Андерсон автор биография. Андерсен, ханс кристиан. Старинные церкви и соборы Дании

Рождественская открытка с Г.-Х. Андерсеном. Иллюстратор Клаус Беккер - Ольсен

Биография Ганса Христиана Андерсена – история мальчика из бедной семьи, который благодаря своему таланту прославился на весь мир, дружил с принцессами и королями, но всю жизнь оставался одиноким, испуганным и обидчивым

Один из величайших сказочников человечества обижался даже на то, что его называют «детским писателем». Он утверждал, что его произведения адресованы всем и считал себя солидным, «взрослым» писателем и драматургом.


2 апреля 1805 года в семье башмачника Ганса Андерсена и прачки Анны Мари Андерсдаттер в городе Оденсе, расположенном на одном из датских островов – Фюне, родился единственный сын – Ганс Христиан Андерсен.

Деда Андерсена, Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городе сумасшедшим. Он вырезал странные фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями.

Бабушка Андерсена-старшего рассказала ему о принадлежности их предков к «высшему обществу». Исследователи не нашли подтверждений этой истории в родословной сказочника.

Возможно, Ганс Христиан полюбил сказки благодаря своему отцу. В отличие от своей жены, тот знал грамоту, и читал сыну вслух разные волшебные истории, в том числе – «Тысячу и одну ночь».

Существует также легенда о королевском происхождении Ганса Христиана Андерсена. Он якобы был незаконным сыном короля Кристиана VIII.

В ранней автобиографии сам сказочник писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, будущим королём Фредериком VII, сыном Кристиана VIII. У Ганса Христиана, по его версии, не было друзей среди уличных мальчишек – только принц.

Дружба Андерсена с Фритсом, утверждал сказочник, продолжилась и во взрослом возрасте, до самой смерти короля. Писатель рассказывал, что он был единственным человеком, за исключением родственников, кого допустили к гробу покойного.

Отец Ганса Христиана умер, когда тому было 11 лет. Мальчика отправили учиться в школу для бедных детей, которую он посещал время от времени. Он подрабатывал подмастерьем у ткача, затем у портного.

С самого детства Андерсен был влюблен в театр и нередко разыгрывал кукольные представления у себя дома.

Витая в собственных сказочных мирах, он рос чувствительным, ранимым мальчиком, ему тяжело давалась учёба, а не самая эффектная внешность почти не оставляла шансов на театральный успех.

В 14 лет Андерсен отправился в Копенгаген, чтобы стать знаменитым, и со временем это ему удалось!


Однако, успеху предшествовали годы неудач и ещё большей бедности, чем та, в которой он жил в Оденсе.

У юного Ганса Христиана было прекрасное сопрано. Благодаря ему, его взяли в хор мальчиков. Вскоре его голос стал меняться и его уволили.

Он попытался стать танцором в балете, но тоже не преуспел. Долговязый, нескладный с плохой координацией – танцор из Ганса Христиана получился никудышный.

Он попробовал заниматься физическим трудом – опять без особого успеха.

В 1822 году семнадцатилетнему Андерсену наконец-то повезло: он познакомился с Йонасом Коллином (Jonas Collin) – директором Королевского Датского театра (De Kongelige Teater). Ганс Христиан в то время уже пробовал свои силы в сочинительстве, писал он, правда, в основном стихи.

Йонас Коллин был знаком с творчеством Андерсена. По его мнению, у молодого человека были задатки большого писателя. Он смог убедить в этом короля Фредерика VI. Тот согласился частично оплатить образование Ганса Христиана.

Следующие пять лет молодой человек учился в школах в Слагельсе (Slagelse) и Хельсингёра (Helsingør). Оба расположены недалеко от Копенгагена. Замок Хельсингёра всемирно известен, как место

Ганс Христиан Андерсен не был выдающимся учеником. К тому же, он был старше своих одноклассников, они дразнили его, а учителя смеялись над сыном неграмотной прачки из Оденсе, который собирался стать писателем.

Вдобавок, как предполагают современные исследователи, у Ганса Христиана, скорее всего, была дислексия. Вероятно, именно из-за неё он плохо учился и писал до конца жизни по-датски с ошибками.

Андерсен называл годы учёбы самым горьким временем своей жизни. Каково ему приходилось прекрасно описано в сказке «Гадкий утёнок».


В 1827 году из-за постоянных издевательств Йонас Коллин забрал Ганса Христиана из школы в Хельсингёре и перевёл на домашнее обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен сдал экзамен, свидетельствовавший о завершении им среднего образования и позволявший продолжить обучение в Копенгагенском университете.

Годом позже к молодому писателю пришёл первый успех после публикации рассказа, комедии и нескольких стихотворений.

В 1833 году Ганс Христиан Андерсен получил королевский грант, который позволил ему отправиться в путешествие. Следующие 16 месяцев он провёл в поездке по Германии, Швейцарии, Италии и Франции.

Италия особенно полюбилась датскому писателю. За первым путешествием последовали другие. Всего на протяжении жизни он примерно 30 раз отправлялся в длительные заграничные поездки.

В общей сложности он провёл в путешествиях около 15 лет.

Многие слышали фразу «путешествовать значит жить». Не все знают, что это – цитата из Андерсена.

В 1835 году вышел первый роман Андерсена «Импровизатор», ставший популярным сразу же после публикации. В этом же году был напечатан сборник сказок, тоже заслуживший похвалы читающей публики.

Четыре сказки, включённые в книгу, были написаны для маленькой девочки по имени Иде Тиеле, дочери секретаря Академии художеств. Всего Ганс Христиан Андерсен опубликовал около 160 сказок – несмотря на то, что сам не был женат, не имел, и не особенно любил детей.

В начале 1840-ых годов писатель начал приобретать известность за рубежами Дании. Когда в 1846 году он приехал в Германию, а следующем году – в Англию его принимали там уже, как иностранную знаменитость.

В Великобритании сына башмачника и прачки приглашали на великосветские приёмы. На одном из них он познакомился с Чарльзом Диккенсом.

Незадолго до смерти Ганса Христиана Андерсена его признали в Англии величайшим из живущих писателей.

Между тем, в викторианскую эпоху, его произведения публиковались в Великобритании не в переводах, а в «пересказах». В оригинальных сказках датского писателя много печали, насилия, жестокости и даже смерти.

Они не соответствовали представлениям британцев второй половины XIX века о детской литературе. Поэтому, перед публикацией на английском языке из произведений Ганса Христиана Андерсена изымали наиболее «недетские» фрагменты.

По сей день в Великобритании книги датского писателя выходят в двух сильно отличающихся друг от друга вариантах – в классических «пересказах» викторианской эпохи и в более современных переводах, соответствующих исходным текстам.


Андерсен был высок ростом, худощав и сутул. Он любил ходит в гости и никогда не отказывался от угощения (возможно, сказывалось голодное детство).

Однако, он и сам был щедр, угощал друзей и знакомых, приходил им на выручку и старался не отказывать в помощи даже незнакомцам.

Характер при этом у сказочника был весьма скверный и тревожный: он боялся ограблений, собак, потери паспорта; боялся погибнуть в огне, поэтому всегда возил с собой веревку, чтобы во время пожара выбраться через окно.

Ганс Христиан Андерсен всю жизнь мучился от зубной боли, и всерьёз считал, что от количества зубов во рту зависит его плодовитость как автора.

Сказочник боялся отравления – когда скандинавские дети скинулись на подарок любимому писателю и прислали ему самую большую в мире коробку шоколадных конфет, тот в ужасе отказался от гостинца и отправил его своим племянницам (о том, что детей он не особенно любил мы уже упоминали).


В середине 1860-ых годов Ганс Христиан Андерсен стал обладателем автографа русского поэта Александра Пушкина.

Путешествуя по Швейцарии, он в августе 1862 года познакомился с дочерьми русского генерала Карла Мандерштерна. В своём дневнике он описывал частые встречи с молодыми женщинами, во время которых они много говорили о литературе и искусстве.

В письме от 28 августа 1868 года Андерсен писал: «Я рад знать, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я частично знаю, начиная от Карамзина до Пушкина и вплоть до новейшего времени».

Старшая из сестёр Мандерштерн, Елизавета Карловна, пообещала датскому писателю раздобыть для его коллекции рукописей автограф Пушкина.

Своё обещание она смогла выполнить спустя три года.

Благодаря ей, датский писатель стал обладателем страницы из тетради, в которую в 1825 году, готовя к публикации свой первый сборник стихотворений, Александр Пушкин переписал несколько отобранных им произведений.

Находящийся ныне в собрании рукописей Андерсена в Копенгагенской королевской библиотеке пушкинский автограф – всё, что сохранилось от тетради 1825 года.


Среди друзей Ганса Христиана Андерсена были и королевские особы. Точно известно, что ему покровительствовала датская принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Фёдоровна, мать последнего российского императора Николая Второго.

Принцесса была очень добра к пожилому писателю. Они подолгу разговаривали, гуляя по набережной.

Ганс Кристиан Андерсен был среди тех датчан, кто провожал её в Россию. После расставания с юной принцессой он записал в своем дневнике: «Бедное дитя! Всевышний, будь милостив к ней и милосерден. Страшна её судьба».

Предвидение сказочника сбылось. Марии Фёдоровне было суждено пережить умерших страшной смертью мужа, детей и внуков.

В 1919 году ей удалось покинуть охваченную гражданской войной Россию. Она скончалась в Дании в 1928 году.

У исследователей биографии Ганса Христиана Андерсена нет однозначного ответа на вопрос о его сексуальной ориентации. Он, несомненно, хотел нравится женщинам. Однако, известно, что он влюблялся в девушек, с которыми у него не могли возникнуть отношения.

Кроме того, он был очень застенчив и неловок, особенно в присутствии женщин. Писатель знал об этом, что только усиливало его неловкость при общении с противоположным полом.

В 1840 году в Копенгагене он встретил девушку по имени Дженни Линд. 20 сентября 1843 года он записал в своем дневнике «Я люблю!». Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Она же обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя», хотя ему было под 40, а ей – всего 26 лет. В 1852 Дженни Линд вышла замуж за молодого пианиста Отто Гольдшмидта.

В 2014 году в Дании было объявлено о том, что найдены ранее неизвестные письма Ганса Христиана Андерсена

В них писатель призновался своему давнишнему другу Кристиану Войту, что на несколько поэм, написанных им после замужества Риборг, его вдохновили чувства к девушке, которую он называл любвью всей своей жизни.

Судя по тому, что письмо от Риборг он носил в мешочке на шее до самой своей смерти, Андерсен действительно любил девушку на протяжении всей жизни.

Другие известные личные письма сказочника позволяют предположить, что у него могла быть связь с датским балетным танцором Харальдом Шарффом (Harald Scharff). Известны также комментарии современников по поводу их предполагаемых отношений.

Однако, не существует доказательств бисексуальности Ганса Христиана Андерсена – и невелика вероятность того, что они когда-нибудь появятся.

Писатель и по сей день остаётся загадкой, уникальной личностью, чьи мысли и чувства были и остаются окутанными тайной.

Андерсен не хотел иметь своего дома, особенно он боялся мебели, а из мебели больше всего – кроватей. Писатель опасался, что кровать станет местом его кончины. Отчасти его страхи оправдались. В возрасте 67 лет он упал с кровати и получил сильные травмы, которые лечил ещё три года, до самой смерти.

Считается, что в старости Андерсен стал еще более экстравагантен: проводя много времени в публичных домах, он не прикасаясь к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними.

Хотя со дня кончины сказочника прошло почти полтора века, на его родине до сих пор время от времени находят ранее неизвестные документы, рассказывающие о его жизни, письма Ганса Христиана Андерсена

В 2012 году в Дании нашли неизвестную прежде сказку под названием «Сальная свечка».

«Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая сказка Андерсена, с другой стороны, она показывает, что он интересовался сказками ещё в юном возрасте, до того, как стал писателем», – сказал о находке специалист по творчеству Андерсена Эйнар Стиг Аскгор из городского музея города Оденсе.

Он же предположил, что обнаруженная рукопись «Сальная свечка» была создана сказочником ещё в школе – около 1822 года.


Проект первого памятника Гансу Христиану Андерсену начали обсуждать ещё при его жизни.

В декабре 1874 года в связи с приближавшимся семидесятилетием сказочника было объявлено о планах установить его скульптурное изображение в Королевском саду замка Розенборг, где он любил гулять.

Была собрана комиссия и объявлен конкурс проектов. 10 участников предложили в общей сложности 16 работ.

Победил проект Аугуста Собюэ. Скульптор изобразил сказочника, сидящим в кресле в окружении детей. Проект вызвал возмущение Ганса Христиана.

«Я и слова не мог бы сказать в такой атмосфере», – заявил писатель Аугусту Собюэ. Скульптор убрал детей, и Ганс Христиан остался в одиночестве – с одной лишь книгой в руках.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 года от рака печени. День похорон Андерсена был объявлен в Дании днём траура.

На прощальной церемонии присутствовали члены королевской семьи.

Находится на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Едем в Данию, на родину Ганса Христиана Андерсена - за лёгким волшебством и ощущением праздника.

В моём детстве в канун Нового года обязательно показывали фильм-сказку "Снежная королева". Ту самую - с придворными воронами, маленькой разбойницей, говорящим оленем, Евгением Леоновым в роли короля и Еленой Прокловой в роли Герды. И я всегда мечтала оказаться внутри этой сказки:) Где-то в маленькой стране за тридевять земель, где возможно всё.

Тогда я ещё не знала, что своей влюблённостью в "Снежную королеву" я больше обязана Евгению Шварцу, чем Андерсену, и что в моей жизни действительно будет та самая маленькая страна с черепичными крышами, кустами красных роз и чудесами. Оказавшись в Дании, я ни минуты не сомневалась, что хочу увидеть город и дом, где родился один из величайших сказочников. Кстати, у книги "Снежная королева" было много редакций, но моя сказочная история выглядела так:)

Родной город Ганса Христиана Андерсена называется Оденсе и находится на острове Фюн в 145 километрах от (про который уже был ). Памятники Андерсену - в Дании явление очень частое, почти как у нас памятники Пушкину.

Добраться до Оденсе несложно. С Центрального железнодорожного вокзала Копенгагена поезда ходят каждые 30 минут. Билеты можно купить в день отправления, цена - около 2,5 тысяч рублей. Но при желании сэкономить надо ловить билеты льготной категории Оrange на www.dsb.dk за месяц до поездки, получится вдвое дешевле.

Оденсе находится на острове Фюн. С острова Зеландия, где находится датская столица, на Фюн перекинут 7-километровый мост Большой Бельт. Едешь, а кругом только вода:) Кстати, Большой Бельт является единственной платной дорогой в Дании (33 евро за проезд), ну это если ехать на автомобиле.

Оденсе был основан в 988 году и являлся грозной обителью викингов. В его названии даже присутствует имя варяжского бога Одина. Сейчас это третий по величине город Дании. Хотя по российским меркам - это скорее что-то типа райцентра. И скажу я вам, это сказочный райцентр! Первое, что мы увидели, выйдя из здания вокзала - трёх великанов с узнаваемым профилем и парочку, выгуливающую филина. Оказалось, что три великана - это Импровизатор, Дорожный попутчик и Тень, и они действительно олицетворяют Андерсена. А филин пленён злыми волшебниками, пытающимися превратить его в собаку...

А это кто? :) Роскошно лежит у ратуши посреди блошиного рынка. Дети, кстати, используют эту махину вместо горки. Возможно, это Слава.

«Слава - женщина гигантского роста, величиной с башню нашей ратуши. Она смотрит как внизу на земле копошатся люди, мелкие-мелкие. Слава нагибается, наугад берёт одного из них из толпы, поднимает высоко-высоко на уровень своих глаз, внимательно рассматривает его и разочарованно произносит: «опять не тот», и роняет его на землю» (Г. Х. Андерсен).

На рынке со всех сторон за нами подглядывал великий сказочник и его земляки:)

В Оденсе проживает около 200 тысяч человек, и все они фанаты Андерсена. Даже светофоры - с его силуэтом.

И некоторые колодезные люки:)

И граффити:) Мы, увы, с ним не встретились. Источник фото www.lolaakinmade.com.

На улицах разбросано около
18 скульптур на тему творчества Ганса Христина Андерсена.

Уверена, существует какая-нибудь карта с указанием их местонахождения, но у нас её не было, и мы не переставали удивляться, как географии скульптур, так и их внешнему виду:)

Собака из сказки "Огниво", у которой глаза, как чайные блюдца:)

Дюймовочка, по версии датских скульпторов:) Оказывается, она и не должна быть красавицей ибо сказку Андерсен посвятил своей подруге - маленькой горбунье Генриетте Вульф, которая всю жизнь мечтала полюбить эльфа, но чаще ей встречались жуки, кроты и жабы.

А Русалочка? В том атеистическом переводе, который читали мы, девушка страдала от несчастной любви и отсутствия денег на пластическую операцию. У Андерсена же была совсем другая задумка. Его Русалочка была набожной особой и мечтала обрести бессмертную душу, расхаживая в непотребном виде влюбив в себя человека. Адрес Русалочки, Морской ведьмы, Дюймовочки, Ганса Чурбана и самого Андерсена - Оdense, Claus Bergs Gade 7.

Стойкий оловянный солдатик (Overgade, 19) .

Пастушка и Трубочист:) в состоянии аффекта. На пересечении Kongensgade и Vestergade.

А вы знали, что Андерсен писал стихи? "Женщина с лукошком яиц" - одна из его поэтических муз:) стоит по адресу Kongensgade 30.

"Позвольте, мол, сударыня,
Мне вашу ручку правую сейчас поцеловать!"
И - ах, какою гордою тогда пройдусь я павою!
Нос этак задеру...
И задрала!.. Лукошечко свалилось - трах! и яйца,
Попадавши, разбилися, а вместе с ними рушились
Хоромы разноцветные..."

Самой неожиданной находкой стал для нас Голый Король. Он спрятался в секретной подворотне на Vestergade 75, рядом с маленькой и очень приятной кафешкой Cafe Cuckoo"s Nest. Будете в Оденсе, не пропустите. Демократично, джаз-бэнд под окнами и вид на Голого Короля.

В кафе можно попробовать знаменитые смёрребрёды - бутерброды, из которых датчане сделали культ:) Существует около 150 вариаций, но при приготовлении в качестве фундамента всегда используется ржаной хлеб с семечками и сливочное масло, дальше слоями укладываются разные начинки. В конце 19 века на смёрребрёд складывали кусочки вчерашней еды, всё подряд (в этом и была его фишка!). Иногда смёрребрёды делают закрытыми, но это скорее исключение из правил.

Классические смёрребрёды выглядят так.

Скульптуры, посвящённой Снежной Королеве, мы так и не нашли:(

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в этом маленьком жёлтом домике с яркой черепичной крышей (Bangs Boder 29) . Теперь здесь музей.

Отец его был бедным башмачником, мать - прачкой. Семья жила очень бедно. Первые сказки малыша Андерсена слушал старый кот, живший у них дома. Например, историю про китайского принца, который пророет весь земной шар, вылезет прямо в Оденсе и заберёт его с собой в Китай.

Оденсе, домик Андерсенов. Старинная гравюра.

"Ганс Христиан Андерсен". Иллюстратор Кирилл Челушкин.

Бабушка Ганса по материнской линии служила в госпитале для душевнобольных, который находился неподалеку от дома Андерсенов. Мальчик часто забегал к ней в гости послушать небывалые истории пациентов (уж те рассказывали так рассказывали!). Кстати, по всему Оденсе встречаются "красные следы сказочника" и по ним можно дойти до всех знаковых мест.

В 14 лет Ганс понял, что маршруты пора расширять, и свалил из родительского дома в Копенгаген - на маленьком бумажном кораблике. Там он быстро повзрослел, занялся самообразованием и стал тем Андерсеном, которого узнал весь мир! Это если совсем кратко:)) А в Оденсе остались воспоминания. На каждом шагу:)

В городе есть чудесный сад имени Андерсена, и каждый день там дают представления по мотивам его сказок:)

В остальном - это обычный ландшафтный парк и излюбленное место отдыха горожан.

Источник фото footage.framepool.com.

Кстати, Андерсен - один из самых переводимых в мире писателей. Его сказки переведены более чем на 150 языков. Хотя, как я теперь понимаю, в СССР они были далеки от оригинала, их почти полностью переписали:))

В целом Оденсе произвёл на нас очень приятное впечатление. В городе нашлось всё, что мы любим - узкие улочки, секретные дворики, пряничные домики, цветущие балкончики, река с плакучими ивами...

И даже теннисные столы на улице! :)

Как всегда, не хватило только времени:) И, конечно же, я бы не отказалась побывать в Оденсе в канун Нового года. Судя по этому видео, волшебство там не иссякает.

Андерсен, Ганс Христиан (Andersen, Hans Christian) (1805-1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir). Родился 2 апреля 1805 в городе Оденсе на острове Фюн. Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из «Тысячи и одной ночи» и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами. Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных». Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю «Абеллино - страшный бандит», который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей. Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген. Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии.

И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится». Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию «Альфсоль». К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Холь-мен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией.

Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление «Теневые картины» (1831) и сборник стихов «Фантазии и эскизы». За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман « Импровизатор.» После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом.

Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон. Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки. Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы «Импровизатор» (1835), принесший ему европейскую известность, «Всего лишь скрипач» (1837), «Быть или не быть» (1857). Признание получили его комедия «Первенец» и остросоциальная мелодрама «Мулат"(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе. Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837.

(Everi, fortalte for born, кн. 1-3, 1835-1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830-1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л.Н.Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу.

Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен.

Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать.

Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Биография

Детство

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн . Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

Юность

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!» Он поехал с целью устроиться на работу в театр , мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся квинтэссенцией Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ганс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен не соответствовал образу сказочника, окружённого детьми, рассказывающего им свои сказки. Его замкнутость и эгоцентричность вылилась в нелюбовь к детям. Когда знаменитый скульптор хотел изобразить знаменитого уже сказочника в окружении детей, тот разгневался настолько, что выгнал его взашей и сказал, что у него нет привычки беседовать с детьми. Он так и умер в полном одиночестве.

Творчество

Список известных сказок

  • Аисты (Storkene , 1839)
  • Ангел (Engelen , 1843)
  • Анне Лисбет (Anne Lisbeth , 1859)
  • Бабушка (Bedstemoder , 1845)
  • Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet , 1842)
  • Бузинная матушка (Hyldemoer , 1844)
  • Бутылочное горлышко (Flaskehalsen , 1857)
  • Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre , 1859)
  • Волшебный холм (1845)
  • Воротничок (Flipperne , 1847)
  • Всяк знай своё место! (“Alt paa sin rette Plads” , 1852)
  • Гадкий утёнок (Den grimme Ælling , )
  • Ганс Чурбан (Klods-Hans , 1855)
  • Гречиха (Boghveden , 1841)
  • Две девицы (1853)
  • Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen , 1859)
  • Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne , 1845)
  • Девочка, которая наступила на хлеб (Pigen, som traadte paa Brødet , 1859)
  • Дикие лебеди (De vilde Svaner , 1838)
  • Директор кукольного театра (Marionetspilleren , 1851)
  • Домовой у лавочника (1852)
  • Дорожный товарищ (Reisekammeraten , 1835)
  • Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter 1858)
  • Дурень Ганс (Klods-Hans , 1855)
  • Дюймовочка (Tommelise , 1835) (см. также Дюймовочка (персонаж))
  • Есть же разница! (“Der er Forskjel!” , 1851)
  • Ель (Grantræet , 1844)
  • Жаба (Skrubtudsen , 1866)
  • Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden , 1843)
  • Злой князь. Предание (Den onde Fyrste , 1840)
  • Иб и Христиночка (Ib og lille Christine , 1855)
  • Истинная правда (Det er ganske vist! , 1852)
  • История года (Aarets Historie , 1852)
  • История одной матери (Historien om en Moder , 1847)
  • Как хороша! (1859)
  • Калоши счастья (Lykkens Kalosker , 1838)
  • Капля воды (Vanddraaben , 1847)
  • Колокол (Klokken , 1845)
  • Колокольный омут (Klokkedybet , 1856)
  • Красные башмаки (De røde Skoe , 1845)
  • Лесной холм (1845)
  • Лён (Hørren , 1848)
  • Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus , 1835)
  • Маленький Тук (Lille Tuk , 1847)
  • Мотылёк (1860)
  • На дюнах (En Historie fra Klitterne , 1859)
  • На утином дворе (1861)
  • Немая книга (Den stumme Bog , 1851)
  • Нехороший мальчик
  • Новое платье короля (Keiserens nye Klæder , 1837)
  • О том, как буря перевесила вывески (1865)
  • Огниво (Fyrtøiet , )
  • Оле-Лукойе (Ole Lukøie , 1841)
  • Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen , 1853)
  • Парочка (Kjærestefolkene , 1843)
  • Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren , 1845)
  • Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer , 1868)
  • Перо и чернильница (Pen og Blækhuus , 1859)
  • Побратимы (Venskabs-Pagten ,1842)
  • Подснежник (отрывок) (1862)
  • Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm , 1858)
  • Последняя жемчужина (Den sidste Perle , 1853)
  • Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten , 1835)
  • Пропащая (“Hun duede ikke” , 1852)
  • Прыгуны (Springfyrene , 1845)
  • Птица феникс (Fugl Phønix , 1850)
  • Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg , 1852)
  • Райский сад (Paradisets Have , 1839)
  • Ребячья болтовня (Børnesnak , 1859)
  • Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav , 1842)
  • Ромашка (Gaaseurten , 1838)
  • Русалочка (Den lille Havfrue , 1837)
  • С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden , 1846)
  • Самое невероятное (Det Utroligste , 1870)
  • Свинопас (Svinedrengen , )
  • Снежная королева (Sneedronningen , 1844)
  • Соловей (Nattergalen , )
  • Сон (En Historie , 1851)
  • Соседи (Nabofamilierne , 1847)
  • Старый дом (Det gamle Huus , 1847)
  • Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte , 1847)
  • Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat , )
  • Судьба репейника (1869)
  • Сундук-самолёт (1839)
  • Суп из колбасной палочки (1858)
  • Счастливое семейство (Den lykkelige Familie , 1847)
  • Тень (Skyggen , 1847)
  • Уж что муженёк сделает, то и ладно (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige , 1861)
  • Улитка и розы (Sneglen og Rosenhækken , 1861)
  • Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster , 1835)
  • Чайник (1863)
  • Чего только не придумают… (1869)
  • Через тысячу лет (Om Aartusinder , 1852)
  • Штопальная игла (Stoppenaalen , 1845)
  • Эльф розового куста (Rosen-Alfen , 1839)

Экранизации произведений

  • - «Ганс Христиан Андерсен. Сказки» - коллекционное издание мультфильмов:
    • Дикие лебеди
    • Навозный жук
    • Прыгун
    • Огниво
    • Русалочка
    • Что муж ни сделает, то и хорошо
    • Оле-Лукойе
    • Сундук-самолет
    • Стойкий оловянный солдатик
    • Цветы малышки Иды
    • Золотое сокровище
    • Профессор и блоха
    • Принцесса на горошине
    • Свинопас
    • Калоши счастья
    • Новое платье короля
    • Жених и невеста
    • Старый уличный фонарь
    • Бутылочное горлышко
    • Садовник и семейство
    • Гадкий утенок
    • Истинная правда
    • Суп из колбасной палочки
    • Спутник
    • Снежная королева (в двух частях)
    • Снеговик
    • Дюймовочка
    • Соловей
    • Ганс Чурбан

Оперы по сказкам Андерсена

  • Опера-притча «Гадкий утёнок», соч. 1996, - свободная оперная версия Льва Конова на музыку Сергея Прокофьева (ор.18 и ор.22) для сопрано-соло, детского хора и фортепиано. 1 Акт: 2 Эпиграфа и 38 картинок-мимолётностей, продолжительностью - 28 мин.
  • «The Ugly Duckling» Opera-Parable By Andersen For Mezzo-Soprano (Soprano), Three-part Childrens Choir And the Piano *

1 Act: 2 Epigraphs, 38 Theatrical Pictures * Length: Approximately 28 minutes * The opera version (Free transcription) Written by Lev Konov (1996) On music of Sergei Prokofiev: The Ugly Duckling, op. 18 (1914) And Visions Fugitives, op. 22 (1915-1917) * (Vocal score language: Russian, English, German, French)

Фотогалерея

Ссылки

  • Полное собрание сочинений Андерсена. Сказки на 7 языках с иллюстрациями, повести, романы, стихи, письма, автобиография, фотографии, картины. (рус.) (укр.) (белор.) (монг.) (англ.) (фр.) (исп.)

Г.К. Андерсен – известный датский сказочник, произведения которого знакомы взрослым и детям всего мира. Родился он 2 апреля 1805 г. в семье бедного башмачника и прачки. Отец души не чаял в сыне. Он читал мальчику сказки, гулял и играл с ним, сам изготавливал для него игрушки, а однажды смастерил даже домашний кукольный театр.

Когда Гансу было всего лишь 11 лет, отец умер. Школу парень посещал изредка, поскольку приходилось подрабатывать. Был сначала учеником ткача, затем – портного. Потом он какое-то время трудился на фабрике, производившей сигареты.

Андерсен очень любил театр, поэтому в 1819г., мечтая обучиться актёрскому ремеслу и стать знаменитым, переезжает в Копенгаген. Благодаря неплохому сопрано его приняли в Королевский театр, но доверяли только второстепенные роли. Вскоре юношу уволил, ибо у него началась ломка голоса. Попытки стать танцором балета не увенчались успехом. Первые шаги на литературном поприще тоже закончились провалом.

Судьба улыбнулась Андерсену после того, как он познакомился с Йонасом Коллином, который разглядел в молодом человеке большие творческие задатки и похлопотал перед королём о назначении стипендии для получения образования в гимназии. В 1827 г. Ганс перешёл на домашнее обучение. Через год поступил в Копенгагенский университет.

Занятия в университете ему удавалось совмещать с деятельностью сценариста и автора прозы. Полученные гонорары дали Андерсену возможность совершить путешествие в Германию. Потом писатель 29 раз побывал за рубежом. Во время поездок он познакомился со многими выдающимися людьми, а с некоторыми из них и подружился.

В 1835 г. публикуется его роман «Импровизатор» и сборник, состоящий из 4 сказок. Г.К. Андерсен становится популярным. Позже он издаёт ещё несколько романов, пьес и немало произведений других литературных жанров. Но главными в творческом наследии незаурядного писателя являются сказки. Их за свою жизнь он создал 212.

В 1867 г. Андерсен получил чин статского советника и звание почётного гражданина родного города Оденсе.

В 1872 г. он, упав с кровати, сильно травмировался. Умер писатель 4 августа 1875 г. (причина смерти – рак печени). В день его похорон вся Дания была в трауре.

Биография 2

Жизнь великого датского писателя была удивительно интересна. Прежде чем стать знаменитым и обеспеченным человеком, ему пришлось испытать много горя.

Андерсен появился на свет в 1805 году в городе Оденсе в семье башмачника. Детские годы он провел в маленькой скромной каморке. Мальчик рос единственным и избалованным ребенком. Его отец все свое свободное время посвящал Хансу и супруге, читая им по вечерам басни Лафонтена и комедии Гульберга. У мальчика было много игрушек, которые делал глава семейства. Читать научился Кристиан в школе, которую держала одна пожилая женщина. Затем мать отдала его в школу для мальчиков, где он продолжил обучение. Когда Андерсену исполнилось 12 лет, ему пришлось работать на суконной фабрике. Там он мог учиться только в вечернее время в учебном заведении для бедняков. Однако это не мешало мальчику стараться. Особенно он любил читать и слушать сказки.

6 сентября 1819 года Андерсен прибывает в Копенгаген, где знакомится с директором королевской консерватории Сиббони. Он начинает петь у него, и Сиббони говорит, что тот может сделать прекрасную карьеру. Однако у Андерсена пропадает голос, и ему приходится вновь бедствовать, подрабатывая в столярной мастерской. Вскоре он устраивается в театр, где его замечает хормейстер Кроссинг. Ханс всей душой стал отдаваться театральному творчеству и даже пропускал даровые вечерние уроки.

В 1822 году его уволили из хоровой и балетной школы, и он опять стал никому не нужен. Тогда Андерсен решил написать пьесу, которая ставилась бы в театре. И он создает трагедию «Альфсоль». И тогда один из представителей творческого круга Гутфельд порекомендовал его труд театральной дирекции. И хотя его сочинение не было поставлено на сцене, дирекция во главе Йонаса Коллина принялась ходатайствовать о его зачислении в какое-нибудь училище. Коллин помог ему учиться бесплатно в гимназии. Затем он продолжает обучение в Копенгагенском университете. Андерсен много путешествует по Европе, где знакомится с Гюго, Дюма и другими знаменитыми писателями той эпохи.

С 1835 по 1841 годы появляются сборники писателя под названием «Сказки, рассказанные для детей». В своих сказках он писал только правду, которую говорил мальчик из произведения о голом короле. Андерсен стал первым добрым советчиком для всех детей. И, конечно же, взрослые не остались в стороне, так как когда-то у них тоже было такое же детство. В сказках писателя представлено много мудрости и ценных советов, которые так нужны в жизни. И хотя он стал таким знаменитым писателем, в личной жизни он оставался одиноким человеком. Андерсен скончался в 1875 году в полном одиночестве.

Для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.