Смысл рассказа макар чудра. Образ и характеристика макара чудры в рассказе макар чудра горького сочинение. Главные герои и их характеристика

Смысл названия

Макар Чудра — имя старого, умудренного жизненным опытом цыгана, который рассказывает печальную историю любви Радды и Лойко, напоминающую легенду.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — человеческая воля.

Макар Чудра за свою долгую жизнь побывал во многих краях. Состарившись, он лишь еще тверже укрепился во мнении, что счастье человека заключается в постоянном движении.

Цыган с усмешкой относится к людям, которые всю жизнь находятся на одном месте. Приковав себя к земле и работе, они становятся рабами. Макар считает, что жизнь и так слишком коротка, чтобы накладывать на нее ограничения и никогда не познать «ширь степную» и «говор морской волны».

Макар приводит пример из своей жизни, когда он попал в тюрьму. Неволя для цыгана хуже смерти. Изнемогая от тоски по бескрайним просторам, Макар тогда чуть было не покончил с собой.

Старый цыган гордится тем, что принадлежит к гордому и вольному народу. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая могла произойти только в цыганском таборе.

Лойко Зобар даже среди соплеменников выделялся своей удалью и бесшабашностью. Под стать ему была и Данилова дочка Радда. Двое красивых и гордых молодых людей, судя по всему, с первого взгляда по достоинству оценили друг друга. На правах мужчины Лойко попытался подчинить себе девушку, но столкнулся с таким же сильным и неукротимым характером.

Макар не зря предупреждает собеседника, что любая женщина представляет опасность, потому что рано или поздно покоряет волю влюбленного в нее человека. Требование Радды поклониться ей в ноги перед всем табором означало для Лойко добровольное попадание в рабство. Гордый цыган еще никогда и ни перед кем не склонял своей головы.

В этом столкновении двух независимых личностей не могло быть победителя. Лойко и Радда предпочли смерть необходимости покориться. Радда предчувствовала, что ее любимый скорее убьет ее, чем признает себя побежденным. Да и сам Лойко знал, что отец не простит ему убийство любимой дочери.

Влюбленные погибли, но стали символом цыганской вольности и независимости. Их тела давно истлели, но души в сознании всех цыган до сих пор ведут непримиримую борьбу с любыми проявлениями рабства.

Проблематика

На раннем этапе творческого пути Горькому было присуще впадать в крайности. Любая проблема решалась писателем по принципу: все или ничего. При этом высшей ценностью он считал свободу.

Проблема любовных отношений в рассказе решается прямолинейно. Если абсолютно свободная любовь невозможна, то есть только один выход — смерть. Автор вместе с Макаром одобряет такое развитие событий, хотя для большинства людей оно выглядит по меньшей мере странно.

История Лойко и Радды — красивая легенда, а не прямое руководство к действию. Это своеобразный гимн непобедимому стремлению к свободе. Любовь является одним из сильнейших человеческих чувств, но даже оно не должно приводить к рабству и подчинению одного человека другим.

В более широком смысле рассказ «Макар Чудра» поднимает главную проблему, волнующую молодого Горького. Это необходимость борьбы с угнетением и несправедливостью, во главе которой стоят самые гордые и свободолюбивые люди.

Композиция

Чему учит автор

Горький создает романтический образ двух влюбленных, которые не способны идти на компромиссы. Их смерть ради свободы недоступна для понимания обычных людей и может служить только идеалом, навсегда запечатленном в народной памяти.

Первым печатным произведением Максима Горького стал рассказ «Макар Чудра». Анализ его позволяет понять, что, несмотря на молодость и неопытность, автору удалось органично изобразить жизнь цыган и передать всю полноту их чувств. Для Горького не прошли даром скитания по необъятной России. У писателя не всегда было что поесть, но он ни на минуту не расставался с толстой тетрадью, в которую записывал необычные истории, легенды, какие-то интересные события из жизни случайных спутников.

История любви цыган

Анализ «Макара Чудры» показывает автора произведения в образе писателя-романтика. Главным героем рассказа выступает старый цыган, который искренне гордится своей свободной жизнью. Он презирает крестьян, которые уже рождаются рабами, предназначение которых заключается в копании в земле, но при этом они даже могилу себе перед смертью не успевают вырыть. Герои легенды, рассказанной Макаром, являются воплощением максималистского стремления к свободе.

Радда и Лойко любят друг друга, они счастливы вместе, но чересчур зациклены на личной свободе. Анализ «Макара Чудры» показывает, что главные герои даже на любовь смотрели как на ненавистную цепь, сковывающую их и умаляющую независимость. Признаваясь в любви, молодые люди ставят друг другу условия, при этом каждый из них стремится быть главным в паре. Цыганы никогда ни перед кем не становятся на колени, это считается страшным унижением, но Лойко уступает Радде и преклоняется перед ней, тут же убивая свою возлюбленную, а затем и сам погибает от руки ее отца.

Сопоставление системы ценностей цыгана и повествователя

Анализ «Макара Чудры» показывает, что для главного героя Радда и Лойко являются идеалами свободолюбия. Старый цыган понимает, что высшая степень гордости и любви не смогут ужиться вместе, какими бы прекрасными не были эти чувства. Но он уверен, каждый человек должен отстаивать свою свободу пусть и ценой собственной жизни. Рассказ Горького интересен присутствием в нем повествователя, в образе которого угадывается сам автор. Его влияние на произведение незаметное, но все же достаточное для того, чтобы писатель смог высказать собственные мысли.

Не со всеми суждениями старого цыгана согласен Горький. Макар Чудра (анализ рассказа показывает восхищение автора героями легенды) не получает прямых возражений от повествователя, но все же в самом конце, подводя итог истории, автор говорит, что молодые люди стали рабами своей свободы. Гордость и независимость делают людей несчастными и оди

нокими, ведь иногда все же надо жертвовать своими интересами ради родных и любимых.

Музыкальность рассказа

Анализ «Макара Чудры» показывает, насколько удачно писатель воспользовался приемом пейзажных зарисовок. Обрамлением всего рассказа является море, которое ясно выражает чувства и душевное состояние героев. Произведение наполнено музыкальностью, сказано даже, что о красоте Радды можно лишь на скрипке сыграть. Рассказ Максима Горького сразу обратил на себя внимание яркостью образов и запоминающимся сюжетом.

Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть. Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается. Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.

Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма , но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического .

В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ «Макар Чудра» , в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи» , открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море. Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя , ведь его именем назван рассказ.

Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, - максимальное стремление к свободе . Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» .

Такое неразрешимое противоречие между любовью и гордостью в романтическом характере воспринимается Макаром Чудрой как абсолютно естественное, а разрешиться оно может только смертью: романтический герой не может пожертвовать ни своей безграничной любовью, ни абсолютной гордостью. Но ведь любовь предполагает смирение, самопожертвование и способность покориться любимому человеку. А этого-то как раз и не могут сделать герои легенды, рассказанной Чудрой.

Какую же оценку дает этой позиции Макар Чудра? Он считает, что только так и должен понимать жизнь настоящий человек, который достоин подражания, и только с такой позицией можно сохранить личную свободу.

Но соглашается ли автор со своим героем? Какова же авторская позиция и каковы средства ее выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить важную композиционную особенность ранних произведений Горького – наличие образа повествователя . На первый взгляд, это незаметный образ, ведь он не проявляет себя в каких-либо действиях. Но именно позиция этого человека, странника, который встречает на своем пути разных людей, особенно важна для самого писателя.

Практически во всех ранних романтических произведениях Максима Горького будет воплощено и негативное сознание, искажающее реальную картину бытия, и позитивное, наполняющее жизнь более высоким смыслом и содержанием. А пристальный взгляд автобиографического героя как будто выхватывает самые яркие характеры – такие, как Макар Чудра.

И пусть он довольно скептически выслушивает возражения героя-повествователя, но именно финал расставляет все точки над «и» в позиции автора. Когда рассказчик, глядя во тьму бескрайней степи, видит, как цыгане Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно» , и никак «не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой» , он и выявляет свою позицию. Да, в этих словах звучит восхищение, но думающий читатель осознает бесплодность такого кровавого исхода: даже после смерти Лойко не может стать вровень с красавицей Раддой.

В соответствии с лучшими традициями романтизма Максим Горький использовал в своем рассказе множество средств выразительности. Описывая главных героев, он пользуется гиперболой: красоту Радды можно только на скрипке сыграть, а усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями. Для передачи особенностей речи, особенно старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания.

Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького

Макар Чудра является главным персонажем из одноименного рассказа М. Горького. Старый цыган - это олицетворение всего свободолюбивого цыганского народа, гордый и сильный человек. У него богатырское телосложение, напоминающее старый, но могучий и крепкий дуб. Ему 58 лет, но он все также любит волю и свободную жизнь, бродя со своим табором, не задерживаясь долго на одном месте.

В этом произведении старый цыган делится своими философскими рассуждениями о жизни. Он говорит о том, что не стоит жить на одном месте, а всю жизнь надо бродить по земле и смотреть, насмотревшись вдоволь, можно и умирать. Ему не нужны другие люди. Макар Чудра уверен, что каждый человек должен жить сам по себе и для себя. Он рассказывает, что человек не может быть учителем для другого, пока сам не проживет жизнь, и не наберется житейской мудрости. Старый цыган всю жизнь ходил по земле, многое видел, и многое узнал. Он считает, что свобода и воля – это главное в жизни человека. Ему близки и понятны шум морского прибоя, вольный и свежий ветер бескрайних степей. А тот, кто всю жизнь трудится на земле, отдавая ей все свое здоровье и силы, тот просто раб, рабом рождается, и рабом умирает.

Макар Чудра рассказывает своему случайному собеседнику легенду о великой цыганской любви Лойко Зобара и Радды. С огромной гордостью и любовью, Макар описывает бесстрашного и смелого цыгана Зобара, который являлся гордостью всего цыганского народа. Он говорит о Зобаре, как о мудром и грамотном товарище, талантливом музыканте и певце. В его рассказе, Лойко человек, от которого исходит человеческое тепло, в его присутствии и окружающие становятся добрее и лучше. Не меньше Макар Чудра говорит и о гордой красавице цыганке Радде. Эта свободолюбивая цыганка всех покоряла своей неземной красотой и непокорным характером.

В персонажах Лойко и Радды воплотился образ самого Макара Чудры, для которого идеалом является гордый и независимый человек, чуждый бытовым жизненным проблемам. История любви Зобара и Радды близка и понятна старому цыгану, для него в ней нет ничего необычного, и смерть двух любящих людей соответствуют всей философии его жизни.

Гордый Лойко Зобар и красавица Радда, оба они испытывали сильную любовь друг к другу, но еще больше по душе им была воля и свобода. Гордость этих выдающихся персонажей не позволила им пойти на уступки, и они приняли смерть как нечто само собой разумеющееся.

Макар Чудра – это один из героев, принявший такое решение.

Сочинение Макар Чудра

Макар Чудра старый, свободолюбивый, гордый цыган, рассказчик историй про настоящую вольную цыганскую жизнь и главный герой одноимённого рассказа Максима Горького. Выступает олицетворением всего любящего волю больше жизни цыганского народа. Макар прожил не малую жизнь в 58 лет, имеет дочь Нонку. Несмотря на скитальческий образ жизни цыган, достойно выглядит, и собеседник приводит в сравнение с ним древний, могучий дуб.

Чудра бродит по всему миру, наслаждаясь свободой, и не задерживается долго на одном месте. Своим девизом он считает то, что не стоит сидеть на одном месте, необходимо бродить по всему миру и смотреть. И только, когда всего насмотришься, можно лечь и готовиться к смерти. Со своим собеседником Макар делится мыслями по поводу людей называя их странными из-за того, что они живут толпами, несмотря на то, что вокруг полно места и работают люди отдавая по капле свои силы в землю, а потом умирают не успевая выкопать себе могилки. По его мнению человек не может быть учителем для другого пока сам не наберётся высшей житейской мудрости.

Сам Макар утверждал, что уже везде побывать успел не оставаясь нигде надолго. Как-то раз он даже сидел в заключении и думал лишить себя жизни из-за отсутствия свободы.

Своему собеседнику Чудра так же поведал трагическую историю про удалую пару цыган своенравную красавицу Радду и любимого всеми Лойко Зобара, которые любя друг друга не смогли лишиться личной свободы и предпочли независимую и гордую смерть. С восхищением и гордостью за весь свой цыганский народ описывал Макар отважного цыгана Лойко. Рассказывая о нём, Макар характеризует Зобара как наделённого великой мудростью и бесстрашием товарище, также талантливом музыканте. Не меньше он употребляет хвалебных эпитетов и в отношении Радды. Эта цыганка способна была любого покорить своей красотой, но её гордость и свободолюбие никому не оставляли шанса завоевать её любовь.

В паре этих настоящих цыган нашел отражение и образ самого Макара Чудры, который считал своим идеалом гордого и независимого человека, не обременённого бытовыми заботами. Только смерти подвластно лишить человека свободы, такова философия Макара.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Вари в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Именно эта пьеса стала последней, которую смог закончить писатель. В этом произведение он показал читателю всю правду о помещиках, и что на самом деле они из себя представляют

  • Образ и характеристика Василисы в пьесе На дне Горького

    В своей пьесе «На дне», Максим Горький описывает жизнь людей низшего социального общества. Пьяницы, бродяги, босяки населяют ночлежку, которую содержит Михаил Иванович Костылев

  • Сочинение Базаров и родители в романе Тургенева Отцы и дети

    Родители Базарова являются практически полной противоположностью сына. Его мать, Арина Власьевна, типичная русская женщина того времени – добрая, несколько суеверная

  • Как нетерпеливо мы ждём первого снега, как волнуемся при виде гигантских падающих снежных хлопьев в окне. А как приятно проснуться поутру и вдруг обнаружить, что земля, которая накануне ещё чернела, теперь безукоризненно белая.

  • Анализ произведения Тургенева Ася (повести)

    Наверное, нет ни одного человека, который хотя бы один раз в жизни не сказал что-то такое, о чем пришлось искренне сожалеть. Люди часто в порыве говорят что-то обидное, потом понимают, что неправы, да только уже поздно.

Максим Горький сыграл значительную роль в развитии русской литературы начала 20-го века. Рассказ «Макар Чудра» был написан в ранний период творчества писателя. В нем автор раскрывает перед нами романтический мир легенд, сказок, вдохновенных иносказаний.

Герои рассказы - люди отчаянные и прекрасные. Они горды и чрезвычайно свободолюбивы.

Главным героем рассказа является Макар Чудра – старый мудрый цыган. Для него главное в жизни - это личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы: «…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».

Макар рассуждает о жизни человека и свободе:

«Жизнь? Иные люди? …– Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».

Он считает, что человек без личной свободы становится рабом: « он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать?».

Старый цыган думает что любовь и свобода несовместимы. Любовь ослабляет человека, заставляет его покориться любимому. Он рассказывает легенду о любви Лойко и Радды. Макар восхищается смелостью, стойкостью и свободолюбием своих героев. Он считает, что их поступок был единственно верным.

Также в рассказе присутствует образ слушателя. У него нет реплик, и практически нет его описания. Тем не менее, через его образ легко передается авторская позиция.

Практически полноценным участником рассказа является природа. С помощью описания её красоты автор предает чувства и мысли персонажей.

Героями легенды являются Лойко Зобар и красавица Радда. Лойко – молодой, удалой и гордый цыган. Он был смелым и сильным, никого и ничего не боялся: «Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!»

Больше всего Лойко дорожил своей свободой. Нигде долго не задерживался. «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!» Но повстречав Радду, Лойко «потерял голову».

Радда – молодая цыганка такой красоты, что никто не мог перед ней устоять. Она была настолько горда, что даже любовь к Лойко не смогла сломить её. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».

И Радда и Лойко смотрят на свою любовь как на цепь, которая их сковывает. Они отказывается от любви и выбирают смерть ради абсолютной свободы.