Основные темы творчества В.П. Астафьева. Леонид Подольский: «В моих произведениях – моя биография, моя память, мое мироощущение и жизненный опыт. Бесстрашный солдат литературы

Медякова Ольга Владимировна

Тема урока : Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Класс : 5

Цель: Систематизировать и обобщить знания по изученному произведению.

Задачи:

1. Создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком.

2. Активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

3. Развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа текста.

4. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Планируемые результаты:

Предметные – давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы; выявлять художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости содружества человека и природы, умения быть настойчивым и действенным в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы сложных ситуациях.

Метапредметные УУД:

познавательные – умение извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков;

регулятивные – умение соотносить свои знания с целью, комментировать полученную информацию, уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

коммуникативные – умение планировать учебное сотрудничество в коллективе, оценивать действия одноклассников;

личностные – формирование личностных ценностей на основе оценки содержания художественного произведения, поступков литературного героя.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, географическая карта.

Прилагаемые медиаматериалы: презентация, фонозапись «Пение птиц», музыка Э. Грига «Утреннее настроение».

Использованная литература и ресурсы сети Интернет:

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебник-хрестоматия для учащихся 5 класса. ООО «Дрофа», 2012г.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе для 5 класса. – М.: ВАКО, 2014г.

3. «И открой в себе память». Вып. 2. Воспоминания о В.П. Астафьеве жителей Овсянки и Дивногорска: материалы к биографии писателя. Красноярск, 2006г.

4. Заболоцкий Н.А. Стихотворения. М: Советская Россия, 1985г.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990г.

6. https :// xmuzic . me / q / ls 68 wrTQ 5 cmR _3 qE 2 ZKCs 8 eD 66 HpR 6 jSpeSnzbbe /

7. https :// my - hit . fm /григ-утреннее-настроение

8. http :// www . youtube . com / watch ? v = rGvaKqk -4 ss

9. testedu.ru/test/literature/5-klass/astafev-vasyutkino-ozero.html

Портал «Образовательные тесты»

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Работа по теме урока.

4. Физразминка.

5. Итог урока.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1 – заставка)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Я хочу, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Надеюсь, что вам будет интересно на уроке.

II. Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами. Для этого вам предстоит разгадать ребус, который состоит из двух частей.

Первая часть ребуса: (Слайд 2)

Действительно, это тайга. (Слайд 3)

Вторая часть ребуса: (Слайд 4)

Вы правы: это главный герой рассказа В.П. Астафьева “Васюткино озеро” – Васютка. (Слайд 5)

Маленькой песчинке легко затеряться в океане. Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется ”. Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 6)

Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? Об этом мы и поговорим сегодня на уроке. (Слайд 7)

Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?» Давайте проверим по словарю, что означает слово «поединок».

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока. (Васютка и тайга, человек и природа.)

О чём можно порассуждать на этом уроке? (Природа – друг или враг? Спасение Васютки – чудо или закономерность? Какие уроки дает природа герою и читателю?)

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Человек и природа в рассказе

В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (Слайд 8)

Ребята, откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.

Эпиграфом урока служат слова В. П. Астафьева: «Природа – не только источник жизни. Она воспитатель души». (Слайд 9)

Итак, мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным сибирским писателем В. П. Астафьевым и с главным героем рассказа Васюткой.

III . Работа по теме урока

В.П. Астафьев – писатель со сложной, но интересной судьбой. Гибель родителей, детский дом, война, душевные раны – все это было в его жизни. Но было и другое - то, что давало ощущение радости и полноты жизни. Это - творчество и целительная сила природы, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Вы уже знакомы с рассказом этого писателя, сегодня заключительный урок по произведению. И мы вновь обращаемся к страницам автобиографического произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, определить взаимосвязь между человеком и природой.

Первый привал

Какова история создания рассказа «Васюткино озеро»? Почему рассказ «Васюткино озеро» можно назвать автобиографичным? (Сообщение учащегося)

Виктор Петрович Астафьев говорил: «Я твёрдо знаю – заставили писать меня книги и жизнь». Думал он, думал, и вышло, что ему надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и о прочей родне. Они были интересны ему и любимы им такими, какие они есть на самом деле. В основе рассказа «Васюткино озеро» лежит история его собственной жизни, т. е автор поставил героя в ситуацию, в которой оказался он сам.

Второй привал

Вопросы по содержанию рассказа в форме разгадывания кроссворда. (Раздаточный материал)

Что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

(Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя)

Вывод: человек и природа находятся в неразрывной связи.

Итак, знание законов тайги помогли мальчику выжить: в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло. Можно сказать, что природа – это открытая книга! Но открывается она не всем, нужно уметь её читать. Итак, природа – это открытая книга!

Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь, все интересные и важные мысли по ходу урока мы будем записывать в тетрадь. (Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы.)

А как вы думаете, можно назвать природу величественным храмом? Что такое храм?

(Работа со словарём: храм - святое место, куда приходят люди очищать душу.)

Вот и Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным, очищается, становится мудрее. Действительно, красота природы подобна великолепию храма. Так писал об этом французский поэт Шарль Бодлер: (читает учитель)

Природа – некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

Итак, запишем ещё одну важную мысль: Природа – это величественный храм.

В.П. Астафьев называет тайгу ласково - «кормилица». Как вы думаете, почему? (Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива, нужно её изучать, уважать и следовать её законам). Давайте запишем наш следующий вывод: Природа – это мать, кормилица.

Музыкальная физразминка.

Третий привал

Расскажите о тайге как о природной зоне России. Покажите на географической карте.

- На с. 158 найдите и зачитайте описание тайги со слов «Тайга… Тайга» (чтение под фонозапись «Пение птиц» ). Как рисует тайгу автор? Какие изобразительные средства использует? Для чего? (Передает состояние главного героя, находим описание тайги в тексте) (Слайд 10)

- Почему тайга показалась мальчику «молчаливой», «равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море?

Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя? (Картины природы - описание тайги) Итак, природа в произведении - это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.

Древний китайский философ Сюнь-цзы сказал: «Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…» (Слайд 11) Подумайте над этими мудрыми словами! Какой можно сделать вывод? Что такое природа по отношению к человеку? Совершенно верно, природа – это не враг, природа - учитель и друг . Это ещё один важный вывод.

Покажите на карте реку Енисей. Расскажите, что вы о ней знаете. (Сообщение учащегося)

Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем и зачитаем этот эпизод. (Сначала мальчик радуется, прыгает от счастья, хватает жадными глотками воду, но потом берёт себя в руки) (Слайд 12)

Как обращается мальчик к Енисею? («Енисеюшко, славный, хороший…» (олицетворение) - для мальчика он словно добрый старый друг). Выход к Енисею означает спасение.

Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Главный герой изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за пять неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Выход к Енисею Васютке подсказало озеро, которое он нашёл в лесу. А как вы считаете, можно ли сказать, что Васюткино озеро – «озеро надежды»?

У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.

( Чтение стихотворения на фоне музыки Э. Грига «Утреннее настроение»)

В асюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Значит, можно сделать ещё один вывод. Природа – это зеркало души человека . (Слайд 13)

Четвертый привал

- Предлагаю вам познакомиться с памятками «Советы идущему в лес» (Слайд 14) и «Если ты заблудился в лесу» (Слайд 15)

VI. Итоги урока

- Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

- В чем проявляется умение выжить? (Быть смелым, сильным духом, знать законы природы, не забывать заветы и традиции отцов и дедов)

1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро.

Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. «С памятью – к памяти».

2. В.П. Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.

Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались. Помните, чтобы не заблудиться, мальчик оставлял затеси – зарубки на деревьях, указывающие путь людям? Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

Послушайте стихотворение «Зарубки на сердце».

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

V . Рефлексия

Выразите своё отношение к герою. Чему вы научились у Васютки? (слайд 16)

Опорные конструкции для рефлексивного анализа:

Мне было страшно, когда Васютка …

Я переживал, потому что …

Если бы я оказался в такой ситуации …

Меня восхищает в Васютке …

А ведь Васютка мог…

Сумел ли Васютка добраться до своего берега Успеха? А мы? Оцените работу. (Приём светофора: зелёный – 5, жёлтый – 4, красный - 3)

VI . Домашнее задание (слайд 17)

Написать Васютке письмо о том, чему вы у него научились.

"Почему я стал писать? Потому что ничего другого покалеченный на войне я делать не умел и не мог. Решил себе таким образом зарабатывать на жизнь. И это дело, писательство, выполнять по-русски добросовестно…" - говорил Виктор Астафьев. 1 мая автору произведений о Великой Отечественной войне и сибирской деревне, ставшему классиком еще при жизни, исполнилось бы 85 лет.

Самостоятельная жизнь без подготовки

"Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка", - говорил писатель.

Он появился на свет в крестьянской семье 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. Он был еще ребенком, когда в Енисее утонула его 29-летняя мать.

"В 34-м году выловили утопленницу мать и пикетчик у нее, распухшей от воды, почерневшей, отрезал палец с обручальным кольцом. Отпилил складником", - приводит воспоминания Астафьева "Столичные новости" . Писатель постоянно возвращался мыслями к своей матери: говорил, что "доживает мамин век", сам не думая прожить больше пятидесяти.

В 1978 году за книгу "Царь-рыба" писатель удостоен Государственной премии СССР, за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" удостоен Государственной премии РСФСР имени М. Горького, в 1991 году за повесть "Зрячий посох" - Государственной премии СССР, в 1995-м за роман "Прокляты и убиты" - Государственной премии России.

В 1997 году писатель получил Международную Пушкинскую премию, в 1998 году - премию "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда. В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" ему присудили независимую премию "Триумф".

В 1989 году за выдающуюся писательскую деятельность Астафьеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1999 году наградили орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Произведения Виктора Астафьева переведены на многие языки. Литературоведы отмечают, что его произведения очень трудны для перевода .

Бесстрашный солдат литературы

В 1953 году в Перми вышла его первая книжка рассказов для детей - "До будущей весны", в 1955-м - "Огоньки". В 1956-м издается книга "Васюткино озеро", в 1957-м - "Дядя Кузя, куры, лиса и кот".

В 1958 году увидел свет его роман "Тают снега", появились остропроблемные, психологически углубленные произведения. Как сообщается на сайте телеканала "Культура ", уже для первых рассказов Астафьева характерно внимание к "маленьким людям" - сибирским староверам ("Стародуб", 1959), детдомовцам 1930-х годов ("Кража", 1966) и т. д.

В автобиографичный цикл "Последний поклон" (1968-1975) вошли рассказы и повести, посвященные судьбам людей, встреченным писателем времена своего детства и юности. В центре внимания писателя - жизнь современной сибирской деревни с лирическим повествованием о народном характере.

Поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания в 1976 году одного из самых значительных его произведений "Царь-рыба". Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления - духовное оскудение человека. Другая - одна из главных тем деревенской прозы - противопоставление городского и деревенского человека.

В 70-е годы сибирский писатель вновь обращается к теме своего детства, рождаются новые главы к "Последнему поклону". В 1978-1982 годы Астафьев пишет повесть "Зрячий посох", изданный только в 1988 году.

В 1969 год по 1979-й Астафьев жил в Вологде. С переездом в родное село под Красноярском в 1980 году у Астафьева начался новый плодотворный период творчества. При этом во многих его произведениях усиливается пессимизм, мир предстает перед глазами "во зле и страдании", полным порока и преступности, как, например, в романе "Печальный детектив" (1985) или рассказе "Людочка" (1989).

С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне "Так хочется жить", а в 1995-1996 годах пишет - тоже "военную" - повесть "Обертон", в 1997 году он завершает повесть "Веселый солдат", начатую в 1987 году.

В последние годы Астафьев написал роман "Прокляты и убиты" (1995), повесть "Так хочется жить" (1995), в которых еще более жестко, чем в произведениях 70-х, показывает лицо войны.

Творчество Астафьева в одинаковой степени принадлежит двум направлениям современной литературы того времени. "Окопная правда" фронтовика, который без прикрас рисует тяжелый труд солдат и называет истинную цену победы и войны - войны как трагедии. В своих интервью Астафьев неоднократно подчеркивал, что не может писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом.

С другой стороны, творчество Астафьева знаменует начало так называемой деревенской прозы, открывавшей истинную картину коллективизации и губительных последствиях Советской власти для сибирской деревни.

Виктор Астафьев умер на 78-м году жизни 29 ноября 2001 года в родном селе Овсянка Красноярского края. На церемонию прощания в Красноярск прилетели многие видные деятели культуры и науки. Возглавил комиссию по организации похорон писателя лично Александр Лебедь , бывший в то время губернатором Красноярского края.

Согласно завещанию Астафьева , траурная процессия сделала краткие остановки у родительского дома писателя в Овсянке, а затем и у дома на улице Пустынной, где жил сам писатель. После отпевания в деревенской часовне Виктор Астафьев был похоронен на местном кладбище.

Недавно ему посмертно была присуждена премия Солженицына со следующей формулировкой: "Виктору Петровичу Астафьеву - писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Лидия Фоменко

Пятидесятые годы. В литературу входят новые, молодые силы. Из уральского города Чусового идут в разные журналы рассказы, отмеченные печатью истинного таланта. Идут своеобычные миниатюры. И повествуется в них, как правило, о деревенской жизни, даже с чертами старины, но нет в этих затесях тоски по патриархальному социальному укладу. Дорого автору крестьянское трудолюбие, привязанность к земле, нравственные устои совестливого быта.

Так появилось в литературе имя - Виктор Астафьев. Человек бывалый, успевший, несмотря на молодость, заявил о себе как лирик.

Человек бывалый - что это значит? В данном случае - нелегкое детство в деревне Овсянке Красноярского края, работа в порту на Игарке, на железнодорожной станции Базаиха, а там - фронт, позднее - послевоенная жизнь на Урале, в городе Чусовом. Перебрав много разных жизненных дорог, ступил Астафьев на журналистскую, а потом - и писательскую. Вспоминая прошлое в недавней статье по поводу своего приближающегося пятидесятилетия, Астафьев неодобрительно пишет о критиках, которые подчеркивают его «сиротство». Задачу свою писатель определил так: «Стать профессионально читающим, думающим, работающим...» Автор несправедлив к своим критикам. Помню, одной из первых написала о нем рано ушедшая от нас Ленина Иванова, у которой и в мыслях не было поминать о сиротстве, да и впоследствии, кто бы ни писал об Астафьеве, прежде всего был восхищен его силой, а вовсе не «сиротством». Вот уж слово, которое ему не идет!

С первых же астафьевских шагов перед читателем явился зрелый талант, возмужавший и окрепший как-то сразу, хотя и не прошел литературной школы, и ничто, казалось бы, не готовило Астафьева к главному труду его жизни. Кроме - самой жизни. Такой талант не мог затеряться и не затерялся, а заявил о себе крупно, надежно. Изображая деревню, он находит в этом мире романтическое и новое. И уживается в его творчестве обнаженная жизненная правда с поэтически прекрасным в деревенской, порой даже в стародеревенской среде.

С конца пятидесятых годов и все следующее десятилетие читатель знакомится с деревенским детством астафьевского героя, оставившим в душе мальчика добрый след. И все - из-за бабушки, Катерины Петровны. Не знаю, горьковское ли тут влияние, как писала критика, или нет, - вижу только, что из самых недр жизни берет Астафьев своих персонажей, в том числе и печальницу, заступницу мальчика - бабушку. И «Конь с розовой гривой», и «Далекая и близкая сказка», и «Монах в новых штанах» - все эти зарисовки, пленительные своей поэтичностью, сразу же сделали имя Астафьева далеко слышным. Мы узнали поэта, хотя стихов его не читали. Мы ощутили плотность и насыщенность его прозы, полюбили его образную речь.

Через несколько лет после появления первых затесей Астафьев соединил рассказы о «поистине босоногом» деревенском детстве в одну книгу и назвал ее «Последний поклон». Сильная, мудрая и в высокой степени нравственная книга. И раньше, читая рассказы в разрозненном виде, можно было угадывать будущее мальчика-героя. Брошенные в его впечатлительную душу зерна должны были дать добрые всходы. Это было не что иное, как воспитание личности. И его воспитали добрым, отзывчивым, восприимчивым к красоте. «Раз у него к цветку душа лежит... значит, ему в этом смысл свой есть, значение свое, нам не понятное», - говорит о внуке дед.

Однако жизнь - не сказка. Она бывает и горька. Грянула война, и мальчик, тот самый «монах в новых штанах», тот маленький знаток лесного разнообразия, пробирается сквозь непогоду, полуголодный, плохо одетый... конечно же, к бабушке. В деревне бабушки не оказалось, она уехала, и мир для него стал тусклым, а себя он почувствовал незащищенным. Многое теперь он делает машинально. Даже охота на яманов не разнообразит его существование. Тем более, что приходится убивать прекрасное животное. Окружающая жизнь кажется юноше огромной, мир - неохватным. Впервые он с удивительной отчетливостью понял, что повзрослел.

В завершающем рассказе книги - это уже взрослый человек, совершающий «последний поклон». Это - окончательное прощание с детством и расставание с бабушкой навеки. Демобилизовавшись из армии, тот самый, знакомый нам мальчик, что радовался коню с розовой гривой, что любил музыку, сказки, стихи, чувствовал себя в родной стихии наедине с природой, тот самый юноша, в последний раз увидал самого дорогого человека, свою бабушку, и поклонился ей до земли.

«Жизнь-то какая была. Не приведи господь! - жаловалась бабушка. - Вся устала. Восемьдесят шестой год... Работы сделала - иной артели впору. Тебя все ждала. А жданье-то крепит». Человек живет надеждой и любовью. Этой мыслью Астафьев заканчивает свою книгу рассказов о детстве.

Вячеслав Шугаев настаивает на том, что Астафьев написал исповедь, что у него хватило мужества, «не щадя сердца», рассказать о давних годах детства. Да, конечно, исповедальность есть в этой книге. И автор имел на нее право. За этим «я» исповедующегося человека стоят народная жизнь и народные характеры. Вот почему «спазмы в горле» у читателя, как признается Шугаев. Они, эти «спазмы в горле», от узнавания настоящих людей с их высокой душой. Сильный эмоциональный заряд книги «Последний поклон» испытывает на себе каждый, в ком живет ощущение народной жизни.

Другая тональность тоже подвластна Астафьеву. Он бывает остро драматичен (рассказ «Восьмой побег» или повесть «Кража»). Когда писатель изображает даже представителей преступного мира, его не покидает вера в человека и помогает ему разглядеть в малолетних преступниках из «Кражи» людей, которых еще можно вернуть обществу. Проблема воспитания личности глубоко волнует Астафьева. О повести «Кража» много писали, в том числе и автор этих строк, и возвращаться к ней, быть может, не следовало бы, если бы она не была весьма заметной вехой в творчестве писателя. Поступки пятнадцатилетнего подростка Толи Мазова вводят нас в глубины человеческой души, показывают его стремление к справедливости и, наконец, понимание, что в одиночку бороться нельзя. Слова, сказанные о руководителе города на Крайнем Севере, в районе вечной мерзлоты, мне кажется, применимы к автору «Кражи»: «Он не принимал жизнь и мир в готовом виде, а видел его в работе, в борьбе и, сам поработав, приценивался к миру этому, как хозяин к дому, в котором ему жить, самому же и обихаживать его».

Люди, «обихаживающие» землю, все от одного корня - от корня высокой русской человечности.

Астафьева я с полным правом могу назвать мастером слова. Он много думает о своем «ремесле». Однажды он признался, что в рассказе ему милее всего интонация (то, что Бунин называл звуком), что любит он рассказ-раздумье. В этом смысле Астафьев стоит рядом с теми своими собратьями по перу, кто пишет «малую прозу», как правило, с думами о жизни: с добротой к человеку, к красоте его. Кто дорожит образным языком, сыновним трепетным отношением к родной природе, всегдашней и неизменной вдохновительнице и героине русских новеллистов.

Движет им любовь. Она у Астафьева - действенная. Она требует не эгоистического поклонения, а самоотдачи. Любовь к женщине - высочайшее проявление любви как гуманистического чувства. Вот крепкая сюжетная канва одного из рассказов Астафьева.

«Ранбольной» Сергей Митрофаньгч ездит в город каждый год на обследование для продления пенсии. Его раздражают эти поездки и осмотры, будто может отрасти за год его култышка, будто раны войны можно избыть до конца и он, не дай бог, станет «обворовывать» государство, незаконно получая пенсию. Сергей Митрофаныч, человек совестливый, поэтому, сурово поговорив с врачами, быстро отходит и только самому себе поверяет слова угрюмые, злые: «Закон такой! Ты, да другой, да третий, да все бы вместе сказали, где надо, - и переменили бы закон. Он что, из камня что ли, закон-то? Гора он, что ли? Так ведь и горы сносят...» Подумав так, он все же спокойно едет домой, хотя и ощущает ноющую боль во всем теле. Часто это с ним бывает. Жена повторяет каждый раз: «Война это, война по тебе, Митрофаныч, ходит». Да уж годы и годы прошли, а война все «ходит и ходит» по нему.

Но выношенное в войну и сейчас составляет нравственное его богатство, которое Митрофаныч стремится передать людям. Вот они, эти люди, городские современные мальчишки, отправляющиеся в армию, и девчонки, провожающие их. Песни у них новые, одежда - не придумать вычурнее, а слезы - те же, и прощанье то же. И Митрофаныча проняло до самого сердца, он, явственно видевший все их недостатки, стал им родным. Вернее, они стали ему родными. И пошел разговор, правдивый, душевный, и как бы ни далек был ребятам старый солдат, а слушали они его, задумавшись. И прежде всего покорили их его слова о русской женщине: «Баба, наша русская баба не может бросить мужа в увечье. Здорового может, сгульнуть... а калеку спокинуть - нет! Потому как баба наша во веки веков человек!» Сказавши такие слова, Митрофаныч как бы «дал ребятам всего себя рассмотреть оттого, что не было в нем хлама, темени, потайных закоулков». И запел он свою любимую - «Ясным ли днем». А сам все думает: «Честишь молодняк таким манером, ровно не твои они дети, а подкидыши?» Те же думы, те же заботы, что и в «Краже», хотя вся обстановка и сама атмосфера рассказа иная. В «Краже» мысли о молодежи, о воспитании приходят ежедневно, даже еженощно к директору детдома Репнину, бывшему царскому офицеру, волею случая ставшему воспитателем, а оказалось, что это и есть его истинное призвание. «Жизнь начинается с той поры, когда человек задумывается над поступками и отвечает за них», - так говорил своему любимцу, отличному парню Толе Мазову Репнин. Эти мальчишки в поезде еще ни за что не отвечают, но и к ним придет тот час, когда они почувствуют себя ответственными, и не только за свои поступки, но и за других людей, за нечто большее, чем их личная жизнь. И часто такие мысли приходят от соприкосновения с каким-то хорошим человеком.

У Астафьева много встретим примеров того, как человек подхватывает от другого добрые намерения и думы. О взаимовлиянии людей и написан рассказ «Ясным ли днем». Для «молодняка» не станет одним из полузабытых эпизодов встреча с фронтовиком. И для Пани тем более она не стала эпизодом. Она-то знала: «Все, что есть в ней и в нем хорошего, они переняли друг от друга, а худое постарались изжить». Вот и сентенция, но введенная в ткань повествования, в думы героини, она становится истиной, которую уже не забудешь.

И вот они - Паня и Митрофаныч - поют на два голоса все ту же, давешнюю песню «Ясным ли днем» и думают об одном и том же, только разными словами: «Так, видно, не избыть тебе войну до гробовой доски? Где твоя память бродит сейчас? По каким краям и окопам? Запахали окопы, заростили, а ты все тама, все тама...»

Один из основных мотивов творчества Астафьева - неизбытая война. Запахали окопы, поросли они травой, следа, вроде, не осталось, а шрамы ее так глубоки, что не запахать, не заростить. И снится Митрофанычу его орудийный расчет. И идет несобственно прямая речь, столь частая в рассказах писателя: «Покой был на земле и в поселке, а где-то там, в чужой стороне, вечным сном спал орудийный расчет... Отяжеленная металлом и кровью многих войн, земля безропотно принимала новые осколки, глушила в себе отзвуки битв».

Еще раньше в рассказе «Поросли окопы травой» Астафьев писал: «Земля умела хранить, земля умела молчать, земля умела печалиться». Это было как рефрен, как кредо человека, знавшего, что такое «отяжеленная металлом и кровью земля». Для того и нужен мир, для того и страстное обращение к заморскому мальчишечке, поющему о солнце, старого солдата, чтобы не вставали из-под земли эти отзвуки, чтобы не превращались в новые смертельные звуки: поймите, люди, солнце одно для всех! Преградите путь войне!

На одном из совещаний молодых писателей Астафьев заметил: многие молодые владеют законами ремесла, но это «еще не дает возможности говорить о мастерстве молодых. За изящной словесностью зачастую нет ни судьбы, ни откровения. Помню, как начинали писать мои сверстники, грубее, корявее, но зато сколько жизни было в их первых книгах».

«Откровение и судьба» воплотились в союзе Митрофаныча и Пани. Нет в бывшем солдате ни ухарства, ни удали, может, до войны и были, а теперь осталась одна неторопливость и основательность. Мягок он, мудр и глубок. Астафьева, однако, влекут к себе и другие характеры, колючие, ершистые. В рассказе «Дикий лук» - озорной, бесшабашный парень Генка, работавший в заполярном порту Игарка. Впрочем, присмотримся к Генке: может, это будущий Митрофаныч? Есть немного, да не совсем.

Генка, «мамино горе», «с-самого дня рождения как открыл рот, так вроде и не закрывал». И такой уродился, «все навыворот делает», электричество и то ногой выключает. Да просто силушка в нем бродит, силушка и азартное любопытство к жизни.

Приглядеться, однако, надо к Генке, не судить его с маху, как отъявленного балаболку. Есть у него и горе, да не высказывает он его. Разве он не болен своей бедой, тем, что отец и два брата убиты на фронте, а третий сгорел в печи в Маутхаузене? «Если война случится, - говорит он матери, - мне надо точно за тебя, за отца, за братьев и за себя отомстить».

Есть у Генки и радость - родной город. Со счастливой улыбкой показывает он Игарку приехавшей к нему в гости девушке Кате. И все-то здесь, оказывается, хорошо.

Читаю я у Астафьева об Енисее и Игарке, и встают в памяти летние эти места. Вижу вместе с Генкой величие их и красоту. Могучий Енисей с чуть пепельными широкими водами, полудеревянный город на высоком берегу, деревянные, поначалу удивившие, обшивки труб, протянутых поверх земли (ведь вечная же мерзлота!). И цветы, множество цветов, трудами и любовью людей выращенные на тяжких этих землях. И «наволочный» берег помню, так восторженно обрисованный Астафьевым. Он ступенчатый, а по ступеням этим «бушует разнотравье. Худосочна растительность Заполярья. Зато не нарадуется глаз, когда глянешь на наволочную. От самых песков, до такого блеска промытых, что на них и смотреть больно, начинается трава, сначала мелкая, редкая, а потом - выше и гуще, а дальше кустарник... По наволочному берегу растет дикий лук». И лук этот, густой и сочный, спасал жителей, когда еще не завозили сюда овощи. Такой вот и Генка, неуемный парень. Правда, бывает, Генка из озорства такое сделает, что и сам потом долго мучается. Оттолкнула его Катя, а он возьми и подстрели чайку. Для чего? Зачем?.. И находится добрая душа, которая берется научить его жизни, развить в нем все лучшее. Только... только к концу рассказ ломается, так органично расцветшая образность, поэтичность тускнеет. Живая, деятельная натура парня попадает в руки рассудочному человеку. Все-то Катя за него обмозговала и выводы все тоже сама сделала. Вот она уже представляет себе, как пойдет в ту бригаду, что «выбросила» из своей среды Генку, мешавшего ей сделаться бригадой коммунистического труда. Вот она уже произносит про себя нравоучительную речь, полную громовых обличений. Правильную речь, но мало естественную, и уж совсем не астафьевскую.

По-астафьевски другое... Лодка спешит к берегу. Поднимается ветер. Все в природе склоняется под его силой. Не склоняется только дикий лук. Он «все так же упорно целится набухающими стрелками в небо... У дикого лука цепкий корень, живучий корень».

Конечно же, это о Генке.

Мать Генки, давшая ему нравственную основу для жизни, бабушка из «Последнего поклона». Или мать, которая может не только дать жизнь, а и отнять ее, если понудят к тому обстоятельства («Солдат и мать»).

Женщина часто встает в рассказах Астафьева как самоотверженная, любящая, навеки преданная. Такова Паня. Такова Надежда из рассказа «Руки жены». Она когда-то сумела сломить гордыню любимого, солдата, потерявшего на фронте обе руки. «Это был случай, когда женщина ломала сопротивление мужчины и, пораженная тем, что сделала, лежала отвернувшись и молча кусала траву, чтобы задавить припасенные слезы, которыми прощаются с девичеством и встречают неотвратимую бабью долю».

Написана эта сцена с преклонением перед решимостью и самоотверженностью женщины, ее горячим стремлением отдать жизнь любимому, вначале не принимавшему ее как жертву. Нет здесь ни тени натурализма, все целомудренно и, я бы сказала, мудро.

В этой новелле Астафьев устами своего героя признается, что не умеет он говорить о любви достойными этой женщины словами. Чувства распирают грудь, а сказать о них не может. И журналисту, приехавшему написать о нем, о Степане Творогове, работнике подсобного хозяйства и охотнике, он говорит: «Надо было, дорогой человек, к Надежде присмотреться. Руки ее, вот что, брат, главное. И всего-то их две, как у всякого человека. Но зато уж руки!.. Да, хитрое это дело - высказать все, что на сердце».

В малом этом рассказе - «откровение и судьба». Откровение большого чувства в человеке, который силою любви не поддался своему несчастью, приспособил всевозможные крючки и железки, посредством которых делал крестьянскую работу: «Сам избу срубил, сам сено поставил, сам пушнину добывал, сам лыжи сынишке смастерил, сам и флюгер-самолет на крышу дома сладил...» Такова воля к жизни, такова сила любви.

Творогову оторвало руки во время взрыва в шахте. А чаще у Астафьева - инвалиды войны. Да и вообще о войне, которая еще «ходит» по человеку, хотя и давно отгремела, написано им немало. В талантливой и основательной статье А. Макарова «Во глубине России» справедливо сказано, что Астафьева волнуют не сами батальные сцены и картины, а «те редкие промежутки между боями, когда человек как бы возвращается к самому себе. Астафьева интересует не гром боев, а последствия, оставленные войной, след войны в душе человека».

Есть какое-то свечение, луч какой-то у человека, прошедшего через войну. И отблески его прежде всего в красивейшем человеческом чувстве - любви.

О любви Астафьев стал писать не так давно. Теперь же, в последние годы, часто встречаем у него счастливых в любви мужчин и женщин, как в рассказах «Ясным ли днем», «Руки жены». А то, бывает, остановится рассказчик на мгновение и задумается как бы мимоходом: что же это за чувство такое, любовь? Так было во время передышки между боями, когда солдаты узнают, что шофер Андрюха Колупаев, как будто грубиян, невзрачный мужичишка, вдруг влюбился. Да так, что заставил следить за своей любовью весь полк («Передышка»). И случилась тут неувязка, стоившая больших мучений Колупаеву. Узнала обо всем жена. Вызвал командир, и Колупаев, смирный, работящий тихоня, взбунтовался. Это любовь в нем заговорила, не та, силой ему навязанная в молодости, а новое чувство к украинке Гале, что повстречалась солдату во время «передышки» в маленьком сельце. «Большого достоинства боец», - констатирует рассказчик, телефонист Костя Самопряхин, который и поведал нам эту забавную историю. А история вовсе не забавная, и это понимает даже сорвиголова Костя. Шутливо-горький рассказ этот кончается тем, что не дождался своего часа шофер Колупаев, убили его на войне. И вот фраза, за которой, как часто у Астафьева, стоит многое: «Зауважали мы Андрюху, который вроде бы всех нас обнадежил на будущее своей любовью». Снова в любви - достоинство и надежда.

Иная, лирико-эпическая тональность, впрочем, превалирующая у Астафьева, в «современной пасторали» «Пастух и пастушка».

«Искусство должно быть очаровательным, - писал Куприну Репин, - без этого оно ничто». Астафьев - все больше набирающий силу художник, умеющий писать жесточайшую правду - видит «очарование искусства» в светлых и прекрасных проявлениях души человека. Он шел к своей «пасторали» рассказами о любви.

Элегическая картина сразу же пленяет читателя, сжимает его сердце, когда он открывает «пастораль». Серое осеннее поле. Ни зеленого колоска, ни цветка. По полю бредет женщина. Лицо ее прочертили морщины. Седые волосы выбиваются из-под серого старенького платка. Далеко видно ее согбенную фигуру. Она ищет что-то. Находит холмик, почти сровнявшийся с полем, и припадает к нему, шепча: «Почему ты лежишь один, посреди России?» И в финале рассказа: она ушла, а он «остался в безмолвной земле, опутанной корнями трав и цветов, утихших до весны, остался один, посреди России». Значит «пастораль» эта не только об одной личной драме. Лежит солдат посреди России, за которую отдал комбат свою молодую жизнь, а рожден он был для большой любви. Пронзительно горькие слова. Их поймет тот, кто знал невозвратные потери, кто искал такие вот заброшенные холмики, кто и потом, после смерти любимых, оставался верен их памяти, сохраненной на всю последующую жизнь.

Трагедия двух жизней... Вот вам и «пастораль». С этим идиллическим словом ассоциируется безмятежное существование. Но у Астафьева пастораль современная. Идиллии в ней нет.

Раз уж пастораль - значит, пастух и пастушка, по классическим канонам жанра, тоже должны быть.

Правда, я не все могу принять у Астафьева в этом его произведении. Мне показался нарочитым эпизод, в котором бойцы обнаруживают трупы старика и старухи, пастуха и пастушки. Достаточно было и одной пары, одной трагедии Бориса и Люси.

Ставши мастером прозы, Астафьев в «пасторали» как бы соединил две стихии своего творчества: поэтично-музыкальное восприятие мира и драму жизни, суровость и даже жестокость ее. При этом никакой декларативности. И если в критике раздавались голоса об «учительстве» Астафьева, то есть об открытости его мысли, то это так называемое учительство происходит оттого, что автору есть что сказать. Он не навязывает свои суждения. Ему важно, чтобы его мысль, его зов был услышан. Он соединяет поэтичное и драматичное часто в одном сюжете, а то и в одном человеке. Это - грани характера, грани личности - человек владеет всеми оттенками чувств.

Художественное мастерство Астафьева легко проследить по его «малой прозе», в его миниатюрах - затесях. Как уже много раз писали, это стихотворения в прозе. Настроение, коротенькое событие, какой-то яркий штрих жизни и раздумье, всегда раздумье надо всем, что встретилось писателю. Герой затесей - все тот же человек, из коренного астафьевского мира, если не герой, то рассказчик, в ком тоже нетрудно узнать автора. Характеры у этих людей могут быть разными, но настроение, миросозерцание, отношение к людям и к жизни - одинаковое.

Упоение прекрасным миром, жадное познавание нового в нем, сострадательная любовь ко всему живому, в том числе и к зверям. И всего сильнее выражена эта любовь в новелле «Яшка-лось». С болью написан этот поэтический рассказ-аллегория, рассказ-притча. Жеребенок Яшка, своенравный, вольнолюбивый, отстал от матери-кобылы. Отбился и скрылся в лесу, пригретый лосихой. И так полюбился ему лес и вольная жизнь здешняя, что сгинул он от людей. Все излазили люди, все переворошили, а найти Яшку не могли. Но вот изменил Яшке лес. Лосиха, ожидая своего детеныша, охладела, к Яшке, и остался жеребенок один. «Снова прибегал он к селу, снова звало его что-то далекое, полузабытое, вспоминался даже пьяный хромой бригадир. Яшка втянет воздух с прихрапом, вслушается в тайгу, заржет длинно, переливчато, - и голос его летит по горам, повторяясь в распадках, закатится в таежную даль, замрет где-то высоко-высоко». «Кого, Яшка, зовешь, кого кличешь?» - это уже спрашивает рассказчик, сочувствующий жеребенку человек.

Притчеобразность рассказа очевидна. Загубил Яшку бригадир, по пьяному делу погнал его на лед... Яшка вынес человека на прочный лед, а сам оборвался. Человеку ли, зверю ли - от плохого обращения, от несправедливости недолго и погибнуть. Приходилось читать, что у Астафьева есть этакие нравоучения в конце затесей, непреложные выводы. Как правило, это всегда мысли героев, а не выводы автора.

Стихотворения в прозе Астафьева всегда действенны, они написаны не для того, чтобы увидеть цветущий черемуховый куст, или полюбоваться статью чистокровного жеребца, или подслушать красивую песню девушки, - нет, у автора другие задачи.

Драматизм затесей сменяется легкой светлой печалью, мечтой, как у девушки Гали, дочки овдовевшего бакенщика («Песнопевица»). Поэтичный ее мир на реке был не таким уж безмятежным, как могло показаться. Прежде всего отец, как и все замкнутые герои Астафьева, не сумевший сказать дочке, что она значила для него, как скрашивала она его одиночество, как любит он ее. А она, «песнопевица», как прозвал ее отец, все тянула и тянула своим тоненьким голоском песни взрослых, потому что не было у нее детства, и детских песен она не знала вовсе. Уже и отец умер, и в городе она живет, а все что-то из далекого детства вдруг всплывает в ней, и девушка «выходит на набережную... смотрит на реку, на мигалки-бакены... провожает глазами многооконные светлые пароходы с веселой музыкой и чего-то ждет. Она ждет, когда один из этих пароходов подойдет к ней, возьмет ее с собой, увезет туда, где ей пристать захочется. Может быть, там, в темноте, светится, горит тот единственный огонек, живой и теплый, о котором она мечтает так давно и терпеливо».

Душевные переживания всегда в рассказах Астафьева конкретны. И если заговорит писатель о красоте, то сделает это непременно в бытовых, либо в военных, либо в каких-либо еще конкретных условиях. В рассказе «Как лечили богиню» советский солдат и пожилой поляк без устали, не евши, не обращая внимания на обстрелы, «лечили богиню Венеру». «Вылечили» поврежденную статую богини, и вдруг снова обстрел. И «стояла изувеченная, обезображенная богиня Венера. А у ее ног, в луже крови, обнявшись лежали два человека - советский солдат и седовласый польский гражданин, пытавшиеся в одиночку исцелить побитую красоту». Опять о красоте, которая сродни любви, опять - против зла, против фашизма. И снова замечу: все это не декларативно, а в самой художественной основе произведений, не тронутых излишней назидательностью. Все выводится из характеров и поступков человека, которого так мастерски лепит автор.

Ключевые слова: Виктор Астафьев, критика на творчество Виктора Астафьева, критика на произведения Виктора Астафьева, анализ рассказов Виктора Астафьева, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 в.

Прежде чем разбирать произведения Виктора Астафьева, я хочу обратить внимание на его биографию.
В. Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылицыной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылицыных. Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца - Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
На мой взгляд, главным толчком к его творчеству было его детство. О чем писал Астафьев. В каждом его произведение он рассказывал о людях. Не о великих героях, не о знаменитых политиках, а о простых людях. Таких как его бабушка, его друзьях детства, и о таких каким он был сам. Он раскрывал внутренний мир, обычного русского человека. Как один из наиболее ярких примеров его творчества я предлагаю взять рассказ "фотография на которой меня нет". Это рассказ относится к его детству, к той поре, когда он рос у своей бабушке.
Этот рассказ начинается с того, как в деревню приехал фотограф, "И фотографировать не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы." В этом произведение автор расскажет о многом о своих родных. О друге, который отказался сфотографироваться ради своего больного товарища, о людях живущих рядом с ним. Но я бы хотел становиться на его учителе. Именно через него автор передает то настроения, те чувства, которыми он описывает такие ценности как доброта, сочувствие, честность, любовь. Мне очень нравиться как Астафьев передает свои мысли, он не обьясняет а показывает. Не дает готовую мысль, а предоставляет почву для размышления. Виктор Астафьев, никогда не говорит, что добро это хорошо, а зло плохо. Нет, он не ставит рамки между этими понятиями. Он даже не ставит такие понятия как добро и зло. Он показывает ситуацию, передает чувства, и через них дает читателю самому решить, что считать любовью, а что притворством. Где хороший поступок, а где плохой. В каждом своем рассказе он оставляет часть своих мыслей. Хочу привести в пример еще одно его произведение, "почему я убил коростеля?" В этом рассказе автор рассказывает о том, как в детстве он убил маленькую птичку, просто ради забавы, и как после сожалел об этом спрашивая себя "зачем я убил коростеля?"

"И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность."
"Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?"
Этот рассказ лучше всего показывает как Астафьев передает свое настроение. В этом произведение, Виктор не разу не скажет, что совершил плохой поступок. Он также не будет осуждать себя за это, или искать оправдания своему поступку. Нет, автор задаст задаст всего один вопрос, и в этом вопросе будет вся суть, зачем я убил коростеля? Зачем? Одним вопросом автору удается передать всю ту гамму чувств и настроения, которая нужна читателю, чтобы подумать. Но самое удивительное, что автор так и не дает ответа на свой вопрос, он хочет чтобы читатели нашли его сами...

Недавно увидели свет две новые книги Леонида Подольского с говорящими названиями: роман «Идентичность» и сборник прозы «Судьба».

О том, насколько судьба человека зависит от его самоидентификации, и о творческой связи между книгами, процессом их создания писатель делится в своём интервью на книжном портале PRO-BOOKS.

«Связь, конечно, существует. Иногда - прямая, иногда - косвенная, причем очень непросто определить, что в этой связке «судьба - самоидентификация», первично. И я вам сейчас не дам ответ, лучше отошлю к роману. В самом деле, если бы на этот нелегкий вопрос можно было ответить в нескольких словах, зачем бы тогда писать роман? Литература - не физика, не математика, она редко дает окончательные ответы, она всегда субъективна, литература по большей части ставит вопросы, а найти на них ответы должен читатель. Ведь настоящее чтение - это не поглощение информации, это сопереживание, а может быть, и сотворчество.

Роман «Идентичность» в первую очередь о поиске и обретении идентичности или о самоидентификации, но не только. Меня огорчает, когда критика выделяет в основном одну тему: об идентичности, об антисемитизме в СССР, об эмиграции. На самом деле роман значительно шире. «Идентичность» - это, конечно, еврейский роман, даже в некотором роде «еврейская энциклопедия», но почти в такой же степени это и «русский» роман, в котором перемешаны любовь и боль о России. Это естественно, ведь еврейская (ашканазская) и русская история и вообще жизнь очень тесно, порой трагически переплетены. Недаром Александр Солженицын не так давно написал свою знаменитую книгу «Двести лет вместе».

Создание литературного произведения - это всегда процесс самовыражения, проявления своего творческого «я», мыслей, чувств, эмоций, даже, может быть, подсознательных комплексов, прикрытых сверху сюжетом и фабулой, придуманным - вот это глубинное, внутреннее, тонкими нитями-нейронами связывает все мои произведения, в них - моя биография, моя память, мое мироощущение и жизненный опыт. Очевидно, что это исключительно внутренняя, психо-эмоциональная связь. Вероятно, лингвистический и прочий анализ выявил бы общие черты, употребление слов, повторы, возвращения к каким-то исходным точкам, нечто личностное, хотя писал я разные свои произведения (в книге «Судьба» шестнадцать повестей и рассказов) в очень разное время, в разной обстановке и сам, наверное, сильно изменился за те десятилетия, что прошли между первыми и последними из этих произведений. И еще, конечно, обе книги и все эти повести, рассказы и романы объединяет общность темы, ведь я пишу о России, о ее нелегкой, сложной, противоречивой судьбе, о свободе и о несвободе, о справедливости и о несправедливости".

А также рассказывает, насколько книги связаны с его жизнью и автобиографией:

«Моё ощущение: я пишу биографию страны, России, ее историю и, параллельно, собственную свою биографию. Но художественная биография очень сильно отличается от анкеты. Мои главные герои Леонид Вишневецкий (роман «Идентичность»), Игорь Белогородский (роман «Распад»), который должен выйти из печати в начале 2019 года), Игорь Полтавский (в неопубликованном пока романе «Инвестком», и он же в романе «Финансист», над которым я сейчас работаю) не просто в какой-то мере похожи на меня, у нас совпадают многие биографические моменты, прежде всего возраст, а это значит, что мои герои видят то же, что и я, живут той же, или очень похожей жизнью. Но литература - это особое зеркало, в котором перемешаны реальное и вымышленное, воображаемое, так что биографические совпадения отнюдь не означают тождество. Некоторые биографические совпадения есть и во многих моих рассказах («Воспоминание», «Дурочка и Сизиф», «Московские каникулы»), но и там, где нет прямых совпадений, присутствуют мой опыт, воспоминания о прошедшем, мироощущение, взгляд. Очевидно, что когда вам стукнет 70 лет, вам всегда будет что вспомнить и что рассказать. Нужно только облечь свои воспоминания, свой опыт и мысли в художественную форму.