Дата добавления: 24 Декабря 2012 в 21:36
Автор работы: n****************@mail.ru
Тип работы: сочинение

Скачать в ZIP архиве (14.17 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.docx

- 16.51 Кб

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно- демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

Читатель знакомится с Базаровым в начале романа. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями», именно таким мы впервые видим Евгения. На протяжении всего романа рядом с ним находится Аркадий Кирсанов, они вместе учатся в медицинском институте, их связывают годы дружбы. Однако можно ли назвать отношения персонажей дружбой?

Изначально Кирсанов и Базаров кажутся единомышленниками. Аркадий попадает под влияние Базарова, он боготворит своего друга, восхищается его прогрессивными взглядами и независимостью. Такие люди, как Е.В. Базаров нуждаются в учениках и поклонниках. Но чем дальше мы углубляемся в роман, тем больше понимаем, что отношения героев неоднозначны, мало похожи на дружбу.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так. Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он - за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. Аркадий же по своим взглядам относится к «отцам», хотя и увлечен взглядами своего «учителя». Примкнуть к нигилистам его заставляют “молодая смелость да молодой задор”, однако часто он забывает о своем нигилизме и выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело пытается убедить Базарова, что Павел Петрович лучше, чем он кажется, а Николай Петрович – «золотой» человек. Аркадий не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко впоследствии от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья - деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это - “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.

Образ Базарова абсолютно не вписывается в полную праздности жизнь Кирсановых. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать, встает чуть свет, проводит эксперименты и т.д.. Жизнь друзей в имении описана одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Для Базарова “Рафаэль гроша медного не стоит...”. Он полагает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать - “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это - крайность базаровского нигилизма. Очень многие люди вызывают у Базарова негативные эмоции, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи.

По-разному друзья относятся и к любви. Базаров здесь скептик. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Однако, знакомство с Одинцовой заставляет его поменять свои взгляды. Идеал Аркадия, напротив, в семье, уюте и покое, его женитьба на Кате лишнее тому подтверждение.

Нигилизм Базарова приводит его к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он очень требователен к себе, проявляет сухость даже по отношению к самым близким людям – родителям. Но это вовсе не значит, что он их не любит.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом - конфликт романа, выраженный приемом контраста.
Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

В конце концов, Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Он спокойно принимает свою приближающуюся кончину, не боится собственной смерти. К Аркадию же его убеждения не прижились, он осознает, что они не для него, со временем он приобретает свое мнение и перестает слепо идти на поводу. Так, Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем». Взаимоотношения Аркадия и Евгения нельзя, на мой взгляд, назвать дружбой. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому, не притянутся и слишком явные противоположности. Тургенев постепенно раскрывает нам разницу мировоззрений, постепенно приятели расходятся во взглядах на основополагающие вещи, «ученик» уходит от своего «учителя».

«Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев).


Краткое описание

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
Читатель знакомится с Базаровым в начале романа. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями», именно таким мы впервые видим Евгения. На протяжении всего романа рядом с ним находится Аркадий Кирсанов, они вместе учатся в медицинском институте, их связывают годы дружбы. Однако можно ли назвать отношения персонажей дружбой?


БАЗАРОВ И
АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРОЕВ


(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)


Как
противоположные люди в романе И.С.
Тургенева “Отцы и дети” показаны два друга
- Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.
Базаров - сын уездного лекаря. Он отрицает
не только

поэзию,
но и музыку, искусство, живопись, любовь к
природе. Он насмехается над Рафаэлем. В
отличие от Базарова, Аркадий
представляется нам романтиком, который
хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив
и радостен, как и он сам: музыка, поэзия,
живопись присутствуют в его жизни. Тургенев
подчеркивает желание Аркадия казаться
взрослым и иметь собственный взгляд на
окружающий его мир. Этот молодой человек
изо всех сил старается быть похожим во всем
на Евгения Базарова и заслужить его
уважение. Находясь под влиянием друга,
Аркадий лишь увлечен идеей отрицания. Он
зависит от Базарова, но далеко не во всем
похож на него. А вот Базаров никогда не ищет
ни уважения, ни внимания. Он свободный
человек, не зависящий ни от кого. Базаров
считает, что
каждый
человек должен сам себя воспитать. Автор
все время напоминает нам, что Евгений
Базаров не чудовище, а всего лишь
несчастный, одинокий человек, с острым умом.

Аркадий
искренний, бескорыстный, любящий человек.
Базаров отрицает романтизм, но все же
является романтиком, как и Аркадий. И в
порыве откровения признается Аркадию в
любви к окружающим. Проследим как
раскрываются характеры героев в похожих
ситуациях. Сильно и страстно любит Базаров
Одинцову, скрывая свое чувство до
предсмертного объяснения с


ней.
Аркадий же повторил судьбу своего отца:
брак, семья, покой - много ли еще ему надо?
Тихое счастье не нужно Базарову, рядом с ним
должен быть сильный и умный друг, которого,
к сожалению, не нашел в Анне Сергеевне.

Аркадий
живет по принципам, которые Базаров
пытается, уничтожить. Базаров - врач по
образованию и предпочтение отдает только
естественным наукам потому, что они дают
точные знания, ему чужда красота природы,
мир искусства, он отрицает принципы
аристократов. И Тургенев солидарен с героем.
Базаров считает, что “природа - не храм, а
мастерская, и человек в ней работник”. С
этой мыслью Аркадий готов был согласиться,
но, развивая эту мысль, он не пришел к тем же
результатам, что и Базаров. Аркадий
утверждал, что работнику надо отдыхать, и он
не

может
ограничиться одним сном после
утомительного труда. В этом вопросе их
мнения так и не сошлись.

На
протяжении романа Базаров стремится понять
мужиков. Он воспринимается ими вроде шута, и
крестьяне ждут от него не рассуждений об их
делах, а медицинской помощи. Насчет Аркадия
можно сказать, что он никогда не лезет в
чужие дела и не выставляет себя напоказ.
Прощаясь с Аркадием, Базаров дает личную


оценку
приятелю: “Для нашей горькой, терпкой
бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни
дерзости, ни злости, а есть молодая смелость
да молодой задор, для нашего дела это не
годится”.

В
отношениях Базарова с Аркадием Кирсановым
нет настоящего взаимопонимания. Это не
единомышленники, а лишь временные
попутчики.

Задачи и тесты по теме "БАЗАРОВ И АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ"

  • Степени сравнения имён прилагательных - Имя прилагательное 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное 6 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Расположение в алфавитном порядке нескольких слов, начинающихся на одну и ту же букву - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

Роман Ивана Сергеевича Тургенева уже в своем названии отразил основной конфликт произведения. В среду «хороших представителей дворянства» подобно резкому порыву свежего ветра врывается «новый человек» – сын лекаря, демократ, нигилист Базаров. Он – воплощение отрицания привычной жизни дворянского поместья, ее пустоты. Противоречия между консерваторами и демократами – на первом плане романа. Однако особо интересным представляется анализ конфликта между персонажами, которые формально принадлежат к одному лагерю, являются, на первый взгляд, союзниками. Практически в самом начале произведения читатель встречается с Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым. Передовой студент, демократ приезжает погостить в усадьбе своего товарища. Аркадий искренне благодарен за это, он говорит отцу: «Он так любезен, что согласился погостить у нас!»

Можно сказать, что Базаров снисходит до дружбы с молодым Кирсановым. Аркадий увлечен идеями Базарова, он один из лучших его «учеников». Человек умный, проницательный. Евгений Васильевич Базаров достаточно быстро понял, что сделать Аркадия «своим», окончательно изменить его взгляды невозможно. Образ Аркадия Кирсанова, таким образом, занимает в романе совершенно особое место. С одной стороны, он примыкает к лагерю «детей», иначе говоря – революционеров, а с другой -неотъемлемая часть лагеря «отцов». Это подчеркивает и сам автор: «Вглядитесь в лица Николая Петровича. Павла Петровича. Аркадия. Слабость, вялость или ограниченность».
Одним из основных приемов создания образов (в этом произведении Тургенева является контраст. Так, Аркадий отличается и по некоторым чертам характера. и по некоторым взглядам от своего отца и деда. Он стремится к новому, его увлечение естественными науками, вероятно, не только лань моде. Аркадий стремится подражать Базарову во всем, прислушивается к его советам. Молодой Кирсанов отнюдь не лишен положительных качеств. Он неглуп, любознателен. Однако на основное различие между этими персонажами, тоже созданными на основе контраста, указывал автор романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Базаров не желает быть рабом принципов, которые придумали другие, слепо следовать традициям, он отрицает принципы, «принятые на веру». Он человек прямой, часто даже резкий. Говоря о своих убеждениях, Евгений ничуть не склонен их смягчать, приглаживать. Казалось бы. многие взгляды Базарова разделяет и Аркадий. Но увлечение этого «барина» нигилизмом носит весьма поверхностный характер. Кроме того, некоторые высказывания Евгения неприятно задевают Кирсанова. Таковы, например, слова Базарова о женщинах, об искусстве.
Для тою чтобы показать общие черты Аркадия и Базарова и то, что отличает этих героев друг от друга, И. С. Тургенев, можно сказать, проводит их через одни и те же испытания. Черты характеров персонажей особенно ярко проявляются в тех ситуациях, когда им необходимо сделать выбор. Когда приятели приехали в имение Кирсанова. Аркадий понял, что Евгений Базаров сразу не понравился его дяде. Но в этот раз он принял сторону того, кто считал не только своим другом, но и учителем. Базаров же ничуть не смутился, он даже намеренно подчеркивал резкость собственных манер и суждений.
По ходу романа обоих героев автор подвергает искушению, он предлагает им выбрать «дворянское счастье». Оно воплощено в образах Катерины и Анны
Одинцовых. Аркадий, который сначала был увлечен незаурядной натурой Анны Сергеевны, в этот раз прислушивается к совету Евгения обратить внимание на младшую сестру. В милой Катерине Одинцовой Аркадий находит непосредственность, искренность, открытость. которые близки его натуре. Он даже музицирует, хотя и смущается, когда за этим занятием застает ого Базаров. Пожалуй, именно в имении Одинцовой Аркадий осознает, что суровая жизнь, к которой призывает Базаров, вовсе не является для него, Кирсанова, идеалом. В Катеньке он находит свою судьбу и вполне счастлив. Кстати, его «нигилистические» познания пригодились в жизни. Аркадий сумел гораздо лучше своего отца повести хозяйство. Базаров же окончательно понял, что Аркадий – союзник лишь временный, а значит необходимо с ним расстаться. Прощаясь с ним, Евгений говорит: «…мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой
задор: для нашего дола это не годится». Именно в этой беседе Базаров произносит слова, которые можно назвать историческими, дает необычайно точную характеристику и Аркадию, и людям, подобным ему: «Ты славный малый, но ты все-таки мяконький,
либеральный барич…» Евгений понимает, что суровая. полная лишений жизнь, к которой он готовит себя, совершенно не подходит Кирсанову. В душе Базарова борются различные чувства: «сожаление, боязнь рассиропиться». Автор сумел психологически верно передать это состояние в речи героя. Евгений по-дружески произносит: «Прощай, брат!», а после, словно спохватившись, иронически добавляет:
«Прощайте, синьор!».
В романе «Отцы и дети» именно Евгений Васильевич Базаров – наиболее сложный и противоречивый персонаж. Он одинок его попытки обрести дружбу, любовь практически бесплодны. Тургенев считал, что Базаров – «лицо трагическое». И это утверждение справедливо. Трагизм Евгения Базарова не только в том, что его время еще не пришло, не только а том, что он не может обрести счастье, но и в том. что он сознательно отказывается от этого счастья. Кажется что Евгений боится свободно проявить свои чувства, старается показаться более резким. даже грубым, более рациональным, чем он есть в действительности. Возможно, в этом проявляется тот же страх «рассиропиться». Лишь перед смертью в нем раскрываются качества, о которых ранее читатель мог только догадываться: скрытая под внешней суровостью, равнодушием нежность к родителям, поэтичность любви к Анне Сергеевне Одинцовой. Героя переполняет жажда жизни и труда на благо страны, но он понимает, что ничего уже не успеть; остается лишь достойно и мужественно встретить смерть. И Базаров позволяет, наконец, прорваться истинным чувствам, впервые говорит о себе до конца откровенно; «тоже думал: обломаю дел много, не умру куда! задача есть, ведь я гигант». Лишь теперь он не стесняется открыто проявить заботу о родителях. Поручая их судьбу Одинцовой, Евгений произносит: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Евгений Базаров умирает «накануне», он не совершает, казалось бы, ничего значительного, однако сила и обаянию этого персонажа настолько сильны, что буквально приковывают внимание читателя. И. С. Тургеневу удалось о романе показать не только основной социально-политический конфликт эпохи, но и создать яркие образы героев, которые и обеспечили столь долгую жизнь этого произведения.

В 1862 году Тургенев описывает роман "Отцы и дети". В тот самый срок намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым пребывает его приятель Аркадий. Они совместно учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он от всего сердца разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляют "молодая смелость да молодой задор". Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко потом от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья - дело на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он "мяконький либеральный барич". В "молодом задоре" либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это - "пустяки". Либералы не "дерутся", а "воображают себя молодцами; революционеры же биться хотят". Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий "невольно любуется собою", ему приятно "самого себя бранить". Базарову это скучно, ему "других ломать надо". Аркадию только хотелось глядеться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он вечно оставался "либеральным баричем".

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И в этом месте, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен одной фразой: "Аркадий сибаритствовал, Базаров работал".

Природу Базаров считает не храмом, но мастерской, а человека в ней - работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа - объект любования, созерцания. Базаров же возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства человека в нее.

По-разному относятся друзья и к любви. Базаров тут скептик. Он говорит, что с женщиной только глупец может чувствовать себя свободно. Впрочем, знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Но Одинцова - барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. И она не дает разгореться зарождающемуся в ней чувству к Базарову.

Идеал же Аркадия - как раз в семье, в имении, в чем он ещё больше убеждается после знакомства с Катей.

Базаров близок к крепостным людям. Он для них "свой брат, не барин". Это подтверждает и его речь, в которой много народных пословиц и поговорок. Аркадий же для своих крестьян вечно остается барином, хозяином.

Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что "каждый человек сам себя воспитать должен". Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда - сухость Базарова более того по отношению к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: "Люблю, Аркадий!"

Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него "Рафаэль гроша медного не стоит...". Он полагает, что "в 44 года игрывать на виолончели глупо", а Пушкина читать - "никуда не годится". Искусство он считает формой наживы. Для него "порядочный химик полезней всякого поэта", а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это - крайность базаровского нигилизма. Герой подчеркивает важность ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.

Аркадий и Базаров как бы противостоят приятель другу, и в этом - конфликт романа, явленный приемом контраста.

Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к "терпкой, горькой бобыльной жизни" демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но выложить их -для Базарова романтизм.

Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Именно перед смертью проверяется их сила. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается "либеральным баричем".

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.