Символика в архитектуре.  Архитектурная символика храмов

Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы. В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Так, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандалы – квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

Пирамида Снофру, Медум, Египет
27 век до н.э.


Ворота богини Иштар, Ирак
7-6 век до н.э.

Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат – это земля, треугольник – символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками. Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это – модель организованного космоса, проявление Одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 1 – в пирамидах, число 3 – в христианских храмах, число 8 – в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя – квадратом и двумя – кругом.

Известны также храмы-пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети – вовнутрь: в сердце горы, человека, вещей. Идея мировой оси сменяется идеей «мирового яйца».

Иудейский храм является прообразом скинии – святилища, Святого Святых, свидетельства, данного Моисею Богом: «И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли. Длиною десять локтей (сделай) брус, и полтора локтя каждому брусу ширина. У каждого бруса по два шипa (на концах), один против другого.» (Исх. 26, 15-17). Для полуденной и для северной сторон скинии предписывается сделать по двадцать брусьев для каждой; для западной и восточной сторон – по восемь брусьев. Такие же нумерологически значимые указания даются относительно устройства подножий, шипов и шестов, делаемых также из дерева ситтим. И все это обложено золотом – металлом божественной славы. «Всё (сделайте), как я показываю тебе и образец скинии и образец всех сосудов» (Исх. 34,8).

Скиния понимается, прежде всего, как дом, как храм Господень. И воплощает в себе нравственные максимы: пребывать в жилище Господа могут только те, «кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла» (Пс. 15,1-2). В нем должны быть две завесы, или два покрова – внешний и внутренний. Скиния стоит во дворе прямоугольном в плане, протяженность его западной и восточной стен равна пятидесяти локтям, а протяженность северной и южной стен – ста локтям. Длина западной и восточной стен святилища равна десяти локтям, южной и северной стен -тридцати локтям. Ковчег Завета содержится в Святая Святых, за второй завесой. Храм Соломона называется в 3-ей Книге Царств «домом имени Господа»(5,3). Его длина – шестьдесят локтей, ширина – двадцать и высота – тридцать локтей. Притвор перед храмом – «в двадцать локтей длины, соответственно ширине храма и в десять локтей ширины пред храмом. И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира (Святая Святых); и сделал боковые комнаты кругом. Нижний ярус пристройки шириною в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка ее прикасалась к стенам храма» (3 Цар. 2-6).

Храм Соломона строился из обтесанных камней без употребления железных инструментов. Стены и потолок храма обложены кедровыми, а пол – кипарисовыми досками. Святая Святых устроена в задней стороне храма «в двадцати локтях от края» и обложены стены и потолок кедровыми досками. Давир «длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей (3 Цар, 6,20). Сорока локтей был храм (3 Цар. 6,17) и был обложен чистым золотом внутри. Основное значение храма – это Божественное присутствие в нем: «И было слово Господа к Соломону и сказано ему: вот ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим, и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то я исполню на тебе слово Мое» (3 Цар. 6,11-12). Храм – архетипический архитектурный символ.


Собор святой Софии, Новгород, Россия
1045-1052 годы


Пизанский собор и башня, Италия
1153 год – 14 век

Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания. Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник – символ Троицы. Пламенеющая готическая арка задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки – стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Северо-восточная часть колоннады – это октябрь-декабрь, северо-западная: январь-март, юго-западная: апрель-июнь, юго-восточная: июль-сентябрь. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат Аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь; 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов – символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса.

Купола в буддизме, исламе и христианских храмах означают купол неба – на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или тору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов – это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования. Три двери христианского храма олицетворяют веру, надежду, милосердие. Окно в храме – это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка – это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша – милосердие, колонны – догматы веры, своды – пути спасения, шпиль – Божий перст, указующий конечную цель человечества.

Ислам, интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная архитектура ислама – кристаллизация исламской духовности. В мусульманской мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эманирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.
Гробницы в храме как ворота в другой мир. Они содержат все необходимое для репрезентации доброго имени человека в двух мирах, характеризуют его заслуги и добродетели. Замок – место физического и духовного убежища.

По количеству куполов храмы делятся на:

Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

Форма куполов:

Сферическая форма византийских куполов символизирует вечность.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.Шлемовидные и сферовидные купола выполняют роль крыши. Шлемовидный купол, архитектурный стиль запада, на Руси не прижились.

Форма луковицы символизирует - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру"."Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н. Трубецкой.

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери. Шатровые купола были запрещены церковными властями еще в начале 17 века.

Цвет купола также важен в символике храма.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов - чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый - цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)

Черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

При входе в храм снаружи устраивается паперть - площадка, крыльцо.

Главнейшая часть храма - это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю. Самое важное место в алтаре - престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат - икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем - иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Пригласил архитектора Пьера Ленфанта для проектирования планировки города. В те времена Джордж Вашингтон принадлежал к самому высокому рангу масонов, а масоны были исследователями древних цивилизаций, таких как Египетская и Греческая. Этому свидетельствует множество памятников в городе и вокруг него. Проектирование города осуществлялось так, чтобы улицы, широкие диагональные авеню, площади и проспекты оставались открытыми для монументальных структур, включавших геометрические проекты масонской значимости, как показано на карте Вашингтона 1862г., изображенной ниже.

Джорджтаун и город Вашингтон. (Johnson"s Georgetown and the city of Washington )


Остров, известный сегодня как Остров Рузвельта (к западу от Белого дома в середине Потомака) называли масонским Островом до начала 20-ого столетия. Первоначально остров принадлежал Джорджу Мейсону (George Mason), построившему мост через Потомак со стороны Вирджинии. У Джорджа Мейсона был большой дом на острове, где он устраивал приёмы для своих друзей и гостей. Джордж Вашингтон был соседом и очень хорошим другом Джорджа Мейсона. Мейсон является автором Билля о правах Вирджинии, который позже стал американским Биллем о правах, и был добавлен в качестве первых десяти поправок к конституции США. Есть некоторые свидетельства того, что Джордж Мейсон тоже был масоном, но это не бесспорно. Простираясь на юго-запад до Потомака, Нью-хэмпширское авеню пересекает южный конец острова Мейсона. Масонский Штаб шотландских Обрядов 33-ей степени является южной частью точки, где Нью-хэмпширская авеню пересекает 16-ую улицу, примыкая к северной части Белого дома.

Показанные на рисунке это Массачусетское и Коннектикутское Авеню, исходящие из верхнего левого круга, Род-Айлендское и авеню Вермонта, исходящие из верхнего правого круга, а горизонтальная улица - улица K. Белый дом расположен в вершине пентаграммы .

На этом рисунке Массачусетское авеню и 19-ая улица, исходящая из верхнего левого круга, Род-айлендское авеню и 13-ая улица из верхнего правого круга, Нью-йоркское авеню и 19-ая улица из нижнего левого квадрата и авеню Пенсильвания и 13-ая улица из нижнего правого квадрата. Белый дом расположен в нижней точке пересечения двух больших треугольников, которые формируют гексаграмму .

В планировке Вашингтона пентаграмма и гексаграмма отлично объединены с Белым домом.

На этом рисунке пентаграмма Вашингтона, вписана в правильную гексаграмму. Каждая из шести линий, которые формируют гексаграмму в три дюйма длиной и каждый из коротких сегментов гексаграммы соответственно в один дюйм длиной.

Единицу можно рассматривать, как квадратный корень из единицы, а тройку, как квадратный корень из девяти. Расстояние между смежными внешними точками гексаграммы составляет 1.732 дюйма (AB, AC, BD и т.д.) 1.732" это квадратный корень из трех. HD и все другие сегменты состоят из двух коротких сегментов гексаграммы в два дюйма длиной. Расстояние НЕ также два дюйма длиной. Два это квадратный корень из четырех. Две диагональных линии пентаграммы (AE и BE) 2.646 дюйма длиной. 2.646 это квадратный корень из семи. Горизонтальная линия пентаграммы (СД) 3.464 дюйма длиной. 3.464 это квадратный корень из 12.

Сегмент FH в гексаграмме разделен на две части в точке G линией AE пентаграммы. Пропорция FG: GH составляет 1:2. Пропорции сегментов по всей линии CB следующие:

CF: FG: GH: HB = 3: 1: 2: 3

Пропорции линии AE разделены пополам линиями гексаграммы и пентаграммы, следующие следующим образом:

AG: GJ: JE: = 5: 4: 6

Пропорции СД линии разделены пополам линиями гексаграммы и пентаграммы следующим образом:

CI: IJ: JK: KL: LD = 5: 3: 4: 3: 5

На этой диаграмме точки J и K, из диаграммы выше, это центры окружностей, а сегмент JK - радиус двух кругов, формирующих эту фигуру, которая точно задана четырьмя диагональными линиями гексаграммы.

Точка пересечения этих двух кругов (M) и две точки пересечения гексаграммы (схематично изображены ниже), (N и O) формируют треугольник с угловыми величинами, практически идентичными величинам углов Великой пирамиды в Гизе.

В этой диаграмме, гексаграмма Вашингтона вписана точно в правильную пентаграмму. Все пять линий, которые формируют пентаграмму 1.618 дюйма длиной. Расстояние между всеми смежными внешними точками пентаграммы и всеми смежными внешними точками гексаграммы составляет один дюйм, φ это пропорция 1.618 к одному.

Все линии пентаграммы разделены на три сегмента другими линиями пентаграммы. Каждая линия разделена следующим образом:

.618:. 372:.618 .618/.372 = 1.618 .618 +.372 = 1

1/.618 также равняется 1.618

Длина вертикальных линий в гексаграмме 1.902 дюйма, они разделены пересекающимися диагональными линиями следующим образом:
.7265:. 449:.7265 ♦ .7265/.449 = 1.618 ♦ .7265 +.449 = 1.1755 ♦ 1.1755/.7265 также равняются 1.618 .

У двух равнобедренных треугольников образующих гексаграмму угол при вершине равен 72 ° , а углы при основании 54 °. Деление пополам этих равнобедренных треугольников горизонтальной линией пентаграммы образует прямоугольные треугольники с углами равными 36° - 54° - 90 ° . Этот специфический прямоугольный треугольник, с соотношением сторон 3:4:5. был важной геометрической фигурой, известной как mr треугольник в древнем Египте.

Как показано в диаграмме выше, все шесть внешних точек точно вписаны в пересечение окружностей из предыдущего построения.

Пентаграмма и гексаграмма также объединены в большой печати Соединенных Штатов, изображенной на обратной стороне купюры в 1 доллар.

Традиционное объяснение 13 звезд, это то же самое, что и 13 стрелок, и 13 листьев, и ягод на оливковой ветви, представление о 13 первоначальных государств, но расположение 13 пятиконечных звезд формируют гексаграмму.

Усеченная пирамида ниже уровня глаза на обратной стороне большой печати также состоит из 13 частей каменной кладки. 13 ступенчатая усеченная пирамида находится также на вершине Масонского штаба на 16-ой улице в Вашингтоне.

Границы округа Колумбия, основанного Джорджем Вашингтоном в 1791, сформировали квадрат со сторонами длиной десять миль и с центром в месте, первоначально предложенном, для памятника Вашингтону. Диагональ площади восток - запад также пересекает здание Капитолия с севера на юг, диагональ также пересекает Белый дом так же, как и Масонскую штабквартиру.

Длина диагоналей север - юг и восток - запад является десятимильными частями квадратного корня из двух, или 14.142 миль. Это расстояние преобразовывается в 43 455 древних египетских королевских локтей (Египетский «царский локоть» был равен 0,525 м), так же, как отношение величин между Великой пирамидой и размерами земли. Высота Великой пирамиды составляет 481.13 фута, деленная на 5280 фута (1 миля) равняется 0.0911231 мили. Средний радиус земли составляет 3 960 миль, деленный на 0.0911231 равняется 43 457. Периметр Великой пирамиды составляет 3023 фута, деленный на 5280 равняется 0.5725 мили. Средняя окружность земли составляет 24 880 миль, деленная на 5725 = 43 458. 3960 миль (радиус земли) деленный на 14.142 миль = 280 (число локтей в высоте Великой пирамиды). 24 880 миль (окружность земли) поделенная на 14.142 миль = 1 760 (число локтей в периметре Великой пирамиды).

Преобразование радиуса и окружности земли в локти приводит к тем же самым результатам:

3 960 миль это 20 908 800 футов, деленные на 1.718 = 12 170 430 (земной радиус в древних египетских локтях)

12 170 430 локтей земного радиуса, деленные на 43 455 280 локтей высоты Великой пирамиды.

24 880 миль это 131 366 400 футов, деленные на 1.718 = 76 464 726 (окружность Земли в древних египетских локтях)

76 464 726 локтей окружности Земли, деленных на 43 455 локтей диагонали Вашингтонского округа = 1 760 локтей периметра Великой пирамиды.

Несмотря на то, что Соединенные Штаты сопротивлялись метрической системе, со времени ее использования, сетка, построенная в количественных направлениях кратных 300 м. с длинами в единицах 900, 1200 и 1800 метров, представляет собой простой и точный ключ к пониманию местоположения главных зданий и памятников в городе, наклонов углов и расстояний диагональных авеню.

С севера на юг расстояние зон 1-6 составляет 900 метров каждая. Расстояние восток - запад зоны A составляет 1800 метров. Расстояние восток - запад зон B, C и D - по 1200 метров каждая.

ОБЪЕКТ ГДЕ НАХОДИТСЯ
Национальный Собор северо-западный угол зоны 1A
Мемориал Кеннеди на Арлингтонском кладбище юго-западный угол зоны 6A
Мемориал Линкольна юго-восточный угол зоны 5A
Вашингтонский Круг восточная граница зоны A
Круг Дюпона в центре зоны 3B
Круг Логана в центре зоны 3C
Мемориал Джефферсона юго-восточный угол 6B
Белый дом в юго-восточном углу 4B
Высший Совет шотландского Обряда Масонства в юго-восточном углу 2B

Мемориал Линкольна находится в 3600 метрах к западу от Здания Капитолия. Мемориал Джефферсона - в 1800 метрах к югу от Белого дома (половина расстояния от Мемориала Линкольна до Здания Капитолия). Белый дом - в 900 метрах к северу от оси восток - запад здания Капитолия. Мемориал Джефферсона - в 900 метрах к югу от оси восток - запад здания Капитолия. Здание Капитолия - в 2400 метрах к востоку от оси север - юг Белого дома. Мемориал Линкольна - в 1200 метрах к западу от оси север - юг Белого дома. Первоначальный план города предполагал, что Вашингтонский Монумент будет расположен на пересечении между северной и южной осью Белого дома и восточной - и западной осью здания Капитолия. Позже выяснилось, что основание в этом месте не было достаточно устойчиво для того, чтобы выдержать вес памятника и он был, в конечном счете, смещен восточнее, и немного южнее от первоначально предназначенного месторасположения.

Высший Совет шотландского Обряда Масонства находится в 1800 метрах к северу от Белого дома. Масонский Штаб - в 3600 метрах к северу от Мемориала Джефферсона, то же самое как расстояние от Мемориала Линкольна до здания Капитолия.

Мемориал Кеннеди находится в 5400 метрах к югу от Национального Собора. Мемориал Кеннеди также -в 5400 метрах к западу от здания Капитолия.

От Белого дома до здания Капитолия авеню Пенсильвания проходит 2400 метра к востоку и 900 метров к югу. Этот наклон 24/9 сокращается до 8/3, образуя угол 20.556 градуса к юго-востоку.

Массачусетское авеню проходит от Круга Дюпон в центре зоны 3B к юго-восточному углу зоны 4D или 3000 метров к востоку и 1350 метра к югу. Этот наклон 20/9, образует угол 24.228 градуса к юго - востоку. У Род-айлендской авеню тот же самый наклон и тот же самый угол к юго - западу и северо-востоку от Круга Логана в центре зоны 3C.

Городской музей находится на пересечении Массачусетского авеню и восточной границы зоны C. От центра зоны 3B к восточной границе зоны C, Массачусетское авеню проходит 1800 метров на восток. Данный наклон 20/9, перемещает Массачусетское авеню на 810 метров к югу от центра зоны 3B к восточной границе зоны C. Так как центр зоны 3B находится в 450 метрах к северу от южной границы зоны 3, Городской музей - в 360 метрах к югу от северной границы зоны 4 (450 + от 360 до 810). Нью-йоркская авеню проходит от Белого дома до городского музея или в 1200 метрах к востоку и в 540 метрах к северу (900 - от 360 до 540). Этот наклон 1200/540 также сокращается до 20/9, образуя тот же самый угол 24.228 градуса к северо-востоку. Западная часть городского музея, Вашингтонский круг, находятся в 1200 метрах к западу и в 540 метрах к северу от Белого дома, образуя тот же самый наклон 20/9 и тот же самый угол 24.228 градуса к северо - западу для авеню Пенсильвании от Белого дома до Вашингтонского круга.

Круг Дюпона находится в 600 метрах к западу и в 1350 метрах к северу от Белого дома. Круг Логана -в 600 метрах к востоку и в 1350 метрах к северу от Белого дома. В обоих случаях наклон - 1350/600 или 9/4, образует угол 66.04 градусов к северо-западу для авеню Коннектикута от Белого дома до Круга Дюпона и 66.04 градусов к северо - востоку для авеню Вермонта от Белого дома до круга Логана.

Вашингтонский круг находится в 810 метрах к югу и в 600 метрах к западу от круга Дюпона. Он уменьшается под наклоном 9/6.66, образуя угол 53.47 градуса к северо - востоку для Нью-хэмпширской авеню, от Вашингтонского круга до круга Дюпона.

Ось Мемориального моста и Мемориального проспекта простирается от мемориала Линкольна в северо-восточном углу зоны 6A к мемориалу Кеннеди в юго-западном углу зоны 6A, или в 1800 метрах к западу и в 900 метрах к югу, с наклоном 2/1, образуя угол 26.565 градуса к юго - западу. В юго-западном конце Мемориального проспекта находится Памятник женщинам - войнам. Простирающаяся на юго-запад от Вашингтонского круга, Нью-хэмпширская авеню пересекает центр памятника женщинам - войнам в юго-западном конце Мемориального проспекта.

Вашингтон, а также большинство его зданий и памятников ориентированы по направлениям север-юг, запад-восток. На этой карте Вашингтона, восток находится наверху, а карта звездного неба показывает созвездие Орион, восходящее на востоке над Вашингтоном, так же, как это делалось каждый день в течение прошлых двухсот лет. Пояс Ориона указывает на Сириус, самую яркую звезду в небе. В то время когда Орион восходит и находится низко на восточном горизонте, пояс Ориона занимает вертикальное положение, указывая на Сириус расположенный ниже. В диаграмме, Сириус яркая звезда ниже Ориона, возле верхнего края карты Вашингтона. Яркая звезда над Орионом это Aldebran, альфа-звезда в созвездии Тельца.

Ось древнего египетского храма Исиды в Дендере ориентирована к восходящей точке Сириуса на восточном горизонте. Предрассветный восход этой звезды считался временем магии. Гигантские храмы строились с таким расчетом, чтобы главный портал был ориентирован на точку горизонта, где раз в год, в ожидаемое утро, появлялся Сириус. Более 200 лет назад, в то время, когда была спроектирована авеню Пенсильвания, угол этой улицы от Белого дома до здания Капитолия указывал на восходящую точку Сириуса на широте Вашингтона. Если смотреть на юго - восток вниз по авеню Пенсильвания, Сириус поднимается прямо над зданием Капитолия. Если посмотреть выше в небо, Орион находится над Сириусом и над зданием Капитолия с точки обзора на авеню Пенсильвания, в то время, как Сириус поднимается над горизонтом.

На рисунке солнце показано ниже горизонта на левой стороне диаграммы. Из-за вращения земли вокруг солнца, каждый день, относительно неподвижных звезд, солнце поднимается немного позже. Одновременно с Сириусом, Солнце поднимается на широте Вашингтона, только 15 августа. Это известно как гелиокальный восход Сириуса. До этого времени года солнце или выше или слишком близко к горизонту поднимающихся видимых звезд. Древние Египтяне базировали свой календарь на гелиокальном восходе Сириуса, который сигнализировал начало ежегодного наводнения Нила. Христиане празднуют успение Девы Марии 15 августа, связывая успение с первым появлением Сириуса (Исиды) в небе как раз перед рассветом.

Украшенный звездными блестками головной убор на статуе и на вершине купола Капитолия предполагает звездную символику, совместимую с направлением авеню Пенсильвания, нацеленную на точку восхода Сириуса выше здания Капитолия. На фотографии показана обновлённая статуя, после реставрации в 1993.

Орион также определял запад на широте Вашингтона, в течение прошлых двухсот лет. С точки обзора на здании Капитолия, Орион располагается прямо позади памятника Вашингтону. Располагаясь на западе, пояс Ориона горизонтален и указывает на положение Сириуса на юго - западе. С точки обзора на здании Капитолия Сириус располагается над рекой Потомак, нацеленный на авеню Мэриленд. С точки обзора на здании Капитолия, Альдебаран располагается над Белым домом, указывая, на авеню Пенсильвания.

МОНУМЕНТ ВАШИНГТОНА

В то время как Франция и Англия дебатировали, должен ли главный меридиан пройти через Лондон или Париж, Томас Джефферсон утверждал, что главный меридиан должен пройти через Вашингтон, округ Колумбия, а именно через северо - южную ось Белого дома. Мемориал Джефферсона находится на этой же самой оси, на юг от Белого дома. Масонский Храм и Парк Меридиана находятся на этой той же оси на север от Белого дома.

Мемориал Линкольна находится на западе от Капитолия, а Мемориал Джефферсона на юге от Белого дома. Расстояние от Белого дома до оси восток - запад Капитолия - то же самое, что и расстояние от мемориала Джефферсона до оси восток - запад Капитолия. Расстояние от мемориала Линкольна до Капитолия - удвоенное расстояние от Белого дома до мемориала Джефферсона. Расстояние от Капитолия до северо - южной оси Белого дома - удвоенное расстоянием от мемориала Линкольна до северо- южной оси Белого дома.


Вид монумента с юго-запада, если стоять лицом к северо-востоку.

Первоначально Вашингтонский Монумент планировалось установить на пересечении осей восток - запад Капитолия и северо - южной оси Белого дома, но когда строительство началось, было определено, что основание в том месте было не достаточно прочное, для веса памятника и месторасположение было перемещено немного на восток.

Западный фасад Монумента.
Внутри монумента, за барельефом Вашингтона находится лифт. Восточный обзор Капитолия. Библиотека Конгресса находится позади Капитолия справа. Здание Верховного Суда находится позади Капитолия слева.

Вид на Запад, на мемориала Линкольна - на заднем плане, и нового мемориала Второй мировой войны - на переднем плане.

Южный вид на Мемориал Джефферсона.

Северный вид на Белый дом (Эллипс на переднем плане).

Стороны и высота Монумента имеют количественные соотношения. На уровне земли длина стороны составляет 55.5 футов (666 дюймов), а высота Монумента составляет 555.5 футов. Отношение десять к одному между длиной стороны и высотой было смоделировано вслед за древнеегипетскими обелисками, у которых то же самое отношение. 555.5-футов высоты Монумента можно преобразовать в 6666 дюймов.

Учитывая длину 20.6 дюймов для древнеегипетского локтя, Монумент состоит из 323.6 локтей: 6666 деленное на 20.6 = 323.6. 323.6 деленное на φ (1.618) равняется 200.

Высота Монумента равна 200 древним египетским локтям φ. Учитывая, что древнеегипетский локоть состоял из полутора древнеегипетских ступней: Высота Монумента равна 300 древнеегипетских ступней φ.
МАСОНСКИЙ МЕМОРИАЛ ДЖОРДЖА ВАШИНГТОНА

Масонский Мемориал Джорджа Вашингтона был создан на основе описаний египетского маяка в древней Александрии, одного из семи чудес древнего мира. Мемориал находится на другом берегу Потомака, но тоже в Александрии - пригороде Вашингтона, штат Виржиния, как раз внутри границы диагонального квадрата, который первоначально обозначал территорию Вашингтона, округ Колумбия. Мемориал находится в конце Королевской улицы, которая заканчивается на Потомаке. Королевская улица - главная улица Александрии. Неподалеку находится станция Amtrak и станция метро, которая пересекает королевскую улицу как раз к востоку от мемориала.

Этот снимок был сделан с платформы станции метро лицом на запад.

Этот снимок был сделан со станции метро после наступления темноты.

Этот снимок был сделан прямо перед мемориалом:

Этот снимок был сделан от наружной части передних колон и показывает стеклянные двери и окна в главном входе мемориала. Снимок выше и следующие три ниже были сделаны, как раз после 9:00 11 октября 2003. Солнце немного южнее центра и отбрасывает солнечный свет немного севернее центра.

Этот снимок сделан в стеклянных дверях, снова указывая на запад (Вашингтон смотрит на восток). Статуя расположена в конце зала с колоннами, который находится позади передних дверей и окон. Прямой солнечный свет ударяет в одну из колонн на северной стороне зала. В момент весеннего и осеннего равноденствий солнце светит непосредственно на статую.

А это масонские регалии, которые носит Вашингтон .

С символикой богослужебного чина непосредственно связана символика храмовой архитектуры, которая формировалась одновременно со сложением чина Литургии в Византии в период VI — IX вв. Тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создававший архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашалось словом и священнодействиями богослужения. Вместе с принятием христианства и всей полноты догматического вероучения Православной Церкви Русь в IX веке восприняла от Византии и символическое толкование храма.

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Так, солнце и камень являются образами Христа, а золото — образом истины и т.д. Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Если первообраз — Царство Небесное — это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди еще при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их словам не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.

В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Царства Небесного «Святого Иерусалима» передан в следующих определениях:

«...он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот... с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот» (Откр. 21.12-13);

«...город расположен четвероугольником … длина и широта и высота его равны» (Откр. 21.16);

«...стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. 21.18);

«...престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему» (Откр. 22.3).

В земных образах храмов эти характеристики выражаются следующим образом:

квадратная форма плана и кубическая форма объема;
трехмастные членения с каждой стороны;
центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине;
драгоценное убранство (золото, камни), белизна.

Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме

Храм есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и соответственно он есть образ дворца Царя Небесного. От этого образа исходит традиция благоукрашения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых.

Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога. Так, триединству Бога соответствует трехмастная структура храма; неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.

Непостижимый Бог являет Себя в мире в таких именах, которые имеют отражения в архитектуре храма. Так, Бог именуется как Красота, Любовь, Единство, Свет, Истина, Добро. В храмовой архитектуре эти имена выражаются в пропорциональном соответствии целого и частей, симметричности композиции, цельности формы, ясности композиции, тектоничности сооружения, узнаваемости формы.

Интерьер крестово-купольного храма представляет собой целостную систему иерархически упорядоченных пространств, развивающихся от боковых нефов, где размещается основная часть молящихся, к центральному подкупольному пространству с амвоном в центре и дальше вверх, к куполу, на котором находится наполненное светом изображение Главы Церкви — Христа Вседержителя. Такая гармоничная пространственная система наглядно представляет символическую сущность храма как начала будущего Царства Божия.

В планировочном отношении алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли, вселенной, обновленных примирением с духовным миром. Притвор является символом мира неоправданного, греховного.

В средней части храма стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия. Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма — начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба «неба небесе», где пребывает один только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле.

Алтарь в храме означает духовную, божественную сторону во вселенной, а средняя его часть — чувственный мир, причем обе входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок вселенной.

Различные зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов. Так, верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей, в том числе достигших еще на земле состояния святости, то есть обожения, к которому иные только стремятся.

Древнерусский храм завершается главой «луковичной» формы. Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католических храмов выражает стремление ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.

Иногда храм строится в виде Креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получают спасение благодаря Его искупительной крестной жертве. Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца — символ вечности. Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море.

По образной мысли протоиерея Дмитрия (Смирнова) храм — это корабль, где люди должны крепко держаться за его мачту во время бури и сильной качки. На корабле это самое безопасное место, где меньше всего качает. Не держась за мачту и находясь у борта, легко вылететь за борт и утонуть. Мачта — это стержень корабля, также как наша вера и наша Церковь — это стержень нашей жизни и за них мы должны крепко держаться, чтобы не погибнуть среди бурных волн житейского моря с его подводными камнями соблазнов. Храм это корабль, а мачта в центре корабля — вертикаль, идущая от амвона к куполу и Кресту над храмом. Эта вертикаль соединяет небесную область бытия Духа Святого с Евхаристией, совершающейся на амвоне. Поддерживающие купол «паруса» храма с изображенными на них евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, — это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.

Следует отметить, что святоотеческие символические толкования были связаны с богослужением и относились в основном к внутренним формам храма. Наружные формы храма получили толкования лишь в XIX веке, как, например, символика количества глав: 1 глава — Христос; 5 глав — Христос и четыре Евангелиста и т.д.

Архитектурная композиция и соответственно архитектурная выразительность православного храма основаны на отражении в образе храма его символической сущности, основанной на православной догматике.

Архитектура – явление сложное. Она возникла и существует вследствие общественной потребности в ней. Постройки служат для практического использования и в то же время они являются (или должны являться) произведениями искусства. Поэтому одни склонны придавать большое значение практической стороне архитектуры, другие ее специфике, как особого вида искусства. Русский деревянный дом с древних времен представлял собой целый мир, и все его элементы составляли общую систему, отражающую представления о мироздании. Важной частью этой системы были деревянные резные украшения, которые укреплялись на фронтонах, пилястрах, наличниках, и которые являлись закодированной в устойчивых художественных образах и символах родовой коллективной памятью народа. Томичи украшали свое жилище с момента основания города, при этом сословие и состоятельность не имели большого значения. Безусловно, купеческие особняки и доходные дома были краше, но и бедные дома встречали приветливым узором наличников, причудливо вырезанными деталями крылечек, устремленными в небо коньками. Термин «декор» в архитектуре тесно связан с термином «орнамент», который состоит из сочетания полезного и красивого. В его основе лежит функциональность, а красота приходит вслед за ней. Орнамент не существует в виде самостоятельного произведения искусства, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру. Являясь древнейшим видом изобразительной деятельности человека, он нес в себе символический и магический смысл, знаковость. Ранние декоративно-орнаментальные элементы могли являться только отвлеченными знаками, выражая чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Приступая к основной части сообщения, необходимо сказать следующее - это первая попытка систематизировать знаковую символику томского архитектурного декора, хранящегося в Музее деревянного зодчества или встречающегося в узорах деревянных домов на улицах города. При этом использованы литературные источники / Трудно дать точную дату возникновения того или иного знака. Орнамент мог возникнуть в верхнепалеолитическую эпоху. (15-10 тыс. лет до н.э.) В те далекие времена был он исключительно геометрическим, состоящим из строгих базовых форм, круга, креста и квадрата. Это универсальные формы. Изначально знаки выполняли лишь вспомогательные функции и наносились на невидимые части - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и т.д. Постепенно знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться как художественная составляющая. В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определенный смысл. Рассмотрим первую группу знаков, которые часто употреблялись в деревянном зодчестве в качестве элементов декора. Символ «круг» - воплощение представлений о важнейших основополагающих качествах: абсолютное равенство, единообразие, бесконечность, вечность, круговорот. Круг ассоциировался с понятием небесного совершенства- Бог, Небо, Космос, Солнце. «Понятие «святости» и вместе с тем «чистоты», «белизны»пишет в частности В.И. Равдоникас,- в первобытном сознании увязывается с «небом» и его воплощениями в солнце, «луне».

p. 2

Отсюда изобразительная символика святости, божественности - круг, образ неба или солнца. Символ «круг»- солярный знак, древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации являлся одним из почитаемых и любимых. Так обозначался солнечный диск в Египте, Малой Азии, Месопотамии, языческой культуре Древней Руси. Знак «половинный диск» символизирует светило на восходе или на закате. В количестве лучей также заложена символика - числа 5 или 3, которыми отмечаются границы участков неба, третья часть неба - та условная область пространства, где солнце находится в полдень. Наиболее широко эти знаки встречаются в архитектуре Томска в Х1Х – начала ХХ вв. Архитекторы модерна также активно использовали этот знак. Символ «квадрат» - в отличие от круга связывается с идеей земного начала как места обитания человека. Своеобразная система координат, где выделены стороны света. Четырехугольник с крестом еще более усиливает это значение, образуя центр, ось координат. Небо-круг выступает как Бог-творец, тогда как земля-квадрат - творимое, производное, созданное при посредничестве креста. Символ «крест»- древнейший сакральный знак, происходящий от схематического изображения птицы, подчеркивающий идею центра, точка пересечения верханиза, правого-левого. Знак, упорядочивающий пространство, вертикальный стержень креста в первобытном сознании отождествлялся с Осью мира, Мировым Древом, соединяющим небо и землю. Его называют «знаком знаков» С доисторических времен служит религиозным, охранительным символом практически в каждой культуре мира. Скандинавы изображали молот Тора - бога грозы и войны - в виде Т-образного креста, он символизировал грозу, молнию и дождь. Крест был также атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. В христианском искусстве знак утвердился в качестве почитаемой эмблемы лишь в конце VI века. Он стал неотъемлемой часть церковной обрядности, а также одним их главных символов в искусстве, архитектуре. Существует довольно значительное количество разновидностей крестов, мы рассмотрим некоторые из них, чаще всего встречающиеся в нашей практике. Греческий равноконечный крест - самой простой формы, использовался в самых различных значениях как символ бога солнца, бога дождя, так и элементов из которых создан мир- воздух, земля, огонь и вода.

p. 3

Косой крест – очень распространенный мотив. Он встречается в разные эпохи от палеолита до Х1Х века. Напоминает первую букву написания имени Христа В зависимости от цвета имеет различное значение Синий или белый цвета – знак святого апостола Андрея. Часто употребляется в архитектурном декоре как декоративный элемент, а также как солярный знак, обозначающий Божественный огонь, сжигающий все плохое. Спираль - относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для орнамента всеобъемлющая формула, из нее древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий. Спираль воплощала основные закономерности природы, их взаимосвязь, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. Развитие всего в мире совершается по принципу спирали. Каждый виток - конец одного цикла и начало другого. Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. Волюта восходит своими корнями к образу Мирового Древа. В архитектуре это прослеживается в капители, где волюта является важнейшим конструктивно-художественным элементом. Мотив волюты в капители мы встречаем уже в Египте и Греции. «Охранители» Древа, ибо в Месопотамии в виде волютообразных завитков изображали и рога небесных козлов или быков. Свастика (Несущая добро) - один из самых ранних символов, встречается у всех народов. Солярный символ, счастливый знак, плодородие, благополучие, щедрость, движение и сила солнца. В христианском изображении это не просто символ стихии, но того, кто распоряжается стихиями- вечного ветра, Святого Духа. Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, который изображался многими народами мира на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов Символ встречается с VIII тыс. лет до н. э.,

p. 4

предположительно из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. У свастики, как символа, много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории. Первые сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста обнаружены в трудах ученого-иезуита аббата Ь.Мартиньи в 1865г. Символ «ромб» - считается, что знак в виде ромба в народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли. В скифо -сарматии он же обозначал Солнце, Мировое Древо. В различные исторические эпохи ромб символизировал Великую богиню, родительницу всего сущего. В позднейшие времена ромб стал символом плодородия. В христианской иконографии ромб сочетался с изображением Богоматери, кроме того, ромбы с крестами или растительными розетками, полусферы и равноконечные кресты – это символические знаки изображения Серафимов, Херувимов, Ангелов, Апостолов. В архитектурном декоре Томска ромб встречается в оформлении наличников, как один из орнаментальных мотивов. Символ «треугольник»- служил одним из символов Земли. В христианстве треугольник служил символом божества «всевидящее око», в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он связан с символикой солнечного культа. Треугольник в разных его модификациях обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в Х1Х-ХХвв. Заканчивая краткий обзор геометрических символов, необходимо сказать, что в христианской изобразительной системе они соответствуют отвлеченным, точнее Божественным понятиям: квадрат-твердость веры, круг-символ вечности или в ином значении - изображение Небесных сил. Они же составляют особую группу знаков - так называемые силовые Солярные «солнцеярые», знаки, их насчитывается около 144 видов. На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора, созданные древними цивилизациями, сохранялись и повторялись. Отметим также наличие в томском деревянном декоре и других орнаментальных мотивов. Один из них- это картуш.

p. 5

Картуш (cartoccio сверток, кулечек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка»], на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI-XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы. Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Меандр - идея вечного движения, бесконечного повторения, пришел к нам из Древней Греции. На смену древнему геометрическому орнаменту приходит так называемый плетеный орнамент. Мотив плетенки возник от вдавливания веревки в сырую глину, позднее в плетенку стали вплетать головы, хвосты, лапы животных, особенно это характерно для Скандинавских народов. Там же появляется мотив драконообразного животного. Дракон олицетворял молнию, считался покровителем жилья и огня. Змея - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка. Появление растительного орнамента связано с искусством Древнего Египта Цветок лотоса - атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья.

p. 6

Дерево жизни (др.-рус. райское древо) - мифологический образ во многих культурах. В книжности и фольклоре это мотив, отражающий представления о библейском древе жизни посреди рая. Концепция Древа Жизни использовалась в религии, философии и мифологии. Обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете и служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле. Термин древо жизни может также быть использован в качестве синонима священного древа. Древо знания, связывающее небеса и подземный мир, а также древо жизни, связывающее все формы жизни, оба являются формами мирового или космического древа. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, божественное дерево, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост самого человека». Розетка (ромашка, маргаритка) пришла к нам из Древней Месопотамии. Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии – «все возвращается на круги своя». Фигура розетки оказалась наиболее устойчивой, и в декоративной народной резьбе по дереву является одним из основных элементов узора. По своему начертанию она близка к цветку. В розетке как бы воплотилась идея о связи животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле. Интересно, что в Литве некоторые цветы (например, маргаритки и розы) считались цветами солнца. Круг с вращающимся расчленением (так называемое «сегнерово колесо») является графическим изображением вращающегося колеса-солнца Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка и символизирует она мужество. «Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона, а одним из славных подвигов Гильгамеша (героя месопотамского эпоса) была победа над чудовищем Хубабу- повелителем кедров». Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия). Акант, пальметты, кимы (набегающие волны из стилизованных листьев).

p. 7

Трилистник или крин - символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы. В различные времена в орнаментику добавлялись все новые и новые символы. В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число три считается самым магическим и священным во многих культурах. Символ трех перекрещивающихся листов был найден 5000 лет назад в культуре индейцев, его значение стало известным с VIII века. В кельтской культуре тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство - прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир. Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего достоинства. Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна и встречается практически во всех индо-европейских религиозных и мифологических системах. В христианском символизме Трилистник представляет собой Святую Троицу: отца, сына и святого духа. Круг посередине означает вечность, в то время как перекрещивающиеся линии символизируют неразделимость. Таким образом, Трилистник указывает на то, что Святое Семейство состоит из трех элементов: власти, чести и славы и они неразделимы в одном Боге. Языческая религия утверждает, что этот символ представляет жизнь, смерть и возвращение к жизни, как бесконечный цикл, так же как и три силы природы: земля, воздух и вода. Три круга символизируют женский элемент и элемент плодородия. Примеров обращения и активного использования томскими мастерами орнаментальных мотивов стиля барокко можно привести достаточно. Динамика сложных объемных форм, беспокойный ритм кривых линий, которые создают сложные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов почти полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты Узоры часто имеют С и S-образную форму. Как и геометрические фигуры использовались томскими мастерами сюжеты, традиционные для древнеславянской мифологии. Сирин - птица-дева, чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску, является лишь счастливым людям. Элемент, часто встречающийся в орнаментике европейской части России, в Томске существует едва ли не единственном экземпляре по адресу ул. Крылова,4.

p. 8

Звериный орнамент в эпоху средневековья был основой для создания композиций рельефов и был неиссякаемым источником для народного искусства. Звериная символика характеризует свойства нематериального мира, изображение коня свидетельствует о движении к Высшему Идеалу, Конь у славян символизировал бога солнца - Хорса и был его эмблемой. Олицетворение бога Солнца в виде коня повлекло изображение коня в резном убранстве крестьянских изб в качестве древнего охраняющего образа, привлекающего добро на хозяина дома. Конские головы- «коньки» украшали верх кровель Часто на резных наличниках и подзорах- конь с развевающейся гривой, похожей на лучи Солнца. Изображение рыбы - древний символ Спасителя, Изображение птиц - символ праведных душ. Водоплавающие птицы олицетворяли водную стихию. Русский язык сохранил нам тот смысл, который вкладывали наши предки, создавая свое жилище - улица -у лица, дверь-доверие, наличник- на лице. Фронтон в древней Руси назывался «чело», следовательно - края крыши, образующие треугольную форму с фасада- причелины. Смысл окна изначально отождествлялся с оком. Чистота ока в православном учении имеет большое значение, ибо глазами человек воспринимает свет Божий. В православной архитектуре окно-это вход Нетварного Света, поэтому все оформление, которое прилагается к оконному проему, несет охранную функцию. Дом для православного человека испокон веков считался малой церковью, и жизнь вся была связана с богослужением, церковным и домашним. Общий духовный настрой был молитвенным - прославляющим Бога. И мастер, изображая в резьбе птиц, цветы,

p. 9

геометрический орнамент помнил о Создателе всего живого и прекрасного, перенося свой духовный настрой в рисунок. Художественный язык деревянной резьбы развивался самобытно и самостоятельно, достаточно независимо от смены стилей появляющихся в художественных центрах. Он существовал параллельно с классицизмом, модерном и другими «большими» стилями, непринужденно и чутко откликаясь на изменение форм городского декора. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна, что дает возможность видеть стойкость культурных традиций в применении древних символов, элементов, украшавших жилища наших предков. Сегодняшний день, с его типизированным, штампованным строительством жилых домов уносит нас все дальше и дальше от рукотворной культуры русских мастеров, обрекая ее на забвение. Архитектура теряет не только гармонию и красоту, рвется тонкая связующая нить поколений. Уходят мировоззренческие знания, остается жилплощадь. Елена Ивановна Рерих прозорливо писала одному из своих адресатов «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии». В следующих заметках мы расскажем о декоре томских домов и тех символах, которые можно увидеть, если внимательно присмотреться к орнаменту. Список использованных источников. 1.Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Изд.Академии архитектуры,1950 2. Багдасаров Р. Мистика огненного креста.М.:Вече,2005. 3. Буткевич Л.М. История орнамента.М.:Владос,2008. 4. Мартиньи М. Словарь христианских древностей.1865 5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987 6. Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР,2003. Т.5. С,344 Боровинских Н.П. Уткина Е.Л.