Мухинское училище. Музей художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица

Имелся в музее и зал Медичи , посвященный мастерам декоративно-прикладного искусства, прославившим Флоренцию, и их покровителям. Плафон зала украшают четыре медальона с портретами представителей династии Медичи и других деятелей. При Месмахере в зале находились витрины с итальянскими и немецкими плакетками XV-XVII века, в основном на античные мифологические и христианские сюжеты. Зал Медичи в 1896 году (источник фото: ):

Второй этаж, куда, кроме как через Большой зал, можно было попасть по широкой Римской лестнице , отводился под залы английского, итальянского, фламандского и французского искусства XVI-XVIII веков. Так, экспозиция искусства Италии занимала пять залов, в том числе просторный зал Тьеполо , посвященный искусству Венецианской республики XVIII века и иногда называвшийся Венецианским залом (источник фото: ).

Оформление этого зала с живописным плафоном и лепниной напоминала отделку библиотеки во Дворце венецианских дожей. Здесь были выставлены уникальные венецианские сосуды художественного стекла, дельфтский фаянс, французские барочные комоды, ткани, кружево, веера и, главное, пять великолепных картин кисти Тьеполо (ок. 1725), приобретенных Месмахером специально для своего музея (сейчас они в Эрмитаже). Венецианский зал в 1896 году (источник фото: ):

Отделка Венецианского зала до наших дней не сохранилась.

М.Е. Месмахер. Проект оформления плафона Венецианского зала (зала Тьеполо) (источник: ):

Экспозиция итальянского Возрождения размещалась также в зале Фарнезе , дизайн которого был навеян роскошной отделкой дворца кардинала Фарнезе в Пьяченце, построенного в середине XVI века. Истинным шедевром Месмахера считали современники потолок этого зала, украшенный глубокими дубовыми вызолоченными кессонами. В зале экспонировались мраморные ренессансные рельефы работы венецианского скульптора Ломбарди, сосуды из горного хрусталя, шкатулки, миниатюрные портреты и др. Вид зала Фарнезе в 1896 году и в наше время (сейчас зал не относится к музею, а принадлежит Училищу) (источники фото: и ):


Показ истории развития итальянского декоративно-прикладного искусства завершали копии Лоджий Рафаэля (Папские галереи) . В этих украшенных гротескными орнаментами галереях экспонировалась итальянская мебель и ткани XVI-XVII века, а также фламандские и французские шпалеры (сейчас в Эрмитаже). Фрагмент стенной росписи Папских галерей, фото 1896 года (источник: ):

М.Е. Месмахер. Проект оформления Папской галереи (источник: ):

Французская анфилада музея была задумана Месмахером с целью показать развитие жилого интерьера Франции эпохи Возрождения. Для этого были созданы залы Генриха II, Людовика XIII, Людовика XIV и др. В каждом изящно оформленном зале располагались первоклассные произведения искусства, специально подобранные архитектором.

Так, зал Генриха II был оформлен резными филенками, темно-синим бархатом с королевскими гербами и гобеленами, а демонстрировались там произведения искусства французского Возрождения, в том числе фаянс первой половины XVI века. Также здесь были собраны образцы итальянской майолики. Заметным украшением зала был итальянский камин XVI века (источник фото: ).

Всё это позднее оказалось в Эрмитаже. А из всего декора зала до нашего времени сохранилась только богатая отделка потолка с глубокими дубовыми кессонами, украшенными королевским гербом Франции (источник фото: ).

Общий вид зала Генриха II в наше время (источник фото: ):

Камерный, но очень нарядный зал Людовика XIII был декорирован расписными балками, а стены обшиты деревянными панелями и расписаны арабесковым орнаментом. В зале давался обзор декоративно-прикладного искусства Франции первой половины XVII века.

Нынешний вид зала Людовика XIII (источник фото: ):

Французскому искусству второй половины XVII века был посвящен зал Людовика XIV , оформленный серией гобеленов «Месяцы, или Королевские резиденции» по эскизам Шарля Лебрена (сейчас шпалеры в Эрмитаже). Витрины были заполнены севрским и мейсенским фарфором. Также демонстрировалась коллекция старинных французских часов плюс художественная мебель королевского мастера Андре Буля (сейчас, опять-таки, в Эрмитаже). Зал Людовика XIV выглядел в то время так (источник фото: ):

М.Е. Месмахер. Проект оформления зала Людовика XIV (

Академия имени Штиглица – популярнейший ВУЗ России, привлекающий абитуриентов и туристов со всего мира. Мухинское училище, как его звали при советах, удивительным образом объединяет творческие таланты с их практическим применением – это настоящая «кузница» современных художников и реставраторов, архитекторов и дизайнеров, скульпторов и модельеров, дизайнеров всех направлений. Академия барона Штиглица привлекает творческую молодежь не только специальностями, но и прекрасным преподавательским составом, возможностью самореализации уже в процессе обучения и богатейшей историей.

История появления академии Штиглица в Санкт-Петербурге

Существует мнение, что когда человек добивается всего – богатства, славы и власти, он погружается в глубины поиска смысла собственной жизни. С этим феноменом столкнулся и барон Штиглиц – богатейший предприниматель и банкир, гениальный промышленник и международный деятель. Восторгаясь талантами архитекторов и художников, он чрезвычайно печалился о бедности большинства из них. Тщательные расчеты финансиста показали, что если творческую мысль направить в русло промышленности, то и доход мастеров возрастет в 7 раз.

Руководствуясь столь благими намерениями, в 1876 году он выделяет миллион рублей на строительство главного корпуса «училища технического рисования», еще 5 млн. для привлечения лучших преподавателей мира и столько же на закупку экспонатов для музея при академии, наглядно демонстрирующих студентам перспективы раскрытия их талантов.

Проектировкой здания, в котором впоследствии разместилась художественно-промышленная академия А.Л. Штиглица, была доверена немецкому архитектору Максимилиану Месмахеру, который позже и стал первым ректором учебного заведения. Уникальная концепция объединения всех стилистических направлений архитектуры и сейчас выделяет особняк Штиглица, главный корпус и здание музея. Стеклянный купол, беломраморные лестницы и изобилие лепнины – грандиозность постройки выделяет ее на фоне елизаветинского барокко Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица - высшее художественное учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге.

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

С 1953 по 1994 год год институт назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной , поэтому в СМИ его часто называют «Мухинским училищем », или просто «Муха ».

История

В 1873 г. было утверждено "Положение о рисовальных школах и классах в губерниях". Многие ремесленные школы выполняли производственные заказы по проектам известных художников, главным образом в "русском стиле".

В 1876 г., желая содействовать подготовке в России специалистов для художественной промышленности, финансист и текстильный фабрикант Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884) пожертвовал один миллион рублей на создание в Петербурге Училища технического рисования. В 1878-1881 гг. в Соляном городке возвели специальное здание по проекту архитекторов Р. А. Гедике и А. И. Кракау. На втором этаже Центрального Училища технического рисования барона Штиглица, торжественно открытого 29 декабря 1881 г., помещались небольшой учебный музей и библиотека. Создать при Училище музей убедил Штиглица выдающийся меценат Александр Александрович Половцов (1832-1909). Член Государственного Совета, государственный секретарь, инициатор создания в России "Русского исторического общества" (1866), издатель знаменитого "Русского биографического словаря", Половцов, женатый на приемной дочери барона Штиглица, в 1891-1909 гг. был председателем Совета Училища, приобретал на собственные средства произведения искусства, редкие книги, гравюры. Произведения искусства жертвовали в музей князь С. С. Гагарин, коллекционер М. П. Боткин, князья Н. С. Трубецкой, А. Б. Лобанов-Ростовский, граф А. В. Бобринский и многие другие. В 1879-1880 гг. Генрих Шлиман, тесно связанный коммерческой деятельностью с Россией, подарил музею собрание античных золотых и керамических изделий, обнаруженных им при раскопках холма Гиссарлык в Малой Азии.

В 1885-1896 гг. новое здание музея возводил по своему проекту Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906). Ранее, с 1874 г., Месмахер преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Архитектор, рисовальщик, акварелист, Месмахер особое внимание, согласно мировоззрению периода Историзма, уделял изучению "истории стилей", которую преподавал в Училище Штиглица наряду с декоративным рисованием и акварелью. С 1879 г. был директором Училища. Взяв за основу венецианскую архитектуру Я. Сансовино и Базилику в Виченце А. Палладио (см. т. 2, рис. 598), Месмахер создал огромный выставочный зал с верхним светом, остальные залы оформил в "исторических стилях": Зал Медичи, Зал Генриха II, Зал Генриха IV, Фламандский зал, Зал Людовика XIII, Зал Людовика XIV, Зал Тьеполо... Для каждого зала подбирались соответствующие предметы для изучения их учащимися. Принцип экспозиции "по стилям" и архитектурные стилизации интерьеров были известны в Европе того времени и являлись зримым воплощением идеологии Историзма. Месмахер с присущим ему педантизмом и вниманием к деталям довел этот принцип до абсолюта.

В 1885-1886 гг. Половцов совершал поездки за границу для приобретения новых предметов искусства. В музее Училища в результате этой деятельности сложилась уникальная коллекция шпалер, итальянской майолики, лиможских эмалей, севрского, китайского и японского фарфора, гальванокопий с драгоценных изделий из металла, орнаментальной гравюры. К концу 1913 г. собрание насчитывало около 21 тысячи экспонатов. В залах музея проводили занятия по истории стилей и орнамента, ученики копировали экспонаты в рисунках пером, в технике акварели и отмывке тушью.

Программа обучения строилась на основе опыта Строгановского училища в Москве и художественно-промышленных школ Франции, Англии, Германии. Основным предметом было рисование, которое подразделялось на "общее" и "специальное". После двух классов общехудожественной подготовки ученики переходили в специальные: класс рисования пером и отмывки тушью, "съемки художественно-промышленных предметов" (имеется в виду графическое копирование), "класс рисования с живых цветов". Общий курс рисунка также заканчивался специальными разделами: рисование "многоцветных орнаментов с рельефом", "композиция орнаментов", гравирование и литография.

Система обучения в Училище Штиглица не была прогрессивной, более того, в сравнении с передовыми школами Западной Европы, педагогической системой Г. Земпера и Х. Коула и даже Рисовальной школы Общества Поощрения художеств она представляла собой "вчерашний день", консервативное учебное заведение "на немецкий лад" (среди преподавателей преобладали немцы, среди учащихся доминировали выходцы из Прибалтики и Финляндии). Тем не менее деятельность Училища, и прежде всего М. Е. Месмахера, имела огромное значение для развития "художественной промышленности" в России.

Училище технического рисования

Училище в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии, желающей получить .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования, впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики:

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

Художественно-промышленная академия

В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.

О Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, о знаменитой «Мухе» знают все. Несмотря на то, что в 2006 году академии было возвращено историческое название, петербуржцы предпочитают называть Академию по прежнему имени, полученному в честь скульптора Веры Мухиной. Муха была и остается мастерской талантов, где рождаются уникальные художественные формы в живописи, прикладном искусстве и дизайне. Ее выпускники получали мировое признание и первые призы на международных выставках, среди них такие имена как К. Петров-Водкин, А. Рылов, А. Остроумова-Лебедева, А. Матвеев, С. Чехонин и многие другие. Да и сегодняшние студенты Мухи подают не меньшие надежды, чем их предшественники.

История

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академиясвоим появлением и славой обязана барону Александру Людвиговичу Штиглицу, известному предпринимателю и меценату. Большой поклонник искусств, человек высокообразованный и просвещенный, именно Штиглиц спонсировал в 1876 году миллион рублей на постройку Центрального училища технического рисования «для лиц обоего пола», а также впоследствии посодействовал в создании при училище художественно-промышленного музея и богатой библиотеки.

Так в Соляном переулке появилось здание в стиле неоренессанс, возведенное по проекту архитекторов Р.А. Гедике и А.И. Кракау. Позже, в конце 80-х, на средства, завещанные бароном Штиглицем, было возведено здание музея. Автором проекта стал первый директор училища архитектор М.Е. Месмахер. Почти все отделочные работы по внутреннему убранству были выполнены силами учеников и преподавателей училища. Интерьер каждого зала продумывался с учетом эпохи, к которой принадлежали экспонаты. А оригинальный стеклянный купол, призванный освещать главный Молодежный зал музея и по сей день прекрасно виден с набережной Фонтанки.

В советские времена училище было реорганизовано и долгое время входило в состав Петроградского Высшего художественно-технического института, но после войны училищу вернули былое значение.

Музей декоративно-прикладного искусства и выставочный зал в наши дни

Не проходите мимо, заглянуть в Муху стоит не только из-за музейной экспозиции, хоть она и великолепна. Здесь вас ждет маленькая и увлекательная прогулка в прошлое. Шикарная отделка стен и потолков, изысканная роспись, поддержанная предметами интерьера, позволит, перелистывая страницы истории, насладиться ароматом ушедшей эпохи. Любители современной живописи получат массу удовольствия от знакомства с работами студентов, представленными на постоянном вернисаже.

Контакты

Музей декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии

Санкт-Петербург, Соляной пер., д. 13/15.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица

Соляной пер., д.13

Режим работы музея и выставочного зала

Ежедневно с 11.00 до 16.00 ч., кроме воскресенья, понедельника и последней пятницы каждого месяца.

Экскурсии по предварительной записи.

Прогуливаясь по городу изо дня в день, часто не обращаешь внимание на отдельные здания, будто они не в фокусе, и только воспринимаешь целую улицу целиком. Конечно рассматриваешь любимые дома, но новые "архитектурные фавориты" появляются все реже и реже. И не потому что красивых построек мало, а вовсе наоборот - их так много, что все выделять просто невозможно. Вот так Питерская проблема!!! Мой любимый маршрут регулярно ложится от дома - ул. Куйбышева, через Троицкий мост и Марсово поле к красивейшей ул. Пестеля и Литейному пр-ту. Так вот на этом пути у меня есть неизменные две остановки в несколько минут для созерцания: первая - Инженерный замок - самый лучший замок который я видел. А второе здание где расположилась легендарная Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица . Которую просто невозможно не заметить из-за огромного стеклянного купола и величественного фасада.

Фотография с сайта yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» (Академия Штиглица) — один из авторитетнейших российских вузов, ведущий подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Основан в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем. Откуда собственно и название. Так что именно отсюда выходят современные дизайнеры, реставраторы и разные умельцы.

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения — архитектором М. Е. Месмахером.

С 1953 по 1994 год академия именовалась Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной, поэтому в СМИ ее часто называют «Мухинским училищем» или просто «Муха».


2.

Сейчас Санкт-Петербургской академии имени А. Л. Штиглица принадлежат два здания, находящихся по соседству на Соляном переулке. Здания также соединены друг с другом. В одном находится академия, а в другом по факту музей. По факту музей - но на самом деле прямо в музее тоже есть аудитории для студентов. Которые так и шастают по коридорам с какими-то свертками и мальбертами.
Исторические витражи конечно-же не сохранились из-за огромного количества взрывов во время второй мировой войны. Но в последующие годы, талантливые студенты создали новые.

Александр Людвигович Штиглиц оказался очень щедрым человеком. За свой счет построил и академию прикладного искусства и приют для детей.

С изобретение гальванопластики было сделано много копий с настоящих золотых и серебряных чаш, кубков и блюд времен ренессанса. На блюдо из более дешевого материала, например медное, наносился тонкий слой серебра или золота.

Во время войны здание было повреждено, бомба попала в стеклянный купол. Сейчас конечно же он восстановлен, но не таким, каким был раньше, потому что двойной стеклянный купол состоял из верхнего прозрачного и нижнего с витражами.

Случайно свернув не туда, оказываешься в мастерской где творят скульпторы.

Попадая в здание, первое время ходишь "с высоко задраным носом", так как первым делом, бросается в глаза роспись потолка.

В коридорах расставлены предметы старины 3 -5 веков нашей эры.

Характерная черта блогера - запечатлеть момент. Как проффнепригодность рассматривается отсутствие фототехники и опытного взгляда.

Ох уж эти арт-объекты, поди разбери, что он означает! Вот что это? А потом молодой дизайнер Вам в квартире подобное повесит на стену! Так как из академии такое попрут...


Селфи запилил - значит там был.)))

Судя по юбке, прямо со свадьбы прибежала eugesha ! А то когда еще сюда попадешь!

Изразцы на стенах сохранились оригинальные!

По соседству располагается Пантелеймоновская церковь история которой ведется аж с 1718 года.

Залы музея были оформлены в разных стилях. Есть флорентийские, с гротесками на потолках и стенах. Месмахер строил в эпоху увлечения историческими стилями, ренессанс был одним из самых популярных. Так что зал, в котором проводились выставки студентов напоминает итальянский дворик с характерными арками и сдвоенными колоннами.

Когда то роспись стен была скрыта под слоем белой краски, которую сейчас аккуратно снимают и восстанавливают первоначальный вид. Как вам "до" и "после" если сравнить фото №17 и №18?

Во время Великой Октябрьской революции училище было закрыто, экспонаты переданы в Эрмитаж, в большом количестве. Там многие так и находятся до сих пор, так что когда Вы будете гулять по Эрмитажу, можете обратить внимание на экспонаты с информационными табличками родом как раз из академии Штиглица.

Нашу большую и шумную блогерскую братию, любезно пригласили на экскурсию проект Открытый Город , который так же может отвести и в другие интересные места. Просто зайдите на их сайт, зарегестрируйтесь и совершенно бесплатно отправьтесь знакомиться с городом.

Академия оказалась очень современной и ведет собственный