Жизнь леонардо да винчи - юность. Да Винчи разрезал человеческие глазные белки. Леонардо да Винчи – неисправимый лентяй

Многие историки и учёные считают, что Леонардо «Универсальный гений, Человек неутолимого любопытства и лихорадочно изобретательного воображения».

То, что сегодня производит наибольшее впечатление на людей — это широкий диапазон талантов и достижений Леонардо. Он переключал своё внимание на многие предметы и освоил почти всё. Его изобретательность, многосторонность и широчайшее интеллектуальное любопытство сделали Леонардо символом Ренессанса, отцом современной науки.

  • Леонардо да Винчи первым объяснил, почему небо голубое.
  • Лео Да Винчи мог писать одной рукой и рисовать в то же время другой рукой.
  • Контактные линзы впервые предложил Леонардо Да Винчи в 1508 году.
  • Леонардо набросал эскизы — первый парашют, первый вертолёт, первый самолёт, первый танк, первая винтовка, передвижной мост, гребная лодка и первый автомобиль; спроектировал колёсную косу, шкив, земснаряд и гидравлические насосы.
  • Он сделал карты Европы.
  • По речной эрозии Лео Да Винчи убедился, что Земля намного старше Библии.
  • Его увлекало всё, от воздухоплавания и гидравлики до анатомии и ботаники. Однако он мало интересовался литературой, историей и религией. Он заботился о том, что может видеть глаз, а не об абстрактных понятиях.
  • Несмотря на то, что он один из самых выдающихся художников в истории, известно только 15 картин Леонардо да Винчи.
  • Нет никаких доказательств того, что какое-либо из его изобретений было когда-либо построено, и ни одно из его сочинений не было опубликовано в течение его жизни.
  • В 2003 году машины Леонардо да Винчи были построены и испытаны в соответствии с его оригинальными проектами по документам. Некоторые из них были успешными, другие оказались непрактичными.
  • Билл Гейтс купил Кодекс Лестера Леонардо Да Винчи в 1994 году за 30 миллионов долларов США. Несколько страниц были использованы в качестве экранной заставки в Windows 95.

Леонардо да Винчи был сыном богатого флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катерины, рожденный вне брака (15 апреля 1452). До пяти лет он рос в доме своей матери (деревня Анчиано, Тоскана), а затем переехал и жил в доме своего отца (с 1457 года). Он поддерживал отношения со своей матерью на протяжении всей своей взрослой жизни, обмениваясь с ней письмами время от времени. Его сочинения предполагают более тесную связь с отцом, смерть которого да Винчи глубоко оплакивал.

Дом матери. Здесь родился Леонардо

Во Флоренции, внебрачные дети юридически являются такими же законными, как рождённые в браке. Он был единственным сыном своих общих родителей, зато сводных братьев и сестёр у него было 17-ть (12-ть по линии отца и 5-ть по линии матери) — все они были много младше его; последний младший брат родился, когда Леонардо было 40 лет. Во Флоренции в то время правили Медичи.

Леонардо да Винчи обучался на дому и не имел формального образования. Латынь и греческий, геометрия и математика — были предметами его домашнего образования. Отец оценил его художественный талант и устроил в возрасте 15 лет к известному скульптору и художнику Андреа дель Вероккио, выдающемуся флорентийскому живописцу. Ученику не потребовалось много времени, чтобы стать мастером — Леонардо стал оплачиваемым сотрудником студии Верроккио. Во время своего пребывания там Леонардо познакомился со многими самыми значительными художниками Флоренции конца пятнадцатого века, включая Боттичелли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино.

Леонардо да Винчи имел риск быть убитым за содомию. В XV веке во Флоренции содомия была преступлением, наказуемым смертью. Однако обвинения были сняты из-за отсутствия свидетелей и свидетельств, дело было отклонено. Ему было 24 года, когда Леонардо был арестован вместе с несколькими молодыми товарищами по обвинению в содомии. Часто подобные анонимные обвинения выдвигались против людей просто из-за неприязни. Леонардо конкретно обвинили в гомосексуальном взаимодействии с Джакопо Салтарелли. На какое-то время Леонардо и другие подсудимые находились под пристальным наблюдением «офицеров ночи» Флоренции. Да Винчи, возможно, испугался за свою жизнь. Вскоре после того, как его освободили, он уехал из Флоренции в Милан.

В Милане Леонардо получил покровительство Людовико Сфорца, герцога Милана. В Милане для правящего клана Сфорца, он работал инженером, художником, архитектором, дизайнером по костюмам для придворных фестивалей и скульптором. Когда в 1499 году в Милан вторглись французы, и семья Сфорца сбежала, да Винчи переехал в Венецию. Знаменитый математик Фра Лука Паоли, переехавший тогда же в Милан, подружился с Леонардо и научил его высшей математике. В 1499 году, когда французы завоевали Ломбард и Милан, они вместе отправились в Мантую.

Хотя относительно немногие из картин и скульптур да Винчи сохранились, две из его сохранившихся работ относятся к числу наиболее известных картин мира: «Тайная вечеря» и «Мона Лиза» («Джоконда») — Портрет принадлежит Лизе Герхардини дель Джокондо. Одна из самых необычных гипотез заключается в том, что это как бы автопортрет Леонардо как женщины.

Да Винчи уехал из Италии навсегда в 1516 году, когда французский правитель Фрэнциск I великодушно предложил ему титул «Премьер-художника, инженера и архитектора короля», что давало ему возможность рисовать на досуге, жить в усадьбе возле замка Cloux, недалеко от Амбуаз во Франции. В сопровождении Мельци, которому он оставил своё имение, горький тон в черновиках того периода указывает, что последние годы жизни да Винчи, возможно, не были очень счастливыми. (Мельци женится и родит сына, чьи наследники после его смерти продадут имение да Винчи).

Последними словами Леонардо да Винчи были: «Я оскорбил человечество. Моя работа не достигла того качества, которого должна была достигнуть».

Да Винчи умер в Cloux (теперь Clos-Lucé, Франция) в возрасте 67 лет. Он был похоронен неподалеку во дворцовой церкви Сен-Флорентин. Французская революция почти уничтожила церковь, а её останки были полностью разрушены в начале 1800-х годов, что делает невозможным определить точное место захоронения да Винчи.

Несколько интересных фактов

  • Леонардо Ди Каприо был назван его матерью именем Леонардо в честь Леонардо да Винчи.
  • Да Винчи был левша. Известные леворукие люди — Наполеон, Микеланджело, Эйнштейн, Ньютон.
  • Лео Да Винчи покупал на рынке животных в клетке с тем, чтобы освободить их.
  • Леонардо да Винчи был шутником: он накладывал на ящериц поддельные крылья и рожки, чтобы пугать посетителей в Ватикане.
  • Да Винчи потребовалось 10 лет, чтобы нарисовать губы Моны Лизы.
  • Программное обеспечение распознавания лиц определило, что Мона Лиза на 83 % счастлива, на 9% испытывает отвращение, на 6% испытывает страх и 2% — она злится.
  • Леонардо да Винчи прописал свои инициалы на правом зрачке Моны Лизы.
  • Леонардо известен тем, как он использует свет в своих портретах.
  • Он установил современные методы научной иллюстрации с очень точной визуализацией, такой как «Embryo in the Womb».
  • Леонардо предпочитал носить розовый цвет, чтобы его лицо выглядело свежим.
  • Леонардо да Винчи никогда не был женат и не имел детей.
  • Да Винчи умер в 1519 году, оставил после себя более 6000 страниц рукописей, наполненных его личными размышлениями, наблюдениями и похабными шутками.

Его рукописи часто называются «кодексами» да Винчи, сегодня они размещаются в музейных коллекциях. Например, Codex Atlanticus включает план 65-футовой механической биты, по существу, летающей машины, основанной на физиологии летучей мыши и на принципах аэронавтики и физики. В других записных книгах содержатся анатомические исследования по скелету человека, мышцам, мозгу и пищеварительной и репродуктивной системам, которые принесли новое понимание человеческого тела широкой аудитории. Однако, поскольку они не были опубликованы в 1500-х годах, тетради да Винчи мало влияли на научное продвижение в эпоху Возрождения.

Из-за изобилия разнообразных интересов, да Винчи так и не смог завершить значительное число своих проектов. Он провёл много времени, погружаясь в природу, размышляя и записывая свои наблюдения. В какой-то момент начала 1490-х годов да Винчи начал заполнять тетради, связанные с четырьмя широкими темами: живопись, архитектура, механика и человеческая анатомия, создавая тысячи страниц аккуратно нарисованных иллюстраций и плотно написанных комментариев, некоторые из которых благодаря свойственной левшам «Зеркальной записи» были неразборчивыми для других, как бы зашифрованными.

Он родился в 1452-м и умер в 1519 году. Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, но мать Катерина — простой крестьянской девушкой, мимолетной прихотью влиятельного сеньора. В официальной семье Пьеро не было детей, поэтому мальчик с 4—5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина...

Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года. От третьей жены сеньор Пьеро имел девять сыновей и двух дочерей, но никто из них не блистал «ни умом, ни мечом».

В 1466 году, в 14-летнем возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Вероккьо. Удивительно: 20 лет от роду он был уже провозглашен мастером. Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал. Можно сказать, что больше всего он учился у себя самого. Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве овладев игрой на лире.

Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.

Леонардо, кажется, не был ребенком своих родителей, не был он флорентийцем и итальянцем, да и был ли он земным человеком? Этот супергений начала итальянского Возрождения настолько странен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может человек, имей он хоть семь пядей во лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцов, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д.

Поражают и его внешние данные: Леонардо был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен (правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову). В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще.


"Портрет Леонардо да Винчи в молодости". Литография. 1820 г. Гравер H. C. Selous.

Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного Чезаре Борджиа), к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.

Наконец, по свидетельству современников, Леонардо был бисексуалом. Сегодня трудно точно судить, почему он сначала «изучал» науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от этого красавца и умницы, а затем сосредоточился на гомосексуальных отношениях.

Существует документ-донос, в котором именно да Винчи обвиняется в запрещенном тогда гомосексуализме. Аноним обвиняет его и еще трех мужчин в активной содомии над неким Джакопо Салтарелли, 17 лет, братом ювелира.

Им всем грозило наказание — смерть на костре. Первое заседание состоялось 9 апреля 1476 года. Оно ничего не дало: суд требовал доказательств, заявленных свидетелей; их не было. Суд перенесли на 7 июля. Новое расследование — и на этот раз окончательный оправдательный приговор. Тем не менее, когда Леонардо стал мастером, он окружил себя писаными, небездарными красавцами, которых брал в ученики. Фрейд считает, что его любовь к ним была чисто платонической, но эта мысль кажется бесспорной далеко не всем.

Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. Например в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъемки! Он вел очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на «ты», отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе...», «ты должен показать в своем сочинении...», «прикажи сделать две дорожные сумки...»

Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна — всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая — невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.


Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.

Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.

Судите сами: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать » — речь, несомненно, идет о телефоне. «Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит » —телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. «Люди... будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места » — передача телеизображения.

«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно прыжки с парашютом. «Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры » —тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.

Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд...» — запуск живых существ в космос. «Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!» — прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.

Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и... современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке.

Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

Изобретения и открытия да Винчи охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Расскажем лишь о некоторых из них. В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями».

Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!



Рисунок Леонардо да Винчи.

Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время.

Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это — сохранился соответствующий рисунок).Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Странным образом даже занятия Леонардо живописью кажутся со временем все менее и менее значительными. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только об одном, хранящемся в Виндзоре удивительном рисунке, изображающем какое-то неземное существо. Черты лица этого существа повреждены от времени, но можно угадать их поразительную красоту. В этом рисунке привлекают внимание огромные и очень широко расставленные глаза. Это не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производят парализующее впечатление. Принято считать, что это изображенная художником Беатриче великого поэта Данте, но земные женщины анатомически не бывают такими...

В Королевской библиотеке Турина хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи — «Портрет самого себя в преклонном возрасте». Он не датирован, но, как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает дряхлым стариком, измученным жизнью, и т.д.

Большинству людей гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров. Но его ближайший друг Фра Пиетроделла Новеллара замечает: «Занятия математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство ».

И еще он был прекрасным фокусником (современники говорили откровеннее — маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной.

Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

Последние дни Леонардо

Франциск I не был интеллектуалом на троне: он отдавал предпочтение женщинам, турнирам, пышным празднествам и красивой одежде. Но даже если он и не всегда понимал великого старца, которого сумел приблизить к своему двору, все же он испытывал восхищение перед его гением и смиренно выказывал ему почтение.

Когда Леонардо в 1516 или 1517 году прибыл в королевский замок в Амбуазе, расположенном примерно в ста шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа на реке Луаре, ему сразу был присвоен титул «Первый художник, инженер и архитектор Kороля» - не потому, что от него ждали каких-то новых работ, а за то, что он уже сделал. Франциск отвел ему апартаменты в уютной усадьбе Клу, находящейся менее чем в километре от дворца, и часто навещал его там, считая, что полному сил двадцатидвухлетнему королю гораздо легче навестить больного шестидесятичетырехлетнего художника, чем тому просить аудиенции.

Неизгладимое впечатление, которое Леонардо произвел на своего покровителя, засвидетельствовано записками Бенвенуто Челлини, двадцать четыре года спустя приехавшего на службу во Францию.

В своих «Воспоминаниях» Челлини пишет о Леонардо, что «король Франциск столь глубоко любил его великие таланты и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причём в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом».


Бенвенуто Челлини

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе; описание этого визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом:

«10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессэра Люнардо Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени.

Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные.

От самого мастера в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». В тексте также упоминается «огромное количество томов, написанных просторечным языком», в которых речь идет об анатомии, гидравлике, машинерии и других предметах: эти тома, «если их опубликовать будут полезным и чрезвычайно занимательным чтением».

Секретарь кардинала ошибся: в это время Леонардо было вовсе не за семьдесят, а шестьдесят пять лет, хотя он и выглядел древним старцем. Вполне вероятно, что правая рука его действительно была парализована после удара, но скорее всего секретарь не знал, что Леонардо левша и поэтому вполне способен работать, о чем свидетельствуют его поздние записи, сделанные твердым, ясным почерком.

Что касается трех упомянутых картин, то «Святой Иоанн Креститель и «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» идентифицируются без труда, а вот «некая флорентийская дама», по мнению большинства исследователей, — это «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий Джулиано Медичи не имел никакого отношения к Моне Лизе. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности.

Несмотря на болезнь и постоянное внимание короля Франциска (который любил приходить к художнику без предупреждения приблизительно с такими словами: «Расскажи мне о душе»), Леонардо ухитрялся кое-что делать в Амбуазе. Почти вероятно, что он больше не занимался живописью, разве что добавлял штрих-другой к уже закопченным картинам, тем, что были у него под рукой.

Его интересовала прокладка каналов в долине Луары и ее притоков: сохранилось его два гидрографических рисунка с названиями французских рек. Возможно, он рисовал планы, а может быть, даже руководил закладкой фундамента огромной крепости, которую Франциск задумал строить в Роморантене. Вероятно, Леонардо принимал участие и в подготовке придворных празднеств. Правда, его последний рисунок костюма датируется временем около 1512 года -перед тем как он покинул Милан и уехал в Рим, однако вполне возможно, что некоторые эскизы он сделал во Франции около 1517 или 1518 года.

В описаниях мистерии, поставленной в близлежащем от Амбуаза замке Блуа, присутствует механический лев, которого вряд ли кто-либо, кроме Леонардо, смог бы придумать и сконструировать. Огромный лев, очевидно, приводимый в движение пружинами, сделал несколько шагов навстречу королю, как будто собираясь на него напасть. Когда король ударил его жезлом, он остановился, грудь его раскрылась, и все увидели белые французские лилии на голубом поле.


Реконструкция механического льва, созданного Леонардо да Винчи по заказу папы Льва X для французского короля Франциска I

О других занятиях Леонардо во Франции известно очень мало. Можно себе представить, что он, как некий престарелый Просперо, мирно погружался в дремоту, переходя из жизни в смерть. Среди его последних рисунков есть один, похожий на автопортрет: на берегу реки сидит старик, погруженный в столь глубокое созерцание, что, кажется, только последняя труба архангела сможет пробудить его.

Он умер 2 мая 1519 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял Франческе-Мельцн, кое-какие деньги — сводным братьям, а виноградник близ Милана — Салаи.

Как только Леонардо был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со времен, она превратилась в облака, на которых он был вознесен. Его стали обожествлять.

Через тридцать один год после смерти Леонардо Вазари представил его потомкам так:

«Величайшие достоинства, которыми когда-либо oбладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, — или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грации, талант — были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа».

Несмотря на всю скурпулезность, с какой Вазари постарался описать жизнь Леонардо, он тем не менее рассказал о его смерти абсолютно тенденциозно, соответственно тому «божественному образу», который пытался нарисовать: «Тогда с ним случился припадок, предвестник смерти. Король встал и приподнял его голову, чтобы помочь ему; он делал все возможное, чтобы облегчить ему боль. Леонардо, поняв, что никогда не сможет удостоиться большей чести, отдал Богу душу на руках короля. Его божественный дух его покинул ».


Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи

На самом деле король Франциск в день смерти Леонардо был очень далеко от его дома, в резиденции Сен-Жермен-ан-Лейе под Парижем. Однако версия Вазари была живуча, и по этой версии художник оказывался столь же велик, как и король, а может быть, даже еще более. По этой версии все, к чему прикасалась рука Леонардо, достойно восхищения и бесценно. Этой точки зрения придерживался не только Вазари, но и многие биографы поздних времен.

Когда оказалось, что небольшое количество работ Леонардо не может удовлетворить тех, кто не сомневается в его непререкаемом авторитете, появилось огромное количество копий и бледных подражаний, претендующих на то, чтобы их принимали за оригиналы. Со временем причисление Леонардо к лику святых стало общим делом.

Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем! Кем же он был?..

В этом и состоит наибольшая загадка. Одни современные исследователи считают Леонардо посланцем инопланетных цивилизаций, другие — путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи — жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира. Кажется, последнее предположение наиболее правдоподобно: слишком хорошо знал да Винчи мирские дела и грядущее, которое ждет человечество, которым он сам был мало озабочен...

В селении Анкиано, близ маленького городка Винчи, расположенного между Эмоли и Пестойей, 15 апреля 1452 года родился Леонардо ди сер Пьеро д"Антонио. Его отец, нотариус Пьеро да Винчи, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, отец признал маленького Леонардо, воспитал его и дал образование. В 1469 году, через год после смерти деда Антонио, вся отцовская семья переехала во Флоренцию.

Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. По словам историка и биографа Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и “божественно пел импровизации”. Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение.

Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу, одному из самых разносторонних и известных во Флоренции мастеров - скульптору, ювелиру и живописцу, Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело посвятить себя живописи.

В 1466 году Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо да Винчи. Очень скоро ему суждено было превзойти прославленного учителя. Верроккьо часто выполнял работу для Лоренцо Великолепного, правителя Флоренции. После сотен лет рабства и религиозных предрассудков наконец настало время возрождения для изучения наук. Европа оставила Средние века и годы феодализма и много людей переезжало из деревень в города. Благодаря этим изменениям Флоренция, этот замечательный город, заполнился художниками и купцами. Ренессанс достиг и мастерской Верроккьо, в которой рука об руку трудились художники, скульптуры и кузнецы, производившие великолепные механические поделки и музыкальные инструменты и даже ремонтировали всевозможные предметы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Ему отпущено природою с лихвой

Одним лишь взглядом всю округу поражает,

След восхищенья оставляя за собой.

Ему отпущено сполна судьбой.

Лик его дивный солнце затмевает,

А смех и пение звучат такою чистотой,

Что все окрест в восторге замирает.

Микеланджело Буонарроти

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал “всесторонне развитой личности” (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико – скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что более-менее не пострадало – это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”. Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо – “величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний”.

В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо "Крещение Христа". По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. “Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными”.

Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине "Крещение Христа" Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.

В период Ренессанса большинство художественных полотен были написаны на религиозные темы или являлись портретами. Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как "Крещение Христа". Но написания пейзажей в качестве фона для человеческих фигур для Леонардо было недостаточно. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем "Долина Арно" (1473). Эскиз выполнен в карандаше и полон движений природы: проходящий над холмами свет, шорох листьев и движение воды. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы.

Один эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо. Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, “которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей – дым”. Работа над щитом так увлекла Леонардо, что “по великой своей любви к искусству” он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь “как раз отвечает своему назначению…” Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.

Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице “крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек”.

Он хочет познать тайны и силы природы, подчас зловещие, смертоносные. Через полное познание природы хочет стать ее властителем. В своих поисках он преодолевает отвращение и страх.

Страсть к фантастическому характерна для Леонардо да Винчи – от отроческих лет и до самой смерти. И, когда эта мощь наполняла все его существо, он творил великие дела.

Ко времени ухода из мастерской Верроккьо исследователи относят

“Мадонну с цветком”

(“Мадонна Бенуа”, как она называлась раньше, по имени владельцев),

“Портрет Джиневры де Бенчи”, “Благовещение”.

В этот период Леонардо вероятно некоторое время находился под влиянием Боттичелли.

Его “Благовещение” по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

“Мадонна Бенуа”.

Одну из первых самостоятельных работ молодого живописца отличает новизна трактовки сюжета, решенного как жизненная сцена, где молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок крестоцвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны, любующейся первыми попытками сына освоить мир. Теплота и обаяние материнского чувства переданы с удивительной жизненной правдивостью. Живописное мастерство Леонардо раскрывается в умении продуманно построить композицию, добиваясь ощущения непосредственности, а использование новой техники масляной живописи позволяет мастеру добиться глубины и звучности цвета, прозрачной легкости теней и тончайшей моделировки, благодаря которой тела и драпировки приобрели живописную осязательность.

Со временем мастерство художника совершенствовалось. Накладывая слой масляной краски поверх другого, он создавал тонкую дымку, что придавало туманность картине, что не отвечало строгости формы традиционного полотна. Эту технику он называл "окутывание дымкой". Он также использовал светлые и темные цвета близко друг к другу, чтобы картина выглядела более естественно.

Леонардо да Винчи.Биография. Юность.


Юность Леонардо- Ученик поправляет учителя- Чу­довище, обратившее в бегство синьора Пьетро- Ми­фологические картины- Первые серьезные работы: два «Благовещения»

Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя. Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. В детстве маль­чик уже славился умением рисовать карикатуры. Кроме наук и искусств, он в молодости много занимался фи­зическими упражнениями, превосходно ездил верхом, отлично косил и рубил дрова. «Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах»,- пишет о нем один биограф. Отличный товарищ в кругу молодых людей, Леонардо имел многих друзей, но еще больше того любил общество прекрасных флорентинок, у которых пользовался большим успехом. Все было на стороне юного художника: красота, сила, ловкость в тан­цах, все, что нравилось и нравится женщинам, к тому же выдающиеся и привлекательные таланты -живопись, музыка, даже поэзия.

Леонардо бывал на всех балах, на всех концертах, участвовал во всех блестящих каваль­кадах; его прозвали волшебником за умение очаровывать общество. Он сочинял мелодии для танцев, писал слова и составлял музыку для серенад, импро­визировал сонеты, из которых сохранился только один - элегического, скорее философского, чем любовного, характера. Несколько эксцентричная и капризная натура юноши, избалованного женщинами, сказывается в словах сонета: поэт плачет после того, как получил предмет своих пламенных желаний. «Самый красивый мужчина во всей Флоренции»,- говорили о нем не только жен­щины, но и его первые биографы, и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила. Мужественная сила соединилась в нем с почти женствен­ной тонкостью черт лица; густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повели­тельные» брови, высокий открытый лоб, несколько на­смешливая улыбка, выхоленные руки, одинаково владев­шие шпагой и кистью, нога патриция, которой восхи­щались дамы и которой повиновались самые строптивые кони.

Этот юноша вел самую разнообразную жизнь; нельзя сказать, чтобы беспорядочную, потому что она была вполне во нравах того веселого времени и еще более потому, что Леонардо умел из самой этой жизни извле­кать художественный материал. Было в его натуре, без сомнения, много эксцентричного: так, например, он лю­бил писать на манер восточных народов, то есть от правой руки к левой. Леонардо с одинаковым жаром предавался науке, искусству, забавам, любви. Его знала вся Флоренция, и часто этот весельчак, превращаясь в серьезного мечтателя, задумчиво блуждал по улицам города, в мягкой суконной шляпе, темном плаще, мод­ных кожаных башмаках и всегда с записной книжкой за поясом: сюда он вносил заметки о виденном и слы­шанном, здесь же набрасывал первые грубые эскизы.

Леонардо много учился и много влюблялся, но его лучшей учительницей и самой дорогой любовницей была природа. «Одна только природа наставница высших умов»,- сказал он, предвосхищая мысль Бэкона. Но надо не только наблюдать, а также размышлять о наблю­даемом, «Теория - полководец, практика - солдаты»,- сказал Леонардо и на деле всегда следовал этому изречению.

Такой ученик был более чем достоин иметь учителем Вероккьо, Андреа Вероккьо, впрочем, вполне заслужил репута­цию, которою пользовался. К ученикам он относился, как к своим детям, принимал бедных наравне с бога­тыми. Разносторонностью своих способностей Вероккьо несколько приближался к гениальному ученику; подобно ему, он занимался не только скульптурой, живописью и резьбой, но и музыкой. Звуки арфы постоянно разда­вались в его мастерской. Что касается манеры живописи Вероккьо, его краски несколько резки и сухи - ремесло ювелира наложило на них известный отпечаток: многие из картин Вероккьо как будто вырезаны на серебре и золоте.

Но такие гениальные натуры, какою обладал Леонар­до, не усваивают чужой манеры - ни хорошей, ни дур­ной: они создают свою собственную. Учителя дают им лишь некоторый практический навык.

Кроме Вероккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей. Один из них - Лука делла Роббиа, родона­чальник целой семьи художников, прославившихся пре­красными работами из фарфора. Рельефы Луки делла Роббиа, как, например, его «Платон, спорящий с Ари­стотелем», стали почти классическими, и весьма многие из рисунков и даже картин Леонардо да Винчи нари­сованы и написаны, очевидно, под впечатлением ра­бот делла Роббиа. Другой - Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей. Из старших соучеников Леонардо на него по­влиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий живописец-поэт, мечтательный идеалист, лю­бивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия. Что касается знаменитого Перуджино, бывшего сверстником и соучеником Леонардо, то в молодости ОН далеко отставал от да Винчи, и в первых его картинах нет и следа мечтательного пафоса, которым он так прославился впоследствии.

Первой серьезной работой Леонардо да Винчи было изображение одного из двух ангелов, фигурирующих на лучшей из картин его учителя Вероккьо, и именно Вазари. По его словам, дело было так. Написав Иоанна Крестителя и Христа, Вероккьо хотел во что бы то ни стало изобразить двух ангелов, благоговейно со­зерцающих происходящее в их присутствии великое со­бытие. После долгих неудачных попыток Вероккьо изо­брел одного ангела, нельзя сказать, чтобы весьма удачно; но другой положительно не удавался, и художник вре­менно оставил картину недоконченной. Воспользовав­шись отсутствием учителя, Леонардо, в то время еще мальчик, взял кисть и нарисовал другого ангела. Воз­вратившись и увидя работу ученика, Вероккьо был так изумлен, что воскликнул: «Если ты, почти не учившись, сразу превзошел меня, возьми мою палитру, а я опять возьмусь за резьбу».

Все это вполне правдоподобно, но Вазари, для вящего восхваления Леонардо, добавил, что с этих пор Вероккьо, будто бы не брал более в руки кисти и занялся исключительно ювелирным искусством и скульптурой. Это очевидное преувеличение, но зато, с другой стороны, новейшие исследования показали, что, не ограничившись фигурой ангела, мальчик-живописец переделал и усовершенствовал почти всю картину учи­теля, начиная с фигуры Христа и оканчивая руками первого, написанного учителем, ангела. Что касается второго, вполне не удавшегося Вероккьо ангела, то Лео­нардо попросту замазал его краской - следы этой работы замечаются до сих пор на картине - и сверху написал другого. Тропический ландшафт также, по всей вероят­ности, принадлежит Леонардо, и из-под скал и воды, виднеющейся вдали, еще ясно заметны следы первона­чального ландшафта, написанного Вероккьо. Только фигура Иоанна Крестителя, по-видимому, принадлежит исключительно Вероккьо и без сомнения составляет венец его художественного творчества.

По отношению к истории развития Леонардо да Винчи главный интерес картины сосредотачивается, без сомнения, на фигурах обоих ангелов. Внимательное изучение их дает полную возможность сравнить учителя с учеником, и сравнение оказывается, безусловно, в пользу гениального мальчика. Инстинктом и размышлением он угадал и оценил все ошибки учителя и избегал их. Ангел Вероккьо - детская фигура неопределенного пола с некрасивым толстым носиком, калмыцкими бро­вями, глуповатыми глазами, тарелкообразным грубым сиянием и в неуклюже намалеванном одеянии, вроде тех, какие носят мальчики на католических религиозных празднествах. Он вовсе не видит крещения и вопроси­тельно-недоумевающе смотрит на другого ангела.

Этот другой ангел, написанный юным Леонардо, в од­но и то же время и реальнее, и идеальнее своего товарища. Реальнее потому, что представляет результат внимательного наблюдения настоящих детских лиц. Это сборный тип прекрасных 11-12-летних флорентийских девочек, с которыми еще недавно играл Леонардо. Иде­альнее-по красоте и выразительности. Мечтательный, серьезный, умно удивленный и понимающий всю важ­ность и значение происходящего, взор этого ангела впол­не гармонирует с общей идеей картины. Роскошные локоны, увенчанные, как дымкой, тонким, прозрачным сиянием; пластически очерченные, резкие, но вполне естественные складки одежды - во всем видны уже при­знаки будущей манеры Леонардо. Даже непринужден­ность позы по сравнению с деревянной позой первого ангела указывает на различие между свободным гением и талантливым техником. Картина находится в настоящее время во Флорентийской академии. Она была написана по заказу одного монастыря - монахи в то время давали большой заработок художникам.

Старинный биограф Леонардо да Винчи, Вазари, сообщает любопытный рассказ, из которого видно, каким образом Леонардо брал уроки у своей лучшей наставницы - природы. Ещё мальчиком Леонардо понял, что даже ужасное и чудовищное, поскольку оно может быть предметом художественного творчества, должно быть не рабским воспроизведением природы и не плодом ничем не обузданной фантазии, а синтезом того, что наблюдается в природе. "Синьор Петро да Винчи,-повествует Вазари,-на­ходясь в деревне, встретил одного крестьянина, который попросил его отвезти во Флоренцию вырезанную им самим из фигового дерева круглую доску и отдать там живописцу, чтобы тот намалевал на ней вывеску. Отец Леонардо охотно согласился, так как часто пользовался этим крестьянином для своих целей, во время рыбной ловли и на охоте, потому что этот человек был весьма искусным рыболовом и птицеловом.

Приехав во Флоренцию с этой вывеской, Пьетро поручил своему сыну нарисовать на ней что-нибудь особенное, не сказав, зачем и для кого. Леонардо взял доску и, видя, что она была весьма грубо выстрогана и крива, выправил ее на огне и дал точильщику обточить и отполировать. Наведя затем на нее белила и приготовив по своему вкусу, Леонардо стал обсуждать, что бы такое нарисовать? Он остановился на мысли изобразить нечто ужасное, более чудовищное, чем Медуза древних. Задавшись этой целью, он поселился в уединенном месте и стал собирать всякого рода чудовищных и странных животных, кузне­чиков, саранчу, летучих мышей, змей, ящериц. Он рас­положил все это таким странным и вместе с тем остроумным образом, что составил из них ужасное чудовище, вы­ползающее из мрачной расщепленной скалы. Казалось, что дыхание этого чудовища заражало и воспламеняло воздух, черный яд вытекал из его пасти, глаза метали искры, дым клубился, выходя из широко раскрытых ноздрей. Во время этой работы Леонардо много стра­дал от смрада, распространявшегося от всех этих мерт­вых животных; по его рвение превозмогало всякие препятствия.

Между тем, ни отец Леонардо, ни крестьянин не требовали вывески, может быть, оба забыли о ней. Леонардо предупредил с-ра Пьетро, что работа готова и что отец может прислать за ней. С-р Пьетро явился сам однажды утром в мастерскую сына. Он постучал, Леонардо отворил и просил подождать, так как надо поставить вывеску на подставку и осветить надлежащим образом. Осветив свою картину яркими лучами света, сын попросил отца войти. Отец, увидя это чудовище и забыв о цели своего посещения, не мог поверить тому, что видит только картину, и бросился бежать. Леонардо удержал его и сказал: "Отец, эта картина производит как раз такое впечатление, какого я ожидал; возьмите же ее". С-р Пьетро был восхищен. Он потихоньку купил у одного лавочника другую вывеску, на которой было изображено сердце, пронзенное стрелой, и подарил крестьянину, который на всю жизнь остался благодарным за этот дар. А добрый отец, не говоря ни слова, продал картину сына флорентийским купцам за сто дукатов, эти же купцы вскоре получили за нее от миланского герцога втрое более».

Преимущественное внимание юного Леонардо было всегда обращено на изучение человека, причем он на­блюдал, где мог, и все, что мог, и, Не ограничиваясь наблюдениями, производил даже настоящие художествен­ные опыты. Об этих наблюдениях и опытах сохранилось много анекдотов. Леонардо любил бродить по городским площадям, вмешиваясь в толпу торгующего или гуляю­щего народа, и всюду высматривал, не найдется ли какой-нибудь странной головы, с необычными чертами лица или редкой формой бороды. Увидев подобную фигуру, он нередко целый час следил за таким челове­ком, стараясь запечатлеть в своем уме черты его лица и, возвращаясь домой, рисовал его по памяти. Часто также Леонардо отправлялся на рынок, где торговали крестьяне, выбирал между ними наиболее поражавшие его фигуры, приглашал их к себе домой и угощал на славу. Расположив их, таким образом, в свою пользу, Леонардо рассказывал им уморительнейшие истории, до­водя их до того, что гости надрывали, как говорится, животики от смеха; или же он старался вызвать в своих добровольных натурщиках чувство страха, внезапно вы­нимая из-под плаща фантастических животных, вылепленных им из воска и двигавшихся по столу вследствие движения наполнявшей их внутренность ртути.

Иногда также Леонардо, любивший физические опыты, брал препараты из птичьих внутренностей, которые казались простыми клубками, затем наполнял их искусственно вгоняемым воздухом до такой степени, что, принимая чудовищные размеры, они, казалось, готовы были занять всю комнату. Простоватые зрители, видя в этом демо­ническую силу, в ужасе прятались или принимали естественнодраматические позы. Как только крестьяне ухо­дили, Леонардо, все время внимательно наблюдавший за их жестами, позами и выражениями лиц, поспешно брал уголь, перо или кисть и набрасывал свои впечатления. Страсть к наблюдению результатов сильных ощущений доходила у Леонардо до такой степени, что он нарочно отправлялся на площади, где совершались казни,- при­сматриваться к выражению лиц преступников и зрителей. Эти вполне исторические анекдоты о Леонардо до­полняются многочисленными сохранившимися до нашего времени рисунками и эскизами, по которым можно получить понятие о том, как велика и разнообразна была черновая работа великого художника.

В самые первые годы его вполне самостоятельной деятельности, в начале 70-х годов XV столетия, Леонардо усиленно учился и нарисовал множество эскизов и этюдов, из которых особенно важны головки, по преимуществу жен­ские. Почти каждая из таких головок выражает какое-нибудь чувство - то тихую грусть, то благоговение, то радостную надежду. Но и в чисто техническом отноше­нии эти ранние рисунки Леонардо имеют важное значе­ние. Вместо того, чтобы, по тогдашнему обычаю, об­рабатывать рисунок перекрестными штрихами, Леонар­до употребляет тонкие параллельные штрихи. Наблюдая природу, изучая эффекты света и теней, Леонардо убе­дился, что в природе почти нет резко ограниченных линий, и вместо них он пользуется переливами и полу­тенями. По словам самого Леонардо, переход от света к тени «подобен дыму».

Там, где Леонардо чувствовал недостаток в живых моделях, он старался пополнить его моделями искусст­венными. Впрочем, такие модели он делал постоянно для того, чтобы вернее соблюсти условия освещения и перспективы. Живописец постоянно призывал на по­мощь скульптора. Изучив тот или иной человеческий тип, набросав несколько первых грубых эскизов, Лео­нардо брал глину или гипс и лепил модель. Работая таким образом, он-первый из художников всего ми­ра - постиг в совершенстве искусство распределения света и теней.

Склонность к изображению причудливого и эксцент­ричного, часто свойственная юношескому возрасту Леонардо, никогда не переходила в нем за должные пределы, и, обладая богатой фантазией и живым юмором, он не стал ни автором многочисленных сюжетов, ни карика­туристом. Счеты с мифологией Леонардо покончил еще в первом флорентийском периоде своей деятельности, когда он нарисовал, между прочим, голову Медузы и Нептуна во время бури, окруженного всеми атрибутами его власти, на колеснице, влекомой морскими конями, и со свитой очаровательных нимф. Картина эта погибла, но современники отзывались о ней с восторженными похвалами. Морской бог, казалось, дышал, море бурно волновалось, обрызгивая пеной дельфинов и акул. Один из современных поэтов воспел картину латинскими сти­хами, которые в переводе означают: «Вергилий и Гомер нарисовали Нептуна, направляю­щего бег своих коней по широкошумным волнам бурного моря. Оба поэта умственно созерцали бога: но Винчи лицезрел его очами и победил их обоих».

О карикатурах, нарисованных Леонардо да Винчи в различные периоды его жизни, говорили очень много и еще более старались отыскать их даже там, где их не было. Можно указать на целый ряд карикатур, припи­сываемых да Винчи положительно без всякого серьезного основания. Несомненно, однако, что Леонардо имел из­вестную склонность к юмору. «Надо, если возможно, заставить смеяться даже мертвецов»,- сказал он однаж­ды. Великолепные офорты графа Кэлюса дают лишь слабое понятие о смеющихся лицах, изображенных Лео­нардо: надо видеть хотя некоторые из них в оригинале, например в Лувре или в Виндзоре, чтобы убедиться в том, как искусно умел Леонардо комбинировать раз­ные естественные недостатки, стараясь при этом выразить какую-нибудь душевную страсть - скупость, рев­ность, зависть.

Все эти мелкие сюжеты были, однако, не более как этюдами. Настоящим поприщем Леонардо должны были стать крупные исторические сюжеты, в том числе, со­гласно требованиям того времени, также и сюжеты из Ветхого и Нового Завета. В числе самых ранних произ­ведений Леонардо находятся сюжеты, так сказать, вво­дящие в Ветхий и Новый Завет - «Адам и Ева», с одной стороны, и «Благовещение» - с другой. Картон, изобра­жавший грехопадение, к сожалению, пропал. По словам Вазари, «юному Леонардо поручили нарисовать картон, который должен был послужить моделью для фландрских ткачей, получивших от португальского короля заказ сде­лать шелковый златотканый занавес. Картон изображал Адама и Еву в момент грехопадения. Для украшения картона Леонардо изобразил множество животных на лугу, испещренном тысячами цветов, которые были изо­бражены им с поразительной точностью и необычайной правдивостью. Листья и ветви фигового дерева были исполнены с таким терпением и такой любовью, что просто нельзя не подивиться удивительному постоянству этого таланта. Здесь же изображена пальма, которой он сумел придать такую гибкость благодаря удачному рас­положению и совершенной гармонии кривизны ее листь­ев, что никто не достиг подобного совершенства».

Более посчастливилось «Благовещению»: сохранились две картины Леонардо, написанные на этот сюжет.

Первая из них, находящаяся теперь в Лувре, бы­ла написана да Винчи в восемнадцатилетнем возрасте (1470 год) и может считаться его первым крупным про­изведением. Для того, чтобы оценить картину не с со­временной, а с исторической точки зрения, необходимо сравнить эту юношескую работу с лучшими произведе­ниями на ту же тему, вышедшими из рук художников первой половины пятнадцатого столетия. Стоит посмо­треть, например, сначала на картину талантливого Филиппо Липли, все еще не сумевшего освободиться от рутины, требовавшей чисто условного изображения еван­гельских эпизодов. У Филиппо Липли мы видим тра­диционную богато убранную комнату, Святая Дева стоит в полумонашеском облачении и застывшей позе. Это хорошая икона, но еще не художественное произведение.

Леонардо да Винчи в своей первой картине «Благовещение» уже старается, по возможности, обойтись без всякого символизма и заменяет сухую аллегорию дви­жением и жизнью. Мы не видим ни херувимов, витающих под потолком на картинах многих прежних худож­ников, ни Святого Духа в виде голубя, ни неизвестно откуда появившихся в комнате облаков. Со смелостью, свойственной юному гению, Леонардо впервые решает перенести место действия на свежий воздух, под открытое небо, что дает ему возможность обставить действие прекрасным пейзажем. Святая Дева изображена реально, с сохранением еврейского типа. Преклонив колени, бла­гоговейно скрестив руки на груди, опустив глаза, она слушает ангела, который с радостной и немножко лу­кавой улыбкой сообщает ей Благую Весть. Только крылья ангела и два поднятые пальца согла­суются вполне с традицией итальянских иконописцев. Но чудный дерн, но цветущие лилии, веселый пейзаж; живописные группы дерев, река, окаймленная холмами,- все эти подробности, дополняющие впечатление, при­надлежат счастливому воображению художника.

На этом, однако, не остановился Леонардо. Два года спустя он берется за тот же сюжет (1472 год) и подго­тавливается к работе, рисуя новые эскизы головок Ма­донны и ангела; дивная голова Мадонны из этого пери­ода хранится во Флоренции. Трудно сказать, чему здесь более следует удивляться,-правильности ли черт лица прекрасного североитальянского типа, или роскошным кудрям, небрежно, но грациозно падающим на плечи и прикрывающим виски, или, наконец, чувствуемой ду­шевной красоте наивной Девы Марии, едва осмеливаю­щейся смотреть из-под полуопущенных век. Чрезвычайно добросовестна и тщательна отделка подробностей, не исключая красивого головного убора с жемчужной диаде­мой во флорентийском вкусе. Леонардо было в то время двадцать лет, и кто знает, какая дева вдохновила его артистическую душу?

Окончательным плодом этого вдохновения была вто­рая картина «Благовещение», хранящаяся во Флоренции. По сравнению с первой здесь- новый шаг вперед. Ангел уже не улыбается лукаво, он стал серьезен и задумчив, недаром сам Леонардо состарился на два года. Зато Святая Дева значительно помолодела. Это уже не еврей­ская женщина лет двадцати, как на первой картине, а совершенно еще юная флорентийская красавица. Ра­достно-удивленно слушает она серьезные, почти непо­нятные ей слова ангела. Невольным движением руки отстраняет она Благую Весть, которая ее столько же радует, сколько и пугает. Пейзажная рамка почти та же, что и в первой картине: тот же душистый дерн и отдаленные кипарисы, ещё дальше - вода и скалы. Стена дома, близ которого происходит действие, отделана тщательнее и с еще большим, чем прежде, знанием пер­спективы, а столик, на котором лежала книга,- ангел застал Деву во время чтения,-простой и безыскусст­венный на первой картине, превратился на этот раз в чудо художественной отделки. С такой же любовью написаны малейшие складки платья Девы, превосходно обрисовывающего ее грациозную фигуру и девический стан.