Все самое интересное для iPad. Garage Band'09 из первых рук

В успехе компьютеров Apple немалую роль сыграла репутация, заслуженная ими в профессиональных областях, в частности, в графическом и веб-дизайне, полиграфии, работе со звуком и видео. Смышленые менеджеры компании, конечно, не упустили этот козырь из виду и с определенного момента Apple стала снабжать свои компьютеры расширенным программным пакетом, включающим в себя часть нужных средств по умолчанию.

Совсем недавно, весной, свет увидела новая версия пакета iLife, получившая порядковый номер 09, в соответствии с годом выпуска. Новые функции получили редактор видео iMovie, веб-конструктор iWeb, фоторедактор iPhoto и музыкальный «комбайн» Garage Band. О нем и пойдет речь.

Впервые о Garage Band услышали посетители выставки MacWorld в январе 2004 года из уст самого Стива Джобса. Но было бы большим упущением не упомянуть об ее основном разработчике, докторе Герхаде Ленглинге (Gerhard Lengeling), сотруднике небезызвестной компании Emagic. Последняя заслуживает отдельной справки. Emagic выступила создателем профессионального аудиоредактора Logic. По мере развития, он обосновался в немалой доле студий по всему миру. Поэтому приобретение Apple компании Emagic в 2002 году для многих профессионалов грянуло как гром среди ясного неба, а биржевым брокерам, наоборот, пришлось весьма на руку. Еще бы! Теперь в каждую студию, «подсевшую» на Logic, пришлось бы купить как минимум по одному компьютеру Apple. Очевидно, приобретение было расценено как одно из самых удачных за всю историю компании. Но вот незадача: Logic весьма сложен для неподготовленного пользователя и практически не поддается упрощению и адаптации. Вот тут-то и пригодились таланты давних сотрудников Emagic! Не прошло и двух лет, как родился Garage Band.

В принципе, уже из названия понятно, что редактор прежде всего ориентирован на гитаристов. Кто как не любители игры на гитаре склонен, начиная лет с пятнадцати, сколачивать банды по интересам и терзать купленные родителями инструменты по любым доступным «репетиционным базам». Если у нас это обычно всем известная «каморка за актовым залом», то по ту сторону океана пристанищем юных рок-звезд чаще всего становится гараж, встроенный прямо в родной дом. Как видно, название программы бьет прямо в целевую аудиторию.

Однако, фокусироваться только на стяжателях лавр Брайана Мэя, или хотя бы Ингви Мальмстина, в Apple благоразумно не стали. Особенно на фоне невиданного взлета электронной музыки и бесчисленных программ для ее создания. На смене веков в глазах молодежи главный диджей планеты Пол Окенфолд стал в один ряд со знаменитыми гитаристами прошлого и не ответить на этот вызов было бы просто недальновидно. Название программы осталось прежним, а вот функций серьезно прибавилось.

Для нового Garage Band образца 2009 года в Apple выбрали тактику новых методов производства музыки, фигурально – new production techniques. Оставив все прежние функции, в редактор внедрили несколько вкусных новинок. О них, собственно, и хотелось бы рассказать.

Но вернемся к Garage Band. При запуске программы пользователь получает выбор из восьми пунктов. Используется подход «от простого – к сложному», так что программа сразу не обрушивается на разум любителей музыки лавиной меню, галочек, кнопочек и регуляторов. Переход происходит постепенно, и на каждом этапе можно вникать и осваивать все функции сколько угодно, до готовности. Каждый из пунктов представляет собой отдельный раздел, ориентированный на ту или иную функцию. Вот они: Piano, Electric Guitar, Voice, Loops, Keyboard Collection, Acoustic Instrument, Songwriting и Podcast. Расскажем о них по-порядку.


Piano . Как нетрудно догадаться, это виртуальное фортепиано. Стоит оговориться, что Garage Band поддерживает все возможности интерфейса MIDI, так что программой легко «рулить» с совместимой клавиатуры. Имея компьютер Apple и, потратившись на недорогую модель, можно легко практиковаться в игре на фортепиано, причем азами дело совсем не ограничивается, при желании можно играть хоть сложнейшие фуги. При выборе пункта пользователь сразу же может задать имя создаваемой песни, выбрать место ее хранения, темп и другие параметры. По умолчанию на рабочий стол уже добавлена дорожка пианино. Записав мелодию, можно ее всячески терзать, видоизменять и преображать. Гибкость Garage Band состоит в том, что, находясь в том или ином разделе, ничего не мешает добавлять другие дорожки, голос, гитару или электронные инструменты. Если MIDI-клавиатуры под рукой нет, можно использовать компьютерные клавиши, или выбирать ноты мышкой. Имеется специальный редактор нот, где любой, знакомый с нотной грамотой, может легко набросать мелодию. Если специальных знаний нет, тоже не беда. Есть предпрослушивание, так что музицировать можно просто «на слух». О наличии массы других инструментов, кроме классического фортепиано, можно даже не упоминать. Вот только некоторые из них: электропиано, фортепиано «на сцене» с эффектом большого зала и клавир. На каждый из инструментов можно наложить дополнительные эффекты. При особом таланте можно добиться того, что знакомые с детства звуки не опознает на слух даже заслуженный пианист. Вместе с тем Garage Band отнюдь не служит только развлечению. Если потрудиться, можно записать полноценное вопроизведение, тут же «прожечь» его на диск и с гордостью отнести на профессиональную студию для мастеринга, а там, чем черт не шутит, выпустить произведения на CD и ждать предложений от ведущих мировых площадок.



Guitar . С гитарой все еще интереснее. Все-таки изначально это самый главный для программы инструмент. Для любителя здесь открываются поистине бесконечные возможности. К примеру, Garage Band оптимизирована для работы с гитарой напрямую. В этом случае гитара подключается прямо в линейный вход компьютера (лучше всего для этой цели подойдет iMac), а запись, мониторинг и наложение эффектов производится в реальном времени. При этом под инструмент можно запустить подложку. Выбор подложек – широчайший. По умолчанию с программой поставляется масса «петель» - фрагментов звучания ударных, из которых можно составить полноценную ритм-секцию. Более того, на сайте Apple доступны для загрузки дополнительные «паки» петель весом в несколько гигабайт. Платить, что немаловажно, за них не нужно.

Одна из «фишек» нового Garage Band – множество различных гитарных мониторов, «комбиков». То есть, прослушивание игры в реальном времени, или записанной дорожки может вестись, к примеру, на классическом комбо Marshall, «брит-поп»-комбо, «дублинском делэе» или комбо для рокабилли. И это только несколько наименований из списка в три десятка. При этом для каждого монитора доступны настройки эффектов sustain и delay, а также типичные для выбранного монитора настройки, от эквалайзера и «ваувау» до эха и тремоло.

Венчает всю эту музыкальную роскошь возможность «подвесить» на дорожку педали. У тех, кто когда-либо играл на электрогитаре, при слове «педали» или «примочки» загораются глаза. Если вкратце, педаль – это процессор эффектов, от одного до многих, включащийся и выключащийся нажатием ноги. Выпускается их в мире бесчисленное множество, и на концерте рок-групп перед гитаристами их часто лежит добрый десяток. В Garage Band педалей больше, чем в среднем магазине музыкальных инструментов. Так что при создании композиции можно хоть каждую партию записывать с новыми эффектами.

А теперь – десерт. Все петли, упомянутые чуть выше, автоматически синхронизируются по темпу с главной (гитарной) дорожкой, нет нужды подгонять их вручную. Более того, все петли формата Apple Loops предварительно размечены для того, чтобы без сучка и задоринки вписываться в уже существующую запись.

Наконец, в качестве контрольного выстрела, в Apple подготовили видеоуроки игры на гитаре. Они, так же, как и петли, уже заранее записаны на жесткий диск вместе с iLife"09. Уроков всего девять, и в сумме они покрывают базовый курс игры. Для тех же, кто хочет большего, предназначены несколько выпусков мастер-классов от известных гитаристов. Их уже придется покупать, но, судя по именам авторов, жалеть об этом не придется. Но это, конечно, действительно относится к настоящим фанатам игры на гитаре. В качестве личного впечатления: уроки начинаются с самых начальных моментов, вроде того, как держать гитару, и куда класть пальцы для того, чтобы взять самый простой аккорд. Ну и самое главное: любой из уроков можно смотреть до полного посинения, и ставить на паузу каждый момент, хотя бы для того, чтобы как следует приноровиться к инструменту.



Voice . Инструмент для записи голоса. Казалось бы, чего проще! Но тут, как и везде, есть свои нюансы. По умолчанию выдается две дорожки, мужской и женский вокал. Обработка на каждом, понятно, «заточена» на свой тип. Однако, ограничиваться этим никто не собирается. На выбор предлагаются такие пресеты, как оперный вокал, «дива», R&B, мегафон, и куча других, типа «надышавшийся гелием», или госпел.

Loops, Keyboard Collection, Acoustic Instrument, Songwriting.

По этим разделам пробежимся вкратце, ибо каждый из них по своей сути выполняет вспомогательную функцию.

Loops отвечает за контроль над петлями, загруженными по умолчанию и скачаннуми дополнительно. Keyboard Collection – за пресеты клавишных и коллекцию легендарных синтезаторов, от Moog и KORG Triton до Roland TB 303.

Acoustic Instrument . По большому счету, все то же самое, что и в разделе про электрогитары, только с прицелом на классическую гитару.

Songwriting . Все-в-одном. Сразу загружаются дорожки для голоса, фортепиано, акустической гитары, ритм-секции и электро-гитары. Полноценный комплект для создания своей собственной композиции, лишь бы хватило усидчивости да стремления.


Podcast . А вот про «подкаст» просто так, в двух словах не расскажешь. Хотя бы потому что тут, вместо обычной записи голоса с подложкой, скрывается гораздо больше. Например – работа с видео высокого разрешения. Отсюда – практически полноценный видеоредактор, с возможностью заменять аудиодорожку из ролика на любую другую произвольную. Яркий пример – удалить из ролика шум оживленной городской улицы, а взамен наложить мелодии Шарля Азнавура, обильно сдобренные сиренами, и звуки города, только теперь уже совсем другие. На неподготовленных зрителей процесс производит неизгладимое впечатление. А еще большего эффекта можно добиться, продемонстрировав возможность вставлять в видео- или аудиоподкаст ссылки на веб-сайты.

На этом, в принципе, можно остановиться. Не рассказывать же, в самом деле, о том, как сделать собственный звонок для iPhone, или о том, как запустить «самоиграйку» Magic Garage Band. С этим любой мало-мальски подкованный пользователь самостоятельно разберется в полсчета.



Напоследок пару слов о специальных возможностях. Например, о том, можно ли в Garage Band загрузить какие-то собственные сэмплы. Напрямую такая возможность не поддерживается, но с сайта Apple можно загрузить спецальную утилиту для конвертации сэмплов сторонних производителей в формат Apple Loops. Называется она Apple Loops Utility.

Под занавес мы задали еще пару вопросов, оставшихся за кадром. К примеру, выпускаются ли под Garage Band специальные периферийные устройства? Все-таки, учитывая популярность программы в мире, можно было бы рассчитывать на благосклонное отношение производителей.

Ситуация тут двойственная. Все же, Garage Band – не какая-то сверхспециальная программа, чтобы под нее выпускали какую-то особенную периферию. А с другой – все аудиокарты, контроллеры и MIDI-клавиатуры, совместимые с Macintosh, автоматически «подцепляются» Garage Band без лишних проволочек.

Ну и финальный вопрос – о качестве выдаваемой продукции. Несмотря на довольно легкомысленное впечатление, проивзодимое программой, обильно украшенное всевозможными графическими элементами, результаты она выдает вполне профессиональные. В смысле того, что, записи из Garage Band можно смело отправлять на финальную обработку и подготовку к выпуску. А звуковое сопровождение для аудио-видео продукции для телевидения и радио можно смело делать сразу в программе, благо этому есть немало примеров.

На этом рассказ о Garage Band мы закончим. На очереди – другие программы пакета iLife"09.

Когда в магазине приложений появились GarageBand и iMovie, пресса была полна восторженных отзывов. Попробовать iMovie сейчас мало кто может (официальные продажи за пределами США не начались, а цены на «серые» айпады все еще очень высоки), а вот поиграть с GarageBand могут и владельцы планшета первого поколения. Поэтому я спросил в твиттере: есть ли среди читателей люди, которые по настоящему увлечены музыкой, и что они думают о GarageBand for iPad?

Я очень признателен и благодарен за все ответы. Но отдельное спасибо Леониду Киракосяну, который подробно рассказал о минусах приложения. Далее - его впечатления. Не забудьте зафолловить Леонида в Твиттере: @kirakosyan_l

Релиз iPad 2 сопровождался дифирамбами в адрес новых приложений для iPad, которыми стали Garage Band и iMovie. Должен сказать, первая у меня сразу вызвала скепсис: разработчики обещали, что в программа будет чувствовать силу нажатия, в ней будут представлены инструменты, усилители, сэмплер и прочие радости для музыкантов и начинающих. Так для музыкантов или начинающих? Выясним в кратком обзоре.

Честно говоря, начинающим я себя назвать не могу, а мои основные инструменты – электрогитара, классическая гитара и бас-гитара. Конечно, как любой музыкант я испытываю интерес ко всему, что способно издавать звуки, а потому отличаю хай-хэт от бочки и могу сыграть «Собачий вальс» на фортепиано. У меня есть совсем небольшой опыт преподавания, я представляю, как начинающие реагируют на ноты, базовую гармонию и «простые способы запоминания». В первом разделе я попробую взглянуть на Garage Band глазами начинающего, во втором – глазами музыканта и в третьем – резюмирую вышеописанное, опишу опыт создания (не)законченной композиции.

Начинающий

Итак, я открыл купленный за $5 GarageBand и сразу шел решил опробовать Smart Guitar. По умолчанию включен режим «уже зажатых аккордов» – на каждой вертикали расположены ступени какого-то одного аккорда. Первым, что меня поразило стал мажорный аккорд пониженной VII ступени мажорной гаммы и расположенный по соседству уменьшенный аккорд VII ступени. Минорные гаммы так вообще предложили нечто специфическое: мажорные и минорные «версии» аккорда пятой ступени, еще какое-то уменьшенное чудо. Если по-русски, Apple использовали не совсем обычные аккорды. Более того, аккорды являются не чем иным, как калькой с аппликатур открытой позиции. По-русски, не всегда «нижняя» нота на вертикали является главной (тоникой) – отсутствие логики смущает. Любители блатных переборов и репертуара группы «Кино» в шоке, ищут родную До, получают Соль, трясутся в нервном напряжении. И – переходят к функции Autoplay, кое-как (не более того) гитара умеет играть и сама. Скажу сразу, похожая картина предстанет перед любителями бас-гитары и клавишных, а то, что я описал выше – лишь примеры отсутствия логики.

Таким образом, всяческие упрощенные режимы страдают небольшими недоработками и фичами, которые усложнят жизнь начинающим. Основные ступени не везде выделены, аккорды нестандартные, понимание основ гармонии у рядового потребителя отсутствуют. Первый час вы будете лихо нажимать на Autoplay во всех режимах, запишите свой хит, но затем поймете, что реализовать хоть какую-то задумку у вас не получится: Garage Band представляет собой нечто вроде одной большой кнопки «Создать случайную песню», которая при этом еще и дает иллюзию личного вклада с помощью мини-игр в духе аркад 90-ых (на скриншоте изображена одна из мини-игр – Smart Drums)

Итак, мой прогноз: через два часа развлечения, толком освоив программу, начинающий столкнется с тем, что что-то не звучит, а как заставить звучать неясно. Хочется что-то изменить, чтобы звучало вот так, а не получается. Давно известная истина – музыкальный инструмент играть не научишь – предстала во всей красе.

Музыкант

Гитара и бас . Будучи все-таки музыкантом, я переключил гитару в режим Notes. 8 позиций, 4 вида гитар практически без настроек звука (нет ручек тона, переключателя звукоснимателей). Конечно, в первую очередь я опробовал чувствительность: Apple обещали, что виртуальные инструменты будут чутки к силе нажатия. Возможно, акселерометр 1-ого iPad не позволяет раскрыть эту функцию, и гироскоп исправит ситуацию, но тогда уж надо было отключать «динамику» по умолчанию. У звука есть две ступени (средне и громко), которые, кажется, сами решают, когда кому вступать. Ужасно.

Гриф гитары застрял в открытой позиции, поиграть «верхушки» вам никто никогда не даст. Бенды и вибрато сносные, но почему-то только на полутон, скорость отклика ниже среднего, звук по умолчанию накручен препротивнейший, эффекты лучше вообще не включать. Бас-гитары звучат ужасно – любимый мной Пол Маккартни никогда не был образцом прекрасного звука, но тут его стиль «Liverpool» присутствует.

Клавишные . В целом, создается ощущение, что разработчики искренне корпели над клавишными, а гитару доделывали в попыхах. Разнообразие различных органов и синтезаторов и их звук, работа с интерфейсом и вообще всё, что касается клавишных оставляет приятное впечатление. Те же проблемы с динамикой, в остальном – здорово.

Ударные . В программе есть просто ударная установка, автоматические Smart Drums и уже записанные грувы. Друзья, ударные делали за один день. Я мог бы на этом закончить, но всё же опишу: в режиме ударной установки snare drum (ведущий барабан, да?) играет тихо и иногда по настроению выдает что-то сносное. Удар по тарелке заставляет педаль нервно дергаться, а моя попытка записать шаффл закончилась (внимание!) тем, что GarageBand сам (!) сместил все мои слабые доли в сильные. В программе есть приличное количество уже записанных дорожек ударных и мой блюз не пропал. Я невероятно расстроен тем, что пришлось обратиться к семплам, но уж ничего не поделаешь. Smart Drums представляют собой уже описанную «Создать случайную песню» с иллюзией творчества. Спасибо, не надо.

Guitar amp . Apple мужественно засунули в свою программу функцию, которой невозможно пользоваться без аксессуаров от сторонних фирм. Вот незадача, все сторонние фирмы написали «свои Garage Band» для своих же аксессуаров. Вряд ли кто-то воспользуется этой функцией. А ведь разработчики даже не потрудились лицензировать виртуальные усилители – на том, что должно быть Orange, написано Garage Band.

В программе также есть микрофон и сэмплер, но не думаю, что эти функции представляют хоть какой-то интерес хоть для кого-то. В общем, и не поиграешься – разве что вокал для песни записать.

В общем, мне сложно представить себе музыканта, который действительно пользуется GarageBand. Играться с таким приложением он не станет, работать в нем не получится.

На картинке можно увидеть, что я не смог записать всё соло с одного раза, мне так и не удалось сыграть всё чисто и без ошибок. Я постоянно забывал, что бенды тут только полутоновые, пальцы срывались в соседние ноты и фразы заканчивались ни на чем.

Резюме — Garage Band Blues

Проснувшись на утро после релиза программы, я решил записать с помощью Garage Band блюз. Честно говоря, я рассчитывал хотя бы на 3 квадрата, но запись соло меня так измучила и потребовала такого количества времени и сил, что я ограничился одним. На turnaround меня тоже не хватило, я просто зациклил переход.

Блюз вы послушаете после, а пока блюз можно почитать, благо картина действительно грустная.

В целом программа порой подглючивает и подвисает. Почему-то нельзя обрезать дорожки слева – только справа. Перезапись происходит по непонятной логике. Но это всё небольшие и не слишком пугающие баги, которые исчезнут, уверен, уже очень скоро.

Для начинающих программа представляет собой игру. Игру, которая, как я подозреваю, быстро надоест, и, несмотря на свою необычность, вряд ли составит конкуренцию каким-нибудь Angry Birds. Сравниваю я эти два приложения совершенно сознательно, и не думаю, что кто-то будет всерьез обмениваться с друзьями, начинающими музыкантами, новыми композициями, делиться замеченными фишками и ждать апдейтов. Поиграют и забудут.

Придумать сценарии использования GarageBand для музыкантов мне тоже сложно. Приложения с функциями Guitar Amp существовали и раньше, все, кому они были нужны, их купили. Записать музыкальную идею в дороге будет не так просто из-за слабой реализации инструментов. Писать музыку, даже электронную, на iPad вряд ли кто-то станет.

От администрации сайта: Мы решили основательно переработать старые инструкции и обзоры на сайте. Время идет, информация устаревает, появляются новые функции и новые вопросы. Дошла очередь и до GarageBand. Обзор полностью переписан и обновлен. Не удивляйтесь старым комментариям.

Обзор Garage Band на iPad от Ивана Малюшина

Пожалуй, наиболее популярным из всех музыкальных приложений для iOS является виртуальная музыкальная студия GarageBand. Детище Apple недаром получило широкую известность. Ребята из Купертино славятся, помимо всего прочего, созданием удобного и очень дружелюбного софта, пользование которым доставляет массу удовольствия. Приложение GarageBand не стало исключением.

Виртуальная студия предоставляет пользователям набор из десяти инструментов:

  • Keyboard - клавишные инструменты
  • Drums - виртуальная ударная установка
  • Guitar Amp - процессор эффектов для подключения электрогитары к айпэду
  • Audio Record - запись на встроенный или внешний микрофон
  • Sampler - инструмент дает возможность воспроизводить записанный звук на виртуальной клавиатуре по нотам
  • Smart Drums - удобный инструмент для создания партий ударных инструментов
  • Smart Strings - виртуальный струнный оркестр
  • Smart Bass - создание бас партий
  • Smart Keyboard - инструмент для удобного создания клавишных партий по аккордам
  • Smart Guitar - виртуальная гитара

Помимо этого, GarageBand имеет простенький микшер (режим просмотра дорожек) для редактирования и сведения уже записанных звуковых дорожек.

Рассмотрим подробнее основные возможности GarageBand:

Keyboard

Виртуальные клавиши могут похвастаться богатым набором инструментов. Тут можно выбрать не только классические звуки пианино, но и всевозможные варианты синтезаторов, эффектов и даже органов. Звучание качественное и «взрослое».

Настройки тоже не могут не радовать. Помимо настройки отображения (размеры клавиш и их положение) есть возможность регулировать такие параметры как сила нажатия, включать, или отключать увеличенный сустейн (длительность затухания звуковых волн), гулять по октавам и всячески развлекаться.

Также имеются индивидуальные настройки для различных видов клавишных (например, для Electric Piano можно регулировать параметры: спад, колокол, тремоло и хорус).

Отдельно хочется отметить такую «вкусную» функцию, как возможность выбора определенного лада. Тут, пожалуй, следует дать некоторое разъяснение. По одному из определений лад - это система взаимоотношений ступеней звукоряда, определяемая главенством основного опорного тона (тоники) и зависимостью от него остальных ступеней. Если говорить простым человеческим языком, то это определенные последовательности нот, хорошо сочетающихся друг с другом.

Попробую привести конкретный пример для лучшего понимания ладов. Записали вы, например, в качестве фоновой музыки гитару, играющую аккорд До-мажор и хотите на этом фоне записать какое-нибудь блюзовое соло на клавишах, чтобы оно хорошо звучало и не входило в дисгармонию с нашей гитарой. Тут есть два пути: либо вы учите (знаете) теорию построения мажорного блюзового лада, либо, указав предварительно в настройках аккорд До-мажор, выбираете мажорный блюзовый лад и далее уже просто гуляете по клавишам, дав волю фантазии и воображению. Потому как дисгармонии уже не возникнет. Этот пример, конечно, грубоват, но должен внести некоторую ясность.

Говоря о клавишах, нельзя не упомянуть и об арпеджиаторе (вики: арпеджио - способ исполнения аккордов на фортепиано и струнных инструментах, при котором звуки аккорда следуют один за другим), который позволяет разнообразить создаваемые звуковые дорожки.

Drums

Представляет собой виртуальную ударную установку, при использовании которой нужно весело барабанить пальцами по экрану.

Сомневаюсь, что подобным cпособом звукоизвлечения можно создать действительно сложные партии ударных. Хотя GarageBand позволяет записывать дорожки слоями, накладывая звуки один на другой. Записав, к примеру, бас-бочку первым слоем, вторым можно «настучать» рабочий барабан, а со следующими слоями добавлять тарелки и т.д. Да и встроенный в программу метроном поможет держать ритм. Drums включает в себя несколько вариантов ударных установок, в том числе и электронных.

Guitar Amp

Гитарный усилитель и процессор эффектов для подключения гитары к iPad. Для работы необходимо приобрести (или, на свой страх и риск, спаять) переходник. Самые дешевые из тех, что я встречал на русскоязычных сайтах стоят под две тысячи рублей. За рубежом можно заказать и за 40$ (переходник iRig).

Несмотря на наличие электрогитары, и большого разнообразия усилителей и «примочек», предлагаемых Guitar Amp, автор сего обзора так и не обзавелся переходником, посему о качестве реализации данной функции можно судить только по отзывам и роликам на youtube. И, судя по этим данным, качество звучания приличное.

Audio Record

По большому счету, это обычный диктофон. Запись можно вести как на встроенный микрофон планшета, так и на внешний, подключаемый. При записи доступны дополнительные опции: шумоподавление и мониторинг.

На записанные дорожки можно наложить искажающие эффекты (голос робота, эффект телефона и т.д.) У некоторых эффектов есть еще свои дополнительные настройки уровня искажения.

Sampler

Достаточно интересный и своеобразный инструмент. Записываем любой звук и потом воспроизводим его при помощи клавиатуры подобно тому, как это делается с инструментом Keyboard. При этом доступны практически все те же настройки, что и для синтезатора (лады, арпеджиатор, сила нажатия и т.д.)

Записанные сэмплы можно редактировать (обрезать, изменять громкость отрезков, воспроизводить в обратном порядке и т.д.). Имеется и набор стандартных сэмплов в качестве образцов.

Smart Drums

Служит для записи партий ударных. Но в отличие от инструмента Drums, рассмотренного выше, в данном случае не требуется «отбивать» пальцами по экрану требуемый ритм. Перед нами находится поле (сетка) на которое нам необходимо перетаскивать нужные нам инструменты. При этом, чем выше по сетке будет расположен инструмент, тем громче он будет звучать, а чем правее, тем сложнее будет звучащий ритм. Таким образом, имея восемь клеток по горизонтали, у нас для каждого инструмента имеется восемь различных по сложности ритмов. Умножьте на количество инструментов и на три варианта размера такта (4/4, 3/4, 6/8) и станет ясно, что в однообразии Smart Drums не обвинить.

Интересной особенностью «Умных ударных» является возможность автоматически «раскидывать» инструменты по сетке (кнопка с изображением игральной кости, расположенная в нижнем левом углу экрана), что позволят создавать партии ударных случайным образом.

Smart Strings

Нововведение, появившееся в GarageBand относительно недавно, добавляет оригинальности и разнообразия. Так, в нашем распоряжение оказывается небольшой струнно-смычковый оркестр на пять инструментов, которые по желанию можно отключать и включать. Самих типов оркестров (если так можно выразиться) тоже несколько, их различие в звучание.

Дирижировать наш оркестр возможно двумя способами: играть по аккордам или по нотам. В первом случае имеется восемь панелей, с возможностью присвоить каждой из них необходимый аккорд. При таком способе игры очень выручает Autoplay, имеющий четыре стандартных ритма для каждого типа оркестра и играющий эти ритмы автоматически.

Совсем другая картина возникает при переключении в режим игры по нотам. Теперь перед нами уже находится гриф смычкового инструмента, с которым придется управляться, демонстрируя ловкость пальцев. Более того, в данном случае мы уже управляем уже не оркестром, а каким-либо отдельно взятым инструментом из него. Зато в помощь можно опять призвать уже известные нам лады и облегчить свою участь композитора.

Smart Bass

Управление басом по принципу практически ничем не отличается от описанного выше инструмента Smart Strings. Также имеем два режима игры (по нотам и по аккордам), также есть по четыре режима Autoplay при игре по аккордам и также есть возможность использовать какой-нибудь Дорийский лад или пентатонику, играя по нотам.

Отдельно хотелось бы обратить внимание, что помимо бас-гитары, Smart Bass, может похвастаться и синтезаторами, которые хоть и управляются так же точно, но имеют дополнительные регулировки.

Smart Keyboard

Игра на клавишных инструментах по аккордам. Данный инструмент не имеет столь же огромный арсенал инструментов, коим обладает Keyboard, но польза от него, несомненно, есть. Помимо четырех режимов Autoplay, Smart Keyboard имеет переключатель сустейна и арпеджиатор.

Smart Guitar

Почти один в один совпадает с управлением Smart Bass, только тут в нашем распоряжении не бас, а четыре различные гитары со всеми вытекающими нюансами игры, вроде возможности приглушки струн.

Режим игры по нотам тоже никуда не делся и присутствует в полной мере. Кстати, что не понравилось в данном режиме, так это то, что нам доступно, только по девять полутонов на каждой струне. Или, проще говоря, только верхняя часть грифа без возможности переместиться вниз. А что есть, так это дополнительные эффекты, имитирующие напольные педали эффектов как по звучанию, так и по внешнему виду.

Из любого виртуального инструмента можно мгновенно перейти в режим просмотра и редактирования дорожек . Работать мы можем не более чем с восемью дорожками - это предел для каждой композиции. Сами дорожки мы можем перемещать, разделять на части, копировать, растягивать и удалять.

Также есть возможность отключать звук отдельных дорожек. Настраивать громкость, панорамирование, уровень эха и реверберацию. Отдельные дорожки можно транспонировать, причем как на полутона, так и сразу на целые октавы. Присутствуют и настройки темпа, тональности и размера такта.

Несомненно, полезной функцией является и возможность редактирования нот в уже записанных партиях. Ноты можно не только изменять имеющиеся, но и добавлять новые, при необходимости.

А вот такие возможности как настраиваемое затухание и восстановление звука отсутствуют. Есть только функция «Постепенно убирать звук» без каких-либо регулируемых параметров. В целом, практически все настройки применяются целиком к дорожке, и применить их к отдельному ее фрагменту нельзя. Нет и полноценного эквалайзера, с помощью которого можно было бы, например, поднять басы или обрезать высоты. Да и те настройки, которые есть (то же эхо или панорамирование) очень примитивны и не имеют дополнительных внутренних параметров.

Как видно, особым разнообразием возможностей и профессионализмом режим просмотра дорожек в GarageBand не отличается. Едва ли этот режим можно использовать профессионально. Однако никто не мешает, при желании, созданные на айпэде партии сводить и дополнительно обрабатывать в более взрослых программах.

Loops

Нельзя обойти стороной и возможность добавления уже готовых петель (Loops) – заранее записанных аудиофайлов. В GarageBand имеются предустановленные петли (Apple Loop), а можно создавать/импортировать свои собственные. Стандартных петель на данный момент 270 и для удобства ориентирования в них предусмотрены различные фильтры, вроде жанра или типа инструмента. Что касается собственных петель, то тут тоже все достаточно просто. Можно записать необходимую композицию непосредственно в GarageBand и для того, чтобы она попала в список петель (вкладка Аудиофайлы) надо экспортировать ее в ITunes (об экспорте подробнее будет чуть дальше). После данных манипуляций наша композиция становится аудиозаписью в формате AIF и доступна в меню петель. Так же есть возможность импортировать петли с компьютера через iTunes. Для этого достаточно просто перетащить необходимый файл в формате AIFF, WAV, CAF, Apple Loops, AAC или MP3 в окошко программы и он автоматически станет доступен среди петель.

Jam Session

Любопытной функцией GarageBand является возможность проведения джем-сессий (Jam Session), при которых можно играть совместно с другими пользователями GarageBand используя сети wi-fi или bluetooth. Одновременно в джеме может участвовать до четырех устройств, воспроизведение и запись на которых синхронизируется.

Все созданные композиции хранятся в отдельной папке «Мои песни». Для удобства внутри нее можно создавать собственные папки.

Отсюда же можно созданные композиции экспортировать в facebook, YouTube, облачное хранилище SOUNDCLOUD, также можно просто отправить по почте или экспортировать в iTunes. А если на айпэде установлено приложение iMovie , то экспортировать можно и в него.

При экспорте в iTunes предоставляется возможность выбрать необходимый формат (iTunes или GarageBand). При отправке на электронную почту, композиция будет автоматически конвертирована в формат m4a.

Приятным и полезным дополнением является реализованная в GarageBand справка . Помимо визуальных подсказок, которые можно моментально включить в каждом инструменте, «Гараж» может похвастаться и полноценной справочной системой на русском языке.

Справка сделана основательно и серьезно, в ней рассмотрены все элементы GarageBand до мельчайших подробностей. Для наглядности в справке присутствуют скриншоты. Так что вопросов остаться не должно.

Вывод

Перед тем как делать какие-либо выводы, я прошерстил app store на наличие достойных аналогов для создания музыки. Что же, таковые нашлись. Это приложение FL Studio Mobile HD стоимостью 20$ и имеющее встроенных покупок еще на добрую десятку. И Music Studio , стоимостью 15$, с встроенными покупками аж на 35$. Данные приложения, конечно, имеют ряд преимуществ при сравнении с GarageBand и претендуют на звание более серьезных программ, однако высокая цена и крайне недружелюбный интерфейс не способствуют широкому их распространению (за счет чего тот же FruityLoops останется программой для узкого круга пользователей).

GarageBand, напротив, интуитивно понятная, логичная и дружелюбная программа, которая не отпугнет новичка. А цена в 5 долларов делает «Гараж» еще и очень доступным софтом. Конечно, сравнивать данное приложение с серьезными программами на ПК пока не приходится и профессиональным музыкантам, скорее всего, будет «тесно» с тем функционалом, который предлагает GarageBand, но даже они найдут что-нибудь интересное и стоящее для себя тут. Более того, GarageBand продолжает развиваться и совершенствоваться. Так, еще совсем недавно не было возможности редактирования нот в уже записанных дорожках, теперь же без проблем. А это значит, что можно рассчитывать на дальнейшее увеличение функционала, при сохранении удобства и простоты использования.

GarageBand можно рекомендовать не только музыкантам, но и всем любителям поиграть на виртуальных инструментах. Ведь при наличии данной программы вам уже, скорее всего, не понадобятся разные виртуальные гитары и барабаны. А столько удовольствия и позитива едва ли доставит хоть одно другое музыкальное приложение на iPad.

Малюшин Иван (IvashKO), специально для сайта

А вот интересный видео-обзор от freetonik. GarageBand запускался на iPad 1-го поколения, по этому наблюдаются некоторые тормоза:


Developer: Apple Inc.

Rated: 4+

Price: Free

Если вы знакомы с этой программой из пакета iLife, то главные ее возможности для вас не станут открытием. Однако мобильная версия GarageBand все-же обладает теми самыми исключительными возможностями, которых небыло в десктопной версии и ни в одном другом программном решении для планшетных компьютеров.

Итак, основной особенностью программы является возможность создания звукозаписей. Версия для iPad ограничивается 8-ю дорожками, это могут быть как инструменты, так и голос. Как мы слышали на презентации, это в два раза больше, чем имели Битлз во времена записи "Сержанта Пеппера". Однако, даже если вам потребуется более, вам ничто не мешает создать трек из восьми дорожек, смикшировать в одну и продолжить уже в новом проекте, который вместо первой дорожки будет содержать в себе смикшированные восемь.

Так-же как и в настольной версии, вы можете подключить гитару к вашему iPad и воспользоваться предустановленными усилителями (9 разновидностей) и педалями эффектов (10 разновидностей). Для этого, вам потребуется специальный модуль-переходник, который можно будет приобрести отдельно.

Но подключение гитары, не главная особенность программы. Главная особенность, это возможность использовать сам iPad вместо миди клавиатуры, что позволит вам не только записывать музыку в дороге и любом другом месте, без наличия самого инструмента, но и позволит учиться играть на нем, если вы еще не умеете. Причем воспроизвести вы сможете не только классический звук фортепиано, но и десятки других, включая орган вместе с его особенностями. И даже, если вдруг, вы не найдете подходящего, вы сможете создать его самостоятельно, предварительно записав его базовый звук, который автоматически будет разложен по всей нотной последовательности. Это может быть как звучание обычного инструмента, так и что-то оригинальное, например мяуканье кота или чириканье канарейки. Вобщем все ограничивается только вашей фантазией.

Для большей реальности игры, вы получите не просто экранную клавиатуру. Клавиатура GarageBand, в отличие от других программ синтезаторов, обладает пока уникальной возможностью реагировать на силу нажатия. Это позволит вам сыграть, при желании, как Форте, так и Пиано. Только из-за одной этой функциональности можно потратить $4.99 и ни о чем не жалеть. Все это, конечно, реализовано благодаря возможностям акселерометра. Экранная клавиатура вмещает в себя две октавы, но можно выбрать вариант двойной клавиатуры, либо есть вариант, с помощью специальной кнопки повышать октаву во время игры. но к такому методу, нужно будет приспособиться.

Помимо имитации клавишных инструментов, в вашем распоряжении будут так-же ударные и гитара, на которой можно будет поиграть, в том числе с помощью предустановленных популярных аккордов. Смарт аккорды, так их назвали в Apple, будут звучать в ваших руках не хуже профессиональных, т.к. по всей вероятности записаны не без их помощи. Они так-же доступны и в клавишных. Аналог смарт аккордов доступен и для ударных, позволяющий создать свой ритм. Все просто, в случае с гитарой, жмете на букву аккорда и делаете со струнами все что придет в голову. Кстати, ударные, так-же чувствительны к месту прикосновения, что позволит получить звук разной степени громкости и звука.

Ну и конечно, для начинающих музыкантов, доступно более 250 звуковых петель, с помощью которых можно составить аккомпанемент за считанные минуты. Сыграть гитарным перебором даже не умеючи играть, теперь проще простого. Главное выбрать ритм и вовремя выбирать следующий аккорд для того, чтобы аккомпанировать при желании на любой вечеринке.

Вобщем, мобильная версия GarageBand вышла на славу. Она совместила в себе не только мобильную студию звукозаписи, но и целый комплекс музыкальных инструментов. До недавнего момента, чтобы получить все эти радости, нужно было приобрести целый ворох программ. Конечно утверждать, что это набор для профессионального решения я не буду, это не так. Но создать неплохую демо запись вашего творчества, причем в любом месте где вам заблагорассудится, вы сможете легко.

Что касается эффектов, то программа умеет использовать таковые для голосовых записей, а так-же знает что такое реверберация, эхо и панорама.

Писать музыку с Garage band — отличный способ сэкономить на вложениях в студию или целый набор инструментов. Но если у вас нет музыкального образования, то вопросы у вас начнутся буквально с момента запуска программы. Вот небольшой путеводитель по началу работы с GarageBand. Здесь собран исключительно необходимый минимум.

При первом запуске GarageBand вы увидите следующее окно:

Тут стоит выбрать “New Project” (новый проект) в левой части окна, а затем выбрать инструмент. Эти действия позволят вам создать трек и настроить интерфейс для ваших нужд. Конечно, вы можете добавить инструменты и лупы (они же циклы или Loops) и позже, но если вы наверняка знаете, что начнете с барабанных битов GarageBand, то стоит выбрать лупы.

Следующее окно, которое вы увидите, будет «Сохранить как» (Save As). И вот тут действительно можно запутаться.

Пункты “Save As” (сохранить как) и “Where” (где) пояснений не требуют, просто дайте название песне и укажите GarageBand где ее следует сохранить.

Tempo (темп) и bpm (биты в минуту) фактически одно и то же, но bpm представляется в виде цифрового значения. Если вы записываете рок, то фактическим стандартом можно считать число 120. Чем больше число, тем более «жизнерадостная» музыка, и наоборот, чем меньше цифра в этом окне — тем более расслабленная мелодия получится. Впрочем, не стоит особо волноваться по этому поводу. Темп можно будет поменять и позже при работе с песней в GarageBand.

А вот размер такта (Signature) — очень важный пункт. В большинстве рок-песен используется размер 4/4, как и в большинстве лупов в GarageBand. Конечно, можно выбрать и какой-нибудь нестандартный размер 9/8, если вы решили записать нечто вроде «Jesu, Joy of Man’s Desiring»,но учтите, что в таком случае вам придется или записывать собственную музыку, или искать дополнительные лупы других производителей. Если же вы решили поиграть с лупами, которые идут в комплекте с GarageBand, то наибольший выбор у вас будет в размере 4/4.

И еще одним сложным для определения пунктом будет ключ (Key). Песня в ключе C (до) означает, что в гармоническом центре песни располагается нота «до». Другими словами, это как песня ложится на клавиши пианино. Выбор мажора или минора (Major, minor) можно проще объяснить как выбор между радостной и грустной песней. Не углубляясь в теорию, можно сказать что песня в до-мажоре будет звучать гораздо веселее и ярче, чем песня в ре-бемоль-миноре, которая будет тяжелой и угрюмой. Но, конечно же, много в этом смысле зависит и от самой песни.

Если вы не знаете с чего начать — начните с до-мажора (C major). Это, пожалуй, наиболее распространенное решение, и вы впоследствии сможете транспонировать ключ лупов и звук ваших MIDI-инструментов в GarageBand (до определенной степени, конечно). Если ключ изменить слишком сильно, некоторые лупы могут исказиться.