Кто дает первую характеристику кабанихи. Характеристика и образ кабановой кабанихи в пьесе островского гроза сочинение

Slide 1

Slide 2

В 1845 году Островский работал в
Московском коммерческом суде
канцелярским чиновником.
Перед ним раскрывался целый мир
драматических конфликтов. Так
воспитывался талант будущего мастера
речевой характеристики персонажей в своих
пьесах.
Островский в драме "Гроза" очень четко
показывает всю глобальную разницу между
старыми патриархальными взглядами и
новыми. Ясно видны все важнейшие черты
характеров героев, их реакции на
развивающиеся события. Рассмотрим
речевую характеристику Кабанихи.

Slide 3

Кабаниха – человек старой
морали. Она везде блюдет
правила «домостроя». Во всем
новом ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она
осуждает молодежь за то, что
у нее нет «должного
почтения». Кабанова страшна
не верностью старине, а
самодурством «под видом
благочестия».

Кабанова.

«Смешно смотреть-то на них…
ничего-то не знают, никакого
порядка. Проститься-то путем
не умеют… Что будет, как
старики перемрут, как будет
свет стоять, уж и не знаю.»

Slide 4

Кабаниха заставляет всех домашних
плясать под свою дудку. Она заставляет
Тихона по-старинному прощаться со
своей женой, вызывая смех и чувство
сожаления у окружающих. Вся семья
живет в страхе перед ней. Тихон,
совершенно подавленный властной
матерью, живет одним только желанием
– вырваться куда-нибудь и погулять.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли
ни на шаг.»
«Он как выедет, так запьет. Он теперь
слушает, а сам думает, как бы ему
вырваться-то поскорей.»

Slide 5

Кулигин называет ее “ханжой” и
говорит, что она “нищих
оделяет, а домашних заела
совсем”. Это характеризует
купчиху с плохой стороны.
Кабаниха же в своей речи
пытается прикинуться доброй и
ласковой, хотя иногда именно
речь обнаруживает
отрицательные черты ее
характера, например страсть к
деньгам.

Катерина.

«Полно, полно, не божись! Грех!
Я уж давно вижу, что тебе жена
милее матери. С тех пор как
женился, я уж вижу от тебя
любви не вижу.»

Slide 6

Сестра Тихона, Варвара,
также испытывает на себе
все тяготы семейной
обстановки. Однако, в
отличие от Тихона, она
обладает более твердым
характером, и у не хватает
дерзости, пусть тайно, не
подчиняться матери.
«Нашла место наставления
читать.»

«И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно
стало.»

Slide 7

Кабаниха очень набожна и
религиозна. Зато перед
нами приоткрывается
страшная и деспотичная
сущность Кабанихи. Она
сумела подчинить себе
всех, держит все под
контролем, она даже
пытается управлять
взаимоотношениями
людей, что и приводит
Катерину к гибели.
Кабаниха хитра и умна, в
отличие от Дикого, и это
делает ее более
страшной.

Slide 8

У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте
отношений патриархального быта, но и уверенности в их
нерушимости тоже нет. Напротив, она чувствует себя
чуть ли не последней блюстительницей этого
«правильного» миропорядка, и ожидание, что с ее
смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре.

В 1856 году А. Н. Островский путешествует по Волге. Впечатления от поездки находят отражение в его творчестве, «Гроза» тоже написана по мотивам этой поездки. Это история о купеческой жене, воспитанной в строгости и нравственности, полюбившей молодого человека. Изменив мужу, она не в силах скрывать это. Публично покаявшись в измене, она бросается в Волгу.

Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой

Пьеса построена на сопоставлении двух сильных противоположных образов: Екатерины и Марфы Игнатьевны Кабановой. На самом деле, у них много общего: главенство патриархального мира, свойственный обеим максимализм, сильные характеры. Несмотря на свою религиозность они не идут на компромисс и не склонны к милосердию. На этом их сходства заканчиваются. Они находятся на разных полюсах патриархального мира. Кабаниха - земная женщина, ее волнует соблюдение порядка до мелочей. Человеческие отношения ее не интересуют. Патриархальный уклад жизни для Катерины заключен в мечтательности, одухотворенности.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» - один из центральных . Она - вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.

Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство . Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою». Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения. Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость. В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки. Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы - сцена проводов сына Тихона . Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему - выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине - невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине , считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом . Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь. Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди. Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях - они научатся быть добрыми. Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого. Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле. В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем. Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов . По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова - неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой - свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить потому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву), что ее уважает Дикой. Но дела Кабанихи мало интересуют драматурга: в пьесе ей отведена другая роль. Если в Диком показана грубая сила самодурства, то Кабаниха – это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. С иезуитской изощренностью она выматывает из них душу, оскорбляет их человеческое достоинство ни на чем не основанными подозрениями. Она умело использует различные приемы.для утверждения своей воли.

Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность. Слова: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» – постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. Неизвестно, верит ли Кабаниха в нелепые сказки Феклуши и приметы горожан, сама она ничего подобного не говорит. Но она решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Высказывания Кулигина против предрассудков и суеверий она осуждает, а суеверные пророчества горожан, что «эта гроза даром не пройдет», поддерживает и назидательно говорит сыну: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». И в религии, и в старинных обычаях она видит главную цель: запушить человека, держать его в вечном страхе. Она понимает, что только страх может удержать людей в подчинении, продлить пошатнувшееся господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене бояться его, Кабанова в ужасе восклицает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. Как верный страж этого порядка, она поучает своих домашних на виду у толпы горожан. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

В сыне Кабанихи, Тихоне, мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители «темного царства». Они были бы совершенно спокойны, если б могли сделать всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям «маменьки» Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – уверяет он мать.

А ведь Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Но все человеческое подавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли. Однако трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!», то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное, гневное обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви и преданности – все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины -к Борису. Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он образован и кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, .и это.вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство. Но Катерина горько обманулась в Борисе. Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется.


Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины.

Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального порядка. От окружающих она требует обязательного выполнения обряда и чина. Чувства людей и эмоциональная сторона вопроса не вызывают у Кабанихи никакого интереса.

Кабаниха недовольна своей семьей, особенно сыном и невесткой.

Она постоянно пилит их, вмешивается в их дела, высказывает резкие замечания. Ей кажется, что сын в последнее время к ней охладел, а невестка и вовсе не внушает доверия своим поведением. Кабаниха уверена, что правильный семейный уклад основывается на страхе младшего поколения перед старшим, жены перед мужем. Она считает, что страх и приказ – это главные элементы семейной жизни, поэтому тираном себя не ощущает, ведь родители должны быть строги к детям, чтобы научить их добру. Однако Кабаниха чувствует, что хранителей старого уклада жизни становится все меньше, патриархальный строй постепенно разрушается, грядут новые изменения в жизни.

Для Кабанихи это является трагедией. Она вовсе не самодурка и даже осуждает кума своего Дикого за его вспыльчивость. Такое своевольное поведение и бесконечные жалобы на домашних Кабаниха считает проявлением слабости характера. Она сама никогда не жалуется другим на свою семью. Кабаниха преданно чтит традиции предков, не размышляя о том, плохие они или хорошие. Она убеждена, что жить нужно так, как завещали отцы, это поможет сохранить мир и порядок на земле. В конце пьесы Кабаниха переживает личную трагедию: невестка публично сознается в своем грехе, сын прилюдно восстает против матери, а дочка убегает из дома. Мир Кабанихи рушится, и она гибнет вместе с ним.

Интересно то, что в пьесе четко прослеживается контрастное сопоставление Кабанихи и главной героини Катерины. Они обладают схожими чертами: обе принадлежат к патриархальному миру с его представлениями и жизненными ценностями, обе имеют необычайную силу в характере и являются максималистками. Героини не допускают возможности компромисса, в прощение и милосердие не верят, хотя обе религиозны. На этом их сходства исчерпываются, подчеркивая контрастность героинь и создавая возможность их сравнения. Катерина и Кабаниха – это два противоположных полюса патриархального мира. Кабаниха прикована к земле, она следит за выполнением порядка и соблюдением уклада во всех его мелочных проявлениях. Внутренняя суть человеческих отношений ее мало волнует. Катерина, наоборот, воплощает собой поэзию, мечтательность, одухотворенность, порыв и дух патриархального уклада жизни в его идеальном проявлении.

В пьесе Кабаниха характеризуется не только при помощи собственных высказываний и поступков, но и благодаря обсуждениям ее другими персонажами. Впервые о Кабанихе читатель узнает от нищей странницы Феклуши, которая благодарит купчиху за ее щедрость. Тут же звучит реплика Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела. И только после этих ознакомительных характеристик появляется сама Кабаниха в окружении своей семьи. Читатель убеждается в том, что слова Кулигина имеют под собой правдивую основу. Купчиха пилит своих родных и придирается к ним по пустякам. Не смотря на кротость и искренность невестки, она выказывает ревностное недоброжелательство к ней, сына упрекает в равнодушии по отношению к матери. В то же время, Кабаниха, уверенная в своей правоте, чувствует, что патриархальный мир рушится. Ее апокалипсические ожидания выявляются во время диалога с Феклушей, Сначала Кабаниха еще бодрится и убеждает странницу, что в Калинове пока тишина и порядок. Но в конце разговора, наслушавшись будоражащих рассказов Феклуши, она уже не уверена, что этот порядок долго продержится.

Кабаниха – женщина властная и жестокая, полностью уверенная в своей правоте. Она считает, что поддержание старинного порядка и уклада жизни является гарантией защиты дома от внешнего хаоса. Поэтому управляет она своим хозяйством жестко и твердо, отказавшись от лишних эмоций, не ведая милости и обходясь без прощения. Любой намек на неподчинение со стороны своих домашних она стремится искоренить полностью, а за каждый проступок наказывает сурово и хладнокровно. Унижая и оскорбляя близких, она при этом благочестиво и уважительно относится к посторонним.

Образ Кабанихи монументален, он является живым воплощением «жестоких нравов». Героиня раскрывается в произведении как честная и страшная в строгой своей последовательности хранительница безблагодатного «закона», христианской любовью не просветленного. Она не вызывает жалости, но и осуждать ее сложно. Причиняя боль и страдания близким людям, она искренне уверена, что ее поведение абсолютно правильно и по-другому жить нельзя.

Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофъич, поискать еще!
А. Н. Островский
Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия - безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах.
Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят».
Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом - в Волгу. Дикой же просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «...мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и подавляет всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет».
Кабаниха и Дикой - «столпы общества», духовные наставники в городе Кали-нове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются.
Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знает истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них он видит основу своей безграничной власти над людьми. Причем для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитывает горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недоплаченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетилен в выборе средств.
Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает перед ними неограниченную возможность произвола и самодурства. «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон и логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города Калинова, а следовательно, и любого другого города царской России.
В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину затхлой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатление складывается у читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось в психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожалению, и поныне.