Жизнь в США. Биография и личность Нины Николаевны Берберовой

Нина Берберова — писательница, поэтесса. В жизни было все — голод, жизнь на оккупированной территории, война, беспорядочные сексуальные связи, настоящая любовь и всеобщее признание.

Появилась на свет девочка в июле 1901 года . Родной город Петербург. Родной дед девушки был врачом, который получил образование во Франции. Папа Нины окончил физико-математический факультет и много лет проработал чиновником при министре. Ни братьев, ни сестер у Нины не было.

Девочка всегда стремилась к обучению и окончила гимназию в родном городе. В 1919 году поступила на филологический факультет университета . По сей день дом, в котором семья прожила в годы обучения Нины в Ростовской области находиться на прежнем месте. После того, как Нина окончила университет, семья вернулась на прежнее место жительства. Первые стихотворения девушки были напечатаны в 1922 году.

В 1922 году вынуждена была покинуть родную страну, именно в это время и появились первые произведения молодой девушки. Работы Берберовой неоднократно печатались в газете «Последние новости».

Хадасевич — супруг Нины. На момент эмиграции пара проживала вместе. Нина успела пожить во многих странах: Германия, Чехословакия, Франция, Италия.

1932 году пара подала на разво д, но долгие годы поддерживали дружеские отношения, пока мужчина не скончался. Девушка забрала предметы первой необходимости и свои вещи, ушла прочь из квартиры, где они проживали вместе с Ходасевичем.

Мужчина не пытался ее остановить, он прекрасно знал, что она решений не меняет. Уходя, Нина даже позаботилась о Владиславе — приготовила ему поесть и прибралась в квартире. Девушка заранее сняла номер в отеле, который находился неподалеку.

Мужчина очень любил Нину, она как утверждает, тоже его любила, даже тогда, когда собирала вещи, она испытывала к нему чувства. Что же тогда произошло между влюбленными? Девушка утверждала, что отношения не имеют шанса на дальнейшее существование.

Несмотря на то, что пара разошлась, они долгие годы общались , и ходили друг к другу в гости. Хадасевич был рад и этому, ведь он хорошо понимал, что свое счастье он уже упустил.

Разница в возрасте была существенной — 15 лет. И после ухода Нины он начал чувствовать себя совсем худо. От того юного, беззаботного и веселого мужчины, в которого была по уши влюблена Нина не осталось и следа. Несмотря ни на что, Нина многим обязана своему первому супругу. До встречи с этим мужчиной Нина меняла парней как перчатки, и ее это ничуть не смущало.

Несмотря на свою популярность, женщина прожила непростую судьбу. Не одному из писателей такого не пожелаешь.

Женщина, несмотря на возраст, любила кокетничать с противоположным полом, за это ее точно осуждать не стоит, уж такова женская сущность. Нина могла себе позволить провести вечер в компании свободных мужчин, обожала ездить на машине.

В 1936 году Нина встретила свою любовь. Им стал художник Николай Макеев. Мужчина предложил Нине стать его супругой, и пара узаконила свои отношения в этом же году. Во время военных действия пара находилась во Франции. В 1947 году Нина решила уйти от мужчины.

В рассказах молодой писательницы неоднократно появлялись «нотки жизни в подполье». В это время девушка начинает рассказывать советскому читателю о том, как хорошо быть бездомным, и никакой трагедии в этом нет совершенно. В любом случае всегда нужно искать плюсы в каждой ситуации в какой-бы ты не оказался. Писательница смогла найти плюсы свободы человека.

В некоторых рассказах девушка все же начала описывать построение собственного дома для людей, которым некуда вернуться. Девушка не стала продолжать данную тематику. Нина много лет своей жизни посвятила тяжелому крестьянскому труду и проработала на небольшой ферме.

В 1950 году выехала в Америку , где начала преподавать русский язык и литературу. По прежнему Нина писала рассказы. В одном из своих романов девушка описала жизнь двух поколений, для одного из которых было нереально покинуть родной дом, а для другого «заграничные» ценности были намного важнее, жизни в стране, в которой родились. В своих романах Нина неоднократно описывала жизнь людей и их веру.

В третий раз Нина вышла замуж за музыканта. Его имя — Георгий Кочевицкий. В 1959 году девушка становиться полноправной гражданкой государства. Писательница прожила с музыкантом до 1983 года.

В 1989 году решила приехать на родину.

До того, как начала война, поэтесса успела выпустить две книги. Нина также немного успела поработать литературным критиком.

В 1969 году была издана автобиография поэтессы.

В 1993 году поэтессы не стало. Женщина успела отметить свое девяностолетие в кругу друзей и близких.

В честь поэтессы названа французская улица, на которой ей удалось прожить несколько лет.

Эти записки были мне доставлены г. П.Р. Он купил их у старьевщика на улице Роккет, вместе с гравюрой, изображающей город Псков в 1775 году, и лампой, бронзовой, когда-то керосиновой, теперь, впрочем, снабженной довольно порядочным электрическим шнуром. Покупая гравюру, г. П.Р. спросил старьевщика, не найдется ли у него еще чего-нибудь русского.

Литературный дебют Нины Берберовой в качестве прозаика состоялся за границей, куда она уехала в 1922 году вместе с мужем поэтом Владиславом Ходасевичем.
Героиня романа "Без заката" Вера, чья прежняя петербургская жизнь меняется бесповоротно, как и сама Берберова, уезжает с мужем во Францию. Обратной дороги Вере нет, и она устраивается здесь.

Нина Берберова - поэт, прозаик; автор нашумевших воспоминаний "Курсив мой", таинственной книги-жизнеописания "Железная женщина", биографий "Чайковский" и "Бородин". В 1922 году она вместе с мужем Владиславом Ходасевичем уехала в эмиграцию, где должна была найти новую родину, как и сотни ее соотечественников...

В этой книге признанный мастер беллетризованных биографий Нина Берберова рассказывает о судьбе великого русского композитора А. П. Бородина.
Автор создает портрет живого человека, безраздельно преданного Музыке. Берберова не умалчивает о "скандальных" сторонах жизни своего героя, но сохраняет такт и верность фактам.

Нина Берберова - Дело Кравченко

Французский перевод книги В. А. Кравченко "Я выбрал свободу" вышел в 1947 году, и тогда же получил премию Сент-Бева, одну из многочисленных французских литературных премий. 13 ноября 1947 года, в прокоммунистической еженедельной газете "Лэттр Франсэз", была напечатана корреспонденция, подписанная "Сим Томас", присланная якобы из Америки, под названием "Как был сфабрикован Кравченко".

Марию Закревскую по первому браку Бенкендорф, называли на Западе "русской миледи", "красной Матой Хари". Жизнь этой женщины и в самом деле достойна приключенческого романа. Загадочная железная женщина, она же Мария Игнатьевна Закревская - Мура, она же княгиня Бенкендорф, она же баронесса Будберг, она же подруга "британского агента" Р. Локкарта...

"Курсив мой" - самая знаменитая книга Нины Берберовой (1901-1993), снискавшая ей мировое признание. Покинув Россию в 1922 году, писательница большую часть жизни прожила во Франции и США, близко знала многих выдающихся современников, составивших славу русской литературы XX века: И.Бунина, М.Горького, Андрея Белого, Н.Гумилева, В.Ходасевича, Г.Иванова, Д.Мережковского, З.Гиппиус, Е.Замятина, В.Набокова и др.

Книга создана на основе уникальных архивных источников. Она содержит историю русских лож в XX столетии, описание масонских ритуалов, толкование специальных терминов, биографический словарь русских масонов. Особый интерес представляет раздел, в котором впервые приведены воспоминания и переписка ведущих политических деятелей России начала века, связанные с историей масонства.

Героини романа Нины Берберовой "Мыс Бурь" - три сестры, девочками вывезенные из России во Францию. Старшая, Даша, добра ко всем и живет в гармонии с миром; средняя, Соня, умна и язвительна, она уверена: гармонии нет и быть не может, а красота давно никому не нужна; младшая, Зай, просто проживает веселую молодость...

БЕРБЕРОВА, НИНА НИКОЛАЕВНА (1901-1993), русская писательница, литературный критик. Родилась 26 июля (8 августа) 1901 в Санкт-Петербурге. С 1922 находилась в эмиграции, где и состоялся ее литературный дебют (стихи в журнале «Беседа», издаваемом М.Горьким и мужем Берберовой до 1932 В.Ф.Ходасевичем). Сотрудник и постоянный автор газеты «Последние новости» до ее закрытия в 1940, опубликовала в 1928-1940 серию рассказов Биянкурские праздники; вместе с романами Последние и первые (1930), Повелительница (1932) и Без заката (1938) они определили репутацию Берберовой-прозаика.

В откликах критики отмечалась близость прозы Берберовой «хорошо расчищенным садам французского романа» (В.Вейдле) и вместе с тем серьезность ее попытки создать «образ эмигрантского мира в его эпическом преломлении» (В.Набоков). Повседневная жизнь эмиграции, социальный ландшафт окраины или «подполья» определили звучание цикла рассказов Облегчение участи, печатавшегося в 1930-е годы и в 1948 вышедшего отдельным изданием. Здесь рождается важная для всего творчества Берберовой тема бездомности, осознаннной не как трагедия, но как неизбежный удел человека 20 столетия, который свободен от приверженности «гнезду», переставшему служить «символом защиты, прелести и прочности жизни».
Тем не менее в Последних и первых описана именно попытка построения «гнезда» для терпящих бедствие. Герой романа, запретив себе тоску по России, пробует создать что-то вроде русской крестьянской общины, не только предоставляющей кров, но вернувшей ее участникам ощущение своей культурной самобытности. Эта тема впоследствии не нашла продолжения в творчестве Берберовой, но оказалась вплетенной в ее личную биографию: годы оккупации она прожила на маленькой ферме, занимаясь крестьянским трудом.


В 1950 Берберова переехала в США, где преподавала русский язык, а затем русскую литературу в Принстонском университете. Круг ее писательских интересов остался прежним. В романе Мыс бурь (1950) описаны два поколения эмиграции: старшее, которое не мыслит своей жизни вне традиционных русских установлений («люди прошлого века»), и молодое, для которого «вселенское» важнее, чем «родное». Утрата России приводит «второе поколение» и к утрате Бога, но переживаемые ею житейские и духовные бедствия осмысляются как этапы освобождения от оков традиции, на которой держалось рухнувшее с революцией мироустройство.


Еще до войны Берберовой были опубликованы две книги документально-биографического характера (Чайковский, история одинокой жизни, 1936, Бородин, 1938), оцененные как явления нового литературного качества: роман без вымысла, или, как писал Ходасевич, «творчески увиденная» биография, строго держащаяся фактов, однако освещающая их со свободой, присущей романистам. Как критик Берберова обосновывала перспективность этого жанра, который особенно востребован во времена интереса к незаурядным индивидуальностям и судьбам. Высшим ее достижением на этом пути стала Железная женщина (1981), биография баронессы М.Будберг, жизнь которой была тесно связана с М.Горьким, а затем с Г.Уэллсом. Обходясь без выдумки и без «украшений, рожденных воображением», Берберова создала яркий портрет авантюристки, принадлежавшей к тому человеческому типу, который, с точки зрения автора, особенно наглядно выявил типичные черты 20 в.: исключительная женщина в беспощадное время, заставившее позабыть о многих моральных заповедях и «жить, чтобы выжить». Построенный на неизвестных документах, письмах и свидетельствах очевидцев, воспоминаниях автора о собственных встречах с героиней и историко-философских размышлениях, рассказ охватывает почти полвека, завершаясь описанием поездки Будберг в 1960 в Москву к опальному Б.Пастернаку.


В 1969 по-английски, а в 1972 по-русски была опубликована автобиография Н.Берберовой Курсив мой, в которой, оглядываясь на свою жизнь, она устанавливает «возвращающиеся темы» и реконструирует свое прошлое в духовном и идейном контексте времени. Определяя свою жизненную и литературную позицию как антипочвенную, антиправославную и прозападную, Берберова через эти характеристики выстраивает «структуру» собственной личности, противостоящей «бессмысленности и непрочности мира». Книга дает уникальную панораму интеллектуальной и художественной жизни русской эмиграции в период между двумя мировыми войнами. Она содержит ценные мемуарные свидетельства (особенно о Ходасевиче) и разборы творчества видных писателей русского Зарубежья (Набоков, Г.Иванов и др.).
В 1989 Берберова приезжала в Россию, встречалась с литературными критиками и читателями.
Умерла Берберова в Филадельфии 26 сентября 1993.


Литература


Последние и первые. Роман из эмигрантской жизни, Paris, 1930. В этом романе, отягощенном претенциозной сюжетной многослойностью и влиянием Достоевского, действие обусловлено стремлением рус. эмигрантов, работающих на парижских фабриках, переселиться на юг Франции.
Повелительница , Berlin, 1932
Аккомпаниаторша , «Современные записки», №58, 1935. В центре повести стоит фигура молодой женщины, обиженной судьбой, — сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве и, наконец, в Париже. Верное изображение женской души, как это часто случается у Берберовой, проигрывает от того, что в сюжетной линии слишком ясны намерения автора.
Александр Блок и его время , 1947
Чайковский. История одинокой жизни , Berlin, 1936
Бородин , Berlin, 1938
Без заката , Paris, 1938
Облегчение участи , Paris, 1949
Памяти Шлимана , «Мосты», München, №1, 1958. Доходящая до гротеска повесть, действие которой перенесено в 1984. Люди здесь зависят от машин, задыхаются от последствий цивилизации и перенаселенности.
Курсив мой. Автобиография, München, 1972. Вследствие субъективных оценок, данных Берберовой многим эмигрантам, вызвала резкую критику как в личном, так и в фактологическом плане. Впервые в России: Берберова Н. Курсив мой: Автобиография / Вступ ст. Е.В. Витковского; Коммент. В.П. Кочеткова, Г.И. Мосешвили. — М.: Согласие, 1999. — 736 с.
Железная женщина. Биография, New York, 1981, впервые опубликовано в СССР в 1989 г. в журнале Дружба Народов. — 1989. — № 8-12. Также см. изд.: Берберова Н. Железная женщина. — Репринтное издание 1981 г. — М.: Политиздат, 1991. — 383 с.
Стихи, 1921-1983, New York, 1984
Люди и ложи , New York, 1986
Одна из первых публикций в России: Берберова Н. Маленькая девочка // Современная драматургия. — 1991. — № 2. — С. 75-109.

Я не умею любить прошлое ради его «погибшей прелести». Всякая погибшая прелесть внушает мне сомнения: а что, если погибшая она в сто раз лучше, чем непогибшая? Мертвое никогда не может быть лучше живого.

Одиночество - самое естественное, самое достойное состояние человека. Драгоценное состояние связи с миром, обнажение всех ответов и разрешение всех скорбей.

Я ни в кого никогда не могла заглянуть так внимательно и глубоко, как в самое себя. Иногда я старалась, особенно в молодости, это делать, но это мало удавалось мне. Быть может, есть люди, которые умеют это делать, но я не встречала их. Во всяком случае, я не встречала людей, которые могли бы заглянуть в меня дальше, чем я это делала сама.

Цель моя не в том, чтобы завязать концы, а в том, чтобы развязать узлы.

Я ненавидела эту женщину за то, что Вам было с ней нехорошо, но я ненавидела бы ее еще в сто раз больше, если бы Вам с нею было хорошо.

К новым людям его никогда не влекло, но он уставал от старых своих знакомых

БЕРБЕРОВА, НИНА НИКОЛАЕВНА (1901–1993), русская писательница, литературный критик. Родилась 26 июля (8 августа) 1901 в Санкт-Петербурге. С 1922 находилась в эмиграции, где и состоялся ее литературный дебют (стихи в журнале «Беседа», издаваемом М.Горьким и мужем Берберовой до 1932 В.Ф.Ходасевичем). Сотрудник и постоянный автор газеты «Последние новости» до ее закрытия в 1940, опубликовала в 1928–1940 серию рассказов Биянкурские праздники ; вместе с романами Последние и первые (1930), Повелительница (1932) и Без заката (1938) они определили репутацию Берберовой-прозаика.

В откликах критики отмечалась близость прозы Берберовой «хорошо расчищенным садам французского романа» (В.Вейдле) и вместе с тем серьезность ее попытки создать «образ эмигрантского мира в его эпическом преломлении» (В.Набоков). Повседневная жизнь эмиграции, социальный ландшафт окраины или «подполья» определили звучание цикла рассказов Облегчение участи , печатавшегося в 1930-е годы и в 1948 вышедшего отдельным изданием. Здесь рождается важная для всего творчества Берберовой тема бездомности, осознаннной не как трагедия, но как неизбежный удел человека 20 столетия, который свободен от приверженности «гнезду», переставшему служить «символом защиты, прелести и прочности жизни».

Тем не менее в Последних и первых описана именно попытка построения «гнезда» для терпящих бедствие. Герой романа, запретив себе тоску по России, пробует создать что-то вроде русской крестьянской общины, не только предоставляющей кров, но вернувшей ее участникам ощущение своей культурной самобытности. Эта тема впоследствии не нашла продолжения в творчестве Берберовой, но оказалась вплетенной в ее личную биографию: годы оккупации она прожила на маленькой ферме, занимаясь крестьянским трудом.

В 1950 Берберова переехала в США, где преподавала русский язык, а затем русскую литературу в Принстонском университете. Круг ее писательских интересов остался прежним. В романе Мыс бурь (1950) описаны два поколения эмиграции: старшее, которое не мыслит своей жизни вне традиционных русских установлений («люди прошлого века»), и молодое, для которого «вселенское» важнее, чем «родное». Утрата России приводит «второе поколение» и к утрате Бога, но переживаемые ею житейские и духовные бедствия осмысляются как этапы освобождения от оков традиции, на которой держалось рухнувшее с революцией мироустройство.

Еще до войны Берберовой были опубликованы две книги документально-биографического характера (Чайковский, история одинокой жизни , 1936, Бородин , 1938), оцененные как явления нового литературного качества: роман без вымысла, или, как писал Ходасевич, «творчески увиденная» биография, строго держащаяся фактов, однако освещающая их со свободой, присущей романистам. Как критик Берберова обосновывала перспективность этого жанра, который особенно востребован во времена интереса к незаурядным индивидуальностям и судьбам. Высшим ее достижением на этом пути стала Железная женщина (1981), биография баронессы М.Будберг, жизнь которой была тесно связана с М.Горьким, а затем с Г.Уэллсом. Обходясь без выдумки и без «украшений, рожденных воображением», Берберова создала яркий портрет авантюристки, принадлежавшей к тому человеческому типу, который, с точки зрения автора, особенно наглядно выявил типичные черты 20 в.: исключительная женщина в беспощадное время, заставившее позабыть о многих моральных заповедях и «жить, чтобы выжить». Построенный на неизвестных документах, письмах и свидетельствах очевидцев, воспоминаниях автора о собственных встречах с героиней и историко-философских размышлениях, рассказ охватывает почти полвека, завершаясь описанием поездки Будберг в 1960 в Москву к опальному Б.Пастернаку.

В 1969 по-английски, а в 1972 по-русски была опубликована автобиография Н.Берберовой Курсив мой , в которой, оглядываясь на свою жизнь, она устанавливает «возвращающиеся темы» и реконструирует свое прошлое в духовном и идейном контексте времени. Определяя свою жизненную и литературную позицию как антипочвенную, антиправославную и прозападную, Берберова через эти характеристики выстраивает «структуру» собственной личности, противостоящей «бессмысленности и непрочности мира». Книга дает уникальную панораму интеллектуальной и художественной жизни русской эмиграции в период между двумя мировыми войнами. Она содержит ценные мемуарные свидетельства (особенно о Ходасевиче) и разборы творчества видных писателей русского Зарубежья (Набоков, Г.Иванов и др.).

В 1989 Берберова приезжала в Россию, встречалась с литературными критиками и читателями.

Годы жизни: с 08.08.1901 по 25.09.1993

Русская писательница, литературный критик, поэт.

Родилась в Санкт-Петербурге. Отец происходил из старинного армянского рода, а мать была дочерью тверского помещика. В 1919-20 Берберова училась в Ростове-на-Дону. Благодаря первым стихам она в 1921 вошла в поэтические круги Петрограда. Примерно в это время происходит ее знакомство с Владиславом Ходасевичем и эмиграция в Европу. Жила с мужем в Германии и Чехословакии, позднее в Италии, затем в Париже. Развелась с мужем в 1932 году.

Высокую оценку критики получила книга "Облегчение участи" (1949). Повседневная жизнь эмиграции, социальный ландшафт окраины или «подполья» определили звучание цикла рассказов, печатавшегося в 1930-е годы и в 1948 вышедшего отдельным изданием. Здесь рождается важная для всего творчества Берберовой тема бездомности, осознанной не как трагедия, но как неизбежный удел человека 20 столетия, который свободен от приверженности «гнезду», переставшему служить «символом защиты, прелести и прочности жизни».

Особый успех имела книга "Чайковский. История одинокой жизни" (1936). Биография Чайковского, начертанная Ниной Берберовой, не вмещается ни в какую разновидность биографического сочинения именно потому, что талантливо исследована, и как проблеск «Божьей искры» она – самобытна и оригинальна.

После войны была редактором литературных страниц парижского еженедельника "Русская мысль", где в 1948 - 49 был напечатан ее репортаж из зала суда о деле невозвращенца В. Кравченко. В это же время в Нью-Йорке "Новый журнал" публикует ее лучшие рассказы.

В 1950 переезжает в США. С 1958 преподает в Иельском, затем в Принстонском университетах. Круг ее писательских интересов остался прежним. В романе "Мыс бурь" (1950) описаны два поколения эмиграции: старшее, которое не мыслит своей жизни вне традиционных русских установок («люди прошлого века»), и молодое, для которого «вселенское» важнее, чем «родное». Утрата России приводит «второе поколение» и к утрате Бога, но переживаемые ею житейские и духовные бедствия осмысляются как этапы освобождения от оков традиции, на которой держалось рухнувшее с революцией мироустройство.

В 1969 на английском языке (в Лондоне, Нью-Йорке), в 1972 на русском языке (в Мюнхене) выходит автобиографическая книга Берберовой - "Курсив мой", встреченная одобрением критиков и интересом читателей. Определяя свою жизненную и литературную позицию как антипочвенную, антиправославную и прозападную, Берберова через эти характеристики выстраивает «структуру» собственной личности, противостоящей «бессмысленности и непрочности мира». Книга дает уникальную панораму интеллектуальной и художественной жизни русской эмиграции в период между двумя мировыми войнами. Она содержит ценные мемуарные свидетельства и разборы творчества видных писателей русского Зарубежья.

В 1989 Берберова приезжала в Россию, встречалась с литературными критиками и читателями. Последние годы жизни Н.Берберова провела в Принстоне, будучи профессором университета в отставке. Здесь и умерла в 1993.

Во время второй мировой войны жила в оккупированной части Франции.
Во Франции, в Арле, улица где Н. Берберова многие годы работала в издательстве, названа в ее честь.