Какой элемент анатомии человека носит имя леонардо. Вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. Анатомия в эскизах Леонардо да Винчи

Как не может быть врача без знания анатомии, так не может быть анатомии без ее истории. Знание истории анатомии дает учёному-медику картину развития науки, показывает динамику усложнения научных понятий, роста и накопления объема научных знаний, и, наконец, может предостеречь от ошибок. Биографии и жизненные пути ученых прошлого могут наставить анатомов настоящего и будущего на совершенствование своих знаний, повышение квалификации и более активное участие в научной жизни.

Любопытным и даже странным может показаться тот факт, что сильный и значимый вклад в развитие анатомии средних веков был оказан не деятельностью врача, а художника.

Средние века и эпоха Возрождения - время людей энциклопедических, поистине всеобъемлющих знаний и потрясающих возможностей. Таким человеком и был Леонардо да Винчи, чей творческий гений позволил существенно пересмотреть многие положения анатомической науки, открытые до него.

Леонардо желал, чтобы его имя удержалось в истории как имя выдающегося изобретателя, механизатора и инженера. В итоге мы помним его и как выдающегося художника - картины его известны, пожалуй, повсеместно, - и как выдающегося анатома. Анатома, далекого от медицины и клиники, но проникшего удивительно глубоко в изучении строения человеческого тела.

Цель работы: показать на примере жизненного пути Леонардо Да Винчи прогрессивное развитие анатомической науки, оценив вклад его.

I . Анатомия эпохи Средневековья и Возрождения

Исторически возникновение анатомии как науки было спровоцировано острой потребностью в систематизированных знаниях о строении человеческого тела для грамотного диагностирования и лечения тех или иных заболеваний и травм. Причем возникла эта потребность еще в глубокой древности.

Врачи античного периода могли опираться лишь на собственный эмпирический опыт, который давал им порой неверные и опасные для жизни пациентов советы. Большое негативное влияние на еще зарождающуюся медицинскую науку оказывало и религиозное мракобесие. Поэтому кажется естественным тот факт, что до наших дней дошли имена и научные работы величайших врачей и ученых-естествоиспытателей античности, пытавшихся внести научный и систематический подходы в учение о строение человеческого тела.

В античное время медицина и анатомия перестали быть просто чисто эмпирическими науками. Стала создавать единая система научных анатомических знаний. И если Гиппократ в своих трудах рассматривал, в основном, внешние проявления болезни и методики лечения, диетики и организации здорового образа жизни и графика дня для больного, то Гален, в свою очередь, основываясь на сравнительно-анатомических данных вскрытия животных, описывал уже внутреннее строение человеческого тела, взаимосвязь и функциональную принадлежность тех или иных органов. (За рассуждения о божественном происхождении живого Гален позже, уже в Средние Века, был канонизирован католической церковью. Поэтому и кажется неудивительным факт того, что труды Галена являлись неоспоримой истиной в течение почти полутора тысяч лет).

Достаточное бурное развитие в период античности естественных наук в целом и анатомии в частности прекратилось с распадом Римской империи и наступлением Средневековья.

Период Средневековья характеризуется расцветом христианской религии в Европе и упадком науки. В городах свирепствовали эпидемии - чумы, оспы, лепры и других, неизлечимых в то время заболеваний, вызванных бедственным санитарно-гигиеническим положением. На улицах полыхали костры инквизиции. Любое инакомыслие преследовалось. Практически не проводилось исследований в области анатомии и других медицинских наук. Если перед ученым средневековья возникал тот или иной вопрос - он искал ответ в трудах Гиппократа или Галена - и ограничивался этим.

Завершился период Средневековья с наступлением эпохи Возрождения - эпохи переоценки ценностей, формирования нового мировоззрения; эпохи истинной победы гуманизма.

Эпоха Возрождения вошла в историю не просто как время необычайного взлета всех сторон интеллектуального и художественного человеческого мировосприятия и мировоззрения. Эта эпоха еще и называется «золотым веком анатомии», когдапроисходило становление последней как науки.

«Стремились все - открыть, изобрести,

Найти, создать…

Царила в эти годы

Надежда - вскрыть все таинства природы…» - писал об эпохе Возрождения, или по-другому, Ренессансе - поэт В. Брюсов.

Медицинская профессия - одна из самых гуманных профессий, а анатомия - одна из самыхгуманных наук, так как наиболее тесно, напрямую, связана с человеком, строением его тела и здоровьем. Однако дальнейшее развитие анатомической науки было невозможно без таких «негуманных» методов, как вскрытие человеческих тел.

В ранее и развитое средневековье на пути динамического и прогрессивного развития стояли устрашающие препоны в лице церкви. Был наложен запрет на вскрытие трупов. Всевозможные буллы, подписанные рукой Папы Римского, воспрещали даже приготовление мацерированных костей скелетов умерших в далеких походах крестоносцев. Ученые и медики опасались угодить на костер за богохульство и колдовство.

Долгое времяединственныммедицинским центром в Европе был университет в Салерно, прозванном «городом Гиппократа». Однако изучение анатомии сводилось там к описанию различных частей тела согласно трудам Галена, который допустил огромное количество ошибок, так как мог основываться лишь на эмпирических наблюдениях и анатомии животных. Вскрытия трупов разрешалось проводить лишь один раз в пять лет, согласно эдикту 1238 г. Фридриха II Гогенштауфена.

Труды Галена были канонизированы церковью и в течение почти полутора тысяч лет считались неоспоримой догмой - хотя сам Гален писал, что не следует «доверять сочинениям по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, занимаясь анатомированием из любви к науке».

Естественно, существовала острая необходимость в анатомировании человеческих трупов. Вопрос стоял ребром.

И вот уже начиная с XIV века в Европе медики стали производить тайные анатомирования, за которые многие исследователи поплатились собственными жизнями. Позже были официально разрешены редкие публичные вскрытия. В некоторых европейских университетах подобные мероприятия стали проводиться один или несколько раз в год. Ученые медики позднего средневековья производили публичные церемонии «анатомий», которые сопровождались торжественным зачитыванием текстов таких автором как Гиппократ, Галена и Авиценна. Сама же эта процедура, больше напоминающая религиозное действо, нежели научный эксперимент, должна была демонстрировать незыблемость, правоверность и безошибочность трудов последних.

Анатомия как наука становилась важна не только врачам и другим медицинским работникам. Анатомия жизненно необходима людям искусства - скульпторам и художникам. Именно в эпоху Возрождения как в эпоху расцвета искусств анатомия стала привлекать и художников.

Так пересеклись «линия» развития анатомии и «линия» судьбы Леонардо.

II . Вклад в развитие анатомии Леонардо Да Винчи

Как же способствовал творческий дар и естествоиспытательский пыл Леонардо изучению строения человеческого тела?

Дело в том, что для Леонардо искусство и исследовательская деятельность были взаимодополняющими аспектами постоянного стремления наблюдать и фиксировать внешний вид и внутреннее устройство мира и человека.

В процессе изображения человеческой натуры в живописи или скульптуре, Леонардо да Винчи хотел быть максимально правдоподобным - это позволило бы ему быть не только просто очень реалистичным художником, но и художником особенным и запоминающимся.

Для достижения этого Леонардо потребовалась стройная система анатомических знаний. Воспользовавшись упомянутым выше принципом Галена - не доверять книгам, а доверять своим глазам и рукам при анатомировании - Леонардо приступил к незаконным вскрытиям трупов. Какой же необычайной силой духа, воли и целеустремленности надо было обладать, чтобы пойти на этот шаг, на анатомирование человеческих тел! Ведь, с одной стороны, вскрытие трупов опасно само по себе, а с другой стороны можно было попасться в цепкие лапы инквизиции - и тогда Леонардо ждала бы не мировая слава и призвание, а костер.

Незадолго до смерти Леонардо покаялся кардиналу Арагонскому в том что, что он вскрыл свыше 30 трупов в целях исследования строения и жизни человеческого тела. В этом отношении Леонардо был новатором и опередил еще одного выдающегося анатома Возрождения - Андреаса Везалия на целых 50 лет.

Паоло Джовио, современник Леонардо, писал о нем и проделанной Леонардо да Винчи исследовательской работе: "Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы... Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов".

Леонардо писал об эмоциональной составляющей вскрытий - «И если ты имел бы любовь к этому предмету, тебе, быть может, помешал бы желудок, и если бы он не помешал, то тебе, может быть, помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных мертвецов, четвертованных, ободранных, страшных видом своим …».

По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошла лишь малая часть его анатомических записей и рисунков в виде отдельных листов, которые стали ценными экспонатами государственных и частных художественных коллекций. На сегодняшний день сохранилось более 200 листов анатомических рисунков с пояснениями и изображениями. Это отрывки из его рукописных книжек, которые он всегда носил с собой и в любое время мог оставить в них пришедшую мысль или рисунок.

Интересно, что Леонардо писал не на обычном в его время для людей науки латыни и не на литературном итальянском языке своего времени, а на простом разговорном — volgare.

В то же время Леонардо первым стал использовать анатомические рисунки не для иллюстрации текстов Галена и Гиппократа, но и для самостоятельного изучения анатомии, опередив в этом, в том числе, и уже упомянутого выше Везалия (который, в отличие от Леонардо, не спасся от инквизиции и был сослан).

Из вышесказанного следует отметить, что уже в то время, на грани позднего средневековья и Ренессанса оказалась ясна важность грамотных анатомических рисунков и схем для изучения анатомии. И в этом была его огромная заслуга.

В связис этим можно признать Леонардо да Винчи первым научным иллюстратором анатомии. Анатомические рисунки Леонардо отличаются уникальной точностью для своего времени.

Сам же Леонардо писал оважности иллюстративного материала - «И ты, хотящий словами явить фигуру человека во всех видах ее членения, оставь это намерение, потому что, чем более будешь ты углубляться в описание частей, тем более будешь смущать дух правильности и четкости изображения в них того или иного органа читателя и тем более будешь удалять его от знания описываемых вещей; потому необходимо рисовать и описывать».

Помимо вышесказанного, Леонардо указывал на необходимость повторных и многократных анатомических наблюдений, требует умения не только видеть анатомические факты, но и обобщать их в синтетическом рисунке: « И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того, чтобы получить законченное знание…» («О строении человека и животных»).

III . Достижения и открытия Леонардо в области анатомии

Что же могло интересовать в анатомии человека, какие системы и аппараты органов привлекали наибольшее внимание Леонардо как художника?

Естественно, это, прежде всего опорно-двигательный аппарат, скелет и мускулатура. Леонардо первый правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Он первым в истории науки предположил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков, правильно описал лордозы и кифозы позвоночного столба, угол наклона крестца (а Гален считал крестец прямым, и потому даже назвал в натуре изогнутую прямую кишку прямой - rectum ). Впервые были рассмотренные такие анатомические особенности - наклон и изгибы ребер, столь важные для понимания механизма дыхания, наклонение таза.Леонардо подсчитал, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Авиценной и Галеном, считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей. Так же Леонардо описал ряд анатомических особенностей скелета человека, связанных с прямохождением - например, косое по отношению к вертикали положение бедренной кости.

Леонардо так писал о строении костей: «…ради анатомии костей, которые нужно распилить и показать, какая полая и какая нет, которая мозговая и которая губчатая, и которая снаружи внутри толста и которая тонка, а иная имеет в некоем месте большое истончение, а в ином толста и в ином полая или заполнена костью, мозговая или губчатая» .

Следует особо отметить, что точность передачи строения позвоночника, суставов и костей в работах Леонардо да Винчи сопоставима с современными данными, полученными с помощью передовых средств диагностики, таких как рентген, компьютерная и магнитно-резонансные томографии.

Это то, что касается вклада Леонардо в описательную анатомию скелета. Что же касается вклада Леонардо в синдесмологию и миологию, то следует в первую очередь отметить тот факт, что Да Винчи пытался изучать строение мышц и суставов в нагрузке и тесной взаимосвязи. Таким образом, Леонардо можно считать основателем динамической анатомии, ведь у него был даже составлен план написания обширного трактата, посвященного описанию движений человека и животных.

Рассматривая движения человеческого тела, Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, иннервацию (Да Винчи понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц), питание сосудами и даже способы их прикрепления к скелету и особенности этих прикреплений. Леонардо классифицировал мышцы по величине, силе, форме и характеру сухожилий и способу прикрепления к костям скелета - не напоминает ли современную классификацию мышц, принятую в миологии?

«Природа устроила в человеке служебные мускулы, тянущие сухожилия, которые способы двигать члены сообразно воле и желанию общего чувства, наподобие служителей, распределенных господином по разным провинциям и городам, которые представляют в этих местах и исполняют волю этого господина… Сухожилия с мускулами своими служат нер-вам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы служат общему чувству, как кондотьеры капита-ну; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину » - так описывал Леонардо работу мышечной системы.

Ниже по тексту находим мы указания касательно того, как следует описывать мышечную систему - «Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый — нервов, которые являются носителями ощущения. Затем следует пятый — нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый — рисунком вен и артерий, располагающихся между кожей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше ».

Синдесмологически Леонардо выделял следующие образования - «Мускулы (здесь и далее выделение автора - И.Р.) — служители нервов — притягивают к себе сухожилия, связанные с этими членами наподобие и т. д. Сухожилия — механические приспособления, которые сами по себе не имеют чувствительности, но работают столько, сколько им приказано. Перепонки соединены с мясом и помещены между этим мясом и нервом, а большей частью соединены с хрящами. Связки соединены с сухожилиями и они — разновидность перепонок, каковые связывают сочленения костей и превращаются в хрящи, и их столько в каждом сочленении, сколько сухожилий, движущих это сочленение, и сколько противоположных сухожилий, которые подходят к тому же сочленению, и такие связки соединены и смешаны вместе, помогая друг другу и укрепляя и связывая друг друга. Хрящ — твердое вещество, так сказать, отвердевшее сухожилие или смягченная кость, и всегда помещается между костью и сухожилием, ибо имеет свойство того и другого вещества, и он гибкий, неломкий, и его складка распрямляется сама собой наподобие пружины. Пленкинекие мускулистые частицы , смешанные из мяса, сухожилий и нервов; из этой смеси получается состав, растяжимый в любом направлении; мясосмесь, состоящая из мускулов, сухожилия, нерва и крови и артерии. Кость — несгибаемая твердыня, способная сопротивляться, и она лишена чувствительности, и оканчивается на своих концах хрящами; и ее мозг состоит из губки, крови, мягкого жира, одетого тончайшим покровом; губчатость — вещество, смешанное из кости, жира и крови. Перепонки бывают трех сортов, то есть сухожильная перепонка, нервоподобная перепонка и перепонка, состоящая из нерва и сухожилия; и смешанная перепонка соткана из сухожилия, нерва, мускула и вены и артерии».

Естественно, с точки зрения современной анатомии рассуждения Леонардо да Винчи кажутся как минимум неточными, но для своего времени это был существенный прорыв вперед.

Как уже упоминалось выше, наука и искусство для Леонардо являлись вещами весьма взаимосвязанными, и в этом подходе великий художник и ученый был, опять-таки, прав. Согласно этому, его интересовало не только строение и функциональные особенности опорно-двигательного аппарата, знание которого необходимо для живописи, но и строение иных органов.

Так, в частности, значительное внимание Леонардо уделил изучению строения зрительного анализатора - глаза. Он считал глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств » и описал глаза и зрительные нервы с позиций физиологической оптики и анатомии.

Рассматривал Леонардо также и строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа - этого «седалища вложенной богом души ». Леонардо производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - составляя объемное изображение костей, его составляющих. Делал зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Это позволило Леонардо открыть воздухоносные пазухи черепа. Применял он также и метод инъецирования расплавленным воском желудочков мозга.

Помимо прочего, Леонардо был первым кто правильно описал работу сердца. Господствовавшая в то время теория кровообращения Галена не выдерживает никакой критики. Гипотеза кровообращения Леонардо во многом предвосхитила последующие открытия в этой области, совершенные Везалием, Серветом и Гарвеем. «Сердце как такое — не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и венами, подобно прочим мускулам. В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов… В сердце — четыре желудочка, а именно — два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками .» - писал Леонардо.

Помимо всего прочего, Леонардо нередко называют отцом эмбриологии. Вопросы онтогенеза (индивидуального развития) человека живо интересовали его, особенно внутриутробный период. Да Винчи был первым, кто установил биологическую природу зачатия и рождения человека. Интересовали его и возрастные изменения, происходящие с человеком в процессе старения - склероз сосудов и сужение просвета кишок в преклонном возрасте, разницу между мышцами молодого и старого человека, разницу в силе голоса у молодых и стариков и так далее.

Многогранный гений Леонардо да Винчи построил целую философскую и космогоническую систему, показывающую положение человека в природе, их контакт и взаимосвязь. Выясняя функциональную взаимосвязь органов, их систем и аппаратов, подробно изучая каждую часть тела, Леонардо воспринимал человеческий организм как нераздельное целое и называл его «прекрасным инструментом». Человек, согласно Леонардо да Винчи - малый мир со своей структурой, а анатомия - своеобразная космография этого малого мира. В своем произведении «О строении человека и животных» Леонардо подчеркивал: «Так здесь, в двенадцати целых рисунках будет тебе показана космография малого мира, в том же порядке, какой до меня принят был Птолемеем в своей космографии, и разделю я ее на члены так же, как он поделил целое на провинции, и затем покажу я устройство всех частей в каждом отношении, воочию показав понятие о всей фигуре и способностях человека в отношении пространственного движения посредством этих частей ».

IV . Леонардо Да Винчи - автор современного анатомического рисунка

Особое внимание Леонардо уделял анатомическому рисунку, который должен был быть и максимально информативным, и максимально понятным. Леонардо предложил заменять на рисунках мышцы пучками-проволочками - так нагляднее демонстрировалась работа мышц и участки прикрепления - «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным». Этот метод пользуется у анатомов популярностью и до сих пор.

Применяемый Леонардо да Винчи метод распила конечностей и органов вдоль и поперек, и их подробная зарисовка не только предвосхитили аналогичные методы, предложенные нашим соотечественником Н.И. Пироговым в XIX столетии, но и стали очередным смелым новаторством в анатомических исследованиях.

D imonatrazioni - так Леонардо назвал рисунки, изображающие орган в разных ракурсах и проекциях. Подобное объемное изображение костей и частей человеческого тела впервые было предложено Леонардо и только позже стало использоваться другими анатомами. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон. И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них» - описываемая Леонардо да Винчи методика предвосхищает современный томографический метод.

А, пожалуй, главным достижением Леонардо на анатомическом поприще, будет тот факт, что определенная последовательность и научный подход сопутствовать всему процессу изучения организма человека, что так четко просматривается в «Анатомических тетрадях» Леонардо. Открытия Леонардо открывали перед анатомией и медициной поистине широкие горизонты.

Леонардо да Винчи планировал составить комплексный труд, воплощающий в себя весь объем накопленных им анатомических знаний, однако эта задумка так и не была реализована. «Труд этот должен начинаться с зачатия чело-века и описать особенности матки, и как в ней обитает ребенок, и на какой ступени он в ней находится, и способ, каким он живится и пита-ется, и рост его, и какой промежуток между од-ной стадией его роста и другой, и что выталки-вает его вон из тела матери, и почему иногда из чрева своей матери выходит он ранее должного срока. Затем опишешь, какие члены по рождении ребенка растут быстрее других, и дашь размеры годовалого ребенка. Затем опиши взрос-лого мужчину и женщину и их размеры, и суще-ственные черты их строения, цвета и физиогномии. Затем опиши, как сложен он из жил, нервов, мускулов и костей. Это сделаешь ты в последней книге » - так распланировал Леонардо неосуществленную работу над всеобъемлющим анатомическим трактатом.

Заключение

Сказанное выше позволяет нам считать Леонардо да Винчи за лучшего и величайшего анатома не только своей эпохи, но и крупнейшего исследователя последующего времени. Кроме того, его можно считать первым, обнаружившим и показавшим необходимость и важность иллюстративного материала для изучения анатомии. И хотя задуманный всеобъемлющий трактат по анатомии Леонардо да Винчи так и не был дописан до конца, дошедшие до нас работы Леонардо по анатомии являются, бесспорно, своеобразными памятниками анатомической науки.

Увы, но в течение целых столетий оставались неизвестными многие научные открытия и достижения Леонардо. Жестокие и ограниченные его современники, еще оставшиеся душами и умами в эпохе средневековья просто не могли понять и постичь все его гениальные анатомические открытия, которые так противоречили догматическим и схоластическим представлениям того времени.

Рукописи Леонардо до середины XVIII века пребывали в неизвестности, и дошли до нас не полностью, а в разрозненном виде. Кропотливым трудом ученых, работавших согласно планам самого Леонардо, разрозненные записи и рисунки были по возможности и в зависимости от степени их сохранности систематизированы и обобщены. Подавляющее большинство записей Леонардо по анатомии находятся сегодня в королевской библиотеке Виндзорского замка. Анатомические наблюдения Леонардо оказались востребованными специалистами-анатомами только в 60-х годах XVIII столетия (в первую очередь, И. Ф. Блуменбах и Уильям Гентер). Это лишний раз подчеркивает и показывает, насколько Леонардо в своих трудах и изысканиях опередил свое время.

Может быть, Великий флорентинец Леонардо не довел свои анатомические труды до конца и не опубликовал их при жизни осознанно - оставив поле деятельности свободным для не менее талантливых его последователей. А уже они, в первую очередь Везалий и Сервет, составили фундамент анатомии как науки экспериментальной, материалистической и синтетической, сочетающей в себе множество различных подходов к изучению природы человеческого тела.

И не смотря на то, что работы Леонардо были забыты на долгие века, а его последователи поплатились своей жизнью за прогрессивное развитие науки - золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.

Список использованной литературы

  1. Гастев А.А. Леонардо да Винчи. - М.: Мол. Гвардия, 1982. - 400 с., Ил. - (Жизнь замечательных Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627)).
  2. Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. М., 1967. -180 с.
  3. Дживелегов А. Леонардо да Винчи Изд. 3-е М., Искусство, 1974. - 233 с.
  4. Жданов Д.А. Леонардо да Винчи - анатом.М.-Л. Изд-во: М. Л., Изд. медицинской литературы. 1955.
  5. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М. - Л., 1962.
  6. Крылов В. В. Истоки нейрохирургической анатомии в рисунках и записях Леонардо да Винчи. - НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, Москва, 2001
  7. Петров Б.Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 555 - 562.
  8. Терновский В.Н. Леонардо да Винчи - анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. - М., Наука, 1965. С. 539 - 554.

Анатомия Леонардо

Значение работ Леонардо

Если бы в свое время Леонардо издал свои рисунки по анатомии, они послужили бы фундаментом для исследователей в этой области – так считают современные ученые. Работы Мастера – огромный шаг вперед в изучении человеческого тела (неважно, что некоторые из них содержат ошибки – научные работы не обходятся без ошибок). Главное, что это был совершенно новый принцип исследования человеческого тела. Гигантский скачок в будущее.

Леонардо да Винчи. Голова человека и рисунок строения мозга. Перо, чернила. Музей-замок. Коллекция произведений искусства в Веймаре, Германия

Леонардо да Винчи. Рисунок шейного отдела позвоночника и мышц, удерживающих голову. Коричневые чернила на голубой бумаге. Королевская библиотека Виндзорского замка. Леонардо сравнил мышцы и сухожилия с такелажем корабля, который крепит мачту. Пример, как повсюду Мастер искал аналогии

Описывая такого человека, как Леонардо, невольно хочется показать, будто перед нами абсолютный разум, который никогда и ни в чем не ошибался, которому все было по плечу.

Однако это не так. Прежде всего, потому, что Леонардо располагал незначительными техническими средствами – до эпохи технической революции было еще далеко, и под рукой Мастера не было необходимых приборов, не было учителей, чтобы дать ему хотя бы азы науки, к тому же многие предрассудки напрямую запрещали или ограничивали занятия анатомией. Так, отношение церкви ко вскрытию людей привело к тому, что их приходилось делать тайно, со многими ограничениями, а то и вообще запрещали этим заниматься. Как пишет сам Леонардо, вскрытия приходилось делать ночью, причем трупы были изуродованы во время казни. Зачастую Мастер вместо человеческого тела изучал трупы животных. Так, многие его анатомические рисунки приводят к мысли, что он переносит увиденное внутреннее строение животных на строение человека. А по внутреннему строению животное – свинья или бык – порой очень сильно отличается от человека.

Леонардо да Винчи. Зарисовки мышц плечевого пояса и движений ключицы. Два вида коричневых чернил, черный мел, акварель. Королевская библиотека Виндзорского замка

Знания анатомии, которые необходимы художнику, значительно отличаются от тех, что должен получить медик. Художника интересуют скелет, сухожилия, мышцы, до внутренних органов – сердца или легких – живописцу нет дела.

«Художник, который знаком с тем, что такое сухожилия, мускулы и мышцы, – писал Леонардо, – будет точно знать, какие мышцы человеческого тела, какой мускул, напрягшись, вызвал сокращение мышцы».

Именно поэтому он часто рисовал худых пожилых людей, под истончившейся кожей и дряблыми мышцами которых отчетливо проступают кости.

Однако Леонардо интересовался анатомией не только ради того, чтобы правильно рисовать человеческое тело. Он желал знать, как устроен человек, как работают его внутренние органы, причем забирался порой в такие тайны, задавался такими вопросами, на которые нашлись ответы только в веке двадцатом.

Анатомия и медицина во времена Леонардо

Как уже было сказано, 1300 лет в медицинской науке непререкаемым авторитетом считался древнеримский врач Гален, который жил во II веке нашей эры и был придворным врачом нескольких римских императоров. Гален собрал воедино и классифицировал труды античных авторов по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии. Вплоть до XVI века он был непререкаемым авторитетом для европейских врачей. Открытия Галена трудно переоценить – он описал около 300 мышц человеческого организма, определил роль нервной системы, ввел в практику эксперимент. Так что его можно считать предшественником экспериментальной физиологии. Он был опытным хирургом и хорошо знал анатомию. Гален справедливо полагал, что анатомия является фундаментом хирургии.

Однако многие его суждения были ошибочными. Так, он не знал о большом и малом кругах кровообращения, неверно определил он и строение сердца.

Учение Галена основывалось на том, что в организме есть четыре главных сока: кровь, слизь, черная и желтая желчь. В его учение перекочевали также идеи Платона, в том числе – о пневме. Считалось, будто в мозге обитает душевная пневма, в сердце – жизненная пневма, в печени – естественная пневма. Дальше уже начинались фантазии на тему, какая часть души где находится и за какие эмоции отвечают соответственно мозг, сердце и печень.

Лишь в XVI веке испанский ученый Мигель Сервет описал малый круг кровообращения, а в следующем веке уже британский ученый Уильям Гарвей разработал математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови. Церковь благосклонно относилась к учению Галена. И так уж повелось, что ученые вплоть до XVI века просто не решались выступать против этой теории, даже если их наблюдения противоречили выводам Галена, настолько непререкаемым был его авторитет.

Анатомические рисунки

Прежде всего поражают масштабы анатомических исследований Леонардо. Одна из главных заслуг Мастера в области анатомии – это создание уникальных анатомических рисунков, которые и по сей день служат наглядными пособиями в учебниках анатомии. Леонардо – первый научный иллюстратор анатомии. Он считал, что без рисунка нет анатомической науки, а словами невозможно представить форму и строение органа столь же понятно и наглядно, как это можно сделать с помощью рисунка.

При вскрытиях трупов Леонардо вел систематические исследования. До Леонардо медики, занимавшиеся анатомированием человеческого тела, просто делали иллюстрации трудов Галена, а не вели самостоятельных работ.

Леонардо изображал кости, сухожилия и мышцы в нескольких ракурсах, чтобы точнее показать их строение. Такие рисунки – целиком изобретение Мастера. И только потом, начиная с Везалия, этим принципом стали пользоваться другие анатомы. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения», – писал да Винчи.

Сейчас анатомические рисунки в учебниках и атласах изображают по принципам, предложенным Мастером: «Это мое изображение человеческого тела будет показано тебе не иначе, как если бы ты имел перед собой подлинного человека, а причина этому та, что, если ты хочешь хорошо познать части анатомированного человека, ты должен поворачивать его или глаз твой, созерцая его с разных точек зрения, снизу, и сверху, и с боков, поворачивая его и исследуя начало каждого члена, и таким образом натуральная анатомия удовлетворит тебя в твоем познании…»

Увы, все анатомические рисунки и исследования Леонардо не были доступны для изучения много лет. Он планировал написать учебник по анатомии, но книга так и осталась в планах, да Винчи лишь кратко набросал общий синопсис книги и наметил названия от дельных глав – жизнь Мастера оказалась слишком короткой, а тайн, в которые он пытался проникнуть, – слишком много. Так что в итоге титул «отца анатомии» получил Андреа Везалий, а не Леонардо. Везалий родился в Брюсселе в 1514 году. Не исключено, что Везалий был знаком с рисунками Леонардо (часть из них ходила по рукам) и без лишней скромности позаимствовал кое-что у Мастера, ведь такого понятия, как авторское право, тогда не существовало.

Леонардо не ограничивался зарисовками мышц, сухожилий и скелета, он внимательно изучал все человеческие органы, пытаясь понять их роль и работу в организме.

«Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит», – писал он.

Мастер занимался анатомией практически всю свою творческую жизнь: первая рукопись по анатомии датируется 1484 годом, а последняя – 1515-м. Как заявлял сам Леонардо, его анатомические рисунки составили 120 альбомов! Из них уцелели примерно 200 отдельных листов с изображениями и пояснениями по анатомии.

По своему обыкновению Леонардо записывает себе очередной «приказ»: «В твоей анатомии тебе следует изобразить все ступени развития членов, от рождения человека вплоть до его смерти и вплоть до смерти костей, и какая их часть сперва истлевает, какая часть дольше сохраняется. …Начинай анатомирование с головы и кончи его подошвою ног».

Современник Леонардо итальянский ученый-гуманист, епископ Ночерский, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ и коллекционер Паоло Джовио оставил такое свидетельство о работе Леонардо: «Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы… Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов».

После изучения сохранившихся рисунков и записей Мастера установлен приоритет Леонардо во многих открытиях в области анатомии.

Леонардо да Винчи. Рисунок бычьего сердца. Перо, коричневые чернила, голубая бумага. Королевская библиотека Виндзорского замка

Он первым правильно понял функционирование сердца и описал примерно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытия Сервета и Гарвея. Поначалу Леонардо считал сердце печкой, источником огня. Но потом, после длительного изучения, пришел к выводу, что сердце – это мышца, которая перекачивает кровь в организме. Он установил, что сердце человека делится на четыре камеры (до него считали, что их только две): два желудочка – левый и правый, и два предсердия. Он установил соответствие артериального пульса сокращению желудочков сердца.

Многие его заметки относительно работы сердца стали понятны специалистам лишь в наше время!

Он изобрел модель для изучения клапанов сердца, которую сумели изготовить лишь в XX веке. И она заработала!

Он первым вполне грамотно поставил и разрешил вопрос о биологической сущности деторождения, дав ряд зарисовок последовательных положений человеческого плода. Леонардо за это иногда называют «отцом эмбриологии».

Он очень долго изучал органы зрения, он называл глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств». Он описал глаза и зрительные нервы с точки зрения физиологической оптики и анатомии. Он пришел к выводу, что чувствительной к свету является сетчатка глазного яблока, а не хрусталики, как считали медики до него. Для изучения глаза он придумал новые методы: чтобы анатомировать глаз, Леонардо фиксировал его, нагревая в яичном белке.

Интересовало Леонардо также строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа. Да Винчи производил сечение черепа в трех плоскостях, представив объемное изображение костей, составляющих черепную коробку. В результате он пришел к выводу, что основной центр нервной системы находится в головном мозге.

Наиболее подробно и точно Леонардо изображал и описывал скелет и кости человека, детально анализировал и зарисовывал систему мускулов. Также да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный от дел позвоночника, как такелаж удерживает мачту корабля. Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, их крепление к скелету и особенности этих креплений. Сложность строения тела человека он старался уяснить, исходя из законов механики.

Именно благодаря своим уникальным зарисовкам, Леонардо сумел совершенно по-новому взглянуть на анатомию костей скелета. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Если кто думает, что позвоночник человека похож на ствол древа – такой же прямой и ровный, то он заблуждается. Леонардо первым правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека.

Он описал атеросклеротические поражения сосудов и их в роль сужении коронарных артерий. Причиной развития этих поражений он считал избыточное поступление из крови «продуктов питания» – ну кто в наше время не слышал про холестерин и необходимость соблюдения правильной диеты!

Это далеко не все открытия, сделанные да Винчи в области анатомии. И мы можем только догадываться, что содержалась в тех альбомах, что были утеряны. В полном объеме только специалисты могут определить тот огромный материал, что собрал Леонардо, всю значимость его открытий, его догадок, его воистину пионерских методов исследования человеческого организма.

Но независимо от уровня образования все мы восхищаемся тем огромным трудом, что проделал Мастер, и жалеем о том, что его книга по анатомии так и не была написана. Кто знает, как бы развивались анатомия и медицинская наука в целом, если бы этот гигантский труд был завершен.

Леонардо подсказывает новый план операции хирургу в XXI веке

Мы почти наверняка можем сказать, что современные ученые еще не раз вдохновятся на новые открытия, изучая рукописи Леонардо. И это не преувеличение, не красивый образ.

Пример такого открытия – работа британского хирурга-кардиолога, который разработал новый способ лечения пролапса (выпадания) митрального клапана сердца, изучая анатомические рисунки да Винчи.

Газета «Таймс» пишет, что в 2005 году британский хирург Фрэнсис Уэлсимено благодаря записям Леонардо придумал, как улучшить эту сложнейшую операцию на сердце. Именно благодаря рисункам Мастера хирург обратил внимание на фазу открытия митрального клапана. Новый способ помогает пациентам полностью восстановиться после операции, тогда как прежде хирургам приходилось уменьшать проток крови через клапан. Это приводило к тому, что после операции люди страдали от одышки. Так внимательный взгляд Леонардо через пять веков помог сделать открытие нашему современнику.

Даже в самом непосредственном окружении Леонардо да Винчи анатомия в то время не встречала должного интереса и понимания. Эта ситуация продолжалась вплоть до конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Именно в это время и были тщательнейшим образом изучены открытия Леонардо да Винчи в анатомии. Только после того, как ученые провели тщательный анализ его научных трудов, просмотрели тысячи и тысячи страниц записей великого художника эпохи Возрождения, стало понятно, что его научная деятельность не менее важна, чем искусство.

Неизвестные страницы жизни Леонардо да Винчи

Анатомия, оптика, геология, ботаника, гидродинамика и т. д. – все эти науки занимали в его жизни много места, уступая разве что только живописи. Этот талантливый творец имел репутацию архетипического человека, живущего в эпоху Возрождения - художника, время от времени занимающегося наукой.

Однако для самого Леонардо да Винчи анатомия, как и остальная его научная деятельность, была не менее важна, чем живопись. Последние десять лет он вообще не начинал писать новых картин. С 1508 по 1513 год художник главным образом отдавал себя науке, только время от времени возвращаясь к полотнам, начатым еще в предыдущие годы.


Больше остальных наук

Из всех научных изысканий в это время особенно занимала Леонардо да Винчи анатомия. В течение нескольких лет он активно работал с трупами, аккуратно вскрывая их для более точного понимания человеческого физического строения.

Обладавший выдающимся талантом художника и выразительным письменным стилем Леонардо да Винчи в области анатомии смог создать одно из совершеннейших исследований своего времени. Он даже уже подготовил работу к изданию, однако не успел претворить в жизнь свое намерение. Если бы его книга была издана, то изучение физического строения человека могло бы шагнуть далеко вперед, настолько велик был вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. К сожалению, после его смерти все созданные этим великим человеком записи и эскизы, оставшиеся среди его личных документов, были на долгих четыреста лет сокрыты от мира.

Многогранность

До сих пор многие таланты этого человека, бесконечно одаренного, для нас остаются загадкой. В юношеские годы он, живя во Флоренции, работал подмастерьем одного из наиболее знаменитых итальянских художников - Андреа дель Верроккио. Леонардо покровительствовало семейство Медичи. Рядом с местом его работы находилась еще одна художественная мастерская – маэстро Антонио дель Поллайоло, автора гравюры "Битва обнаженных". Поллайоло стал одним из первых живописцев эпохи Возрождения, который, занимаясь в анатомическом театре, вплотную изучал человеческую мышечную систему. Летописцы полагают, что именно его полотна и стали первыми уроками для молодого Леонардо да Винчи.

Новый подход к физическому строению человека

Анатомия художниками эпохи Возрождения воспринималась как вспомогательное средство для того, чтобы иметь правильное представление о теле. Именно поэтому они уделяли большое внимание только мышечной системе. Однако ими изучалась, в отличие от Леонардо да Винчи, анатомия кратко, поскольку устройство внутренних органов человека их практически не интересовало. Известно, что и Поллайоло лично производил вскрытие трупов. Однако он тоже больше занимался анатомией мышц, а потому грудная клетка, череп и брюшная полость им не затрагивались.

Первоначальный интерес

Если в самом начале своей научной деятельности и Леонардо да Винчи поступал так же, как Поллайоло, то в последующие годы он постепенно стал рассматривать физическое строение человека не только как приложение к своей любимой живописи или скульптуре.

Вообще, всю жизнь этого великого художника охватывает именно общая анатомия. Его первую рукопись историки относят к 1484-му, а последнюю - к 1515 году. Вероятно, еще во Флоренции Леонардо, впервые побывавший в анатомическом театре, начал делать вскрытия. Первое он произвел в госпитале Санта Мария Нова. Здесь изучением мышечного строения человека занимались и многие другие флорентийские художники, например, Микеланджело.

Для них основным практическим руководством служил научный труд Мондино де Люччи, жившего задолго до Леонардо да Винчи – "Анатомия". Человека вскрывали по его методу многие поколения не только врачей-паталогоанатомов, но и художников, причем в условиях жаркого климата Италии этот процесс осуществлялся в течение нескольких дней.


Считалось, что за первый день необходимо вскрыть живот, затем - грудь, на третий – сердце, а на четвертый - конечности. Изучение головы начиналось с рассечения скальпа, далее производилось открытие черепа, после которого исследовался мозг, а затем - основание черепа. В этот период жизни Леонардо создал свои первые схематические анатомические зарисовки поперечных срезов ног. Осознавая всю сложность проведения вскрытия, Леонардо считал свои наблюдения основой для изучения строения тела человека.

Записи «безумного» гения

Так как практически все труды Леонардо - это дневники, то и записи в них велись своеобразно. Они представляют собой своего рода диалоги, которые автор вел с воображаемым собеседником и где он отстаивает свое мнение, при этом приводя достаточно веские доказательства. Кроме того, в его рукописях содержатся указания Леонардо самому себе, а также рассуждения, которые напрямую можно связывать с философией.

Его интересовали сердце, опорно-двигательный аппарат, скелет и мышцы. Леонардо первому удалось правильно и удивительно точно нарисовать формы и, главное, пропорции всех составляющих костную систему человека. Все предшествующие этому изображения скелета, как правило, были условными, схематичными или весьма примитивными.

Только на основе собственного опыта

Леонардо очень высокое значение придавал опыту, поскольку практически всему обучался самостоятельно. Он, читая книги, затем проверял свою теорию на практике. Этот гениальный творец считал, что все должно быть создано «на основе опыта». Во всех аспектах, которые рассматривал Леонардо да Винчи - ученый, анатомия является первостепенной. При этом практически везде в его записях прослеживается поиск единственно верного ответа. Леонардо, считавший, что истину можно найти, руководствуясь одной только логикой или научными наблюдениями, категорически не признавал «умозрительных» теорий. Поэтому в основу всех своих исследований, в том числе и познания строения человека, он ставил такую фундаментальную науку, как математика.


Ошибки и заблуждения

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, на которой изображена человеческая анатомия, по мнению ученых, невероятно точна, правда, с одним исключением, касающимся женской репродуктивной системы. Но это объяснимо, поскольку в эпоху Возрождения проводить вскрытие женских трупов было проблематично.

Несмотря на то что этот итальянский художник изучал анатомию только для того, чтобы более усовершенствовать свои картины, на которых изображены тела людей, ему удалось привлечь больше внимания к этой дисциплине.

Гений во всем, Леонардо пытался понять то, как «работает» человеческий механизм. По мнению ученых, он смотрел на окружающих его людей именно так, как механик видит автомобиль. Дело в том, что, изображая человеческую натуру в своей живописи или скульптуре, художник хотел быть максимально правдоподобен, ведь именно это позволило бы ему быть не просто очень реалистичным, но и вообще – творцом особенным, запоминающимся.

Анатомия в эскизах

Этот флорентийский художник не просто создавал наброски человеческих частей тела или мышечных групп, но и показывал их в своих эскизах в разрезе. При этом каждый рисунок сопровождался необходимыми для понимания записями. И обязательно Леонардо отзеркаливал их, поскольку владел этим способом в совершенстве. Именно последнее и добавляет сложность для изучения, затрудняя работу ученых, кропотливо изучая научное наследие да Винчи. Сегодня, спустя четыре столетия, все его записи и эскизы тщательно оцифрованы и представлены на всеобщее обозрение. Глядя на них, можно однозначно сказать, что заслуги Леонардо да Винчи в анатомии огромны, поскольку именно ему удалось досконально изучить человеческое тело в свое время.

При этом ни одному органу, за исключением только глаз, художник и ученый не посвятил столько эскизов и записей, как сердцу. При этом он опроверг галеновское представление о том, что от этого органа берут свое начало вены. Кроме того, Леонардо да Винчи являлся противником теории о двух желудочках, совершенно верно полагая, что клапаны делят сердце на отделы. Нужно сказать, что Мастер не имел ни малейшего представления о системе кровообращения, когда проводил исследования.


Значимость вклада

Этот флорентийский гений считается основателем науки под названием динамическая анатомия. После Галена в течение тринадцати веков почти ни одного нового исследования, касающегося строения человеческого тела, не было, а потому его работы считались догмой. Первые анатомические наблюдения да Винчи по своему характеру близки к трудам Авиценны, тогда как последние - Везалия.

Собственноручно изготавливая препараты, великий Мастер вводил все новое в изучение внутренних органов. Именно им была изобретена стеклянная модель для изучения сердечных клапанов. Художник первым стал делать распилы костей скелета вдоль и поперек, тем самым определив его пропорции. Вклад Леонардо да Винчи в анатомию трудно переоценить. Именно он стал автором первых изображений органов человека в самых разных ракурсах. Свои рисунки он называл dimonstrazioni.


Достижения

Леонардо первым в истории науки анатомии предположил, что человеческий крестец состоит не из трех, а из пяти позвонков, ему удалось правильно описать его угол наклона крестца. Им же впервые были рассмотрены и такие анатомические особенности нашего тела, как наклон или изгибы ребер, являющиеся очень важными для понимания механизма дыхания, а также наклонения таза.

Именно Леонардо удалось правильно подсчитать, что в нашей стопе имеется двадцать пять костей, при этом он не испугался пойти в противостояние с трудами Авиценны и Галена, считавших, что их двадцать шесть. Художник первым смог правильно нарисовать и суставные поверхности. Кроме того, Леонардо удалось описать и ряд анатомических особенностей человеческого скелета, связанных с нашим прямохождением: к примеру, косое положение бедренной кости по отношению к вертикали.

Его анатомические рукописи, представляющие собой высказывания, много столетий были доступны ученым. И хотя сегодня одни из них наука подтверждает, а другие опровергает, как, например, его несуразную теорию о крови, тем не менее, несмотря на определенные ошибки в исследованиях, трудно переоценить вклад Леонардо да Винчи в анатомию как науку.

Гармония жизни

Благодаря Леонардо да Винчи анатомия и медицина сегодня шагнули далеко вперед. Однако он совершенно негативно относился к врачам. Будучи человеком выдающимся, этот художник и ученый как никто видел неумение и невежественность тогдашних лекарей.

Сегодня все его зарисовки являются собственностью British Royal Collection - Британской королевской коллекции. Современная анатомия, вращающаяся вокруг таких новых методов визуализации, как магнитно-резонансная томография или изучение строения человека на микроскопическом уровне, конечно же, шагнули далеко вперед. Такие области высот не были доступны Леонардо, однако флорентийскому художнику все-таки удалось достичь того, к чему ученые пришли только спустя несколько десятилетий.

Например, его эскизы, изображающие человеческие эмбрионы, практически полностью соответствуют тому, что сегодня показывает ультразвук, а изображения плеча, сделанные да Винчи, выглядят практически так же, как и их современные трехмерные визуализации.

Многое из того, что сделал Леонардо, доподлинно отражало суть вещей так, как стало доказано спустя много десятилетий после того, как это представил великий флорентийский живописец эпохи Возрождения.

Леонардо, как никто другой среди художников, проявлял не только большой интерес к анатомическим исследованиям, но и первым сделал немало описаний строения различных частей тела человека. Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую, где производились вскрытия трупов с целью изучения строения мышц и суставов. В 1487-1495 годах Леонардо начал серьезно заниматься анатомическими исследованиями во Флоренции и продолжил их в Милане, уделив при этом особое внимание не только строению, но также функциям скелета, мышц и внутренних органов.

Большую помощь Леонардо в изучении анатомии человека оказал преподававший в Университете Павиа Марко Антонио делла Торре. Этот врач и анатом, по-видимому, был одним из первых, кто начал изучать медицину в свете учения Галена, пытаясь осветить новым истинным светом анатомию, окруженную до того времени густым мраком невежества. Художника и врача в их творческом союзе объединило общее стремление - заменить схоластическую анатомию арабских толкователей Гиппократа и Галена опытом и наблюдением над природой, исследовать строение живого тела. А для этого нужны были исследования соответствующих объектов. Между тем добывание мертвых тел для анатомического исследования было в те времена делом не только трудным, но и опасным в связи с существовавшим запретом папы Бонифация VIII. Однако стремление к познанию не останавливало людей ни перед чем в добывании трупов: их покупали за большие деньги у палачей и больничных гробовщиков, отнимали силой, крали с виселиц, вырывали из могил на кладбищах. Именно в таких незаконных действиях впоследствии будет обвинен Леонардо своими братьями, не пожелавшими уступить ему долю наследства после смерти отца.

Не следует однако забывать, что Леонардо начал свои исследования в области анатомии человека не на пустом месте. Еще в XIII столетии король Фридрих II, основавший школу в городе Салерно, разрешил производить вскрытие тел казненных преступников, несмотря на существовавшие тогда запреты церкви. Более того, практикующим хирургам Фридрих II даже запретил заниматься своей профессиональной деятельностью без изучения анатомии. Приблизительно в это же время в Болонье появилась школа, в которой проводилось вскрытие тел, если причины смерти остались неясными. Первым, кто произвел за двести лет до Леонардо публичное анатомическое сечение двух трупов в Болонье, был Мондино де Луцци, который выбрал для этого женщин, более близких, как он считал, к живой природе. Однако, по собственному признанию ученого, его настолько мучила совесть, что он не осмелился анатомировать голову, считавшуюся «обиталищем духа и разума». Основываясь на собственных анатомических исследованиях, Мондино де Луцци, преподававший в последующем в Болонском университете анатомию и хирургию, создал в начале XIV века «Анатомию», остававшейся фундаментальным трудом вплоть до времен Леонардо. Как видно, уже начиная с XIII века придавалось важное значение изучению медиками анатомии человека, которая начала преподаваться в университетах. Однако качество преподавания оставалось не столь высоким из-за отсутствия прежде всего иллюстративного материала, который тогда был представлен грубыми гравюрами на дереве и эстампами, передававшими приблизительно и не очень четко строение скелета и изображения внутренних органов. Даже изданный в 1495 году в Венеции при жизни Леонардо анатомический труд Иоганесса Кетамса был снабжен иллюстрациями в технике древних времен, хотя считался прогрессивным.

И вот здесь появился Леонардо, словно почувствовав, что настал его час как анатома-художника новой фармации. Вклад в изучение анатомии Леонардо как художника оказался неоценимым с точки зрения точности изображения различных анатомических структур, а главное возможности обучения анатомии на новом уровне. Ведь до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения этих рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи.

По свидетельству самого Леонардо, он создал 120 альбомов с анатомическими рисунками, сделанными красным карандашом и заштрихованных пером, а также с изображением трупов, с которых он собственноручно сдирал кожу и которые срисовывал с величайшей тщательностью. На этих рисунках он изображал все кости, которые затем по порядку соединял сухожилиями и покрывал мышцами. При этом Леонардо тут же вписывал в разные места буквы, написанные в его манере неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот. И, опять же, это была своеобразная шифровка Леонардо, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество до них «дозреет». Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Так случилось со знаменитой мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

Изображая анатомически предельно точно каждую часть человеческого тела, различные органы, кости, мышцы, Леонардо развивал и совершенствовал технику рисования. Рисунки Леонардо отражают интерес мастера к механике движения тела, сгибанию и выпрямлению конечностей, особенностям походки и осанки человека. Большое внимание в своих рисунках Леонардо обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными таких современных методов исследований, как компьютерная и магниторезонансная томография. Кстати, Леонардо первым определил число позвонков у человека и наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. При этом отдельно изображались шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок - атлант (atlas), второй - осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Леонардо да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Проявляя интерес к строению человеческого тела и восхищаясь его анатомическим совершенством и пропорциональностью, Леонардо создал знаменитую иллюстрацию (ветрувий), доказывающую пропорциональность нашего тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая своеобразная «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей мастера. Так, Леонардо оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

Острый исследовательский ум побуждал Леонардо изучать при вскрытиях различные структуры, отвечающие за соответствующие функции, а гений художника и инженера-математика позволял с абсолютной точностью воспроизводить сложные анатомические формы человека. Быть может, с помощью анатомирования трупов и изображения частей человеческого тела на бумаге Леонардо пытался постичь всю сложность не только строения человека, но также законы природы и тайны божества, сотворивших такое совершенство. В своей книге с рисунками, изображающими человеческие органы, Леонардо написал на полях: «Да поможет мне Всевышний изучить природу людей, их нравов и обычаев так же, как я изучаю внутреннее строение человеческого тела».

Анатомические рисунки Леонардо да Винчи отличались удивительной точностью и иногда опережали в этом отношении иллюстрации к выдающимся медицинским трактатам его времени. К сожалению, долгое время эти рисунки, представляющие несомненную ценность для обучения, не были доступными. Изучение рисунков Леонардо и его рукописей, большей частью зашифрованных, началось лишь в конце XVIII века. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костной и мышечной систем Большая часть этих рисунков находилась в руках миланского живописца Франческо Мельци, ученика Леонардо, сопровождавшего его во Францию и перевезшего в Италию после смерти учителя завещанные ему рукописи и книги Леонардо. Именно от Мельци получил некоторые сведения о Леонардо его биограф Вазари, который встречался с Мельци в 1566 году.

Рисунки Леонардо были настолько точны и в то же время так прекрасны, что трудно было решить, где кончается искусство и начинается наука. Вот что писал в своих заметках Мастер: «Тому, кто мне возразит, что лучше изучать анатомию на трупах, чем по моим рисункам, я отвечу: это было бы так, если бы ты мог видеть в одном сечении все, что изображает рисунок; но какова бы ни была твоя проницательность, ты увидел и узнал бы лишь несколько вен. Я же дабы иметь совершенное знание, произвел сечения более, чем десяти человеческих тел различных возрастов, разрушая все члены, снимая до последних частиц все мясо, окружавшее вены, не проливая крови, разве только чуть заметные капли из волосяных сосудов. И когда одного тела не хватало, потому что оно разлагалось во время исследования, я рассекал столько трупов, сколько требовало совершенное знание предмета, и дважды начинал одно и то же исследование, дабы видеть различия. Умножая рисунки, я даю изображение каждого члена и органа так, как будто ты имел их в руках и, повертывая, рассматривал со всех сторон, внутри и снаружи, сверху и снизу».

В этих словах Леонардо предстает перед нами как профессионал-анатом, владеющий в совершенстве методикой вскрытия тел, заложивший, быть может, основы сравнительной анатомии, опирающийся только на полученные в ходе секционных исследований данные. Изучая на трупах беременных женщин последовательные ступени развития зародыша в матке, Леонардо поражался сходством в строении тел людей и животных, не только четвероногих, но также рыб и птиц, к которым художник испытывал особую привязанность. О высоком мастерстве вскрытий свидетельствуют минимальные кровотечения, за исключением почти невидимых капель крови из мельчайших сосудов - капилляров, о существовании которых Леонардо уже тогда был осведомлен и называл их «волосяными сосудами». Он находил никому неизвестные, замурованные в соединительно-тканных участках тела тончайшие кровеносные сосуды и нервы, разветвления вен.

Остается лишь сожалеть о потере медициной столь способного, незаурядного человека, каким был Леонардо, который так и не смог целиком посвятить себя медицине, получить соответствующее образование и применять свои знания на практике. Для профессиональной врачебной деятельности, разумеется, было необходимо получение соответствующего образования. Однако путь в университет для Леонардо, рожденного, как известно, вне брака, был наглухо закрыт. В те времена незаконнорожденные не могли находиться вместе с так называемыми добропорядочными аристократами. Тем не менее можно смело утверждать, что медицина в том понимании этой научной и прикладной специальности оставалась одной из граней его многогранной деятельности. Хотя, конечно, в сравнении с другими видами его деятельности достижения в области медицины были признаны менее значительными. В чем же преуспел в науке о человеке этот величайший представитель эпохи Возрождения? Среди его достижений в области анатомии и физиологии можно назвать следующие:

  • · Заключение об иерархической структуре нервной системы с основным центром в головном мозге;
  • · Заключение о том, что чувствительной к свету является именно сетчатка, а не хрусталики, как предполагалось ранее. Он изучал хрупкие структуры глаза с помощью изобретения новых методов, рассекая глаз, после фиксации его нагреванием в яичных белках;
  • · Описание атеросклеротических поражений сосудов и их возможная роль в сужении коронарных артерий. Более того, в развитии этих поражений он с редким предвидением предписывал значение избыточному поступлению из крови «продуктов питания»;
  • · Идентификация сердца как мышцы и предположения о происхождении тепла в результате сердечной активности. Установление соответствия между артериальным пульсом и сокращением желудочков сердца, а также укорочения размеров желудочка во время сокращения;
  • · Развитие понимания механики движения и понятия о реципрокной иннервации антагонистических мышц;
  • · Эрекция мужского полового члена возникает вследствие наполнения его кровью, а не воздухом, как предполагалось ранее;
  • · Высказывание мнения, что вклад матери и отца в наследование признаков одинаков;
  • · Закрытие аортального клапана при еще сокращающемся левом желудочке;
  • · Рассматривание функций организма с точки зрения механики; построение различных экспериментальных моделей, в частности стеклянной модели, позволяющей наблюдать движение крови в сердце.

Масштабы анатомических исследований Леонардо, опередивших свое время наряду со сделанными им поразительными по точности изображения рисунками, впечатляют современников и позволяют считать именно Леонардо да Винчи анатомом новой формации, который первым начал изучать анатомию с помощью систематических тщательных посмертных исследований при вскрытии трупов. Ведь проводившиеся до Леонардо анатомирования человеческого тела не являлись самостоятельным методом исследования, а скорее лишь наглядно иллюстрировали тексты Галена, который так и не вскрыл ни одного трупа человека. К сожалению, анатомические исследования Леонардо и созданный им уникальный по тем временам иллюстративный материал оказались недоступными в течение долгого времени и не могли быть использованы для дальнейших исследований и преподавания анатомии. По этим же причинам истинный «образ Леонардо-анатома» оставался вплоть до XVIII века неведомым для потомков. Быть может, именно поэтому лавры «отца анатомии» достались Андрею Везалию.