Дом музей горького особняк рябушинского официальный. Музей Горького в особняке С. Рябушинского на Малой Никитской

На пересечении тишайших Малой Никитской и Спиридоновки, в роскошном доме в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится . А до революции хозяином дома был Степан Рябушинский. Поэтому кто-то называет особняк домом Рябушинского, а кто-то музеем Горького. Сотрудники музея рассказывают о жизни писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом самостоятельно посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичом, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов (на фото выше ), а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Так выглядит бывшая главная — парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через «черный ход».

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского - одного из представителей третьего поколения династии. Степа́н Па́влович Рябуши́нский - русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами - прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней - требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием. После октябрьской революции, Степан Рябушинский спешно с женой и двумя детьми (Еленой и Борисом) эмигрировал в Италию; потомки по линии дочери Елены (1902-2000) проживают в Милане, носят фамилию Rijoff (Рыжовы). С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 - Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо некой советской труженицы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей тамошней виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей «недвижимой собственности» . Писатель М. Слонимский вспоминал, как однажды некий льстивый гость поднял тост «За хозяина дома!». Лицо Горького побагровело, и он перебил оратора вопросом: «За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет! «, — после чего встал и вышел из комнаты.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат - растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, - в этом доме кипит особенная жизнь. Трагически сложилась судьба Ф.О. Шехтеля. Архитектор с семьей остался в России, пытался найти своё место в новой стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным квартирам и домам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.




Есть в особняке и свои секреты - тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись - небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и - вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже - подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья - сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной (дома ее звали Тимоша) и внучки Марфа и Дарья.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель Рябушинских и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина - дом на Малой Никитской не очень-то соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что» . А это уютная библиотека с огромным окном, вместительными шкафами, диваном и кожаными креслами. Обратите внимание на великолепный потолок библиотеки (на фото ниже ).

Самая большая комната (на фото ниже ) служила столовой, гостиной. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства; велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название «социалистического реализма». Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб. Были литературные обеды, ужины, да и просто по любому вопросу приходили туда. В мемуарах К.И. Чуковского (первый том), например, можно про это прочесть.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями: творческая деятельность Горького в эти годы была огромна. Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя там, где он жил — в Сорренто в Италии, Теселли в Крыму, на подмосковной даче в Горках. «Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой», — вспоминал С.Я. Маршак. Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького - за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина. Вдоль стен - шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция - Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки).

Спальня (на фото ниже ). Здесь только необходимое. Антикварный спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича. По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: «Народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Песни» Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».

На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.

В маленьком деревянном доме послепожарной постройки 20-х годов XIX века, когда-то располагался знаменитый на всю Москву частный «Музей личного вкуса», а сегодня – научно-экспозиционный отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Деревянный дом с мезонином на каменном цоколе был построен в 1822 году для коллежской ассесорши Елизаветы Сонцевой. Особняк не раз менял своих хозяев: в разное время им владели архитектор Александр Мартынов, основатель знаменитой богадельни Иван Барыков. В конце позапрошлого века дом с мезонином принадлежал представителям большой купеческой фамилии братьям Дмитрию Петровичу и Петру Петровичу Боткиным. Музейную историю особняка можно вести с 1889 года, когда дочь миллионера-чаеторговца Надежда Петровна Боткина выходит замуж за художника-пейзажиста, друга Павла Михайловича Третьякова, коллекционера Илью Семеновича Остроухова. В качестве приданного Петр Петрович Боткин передает зятю дом в Трубниковском переулке, который тот в свою очередь превращает в знаменитый домашний музей. В собрании Остроухова – картины Левитана и Серова, Врубеля и Репина, Матисса и Дега, Ренуара и Мане. Отдельного упоминания заслуживает огромная коллекция русских икон. «Музей личного вкуса» – так Илья Семенович сам называет своей собрание.

После революции, в 1818 году, «Музей личного вкуса» национализировали, а бывшего владельца коллекции назначили ее пожизненным хранителем. На протяжении 11 лет, вплоть до смерти Ильи Семеновича, особняк носил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова», став отделом Государственной Третьяковской галереи. Не прошло и месяца после похорон Ильи Семеновича, как «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова» был ликвидирован, а коллекция поделена между крупными галереями.

В 1979 году особняк в Трубниковском переулке было решено передать Государственному музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Реставраторы постарались восстановить здание в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века. Во время ремонта были сохранены планировка и элементы декора. 1984 года по 1992 здесь располагалась экспозиция, посвященная истории отечественной литературы XX века. А в 2014 году музей получил очередное название – научно-экспозиционный отдел «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». Здесь проходят крупные, в том числе международные, историко-литературные выставочные проекты. Проводятся творческие вечера современных писателей, музыкальные концерты, занятия для детей, лекции и дискуссии, а также научные конференции, посвященные истории литературы и современному литературному процессу. А на первом этаже особняка расположен музейный книжный магазин «Остроухов» с прекрасным выбором литература гуманитарной направленности.


Городской особняк по улице Малая Никитская, 6 был построен в стиле раннего модерна по проекту архитектора Федора Осиповича в период с 1900 по 1903 годы. В качестве помощника был привлечен архитектор Иван . Заказчиком стал известный предприниматель Степан Павлович Рябушинский.

Зодчий сумел соединить в формах и декоре здания элементы мавританского стиля и английской готики. Фасад декорирован глазурованными кирпичами светлых оттенков. Верхняя центральная часть оформлена мозаичным фризом, на котором изображены ирисы.

Фото 1. Так сегодня выглядит главный фасад особняка Рябушинского в Москве

Высотность здания всего два этажа, но разноуровневые оконные проемы, причем, различные по форме, создают визуальный эффект многоэтажности постройки.

Решетки на окнах выполнены в стиле ар-нуво, представляя собой замысловатые по форме волнообразные узоры. Таким же образом оформлена и низкая ограда со стороны Малой Никитской.

Внутренние помещения также были оформлены в стиле модерн. К работам привлекался известный художник Михаил Александрович Врубель.



Федор Осипович Шехтель создал в интерьере холла на Малой Никитской улице, 6 иллюзию на тему подводного мира. Это подчеркивает «тающая» парадная лестница, выполненная в форме морской волны из белого мрамора. Люстра под потолком напоминает формы медузы, а внутренние стены выкрашены в бирюзово-зеленоватый цвет. Не остались без внимания и дверные ручки, отлитые по подобию морских коньков.

Еще несколько слов о мраморной лестнице. Она была изготовлена в московской мастерской Михаила Дмитриевича Кутырина. Материалом послужил вазелемский мрамор, привезенный из Эстонии.



Впечатляют своей красотой и девять витражей, которые помимо декоративных функций, решают и некие архитектурные задачи. Так, самый большой по размерам пейзажный витраж с прописанными на нем соснами и уходящими в глубину полями, был призван создать в небольшом внутреннем пространстве иллюзию окна, что позволило визуально расширить ограниченный объем.

Рисунки для всех витражей выполнил лично архитектор Шехтель, а исполнил художник Виноградов.

Стоит отметить, что морские, а также растительные мотивы присутствуют и в оформлении других комнат особняка Рябушинского.



Так как семья Рябушинских относилась к старообрядцам, архитектор Шехтель специально вписал в объем мансарды тайную молельню, которая расположена с северо-западной стороны дома. Купольная часть и стены комнаты стилизованы в духе древней церквушки. Догадаться о ее наличии, вглядываясь в особняк снаружи, невозможно.

Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца.



Хозяин дома на Малой Никитской, 6, Степан Павлович Рябушинский, оставил значительный след в русской культуре. Он был одним из первых людей в России, кто начал заниматься реставрацией древнерусских икон и их научной расчисткой. В этом доме им была оборудована реставрационная мастерская, а со временем строились планы, согласно публикациями в журнале «Русская икона» за 1914 год, о создании здесь же музея иконы.

Музей Максима Горького появился в Москве в 60-х годах. Это особняк, в котором находится кабинет литератора, абсолютно идентичный двум точно таким же в Санкт-Петербурге и в Крыму. Идея иметь одинаковые кабинеты принадлежит самому писателю – ему хотелось работать в знакомой, родной обстановке, где бы он ни находился. Власти охотно пошли навстречу и организовали все, как мечталось литературному гению. Сам же музей – уникален по хранящимся там экспонатам и по архитектуре здания.

Здание музея Максима Горького является ярчайшим представителем стиля модерн. Строил его знаменитый архитектор Шехтель, особняк был рассчитан на проживание в нем состоятельных людей. Фасад выложен глазурованным кирпичом, стены расписаны цветами. Парадная лестница прозвана «тающей» – она выполнена в виде каменной волны, на самом гребне которой закреплен изумительный по красоте светильник. Потолок в помещении украшен люстрой, декорированной под медузу, а дверные ручки – под морских коньков. В доме много элементов декора, связанных с океаном. Так задумывал не литератор, а архитектор, строивший дом.

Главное, что привнес в особняк автор – это молельня и библиотека. Молельня организована по старообрядческому стилю, стены украшены росписью. Библиотеке Максима Горького больше всего подходит эпитет «шикарная». В ней стоят огромные шкафы для книг, диваны и кресла обтянуты кожей. В музее находится много дорогих для литератора вещей. В библиотеке ­– любимые книги писателя, на стене полотно на религиозную тему – Божья Матерь с Иисусом.

Горький имел пристрастие коллекционировать такие вещи как старинное оружие, монеты, картины, все это представлено в экспозиции. В музее хранятся документы, портреты, дружеские карикатуры и единственный в мире билет союза писателей по №1. В библиотеке самим Максимом Горьким собрано более 12 тысяч томов книг и интересные произведения декоративно-прикладного восточного искусства. Многие книги были подарены литератору другими писателями, поэтому здесь можно увидеть личные автографы почти всех знаменитых людей того времени. Снабжены подписями и пожеланиями фотографии Горького с такими выдающимися деятелями культуры, как Ф. Шаляпин или Р. Роллан. Постоянной заинтересованностью у экскурсантов пользуется записка писателя, которую он написал перед самой смертью.

Посетить музей Максима Горького в Москве можно бесплатно. Есть возможность заказать экскурсию с гидом, который расскажет о жизни писателя или о замечательной архитектуре здания Шехтеля. Возле дома-музея расположен двор с удобной скамейкой, на которой можно почитать книгу или обдумать все увиденное и услышанное.

  • Максим Горький – основоположник социалистического реализма в литературе, автор романов «Мать», «Жизнь Клима Самгина», пьесы «На дне», «Враги» и др.
  • Дом-музей М. Горького – уникальный памятник архитектуры , построенный выдающимся архитектор Федором Шехтелем для промышленника Рябушинского в 1903 г.
  • Абсолютно всё в особняке , вплоть до последней дверной ручки, создано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля.
  • В 1932 г. по решению Сталина в этот дом въехал Максим Горький, приспособив особняк под свои требования.
  • После смерти Горького обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при его жизни, и в 1965 г. открыли музей.
  • Вся информация в музее представлена только на русском языке.

До революции дом принадлежал семье промышленников Рябушинских. Они приобрели участок земли на изломе улицы в конце XIX в. и пригласили для строительства своего особняка самого известного архитектора — Федора Шехтеля. В то время на пике популярности находился стиль модерн. В разных странах Европы его называют также «сецессион», или «ар нуво». Построенный в 1900 ‒ 1903 гг. Шехтелем особняк стал классикой московского модерна и прославил самого зодчего.

Владелец здания Степан Рябушинский был одним из богатейших людей Москвы. Он руководил работой «Банкирского дома братьев Рябушинских», а в 1916 г., за год до социалистической революции, основал автомобильный завод, который был национализирован и позже стал одним из крупнейших предприятий СССР, под названием «Завод имени Лихачева».

Особняк Рябушинского построен с применением железобетона – новаторское решение для того времени. Он выполнен в едином стиле: все, вплоть до последней дверной ручки, сделано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля. Для этого особняка характерны обилие изысканной лепнины, уникальные изразцовые панно на фасадах, изящные и стильные архитектурные формы. По рисункам Шехтеля в особняке было создано девять витражей.

Особенно хороши окна дома: каждое из них оригинально по форме и оконному переплету, так что, глядя на улицу, видно не просто оконную раму, а своего рода картину, обрамленную красивым багетом. Окна, помещенные на разных уровнях, создают иллюзию многоэтажного дома, хотя в здании всего два этажа.

Достоинства особняка не ограничиваются декоративными решениями. В этом здании впервые в Москве была установлена система кондиционирования, а под лестницей размещался воздуховод, который отапливал дом; создана система точечного освещения: лампочки были вмонтированы прямо в потолок, и вечером здание смотрелось просто сказочно.

Особое внимание привлекает ограда со стороны улицы. Она была создана позже основного здания, но очень гармонично вписалась в ансамбль. Ее стальные кованые спирали стали символом усадьбы Рябушинских.

Рябушинский был ревностным верующим-старообрядцем. В то время старообрядцы подвергались гонениям, и ему пришлось оборудовать тайную молельню в мансарде своего особняка. Чтобы подняться туда, нужно пройти три марша высокой лестницы. Красивейшая часовня выполнена в стиле раннехристианских храмов. В ее росписях просматривается удивительная смесь «ар-нуво» и старообрядческих традиций, а свод вечером светится лучами отраженного света. Над головой размещены изображения символов евангелистов и надпись на греческом языке: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».

Музей Максима Горького

В 1917 г. здание было реквизировано советской властью. Некоторое время здесь работал отдел Наркомата (Министерства) просвещения, позже – Наркомата по иностранным делам, и был устроен даже детский сад. Здание постепенно приходило в упадок. В 1932 г. по решению в этот дом въехал Алексей Пешков, который известен во всем мире как писатель Максим Горький (1868 ‒ 1936).

Особняк Рябушинского был приспособлен под требования писателя: был разобран один из мраморных каминов, установлены многочисленные шкафы с книгами, оборудованы спальня и рабочий кабинет. В особняке часто бывали делегаты писательских съездов, иностранные гости. Именно здесь Горький принимал французского писателя Ромена Роллана и до последних дней работал над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» ‒ итоговым произведением своей жизни, рассказывающем о русской революции и роли интеллигенции в ней. Также в этом особняке в 30-е гг. бывал Иосиф Сталин и его приближенные. Смерть, как, впрочем, и жизнь Горького, окутаны загадками. Существует гипотеза, что писателя и его сына отравили, но она так и не была доказана.

После его смерти обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при жизни писателя, и в 1965 г. открыли музей Горького. В его создании участвовали вдова сына Горького Надежда Пешкова, проживавшая в доме, и Екатерина Пешкова, вдова писателя.

В музее существует необычная традиция – каждый посетитель отмечается в специальной памятной книге, которую бережно хранят многие годы. В ней – имена абсолютно всех, кто бывал здесь. Посетители могут осмотреть кабинет секретаря, заставленный шкафами с книгами и советскими журналами, библиотеку, обширную столовую, где особо отмечено место писателя, рабочий кабинет Горького. В последнем особенно много личных вещей писателя, представлены его уникальные коллекции с видами горячо любимой Италии, его коллекция японских скульптур – нецке. На столе в кабинете стоит чернильница, лежат отточенные карандаши. Кажется, что писатель просто ненадолго вышел и скоро вновь приступит к работе. Так же, как при жизни Горького, в прихожей дома стоят его трость и сапоги, висит пальто.

В спальне писателя сохранены дорогие его сердцу сувениры и портрет скончавшегося еще при жизни отца сына Максима. Комнаты сына находились на втором этаже особняка, где он жил вместе с супругой Надеждой и дочерьми Дарьей и Марфой. Чтобы увидеть эти помещения, нужно подняться по знаменитой лестнице на второй этаж. Сейчас в двух просторных комнатах представлены портреты и шаржи Горького, подарки писателю от советских трудящихся и памятная доска из , где Горький и скончался.

2016-2019 moscovery.com