь в своем возлюбленном. Ольга указывает ему на промахи, рассказывая, что не так он сделал.

Как бы не боролась за нравственное здоровье героя Ольга, он был неизлечимо болен "обломовщиной". Все его задумы остаются лишь в мечтах, он не способен воплотить их в жизнь. Существование героя сводится к лежанию на диване в просторном халате. Разум Обломова напоминает хаос, в котором уже не возможен порядок.

Данное произведение Гончарова - кульминация его творческих исканий. Он обратил внимание общества на проблему крепостничества, что должно было вскоре отжить, как нравственное зло. Автору не пришлось ничего выдумывать, а лишь чуть-чуть преувеличить реальную жизнь того времени. Главный персонаж дал название целому явлению обломовщине, которая в какой-то мере актуальна и в наше время. Люди, не желающие трудиться, ленивые и апатичные - вот настоящие обломовы.

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов». Антикрепостническая направленность

«Обломов» - социально-бытовой роман. Бытовой - потому что автор подробно и в деталях описывает жизнь главного героя: детство в Обломовке, недолгую службу в Петербурге, лежание на диване в квартире на Гороховой.

Будучи социальным, роман имеет яркую антикрепостническую направленность: Гончаров настойчиво проводит идею, что крепостное право портит не только крестьян, но и самих помещиков. Барская избалованность Обломова приводит к абсолютной бездеятельности, к лености ума и воли, к потере интереса к жизни. К моменту, когда начинается действие романа, Обломов не желает не только заниматься чем-либо, но и даже вставать с дивана, надевать костюм, выходить из дома на прогулку или бывать в обществе. Рядом с Ильей Ильичом постоянно находится его крепостной Захар, на примере которого Гончаров показывает жизнь и характер обычного крепостного слуги.

Гончаров понимает, что патриархальная помещичья Россия, несколько идеализированная им, уходит в прошлое, а вместе с ней уходят из русской жизни действительно прекрасные черты усадебного быта - хлебосольство, бескорыстие, широкая доброта. Великодушие, душевную чуткость, терпимость к окружающим демонстрирует Обломов, воспитанный в лучших традициях усадебной культуры. Положительные черты характера главного героя выявляются при сравнении Ильи Ильича и светского человека Волкова, успешного чиновника Судьбинского, журналиста Пенкина. Подобных «энергичных людей» занимают пустые заботы - обеды для полезных знакомств, карьера, стяжательство, неискренность. Достаточно вспомнить рассуждение Судьбинского о предстоящей женитьбе, когда все, что он имеет сказать о своей партии, это: «. отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить». Или рассказ Пенкина о своей статье, которая повествует о «торговле, об эмансипации женщин, о прекрасных апрельских днях, какие выпали нам на долю, и о вновь изобретенном составе против пожаров» и даже о реализме в литературе.

Обломов совершенно не похож на людей этого круга, но почему-то продолжает с ними общаться, хотя у них практически нет общих тем для разговора. На фоне этих героев, которых Гончаров позиционировал как типичных представителей столичного общества, становится отчетливо видно, что главный герой романа обладает многими положительными качествами. У него есть ум, он кроткий, добрый и правдивый. В достаточной мере в нем есть и эгоизм, который проявляется в его отношениях с Ольгой. Также Гончаров отмечает, что Обломов — человек внутренне консервативный, но, может, именно это и помогает ему почувствовать всю неестественность петербургской жизни. Он пробовал служить, но не смог объяснить тебе, зачем это нужно, пробовал всячески отлынивать от работы и в конце концов подал в отставку.

Несмотря на то что Обломов воспитан в традициях барства, он очень мягко относится к людям ниже себя. Это видно на примере отношений Обломова с Захаром - его слугой. Сопоставляя образы барина и крепостного, читатель может увидеть, что они, так же как и образы Обломова и Штольца, диаметрально противоположны друг другу. Захар вынужден решать мелкие житейские вопросы, жить в реальном мире и заниматься хозяйством, в то время как Обломов живет в идеальном мире, составляет «план» и прочие отвлеченные от реальности проекты.

В VIII главе первой части Гончаров сталкивает эти два мира. Захар говорит барину, что «управляющий опять сейчас присылал» и им «на будущей неделе велят съезжать». Обломов не приемлет идеи переезда, так как понимает, что это потребует от него большой энергии и вообще сопряжено с большим количеством достаточно ощутимых для него трудностей. Он с ужасом представляет себе переезд: «… все не на своем месте: картины у стен, на полу, калоши на постели, сапоги в одном узле с чаем да с помадой […] Кажется, все расставлено. смотришь, что-нибудь да осталось: шторы привесить, картинки приколотить - душу всю вытянет, жить не захочется.». Все существо Обломова противится этой мысли, он даже запрещает Захару напоминать ему об этом. Но когда слуга снова заговаривает с барином о необходимости освободить квартиру, тот взрывается и называет Захара «ядовитым».

После того как Захар сказал, что «другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно.», Обломов обрушивает на Захара всю ярость, накопившуюся в нем за время сумбурной жизни в Петербурге: Илье Ильичу непонятно, как крепостной смеет сравнивать его с кем-то, он пытается утвердить свою исключительность, доказать свое превосходство, укоряя Захара и всячески стараясь устыдить его.

Вопрос о переезде не единственный в романе, позволяющий показать конфликт между прагматичным миром Захара и отвлеченным миром Обломова. Гончаров подчеркивает этот конфликт, используя разные способы. Например, беседа о ценах на продовольствие в очередной раз показывает приземленность крепостного и неосведомленность барина. Обломов, пребывающий в совершенном неведении относительно цен на еду, узнав, сколько денег он должен мяснику, хлебнику и зеленщику, обвиняет сначала Захара в том, что тот все съел, а затем впадает в настоящее негодование.

Но, несмотря на это, Захар и Илья Ильич неразделимы, они уже по- настоящему зависят друг от друга и очень во многом друг на друга похожи. Захару свойственна твердость: он в некотором роде воспринимает Обломова как ребенка, поэтому в узком круге вопросов обладает несомненным авторитетом над своим хозяином, например не разрешает Обломову одолжить Тарантьеву фрак, потому что тот еще не возвратил перчатки и жилет.

Гончаров назвал роман «Обломов* «романом-монографией». Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование одной биографии: «У меня был один артистический идеал: это - изображение честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

В первой части романа неподвижность жизни, дрема, замкнутое существование - это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Эти впечатления детства являются для Обло-мова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не привлекает ни карьера, ни желание разбогатеть. Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая сохранить «свое человеческое достоинство и свой покой». Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они дети Обломовки.

Вторая и третья части романа - это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрессивные перемены в России. В отличие от Обломова Штольц - это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека. Он постоянно в движении (в романе говорится о его переездах: Москва, Нижний Новгород, Крым, Киев, Одесса, Бельгия, Англия, Франция) - ив этом видит счастье. Немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность соединяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать русская). Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, которая является главным свойством Обломова. О детстве и семейной жизни Штольца лишь рассказано. Мы не знаем, чему Штольц радовался, чему огорчался, кто у него друзья, кто враги. Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам (блестяще окончил университет, с успехом служит, начинает заниматься собственным делом, наживает дом и деньги). Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов». Обломов же «обрюзг не по летам», у него «сонный взгляд». Однако и образ Штольца более многомерен, чем кажется на первый взгляд. Он искренне любит Обломова, говорит о «честном» и «верном» сердце Обломова, «которое не подкупишь ничем». Именно Штольца автор наделил пониманием нравственной сути Обломова, и именно Штольц рассказал «литератору» всю историю жизни Ильи Ильича. И в конце романа Штольц находит успокоение в семейном благополучии, он приходит к тому, с чего начал и на чем остановился Обломов. Это «отражение» образов друг в друге можно рассмотреть как процесс соединения крайностей.

Важное место в романе занимает тема любви. Любовь, по мысли Гончарова, - одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Герои проходит испытание любовью. Гончаров не дает развернутого портрета Ольги, но подчеркивает, что в ней не было «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла». В первый раз перед Обломо-вым мелькнул контур его идеала. Разрыв был закономерен, ибо Ольга и Обломов ждали друг от друга невозможного. Он самоотверженной, безоглядной любви, когда можно пожертвовать всем: «спокойствием, молвой, уважением». Она от него деятельности, воли, энергии. Но Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Это чувствует и Обломов, когда пишет ей письмо. В дальнейшем каждый из героев обретает такую жизнь, которая соответствует его идеалу. Ольга выходит замуж за Штольца, Обломов находит сердечную любовь Агафьи Матвеевны. В ее доме на Выборгской стороне «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка, появляется снова.

    «Обломов» - вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий,...

    В соответствии с идейно-тематическим содер­жанием строится система образов романа, в центре которой оказыва­ется главный герой - Обломов. Он получил крайне противоречивые толкования и оценки в критике. Добролюбовская критическая оцен­ка Обломова, увидевшего...

    В романе “Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Однако для того, чтобы...

    После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь же разносторонними...