Роман что делать год. Что делать? Главные герои и их характеристика

Во второй половине 1953 года начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались, прежде всего, ускоренного подъема сельского хозяйства с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности – сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее решения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Проведение экономических реформ связано с именем Н.С. Хрущева, ставшего в сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС.

Для усиления материальной заинтересованности колхозников и рабочих были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, значительно снижены нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства, наполовину уменьшен денежный налог, взимаемый с каждого колхозного двора. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.

С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель в Северном Казахстане. Сюда направили 500 тыс. добровольцев, 120 тыс. тракторов, 10 тыс. комбайнов. Однако эта мера имела кратковременный успех.

С середины 50-х годов предпринимались усилия для решения жилищной проблемы. За 1956 – 1960 гг. новоселье справили около 54 млн. человек (четверть населения страны). Был принят закон о пенсиях, установивший один из самых низких в мире возрастной ценз. Отменялись все виды платы за обучение. Росла зарплата: в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов по сравнению с 1950 г. реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников – на 90%.

В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых министерств и ведомств были созданы совнархозы – территориальные управления.

Многие экономические проблемы в те годы хрущевское руководство попыталось решать политическими методами, посредством административных реформ и кампаний («кукурузная кампания», «мясная кампания» в Рязани, «молочные рекорды» и т.д.).

В начале 60-х годов возникли перебои с мясом, молоком, хлебом, маслом. ССР был вынужден закупать продовольствие и корма за рубежом. Это было связано с недальновидной политикой в отношении селян (у деревенских жителей урезали приусадебные участки, им запрещалось иметь более одной коровы), а также с бесконечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-летний период хрущевского реформаторства стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны, уровня жизни советских людей. В 1956 – 1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен атомный ледокол «Ленин». В рамках государственных программ решались проблемы освоения космоса, развития электроники и другие.

Противоречивость и непоследовательность многих начинаний были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации административно-командного стиля руководства.

Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. В общем смысле, волюнтаризм, есть ни что иное, как идеализация роли личности в истории и ее влияние на окружающий мир.

Никита Хрущев был человеком фантастической энергии, огромных и нереализованных возможностей. Непредсказуемый, неуправляемый, невероятный хитрец - но при этом живой и открытый человек. Оставшийся в памяти необузданным бузотером и волюнтаристом, Никита Сергеевич недооценен соотечественниками. Экономическая статистика свидетельствует: хрущевские годы (сентябрь 1953–октябрь 1964) были лучшими в советской истории.
Человек энергичный и властный, Хрущев выжал максимум из авторитарной системы, управляемой вручную. Но он же и продемонстрировал пределы роста: нет демократии, нет свободной экономики - нет и перспективы у государства.
Догнать и перегнать
Никита Сергеевич родился 17 апреля 1894 года в селе Калиновка Курской губернии, но вырос на Украине, куда перебралась семья. Он побывал в Калиновке после войны и увидел обнищавшую деревню. Хрущев взялся не просто помочь Калиновке, но и доказать, что деревня может быть богатой.
Местный колхоз, названный без затей «Родина Хрущева», ни в чем не знал отказа, исправно получал фонды и технику, и урожайность на колхозных полях пошла вверх. В Калиновке ускоренными темпами прокладывали дороги, строили жилье, магазины, появились Дом культуры и детский сад. Соседи завидовали.
В родном селе первого секретаря ЦК реализовывалась его мечта: освободить крестьянина от «лишних» забот, чтобы строили коммунизм, не отвлекаясь на личное хозяйство. В Калиновке перестали держать коров, потому что открылись ларьки, где бесперебойно торговали молоком. Раз в месяц давали четыре килограмма масла.
Приезжая в Калиновку, Хрущев видел, что земляки обеспечены хлебом и молоком. Дело, рассуждал Никита Сергеевич, за мясом. 22 мая 1957 года, выступая в Ленинграде на совещании работников сельского хозяйства, он провозгласил громкий лозунг: догнать и перегнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, масла и молока на душу населения.
Первыми исполнить волю первого секретаря взялись руководители Рязанской области. На совещании в обкоме председатель колхоза «Новый путь» твердо обещал догнать и перегнать Америку, но попросил помощи у руководства: «Товарищи, мы не используем механизацию, а работаем вручную, так как свет нам дают два-три дня в неделю. И всю зиму ремонтировали нам ЗИС-150, а он рассыпался наполовину. У нас половина машин стоит из-за нехватки запасных частей…»
Выступления на том пленуме Рязанского обкома без слез читать нельзя. С середины 50-х американская экономика, с которой собирались соревноваться, процветала. Американцы давно жили в благоустроенных домах с элект­ричеством, горячей водой и канализацией. Две трети семей обзавелись автомобилями, три четверти домов имели телефоны. Американцы быстро раскупали телевизоры и привыкали отдыхать за границей… Советская деревня, конечно, перестала голодать, как это было при Сталине, когда у крестьянина все отбирали, но колхозы за малым исключением нищенствовали.
А Никита Сергеевич обещал догнать и перегнать Америку. В Киеве на пленуме респуб­ликанского ЦК, возбужденный собственными планами, Хрущев говорил: «Американцев беспокоит один вопрос - когда? Я им отвечал: можете себе в блокнотик записать - в 1970 году мы вас догоним (бурные аплодисменты) и пойдем дальше, а в 1980 году в два раза будем больше производить, чем производит Америка (бурные аплодисменты)».
14 декабря 1959 года Хрущев на президиуме ЦК объяснил, каким будет коммунистическое общество: «Всех детишек взять в интернат, всех детей от рождения до окончания образования взять на государственное обес­печение, всех стариков от такого-то возраста - обеспечить всем... Я думаю, что когда мы одну-две пятилетки поработаем, мы сможем перейти к тому, чтобы всех людей кормить, кто сколько хочет. У нас хлеб будет. Мясо - еще две пятилетки (это максимум), и пожалуйста - кушай. Даже в капиталистических странах есть рестораны, где можно заплатить сколько-то и можешь кушать, что хочешь. Почему же при нашем социалистическом и коммунистическом строе нельзя будет так сделать?..»
Дети в интернате, бесплатный хлеб в столовых - вот таким было представление Хрущева о коммунизме, то есть о полном счастье советского народа.
Стране не полагалось знать, что по численности поголовья скота и потреблению продуктов на душу населения страна после четырех десятилетий советской власти не преодолела дореволюционный уровень. Но Хрущев представлял себе положение дел ясно. Доклады ЦСУ присылались ему лично в запечатанных конвертах, цифры были точные. Хрущев хотел хотя бы досыта накормить страну! И дать жилье, поэтому затеял массовое гражданское строительство - впервые за все годы советской власти.
Пределы системы
Никита Сергеевич был, пожалуй, единственным человеком в послевоенном советском руководстве, кто сохранил малую толику юношеского идеализма и веры в лучшее будущее. Он выпустил людей из лагерей не ради славы, а потому что считал, что их посадили беззаконно. Динамичная политика Хрущева открыла молодому поколению новые возможности. Неслучайно хрущевские годы стали временем расцвета литературы и кинематографа. Молодежь откликнулась на его искренность.
«Когда стал известен секретный доклад Хрущева о культе Сталина, - писал известный литературный критик Владимир Лакшин, - возникло ощущение, что мы становимся свидетелями небывалых событий. Привычно поскрипывавшее в медлительном качании колесо истории вдруг сделало первый видимый нам оборот и закрутилось, сверкая спицами, обещая и нас, молодых, втянуть в свой обод, суля движение, перемены - жизнь».
1963 год оказался неурожайным из-за сильной засухи. Во многих городах ввели карточки. Впервые купили хлеб за границей - 9,4 млн тонн зерна, примерно 10% полученного урожая. Хрущев, не знавший усталости, наседал на нерадивых подчиненных: «Некоторые постарели, одряхлели, истрепались. Я бы сказал, языком истрепались... Когда я приехал в ЦК, то в аппарате слух распространился: пришел Хрущев и хочет, чтобы мы занимались подсчетом, сколько поросят поросится и сколько коровы молока надаивают. А что же нам делать? Лекции читать? Какому дураку нужны лекции, если нет молока, мяса и хлеба?»
Хрущев привычно решал экономические проб­лемы организационно-кадровыми методами. Но ничего не получалось! Во время поездок по стране Хрущев диву давался, видя, что творят его подчиненные: «Вот тамбовский секретарь Золотухин все хотел, чтобы его пороли, чтобы сняли штаны и пороли. Все виноватым себя признавал и приговаривал: да, товарищ Хрущев, надо штаны снять и меня выпороть. Он это три раза повторил. Я уже не вытерпел и сказал ему: «Что это вы все штаны хотите снять и зад нам показать? Вы думаете доставить нам удовольствие?»
Социализм есть, укропа нет
Он был полным хозяином страны. Вертикаль власти исполняла любые его указания. И стала ясной ограниченность и обреченность системы ручного управления страной, в которой отсутствуют политические партии, реальный парламент, независимые суд и печать. Благие начинания оборачивались трагикомедией. Рьяных исполнителей начальнических указаний высмеивали куплетисты Рудаков и Нечаев.
Шел в Воронеж поезд с грузом
И свалился под откос.
Для уборки кукурузы
Кто-то рельсы все унес.
Куплетисты ничего не придумали! Первый секретарь воронежского обкома Школьников приказал директорам хозяйств показать Никите Сергеевичу, будто уборка идет полным ходом. «Так там рельсы таскали по полю, приминая кукурузу, и доказывали, что поле убрано, - потрясенный увиденным, рассказывал Хрущев. - Это просто времена Гоголя!»
Пребывание на высоком посту не сделало его равнодушным. Он видел, в какой беде страна. Инстинктивно сравнивал происходящее с прошлым и не мог понять, почему сейчас не удается то, что так легко получалось раньше.
«Я был лучше обеспечен в дореволюционное время, работая простым слесарем, зарабатывал сорок пять рублей при ценах на черный хлеб в две копейки, на белый - четыре копейки, фунт сала - двадцать две копейки, яйцо стоило копейку, ботинки, самые лучшие «скороходовские», до семи рублей. Чего уж тут сравнивать?»
В его устах свойственная немолодым людям ностальгия по ушедшей юности приобретала политический характер. Он, наверное, и сам не замечал, что из его слов неоспоримо следовало: раньше было лучше.
«Я помню детство, мы буквально на картошке выезжали. Картошка прекрасно родила. Почему же сейчас картошки нет?.. Я беседовал с рабочими. Они говорят: лука нет, цингой болеем. Ну как это может быть, чтобы лука не было? Или там сельдерей. Я же помню, в Донбассе, бывало, у болгарина мать или жена покупают картошку, так он сельдерея пучок бесплатно дает, потому что это мелочь... Ну что за позор? Так что мы будем теперь приучать людей, что коммунизм, и вы кушайте суп без сельдерея, без петрушки, без укропа?! Социализм есть, а укропа нет, картошки нет и прочего нет...»
«Неудачи загоняли его в тупик, - писал историк Михаил Гефтер. - Возвращение выживших жертв сталинских «чисток» осталось, пожалуй, единственным чистым достижением Хрущева. Остальное либо было ополовинено, подпорчено отступлениями и оговорками, либо представляло собой новый произвол...»
Вместо порядка - застой
В последние месяцы Хрущев, похоже, сознавал, что надо менять политические механизмы. Чтобы колхозами перестали командовать, ликвидировал сельские райкомы, низвел партийный аппарат на селе до второразрядной роли парткомов производственных управлений. В предложенной им в 1964 году новой системе руководства сельским хозяйством партийным органам вообще не оставалось места. Он советовался со своим окружением: «Как вы думаете, что если у нас создать две партии - рабочую и крестьянскую?»
Хрущев чувствовал, что монополия на власть губит страну. Молодежь растет, но должности для нее не освобождаются. Приходится ждать, когда кто-нибудь из старшего поколения умрет…
«Буржуазные конституции, - произнес Хрущев крамольную мысль, - пожалуй, более демократично построены, чем наша: больше двух созывов президент не может быть. Если буржуа и капиталисты не боятся, что эти их устои будут подорваны, когда после двух сроков выбранный президент меняется, так почему мы должны бояться? Что же, мы не уверены в своей системе или меньше уверены, чем эти буржуа и капиталисты, помещики? Нас выбрали, и мы самые гениальные? А за нами люди совершенно незаслуженные?»
Кому из тех, кто сидел в зале заседаний президиума ЦК и слушал первого секретаря, могли понравиться эти слова? «Если каждый будет знать, что он будет выбран только один срок, максимум два, - продолжал фантазировать Хрущев, - тогда у нас не будет бюрократического аппарата, у нас не будет кастовости. А это значит, что смелее люди будут выдвигаться, а это значит, что демократизация будет в партии, в народе, в стране».
Именно эта идея принесла Хрущеву больше всего врагов внутри аппарата. В нашей стране не удаются попытки ограничить всевластие верхушки временными сроками…
Но на серьезные политические реформы Хрущев не решился. И сам не мог себе представить реальную демократизацию, рыночную экономику или свободу слова, которую танками подавил в 1956 году в Венгрии.
«Мне многие пишут, - говорил Хрущев Александру Твардовскому, - что аппарат у нас сталинский, все сталинисты по инерции, что надо бы этот аппарат… Я отвечаю, да, в аппарате у нас сталинисты, и мы все сталинисты, и те, что пишут, - сталинисты, может быть, в наибольшей степени. Потому что разгоном всех и вся вопрос тут не решается. Мы все оттуда и несем на себе груз прошлого, но дело в преодолении навыков работы, навыков самого мышления, в уяснении себе сути. А не в том, чтобы разогнать».
«Мы осудили культ Сталина, а есть ли в КПСС люди, которые подают голос за него? - говорил Хрущев уже на пенсии. - К сожалению, есть. Живут еще на свете рабы, живут и его прислужники, и трусы. «Ну и что же, - говорят они, - что столько-то миллионов он расстрелял и посадил в лагеря, зато твердо руководил страной». Да, есть люди, которые считают, что управлять - это значит хлестать и хлестать».
Увидев, что Хрущев «хлестать» их не собирается, все им обиженные утратили страх и объединились. Всю свою политическую жизнь он старательно убирал тех, кто казался опасным. Но в борьбе за власть ни одна самая громкая и убедительная победа не может считаться окончательной… Свержение Хрущева не вызвало недовольства в стране. Люди устали от его новаций, часто нелепых, жаждали покоя, порядка, стабильности и улучшения жизни. А дождались застоя, который закончился развалом страны.

В современном обществе мы часто слышим лозунги о классовом неравенстве, социальной несправедливости и о том, что образовалась гигантская пропасть между бедными и богатыми. Схожие проблемы были и в прежние времена. Об этом свидетельствует ярчайший труд Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях».

Бесспорно, можно заявить, что роман «Что делать?» является неоднозначным, сложным и сильно конспиративным произведением, которое тяжело воспринять, а уж тем более ждать от него легкости прочтения. Для начала нужно поподробнее изучить идеи, и мировоззрение автора, окунуться в атмосферу того времени. И в этом редакция Hobbibook вам определенно поможет.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) краткая биография

Будущий публицист родился в Саратове, в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского. Первоначальное образование ему дал отец в домашних условиях, но это не помешало Чернышевскому поступить в Саратовскую духовную семинарию и, окончив ее, продолжить свое образование в Петербургском университете, на философском факультете.

Он изучал славянскую филологию. Николай Гаврилович был невероятно начитанным и эрудированным человек. Он знал латинский, греческий, еврейский, французский, немецкий, польский и английский языки.

Как пишут современники писателя: «многосторонностью знаний и обширностью сведений по священному писанию, всеобщей гражданской истории, философии и пр. он поражал всех нас. Наставники наши считали удовольствием поговорить с ним, как с человеком, вполне уже развитым»*.
(А. И. Розанов. Николай Гаврилович Чернышевский. — В сб.: Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников.)

В студенческие годы в Чернышевском формируются революционные социалистические взгляды, которые повлияли не его дальнейшую судьбу. Его мировоззрение было подкреплено трудами Гегеля и Фейербаха. Так же весомое влияние на писателя оказало знакомство с Введенским.*

Для справки

*И.И. Введенский (1813—1855) – русский переводчик и литературный критик. Считается основоположником русского нигилизма. Известен, как автор переводов рассказов Фенимора Купера, Шарлотты Бронте и Чарльза Диккенса. .

Свои мысли Чернышевский обозначил уже в 1850 году:

«Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. — что нужды? <...> мирное, тихое развитие невозможно»

После окончания университета, он становится учителем словесности в Саратовской гимназии и тут же принимается делиться с учениками своими социалистическими убеждениями, которые «попахивали каторгой».

Параллельно с ученой жизнью, Николай Гаврилович пробовал свои силы на литературном и журналистском поприще. Первые его небольшие статьи публиковались в журнале «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественны Записки». Но самым видным было его сотрудничество (1854—1862) с журналом «Современник», которым руководил знаменитый классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов.

Журнал открыто критиковал действующий государственный режим в стране и поддерживал революционно-демократическое движение. Атмосфера между редакцией «Современника» и государственным аппаратом обострилась в 1861 году.

19 февраля 1861 году Александр II издает манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.

Понимая грабительский характер этой реформы Чернышевский бойкотирует манифест и обвиняет самодержавие в ограблении крестьян. Началась публикация революционных прокламаций. В июне 1862 года журнал «Современник» временно закрывают, а через месяц арестовывают Чернышевского.

Будучи в тюремном заключении, Николай Гаврилович пишет роман всей своей жизни «Что делать? Из рассказов о новых людях». В нем он пытается предложить современного героя, отвечающего на вызовы общества. Тем самым Чернышевский продолжает линию Тургенева в «Отцах и детях».

Чернышевский «Что делать?» — краткое содержание

Развитие сюжета и в целом само повествование в романе Чернышевского довольно неординарно. В этом нас убеждает начало.
1856 год, в одной из гостиниц Санкт-Петербурга произошло чрезвычайное происшествие – найдена предсмертная записка. Присутствуют и косвенные следы самоубийства мужчины. Установив его личность, трагическую новость сообщают его супруге — Вере Павловне.

И здесь автор резко перемещает читателя на четыре года назад, пользуясь тем самым художественным эффектом очень похожим на флэшбек (к нему он прибегнет ни один раз), с целью рассказать нам, что же привело героев рассказа к такой печальной концовке.

Помимо чередования событий, Чернышевский использует в романе голос рассказчика, комментирующий происходящее. Автор вовлекает читателя в доверительную беседу, оценивая события, героев и их поступки. Именно на долю сцен-диалогов с читателем приходится основная смысловая нагрузка.

Итак, 1852 год. Чернышевский помещает нас в социум многоквартирного дома, в котором проживает 16-летняя Вера Розальская со своим семейством. Девушка не дурна собой, скромна, хорошо образована и во всем предпочитает иметь свое мнение. Ее увлечение – швейное дело, она довольно легко обшивает свою семью.

Но жизнь ее совсем не радует, с одной стороны – отец, управляющий этого дома, ведет себя, как «тряпка», с другой – мать, Марья Алексеевна, деспот и тиран. Воспитательная методика родительницы складывается из ежедневной брани и рукоприкладства. Дело еще более усугубляется, когда Марья Алексеевна, решает выгодно сосватать свою дочь за сына хозяйки дома.

Казалось бы, судьба предрешена – нелюбимый мужчина и дом, в качестве запертой клетки. Но жизнь Веры резко меняется с появлением в доме студента медицинской академии Дмитрия Лопухова. Между ними возникают взаимные чувства, и девушка покидает родительский дом, чтобы строить свою жизнь по своему усмотрению.

Именно в такой простенький сюжет вплетает свой революционный труд Чернышевский.

Обратим внимание, что рукопись романа передавалась из Петропавловской крепости по частям и публиковалась отдельными главами в журнале «Современник». Это оказалось очень мудрым решением Чернышевского, ведь одно дело просмотр отдельных отрывков, другое – роман в целом.

В.И. Ленин отмечал, что Чернышевский «умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя - через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей » (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 20. С. 175)

После выхода последней части «Что делать?», следственная комиссия и цензоры сложили все составляющие в одно целое и ужаснулись, роман был запрещен цензурой и переиздан лишь в 1905 году. Какие же идеи пыталось замолчать государство? И почему о романе с таким восхищением отзывались современники?

«Он меня всего глубоко перепахал », - говорил Владимир Ильич (В. И. Ленин о литературе и искусстве. М., 1986. С. 454). «Для русской молодежи того времени , - писал об этой книге известный революционер, анархист Петр Кропоткин, - она была своего рода откровением и превратилась в программу ».

Анализ и герои романа Чернышевского «Что делать?»

1. Женский вопрос

В первую очередь нужно понимать, что один из ключевых персонажей романа — Вера Павловна . Ведь ее основная цель в жизни – это независимость и полное равноправие в обществе. Для женщин того времени новая и дерзкая мотивация.

Это сейчас мы привыкли, что женщина с легкостью занимает руководящие посты и совсем не готова посвящать себя домашнему затворничеству. А в то время, максимум, что могла позволить себе женщина – это стать актрисой, гувернанткой или обычной швеей на фабрике. И то из-за нехватки рабочей силы в период индустриализации. О заботе государства во время ее болезни или беременности и речи не шло.

Прибавим к этому бракосочетания по принуждению. И получим примерную картину социального положения женщин в XIX веке. Персонаж Веры Павловны беспощадно рушит все эти устоявшиеся стереотипы. Она человек новой формации, человек будущего.

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?»

Недаром, центральное место в романе занимают утопические сны Веры Павловны. В них возникают картины будущего.

Первый сон – отражает свободу женщины, второй – довольно абстрактный и показывает главной героине альтернативное настоящее, третий – несет в себе новую философию любви, и последний, четвертый сон – демонстрирует читателю новое общество, живущее по принципу социальной справедливости.

Разумеется, роман произвел эффект разорвавшейся бомбы, большинство женщин восприняли Веру Павловну, как пример борьбы за свободу и равноправие, духовное освобождение.

2. Теория эгоизма и социализм

Дмитрий Лопухов и его приятель Александр Кирсанов , люди твердого характера и неизменной честности. Оба последователи теории эгоизма. В их понимании, любой поступок человека трактуется его внутренним убеждением и выгодой. Эти персонажи ярко демонстрируют новые тенденции в вопросах личностных взаимоотношений, утверждений новых норм морали и любви.

Даже сейчас многие убеждения героев не потеряли свою актуальность. К примеру, вот мнение Дмитрия Лопухова о семейных отношениях:

«… переделки характеров хороши только тогда, когда направлены против какой-нибудь дурной стороны; а те стороны, которые пришлось бы переделывать в себе ей и мне, не имели ничего дурного. Чем общительность хуже или лучше наклонности к уединению, или наоборот? А ведь переделка характера во всяком случае насилованье, ломка; а в ломке многое теряется, от насилования многое замирает. Результат, которого я и она, может быть (но только может быть, а не, наверное), достигли бы, не стоил такой потери. Мы оба отчасти обесцветили бы себя, более или менее заморили бы в себе свежесть жизни. Для чего же? Для того только, чтобы сохранить известные места в известных комнатах. Дело другое, если б у нас были дети; тогда надобно было бы много подумать о том, как изменится их судьба от нашей разлуки: если к худшему, то предотвращение этого стоит самых великих усилий, и результат — радость, что сделал нужное для сохранения наилучшей судьбы тем, кого любишь».

Отдельным персонажем-символом выделяется революционер Рахметов . Ему автор посвящает отдельную главу «Особенный человек». Это человек, который понимает, что борьба за переустройство общества будет вестись не на жизнь, а на смерть и поэтому тщательно готовит себя к этому. Он отрекается от своих личных интересов ради какой-то одной общей цели. Образ Рахметова проявляет характерные черты зарождающихся в России революционеров, обладающих непреклонной волей к борьбе за нравственные идеалы, благородством и преданностью к простому народу и к своей Родине.

В результате совместных действий все главные персонажи создают маленькое социалистическое общество внутри одной, отдельно взятой швейной фабрики. Чернышевский в самых тонких деталях описывает процесс становления нового трудового общества. И в данном контексте «Что делать?» можно воспринимать как программу к действию , чётко отвечающую на поставленные вопросы: каким надо быть; что означает труд в жизни человека; философия любви и дружбы; место женщины в современном обществе и так далее.

Конечно, концепции «Что делать?» многие пытались оспорить и доказать их беспочвенность. В основном это были авторы так называемых антинигилистических романов. Но это уже не имеет никакого значения, так как пророчеству Чернышевского суждено было сбыться.

Несмотря на свою популярность в народных массах, государство отнеслось к революционному писателю не столь любезно. Он был лишен всех прав состояния и осужден на 14 лет каторги, с последующим поселением в Сибири (1864 год). Позже император Александр II сократил срок каторги до 7 лет. В 1889 году Чернышевский получил разрешение вернуться в родной город Саратов, но вскоре умер от кровоизлияния в мозг.

В итоге

Таким образом, с виду обычная художественная беллетристика несет в себе элементы научно-публицистической работы, в которую входят философия, психология, революционные взгляды, социальная утопия. Всё это образует очень сложный сплав. Писатель создает тем самым новую мораль, которая меняет поведение людей – освобождает их от чувства долга перед кем-либо и учит воспитывать свое «Я» Поэтому роман Чернышевского «Что делать?» закономерно причислен к одной из разновидностей так называемой «интеллектуальной прозы».

Впервые отдельной книгой самое знаменитое произведение Чернышевского - роман «Что делать?» - вышло в 1867 году в Женеве. Инициаторами выхода книги стали русские эмигранты, в России роман к тому времени был запрещен цензурой. В 1863 году произведение еще успели опубликовать в журнале «Современник», но те номера, где были напечатаны его отдельные главы, вскоре оказались под запретом. Краткое содержание «Что делать?» Чернышевского молодежь тех лет передавала друг другу из уст в уста, а сам роман - в рукописных копиях, настолько произведение произвело на них неизгладимое впечатление.

Возможно ли что-то сделать

Автор писал свой нашумевший роман зимой 1862-1863 гг., находясь в застенках Петропавловской крепости. Датами написания значатся 14 декабря-4 апреля. С января 1863-го с отдельными главами рукописи начинают работать цензоры, но, увидев в сюжете лишь любовную линию, разрешают роман к печати. Вскоре глубокий смысл произведения доходит до чиновников царской России, цензора отстраняют от должности, но дело сделано - редкий молодежный кружок тех лет не обсуждал краткое содержание «Что делать?». Чернышевский своим произведением хотел не только рассказать россиянам о «новых людях», но и вызвать в них желание подражать им. И его смелый призыв отозвался в сердцах многих современников автора.

Молодежь конца XIX века идеи Чернышевского превратила в своего собственной жизни. Рассказы о многочисленных благородных поступках тех лет стали появляться настолько часто, что на какое-то время стали едва ли не обыденностью повседневной жизни. Многие вдруг осознали, что способны на Поступок.

Наличие вопроса и четкий ответ на него

Главная мысль произведения, и она дважды революционна по своей сути, - свобода личности вне зависимости от полового признака. Оттого и главная героиня романа - женщина, так как в ту пору главенство женщин не выходило за пределы собственной гостиной. Оглядываясь на жизнь своей матери и близких знакомых, Вера Павловна рано осознает абсолютную ошибку бездействия, и решает, что в основе ее жизни будет труд: честный, полезный, дающий возможность достойно существовать. Отсюда и мораль - свобода личности идет от свободы совершать поступки, которые соответствуют и помыслам, и возможностям. Это и пытался выразить через жизнь Веры Павловны Чернышевский. «Что делать?» по главам рисует читателям красочную картину поэтапного построения «настоящей жизни». Вот Вера Павловна уходит от матери и решает открыть свое дело, вот она осознает, что только равенство между всеми членами ее артели будет соответствовать ее идеалам свободы, вот ее абсолютное счастье с Кирсановым зависит от личного счастья Лопухова. взаимосвязана с высокими моральными принципами - в этом весь Чернышевский.

Характеристика личности автора через его героев

И у писателей, и у читателей, а также всезнающих критиков, бытует мнение, что главные герои произведения - своего рода литературные копии их создателей. Даже если не точные копии, то очень близкие по духу автору. Повествование романа «Что делать?» ведется от первого лица, а автор - действующий персонаж. Он вступает с другими героями в беседу, даже спорит с ними и, словно «голос за кадром», объясняет и персонажам, и читателям многие непонятные для них моменты.

В то же самое время автор доносит до читателя сомнения в своих писательских способностях, говорит, что «даже и языком-то владеет плохо», и уж точно в нем нет ни капли «художественного таланта». Но для читателя его сомнения неубедительны, это опровергает и роман, который создал сам Чернышевский, «Что делать?». Вера Павловна и остальные персонажи настолько точно и разносторонне выписаны, наделены такими уникальными индивидуальными качествами, чего автор, не обладающий истинным талантом, создать был бы неспособен.

Новые, но такие разные

Герои Чернышевского, эти положительные «новые люди», по убеждению автора, из разряда нереальных, несуществующих, в одно прекрасное время должны сами собой прочно войти в нашу жизнь. Войти, раствориться в толпе людей заурядных, потеснить их, кого-то переродить, кого-то переубедить, остальных - неподдающихся - напрочь вытолкнуть из общей массы, избавляя от них общество, словно поле от сорной травы. Художественная утопия, которую ясно осознавал и пытался определить через название сам Чернышевский, - «Что делать?». Особенный человек,по его глубокому убеждению, способен кардинально изменить мир вокруг себя, но как это сделать, он должен определить для себя сам.

Свой роман Чернышевский создавал в противовес «Отцам и детям» Тургенева, его «новые люди» совсем не похожи на циничного и раздражающего своею безапеляционностью нигилиста Базарова. Кардинальность этих образов в осуществлении их главной задачи: герой Тургенева хотел вокруг себя от всего старого, пережившего свое, «место расчистить», то есть разрушить, тогда как персонажи Чернышевского больше старались что-то построить, создать, прежде чем разрушать.

Формирование «нового человека» в середине XIX века

Эти два произведения великих русских писателей стали для читателей и окололитературной общественности второй половины XIX века своеобразным маячком - лучом света в темном царстве. И Чернышевский, и Тургенев громко заявили о существовании «нового человека», его необходимости в формировании особенного настроения общества, способного осуществить кардинальные изменения в стране.

Если перечитать и перевести краткое содержание «Что делать?» Чернышевского в плоскость революционных идей, глубоко поразивших умы отдельной части населения тех лет, то многие аллегорические особенности произведения станут легко объяснимыми. Образ «невесты своих женихов», виденный Верой Павловной в своем втором сне, не что иное, как «Революция» - именно такой вывод делают жившие в разные годы литераторы, со всех сторон изучившие и проанализировавшие роман. Иносказательностью отмечены и остальные образы, о которых в романе идет повествование, вне зависимости от того, одушевленные они или нет.

Немного о теории разумного эгоизма

Желание перемен не только для себя, не только для своих близких, но и для всех остальных красной нитью проходит через весь роман. Это совершенно не похоже на теорию расчета собственной выгоды, которую раскрывает в «Отцах и детях» Тургенев. Во многом со своим собратом по перу Чернышевский соглашается, считая, что любой человек не только может, но и должен разумно рассчитать и определить свой индивидуальный путь к собственному счастью. Но в то же время он говорит, что наслаждаться им можно только в окружении таких же счастливых людей. В этом принципиальное отличие сюжетов двух романов: у Чернышевского герои куют благополучие для всех, у Тургенева Базаров создает собственное счастье без оглядки на окружающих. Тем нам ближе через свой роман Чернышевский.

«Что делать?», анализ которого мы даем в нашем обзоре, в итоге гораздо ближе читателю тургеневских «Отцов и детей».

Кратко о сюжете

Как уже смог определить читатель, никогда не бравший в руки роман Чернышевского, главное действующее лицо произведения - Вера Павловна. Через ее жизнь, формирование ее личности, ее взаимоотношения с окружающими, в том числе и мужчинами, раскрывает автор главную мысль своего романа. Краткое содержание «Что делать?» Чернышевского безперечисления характеристик главных персонажей и подробностей их жизней можно передать в нескольких предложениях.

Вера Розальская (она же Вера Павловна) живет в довольно обеспеченной семье, но все в родном доме претит ей: и мать с ее сомнительной деятельностью, и знакомые, думающие одно, но говорящие и делающие совсем другое. Решившись уйти от родителей, наша героиня пытается найти работу, но только с близким ей по духу Дмитрием Лопуховым дает девушке ту свободу и тот образ жизни, о которых она мечтает. Вера Павловна создает швейную мастерскую с равными правами на ее доход всех швей - затея довольно прогрессивная для той поры. Даже ее внезапно вспыхнувшая любовь к близкому другу мужа Александру Кирсанову, в которой она убедилась, ухаживая вместе с Кирсановым за больным Лопуховым, не лишает ее здравомыслия и благородства: от мужа она не уходит, мастерскую не оставляет. Видя взаимную любовь своей жены и близкого друга, Лопухов, инсценируя самоубийство, освобождает Веру Павловну от всяких обязательств перед ним. Вера Павловна и Кирсанов женятся и вполне этим счастливы, а через несколько лет в их жизни снова появляется Лопухов. Но только под другим именем и с новой женой. Обе семьи селятся по соседству, довольно много времени проводят вместе и вполне удовлетворены сложившимися подобным образом обстоятельствами.

Бытие определяет сознание?

Формирование личности Веры Павловны далеко от закономерности особенностей характера тех ее сверстников, что росли и воспитывались в схожих с нею условиях. Несмотря на свою юность, отсутствие опыта и связей, героиня четко знает, чего она хочет в жизни. Удачно выйти замуж и стать заурядной матерью семейства - это не для нее, тем более что к 14 годам девушка многое умела и понимала. Она прекрасно шила и обеспечивала всю семью одеждой, в 16 лет начала зарабатывать, давая частные уроки игры на фортепьяно. Стремление матери выдать ее замуж встречает твердым отказом и создает собственное дело - швейную мастерскую. О сломанных стереотипах, о смелых поступках сильного характера произведение «Что делать?». Чернышевский по-своему дает объяснение устоявшемуся утверждению, что сознание определяет то бытие, в котором находится человек. Определяет, но только так, как решает он сам - либо следуя по выбранной не им дороге, либо находит свою собственную. Вера Павловна сошла с пути, уготованном ей матерью и той средой, в которой она жила, и создала свой путь.

Между сферами мечтаний и действительности

Определить свой путь еще не значит его найти и идти по нему. Между мечтами и воплощением их в действительность лежит огромная пропасть. Кто-то не решается перепрыгнуть через нее, а кто-то собирает всю свою волю в кулак и делает решительный шаг. Так отвечает на поднятую проблему в своем романе Чернышевский «Что делать?». Анализ этапов формирования личности Веры Павловны вместо читателя осуществляет сам автор. Он проводит его через воплощение героиней своих мечтаний о собственной свободе в действительность благодаря активной деятельности. Пусть это трудный, но прямой и вполне проходимый путь. И по нему Чернышевский не только направляет свою героиню, но и позволяет ей добиться желаемого, давая читателю понять, что только деятельностью можно достичь заветной цели. К сожалению, автор подчеркивает, что не каждый выбирает этот путь. Далеко не каждый.

Отражение действительности через сны

В довольно необычной форме написал свой роман «Что делать?» Чернышевский. Сны Веры - всего их в романе четыре - раскрывают глубину и своеобразность тех мыслей, которые вызывают в ней реальные события. В первом своем сне она видит себя освобожденной из подвала. В этом некий символизм ухода из собственного дома, где ей была уготована неприемлемая для нее участь. Через идею освобождения таких же, как она, девушек Вера Павловна и создает свою мастерскую, в которой каждая швея получает равную долю от общего ее дохода.

Второй и третий сон объясняют читателю через реальную и фантастическую грязь, чтение Верочкиного дневника (которого она, кстати, никогда не вела) то, какие мысли о существовании различных людей овладевают героиней в разный период ее жизни, что она думает о своем втором замужестве и о самой необходимости этого замужества. Объяснение через сны - удобная форма изложения произведения, которую выбрал Чернышевский. «Что делать?» - содержание романа, отраженноечерез сны, характерыглавных действующих лиц в снах- достойный образец применения Чернышевским этой новой формы.

Идеалы светлого будущего, или Четвертый сон Веры Павловны

Если первые три сна героини отражали ее отношение к свершившимся фактам, то ее четвертый сон - мечты о будущем. Достаточно более детально вспомнить его. Итак, Вере Павловне снится совершенно иной мир, неправдоподобный и прекрасный. Она видит множество счастливых людей, живущих в чудесном доме: роскошном, просторном, окруженном изумительными видами, украшенном бьющими фонтанами. В нем никто не чувствует себя обездоленным, на всех - одна общая радость, одно общее благосостояние, в нем все равны.

Таковы мечты Веры Павловны, такой хотел бы видеть действительность и Чернышевский («Что делать?»). Сны, а они, как мы помним, о взаимосвязи действительности и мира мечтаний, раскрывают не столько духовный мир героини, сколько самого автора романа. И его полное осознание невозможности создания подобной действительности, утопия, которой не свершиться, но ради которой все же необходимо жить и трудиться. И об этом тоже четвертый сон Веры Павловны.

Утопия и ее предсказуемый финал

Как всем известно, свой главный труд - роман «Что делать?» - Николай Чернышевский писал, находясь в заключении. Лишенный семьи, общества, свободы, видя в застенках реальность совершенно по-новому, мечтая об иной действительности, писатель излагал ее на бумаге, сам не веря в ее осуществление. То, что «новые люди» способны изменить мир, в этом Чернышевский не сомневался. Но то, что под властью обстоятельств выстоит не каждый, и не всякий будет достоин лучшей жизни - это он тоже понимал.

Чем заканчивается роман? Идиллическим сосуществованием двух близких по духу семей: Кирсановых и Лопуховых-Бьюмонтов. Маленький мир, созданный деятельными, полными благородства помыслов и поступков людьми. Много вокруг подобных счастливых сообществ? Нет! Это ли не ответ на мечты Чернышевского о будущем? Кто хочет создать свой собственный благополучный и счастливый мир, тот его создаст, кто не захочет - будет плыть по течению.

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие - “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

История создания - Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Тема – В произведении можно выделить две главные темы - любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

Композиция - Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа - жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

Жанр – Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей - романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление – Реализм.

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Тема

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем , среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом - швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы . Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - роман, так как в нем есть несколько сюжетных линий, а центральная проблема остается открытой. Произведению присущ жанровый синкретизм: в нем переплелись черты любовного, философского, социально-политического романов и утопии. Направление произведения - реализм.