Гринев и швабрин герои повести капитанская дочка. Характеристики Гринева и Швабрина. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. Отношение Швабрина к Пугачеву

Олимпиада по литературоведению

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания разных уровней сложности. Рекомендуем оформить ответы в качестве отдельного текстового документа (Microsoft Word). Обязательно сохраняйте текст самого задания.

Ответы (в виде документа Microsoft Word) принимаются до 18.03.2012 по адресу [email protected]

Объявление победителей и вручение призов состоится 22 марта в 15:00 на Дне Открытых дверей филологического факультета по адресу пр. Ленина 34, ауд. 26

Удачи!

Задание 1

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно):

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами , то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочитайте текст в рамке и ответьте на вопросы к нему:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Задание 2

А) Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был , там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

1.2 Я там был; мед, пиво пил -

И усы лишь обмочил.

Б) Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Найдите в нем эпитет и мотивируйте своё решение:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

В) Литература и другие виды искусства.

Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым? Перечислите названия картин и поясните , какие именно сказки они иллюстрируют.

Задание 3

Перед Вами отрывки из стихотворных произведений. Найдите в предложенных отрывках тропы и объясните, зачем, на Ваш взгляд, в каждом конкретном случае авторы использовали их***?

В небе, полном звезд, ляжет наш путь.

В мире, полном любви , сможем сомкнуть

Квартет наших мудрых и ласковых рук,

Забвенью придав все тревоги разлук… (С. Я. Сурганова)

Когда идет дождь, когда в глаза свет

Проходящих мимо машин , и никого нет.

Hа дорожных столбах венки

Как маяки прожитых лет… (Ю. Ю. Шевчук)

Kpики чaйки нa белой стене,

Окольцовaнной чеpной луной,

Hapисуй что-нибудь нa окне

И шепни нa пpощaнье pекой... (Ю. Ю. Шевчук)

И две тысячи лет - война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых ,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце...
(В.Р. Цой)

Разочарованные фильмом,

Очарованные небом глаза.

(З. Т. Рамазанова)

Задание 4

В русском языке есть устойчивые выражения , называемые фразеологизмами.

А) Расскажите, что это такое (дайте определение)

Б) Объясните, зачем, на Ваш взгляд, подобные выражения могут использоваться в текстах различных жанров и направлений, приведите примеры***.

В) Выполните следующие задания с фразеологизмами:

1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

бить баклуши;

сломя голову;

в час по чайной ложке;

водить за нос;

себе на уме.

2) Подберите к данным выражениям фразеологические синонимы :

бить баклуши;

в чем душа держится

3) Подберите к данным выражениям фразеологические антонимы:

кот наплакал;

спустя рукава;

как кошка с собакой;

за словом в карман не полезет;

от горшка два вершка.

*** Постарайтесь дать развернутый , максимально полный ответ.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2009-2010 уч.года

по литературе.

Ответы.

6 класс

Максимальное количество баллов - 50

1в, 2д, 3б, 4г,5а, 6е

2.Дайте определение загадки.

Загадка – краткое поэтическое иносказательное описание какого-либо предмета или явление, которое нужно узнать

Отгадайте загадки:

А)Дождь б) снег в) Дорога

3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем, а человек -уменьем

Б)Где жить- там и слыть

В) Слово серебро, а молчанье-золото

Г) Сто человек- сто мнений

Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: Назовите фамилии этих художников. – М. Васнецов, И.Билибин

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл, это старейший жанр литературы. Возник еще в Древней Греции. Басни в русской литературе мы находим у МЛомоносова, А.Сумарокова, В.Майкова, И.А.Крылова

хорей

А.СПушкин

М.Ю.Лермонтов

Л.Н.Толстой

10.

а) нет

б) да

В) да

Г) нет

Д) да

11.

При оценке творческой работы учитывается:

    глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);

    композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);

    оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);

    эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);

    соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).

Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывалась, но не оценивалась, объём работ не регламентировался.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

2009-2010 уч.года

по литературе

6 класс

Время выполнения заданий – 1,5 часа

Максимальное количество баллов - 50

    Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

Летопись

«Лошадиная фамилия»

«Повесть временных лет»

«Каша из топора»

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

2.Дайте определение загадки.

Отгадайте загадки:

А)Шел долговяз, в сыру землю увяз

Б) Скатерть бела весь свет одела.

В)До неба достанет, а от земли не видать

Максимальное количество баллов-4

3.Закончите пословицы:

А)Красна птица перьем..

Б)Где жить.…

В) Слово серебро…

Г) Сто человек-

Максимальное количество баллов-4

4.Русские художники написали картины к русским народным сказкам: «Снегурочка», «Алёнушка», «Иван-царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Царевна», «Пёрышко Финиста – Ясного сокола», «Царевна-лягушка», «Сестрица Алёнушка», «Белая уточка», «Сказка об Иване-царевиче,Жар-птице и сером волке». Назовите фамилии этих художников.

Максимальное количество баллов-2

5.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество баллов- 4

7. Приведите из басен И.А.Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.

Максимальное количество баллов – по 0.5 балла, если указана пословица, по одному баллу, если указано название басни

8. Определите, каким стихотворным размером написано стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Максимальное количество баллов - 1

9. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

10. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5

11. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.

Максимальное количество баллов-10

Олимпиада по литературе

6 класс

Подготовила: учитель русского языка

и литературы КОУ КШИ ВО

«Борисоглебский кадетский корпус»

Луценко Елена Викторовна

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

Летопись

«Лошадиная фамилия»

Басня

«Кубок»

Баллада

«Повесть временных лет»

Сказка

«Каша из топора»

Рассказ

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

2. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов – 5

4 Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

1) Агния а) Есенин

2) Астрид б) Пришвин

3) Сергей Александрович в) Куприн

4) Александр Иванович г) Маршак

5) Александр Сергеевич д)Линдгрен

6) Константин Георгиевич е) Родари

7) Джанни ё) Астафьев

8) Виктор Петрович ж) Барто

9) Самуил Яковлевич з) Паустовский

10) Михаил Михайлович и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

2) Разговор двух и более лиц. б) пейзаж

3) Созвучие концов строк. в)диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория 8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ. По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

(сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

7.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым?

По 1 баллу за факт

8.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? Максимальное количество баллов – 1

1. … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

2 Я там был; мед, пиво пил –

9. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

А) сабля и ранец

Б) волшебные волоски из бороды

В) ячменное семечко в цветочном горшке

Г) разбитое корыто

Д) говорящее чудесное зеркало

10 ..Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

11.По данным примерам определите вид тропа.

1) «Рыцарь дрался как лев»

2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5)«Мужичок с ноготок»

6) «Исчезла грусти тень»

7) «Отговорила роща золотая»

8) «Побледневшие звезды»

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»

10)«Голод вооружал их храбростью»

11) «Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»

12. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание? 2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста. 3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании? По 1 баллу за факт

13. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.


И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

14. Укажите вид рифмовки.
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

15 . Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.


Ответы к олимпиаде по литературе

6класс

1. 1- В;

2 –Д;

3 –Б;

4 – Г;

5 – А;

6 – Е.

Максимальное количество баллов-6

2. А – Пушкин А.С.

Б – Лермонтов М.Ю.

В – Тостой Л.Н.

Максимальное количество баллов-3

3 . А) нет
Б) да
В) да
Г) нет
Д) да

Максимальное количество баллов-5

4 . 1 –ж

2 –д

3 –а

4 –в

5 –и

6 –з

7 –е

8 –ё

9 –г

10 –б

Максимальное количество баллов-10

5. 1 –б

2 –в

3-а

4 –д

5 –з

6 –ж

7 –г

8 –е

Максимальное количество баллов-8

6. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

7. «Три богатыря», «Иван Царевич на сером воле», «Царевна- лягушка», «Кащей Бессмертный» «Спящая царевна», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Витязь», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Гусляры», Баба Яга», «,Царевна Несмеяна», «Порсле побоища Игоря Святославовича с половцами».

По 1 баллу за факт

8 . Отрывки из сказок. Элемент композиции сказок называется концовка.

Максимальное количество баллов-1

9 . А) сабля и ранец – солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»

Б) волшебные волоски из бороды — старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина

В) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Г) разбитое корыто – старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

Максимальное количество баллов- 15 баллов(за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

10. . Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл,. Басня - один из древнейших литературных жанров Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (

Максимальное количество баллов- 4

11 1)Сравнение.2)Литота.3)Метафора.4)Эпитет.5)Литота.6)Метафора.7)Олицетворение.

8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение.

По 1 баллу за факт (12 баллов)

12. Анализ текста.

1)Пейзаж.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

1 балл за факт

13. Полковник наш рожден был хватом.

ХВАТ — ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Максимальное количество баллов-2

14 Рифма –парная

Максимальное количество баллов-1

15. При оценке творческой работы учитывается:
глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..

Максимальное количество баллов-10

Творчество А.С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза - «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Петра». П.А. Писемский так характеризовал этот этап творчества Александра Сергеевича: «труд многосложный, многообъемлющий, почти всеобъемлющий».

В январе 1832 года Александр Сергеевич сделал первый набросок исторической повести «Капитанская дочка». В ней главные герои Гринев, Маша и Швабрин. Оба главных героя любили Машу Миронову, но взаимностью она отвечала только одному из них, Гриневу.

Оба обладателя сердец, любящих капитанскую дочку, были сильными личностями. Оба были молоды и в чем-то по-своему талантливы. Гринев в отличие от Швабрина отличался привлекательной внешностью. Внешность Алексея Ивановича мы видим глазами Петра Гринева, который познакомился с ним в первое утро своего пребывания в Белорусской крепости:

«Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

Швабрина смело можно назвать антиподом Петра. Несмотря на присущий этому герою ум, умными выводами и высказываниями не отличается. Единственное, что постоянно срывается с его уст: насмешки, смешанные с презрительностью. О Маше отзывается крайне оскорбительно, как о дурочке, помимо этого лично распускает о ней грязные слухи. Не отличается Швабрин и высокими духовными качествами, а, наоборот, проявляет высшую меру бесчестия.

Алексей Иванович часто обманывал Гринева и открыто издевался над ним. Например, рассказывая Петруше о семье его избранницы и о не самой, он больше врал, чем говорил правды. Сначала Гринев думал, что это шутка:

«Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца» …

Но чем дольше это продолжалось, тем меньше веселило и все чаще надоедало:

«Час от часу его беседа становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

Хорошо описывает расположение Швабрина и Гринева к Марии в момент чтения авторского стихотворения Петруши. Прочитав Алексею Ивановичу плод своего труда, рожденного благодаря любовным порывам, Петруша ждет похвалы, но к великому своему изумлению видит перед собой другого Швабрина. Вместо обыкновенно снисходительного товарища перед ним предстает решительный и резкий в своих суждениях критик.

«Он взял у меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом».

Швабрин смеется над искренними чувствами Гринева, давая совет подарить Маше вместо любовного послания серьги. Этим он принижает не только любовь Петруши до низменных желаний, но и клевещет на честь Маши.

«… Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» …

Швабрин, оскорбляя Машу, хотел разорвать взаимную любовь между девушкой и Гриневым, хотел таким подлым способом убрать с дороги своего более удачливого соперника.

Петруша в противовес Швабрину старается добиться расположения Марии справедливостью. Например, во время дуэли Гринев почти побеждает… Однако этому не суждено свершиться, так как Швабрин, как человек без чести, воспользовался тем, что Петруша отвлекся на окрик Савельича, и проткнул ему шпагой грудь.

Вызывая Гринева на дуэль Швабрин был убежден, что юнец не искусен в науке сражений на шпагах… Но осознав, что он проигрывает, поступил, как трус. И здесь мы вновь видим противоречивость характеров двух героев. Так как Гринев предстает перед нами как искренний, смелый человек. Эти качества будут отслеживаться в нем на всем протяжении романа. Теперь давайте отойдем от любовной линии и рассмотрим поведение двух героев во время Пугачевского бунта.

«Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружочек и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» - сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю».

Швабрин переходит на сторону Пугачева не из-за личных взглядов, а из-за страха. Он просто испугался, что Пугачев, после того, как возьмет крепость, убьет его.

Гринев же не позволил себе пойти на такой шаг. Ему не позволили перейти на сторону самозванца такие качества, как честь, любовь и преданность своей Родине. Кроме того, Гриневу, в отличие от Швабрина, была присуща такая черта, как смелость.

Конечно, нельзя сказать, что во всех сценах мы видим в Швабрине сугубо негативного героя. В одном случае он был добр, но этот порыв продлился недолго: в конце концов, в порыве гнева он выдал истинное происхождение Марии Пугачеву.

«А каков Швабрин, Алексей Иванович? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать! А как сказала я про больную племянницу, так он, веришь ли, так взглянул на меня, как бы ножом насквозь; однако не выдал, спасибо ему и за это».

Мужество Петра Андреевича растет и крепнет с каждым новым эпизодом. Нужно отметить и его смелость при попытке спасения из захваченной Белогородской крепости его суженой, которую ожидало замужество со Швабриным.

К замужеству с Алексеем Ивановичем Машу склонял новый командир Белогородской крепости, который самолично и являлся Швабриным. Находясь в новом чине, позволяющем ему командовать, Швабрин стал угрожать Мироновой. Он понимал, что по-честному за него она не выйдет. Но не так слаба сила любви молодого сердца, чтобы какой-то трус, предатель, лжец, смог ее разорвать. Бесчестное поведение Швабрина понимает и Пугачев, он хочет наказать Алексея Ивановича, но тот валяется в ногах, полностью теряя чувство достоинства. Понимая недостойное поведение назначенного им командира, Пугачев отдает приказ об освобождении Маши. Уезжая из крепости с Машей Гринев, видит своего бывшего товарища униженным, но не чувствует торжества: он не злорадствует, а с прискорбием отворачивается.

В романе «Капитанская дочка» было все: любовь, смерть, доброта, злоба, предательство и смелость. Мы видим, что Пушкин очерчивает прямую связь между подлостью, бесчестием и позором, проводит аналогичную линию между смелостью, честью и умением быть благодарным.

Каждое произведение, независимо от выбора темы, жанра, художественных средств, всегда обращено к человеку, к его поступкам, внутренним качествам, к обстоятельствам, способным изменить жизнь.

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин рассказывает об исторических событиях 18 века. Россия была охвачена Пугачёвским восстанием. Автор показывает, как проявляют себя люди в трудную минуту, какую цену для каждого имеют честь, достоинство, жизнь.

«Береги честь смолоду» – такой эпиграф выбрал для повести автор. Прежде всего, здесь говорится о чести русского дворянина. Главные герои повести – два офицера, служившие в Белогорской крепости. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что значит честь офицера, человеческое достоинство.

Белогорская крепость, куда на службу был направлен Пётр Гринёв, сначала показалась ему местом скучным и унылым: «…простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней…». Поэтому Пётр был рад встретить Алексея Иваныча Швабрина, которого за дуэль выписали из гвардии в Белогорскую крепость.

При первом знакомстве Гринёву понравился Швабрин: молодой, умный, весёлый, острый на язык. Но вскоре Пётр почувствовал излишнюю язвительность нового знакомого. Алексей Иваныч распускал сплетни о якобы тайной связи Василисы Егоровны и гарнизонного поручика.

Приятельские отношения Швабрина и Гринёва закончились, как только между ними встала дочь коменданта Маша Миронова. Когда-то Швабрин сватался к Маше, но получил отказ. И с тех пор затаил на неё обиду. Именно поэтому, как только оскорблённый Алексей Иваныч увидел взаимную симпатию Гринёва и Маши, он проявил подлость, попытавшись разлучить влюблённых. Швабрин отозвался о ней как о «совершенной дурочке», хотя, напротив, Маша была рассудительная, нежная, отзывчивая, кроткая. Бесчестно поступил Швабрин, открыто посмеявшись над песенкой Гринёва.

Видимо этот герой привык все конфликты решать силой. Он был старше и хитрее Петруши, знал о его горячности, вспыльчивости и добился, чтобы юноша вызвал Швабрина на дуэль. Гринёв же не мог терпеть оскорбления чести Маши, насмешек над своими романтическими чувствами.

В каждом поступке Швабрина ощущается хитрость, желание отомстить, малодушие. Для него важна лишь собственная выгода. Гринёв догадался, кто написал его отцу о дуэли и ранении, ведь Швабрина не оставляла мысль любым способом устранить соперника. Марья Ивановна отвергла Швабрина, так как тоже чувствовала его недоброе сердце: «Он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, что и я ему так же не нравилась».

В отношениях с Емельяном Пугачёвыми Гринёв и Швабрин также ведут себя по-разному. Во-первых, Швабрин оказался предателем, перешёл на сторону самозванца, так как под его защитой мог какое-то время находиться в безопасности. Гринёв, узнав об этом, испытывал к Швабрину только презрение.

Оба офицера находились в одинаковых условиях: оба в любой момент могли быть повешенными. Но Швабрин стал слугой разбойника, истоптав в грязи дворянское имя и воинскую честь. Пётр же был с Пугачёвым всегда честен, искренен: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу... велят идти против тебя – пойду, делать нечего». Этот герой был спасён от смерти, но чести своей не уронил.

Швабрин повёл себя как настоящий мерзавец, тайно посадив Машу под замок на хлеб и воду. Позже, когда подлый поступок стал известен Пугачёву, Швабрин, стараясь выслужиться, как верный пёс перед своим господином, рассказал о происхождении бедной девушки. Это могло привести к верной гибели и её, и Гринёва. Но Пётр, стараясь защитить возлюбленную, снова открыто объяснил Пугачёву: «Сам ты рассуди… можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы её загрызли. Ничто бы её не спасло!». «Государь» в очередной раз отпустил Гринёва и даже по-отечески благословил его и Машу.

Когда Пугачёв и все его сподвижники попали в руки властей, Швабрин оклеветал Гринёва. Его также арестовали и обвинили в сговоре с самозванцем. На суде Петр держался, как всегда, с достоинством. А поведение Швабрина снова было предсказуемым. Хотя тот мог и должен был выступить не с обвинительной, а защитной речью, восстановить свою честь, очистить совесть. Эта сцена показала, что Гринёв – до конца верный присяге, доблестный офицер, а Швабрин – себялюбивый, подлый, бесчестный изменник, ценящий только свою жизнь. Каждый герой получил то, что заслужил. Швабрина ждала виселица, а Гринёва – безмятежное счастье с Машей.