Предсказания будущего в литературных произведениях. Предсказание в искусстве - шокирующие факты. Банковские карты – Эдвард Беллами

Развитие технологий приводит к тому, что рано или поздно сбываются предсказания, которые делали футурологи прошлого. Не все, конечно, но тоже интересно. Предлагаем ознакомиться с несколькими предсказаниями будущего в рисунках, книгах и музыке, которые позже стали реальностью, порой, с жуткими последствиями, как, например, гибель круизного лайнера "Титаник" после столкновения с айсбергом.

Французы мечтали увидеть людей с крыльями

Более века назад французские художники пытались предугадать, как могли бы выглядеть новейшие современные технологии спустя сто лет, то есть в 2000 году. И на выпущенных в 1990 году почтовых картинках можно заметить, что некоторые их версии оказались похожи на современные средства передвижения.

Одним из самых влиятельных людей в литературе конца 19-го - начале 20-го века был француз Жюль Верн - географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Он первым описал параллельные цивилизации с другими технологиями, не похожими на земные. Именно его книги Котэ брал за основу, чтобы нарисовать картины будущего.

Для того, чтобы выполнить работу в назначенный срок, Котэ пригласил нескольких своих коллег. Всего ими было нарисовано порядка сотни почтовых карточек, однако в процессе изготовления что-то пошло не так и большинство не вышли в свет. Сохранился лишь один комплект. Впервые он был показан на публике в 1986 году, а сейчас свободно доступен в Интернете.

В частности, 100 лет назад предполагалось, что люди будут летать на воздушных аппаратах различной конструкции, массово кататься на роликах, а подводные аппараты будут передвигаться с помощью китов.

Фантазии немцев: подглядывание и монстры на рельсах

Примерно в то же время, что и во Франции (рубеж XIX-XX веков), картинки с изображением будущего были сделаны в Германии. На них можно увидеть и подводные лодки, и гигантских монстров на рельсах.

Немецкие футурологи предполагали, что в начале XХI века люди смогут путешествовать под водой (подводный дирижабль), самостоятельно скользить по воде на специальных лыжах, изобретут крылья для полетов, изобретут камеры слежения, поезда будут перевозить сразу целые кварталы домов.

В отличие от французов, работы немецких художников были выполнены на дощечках для шоколада и обрели большую популярность.

Гибель Титаника описали за 14 лет до трагедии

В 1898 году в США была опубликована повесть "Тщетность", ее автор - американский журналист, писатель, бывший морской офицер Морган Робертсон. Большой известности повесть Робертсону тогда не принесла и вплоть до крушения лайнера "Титаник" в 1912 году она не переиздавалась. Зато потом автора объявили ясновидцем: было много совпадений плодов его фантазии с реальными фактами катастрофы.

Тема "Титаника" после его крушения была очень популярна, и в 1912 году Робертсон переиздал повесть под новым названием: "Тщетность - крушение "Титана". Вот тогда к автору и пришла слава. Все последующие переиздания "Тщетности" делались как раз по варианту книги образца 1912 года.

В книге Робертсона, в частности, было предсказано, что в апреле гигантский лайнер выйдет из Европы в Америку, в северной Атлантике врежется в айсберг и пойдет на дно. В реальности кораблекрушение тоже произошло в апреле, большинство пассажиров обоих кораблей погибли, при кораблекрушении не всем хватило спасательных лодок. Оба корабля пытались установить рекорд скорости и оба затонули примерно в 740 км от острова Ньюфаундленд. В общем, все как и предсказывал Робертсон.

Однако энтузиасты из американского общества "Память "Титаника" разыскали оригинальный текст "Тщетности". Оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического "Титана" изменил так, чтобы максимально приблизить их к реальным размерам "Титаника". Например, поменял водоизмещение и мощность своего корабля, "убрал" с палубы паруса.

Кстати, в оригинале "Тщетности" столкновения лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета. В первом издании корабль идет на полном ходу, по дороге разносит в щепки деревянную рыбацкую шхуну (но не останавливается, чтобы подобрать выживших) и только потом "ловит" айсберг. Главный герой и его любимая успевают с корабля перескочить на ледяную глыбу, терпят лишения, сражаются с белыми медведями, а в итоге все заканчивается хеппи-эндом.

Что касается почти совпадения названий вымышленного и реального круизного лайнеров, то скептики заявляют, что во второй половине XIХ века у берегов США затонуло сразу три британских судна под названием "Титания" (имя королевы фей из комедии "Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира). Робертсон как эксперт в судоходстве и морской журналист, конечно, знал об этих случаях. Исчезновение судов во все времена считалось серьезным событием, такие истории широко освещали газеты. Возможно, эти факты и натолкнули писателя на мысль назвать свой чудо-корабль "Титаном".

Роман-антиутопия "Пляж" талантливого английского писателя Алекса Гарленда о самосознании его молодых современников, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира, вышел в свет в 1997 году.

В романе рассказывается о юношах, которые находят один из последних уголков на Земле, нетронутый цивилизацией, - тропический остров, где они наслаждаются жизнью, понемногу забывая остальной мир. Все меняется 11 сентября, когда о себе напоминает "настоящий мир", принеся на остров ужас и смерть.

Книга "Пляж" стала абсолютным бестселлером, хотя поначалу издатели не обратили на нее внимания. Архетипический мотив поисков земного рая, его обретение и разрушение показывают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения, все это не вызывало у издателей энтузиазма.

Тем не менее, в 1999 году режиссер Дэнни Бойл снял знаменитую одноименную экранизацию романа - художественный фильм "Пляж", с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

До 11 сентября 2001 года никто не придавал значения символическим знакам, описанным в этой книге. А вот после обрушения нью-йоркских башен близнецов появились различные теории заговора. Тогда же фанаты "Пляжа" обратили внимание на дату, указанную в книге.

Британский комик предсказал смерть Каддафи

Британский актер Джозеф Мейхер в эпизоде шоу "Второй шанс", вышедшем в эфир в 1987 году, заявил, что бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи погибнет в 2011 году.

В одном из эпизодов "Второго шанса" комик Джозеф Мейхер предстал в образе апостола Петра, который определял, кто из знаменитостей после смерти отправится в рай, а кто в ад. По сюжету, Петр отправил в ад Муаммара Каддафи за связь с террористами. По тексту шоу, умереть ливийский лидер должен был 2 июля 2011 года.

В реальности, бывший лидер Ливии прожил всего на три месяца дольше. После революции в Ливии полковник был убит повстанцами при попытке бегства из Сирта 20 октября 2011 года.

Судьба крутого рэпера - предугадать свою судьбу

Музыкальная тематика очень широка, особенно это относится к жанру рэпа, где главное - текст, которым можно сказать все, что угодно. Это не запрещает многим фанатам рэпа в любых текстах искать (и находить!) тайные знаки и даже предсказания будущего.

Например, есть такой популярный американский рэпер Шон Кори Картер, более известный как Jay-Z. Лишенный чего-то в детстве, человек может потратить всю жизнь, чтобы компенсировать эти пробелы. Некоторые так увлекаются, что остановить их уже невозможно, даже если им покорились самые заоблачные вершины.

Сенсационный дебют рэпера Jay-Z в 1996 году положил начало его стремительной и очень плодовитой карьере. Он выпускает по альбому в год с обязательными тиражами, выстреливает хиты обоймами, словно из пулемета.

В 1998 году в песне рэпера под названием "Money, Cash, Hoes" были такие слова: "S**t, I led a life you can write a book on/Sex, murder, mayhem, and романс for the streets/Мне and I"ll tell ya, it"ll be a best seller"(…, Я живу жизнь, о которой можно написать книгу /Секс, убийства, увечья, уличная романтика/Старичок, я тебе говорю, это будет бестселлер").

В 2010 году рэпер Jay-Z действительно стал соавтором книги о своей жизни. Его автобиография быстро оказалась в тройке самых продаваемых книг в США.

Кстати, в 2012-м капитал Jay-Z составлял более $500 млн., а его 12 альбомов отметились на вершине Billboard 200 - рекорд среди всех сольных исполнителей и второе место в истории после The Beatles.

Еще более показательными кажутся слова из песни рэпера 2Pac (настоящее имя Тупак Амару Шакур) под названием "If I Die Tonight": "I hope they bury me and send me их my rest/Headlines reading Murdered to Death, my last breath"("Я надеюсь, что меня похоронят и позволят отдохнуть/ Заголовок будет таким "Убит до смерти", до своего последнего вздоха").

Тупак Амару Шакур - американский рэпер, киноактер и общественный деятель. Подавляющее большинство его песен повествуют о тяжелой жизни в гетто, насилии, бедности, расизме, проблемах современного общества и конфликтах с другими рэп-исполнителями. Общественная деятельность Тупака была направлена на защиту политического, экономического, социального и расового равенства, а его ранние записи - о насилии, проблемах наркомании и алкоголизма, конфликтах с законом.

Тупак был убит в 1996 году, убийцы так и не были найдены. Тело 2Pac было кремировано, а часть праха смешана с марихуаной и выкурена его друзьями. Это первый рэпер, которому поставили памятник.

Некоторые газеты, сообщая о смерти рэпера, действительно использовали заголовок "Murdered to Death". Впрочем, скорее всего, выбор журналистов был не случаен, а сознательно использованы слова из песни 2Pac.

Гитарист, спевший о своей смерти

Легендарный гитарист Джими Хендрикс умер спустя примерно три года после того, как спел песню "The Ballad of Jimi". В ней были такие слова: "Many things he would try, for he knew he"d soon die… Now Jimi"s gone, he"s not alone, his memory lives on… Five years, this he said. He"s not gone he"s чувствовать dead" ("Много дел он попробовал бы, если бы знал, что скоро умрет… Теперь Джими ушел, он не один, но память живет дольше… Пять лет, так он говорил. Он ушел, он умер".

Хотя Хендрикс еще при жизни заявлял, что песня посвящается одному из его друзей, которого также звал Джими, но в конце записи первой песни можно расслышать слова автора: "это - моя история". После смерти гитариста его фанаты дали волю фантазии.

Хендрикс был найден мертвым утром 18 сентября 1970 года в номере отеля Samarkand в Лондоне. Он провел ночь со своей подругой, немкой Моникой Шарлотт Данеман, и умер в постели, захлебнувшись рвотными массами после приема девяти таблеток снотворного. Данеман заметила, что с Джими происходит что-то не то, однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире наркотиков.

В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джими увезли в больницу, спасти его уже было невозможно. Джими Хендрикс был похоронен в Гринвудском Мемориальном Парке в Рентоне, вопреки его желанию быть похороненным в Англии.

В мировой литературе есть множество примеров тому, как авторы с большой точностью предсказывали будущее. Самые яркие из них - это конечно же писатели-фантасты Жюль Верн, Герберт Уэллс, Рэй Бредбери, Айзек Азимов. Достижения науки и прогресса, мобильные телефоны и компьютеры, плоские ТВ-экраны, видеосвязь, погружения в пучины и полеты в космос - всё это, предсказанное за полвека до их появления - конечно очень интересно и удивительно. Но вот меня лично более всего впечатлили два пророческих произведения. Причем, очень мистических. И оба на морскую тематику.

Первое. В середине 19-го века вышел в свет рассказ мрачного американского гения Эдгара По под названием "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима" . В нем описываются странствия главного героя в южных морях.

В этих похождениях есть эпизод, когда корабль попадает в шторм, и четверо моряков спасаются на плоту. Со временем начинается голод, и не имея никакой пищи, они решают съесть одного из них. Бросают жребий - и страшной жертвой становится молодой человек, юнга по имени Ричард Паркер… Прошло 50 лет после публикации этого рассказа. В открытом море затонула реальная яхта, и так же на спасательном ялике выжили четыре человека. Когда их нашли, то в одинокой шлюпке было уже три человека. Четвертого они съели. Тоже по жребию, как в рассказе. Его тоже звали Ричард Паркер, и он тоже был юнгой. Никто из выживших людоедов никогда Эдгара Алана По не читал…..

Второе пророческое произведение шокирует еще больше. В 1898 году издательство «Мэнсфилд» выпустило роман малоизвестного писателя Моргана Робертсона под названием «Тщетность». Мрачный роман о морской катастрофе не пришелся британцам по вкусу, и о нем вскоре забыли.

О чем же был тот роман? Сюжет этой книги таков. В Англии построили небывалой величины океанский лайнер. Он считался непотопляемым, самым большим, самым роскошным и самым быстроходным в мире. Право совершить на нем первое плавание через Атлантику выпало на долю сильных мира сего - миллионеров Старого и Нового Света. Холодной апрельской ночью этот лайнер со всего хода врезался в айсберг и затонул. Спасательных шлюпок на борту гигантского корабля не хватило, и бОльшая часть пассажиров погибла...

Всё бы ничего, но вымышленное судно имело название «Титан» , и имело поразительное сходство по всем техническим характеристикам со знаменитым «Титаником»: по длине и водоизмещению, по мощности паровых двигателей и по скорости движения, даже по количеству дымовых труб и гребных винтов…

Прошло 14 лет, и все, что придумал когда-то Робертсон, предстало горькой правдой - в Северной Атлантике утонул «Титаник», и о пророческой книге заговорил весь мир. Полные совпадения поражают и пугают до сих пор. Писателем предугаданы практически все обстоятельства катастрофы. И в книге, и в жизни эти роскошные корабли считались непотопляемыми. И там, и там, во время трагедии не хватало спасательных шлюпок. Пассажиров и в реальной, и в вымышленной жизни было по три тысячи. С позиции логики этот

Англичане были потрясены. Газеты называли Моргана Робертсона мрачным гением, оракулом и ясновидцем. Шустрые газетчики даже раскопали один удивительный факт - один из кочегаров «Титаника» перед роковым выходом в море прочел роман «Тщетность», и дезертировал с судна. Более того - он пытался уговорить своих друзей сделать то же самое. Но его засмеяли.


Предсказания в искусстве

Литература


Русские народные сказки

Русский народ всегда верил в чудеса. Поэтому во всех наших сказках имеются волшебные предметы: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, чудо-зеркальце, летучий корабль и т.д.



Писатели-мыслители, такие, как Верн, Уэллс, Лем, Альтов, Ефремов, Стэплдон, способны предвидеть будущее лучше, чем футурологи, астрологи и прочие пророки современности. Причина проста: авторы прогностической фантастики пишут о качественных скачках в развитии человечества. Они не движутся по кругу идей, как цирковая лошадь, подгоняемая кнутом воображения, - они выходят за пределы.

Можно выделить две группы писателей-фантастов. В первую включить авторов, которые цель своего творчества видели в том, чтобы представить, каким может стать будущее человечества. Во вторую группу - авторов, для которых фантастика лишь метод, антураж, фон для создания «сказания о человеке». Авторами, относившимися к первой категории, были Александр Беляев, Генрих Альтов, Иван Ефремов (из советских писателей) и Жюль Верн, Герберт Уэллс, Хьюго Гернсбек, Олаф Стэплдон, Станислав Лем (из писателей западных).


Жюль Габриэ́ль Верн

8 февраля 1828, Нант, Франция - французский географ и писатель, классик, один из основоположников научной фантастики. Член Французского Географического общества.

«С Земли на Луну» (1865)

«Путешествие к центру Земли» (1864)

«Вокруг Луны»(1869,

«20 000 льё под водой»( 1870)


Люди, приписывающие поэтам способность предсказывать будущее, часто приводят стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (1830). В действительности это не пророчество о русской революционной смуте, а переживание тех тревожных и бедственных событий, которые принес Европе и России 1830 год. По южным и юго-восточным губерниям России прошли «холерные бунты». 3 июня 1830 года во время одного из них был убит губернатор Севастополя Н.А. Столыпин – родной брат бабушки Лермонтова.

В Польше вспыхнуло восстание, во Франции произошла революция. Это дало особое настроение 16-летнему поэту.

Он пытается спроецировать на Россию опыт кровавой Французской революции 1789–1794 годов. Важно обратить внимание, что в автографе стихотворения рядом с названием имеется авторская приписка: «Это мечта».


В поэтической ткани стихотворения хорошо видны нити прошлых исторических событий.

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь – и поймешь, Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.


Эдгар По

19.01.1809 – 01.10.1849

Американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма.

Создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.

Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики.

«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838)


Герберт Уэллс

родился 21 сентября 1866 года в пригороде Лондона Бромли (графство Кент). На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более, 3 книги для детей и автобиографию.

В 1895 году Уэллс написал своё первое художественное произведение - роман «Машина времени» о путешествии изобретателя в отдалённое будущее.

«Война миров», «Человек-неведимка»


В 1914 году Герберт Уэллс написал свой пророческий роман «Освобожденный мир», в котором предсказал применение ядерного оружия массового поражения и неконтролируемые последствия этого шага. Уэллс-то писал просто поучительную историю о ядерном кошмаре и массовой смерти,

но, возможно, роман повлиял на развитие ядерного оружия. В 1932 году книгу прочитал физик Лео Силард, год спустя он разработал концепцию нейтронной цепной реакции, а 1943 году получил патент


Морган Эндрю Робертсон (1861 -1915) Американский писатель в жанре фантастики.

Самым известным произведением Робертсона стала повесть, впервые изданная в 1898 году под названием «Тщетность» («Futility» ) , и переизданная с небольшими изменениями в 1912 году под названием «Тщетность, или крушение Титана» .

В ней описывается последнее плавание корабля «Титан», считавшегося непотопляемым и затонувшего в третьем обратном рейсе, при попытке поставить рекорд скорости в пересечении Атлантического океана .


Известность «Тщетность» получила через 14 лет, когда в апреле 1912 года от столкновения с айсбергом затонул лайнер «Титаник».

  • почти полностью совпадают основные технические характеристики «Титана» Робертсона и реального «Титаника»,
  • время крушения (апрельская полночь),
  • причина крушения (предельная скорость в сложной ледовой обстановке и, как следствие, столкновение с айсбергом и сильные повреждения правого борта)
  • главная причина большого числа жертв (нехватка шлюпок из-за уверенности судовладельцев в непотопляемости судна).

  • С одной стороны, книга принесла своему автору небывалую популярность,
  • а с другой – он стал объектом ненависти со стороны пассажиров «Титаника» и родственников погибших. Для них Морган Робертсон был скорее антигероем. После катастрофы ему начали приходить сотни писем, в которых писателя проклинали вместе с его романом. Многие даже обвиняли его во всем случившемся.
  • Морган Робертсон умер в 1915 году, лишь на три года пережив "Титаник".

Алекса́ндр Рома́нович Беля́ев

(4 (16) марта 1884) - 6 января 1942) - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). Иногда его называют российским «Жюль Верном».


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

(29 декабря 1882 (10 января1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская империя - 23 февраля1945, Москва) - русский советский писатель и общественный деятель, граф. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»).

Н. Гумилев

Этими идеалами мужественного романтизма навеяны стихи, в которых поэт говорит о своей смерти. У необычного человека и смерть должна быть необычна. Но погибнуть в России в 1921 году не было делом необычным для человека, который не стремился приспособиться к той действительности. Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года как участник заговора профессора географии Владимира Николаевича Таганцева (1889–1921). 24 августа 1921 года Петргубчека вынесла приговор замечательному поэту Николаю Гумилеву: «Гумилев Николай Степанович, 35 л., б. дворянин, филолог, член коллегии изд-ва ”Всемирная литература”, женат, беспартийный, бывший офицер. Участник Петроградской боевой контрреволюционной организации. Активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией

в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров,

которые активно примут участие в восстании, получил от

организации деньги на технические надобности… Приговорить

к высшей мере наказания – расстрелу».

Из стихотворения «Я и Вы»:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай, А туда, где разбойник, мытарь И блудница крикнут: Вставай!

Из книги: «Африканская охота. Из путевого дневника»: «А ночью мне приснилось, что за участие в каком-то абиссинском дворцовом перевороте мне отрубили голову, и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно».


Рэймонд Дуглас Брэдбери

22.08.1920-05.06.2012

«Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его»

Американский писатель, считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений.

«451 градус по Фаренгейту»

«Марсианские хроники»

«Вино из одуванчиков»

«Вельд»



Бенжамин Парравичини

1898-1974

Аргентинский художник и скульптор

Фото: Jakub Krechowicz/Rusmediabank.ru

Как известно, многие писатели и поэты обладают способностью к предвидению. Причем им случается предсказывать как события, имеющие отношение к ним самим, так и глобального масштаба…

Смертельные прозрения

Знаменитый Марк Твен в молодости служил рулевым на судне «Пенсильвания», курсирующем по Миссисипи. Однажды ему приснился зловещий сон: в железном гробу лежало тело его младшего брата (в то время служившего вместе с ним) с букетом белых цветов на груди. Наутро будущий писатель рассказал сон своей сестре, но затем забыл о нем. Какое-то время спустя он поссорился с капитаном и перешел на другое судно. А через несколько дней «Пенсильвания» затонула. Брат Сэмюэля Клеменса (таково настоящее имя писателя) оказался в госпитале города Мемфиса. Сэм ухаживал за ним, но на седьмые сутки брат умер. Сэмюэль, видя, что уже ничем не может ему помочь, заснул от усталости. Проснувшись, он увидел, что труп брата уже лежит в железном гробу. На его глазах какая-то женщина положила на грудь покойного букет белых цветов. Так сбылся Марка Твена…

Поэт Николай Гумилев в одном из своих стихотворений рисует образ мастерового, отливающего пулю, которой поэта убьют. В 1921 г. он был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян…

От Глупова до большевиков

Однако писатели способны предсказывать не только события, связанные с их собственной судьбой. Например, в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей повести «История одного города» изобразил город Глупов, где жестокий губернатор отменил все праздники, кроме двух. Один из них отмечался весной и служил «приготовлением к предстоящим бедствиям», а другой - осенью и был посвящен «воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных». Сразу после революции большевики тоже отменили в стране все традиционные праздники, введя вместо них политические - 1 мая и 7 ноября… Означали эти даты примерно то же самое, что и в сказке о городе Глупове.

Космос как предчувствие

Похоже, что взгляд литературного творца способен проникать не только в трагическое будущее, но и охватывать грядущие достижения прогресса.

Кто из нас в детстве не читал «Путешествий Гулливера» знаменитого английского писателя Джонатана Свифта? Внимание исследователей уже давно привлекает рассказ о летающем острове Лапута, где якобы случайно довелось побывать герою книги. Автор как будто умышленно останавливается на научно-технических подробностях, в общем-то не совсем уместных в художественном повествовании. Так, Свифт пишет: «Летучий или плавающий остров имеет форму правильного круга диаметром в 1837 ярдов, или около 4,5 мили: следовательно, его поверхность равняется десяти тысячам акров. Высота острова равна тремстам ярдам. Дно, или нижняя поверхность, видимая только наблюдателям, находящимся на земле, представляет собой гладкую правильную алмазную пластинку толщиной около 200 ярдов. На ней лежат различные минералы в обычном порядке, и все это покрыто слоем богатого чернозема в десять или двенадцать футов глубиной. Наклон поверхности острова от окружности к центру служит естественной причиной того, что роса и дождь, падающие на остров, собираются в ручейки и текут к середине, где вливаются в четыре больших , каждый из которых имеет около полумили в окружности и находится в 200 ярдах от центра острова».

Далее Свифт сообщает, что остров способен летать в воздухе благодаря огромному магниту, укрепленному на алмазной оси, и приводит детальное описание устройства двигателя. Тогда, в 1726 г., ничего подобного еще не было изобретено. Люди практически ничего не знали и о возможностях магнитного поля.

Ученые жители Лапуты «могли добывать из воздуха селитру и водянистые частицы». Меж тем, лишь 30 лет спустя после смерти Свифта французский химик Лавуазье определил состав воздуха. В романе содержатся и почти точные сведения о расстоянии от Марса до двух его спутников...

Певец технического прогресса

Знаменитому американскому фантасту Рэю Брэдбери удавалось предсказывать многие научно-технические достижения задолго до того, как они появились. В 1953 г. вышел роман Брэдбери «451º по Фаренгейту», многие страницы которого были посвящены усовершенствованным техническим средствам связи и информации: «телевизорные стены», передатчики, наушники-«ракушки»… Тогда это казалось сказкой. Но сегодня телеэкраны во всю стену, радиосвязь на расстоянии - уже никого не удивят, а человек с наушниками - тем более… И даже говорящий домофон и приставка к телевизору, которая в нужный момент автоматически произносит имя хозяйки, - это вполне реальные вещи.

В рассказе «Будет ласковый дождь», написанном в 1950 г., писатель описывает «умный дом», первые разработки которого появились только в 1991 г. В рассказе «Убийца» (1953) - радиобраслет, выполняющий те же функции, что и , изобретенный в 1983-м… В романе «451º по Фаренгейту» герой отправляется за своими сбережениями в круглосуточный банк, а в 1980-м появились первые банкоматы…

Что же происходит? Либо писатели действительно предвидят будущее, либо придуманные ими сюжеты каким-то образом влияют на ход событий… А возможно, они просто «считывают» отдельные варианты грядущего, которые порой, воплотившись в произведениях, становятся явью. Иначе как объяснить все эти почти невероятные факты?

В литературе очень часто обсуждается феномен предвидения, который встречается в произведениях различных авторов. Исследователи творчества Жуля Верна насчитали 98 сбывшихся предвидений из 108, которые он сделал. Но это научная фантастика, и можно сказать, что и о подводных лодках, и о полетах на Луну мечтал не только он. В тоже время подобные мысли высказывались и другими людьми. Но, а как быть с гибелью парохода Титан из романа «Тщетность», написанного в 1898 г. малоизвестным писателем-фантастом Морганом Робертсоном. Действия разворачиваются на корабле «Титан». Основные характеристики судна такие: длина 243 метра, водоизмещение 70 тысяч тонн, мощность двигателей 50 тысяч лошадиных сил, скорость 25 узлов, 4 трубы, 3 винта. Холодной апрельской ночью корабль сталкивается с айсбергом и гибнет. Такова суть содержания романа. Поразительнее всего то, что через 12 лет этот сценарий полностью осуществился в реальной жизни с пароходом «Титаник». Совпали все технические параметры пароходов, место и причины гибели и даже большая часть фамилий погибших при крушении людей.

Для нас может быть интересен факт пророчества российских писателей.

Почти за сто лет до революции и того, что последовало за ней, Михаил Лермонтов написал пророческие строки:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон...

Михаил Лермонтов в стихотворении «Сон» описал даже собственную гибель:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Не прошло и года, как поэт погиб на дуэли во время своего пребывания на Кавказе.

У многих поэтов и писателей часто появлялись пророчества относительно своей судьбы помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов, но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Вот несколько примеров:

Пророчество в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение.

Драматург Александр Вампилов написал в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.



Владимир Высоцкий в одном из своих стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь - алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.

После смерти Валентина Пикуля жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19... года». Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Борис Пастернак заподозрил, что написанное слово может стать программой дальнейшей жизни и предостерегал своих современников-поэтов от того, чтобы предсказывать в стихах собственную смерть.

Достоевский также обладал даром предвидения и в его «Дневнике писателя» за 1877 год есть такие строки: «Предвидеться страшная, колоссальная… революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови… Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются». Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в «Бесах» - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: «Когда все начнется?» - ответил: « Лет через пятьдесят… Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)».

Интересны предсказания русского писателя Александра Богданова, в повести «Красная звезда», в которой еще в 1904 году он предугадал не только черты надвигавшегося тоталитарного правления, но и даже его символику, вынесенную в заглавие романа.

Среди пророчеств и неслучайных совпадений есть такие, когда русский человек не знает - плакать ему или смеяться. За полвека до большевистской революции сатирик Салтыков-Щедрин написал повесть «История одного города», где под «городом Глуповом» не одно поколение русских читателей узнавало страну, в которой они жили. Губернатор-тиран, повествует Щедрин, едва приняв власть над несчастным городом, отменил все праздники, оставив только два. Один отмечался весной, другой - осенью. Именно так в первые же годы своего правления поступили большевики, отменив в стране все традиционные праздники. Из нововведенных ими праздников один отмечался весной (1 мая), другой - осенью (7 ноября). Совпадения не кончаются на этом. У Щедрина весенний праздник «служит приготовлением к предстоящим бедствиям». У большевиков 1 Мая всегда был «днем смотра боевых сил пролетариата» и сопровождался призывами к усилению классовой борьбы и к свержению капитализма. Иначе говоря, был ориентирован на бедствия грядущие. Что касается осеннего праздника, то, по Щедрину, он посвящен «воспоминаниям о бедствиях уже испытанных». И словно нарочно или в насмешку 7 Ноября - праздник, установленный большевиками, - был посвящен памяти о кровопролитиях революции.

Интересны литературные произведения академика АН СССР Ивана Ефремова. Он занимался вопросами палеонтологии. Многие находки не вписывались в существующую тогда парадигму, поэтому о их существовании он говорл в своих фантастических произведениях. Кроме того, следует учесть, что у И. Ефремова, кроме предвидения были и прогнозы, основанные на наличие научных фактов. Это касается, например, открытия алмазного месторождения в Сибири.

Ниже приведен список сбывшихся «предсказаний» Ивана Ефремова:

Открытие месторождения алмазов в Якутии - в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1840 году геолог Р.К. Маак в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи.

Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов».

Открытие голографии - в рассказе «Тень минувшего».

Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо».

Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды» (по другой версии, оно уже было известно).

Геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности - в романе «Туманность Андромеды». В романе он называется - суточный спутник.

Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).

Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»).

Но Ефремов был ученым и его предсказания могли основываться на экстраполяции уже известных фактов в будущие с учетом их возможного развития, поэтому предсказания Ефремова следует отнести к особому виду интуиции ученого.

В 1945 г. А. Кларк опубликовал статью под названием «Космические ретрансляторы», в которой высказал пророческую идею об использовании искусственных спутников Земли в радио- и телевизионных передачах. В то не такое уж далекое время на статью А. Кларка не обратили внимания, считая ее фантазией писателя. А спустя восемнадцать лет институт Франклина присудил ему золотую медаль за разработку идеи космической связи.

В 1947 г. Кларк написал первый рассказ о посадке на Луну, предсказав ее географические характеристики и посещение ее человеком.

Прошло немного времени, и фантазия писателя стала действительностью. Более того, в своих произведениях Кларк нередко описывает такие события, которые практически невозможно предсказать, основываясь на опыте нашей жизни. Вот пример, подтверждающий сказанное.

В своей книге «2001 год: космическая Одиссея» фантаст рассказывает об астронавтах, отправляющихся в глубины Вселенной в поисках доказательств того, что в далеком прошлом инопланетяне участвовали в зарождении и развитии разумной жизни на Земле. Путь астронавтов лежал мимо планеты Юпитер, их ждали большие трудности, связанные с огромным загадочным черным монолитом.

С момента опубликования книги А. Кларка прошло немного времени, и представитель Земли действительно побывал в иных мирах, ступив даже на лунную поверхность. Особенно удивительным в предсказаниях писателя явилось и то, что экипаж корабля «Аполонн-8», стартовавший к Луне, в самом деле видел в космосе черный монолит.

А как можно предсказать подобные события?

Интересна судьба американского писателя Дж. Колинза. Он в последнем своем рассказе описал собственную гибель. Колинз был еще и летчиком испытателем и испытывал самолет "Грумман Хеллдей". Ему предстояло последнее испытание самолета. Необходимо было выяснить как самолет выходит из пикирования. Все шло хорошо, но закончилось точно так, как он описал в рассказе. Самолет не смог выйти из пике. Правда в последнем случае трудно сказать был ли рассказ предвидением трагических событий, или события развернулись так, как это было запрограммировано в мозге Колинза. Не исключено, что он настолько вписался в образ, что уже не смог справиться с подсознанием и самолетом так, как с самолетом не справился и его герой.