Тайное вече леонардо да винчи. Неизвестные факты о самой загадочной картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Если попытаться вспомнить шедевры живописи, которые копировались бесчисленное множество раз, то одной из первых в этом ряду будет фреска «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Писавшаяся в течение двух лет, с 1495 по 1497 год, уже в эпоху Возрождения, она получила около 20 «наследников» этой же тематики, написанных мастерами кисти Испании, Франции и Германии.

Надо сказать, что и до Леонардо некоторые флорентийские художники уже использовали этот сюжет в своем творчестве. К сожалению, современным искусствоведам стали известны только работы Джотто и Гирландайо.

Леонардо да Винчи в Милане

Ценителям живописи, а особенно творчества Леонардо да Винчи, давно известно местонахождение всемирно известной фрески. Но многие любители до сих пор задаются вопросом о том, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Ответ на него приведет нас в Милан.

Творческий период, относящийся ко времени работы в Милане, как и вся жизнь художника, покрыт тайнами и за сотни лет овеян множеством легенд.

Леонардо да Винчи, известный как любитель загадок, головоломок и тайных шифров, оставил после себя огромное количество ребусов, часть из которых до сих пор не поддалась разгадкам ученых всего мира. Может показаться, что и жизнь, и творчество художника - сплошная тайна.

Леонардо и Людовико Сфорца

Появление Леонардо в Милане напрямую связано с именем Людовико Мария Сфорца по прозвищу Моро. Властный правитель и талантливый во многих областях деятель герцог Моро в 1484 году выписал для службы ставшего уже известным к этому времени Леонардо да Винчи. Картины и инженерный талант художника привлекли внимание дальновидного политика. Он планировал использовать молодого Леонардо в качестве инженера-гидротехника, проектировщика гражданских сооружений и конструктора техники военного назначения. И он не ошибся. Молодой инженер не переставал удивлять Моро своими изобретениями. На суд герцога были предложены такие технические разработки, как новые модели пушек и легкого вооружения, немыслимая по тем временам конструкция мостов и мобильные повозки для военных нужд, неуязвимые и неприступные.

Милан. Храм Санта-Мария-делле-Грацие

К моменту появления Леонардо в Милане здесь уже велось строительство Доминиканского монастыря. Ставший главным архитектурным акцентом монастырского комплекса, храм Санта-Мария-делле-Грацие достраивался под руководством уже известного в то время итальянского зодчего.

Герцог Сфорца планировал расширить площадь храма и расположить здесь усыпальницу своего великого рода. Леонардо да Винчи был привлечен к работе над библейским сюжетом «Тайная вечеря» в 1495 году. Место для фрески было определено в трапезной храма.

Где увидеть «Тайную вечерю»?

Чтобы проще было понять, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, нужно встать лицом к храму со стороны улицы Corso Magenta и обратить взор к левой части, пристройке. Сегодня это полностью отреставрированное здание. Но Вторая мировая война не поскупилась на разрушения. Очевидцы рассказывали, что после авианалетов храм практически полностью был разрушен, а то, что осталась при этом уцелевшей фреска, называли не иначе как чудом.

Сегодня к месту, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, стремятся миллионы любителей искусства. Попасть сюда не так просто. В туристический сезон бронировать место в экскурсионной группе нужно заранее. А в целях сохранения шедевра посетители пропускаются в зал небольшими группами, и время осмотра ограничено 15 минутами.

Долгая и кропотливая работа над фреской

Работа над созданием фрески продвигалась медленно. Художник работал хаотично, впрочем, как и все гении. То по нескольку дней не отрывался от кисти, то, наоборот, днями не притрагивался к ней. Иногда, прямо средь бела дня, он бросал все дела и бежал к своей работе, чтобы сделать только один мазок кистью. Искусствоведы находят этому несколько объяснений. Во-первых, художник для работы решил выбрать новый вид росписи - не темперой, а масляными красками. Это позволяло постоянно вносить дополнения и корректировать изображения. Во-вторых, постоянная доработка сюжета трапезы позволяла художнику в очередной раз наделить ассоциативными тайнами героев «Тайная вечеря». Описание сопоставлений апостолов с реальными персонажами, современниками Леонардо, сегодня можно найти в любом искусствоведческом справочнике.

Поиски прототипов и вдохновения

Совершая ежедневные прогулки в разных кварталах города, среди торговцев, бедняков и даже преступников, художник всматривался в лица, пытаясь найти черты, которыми можно было бы наделить своих персонажей. Его можно было встретить в самых разных трактирах, сидящим в компании бедняков и рассказывающим для них свои занимательные истории. Его интересовали человеческие эмоции. Как только он улавливал интересное для себя тут же зарисовывал его. Некоторые из подготовительных набросков художника история умудрилась сохранить для потомков.

Вдохновение и образы для будущего шедевра Леонардо искал не только среди лиц на улицах Милана, но и среди своего окружения. Не стал исключением и его «работодатель» Сфорца, появившийся в «Тайной вечере» в облике Иуды. Легенда рассказывает, что поводом для такого решения послужила банальная ревность художника, тайно влюбленного в фаворитку герцога. Такой выбор мог сделать только смелый художник. «Тайная вечеря» обладает не только секретными шифрами прототипов, но и уникальным световым решением.

Живописный свет, падающий из нарисованных окон, становится по-настоящему реалистичным в сочетании с фрески из окна, расположенного на примыкающей стене. Но сегодня этот эффект наблюдать не приходится, так как окно на стене полностью затемнено в целях сохранности шедевра.

Влияние времени и сохранение шедевра

Время быстро доказало неправильность выбора техники росписи. Всего лишь два года потребовалось для того, чтобы художник увидел свое произведение сильно изменившимся. Роспись оказалась недолговечной. Леонардо да Винчи начинает проводить первую реставрацию фрески, но только через 10 лет. Он привлек к восстановительным работам и своих учеников.

За 350 лет место, где находится «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, подвергалось множеству перестроек и переделок. Дополнительная дверь, прорубленная в трапезную монахами в 1600 году, сильно повредила фреску, а к XX веку оказались полностью стертыми ноги Иисуса.

До Второй мировой войны фреску реставрировали восемь раз. С каждой реставрационной работой наносились новые слои краски, и постепенно оригинал сильно исказился. Сложная работа предстояла искусствоведам для определения первоначальной задумки Леонардо да Винчи. Картины, чертежи, анатомические записи художника хранятся во многих музеях мира, но Милан по праву считается обладателем единственного полностью законченного масштабного произведения художника.

Титанический труд современных реставраторов

В XX веке работы по реставрации «Тайной вечери» велись уже с использованием современных технологий. Постепенно, слой за слоем, художники-реставраторы снимали вековую пыль и плесень с шедевра.

К сожалению, сегодня признан тот факт, что от оригинальной фрески осталось только 2/3, а половина красок, использованных художником первоначально, безвозвратно утрачена. Для предотвращения последующих разрушений фрески сегодня в помещении трапезной храма Санта-Мария-делле-Грацие поддерживается равномерная влажность и температура воздуха.

Последняя велась 21 год. В мае 1999 года мир вновь увидел творение Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Милан по случаю открытия фрески для зрителей устроил грандиозные торжества.

Наиболее прославленное произведение Леонардо — знаменитая “Тайная вечеря” в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495 — 1497 годами. Причина быстрой порчи, дававшей о себе знать уже в 1517 году, заключалась в своеобразной технике, сочетавшей масло с темперой.

Одно из самых знаменитых произведений Леонардо да Винчи находится в монастыре Санта-Мария-делла-Грацие в Милане - это «Тайная вечеря» . Фреска, которая в наши дни представляет жалкое зрелище, была написана в конце XV века. Изображение портилось очень быстро, спустя двадцать лет шедевр уже нуждался в реставрации - причиной тому стала специальная техника, сочетавшая темперу с маслом.

Написанию фрески предшествовала долгая и тщательная подготовка. Леонардо выполнил огромное количество набросков, которые помогли подобрать наиболее подходящие жесты и позы фигур. Художник рассматривал в сюжете «Тайной вечери» не только глубокое догматическое содержание, но и огромную человеческую трагедию, которая позволяет раскрыть характеры героев росписи, продемонстрировать их душевные переживания. Для да Винчи «Тайная вечеря» стала в первую очередь сценой предательства, поэтому одной из задач было внести в этот традиционный библейский сюжет драматическую ноту, которая придавала бы фреске совершенно новую эмоциональную окраску.

Размышляя над замыслом «Тайной вечери», художник делал записи, описывающие поведение и действия тех или иных участников сцены:«Тот, что пил, ставит чашу на стол и устремляет взгляд на говорящего, другой, соединив пальцы рук, нахмуривается и смотрит на своего товарища, третий демонстрирует ладони и удивленно приподнимает плечи…» В этих записях не упоминаются имена апостолов, однако да Винчи однозначно определил, позу, мимику и жесты каждого из них. Фигуры должны были располагаться таким образом, чтобы вся композиция представляла единое целое, передавала всю остроту сюжета, полного страстей и переживаний. Апостолы по замыслу Леонардо - это не святые, а простые люди, которые по-своему переживают происходящие события.

«Тайная вечеря» считается самым зрелым и законченным творением да Винчи. Роспись привлекает удивительной убедительностью композиционного решения, мастеру удается избежать каких-либо элементов, которые могли бы отвлечь зрителя от основного действия. Центральную часть композиции занимает фигура Христа, изображенная на фоне просвета двери. Апостолы отодвинуты от Христа - это сделано специально, чтобы сконцентрировать на нем большее внимание. С этой же целью Леонардо расположил голову Иисуса в точке схождения всех линий перспективы. Ученики разбиты на четыре группы, каждая из которых выглядит динамично и живо. Стол имеет небольшие размеры, а трапезная выдержана в простом, строгом стиле. Благодаря этому акцент сосредоточен на персонажах, чья пластическая сила воистину велика. Все эти приемы демонстрируют глубокий творческий замысел и художественную целеустремленность автора.

Выполняя роспись, Леонардо поставил перед собой важнейшую цель - реалистично передать психические реакции апостолов на слова Иисуса: «Один из вас меня предаст» . Образ каждого ученика - это практически полный, сформированный человеческий темперамент и характер, обладающей своей уникальностью, поэтому и реакция их на предсказание Христа различная.

Современники да Винчи видели гениальность «Тайной вечери» именно в тонкой эмоциональной дифференциации, воплощению которой способствовало разнообразие поз, жестов и мимики персонажей. Эта особенность фрески выделяет ее на фоне более ранних произведений, изображающих библейский сюжет. Другие мастера, такие как Т.Гадди, Д.Гирландайо, К.Роселли и А.Дель Кастанто, изображали учеников сидящими за столом в спокойных, статичных позах, будто они не имеют никакого отношения к происходящему. Эти художники не смогли достаточно детально охарактеризовать Иуду с психологической стороны и располагали его изолированно от остальных апостолов с другой стороны стола. Таким образом, злодейское противопоставление Иуды собранию создавалось искусственно.

Да Винчи удалось сломить эту традицию. Использование богатого художественного языка позволило обойтись без исключительно внешних эффектов. Иуда у Леонардо объединен в группу с прочими учениками, но его черты определенным образом выделяют его среди апостолов, так что внимательный зритель быстро опознает предателя.

Все персонажи действа наделены индивидуальностями. На наших глазах в собрании, еще мгновение назад пребывавшем в полном спокойствии, нарастает величайшее волнение, вызванное словами Иисуса, как гром пронзившими мертвую тишину. Наиболее импульсивная реакция на речь Христа у трех учеников, сидящих от него с левой стороны. Они образуют целостную группу, объединяемую едиными жестами и силой воли.

Филипп вскакивает с места, посылая Иисусу свой недоуменный вопрос, Иаков , не скрывая своего возмущения, разводит руками, слегка откинувшись назад, Фома поднимает вверх руку, будто бы пытаясь осознать и оценить происходящее. В группе, сидящей по правую руку от Учителя, царит несколько иное настроение. От фигуры Христа она отделена значительным расстоянием, и очевидна эмоциональная сдержанность ее участников. Иуда , сжимающий в руках кошель со сребрениками, изображен в повороте, его образ пропитан трепетным страхом перед Иисусом. Фигура Иуды нарочно написана в более темных тонах, она резко контрастирует со светлым и ярким образом Иоанна , который безвольно опустил голову и смиренно сложил руки. Между Иоанном и Иудой вклинился Петр , который опирается рукой о плечо Иоанна и говорит ему что-то, наклонившись к самому уху, другой рукой Петр решительно хватает меч, желая во чтобы то ни стало защитить Учителя. Ученики, сидящие возле Петра, удивленно смотрят на Христа, они будто задают немой вопрос, хотят узнать имя предателя. Последние три фигуры разместились на противоположной стороне стола. Матфей, вытянув руки навстречу к Иисусу, возмущенно обращается к Фаддею , ища у него разъяснения столь неожиданной вести. Но пожилой апостол также находится в неведении, показывая это недоуменным жестом.

Фигуры, сидящие с обоих концов стола, показаны в полном профиле. Это сделано не случайно: Леонардо таким образом замкнул движение, посылаемое от центра росписи, подобный прием художник применял ранее в картине «Поклонение волхвов», там эту роль выполняли фигуры юноши и старика, расположенные по краям полотна. Однако в этом произведении мы не видим столь глубоких психологических приемов, тут в основном использованы традиционные средства выражения. В «Тайной вечере», напротив, ярко выражен сложный эмоциональный подтекст, аналогов которому в итальянской живописи XV века не существует. Современники да Винчи сразу распознали неподдельную гениальность передачи отнюдь не нового сюжета и восприняли «Тайную вечерю» по достоинству, окрестив ее новым словом в изобразительном искусстве.

Иисус Христос вместе со своими учениками запечатлен кистью Леонардо во время последней их встречи за ужином вечером перед казнью. Поэтому не удивительно, что фреска сделана в монастырской столовой. Мастер, как и положено истинному гению, работал хаотично. В какие-то периоды он мог днями не отходить от своего творения, а затем забросить работу на некоторое время. «Тайная вечеря» стала единственным крупным законченным произведением да Винчи. Роспись наносилась нетрадиционным способом, использовались масляные краски, а не темпера - это позволило производить работу гораздо медленнее и давало возможность вносить по ходу некоторые изменения и дополнения. Фреска написана в своеобразном стиле, у зрителя может сложиться впечатление, что изображение находится за запотевшим стеклом.

Художник, ученый, писатель, инженер, архитектор, изобретатель и гуманист, настоящий человек эпохи Возрождения, Леонардо недалеко от итальянского городка Винчи, в 1452 году. Почти 20 лет (с 1482 по 1499 год) он «работал» на герцога Миланского, Людовика Сфорца. Именно в этот период его жизни была написана «Тайная Вечеря». Умер да Винчи в 1519 году во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.

Новаторство композиции

Сюжет картины «Тайная вечеря» не раз был использован в живописи. Согласно Евангелию, во время последней совместной трапезы Иисус «истинно , что один из Вас предаст меня». Художники обычно изображали апостолов в этот момент собравшимися вокруг круглого или квадратного стола, но Леонардо хотел показать не только Иисуса как центральную фигуру, он хотел изобразить реакцию всех присутствующих на фразу Учителя. Поэтому им была выбрана линейная композиция, позволяющая изобразить все персонажи в фас или в профиль. В традиционной до Леонардо иконописи также было принято изображать Иисуса, преломляющего хлеб с Иудой, и Иоанна, прильнувшего к груди Христа. Такой композицией художники пытались подчеркнуть идею предательства и искупления. Да Винчи нарушил и этот канон.
В традиционной манере были написаны полотна с изображением Тайной Вечери Джотто, Дуччо и Сассетта.

Центром композиции Леонардо делает Иисуса Христа. Доминирующее положение Иисуса подчеркнуто пустующим пространством вокруг него, окнами за его спиной, предметы перед Христом упорядочены, тогда как на столе перед апостолами царит хаос. Апостолы распределены художником на «тройки». Варфоломей, Иаков и Андрей сидят слева, Андрей вскинул руки в жесте, означающем отрицание. Далее следуют Иуда, Петр и Иоанн. Лицо Иуды скрыто в тени, в руках его холщовый мешок. Женственность фигуры и лица Иоанна, потерявшего сознание от новости, позволила многочисленным интерпретаторам предположить, что это Мария Магдалина, а не апостол. За Иисусом сидят Фома, Иаков и Филипп, они все обращены к Иисусу и как бы ожидают от него разъяснений, последняя группа – Матфей, Фаддей и Симон.

На сходстве апостола Иоанна с женщиной во многом базируется сюжет произведения «Код да Винчи» Дэна Брауна.

Легенда об Иуде

Для того, чтобы точно написать эмоции, охватившие апостолов, Леонардо делал не только многочисленные наброски, но и тщательно подбирал натурщиков. Картина, размером 460 на 880 сантиметров, писалась в течение трех лет, с 1495 по 1498 год. Первой была выписана фигура Христа, для которой, согласно легенде, позировал молодой певчий с одухотворенным ликом. Последним должен был быть написан Иуда. Да Винчи долго не мог найти человека, чье лицо несло бы соответствующую печать порока, пока удача не улыбнулась ему и он, в одной из тюрем, не встретил достаточно молодого, но опустившегося и на вид крайне развращенного человека. После того как он закончил с него Иуду, натурщик :
- Мастер, неужели вы не помните меня? Несколько лет назад вы писали с меня Христа для этой фрески.
Серьезные искусствоведы опровергают правдивость этой легенды.

Сухая штукатурка и реставрации

До Леонардо да Винчи все художники писали фрески по мокрой штукатурке. Важно было успеть закончить роспись до того, как она высохнет. Поскольку Леонардо хотел тщательно и кропотливо выписать малейшие детали, а также эмоции персонажей, он решил написать «Тайную Вечерю» по сухой штукатурке. Сначала он покрыл стену слоем смолы и мастики, затем мелом и темперой. Метод не оправдал себя, хотя и позволил художнику работать с нужной ему степенью детализации. Не прошло и нескольких десятков лет, как краска начала осыпаться. О первых серьезных повреждения писали уже в 1517 году. В 1556 знаменитый историк живописи Джорджо Вазари утверждал, что фреска испорчена.

В 1652 картина была варварски повреждена , проделавшими в нижней части по центру фрески дверной проем. Только благодаря сделанной до этого неизвестным художником копии картины сейчас можно увидеть не только первоначальные детали, утраченные из-за разрушения штукатурки, но и уничтоженную часть. С 18 века предпринимались многочисленные попытки сохранить и отреставрировать великое произведение, но все они не шли на пользу картине. Яркий пример тому – занавес, которым фреску закрыли в 1668 году. Он заставлял скапливаться на стене влагу, что привело к тому, что краска стала еще больше шелушится. В 20 веке на помощь творению были брошены все самые современные достижения науки. С 1978 по 1999 год картина была закрыта для просмотра и над ней работали реставраторы, пытавшиеся максимально уменьшить урон, нанесенный грязью, временем, усилиями прошлых «хранителей» и стабилизировать роспись от дальнейшего разрушения. С этой целью трапезная была максимально загерметезирована, в ней поддерживается искусственная среда. С 1999 года к «Тайной вечере» пускают посетителей, но только по предварительной записи на срок не более 15 минут.

Вячеслав Адров:

Анонс...

В Милане, в церкви Санта Мария делла грацие находится знаменитая фреска, не дающая покоя многочисленным исследователям личности ее автора сотни лет. Поскольку это сам Леонардо, то считается, что в его произведении должна быть какая-нибудь тайна или, как минимум, загадка. Известно много идей и версий о тайных посланиях, заложенных во фреске. Например, наделавшая много шума в мире искусства версия Дэна Брауна. Я, как и все, пристально присмотрелся к изображению и, что бы вы думали - мне кажется, что я понял ее дополнительный смысл (если он был заложен)! А версия Дэна Брауна - это всего лишь поверхностная реакция на деталь, необходимую для отражения целостного замысла автора. Причем, деталь (женообразная фигура рядом с Христом), которая несет абсолютно другую смысловую нагрузку. Никаких намеков на спутницу жизни Христа!

С целью сохранения эмоциональности и динамики раздумий я решил записывать мысли и интеллектуальные порывы по мере их возникновения и реализации. Таким образом, я сохранил атмосферу исследования, записывая очередную порцию мыслительных наработок, я еще не знаю, пригодятся ли они в дальнейшем и, вообще говоря, чем это все закончится? Получится ли какой-нибудь интересный результат? Поэтому, в подзаголовке именно так обозначен жанр.

Загадка фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

(детектив-расследование одного предвзятого разглядывания знаменитой фрески)

Часть 1.

Начинаю, как обычно. Возвратившись из очередного путешествия, организованного «Клубом 7 вершин», сидя в кресле-качалке, укутавшись пледом, глядя на беснующиеся огненные язычки печи-камина и потягивая … (вставьте сами: трубку, сигару, коньяк, кальвадос,…), я обдумывал и оценивал результаты поездки, готовился к следующей. И тут мне на глаза попалась (или всплыла в воображении) репродукция фрески «Тайная вечеря» кисти Леонардо да Винчи. Как и положено нормальному путешественнику, я, конечно, был в той самой трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие в Милане. И, конечно, восхищался (а теперь - тем более) одним из величайших творений мастера (хотя на ней почти ничего не видно, фото 1).

Кратенько, для освежения памяти. Фреска (хотя, по сути, это изображение на является фреской из-за особенностей технологии ее создания) имеет размеры 450*870 см и создана в период с 1495 по 1498 годы по заказу герцога Людовико Сфорца и его супруги - Беатриче д’Эсте. Из-за того, что она создана не как типичная фреска - рисовалась яичной темперой по сухой стене, покрытой слоями смолы, гипса и мастики - она начала очень рано разрушаться и много раз реставрировалась. При этом, отношение реставраторов к ней не всегда отличалось таким пиететом, как принято сейчас - поправлялись лица, фигуры, использовались различные технологии нанесения краски и защитного покрытия. При попытке ее переноса в другое место в 1821 году она чуть не была разрушена. Нечего и говорить об отношении к ней оккупантов-французов, которые устроили в монастыре оружейный склад и заключенных тюрьмы (был и такой эпизод в истории трапезной).

Немного о сюжете. Он навеян библейской истории о последнем совместном ужине Иисуса с учениками, на котором он сказал о том, что один из присутствующих его предаст. По мнению большинства искусствоведов, произведение Леонардо наиболее выразительно из всех подобных произведений на этот сюжет передает степень эмоциональной реакции апостолов на эти слова Иисуса.

Сколько времени существует эта фреска (более 500 лет), столько же лет исследователи и толкователи изучают эту работу, находя или пытаясь найти тайные знаки, символы, загадки, послания,… Здесь и удивление качеством переданной перспективы, доказательства использования золотого сечении, поиск тайны числа 3 (3 окна, 3 группы апостолов, треугольник фигуры Христа). Кто-то видит на фреске изображение Марии Магдалины (с женским символом V и символом M, связанным с ее именем - это про Дэна Брауна), или Иоанна Крестителя с его любимым жестом - поднятым вверх указательным пальцем. Мне все это интересно, но не очень. Как наш человек - инженер - Леонардо должен быть практичным, хотя историческая обстановка вносит свои коррективы на необходимость использования «Эзопова языка», и он мог оставить на своем произведении ДАТУ! Какую? Это его выбор, но дату важную для него самого или для всего Света события. И я начал искать ее на изображении!

Напомню, что самый надежный способ фиксации дат, который не зависит от систем летоисчислений, календарных реформ, продолжительностей правлений царей и герцогов, оснований и разрушений городов и даже назначения даты сотворения Мира - по звездам, т.е., составление гороскопа! И этот способ широко использовался не только в средневековье. Вы спросите, почему это я вдруг решил, что на изображении может быть дата? Мне кажется, что автор с удовольствием использовал шикарный шанс, связанный с числом 12. 12 часов, 12 месяцев, 12 знаков Зодиака, 12 апостолов,… Ну, еще скажу про гороскоп. Он однозначно определяет дату, если указаны расположения даже семи видимых невооруженным глазом планет в созвездиях в момент наблюдения. Повторения таких сочетаний очень редки и случаются через сотни тысяч лет! (При меньшем количестве точно указанных планет период повторений меньше, но все равно очень большие шансы точно указать дату на историческом периоде.) Поскольку, современные расчетные методы, основанные на законах небесной механики, позволяют восстановить положение планет на небе в любой момент, то для определения даты остается только правильно задать исходные данные - то есть расположение планет по созвездиям в искомый день.

Итак, начинаю вглядываться и рассматривать.

Апостолы. Скорее всего (из-за их количества) это - символы знаков зодиака. Но как знаки могут быть распределены между персонажами, кому какой знак соответствует? Сразу возникает несколько замечаний.

На многих изображениях этого сюжета, в том числе на иконах, судя по внешнему виду персонажей, не то что непостоянен порядок рассадки, но и сидят они то в ряд, то по кругу, то группами, то есть канонического порядка (традиционного) вроде бы нет.Долгое время на изображении Леонардо не могли идентифицировать всех персонаже. Надежно опознавались (из 13ти!) только четверо: Иуда, Иоанн, Петр и Христос. Якобы, в ХIX веке «обнаружились» дневники самого Леонардо и все определилось (были еще подсказки в виде подписей под персонажами на некоторых современных фреске ее копиях).Из-за динамичного расположения фигур - их «перемешивания», «выглядывания» друг из-за друга - есть вероятность, что созвездия (если они там есть) идут не по зодиакальному порядку.

Так или иначе, в соответствии со сложившимися представлениями, на фреске изображены (слева направо, в порядке расположения ЛИЦ):

Варфоломей, Иаков Алфеев, Андрей, Иуда Искариот, Петр, Иоанн, Иисус Христос, Фома, Иаков Заведеев, Филипп, Матвей, Иуда Фаддей, Симон.

Для выявления признаков, по которым можно было бы распознать в апостолах намеки на знаки зодиака, я попытался собрать доступную фактическую информацию о биографиях персонажей, пока не зная, что из этого может пригодиться (таблица 1):

Их другие имена и прозвища;

Порядок призыва Христом (известно только о четырех первых);

Примерный возраст на основе визуальной оценки изображений (больше по копии неизвестного художника (фото2);

Степень родства с Христом и другими апостолами (кому интересна эта тема - рекомендую литературу, кроме, конечно Евангелий: Джеймс Д. Тейбор «Династия Иисуса» (АСТ, 2007), Майкл Бейджент «Бумаги Иисуса» (Эксмо, 2008), Робер Амбелен «Иисус или Смертельные тайны тамплиеров» (Евразия, 2005), В.Г. Носовский, А.Т. Фоменко «Царь славян» (Нева, 2005), «Апокрифические сказания (патриархи, пророки и апостолы)» под ред. В.Витковского (Амфора, 2005));

Род занятий апостолов до их служения;

Обстоятельства смерти;

Местонахождение могил и мощей апостолов.

Предлагаю желающим уточнить и добавить подробности для более полного заполнения таблицы - это очень занимательно, а информация может пригодиться.

Поиск информации для заполнения этой таблицы был очень интересным и познавательным процессом, но он никак не наталкивал на какие-либо необходимые мне идеи!

Продолжаем. Поскольку Леонардо расположил апостолов группами по 3 человека, да еще их там перемешал, то, может, для него порядок следования знаков неважен? Вдруг, если уж обыгрывать эти тройки - это группировки знаков по видам стихий?! Огонь, земля, воздух, вода? А что - 4 группы по 3 знака! А может надо учитывать фигуру Христа как знак зодиака, а Иуду вообще исключить из рассмотрения!? Ведь практически на всех изображениях тайной вечери художники отделяли Иуду от остальных - или рисовали очень темными красками, или отворачивали его лицо от зрителя, или, как на иконах, лишали его, в отличие от остальных, нимба. А тогда - какой знак может изображать фигура Христа? Может его же знак - Козерог? Тогда вроде как нарушается разбиение на группы и теряет смысл (если он есть) сама разбивка на группы. Да и Иуда у Леонардо изобразительными средствами не очень принижен. Он, как и 7 (!) других из 12 апостолов изображен в профиль, но только чуть сильнее повернут в сторону от зрителя.

Будем дальше рассматривать детали изображения. Предметы на столе: может где-то есть подсказки - наполнение и расположение стаканов, расположение хлебов, тарелок, солонок, других предметов,…? Элементы, цвета одежды,…? Прически, степень седины, наличие и длина бороды, …? Стоп! Борода! Всего видимых планет и известных до изобретения трубы Галилея, вместе с Солнцем и Луной - семь, еще - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Таким образом, максимальное число указателей на планеты - 7. Считаем бороды: всего, разной длины, их - 8. Вместе с бородой Иисуса. Но может быть его бороду не надо считать? Интересно, а кто тогда Солнце, если не он?! Идем дальше - руки. Кто что держит? Может какие-то комбинации на пальцах? Их взаимное положение? Заполняем таблицу дальше, чтобы постоянно была перед глазами. Может не сразу, но что-то откроется?

Качаюсь в кресле, потягивая… А может бородатые - все-таки планеты, ну и, например, комета какая-нибудь? Но, ведь из семи планет две - женского рода: Венера и Луна, как-то сложно ассоциировать с бородами и их тоже. Присмотримся-ка к апостолам: двум фигурам художник придал явную женообразность: Иоанну и Филиппу - и лица, и позы со скрещенными руками. Может это намек на «женские планеты»? Опять качаюсь в кресле: Леонардо да Винчи при жизни не собирался быть знаменитым в веках и фреску писал для Заказчика и своих современников, так, чтобы они при небольшом напряжении ума смогли понять его дополнительное послание (кроме смыслового и эстетического).

А что там в руке у Иуды? Да и у Петра? Нет, у Иуды, видимо, мешочек с сребрениками, которые он вскоре получит, а у Петра - нож, наверное как символ его будущей (показной?) решимости в процессе задержания Иисуса. Все это - смысловая атрибутика.

Все-таки надо определяться. Выдвигаю гипотезу. Взгляд зрителя инстинктивно притягивается к фигуре Иисуса - это Бог, это - Солнце! По правую руку от него - молодой, но очень энергичный и агрессивный мужчина (Иоанн), которого Иисус, как и его брата - Иакова Заведеева - называл Воанергес (Боанергес) - видимо, «очень, двукратно энергичные»! Они очень агрессивно и порой с гневом реагировали на несправедливость, унижения и оскорбления и на то, что идет не так, как им бы хотелось! Причем, совершенно в стиле кавказцев, так, что Христу приходилось их сдерживать! (вот где пригодилась предварительно собранная информация в таблице1 -

Это подразумевает, что они имели соответствующие гормональный фон и вторичные половые признаки. А каким мы видим этого агрессивного человека у Леонардо - да это смиренная девушка, такая, что некоторые (Дэн Браун) ее и считают женщиной - Марией Магдалиной! Таким явным несоответствием Леонардо намекает - это созвездие Девы! А теперь еще раз обратим внимание на Иакова Заведеева, чья фигура (а НЕ ЛИЦО) - ближайшая слева от Христа. Он развел руки в разные стороны. По мнению комментаторов, он сдерживает эмоционально воспринявших слова Христа апостолов (или, может быть, физически защищает Иисуса от возможного неконтролируемого выброса энергии (это он-то, Воанергес!). А что вижу я? С его разведенными руками он похож … на Весы!!! Тогда получается, что Иисус-Солнце находится между созвездиями Девы и Весов! И все знаки выстроены в привычном порядке - от Овна до Рыб! А где же остальные планеты, кроме Солнца? Встаю, чтобы пересесть в кресло-качалку. Бросаю взгляд на разложенные таблицы, распечатки фрески. Мама миа! (бью себя по лбу!) Да вот же они, знаки планет!!!Просто очевидные! На самом видном месте! Никакого ломания головы! Сейчас напишу. Эх, чернила в ручке закончились! Пойду заправлю ручку, ну и чуть покачаюсь в кресле. Подождете?

Обращаю ваше внимание - поскольку мы отождествили с Весами Иакова Старшего, это означает, что созвездия распределяются не порядку следования ЛИЦ, а по порядку следования сидящих ФИГУР!

C 15 октября по воскресенье 3 декабря 2017 г. на протяжении 8 воскресных дней увидеть шедевр Леонардо Да Винчи «Тайная Вечеря» можно до 22.00.
Продлённый график работы музея позволит увеличить число желающих на 3000 чел. Музей будет открыт до 22.00 (последний запуск в 21.45) :
15 октября
22 октября
29 октября
5 ноября (бесплатный вход в честь инициативы Una Domenica al Museo)
12 ноября
19 ноября
26 ноября
3 декабря (бесплатный вход в честь инициативы Una Domenica al Museo)
Только определённая часть билетов может быть забронирована предварительно по тел 02 92800360, остальная часть билетов будет продаваться к кассах музея с 14.00 в день посещения музея.

«Тайная Вечеря» («Cenacolo Vinciano»)

В самом центре Милана в церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) хранится величайшее произведение мирового искусства Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» («Cenacolo Vinciano» по-итальянски) . Хотелось бы отметить, что данное произведение не картина, а именно фреска , которую талантливый художник нарисовал на стене трапезной монастыря .


Фреска, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо. Роспись была начата Леонардо в 1495 году и завершена в 1498 году ; работа шла с перерывами.
Приблизительные размеры фрески составляют 880 на 460 см., примечательно, что художник выполнил произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Художник нанёс на стену толстый слой яичной темпры, которая стала причиной разрушения фрески уже через 20 лет после своего написания.


Фреска “Тайная Вечеря”:

На этой фреске запечатлена самая страшная история предательства и проявление самой бескорыстной любви. Главные действующие лица- учитель и предавший его ученик. Оба знают о том, что произойдёт и оба не сделают попытки что-либо изменить.
Картину последней трапезы Иисуса с апостолами воссоздавали многие живописцы, но никто, ни до, ни после Леонардо да Винчи не смог передать с такой выразительность драматизм новозаветного повествования. В отличие от других художников, Леонардо не стал рисовать икону, его интересовали нецерковные догматы, а человеческие чувства Спасителя и его учеников . Благодаря приёмам, используемым мастером, наблюдатели словно попадают внутрь фрески . Ни одна другая картина на тему тайной вечери не может сравниться с уникальностью композиции и прорисовкой деталей шедевра Леонардо.


Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица . Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра , указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.


Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.
Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

Апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса - три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Как посетить фреску Тайная Вечеря Леонардо да Винчи в Милане:

Просмотр фрески осуществляется группами до 30 человек . Обязательно надо бронировать билет заранее , причём бронь должна быть сразу же оплачена. Существует множество сайтов, которые продают билеты втридорога, но выгоднее и надёжнее купить на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it .
Билеты можно приобрести онлайн, однако это очень сложно и практически невозможно в пик туристического сезона, так что желательно позаботится о покупке билетов задолго до поездки.
За 20 минут до сеанса в здании слева от церкви нужно обменять листки с бронью на сами билеты. Там же и находится вход на “Тайную вечерю”.

Стоимость билетов:

Взрослый билет стоит 10 евро + 2 евро сбор за бронь.

Бронировать по телефону: +39 02 92800360
Продажда билетов:
С 13 ДЕКАБРЯ продажа билетов на месяц Март
С 12 ЯНВАРЯ продажа билетов на месяц Апрель
С 8 ФЕВРАЛЯ продажа билетов на месяц Май
С 8 МАРТА продажа билетов на месяц Июнь

Время работы церкви Санта-Мария-делле-Грацие:

8.15 -19.00, перерыв с 12.00 до 15.00.
В предпраздничные и праздничные дни церковь работает с 11.30 до 18.30. Выходные: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Как добраться до Санта-Мария-делле-Грацие:

на трамвае 18 в направлении Magenta, остановка Santa Maria delle Grazie
на метро линия M2, остановка Conciliazione или Cadorna