Образ деревни в русской литературе. Деревенская тема в русской литературе. Тема деревни в современной литературе (По произведениям В. Распутина)

Тема деревни раскрывается во многих произведениях писателей-современников. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров. к использованию местных речений, диалектов, областных словечек.

Русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей. В книгах, рассказывающих о современных процессах в деревне, речь идет не столько о социально-экономической стороне бытия. сколько о духовной жизни колхозного крестьянства, о нравственно-психологических конфликтах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема деревни в произведениях современных писателей.

АХТЯМОВА ФИРАЯ КАЮМОВНА, МБОУ «НОВО – АРЫШСКАЯ СОШ» РЫБНО - СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ.

Термин «деревенская проза», включенный в научный оборот и в критику остается спорным. Прежде всего под «деревенской прозой» мы подразумеваем особую творческую общность, то есть это в первую очередь произведения, объединенные общностью тем, постановкой нравственно-философских и социальных проблем. Для них характерно изображение неприметного героя-труженика, наделенного жизненной мудростью и большим нравственным содержанием. Писатели этого направления стремятся к глубокому психологизму в изображении характеров, к использованию местных речений, диалектов, областных словечек. На этой почве вырастает их интерес к историко-культурным традициям русского народа, к теме преемственности поколений. Правда, употребляя в статьях и исследованиях этот термин, авторы всегда подчеркивают, что он носит элемент условности, что пользуются им в узком понимании.

Художественная литература о селе, о человеке-крестьянине и его проблемах на протяжении 70 лет становления и развития отмечена несколькими этапами: 1. В 20-е годы в литературе были произведения, которые спорили друг с другом о путях крестьянства, о земле. В произведениях И. Вольнова, Л. Сейфуллиной, В. Иванова, Б. Пильняка, А. Неверова, Л. Леонова действительность деревенского уклада воссоздавалась с разных идейно-социальных позиций. 2. В 30-50-е годы уже преобладал жесткий контроль над художественным творчеством. В произведениях «Бруски» Ф. Панферова, «Стальные ребра» А. Макарова, «Девки» Н. Кочина, «Поднятая целина» М.Шолохова отразились негативные тенденции в литературном процессе 30-50-х годов. 3.После разоблачения культа личности Сталина и его последствий происходит активизация литературной жизни в стране. Для этого периода характерно художественное многообразие. Художники осознают свое право на свободу творческой мысли, на историческую правду .

Многие писатели-современники не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой и «учились в истине блаженство находить», другие видели истинное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы – серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала, чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Коллективизация заставила писателей взяться за перо.

Русская деревня всегда находилась в центре внимания наших писателей. В книгах, рассказывающих о современных процессах в деревне, речь идет не столько о социально - экономической стороне сегодняшнего бытия, сколько о духовной жизни колхозного крестьянства, о нравственно-психологических конфликтах.

В повести «На чужой стороне» В. Потанин рассказывает о том, во что превратилась деревня. Старая деревня исчезает. Людей потянуло в города не от хорошей жизни, а чтобы свести концы с концами. Только если в деревне любой труд доставлял удовольствие потому, что почти все сельские ремесла были знакомы сельскому жителю с раннего детства, то в городе работа чётко делится на популярную и непрестижную.

Веня Китасов, главный герой повести В. Потанина, приехал в город, чтобы заработать денег. Но в этом плане ему не повезло. Устроившись на стройку подсобником, Веня все время был на побегушках. То кирпич ему приходится разгружать, то длинные и сырые доски сбрасывать и таскать. Работы было так много, что и покурить некогда. Поэтому Веня и решил уйти оттуда и наняться в цирк. Но и работа в цирке не приносила ему ни морального удовлетворения, ни материальной поддержки. Будущее героя Потанина кажется беспросветным. Все люди, живущие в деревне, убеждены в то, что так жить больше нельзя. Нужны были значительные перемены. Но писатель понимает, что пока надеяться на какие-либо изменения нельзя. Вот почему повесть оканчивается пожаром. Истинная причина загорания Вениного дома осталась неизвестной .

Всем известен роман Ф. Абрамова «Братья и сёстры». Важное место в творчестве писателя занимают повести «Пелагея» и «Алька». В них рассказывает писатель о горестях и радостях людей, живущих в далёкой северной деревне.

Алька родилась в семье трудолюбивых колхозников, но отец часто прихварывал и плохо зарабатывал. Пелагее, матери Альки, удаётся устроиться в пекарню леспромхоза. Она получила это выгодное место не совсем честным путем, но к своим обязанностям относилась добросовестно. В дом её пришел достаток. Алька росла без нравственного идеала, привыкла только брать и ничего не давать людям. Ни семья, ни школа, не научили её трудиться в коллективе. Они вздыхали о какой-то другой, красивой, лёгкой жизни в городе. В городе Алька устроилась работать в ресторан. Лишние деньги, сомнительные друзья, пирушки в кругу сослуживцев - всё это считала Алька настоящей культурной жизнью. Вскоре умирают её отец и мать. Приехать она могла только через неделю после похорон родителей, так как с открытием навигации плавала буфетчицей на одном из видных пассажирских пароходов по Северной Двине. Решив все дела с «наследством», «заколотила дом, возложила прощальные венки с яркими бумажными цветами на могилы отца и матери и к вечеру уже тряслась в районном автобусе ». Ей не хотелось упускать выгодное и весёлое место на пароходе.

Таким образом, сама того не подозревая, Алька променяла подлинную жизнь на жалкое прозябание.

Итак, деревня Ф.Абрамова и В.Потанина противопоставлена городу. Каждодневный крестьянский труд делает человека цельным, высоконравственным.

У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матера для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В.Г. Распутина. В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

И встают Материнцы на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю.

Характерен этим и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». В центре повествования – судьба деревенской женщины.

Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одарёнными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдётся место таким людям, ибо они проповедуют правду.

"Матрёнин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, - о жизни в социалистическом государстве.

Таким образом, изображение человека из народа, его философии, духовного мира деревни, ориентация на народное слово - все это объединяет таких разных писателей, как Ф. Абрамов, В. Белов, М. Алексеев, Б. Можаев, В. Шукшин, В. Распутин, В. Лихоносов, Е. Носов, В. Крупин и др.

Русская литература всегда была знаменательна тем, что как ни одна литература в мире занималась вопросами нравственности, вопросами о смысле жизни и смерти и ставила глобальные проблемы. В «деревенской прозе» вопросы нравственности связаны с сохранением всего ценного в сельских традициях: вековой национальной жизни, уклада деревни, народной морали и народных нравственных устоев.


Впервые отдельный образ города в русскую литературу вводит Пушкин в поэме "Медный всадник ". Позднее его традицию продолжает Гоголь: в повестях "Шинель " и "Нос " появляется образ Петербурга - наполненного имперской красотой, холодом и легкой инфернальностью. Гоголь показывает, что такой величественный город просто не может быть доброжелателен по отношению к своим жителям.

Достоевский в романа "Преступление и наказание " подходит к описанию Петербурга иначе: поскольку речь в его романе идет о людях дна, живущих в доходных домах, то и показывает он бедные и грязные районы столицы империи.

Вместо величественной Сенатской площади описывается Сенная площадь (в районе трущоб), вместо галантных дам и кавалеров - алкоголики и проститутки, вместо дворянских домов - крохотные комнаты.

Подразумевается, что в таком городе люди априори не могут быть счастливы: Петербург либо лжив и холоден, либо так же заброшен и беден. Литературе требуется достойное противостояние образу города. Таким образом, писатели начинают обращать свое внимание на образ деревни .

Деревня как воплощение морального идеала в русской прозе и поэзии

Одним из первых авторов этого направления стал Григорович. Он написал повесть «Деревня», построенную на воспоминаниях детства. В основе сюжета лежит история девушки-сиротки, которую выдали замуж против воли, а она в итоге покончила с собой, т.к. не могла жить в доме мужа.

1847 год повесть «Антон-горемыка». Главный герой живет очень плохо, поэтому его так и назвали. Он отправляется в город продать лошадь (самое ценное для крестьянина!), тем самым отказываясь от любых надежд на будущее. А лошадь у него крадут. И все получается совсем плохо и грустно.

В своих повестях Григорович описывает одно и то же время года осень. Т.е. это почти постоянный дождь, каша под ногами, низкое темное небо... в общем, сплошная депрессия. И настроение повестей такое же беды, несчастья, тяготы и тревоги... перспективы нет, горизонта нет, сплошная безнадежность и безвыходность. Люди там живут такие же унылые и серые, как и окружающий пейзаж. В повестях нет детей, следовательно, нет и указания (надежды) на какое-то будущее.

Он писал и романы о крестьянской жизни, которые не имели успеха. Также написал мемуары довольно подробные, из которых можно создать впечатление о его современниках, о его друзьях. Григорович так и не сумел выйти за рамки натуральной школы, вследствии чего и не занял приличного места в истории литературы в отличие от Тургенева, который позже заменил натурализм реализмом, описав также и внутренний мир героев.

Образ деревни у Тургенева

В сборнике рассказов "Записки охотника" Тургенев создает цельный образ крестьянской души, контрастной и в то же время гармоничной. Настоящий русский характер, по его мнению, совмещает в себе природное начало, богатырскую силу и чувствительность.

Тургенев восхищается такой красотой и искренностью русского народа. Он верит в народ и любит его, доказывает, что все плохое в простом русском человеке обусловлено лишь трудностями его жизни (даже после отмены крепостного права). Однако герои "Записок охотника" могут сохранять духовную силу и богатство даже в тяжелых условиях.

(По произведениям В. Астафьева и В. Распутина)

В наше трудное время мы порой стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества - экологией и нравственным поведением человека. Решение этих проблем определяет дальнейший ход истории нашей цивилизации.

Темой многих произведений писателей - современников В. Распутина и В. Астафьева - является экологическая проблема. На примере Матёры показана судьба наших многочисленных деревень, которые уничтожили якобы ради блага людей, построив разнообразные ГЭСы, ТЭСы и т.п. Судьбы героев разворачиваются на фоне главной проблемы, задевшей всех. За всю историю Матёры жители держались друг за друга т.е. жили одной семьей. А затопление родной земли нежданно-негаданно свалилось им на голову. Жители до последнего тянут с отъездом, потому что многим из них было страшно уезжать отсюда, где в течение долгих лет они существовали. В буквальном смысле слова у людей перечеркивают их прошлое, ставят перед неизвестным будущим. В деревне жили в основном пожилые люди, а ведь невозможно начинать совершенно новую жизнь в 70-80 лет. Люди до последнего сопротивляются, готовы даже умереть, но они не могут противостоять огромной машине Действительности, сметающей все на своем пути. Я считаю, что герои, созданные Распутиным, являются патриотами родной земли. Может быть, поэтому даже сама природа «помогает» жителям отвести от Матёры неминуемую гибель.

Как и Распутин, Астафьев посвящает цикл своих рассказов современникам, «тем, кто заблудился или блуждает, кто готов перестрелять друг друга, кто тонет в отраве «бормотухи». Писатель всеми средствами пытается обратить внимание читателя на главную идею - безжалостное отношение к тайге. Ведь она с древнейших времен - богатейший источник различных природных ресурсов. На примере Игнатьича автор показывает беззаконный грабеж природы. Он живет одним днем, не задумываясь о последствиях. В поединке с символической царь-рыбой, перед лицом неизвестной высшей силы происходит преображение героя, в тот момент он молится лишь о спасении. Мне кажется, необычное животное выступает в роли вершителя суда над браконьером, показывает, что использование природы вечно невозможно.

Оба произведения объединены одной мыслью: хозяйское отношение человека к окружающей среде. Актуальность этой проблемы заключается в том, что беспощадная эксплуатация и загрязнение природы чреваты непоправимыми последствиями и экологическими катастрофами в будущем. Существование человеческого общества, благополучие его и процветание зависят только от нас и наших совместных усилий!

Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда про-

износим слово "деревня"? Сразу же вспоминается старый дом, запах све-

жего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти

труженики, и их крепкие мозолистые руки. У каждого, наверное, из моих

ровесников есть бабушка или дедушка, живущие в деревне. Приезжая к ним

летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как труд-

на жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к

этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городс-

кой суеты.

Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской

деревни. Одни восхищались деревенской природой и "учились в истине

блаженство находить", иные видели истинное положение крестьян и назы-

вали деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы

русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома

актуален и в наши дни. Нужно сказать, что именно коллективизация зас-

тавила писателей взяться за перо.

Вспомним "Поднятую целину" Шолохова, "Котлован" Платонова, по-

эмы Твардовского "По праву памяти" и "Страна Муравия". Эти произведе-

ния, казалось бы, должны рассказать нам все о судьбе русского кресть-

янства, показать положение деревни. Но все же эта тема остается для

нас загадкой, ведь о "великом переломе" принято было умалчивать:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить.

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль - забыть.

Но забыть невозможно, потому что события тех лет очень больно

отдаются в современности, в нашей сегодняшней жизни.

В повести "Прощание с Матерой" В.Распутин ставит перед читате-

лем вопрос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации

решили поставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс

превыше всего, но как можно лишать крестьян родной Матеры? Деревня

должна уйти под воду, а жители переселиться в другую деревню. Крестьян

никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали - будь добр, подчи-

няйся! Интересно, что жители по-разному отреагировали на такое реше-

ние. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто

расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка,

здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести старуха

Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда ста-

рая Дарья украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как



мучительно рассуждает эта малограмотная женщина о судьбе своей дерев-

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с

тем, что наука важнее природы, и они должны переселиться во что бы то

ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремон-

ного вторжения в жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не

могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломил-

ся. Но так ли вечна природа?

В.Распутин касается многих нравственных вопросов в своей по-

вести, но судьба Матеры - ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, когда они покидали родную

деревню в период коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на

лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась

судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В.Быкова "Обла-

ва". Сначала Хведор теряет жену, а потом и дочь, которых любил безум-

но. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с

родной земли-матушки. Но Хведор вытерпев и пережив все, опять возвра-

щается на Родину. Вообще, главной чертой русских крестьян является то,

что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме примыкает рассказ А.И.Солженицына "Матренин

двор". Действие рассказа происходит в 1956 году. Молодой учитель посе-

лился в избе крестьянки Матрены, и читатель может увидеть деревенскую

жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость

ее жилища. Это была темная комната, в которую свет попадал только из

окна, это многочисленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет

уже в то время, когда позади остались гражданская война, коллективиза-

ция. Неужели в пятидесятые годы крестьяне были такими бедными? Мы не

увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни пали-

садника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка -

вот весь скот Матрены.

Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но

не считалась инвалидом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей

не полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа,

нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам

писатель, "много было наворочено несправедливости с Матреной".

Но несмотря на все тяготы жизни Матрена не озлобилась: она

настолько добра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать кар-

тошку. Она думала о себе в самую последнюю минуту, лишь бы ее кварти-

ранту было хорошо.

Но злость и жадность окружающих погубили крестьянку. Во время

перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и

как Матрена, держится деревня, держится земля.

85. ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ".

Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было

страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни

Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти

большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого

российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому

относился А.Блок, все эти события воспринимались как национальная

трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом

прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам

показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог

певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог

поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России,

написать в страшные для нее дни слова: "Пальнем-ка пулей в Святую

Русь?". Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы

"Двенадцать" в газете "Знамя труда". Сегодня, спустя более трети века,

все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма "Двенадцать"

вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в

прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять

позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения.

"Эпиграф столетия" -- так называют блоковскую поэму исследователи

современности, предлагая различные варианты ее прочтения. В

последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть

стихотворение "от противного", доказать, что Блок в нем дал сатиру на

революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли

Прежде всего, А.Блок предупреждал, что не следует переоценивать

значение политических мотивов в поэме "Двенадцать". Она имеет более

широкий смысл. В центре произведения - стихия, вернее, пересечение

четырех стихий: природы музыки, и стихии социальной, само действие

поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как

пишет поэт, "на всем божьем свете". Идет разгул стихийных сил

природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был

А.Блок, это символ, противостоящий самому страшному -

обывательскому покою и уюту. Еще в цикле "Ямбы" (1907-1914) он

писал: "Нет!Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет."

Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в

"Двенадцати" множеством образов: ветер, снег, вьюга и пурга. В этом

разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А.Блок услышал музыку

революции - в своей статье "Интеллигенция и Революция" он

призывал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте

Революцию". Главное, что услышал поэт в этой музыке, - это ее

смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой

разговор, и старинный романс, и частушка (известно, что А.Блок начал

писать свою поэму со строчек "Уж я ножичком полосну-полосну",

услышанных им и поразивших его своей звукописью). И за всем этим

напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. Стихийна

в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с

роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь

в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве. Даже Петруха,

пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих

страданий: "Он головку вскидывает,/ Он опять повеселел". А.Блок

очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное

обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше

никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство

Катьки придется отаечать. Не удерживает от убийства и нравственное

чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром

после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено:

"Запирайте етажи,/ Нынче будут грабежи!/ Отмыкайте погреба -/

Гуляет нынче голытьба!" Не в состоянии удержать от т„мных,

страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже

потеряна, и Двенадцать, которые пошли "в красной гвардии служить",

сами это понимают: "Петька! Эй, не завирайся!/ От чего тебя упас/

Золотой иконостас?" и добавляют: "Али руки не в крови/ Из-за

Катькиной любви?" Но убийство творится не только из-за любви - в

нем появилась и иная стихия, стихия социальная. В разгуле, в разбое -

бунт "голытьбы". Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти,

они обвиняют Ваньку в том, что он "буржуй", они стремятся

уничтожить старый мир: "Мы на горе всем буржуям/ Мировой пожар

раздуем..." И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит

читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века

назад: как мог А.Блок прославить этот разбой и разгул, это

уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был

воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А.Блока

может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был

воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с

присущими ей идеями "народопоклонства" и ощущением вины

интеллигенции перед народом. Поэтому разгул революционной стихии,

который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например,

упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства,

уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт

воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции,

на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры,

охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности -

такой предстает Россия в поэме "Двенадцать". Но в том страшном и

жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой

18-го года, А.Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад,

в преисподнюю, но в этом же - ее очищение. Россия должна миновать

это страшное; погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И

именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме -

образ, который появляется в финале, Христос. О финале этом и образе

Христа написано бесконечно много. Трактовали его очень

разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или

невольное (вернее, часто подневольное) стремление объяснить

появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием

А.Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже

нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный

характер этого финала. Да и предугадывается образ Христа в

произведении с самого начала - с названия: для тогдашнего читателя,

воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе

Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников

Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы - это путь из

бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет

путем "надвьюжным", а в лексическом строе поэмы после намеренно

сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные

для А.Блока:

"Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди - Исус Христос".

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А.Блока в

грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке.

Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутреняя,

преодоление в себе темного и страшного.

Тема русской деревни в современной литературе (По повести В. Белова «Привычное дело»)

Соврменное общество прекрасно понимает ценность и необходимость сельскохозяйственной отрасли. Однако проблем в деревне много, их много сейчас, да и раньше было не на много меньше. Поэтому писатели-деревенщики пользуются в России особой популярностью и уважением. Василия Белова можно смело назвать лидером среди этой группы писателей. Его произведение «Привычное дело»- важная веха в современной литературе на деревенскую тему. В повести перед нами проходит жизнь и судьба простого деревенского труженика Ивана Африкановича Дрынова и его жены Катерины.

Белов весьма уважительно относится к своим героям. Это дорогие и близкие его сердцу люди, они - часть его собственной души, они - отражают его личное отношения к жизни. Иван Африканович - простой крестьянин, рядовой колхозник, обремененный большой семьей. Автор не наделяет своего героя какими-то особенными качествами и талантами. И выпить-то он не дурак, как говорится, и до работы «злой», и характер имеет покладистый. Его любят соседи и односельчане. Иван Африканович и на фронте побывал, имеет боевые награды. Он спорит с начальством и негодует, когда его несправедливо обирают. Он ищет новых путей для заработков, чтобы прокормить большую семью, хотя и безуспешно. Но его деятельная натура жаждет полезного применения сил. Иван Африканович никогда не бывает груϲтен без причины и весел проϲто так. Когда ему подфартит, он рад и открыт всему окружающему его миру людей и природы. Поэтичный склад характера, жизнеϲтойкоϲть, цельноϲть-вот главные качеϲтва этой личноϲти. Но характер Ивана Африкановича раскрывается перед читателем поϲтепенно, герой Белова более многоплановый и глубокий, чем кажется в начале повеϲти. Описывая житейские будни деревни, автор показывает то несправедливое и даже преϲтупное отношение общеϲтва к труженику села. У героя и «документации» никакой нет, кроме «молочной книги», где записывается, сколько он сдал молока от своей коровы. Но читателю автор предлагает внимательно вглядеться не в документарные данные ϲвоего героя, а в душевные качеϲтва этого простого русского человека, коренного жителя деревни, поэтому, я считаю, такое большое меϲто в повеϲти занимает описание любви и согласной жизни Ивана Африкановича и Катерины. Вся повеϲть как бы воспевает большую любовь этих исконно русских людей. Автор с необычайным лиризмом и художеϲтвенным маϲтерϲтвом описывает эту любовь. Читателя потрясает сцена прощания Ивана Африкановича с погибшей женой. В его проϲтых словах о несправедливоϲти смерти, забравшей у него раньше времени любимого человека, ϲтолько боли, что невольно наворачиваются на глаза слезы: «Ты уж, Катерина, не обижайся. Не бывал, не проведал тебя, то это, то другое. Вот рябинки тебе принес. Ты, бывало, любила осенями рябину-то рвать.... Да. Вот, девка, вишь, как оберну- лось-то.... Я ведь дурак был, худо я тебя берег, знаешь сама.... Вот один теперь.... Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости.... »

В этих незатейливых словах чувствуется большая нравственная сила и неподдельная скорбь утраты. Я обратил внимание на то, что Иван Африканович по-крестьянски ощущает смерть дорогого человека: «Как по огню ступаю.... » То есть земля для него сливается в один образ с похороненной в ней Катериной.

Конечно, сила и значение повести Белова не только в описании этих трогательных взаимоотношений двух любящих друг друга людей. Автор, по-моему, поставил перед собой задачу показать во всех правдивых подробностях жизнь современной ему деревни. Но перед нами не просто бытописание, а выявление смысла жизни, значения труда на земле вообще. Итак, крестьянин Иван Африканович Дрынов -человек простой и вместе с тем сложный. Он вроде бы как все на селе и в то же время очень от всех отличается. Показательно, что так воспринимают Ивана Африкановича и его земляки. Я считаю, что автор пытается создать образ идеального деревенского жителя того времени. Показать, что, несмотря на социальные и бытовые негативные условия, душа народа остается чиста. Не зря же к герою Белова не липнет никакая житейская грязь, даже когда он сам сплоховал в чем-нибудь. Например, смешно выглядит он в истории со сватовством Мишки, наутро об этом казуϲном случае судачат все деревенские бабы. Но смеются только над Мишкой, а Ивана Африкановича жалеют. Ясно, что Иван Африканович является для своих земляков своего рода зеркалом, которое отражает их лучшие чувства и достоинства. Он радует их, подает пример добра. Сила его любви и преданности Катерине благотворно влияет и на остальных сельчан. Он по-житейски мудр и нравственно чист. Вот это и является, на мой взгляд, главным в его образе и отличает от остальных крестьян. Как сказал талантливый русский поэт Анатолий Передреев:

И города из нас не получилось,

И навсегда утрачено село....

Чтобы не попадать в такие драматические «ножницы», надо внимательно изучать мир, который открывает перед нами писатель Василий Белов. Его «Привычное дело» играет важную роль в понимании горожанами проблем деревни, характера русского человека-селянина. Без взаимопонимания между городом и селом не может быть нормальной жизни в стране.

Тема деревни в современной литературе (по повести В. Белова Привычное дело)