Какое путешествие обходится без фотографий? Старейшие кладбища россии

Ваганьковское кладбище возникло в 1771 году после эпидемии чумы. Тогда на нём хоронили рядовых граждан, а сегодня предают земле известных людей. Своё последнее пристанище здесь нашли Василий Суриков, Владимир Даль, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Александр Абдулов. С этим местом связано множество историй и мистических легенд. Так, к примеру, на могиле Есенина здесь покончила с собой Галина Бесниславская. Работники Ваганьковского кладбища утверждают, что её призрак до сих пор ходит по округе.

ул. Сергея Макеева, д. 15

Новодевичье - ещё одно известнейшее кладбище столицы. Здесь похоронены Антон Чехов, Константин Станиславский, Дмитрий Шостакович, Фёдор Шаляпин, Вера Мухина, Михаил Булгаков. В 1931 году состоялось перезахоронение останков Николая Гоголя, породившее ряд слухов. Очевидцы утверждали, что череп писателя был повёрнут на бок, откуда и родилась о легенда о том, что автора «Мёртвых душ», вероятно, по ошибке закопали живьём, пока тот пребывал в летаргическом сне. Ещё одна загадочная история связана с могилой Велимира Хлебникова, которую украшает половецкая каменная баба. С 1970-х годов скульптура стала покрываться необъяснимыми красными пятнами, напоминавшими кровь. Исчезали они во время дождя.

пр-д Лужнецкий, д. 2

Старое столичное кладбище ведёт свою историю с конца XVIII века. Его первое название - Немецкое: преимущественно здесь хоронили католиков и лютеран. На территории можно встретить массу интересных склепов. Так, здесь находится мавзолей доктора Александра Овера, куда частенько приходят попросить помощи в разных житейских делах, усыпальница Луизы Симон-Деманш (любовницы драматурга Александра Сухово-Кобылина), чей дух, утверждают очевидцы, бродит среди могил. Последнее пристанище Николая Кельха по неизвестным причинам привлекает людей, интересующихся чёрной магией.

ул. Наличная, д. 1

Армянское кладбище было основано в начале XIX века по ходатайству армянской общины. Пожалуй, самая известная здесь могила принадлежит меценату Николаю Тарасову. Памятник, созданный скульптором Николаем Андреевым, воспроизводит сцену самоубийства нефтепромышленника. Он свёл счёты с жизнью после того, как с собой покончила его любовница Ольга Грибова. Та же, в свою очередь, не захотела жить после самоубийства другого своего возлюбленного - Николая Журавлёва, который незадолго до этого проигрался в карты. Грибова даже просила денег у Тарасова, но тот, конечно, ничего не дал. Ходят легенды, что призрак мецената до сих пор бродит по кладбищу и раздаёт нищим монеты, пытаясь хоть как-то успокоить совесть.

ул. Сергея Макеева, д. 12

Как и многие московские кладбища, Даниловское было основано Екатериной II после эпидемии чумы. Здесь похоронены известные футболисты, художники, артисты, писатели. Говорят, на аллеях можно встретить собственного двойника, что, как известно, недобрый знак: взгляд на себя-призрака приводит к неминуемой кончине через три дня.

пр-д 4-й Рощинский, вл. 30

С Некрополем у Кремлёвской стены и его центром - Мавзолеем Ленина - связано немало мистических историй. Рассказывают, что на Красной площади и территории Кремля периодически можно увидеть призрачных государственных, партийных и военных деятелей. Одну из таких встреч в своё время описал Николай II. Последний русский император утверждал, что накануне коронации в нему явился Иван Грозный. Как мы помним, после этого произошла трагедия на Ходынке, и потому визиты Ивана Васильевича рассматриваются как предзнаменование беды. Ещё один частый гость с того света - Владимир Ленин.

Красная площадь

Был основан в конце XVIII века. Несмотря на свой почтенный возраст, это кладбище редко включают в списки элитных мест для захоронений. Почему этот некрополь оказался незаслуженно забыт и хоронят ли на его территории сегодня?

История основания кладбища в районе Миуссы

В конце XVIII века в Москве была зафиксирована эпидемия чумы. В связи с высокой смертностью населения, одновременно в разных районах города было организованно сразу несколько кладбищ. Среди них: Ваганьковское, Введенское, Калитниковское, Даниловское, Рогожское и Миусское. Последнее из них получило свое название по местности, называемой Миусса. На современной карте столицы Миусское кладбище тянется вдоль Сущевского вала, с двух других сторон оно граничит с улицей Двинцев и Савеловским проездом. В наши дни площадь старинного некрополя составляет всего около 5 гектар. Территория небольшая, но при этом достаточно ухоженная. На кладбище регулярно проводятся субботники, производится кронирование деревьев и уборка мусора.

Некрополь, чудом оставшийся на городской карте

Первоначально Миусское кладбище в Москве было создано для захоронений людей, скончавшихся от «Черной смерти». После окончания эпидемии чумы здесь хоронят преимущественно купцов, мещан и ремесленников. В 1823 году на территории кладбища возводится храм в стиле ампир. Большую часть необходимых для строительства средств выделил купец и меценат И. П. Кожевников. Храм был освящен во имя Святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.

Спустя 12 лет церковь была расширена путем пристройки двух приделов на средства прапорщицы А. А. Нероновой. За всю историю существования Миусское кладбище несколько раз собирались расформировать, т. е. ликвидировать. Несколько раз подобные предложения рассматривались чиновниками и представителями духовенства. В 1922 году храм был закрыт, «обезглавлен» и значительно перестроен. На протяжении долгих лет в его здании находился производственный цех. Некрополь же несколько раз «урезали», смещая границы.

Храм был возвращен верующим, отреставрирован и повторно освящен только в 1990 году. Сегодня в нем проводятся службы, а территория старинного кладбища ежедневно открыта для посещения. До наших дней на старинном некрополе сохранился ряд известных захоронений. Здесь нашли свой последний приют известные общественные деятели, ученые, писатели и художники. Именно на Миусском некрополе похоронены: писатель-фантаст Кир Булычев и режиссер-мультипликатор Александр Татарский. На этом же кладбище находятся могилы таких выдающихся людей, как: П. Э. Аргиропуло (революционер), В. В. Вихров (актер), В. С. Голицын, Н. Г. Львова (поэтесса), В. П. Шаболдин и многих других.

Миусский некрополь в наши дни

Миусское кладбище отличается от большинства некрополей-ровесников по целому ряду признаков. Оно небольшое и достаточно ухоженное. На протяжении многих лет на его территории разрешено проведение семейных захоронений. Старинных надгробий на кладбище совсем немного. С 1947 года ведется постоянный архив захоронений, благодаря чему сегодня найти конкретную могилу совсем несложно.

Хоронят ли здесь сегодня? Несмотря на исторический и культурный статус, кладбище в наши дни открыто для родовых захоронений. Отличается некрополь от прочих и своей шумностью. Даже в будние дни здесь всегда достаточно многолюдно. На территории кладбища работает ритуальная контора, где можно арендовать инструменты для ухода за могилами, приобрести цветы, заказать новый памятник или ограду. Захоронения проводят по предварительному согласованию с администрацией некрополя в индивидуальном порядке. Проведение похорон возможно в любой день недели, с 9.00 до 17.00.

Точный адрес и режим работы

Как попасть на Миусское кладбище, где находится этот некрополь? От станции метро «Савеловская» можно доехать на автобусе № 669 до остановки «Минаевский рынок», далее необходимо пройти немного пешком. Еще одна остановка общественного транспорта, находящаяся неподалеку от некрополя - «Мебельная фабрика». До нее можно доехать на автобусе № 12 или трамвае № 18, 45. Миусское кладбище адрес имеет следующий: Сущевский вал, владение 19. Точные координаты этого места: 55.793870; 37.598097. В теплое время года территория некрополя открыта для посещений с 9.00 до 19.00. Зимой кладбище закрывается на 2 часа раньше, в 17.00.

Подробный каталог старинных надгробий (XIX-начало XX века) Троицкого кладбища (село Троицкое, Одинцовский район Московской области). Село Троицкое известно с XVII века, тогда оно составляло одно целое с селом Михайловское на противоположном берегу Москвы. В 1737 г. здесь построили Троицкую церковь и по ней село стало называться Троицким. В 1761 г. построили новую церковь, существующую и поныне. С постройкой церкви возле нее возник погост, который ко второй половине XIX века уже стал мал и в 1870х годах было открыто новое кладбище, о котором и пойдет речь ниже. Троицкое кладбище окружено старым земляным валом. Сохранилось большое количество белокаменных надгробий конца XIX-начала XX века в форме саркофагов (гробов) и несколько в виде часовенных столбов, в основном принадлежащих местным крестьянам. В первой части статьи подробно рассмотрены 25 надгробий.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 04.2016г.

1. Схема Троицкого кладбища, красным цветом обозначена обваловка, метки - обозначение фотографий (цифры - их количество) присутствующих в статье (в обоих частях)

2. Село Троицкое на карте Шуберта, топосъемка 1850-х годов. Кладбища еще нет

3. Село Троицкое на карте 1931 года, Троицкое кладбище обозначено как "Кл."

4. Сначала осмотрим старую обваловку кладбища и пройдем по ее периметру. Следы обваловки Троицкого кладбища, северо-западный вал, со стороны шоссе и Москва-реки

5. Юго-западный вал

6. Северо-восточный вал

7. Северный угол. Фото юго-восточного вала не выкладываю, т.к. там все заросло и на фото ничего не разобрать

8. Далее идет каталог старинных белокаменных надгробий. Все надгробия были завалены мусором, листвой, а некоторые почти полностью скрылись под землей, поэтому нами были расчищены и откопаны. Для удобства каждому надгробию присвоен номер. Белокаменные надгробия конца XIX века (001 и 002)

9. Надгробие 003 "Здесь погребен ВАСИЛИЙ (?) / ФЕДОРОВ МАРКОВ / скончался 1898г. 25 ноя / жития Его было 70л. 4 ме"

10. Надгробие 003

11. Надгробие 003

12. Надгробие 003

13. Надгробие 004 "Здесь погребен ГАВРИЛА / ФЕДОРОВ МАВРКИН / скончался 1899 г. 18 Июля / Крестьянин Т. (?) Троицка"

14. Надгробие 004 и 005

15. Надгробие 006

16. Практически скрывшееся в земле надгробие, пришлось поработать совочком. Надгробие 007

17. оно же, надгробие 007

18. оно же, надгробие 007 "Господи при / ми дух ея / с миром"

19. оно же, надгробие 007 "Здесь погребено / тело рабы Божий / Аграфена Трифоно / вна"

20. оно же, надгробие 007 "скончалася / 1903 г. 8 июля / в 9 часов вечера"

21. оно же, надгробие 007

22. оно же, надгробие 007

23. Засыпанные надгробия 008 и 009

24. они же после расчистки, надгробия 008 и 009

25. они же, надгробия 008 и 009

26. Надгробие 010 с интересной резьбой. Сейчас находится в лапидарии Одинцовского краеведческого музея

27. оно же, надгробие 010

28. Скопление старинных надгробий, заваленных лесным мусором

29. Это же место с другой стороны

30. Это же скопление после расчистки, надгробия 011-017

31. Поваленный памятник в виде часовенного столба, надгробие 011 и 012

32. Видны остатки надписи, надгробие 011

33. "Здесь погребено / тело Раба Боже / го Иоанна Спири / донова Мурашова". Надгробие перемещено в лапидарий Одинцовского краеведческого музея. Надгробие 012

34. оно же: "Господи / прими Дух / его с миром", надгробие 012

35. оно же: "Скончался / 1905 г. 16 сентя / бря *** часа (?) дня", надгробие 012

36. Группа надгробий с фото 28-35 со стороны юго-западного вала, надгробия 011-017

37. Надгробие 013

38. Надгробие 014

39. Надгробие 015 с процарапанной эпитафией: "дорогой незабвенной / родительнице от / любящего ее сына / житие ее 63 года 7 месяцев / смерть настиг / ла за 2 дня до пасхи"

40. оно же с другой стороны, надгробие 015: "потзеир(?) каинер(?) / погребено тело кресть / янка деревни власова / авдотья николаивна / родилась 18?0 17(?) ма / йа ска. 1904 г. 26 ма"

41. оно же с торца, надгробие 015 "господи прими дух ея с миром"

42. Надгробие 016: "здесь погребен / крестьянин / д. власова / андгсний(?) д. тарлы = / кофк(?)

43. Другая сторона надгробия 016 с предыдущего фото: "жития его было / 83. скончался / 30 марта / 1900 г."

43. оно же, надгробие 016

44. оно же, надгробие 016

45. Надгробие 017

46. Группа надгробий 011-017 после расчистки

47. Надгробие 018: " ??? / ??? под сению / обители святой ударит час / ??? мы / увидимся с тобой"

48. оно же, надгробие 018: " под сим камнем погребен / крес(?)?? ???? / ивана(?) петровича / СИМОНОВА / ??? 1894 г. жития его / было 47(?) лет?? месяц и 10 д."

49. оно же, надгробие 018

50. Надгробие 019: "под сим камнем / погребено тело рабы божий / фекла ивановна луикова(?) / дере никиф ской 1880 ??к?"

51. Надгробие 020

52. Панорама на старую часть кладбища

53. Поваленный памятник в виде часовенного столба, надгробие 021

Заброшенные кладбища всегда навевают тоску и оставляют неприятный осадок. Трагично сознавать, что человеческая жизнь забыта и, выходит, что и при жизни человек не был нужен. Фото заброшенных кладбищ должны бы служить укором живым, в то время, как по большей части фото заброшенных кладбищ вызывают скупые сухие отклики слабого возмущения или и вовсе оставляют многих равнодушными. Заброшенные кладбища со временем приобретают статус «никому не нужных» и – как следствие исчезнувших кладбищ. О таких мы и скажем несколько слов. То, что кладбища исчезают, некоторым, полагаю, даже на руку, хотя, это, конечно, можно признать и естественным процессом: жизнь не вечна, да и смерть – тоже. Заброшенные кладбища Москвы – целый пласт культуры, который должен бы охраняться как исторический памятник, однако к памятникам в нашей стране тоже неоднозначное отношение. История погостов на Руси давняя. Хоронили и при монастырях и в самом Кремле, а по Москве в 17 веке располагалось около трех сотен некрополей. Конечно, сохранись они, многим бы из живущих не достало места. В 1771 году выходите табу на захоронения чумных в городе, и тогда же открываются Даниловское, Калитниковское, Пятницкое, Рогожское и многие другие, в том числе и те, которые после исчезнут: Дорогомиловское, Семеновское и др. В последовавшее за Революцией время был мощный толчок к обновлению Москвы, в связи с чем возникла необходимость обустройства территории города. Ликвидация кладбища началась тогда с монастырских некрополей Алексеевского, Данилова, Перервинского, Симонова и ряда других, а также частично пострадали Воронцовское, Бутырское, Владыкинское, Дегунинское и другие впоследствии уничтоженные и заброшенные кладбища. Останки знаменитых людей переносились на Новодевичье, Востряковское, Ваганьковское, могилы обычных людей сравнивали с землей. В 60-х годах были уничтожены Ховринское, Зюзинское, Юрловское кладбища, на месте которых теперь спальные районы. В наши дни с уничтожением кладбищ дело обстоит лучше: таковое запрещено действующим законодательством, хотя на заброшенные кладбища Москвы правило это не распространено, такие кладбища получаются как бы обособлены от города, и их участь может быть какой угодно. Среди наиболее известных заброшенных и уничтоженных кладбищ называют Филевское, Семеновское, Лазаревское и некоторые другие.

Филевское кладбище

Захоронения на нем прекратились ещё в 1956 году, и родственникам дана была возможность перезахоронить останки близких. Срок на это был выделен малый – год, и в итоге лишь одна из пяти могил была перенесена. Проект постройки тоннеля, который планировали сделать на этом месте, был отклонен. На это место вернулись в 1970, когда строили Госхран. Оставшиеся могилы тогда же были вывезены на свалку в районе Братеева. Заброшенные могилы рядами лежали параллельно Москва-реке. Среди могил попадались люди разного социального статуса, явно разного достатка и положения. Целые столетия русской истории вскрывались экскаваторщиками, а потом засыпались щебенкой и сравнивались с землей. Были и скелеты, на которых уцелела военная форма, предположительно времен Отечественной войны 1812 года. Однако статус защитников родины никак не сказался при вынесении вердикта этим прахам.

Семеновское кладбище

Семеновское – не заброшенное кладбище, однако и уничтожение его не имело явной необходимости, как в случае с планировавшимся тоннелем под метрополитен и Филевским погостом. Место кладбища – Измайловское шоссе, 2. Изначально под контору была переоборудована церковь кладбища, а к 1935 году объявили о прекращении захоронений. В 1966 году кладбища уже и вовсе не существовало. В здании церкви долгое время были производственные отсеки, а на месте кладбища был разбит сквер. Частично территория была отдана заводу «Салют».

Братское кладбище

В районе нынешнего метро Сокол были земли, которые в 1915 году отдали под захоронения защитников отечества, павших на фронтах или погибших в лазаретах. Через пятнадцать лет территорию сократили, а ещё через двадцать кладбище и вовсе ликвидировали, заложив на месте парк. О кладбище напоминает сохранившийся монумент студенту Шлихтеру и установленные памятные знаки в честь погибших.

Лазаревское кладбище

Лазаревское было крупнейшим и первым городским кладбищем Москвы с 1658 года. История гибели начинается в 1917 году. В 1932 году власти заявили о ликвидации церкви и конфискации имущества, а уже в 1936 году кладбище было полностью закрыто. Парк на месте кладбища был открыт в 1938 к празднику весны и труда, где советские подростки, по воспоминаниям очевидцев, играли в футбол человеческими черепами. В 1991 году был восстановлен храм Сошествия Святого Духа.

Бирюлевское кладбище

В 1962 году были остановлены захоронения на Бирюлевском кладбище, вслед за чем, в 1978 последовала полная ликвидация погоста. Могилы родственникам было предложено перевозить на Хованское, а место, занимаемое кладбищем, заняла большая роща, где и по сей день встречаются плиты памятников и раскуроченные ограды.

Симоновское кладбище

В районе м. Автозаводская, близ Храма Рождества Пресвятой Богородицы у Симонова монастыря, стоят плиты с могил, напоминая о некогда существовавшем кладбище. Симоновское кладбище было закрыто в 1923 году и в 1931 уничтожено с целью расширения территории в процессе строительства ДК завода ЗИЛ.

Мазиловское кладбище

Застройка района Фили-Мазилово требовал сноса села Мазилово, во время которого и было уничтожено Мазиловское кладбище, которое находилось на пересечении у. Олеко Дундича и Пивченской. Могилы с кладбища переносились на Химкинское.

Please enable JavaScript to view the

Wrote in February 24th, 2016

Ещё

Москва на костях
Фотограф Сергей Карпов и журналист Алексей Сочнев изучили, что теперь находится на местах, где раньше были кладбища

Корреспондент «Русской планеты» Алексей Сочнев и фотограф Сергей Карпов приглашают вас на прогулку по нескольким бывшим кладбищам Москвы.


Здание Гохрана на месте бывшего Армянского кладбища в Филях


В старину покойников в Москве хоронили при церквях и монастырях, а для умерших насильственной смертью, странников и иноверцев существовали убогие дома, которые также называли скидельницами или гноищами. К концу XVII века в Москве насчитывалось более 300 разрастающихся кладбищ около церквей, а известных убогих домов было четыре. Скидельницами назывались места, откуда брали глину («скидель» - глиняная посуда). Когда место вырабатывалось, евреи и христиане использовали яму для погребения странников, иноплеменных и убогих, погибших на войне или умерших от моровых язв.

Если трупов было слишком много, их сваливали в кучу в огромные ямы со льдом, не закапывая, не отпевая, оставляли до весны. Трупы хранились до Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи), когда тела предавали земле. К убогим домам на ритуал приходило много народу, зевак, побирушек и плакальщиц. Собравшиеся рыли могилы, вытаскивали накопившиеся мертвые тела из ямы, облекали их в саваны, клали в гробы и предавали земле. Другие в этот момент пели панихиды и молились за упокой всех погребенных. Тут же устраивали поминки, передавая из рук в руки чашу. Из-за воздействия погоды некоторые трупы подгнивали, отсюда и альтернативное название места - гноища.

В Москве известных убогих домов было четыре. Один на пересечении Пречистенки и Мертвого переулка (теперь это Пречистенский переулок). Второй убогий дом находился за Серпуховскими воротами, там был похоронен царевич Димитрий, сын Ивана IV (или Лжедмитрий). Третий - за Таганкой, на его месте построен Божедомский монастырь (он же Покровский). Самый старый, четвертый убогий дом, был на реке Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. В 1934 году церковь снесли, на ее месте прошел Калининский проспект (сейчас улица Воздвиженка). В 1979 году, когда через проспект строили подземный переход, культурный слой с древними гробами был вскрыт. Их сгребли в кучу экскаватором, вывезли на свалку и сожгли.

Первыми запретили хоронить в пределах Кремля цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович: во время ливней и паводка трупный яд с церковных кладбищ и убогих домов попадал в питьевую воду, вызывал заболевания, повышал смертность. Запрет на захоронение в пределах всего города издал в октябре 1723 года Петр I. Однако его указы в Москве исполнять не торопились: москвичи считали царя Антихристом, который ведет борьбу с традициями православного народа, и продолжали хоронить около церквей.

Следом за Петром борьбу с кладбищами продолжила императрица Елизавета Петровна. Ее беспокоило не только здоровье населения, но и эстетика: могилы портили пейзаж на пути от дворца на Яузе к Кремлю. Их было велено сравнять с землей, а надгробные камни пустить на строительство новых и ремонт старых церквей. Чтобы закрыть оставшиеся московские кладбища и убогие дома, было решено открыть общегородское кладбище за пределами города. Для подбора места образовали специальный комитет из авторитетных московских священников и главного архитектора Москвы князя Дмитрия Ухтомского.

Место было выбрано соответствующее: при новых убогих домах у Марьиной Рощи, близ древнего немецкого кладбища за городской чертой. В 1732 году от церкви Иоанна Воина сюда перевезли амбар для хранения мертвых тел, а затем в 1750 году выстроили деревянную церковь Св. Лазаря Четверодневного. Так общегородское кладбище стало называться Лазаревским. Москвичи не любили его, считали проклятым местом для непокаявшихся грешников. Такое отношение к нему сохранялось до знаменитой эпидемии чумы 1771 года (тогда из-за опасности распространения болезни сенат окончательно запретил хоронить в черте города, и для покойников на скорую руку были созданы восемь кладбищ за пределами Москвы). А Лазаревское, оказавшееся единственным в Москве кладбищем внутри Камер-Коллежского вала, сделалось престижным. В XIX веке на нем уже хоронили купцов, духовенство, военных и артистов. На западе Москвы было разбито огромное Дорогомиловское кладбище. По соседству с ним расположилось Борейское (еврейско-караимское) и Армянское кладбища. На Востоке появились Семеновское и Военное кладбища, Братское на севере Москвы, на юго-востоке - Кожуховское, всего более 40 погостов.

После революции в 1920–1930 годах большевики в рамках борьбы с религиозными культами и смертью как таковой повсеместно упраздняют кладбища и вводят традицию открывать на их месте учебные заведения, парки и футбольные поля. После расширения Москвы в 1950-х годах под каток попадают кладбища в присоединенных к столице селах. С одних кладбищ родственникам разрешают перевезти останки в разрешенные места, с других останки сгребает экскаватор и отправляет в последний путь на пригородную свалку.


2. Кладбище Симонова монастыря

Дворец культуры и другие сооружения предприятия ЗИЛ были построены на месте внушительного кладбища при Симоновом монастыре. Решение о расформировании погоста и религиозного центра было принято в 1930 году. Большинство из усопших так и не были перезахоронены. Элементы некрополя до сих пор можно встретить вблизи уцелевшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь же в ряд выставлены надгробия, которые до этого использовались как бордюрный камень. Сам Дворец творчества в связи с реконструкцией заводской территории не так давно был переформатирован в «Культурный центр ЗИЛ». Под зданиями ЗИЛа похоронены представители русского дворянства. Например, Головины, Дурасовы, Муравьевы, Нарышкины, Татищевы, Шаховские и многие другие.


3. Кожуховское кладбище

Кожуховское кладбище было создано в 1771 году во времена буйства чумы. Тогда в сутки болезнь уносила 40–70 жизней, погибли тысячи людей. Кладбище действовало до 1935 года, когда было принято решение его закрыть, а захоронения убрать. Сейчас его территорию занимают школа №2056 (улица Петра Романова, дом 16) и пришкольная территория. Холерных кладбищ на старых картах Москвы удалось обнаружить ровно восемь. Сейчас на их месте находятся жилые дома (например, дом 3 корпус 5 и 3 корпус 6 по Большой Черкизовской улице), офисные здания или даже одно из старейших предприятий, входящих в структуру Роскосмоса, - корпорация ВНИИЭМ.


4. Люблинское кладбище

Сравнительно большое кладбище города Люблино, бывшего районного центра Московской области к юго-востоку от столицы. Существовало с 1635 года, находилось между нынешним Спортивным проездом, дом 3, и домом 5 (строение 3) по Краснодонской улице.

Кладбище было закрыто для захоронений в 1939 году и снесено в начале 1960-х годов, после присоединения города Люблино к Москве. На самом кладбище теперь располагаются школа № 335 (Спортивный проезд, дом 3А) и футбольное поле. Несмотря на то что это кладбище снесли сравнительно недавно, коренной житель Люблино Сергей Аникин в разговоре с РП уверял, что даже не подозревал о его существовании. Здесь же, в Южнопортовом районе Юго-Восточного округа, когда-то было Старообрядческое кладбище. Оно находилось между домами 3 (строение 10) и 3 (строение 13) по улице Мельникова.


5. Кладбище села Юрлово

Село Юрлово находилось на севере Москвы у правого притока Яузы реки Черемянки. Оно соседствовало с деревнями Подушкино, Сабурово, Козеево, Чернево, Медведково и Бибирево. В 1960 году села и деревни вошли в состав Москвы. Территории Сабурово, Подушкино, Бибирево и Юрлово сейчас входят в состав района Бибирево. Кладбище бывшего села Юрлово при вхождении в состав Москвы было застроено. Сейчас на его месте стоит дом 10 по улице Пришвина, в нем, кроме прочего, располагается судебный участок № 86.

На севере Москвы располагались еще два кладбища: Братское и кладбище поселка Сокол. Братское кладбище находилось в районе нынешней станции метро «Сокол» на землях бывшего села Всехсвятского. Оно было открыто по распоряжению Городской думы в начале 1915 года для захоронения москвичей, погибших на фронтах Первой мировой войны или умерших в московских госпиталях от ран. На нем были похоронены около 18 тысяч солдат, офицеров, врачей, сестер милосердия и летчиков. В 1925 году кладбище было закрыто для захоронений, а в 1932 году почти все надгробия были снесены, в центральной его части создали парк. В парке за кинотеатром «Ленинград» сохранился памятник на могиле студента Шлихтера. В 2004 году парк преобразовали в Мемориально-парковый комплекс героев Первой мировой войны, установили ряд монументов и открыли часовню в память о погибших.

На востоке поселка Сокол и Братского кладбища располагалось еще одно обычное городское кладбище. Сейчас на его месте разбит Чапаевский парк.

Не всем кладбищам повезло повезло так, как кладбищу района Сокол, где установили памятные знаки. Много лет градозащитники из организации «Архнадзор» пытаются добиться от властей Москвы решения построить в районе Соколиной Горы (Восточный административный округ) военный мемориал. Здесь когда-то находилось огромное Семеновское кладбище. Оно, кстати, было единственным «нечумным» из дореволюционных кладбищ, а после 1812 года часть территории кладбища была специально выделена для погребений героев и участников войн. Там погребали умерших от ранений в близлежащем Лефортовском военном госпитале солдат, офицеров и ветеранов как Отечественной войны 1812 года, так и последующих войн, вплоть до Первой мировой. Для жертв этой войны на южной окраине кладбища был даже выделен специальный участок, где все могилы и надписи на могильных плитах были оформлены по единому образцу, а кресты по одной форме. Семеновское кладбище называли кладбищем воинской славы России.

Весной 1935 года кладбище было закрыто для захоронений. Родственникам было разрешено перенести останки усопших. Их частично перенесли на ближайшее - Преображенское кладбище, но большая часть осталась на месте. Моссовет принял решение о досрочной ликвидации части кладбища размером 4,2 га, «вызванное государственной необходимостью в связи с прирезкой земель к территории завода №24».

На месте военных могил теперь находится ФГУП «ММПП "Салют"» и многоэтажные жилые дома. Котлован на кладбище под будущий завод рыли студенты. Один из них, Эмиль Кардин, вспоминает: «На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали... Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады – стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку... Иной раз останки лежали в два-три слоя».

Сейчас кладбище застроено, прямо по нему прошел Семеновский проезд и трамвайные пути, разделившие его на две неравные части, из которых лишь северная, меньшая, осталась незастроенной, - именно там теперь находится сквер с Воскресенской церковью и чудом сохранившимися несколькими надгробиями. При облагораживании сквера ежегодно находят черепа, кости и даже гробы.


6. Черемушкинское кладбище

Дом аспиранта и студента МГУ, знаменитый ДАС на улице Шверника - самое большое общежитие Московского университета, а в прошлом «Дом нового быта» архитектора Остермана - находится на пересечении Большой Черемушкинской улицы и улицы Шверника. Рядом с ДАСом, где сейчас автостоянка №3, было Черемушкинское кладбище. «Я жила в ДАСе в 2002–2003 годах, и несмотря на то, что студенты любят страшилки, о кладбище никто не упоминал. Скорее всего, о нем просто не знали», - рассказала «Русской планете» бывшая студентка МГУ Мила Дубровина.


7. Тропаревское кладбище

Тропаревское кладбище находилось в ранее существовавшем селе Тропарево на юго-западе Москвы. Сейчас на месте некрополя расположился комплекс Российского медицинского университета им. Пирогова (улица Островитянова, дом 1). Кстати, это не единственное медицинское заведение на месте погоста: медицинский центр «Практика» на 3-й Мытищинской улице стоит на месте холерного кладбища.


8. Кладбище при Алексеевском женском монастыре и богадельне им. И.Н. Геер

Главный доход обители приносило монастырское кладбище, которое было открыто в 1842 году и быстро превратилось в один из самых престижных московских погостов. Всегда украшенное цветами, оно славилось множеством часовен всех фасонов: чугунных, кованых, с литьем. Не каждое московское кладбище могло сравниться с Алексеевским по числу упокоенных знаменитостей. Здесь находились могилы историков Бартенева и Шахова, публициста и издателя «Московских ведомостей» Каткова, поэта Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Вигеля, архитектора Каминского, скульптора Рамазанова - автора скульптур Аничкова моста, горельефов Храма Христа Спасителя и посмертной маски Гоголя, художников Зарянко и Прянишникова, физика Лебедева, основателя Народного университета Шанявского, мецената Надежды фон Мекк, московских обер-полицмейстеров Огарева и Власовского, психиатра Корсакова - одного из создателей Центрального полицейского покоя для душевнобольных (НИИ общей и судебной психиатрии им. Сербского). На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы Васнецова) и Алексеевых, родителей Станиславского, семейные склепы кондитеров Абрикосовых (в советское время их фабрику переименовали в честь революционера Бабаева); Перловых, Оловянишниковых, Шустовых, производивших лучший коньяк в Москве; основателя Ново-Афонского монастыря иеромонаха Арсения. Здесь упокоились известные русские литераторы, знакомые Пушкина: например, Вельтман, историк Московского Кремля и директор Оружейной палаты, и Хлюстин, племянник графа Толстого. Судьбу Алексеевского монастыря и кладбища решил Генеральный план социалистической реконструкции Москвы 1935 года. Согласно плану, через эту местность прокладывался парадный проспект Ильича, тянувшийся от Измайлова (где был запланирован стадион имени Сталина) до Ленинских гор через площадь Дворца Советов. Назначение проспекта Ильича обязывало «осуществить на нем надлежащую монументальную застройку», что значило убрать с глаз долой храмы и могилы. Так как Алексеевское кладбище было классово чуждым, никакого переноса могил не производили. Надгробия и гранит пошли на бордюрный камень и облицовочную плитку, мрамор – на гравий. На месте кладбища был устроен детский парк, а в храме святого Алексия - дом пионеров. Сейчас на месте кладбища находится футбольное поле, все тот же детский парк, некоторые дома по улице Верхняя Красносельская, по части бывшего кладбища проходит улица Гаврикова.


9. Шелепихинское кладбище

На месте Шелепихинского кладбища был построен детский сад №1929. Исследователь исторической памяти, некросоциолог, основатель блога «Археология русской смерти» Сергей Мохов считает, что практика застраивать старые кладбища не считается кощунственной. «В Европе с кладбищами происходит приблизительно то же самое. Только к XXI веку стало придаваться значение этической стороне захоронений. Все помпезные европейские кладбища начали создаваться в эпоху романтизма - в конце XVIII - начале XIX века. Филипп Арьес в книге «Человек перед лицом смерти» подробно рассказывает про эту трансформацию отношения к смерти. Средневековое европейское кладбище - это чаще всего могила, в которую без всяких гробов сваливались тела, на картах эти места никак не отмечались. Так что по большому счету все старые европейские города, как и Москва, стоят на костях», - рассказал «Русской планете» Мохов.


10. Армянское кладбище

До наших дней просуществовало лишь одно старинное армянское кладбище неподалеку от Ваганьковского, однако карты сообщают, что было еще одно - в Филях. Находилось оно между нынешним домом 14 (строение 4) по улице 1812 года и домами 16 (строение 12) и 16 (строение 1) по Кутузовскому проезду. Сейчас там стоит здание Гохрана - Фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России. Кладбище было закрыто для захоронений в 1956 году. В 1957 году родственникам усопших предложили перезахоронить могилы в течение года в ускоренном порядке, так как по проекту через территорию кладбища должен был пройти тоннель метрополитена от станции «Кутузовская» до станции «Фили». Через год проект был отклонен, и пути прошли чуть ближе к берегу Москвы-реки по открытому участку Филевско-Арбатской линии. В итоге перезахоронена была лишь каждая пятая могила. В 1970 годы во время строительства Гохрана вскрывалось много захоронений, и грунт вместе с гробами вывозился на братеевскую свалку. Выше от берега Москвы-реки вскрывались массовые захоронения солдат, предположительно привезенных с Бородинского сражения. Далее по берегу экскаваторы вскрывали карьерные захоронения, где человеческие останки были захоронены вперемежку с костями животных (недалеко от кладбища на старых картах обозначена скотобойня) и пересыпаны известью. Судя по остаткам формы, которую видели очевидцы, со скотом хоронили солдат армии Наполеона.


11. Кладбище сел Коломенское и Новинки

В 1988 году в районе была основана московская средняя общеобразовательная физико-математическая школа №1170 при МИФИ (сейчас Лицей №1523), которая находится по адресу Кленовый бульвар, дом 21, стоит как раз на месте кладбища двух сел - Коломенское и Новинки. Выпускница лицея Ольга Завелева рассказала «Русской планете», что ни она, ни кто-либо из ее одноклассников не знал, что их школа построена на месте кладбища. Скорее всего, не в курсе этого исторического материала и лицейские учителя.


12. Еврейско-караимское кладбище

В 1788 году участок под кладбище получила московская община белорусских евреев. С тех пор до революции кладбище расширялось в сторону области. В период Первой мировой войны на кладбище хоронили не только евреев-горожан, но и евреев-беженцев из районов, занятых военными действиями, а также солдат иудейского вероисповедания, умерших в больницах города. Еврейско-караимское кладбище или, как его еще называли, Борейское, граничило с Дорогомиловским - их разделял только деревянный заборчик. Судьба у них тоже сложилась по-соседски. В начале 1930-х годов захоронения были прекращены, ограды и часть надгробий снесены и разобраны населением. В 1932 году еврейской общине выделили территорию вблизи поселка Востряково, куда родственники смогли перезахоронить останки своих родных. Эксгумация проводилась за счет родственников, а перевозка гробов осуществлялась централизованно за счет государства - на машинах и подводах. По воспоминаниям очевидцев, лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место, а на Борейском, несмотря на запрет, продолжили хоронить до 1940-х годов - начала массовой жилой и промышленной застройки района. В 1948 году были демонтированы оставшиеся могилы и снесена церковь святой Елисаветы на Дорогомиловском кладбище. Перезахоронения с Дорогомиловского кладбища продолжались до начала 1950-х годов. Краевед Игорь Сергеев вспоминает, что мальчишки в то время бегали на стройку в надежде найти черепа с золотыми коронками и разбогатеть. На Дорогомиловском кладбище были погребены русские воины, умершие от ран после Бородинского сражения. На Еврейском кладбище находились, например, могилы художника-жанриста Аскназия, директора института фтизиатрии, профессора Вермеля, известного публициста и общественного деятеля Иоллоса, убитого в 1907 году черносотенцами, художника Левитана, крупных российских предпринимателей Поляковых. С середины 1950-х годов Дорогомилово было застроено и приобрело тот вид, который сохранился и по сей день. На месте кладбищ были построены дома для партийной элиты: в них жили Брежнев, Андропов, Суслов и другие. В одном из домов был открыт кинотеатр «Киев», сейчас это Театр-студия Петра Фоменко. Относительно недавно, когда строили мост «Багратион» и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.


13. Лазаревское кладбище

Найти территорию самого древнего и одного из самых больших кладбищ Москвы, Лазаревского, легко. Большая его часть располагалась на месте нынешнего детского спортивного парка «Фестивальный», на его территории до сих пор можно найти остатки кладбищенских плит. Часть кладбища относится к огороженной территории церкви в самом центре парка. По его северной части проходит Сущевский вал, там же находится «Планета КВН» (в прошлом - кинотеатр «Гавана») и целый квартал жилых домов. На востоке по кладбищу проходит Олимпийский проспект, на нем же стоит несколько жилых домов. Историю создания кладбища мы уже излагали выше. Существовало Лазаревское кладбище до 1934 года. Оно было крупнейшее в Москве до 1917 года. Всего на нем было около 50 тысяч захоронений. В 1932 году кладбищенский храм был оцеплен и закрыт милицией, имущество конфисковали, здание передали заводу под общежитие для рабочих. Кладбище в 1934 году было закрыто для захоронений, а в 1936 году началось его уничтожение: бульдозерами срыли часть могил, последние сровняли в послевоенные годы. На другие кладбища перевезли только те могилы, чьи родственники захотели перенести останки. На расчищенном месте был разбит детский парк им. Дзержинского и танцплощадка. Демонтаж производили халатно, поэтому танцевать людям приходилось в окружении надгробий, которые были срыты только в 1953 году во время субботника.

По воспоминаниям священников кладбищенского храма, в парке даже валялись черепа, которыми рабочие иногда играли в футбол. До наших дней сохранилась только церковь. Местная жительница рассказала «Русской планете», что о кладбище не знают только приезжие: «Оно было очень старое, и на него с собаками гулять ходили даже до того, как появился парк. Здесь это никого не смущает». Она уверена, что все могилы были перенесены, но тут же сообщила, что в парке осталось два могильных камня, и рассказала, как их найти. На Лазаревском кладбище были похоронены: семья известного актера Силы Сандунова (запомнился своими банями); медик Семен Зыбелин, историк и москвовед Иван Кондратьев; авиатор Мухин, архитектор Николай Никитин, метеоролог Михаил Спасский, художник Васнецов, жена Белинского, мать Достоевского и другие. Здесь были усыпальницы бояр рода Колычевых, князей Голицыных, Оболенских, представители других знатных родов, родственники святителя Игнатия Брянчанинова; множество духовенства и монашествующих. В их числе епархиальный духовник Александр Стефановский, диакон Лефортовского кадетского корпуса Митрофан Протопопов, настоятель храма Святителя Николая на Маросейке, св. прав. Алексий Мечев и другие.