Сочинение по картине В. Фельдмана. Просмотр содержимого презентации «Фельдман В.П.»

Слайд 2

Цель урока: подготовиться к самостоятельной творческой работе (сочинение – по картине В.П.Фельдмана «Родина»)

Слайд 3

Художники о Великой Отечественной войне.

  • Слайд 4

    А. А Дейнека «Оборона Севастополя Тема В.О.войны нашла отражение во многих картинах художника Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны А.А. Дайнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он написал картину в 1942 году, когда город был в руках врага. Рушатся здания. Черные клуба дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь. В смертельной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой. Картина стала гимном мужества защитникам города.

    Слайд 5

    А.А.Пластов «Фашист пролетел»1942 г Во время войны художник создаёт целую серию картин, полных жизненного драматизма. Такой стала и картина «Фашист пролетел»Первое название картины - "Немец пролетел"; позже оно было изменено по указанию Сталина, экспонировалась на Тегеранской конференции. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта.

    Слайд 6

    Никола́йЯ́ковлевичБу́т- народный художник народный художник России и Украины «Во имя жизни» «Письмо маме»Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва»

    Слайд 7

    «Солдаты подземного гарнизона» 1964 г.

  • Слайд 8

    Кугач Юрий Петрович (1917 – 2013) советский живописец Тематические картины Ю.П. Кугача, посвящённые Великой Отечественной войне, отличаются правдивостью и душевной проникновенностью. Кощущению правды исторического времени Великой Отечественной войны приходит Кугач в картине "Летом 1941 года" . О том, как отступали под палящим июльским солнцем, как мучила бойцов жажда, как больно было глядеть в глаза людей в оставляемых врагу городах и селах и рассказывает картина.

    Слайд 9

    Иван Васильевич Евстигне́ев (1899-1967) - советский художник, живописец-баталист. тоже защищал Родину от фашистов, он был пулеметчиком. Все, что отложилось в его памяти, пережитые впечатления, уже после войны он поведал нам в своих картинах о незабываемых героических боях.« На подступах к Москве»

    Слайд 10

    В.П.Фельдман «Родина»

  • Слайд 11

    ХУДОЖНИК Фельдман Владимир Петрович (1924 - 1961) Родился в 1924 в Москве. Учился в Московском художественном училище им. М.И. Калинина, затем в аспирантуре училища до 1955 г. Теме Великой Отечественной войны посвящено больше количество работ Член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1955-1961). Это было «поколение ушедшее на фронт". В возрасте 18 лет был призван в Красную армию. После войны учился в Московском художественном училище имени Калинина.Все его картины посвящены теме Родины, родным просторам. Его портрет Кутузова на военном совете в Филях является частью Бородинской панорамы. Его картины хранятся во многих музеях России. Скончался в возрасте 37 лет от ран, полученных на фронте, в 1961 году.

    Слайд 12

    Сочинение по картине В.П. Фельдмана «Родина»

    Слайд 13

    Картина называется «Родина». Что значит Родина для вас?

    Слайд 14

    Беседа по содержанию картины - Какое время изображено на картине? -В какое время года солдат возвратился с войны? Что нам об этом говорит? -Что представляет собой родина солдата? -Почему он остановился у берёзки? Обнял он её или прислонился к ней? -Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? -Куда устремлён его взгляд? Как выглядит родная деревня солдата? -Солдат одет в военную шинель,о чём говорит его одежда?

    Слайд 15

    О чём рассказывают нам сюжет и композиция? Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "КОМПОЗИЦИЯ"композиция [композиция] ж. 1) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. 2) а) Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение. б) Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство. Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "СЮЖЕТ"сюжет [сюжет] м. 1) Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п. 2) Предмет изображения (в изобразительном искусстве). 3) Тема музыкального произведен

    Слайд 16

    Сюжеткартины В. А. Фельдмана безыскусен, прост. На полотне изображен солдат - очевидно, что он только вернулся в родные края. Простой пейзаж - несколько черно-белых березок, да небольшая деревенька внизу - несколько дере­вянных домиков с простирающимся за ними серым перепаханным холстом поля Композиция предельно проста. Плана только два - передний, на котором изображен солдат, и задний - фоновый. Центр композиции - сол­дат, прижавшийся к березке, - несколько сдви­нут влево, однако равновесие картины тем самым не нарушено: на правом плане располагается второй по значению смысловой сюжет картины - по­ле и домики. Полотно поделено горизонтом при­близительно на две равные контрастные по цвету части. Верхняя часть - безрадостное, по-зимнему низкое, затянутое облаками небо. Нижняя часть холста - рыжая высохшая трава. Казалось бы, та­кое четкое разделение должно утяжелять работу, но этого не происходит. Светлые силуэты голых, без листьев берез, устремленные к небу, украшают пейзаж, голубовато-белые стволы разбавляют не слишком яркие и радостные краски полотна. Картина передает настроение хмурого, неяркого, прохладного дня. Только глаза солдата светятся тоской и радостью, да натруженные, ус­тавшие руки обнимают шершавый древесный ствол…

    Слайд 17

    Задание: глядя на картину, восстановить и определить вид придаточных предложений, объяснить постановку знаков препинания. Перед намикартина В. А. Фельдмана «Родина». На переднем плане - солдат, который().Он мечтательно смотрит вдаль, где видна его деревня. Он давно не бывал в родном селе, и мы видим, как(), как ().Может быть, он вспоминает, что ()и смотрит вокруг так, словно(). Сколько за войну пройдено дорог, сколько чужих земель он повидал, но нет ничего дороже родного края! Что же ждёт его там, на Родине, где ()?

    Слайд 18

    Какое впечатление оставила у вас картина?Поделитесь своими мыслями…Захотелось ли вам ещё ближе познакомиться с творчеством художника В.П. Фельдмана?

    Рефлексия

    Слайд 19

    Домашнее задание. Написать сочинение- рассказ, сочинение -описание по картине В.Фельдмана «Родина»

    Посмотреть все слайды

    Цели урока:

    1.Образовательные:

    Учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;

    Повторить сведения о видах придаточных в СПП.

    2. Развивающие:

    Развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,

    Продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства,

    Работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.

    3.Воспитательные:

    воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.

    Тип урока: урок развития речи

    Оборудование:

    - презентация «Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

    Учебник русского языка для 9 класса (Л.А. Тростенцова и др.) с репродукцией с картины В.П. Фельдмана «Родина»

    I . Эпиграф (слайд2)

    Нет города такого, нет села,

    Великого девятого числа.

    Отгремела война, c вой кровавый собрав урожай.
    Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
    Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам.
    Но никто не забыт, инавеки ничто не забыто!
    Михаил Ножкин

    II . Портрет В. Фельдмана, беседа по тексту эпиграфа (слайд 3)

    О чём стихотворение поэта Михаила Ножкина?

    Как, по вашему мнению, оно связано с сегодняшним уроком?

    Художник не только писал картины о войне, он сам прошёл Великую Отечественную войну.

    III .Слово учителя. Знакомство с творчеством художника. Рассматривание картин.

    Фельдман Владимир Петрович учился в Московском художественном училище им. М.И. Калинина, затем в аспирантуре училища до 1955 г . (сайт 4)

    В.П. Фельдман - экспонент выставок с 1955 г. Постоянный участник городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Живописец, пейзажист, жанрист. Член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1955-1961). Неоднократно экспонировался на выставках студии. Работы художника находятся в ряде московских музеев и в частных коллекциях в России и за рубежом. Художник - соавтор диорам «Рельсовая война (Партизанская засада)» для Краеведческого музея Брянска (1958); «Штурм Перекопа» для Центрального музея Вооружённых Сил СССР в Москве (1961)(слайд 5)

    Скончался в 1961 году в возрасте 37 лет от ран, полученных на фронте.

    Все его картины посвящены теме Родины, родным просторам. Его портрет Кутузова на военном совете в Филях является частью Бородинской панорамы (слайд 6)

    В 1960 году художник начал картину «Штурм Рейхстага». Сохранились эскизы к картине. Эскизы выполнены акварелью в цвете и изображают советских солдат, штурмующих Рейхстаг. (слайд 7)

    Рисунок разделён на крупную центральную и две узкие боковые части, что свидетельствует о том, что, возможно, произведение задумывалось как панорама. Под картиной имеется карандашная надпись. (слайд 8)

    Одно из последних полотен художника - картина «Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин», написанная в 1961 году. (слайд 9)

    IV . Работа по картине «Родина» (слайд 10)

    Слушаем песню, которая тематически перекликается с картиной В.П. Фельдмана

    На дальнем берегу
    Музыка Игоря Кантюкова

    Автор текста песни Константин Фролов.

    В доме моём,
    Где пахнет хлебом и дымком из печи,
    Сад за окном
    И на столе рядком стоят куличи.
    В красном углу
    Лик богородицы в лампадном огне,
    Кот на полу
    И шашка деда на стене

    Припев:
    Ты защити и сбереги меня,
    Небесный ангел мой.
    От малодушья и бесчестия,
    От пули роковой
    Я чую сердцем твой магнит
    И верный путь.
    Пройти смогу,
    На дальнем берегу.

    Сколько дорог
    В скитаньях пройдено
    В чужой стороне.
    Но видит Бог,
    При слове Родина
    Мы стонем во сне.
    Снится мне дом,
    Где нет тревог среди ночной тишины,
    И в доме том
    Царит любовь и нет войны.

    Пусть нет от Бога новостей
    И кто-то целит мне в висок.
    Сочится кровь из- под ногтей
    И на зубах скрипит песок,
    Я буду твёрдым, как гранит,
    И верный путь пройти смогу,
    Пока ты есть, пока горит костёр
    На дальнем берегу.

    (слайд 11)

    Фельдман Владимир Петрович – известный художник в жанре военного искусства. Его молодость проходила в годы Великой Отечественной войны. Большинство его картин военной тематики. Одно из таких произведений – картина «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников

    Как перекликаются слова песни и сюжет картины?

    V . Словарная работа (слайд 12)

    В каком значении использовал художник слово родина ?

    VI . Работа по картине (слайд 13)

    1) Что представляет собой родина солдата?

    (Средняя полоса России, деревня).

    2) Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

    (Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

    3) Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд?

    (Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

    4) О чём говорит его одежда, поза?

    (Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане – уже не нужна субординация, он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

    5) Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

    (Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).

    6) Используя вариант начала рассказа, дополните данный вариант придаточными предложениями и определите их вид (слайд 14)

    И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники.

    Вот и знакомый пригорок, с которого (). За ней- моя деревенька, моя родина, откуда (). Горло перехватывает от волнения - что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб?

    Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как (). Мирная жизнь вступает в свои права.

    Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ()! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

    VII Итог урока .

    Сегодня на уроке мы с вами смогли задуматься над таким вроде бы знакомым словом «родина», познакомились с творчеством художника Владимира Петровича Фельдмана, ещё раз потренировались в определении видов придаточных предложений, и главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы.

    Возможный план домашнего сочинения (слайд 15)

    А) главный герой – солдат;

    Б) изображение деревни;

    В) окружающая природа.

    Интернет-ресурсы:

    1. Сочинение по картине В.П. Фельдмана: "Родина“ mirsoch.ru›По картинам

    2. Фельдман | Русская живопись artlibrary.ru/feldman

    3. ФЕЛЬДМАН Владимир Петрович / Художники прошлых лет - Студия военных...

    grekovstudio.ru/artists/old/170

    4. Сочинение по картине Фельдмана "Родина"

    rus.fizolimpiada.ru/kartina/v.-..

    5. parashutov.livejournal.com СТО ВОСЕМЬ МИНУТ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА (ЮРИЙ ГАГАРИН В...

    6. agniart.ruФельдман Владимир Петрович. Родина.

    7. sovcom.ru/avtori/avtor/ф/189?p_f..

    8. nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk...

    9. Изобразительное искусство СССР. Пограничники. - «Впе... – Живой Журнал

    10. АртРу.инфо - Художники - Фельдман Владимир Петрович

    artru.info/ar/14204

    11. ww2.ru Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к

    Просмотр содержимого презентации
    «Фельдман В.П.»

    Сочинение по картине

    В. П. Фельдмана «Родина»

    (урок русского языка в 9 классе)

    Выполнила Горохова Лариса Борисовна,

    МБОУ СКОШ №36

    города Озёрска Челябинской области


    По всей стране от края и до края

    Нет города такого, нет села,

    Куда бы не пришла Победа в мае

    Великого девятого числа.

    Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях

    Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,

    В вашу честь на земле обелиски до неба стоят,

    Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

    Отгремела война, cвой кровавый собрав урожай, Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито. Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам, Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто! Михаил Ножкин


    Фельдман Владимир Петрович (1924-1961)

    Владимир Петрович Фельдман – советский живописец. Родился, жил и работал в Москве. В 1948-1952 гг. учился в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. После этого проходил аспирантуру в Высшем педагогическом отделении при МХПУ имени М.И. Калинина до 1955 года. С 1956 года принимает постоянное участие в городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1955 по 1961 год. Участник Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией».


    Натюрморт с бюстом

    М.И. Калинина


    Ананьев Михаил Ананьевич (1925) Фельдман Владимир Петрович

    (1924-1961) «Тревога на пограничной заставе» 1950


    М.И. Кутузов и

    А.С. Фигнер

    на Военном совете в Филях

    (Музей-панорама Бородинская битва)

    1958 год



    "Штурм Рейхстага", 1960 г.


    Фельдман Владимир Петрович (1924-1961) Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин.

    1961 г.


    На дальнем берегу Музыка Игоря Кантюкова Автор текста песни Константин Фролов

    Сколько дорог В скитаньях пройдено В чужой стороне, Но видит Бог, При слове Родина Мы стонем во сне. Снится мне дом, Где нет тревог среди ночной тишины. И в доме том Царит любовь и нет войны. Ты защити и сбереги меня Небесный ангел мой. От малодушья и бесчестия От пули роковой. Я чую сердцем твой магнит И верный путь Пройти смогу, Пока ты есть, пока горит костёр На дальнем берегу


    Родина – общеслав. Суф. производное от род (*ordъ. Производное от той же основы, что рост, расти ). Исходное значение – «семья», далее – «место рождения» и «отчизна, отечество». /Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2005./

    Родина , -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехал на родину. / Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.,2007./


    Что представляет собой родина солдата?

    Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня?

    Какое время года?

    Почему остановился у берёзки, обняв её?

    Куда устремлён его взгляд?

    О чём говорит его одежда, поза?

    О чём он думает?

    Что чувствует?

    Какие краски подобрал художник?

    О чём это говорит?


    Я лежал в госпитале, когда (): «Война закончилась!» Все, кто может,- по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как ().

    И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники. Вот и знакомый пригорок, с которого ().

    За ней- моя деревенька, моя родина, откуда (). Горло перехватывает от волнения - что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб? Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как (). Мирная жизнь вступает в свои права. Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ()! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!


    Возможный план домашнего сочинения

    1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана.

    2.Описание картины «Родина», смысл названия:

    А) главный герой – солдат;

    Б) изображение деревни;

    В) окружающая природа.

    3.Чувства, вызываемые картиной.


    1. Сочинение по картине В.П. Фельдмана : "Родина mirsoch.ru По картинам

    2. Фельдман | Русская живопись artlibrary.ru/ feldman

    3. ФЕЛЬДМАН Владимир Петрович / Художники прошлых лет - Студия военных...

    grekovstudio.ru/ artists / old /170

    4. Сочинение по картине Фельдмана "Родина"

    rus.fizolimpiada.ru/ kartina /v.-..

    5. parashutov.livejournal.comСТО ВОСЕМЬ МИНУТ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА (ЮРИЙ ГАГАРИН В...

    6. agniart.ruФельдман Владимир Петрович. Родина.

    7. sovcom.ru/ avtori / avtor /ф/189?p_f..

    8. nsportal.ru/ shkola / russkiy-yazyk ...

    9. Изобразительное искусство СССР. Пограничники. - « Впе ... – Живой Журнал

    kykolnik.livejournal.com/1017992.

    10. АртРу.инфо - Художники - Фельдман Владимир Петрович

    artru.info/ ar /14204

    11. ww2.ru Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к


    города Озёрск Челябинской области

    учитель русского языка и литературы

    ">

    Фельдман Владимир Петрович - известный художник в жанре военного искусства. Его молодость попала в то время, когда всех вызывали на фронт. Не странно, что большинство его картин военной тематики. Одной из таких произведение есть «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников.

    На своей картине «Родина» Владимир Фельдман изобразил военного солдата, который возвращается после долгожданной победы домой. Он проходит родные ему места и не может, чтобы не остановиться и не полюбоваться ими. Война многих научила дорожить тем, что они имеют и бережно ко всему относится. На картине нарисована поздняя осень. Деревья уже совсем голые, а трава желтая-желтая. На небе множество белых туч, из-за которых никак не может показаться солнышко. Но это совсем не волнует солдата. Он прислонился к родной березке, и благодарит Господа, что остался в живых. Он скоро вернется в родной дом, обнимет жену и детей и они заживут долго и счастливо. Именно в этот момент для него нет ничего прекраснее, чем этот осенний день. Одет он в солдатское обмундирование, теплое пальто, а на спине виднеется рюкзак с личными вещами. Лицо выражает радость и скорбь одновременно. Да, он жив и вернулся, но, сколько людей, сколько его друзей уже никогда не увидят эту красоту.

    Возможно, именно себя автор изобразил на этом холсте. Однажды и он возвращался с поля битвы в родные места. Глядя на эту картину, просто наворачиваются слезы, оттого что из-за прихоти нескольких нелюдов рушатся целые судьбы. И очень хочется, чтобы все смерти, которые тогда случились, были оправданы, и чтобы наше поколение и последующие о войне знало только с истории. Пусть на земле будет всегда мир и спокойствие.

    В. П. Фельдман — известный отечественный художник. Практически весь свой творческий путь он посвятил изображению Родины, русской природы, родных просторов. Есть у него также и серия работ, посвященных Великой Отечественной войне. Он сам принадлежал поколению, отданному войне. Когда началась война, он только достиг совершеннолетия. Пройдя фронтовой путь до победы, он не понаслышке знал о тяготах войны и какой ценой эта победа досталась. Владимир Фельдман был храбрым солдатом в свои 18 лет. И умер художник молодым, было ему всего 37 лет. Дали о себе знать фронтовые раны. Поэтому «Родина» прожита и прочувствована лично автором.

    Что отображает картина Фельдмана Родина?

    Автор дает такое название своей работе не просто так. В нем отражена тоска солдат и офицеров по родному краю, где знакома каждая березка. Название картины многогранно. Родина в понимании Отечества, его величия и красоты. Здесь же вложено и понятие малой родины: родное село, хутор, деревня, город. На переднем плане картины мастер изобразил солдата. Это молодой мужчина, но по его лицу видно, что многое ему пришлось пережить. На нем потрепанная солдатская шинель, а за плечами простой походный рюкзак с нехитрыми вещами. Солдат облокотился на белую березку и задумчиво смотрит куда-то вдаль.

    В его глазах боль, печаль и надежда. Боль и печаль от воспоминаний. А надежда на то, что его родные и близкие остались живы и все так же его ждут. В этот момент он чувствует радость и горечь победы одновременно. Он смотрит на чистое небо, по которому плывут белые и воздушные облака, и никак не может поверить, что все уже кончилось. Больше не будет бомбежек, стрельбы и окопов. Автор специально изобразил своего героя в березовой роще. Белоствольная красавица всегда и везде была символом нашей Родины. Солдат нежно обнимает березку, будто девушку по которой сильно тосковал. Рядом изображен пень — срубленное или погибшее дерево. Мне это тоже кажется символичным.

    Не все выжили в этой кровопролитной войне. Родина сильно пострадала от вражеского огня. Долго добирался воин в родные края. Под ногами солдата крупными мазками изображена пожелтевшая трава, осенние цветы и яркие опавшие листья. Скорее всего, он был ранен в последних боях за победу. Солдат долго пробыл в госпитале. Рана была тяжелая. Именно поэтому он смог вернуться домой только к осени. Об этом говорят и черные поля за спиной героя. Урожай уже давно собран. Мастер изобразил и простые русские хаты. Стены и крыши многих уже покосились. Мужчин долго не было в селе, поэтому дома некому было ремонтировать. Наверное, в одном из таких домов нашего героя ждет семья. Первая долгожданная встреча уже состоялась — встреча героя картины с Родиной. Еще немного и он сможет также обнять супругу и мать, как обнимает сейчас белоствольную красавицу.


    Выполнила Андреева Н.В.

    учитель русского языка и литературы

    Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

    (урок русского языка в 9 классе)

    Цели урока:

    1.Образовательные:

    Учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;

    Повторение сведений о видах придаточных в СПП.

    2. Развивающие:

    Развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,

    Продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства,

    Работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.

    3.Воспитательные: воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.

    Тип урока: урок развития речи

    Оборудование:

    - презентация « Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

    Учебник русского языка для 9 класса (Л.А. Тростенцова и др.) с картиной В.П. Фельдмана «Родина»

    I . Эпиграф (слайд2)

    По всей стране от края и до края

    Нет города такого, нет села,

    Куда бы не пришла Победа в мае

    Великого девятого числа.

    Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях

    Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,

    В вашу честь на земле обелиски до неба стоят,

    Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

    Отгремела война, c вой кровавый собрав урожай,
    Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.
    Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам,
    Но никто не забыт, и
    навеки ничто не забыто!
    Михаил Ножкин

    II . Портрет В. Фельдмана, беседа по тексту эпиграфа (слайд 3)

    О чём стихотворение поэта Михаила Ножкина?

    Как, по вашему мнению, оно связано с сегодняшним уроком?

    Художник не только писал картины о войне, он сам прошёл Великую Отечественную войну.

    III . Слово учителя. Знакомство с творчеством художника. Рассматривание картин.

    Фельдман Владимир Петрович учился в Московском художественном училище им. М.И. Калинина, затем в аспирантуре училища до 1955 г . (сайт 4)

    В.П. Фельдман - экспонент выставок с 1955 г. Постоянный участник городских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Живописец, пейзажист, жанрист. Член студии военных художников им. М.Б. Грекова (1955-1961). Неоднократно экспонировался на выставках студии. Работы художника находятся в ряде московских музеев и в частных коллекциях в России и за рубежом. Художник - соавтор диорам «Рельсовая война (Партизанская засада)» для Краеведческого музея Брянска (1958); «Штурм Перекопа» для Центрального музея Вооружённых Сил СССР в Москве (1961) (слайд 5)

    Скончался в 1961 году в возрасте 37 лет от ран, полученных на фронте.

    Все его картины посвящены теме Родины, родным просторам. Его портрет Кутузова на военном совете в Филях является частью Бородинской панорамы (слайд 6)

    В 1960 году художник начал картину «Штурм Рейхстага». Сохранились эскизы к картине. Эскизы выполнены акварелью в цвете и изображают советских солдат, штурмующих Рейхстаг. (слайд 7)

    Рисунок разделён на крупную центральную и две узкие боковые части, что свидетельствует о том, что, возможно, произведение задумывалось как панорама. Под картиной имеется карандашная надпись . (слайд 8)

    Одно из последних полотен художника - картина « Звездам навстречу. Первый космонавт Юрий Гагарин», написанная в 1961 году. (слайд 9)

    IV . Работа по картине «Родина» (слайд 10)

    Слушаем песню

    На дальнем берегу
    Музыка Игоря Кантюкова

    Автор текста песни Константин Фролов.


    Ты защити и сбереги меня,

    Небесный ангел мой.

    От малодушья и бесчестия,

    От пули роковой

    Я чую сердцем твой магнит

    И верный путь.

    Найти смогу,

    На дальнем берегу.

    Сколько дорог
    В скитаньях пройдено

    В чужой стороне.

    Но видит бог,

    При слове Родина

    Мы стонем во сне.

    Снится мне дом,

    Где нет тревог и нет ночной тишины.

    И в доме том
    Царит любовь и нет войны.

    Пусть нет от бога новостей
    И кто-то целит мне в висок.

    Сочится кровь из- под ногтей

    И на зубах скрипит песок

    Я буду твёрдым как гранит

    И верный путь найти смогу

    Пока ты есть, пока горит костёр

    На дальнем берегу.

    Фельдман Владимир Петрович – известный художник в жанре военного искусства. Его молодость проходила в годы Великой Отечественной войны. Большинство его картин военной тематики. Одно из таких произведений – картина «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников

    Как перекликаются слова песни и сюжет картины?

    V . Словарная работа (слайд 11)

    В каком значении использовал художник слово родина ?

    VI . Работа по картине (слайд 12)

    1) Что представляет собой родина солдата?

    (Средняя полоса России, деревня).

    2) Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

    (Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

    3) Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд?

    (Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

    4) О чём говорит его одежда, поза?

    (Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане – уже не нужна субординация, он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

    5) Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

    (Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).

    6) Используя вариант начала рассказа, дополните данный вариант придаточными предложениями и определите их вид (слайд 13)

    Я лежал в госпитале, когда (): «Война закончилась!» Все, кто может,- по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как ().

    И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо - и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги... Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники.

    Вот и знакомый пригорок, с которого (). За ней- моя деревенька, моя родина, откуда (). Горло перехватывает от волнения - что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб?

    Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как (). Мирная жизнь вступает в свои права.

    Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ()! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

    VII Итог урока .

    Сегодня на уроке мы с вами смогли задуматься над таким вроде бы знакомым словом «родина», познакомились с творчеством художника Владимира Петровича Фельдмана, ещё раз потренировались в определении видов придаточных предложений, и главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы.

    Возможный план домашнего сочинения (слайд 14)

    1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана.

    2.Описание картины «Родина», смысл названия:

    А) главный герой – солдат;

    Б) изображение деревни;

    В) окружающая природа.

    3.Чувства, вызываемые картиной.

    1. Фельдман | Русская живопись

    1. ФЕЛЬДМАН Владимир Петрович / Художники прошлых лет - Студия военных...