В чем комизм комедии недоросль. Сочинение «Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль. Возможно это вас заинтересует

Комедия Фонвизина «Недоросль» заставляет читателя улыбнуться над смешными и нелепыми героями. Писатель высмеивает дремучее невежество и нежелание хоть как-то изменить ситуацию, неправильное воспитание дворянских детей, их лень и отсутствие собственной позиции.
Комедия «Недоросль» кажется смешной только на первый взгляд. Конечно, можно осудить госпожу Простакову за ее неправильное и неразумное воспитание собственного сына. Но ведь за свои ошибки она получила достойное наказание. Слова сына в конце комедии - это живое доказательство неподдельного презрения и равнодушия, которые сын испытывает по отношению к своей матери.
Мать потакала всем капризам своего чада, но именно это и оказалось самым негативным фактором, превратившим Митрофанушку в убогое и ничтожное существо. Простакова - персонаж очень колоритный, она олицетворяет собой все человеческие пороки и слабости. Таким же выглядит ее брат, любимое место которого- хлев со свиньями. Недалеко от них ушел и Митрофанушка. Он не обладает ни умом, ни благородством, ни возвышенными стремлениями. Он примитивен и жалок. Безусловно, все эти персонажи очень комичны. Но вместе с тем в этой комичности кроется огромная человеческая трагедия.
Такие пороки, как грубость, жадность, лицемерие, равнодушие, невежество, свидетельствуют об огромной нравственной деградации людей. Низость и убожество Простаковых и Скотининых являются активными и агрессивными качествами, воздействующими на жизнь других людей, то есть в произведении идет противостояние между добром и злом. И трагедия именно в том, что зло на самом деле очень сильно.

    Комедия «Недоросль» Фонвизина была поставлена в театре в 1782 г. Историческим прототипом «Недоросля» было звание дворянского подростка, не закончившего обучение. Во времена Фонвизина тягости обязательной службы увеличились в одно время с ослаблением...

    Автор бессмертной комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, «угнетающим рабством» отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это...

    Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали, нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании. Великий мастер сатиры Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ молодого болвана, вступающего в жизнь. Именно...

    Страшна Фонвизина рука! А. С. Пушкин Д. И. Фонвизин работал над своей комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Он сорвал «маски с ошалевших от безделья молодцов, с системы воспитания, общественных, семейных отношений». Завершенная...

    МИТРОФАНУШКА - герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца...

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. Однако эта пьеса - явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина - классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои - Софья, Стародум и Правдин, - сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" _ т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает.

Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»? В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь наряду с гениальной галереей портретов помещиков подробно описывает своего главного героя - Павла Ивановича Чичикова. Подобно Хлестакову, он врывается в жизнь мелкопоместных уездных дворян и раскрывает для нас их сущность. Но принадлежит ли он сам к этой портретной галерее? Каков он сам? Он, разумеется, мошенник. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет им поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Если бы ему досталось приличное наследство, он, может, и не пускался бы в авантюры, но Чичиков беден и хочет единственно доступным ему путем остроумного обмана добыть то, чего был лишен от рождения. Попробовав себя в разных сферах добывания легких денег, Чичиков придумал великую аферу с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки. Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный залог.Чичиков умен, обаятелен, но его ум и обаяние направлены на то, чтобы одурачивать окружающих. Чичиков общается с такими же мошенниками и плутами, но от этого его поступки не становятся благовиднее; он «мошенник из мошенников», и все его способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное обогащение. Каково же отношение автора к главному герою поэмы? По мысли писателя, Чичиков не может стать победителем. Он обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться. Автор оправдывает Чичикова в его монологах, рассказывая, как трудно бедному человеку в мире, где ценится только капитал. Он показал, что и Чичиков может испытывать чувство бескорыстной любви и искренне поклоняться женщине. Он наделил его способностью терзаться душой, испытывать чувство стыда - это не может не вызывать сочувствия в читателе. И Гоголь разоблачает своего героя, показывая его мелочность, жадность до денег.И вместе со всем этим Чичиков отличается своей незаурядностью. Во втором томе «Мертвых душ», по замыслу писателя, Чичикова должно было ждать перерождение. Все лучшее в нем было достойно второй попытки начать жизнь, и Чичиков должен был воспользоваться ею.___________________________________

В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие Г.Р. Державина как поэта? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору )



Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение «высокого» и «низкого». Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия. Державинская же поэзия открывает новую страницу в эволюции одических произведений..
Державин первым в русской литературе стал писать о себе, мыслях и чувствах конкретного человека. Даже самые отвлеченные идеи приобретают в его поэзии бытовой, предметный облик. Так, в оде «Фелица» Державин обращается к царице как к реальному, живому человеку, наделенному властью, а не как к полубожеству. В шутливой форме поэт критикует приближенных Екатерины II.



Державин в своих произведениях разрабатывает различные темы, в том числе и тему героизма. При этом его батальная лирика представляет два типа образов героев исторической эпохи: поэтически обобщенный собирательный образ Росса- сына отечества, патриота. В качестве примера можно привести оду «Снигирь», которая была написана на смерть великого полководца Суворова. Стихи выдержаны в портретно-бытовом низком или абстрактно-понятийном высоком словесном ключе.
Державин размышляет и о назначении поэта и поэзии. Его «Памятник» является вольным переводом оды Горация, но содержит собственные размышления поэта на указанную тему.
Державин не мог оставаться равнодушным к несправедливости сильных мира сего. Доказательством тому служит его ода «Властителям и судиям», где Державин первым не только сводит подобных богов с пьедесталов, но и нелицеприятно их судит, напоминая им об их обязанностях перед поданными. Начинается стихотворение с сообщения о том, что восстал всевышний Бог и начинает судить собрание земных богов. Лирический герой обращается к ним со словами: «Доколе, рек, доколь вам будет / Щадить неправедных и злых?».

Но земные боги глухи к словам лирического героя, и он обращается к одному единственному и справедливому Судье:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!
В этом произведении Державин имеет смелость осудить неправедных, выступить защитником слабых. Поэт призывает высшие силы к тому, чтобы на земле восстановить справедливость.
Творчество Гавриила Романовича Державина стало вершиной поэзии XVIII века. И хотя сам поэт считал себя приверженцем классицизма, фактически он стал его разрушителем, поскольку содержание его од резко отличалось от того, что было предписано этому «высокому» жанру._____________________

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. Сказалось в этой пьесе и воздействие так называемой слезной комедии, т. е. пьесы, сочетающей в себе трогательное и комическое начала. Такая пьеса отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости.

В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.

В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начало. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Её отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь.

Чувство, которое испытывают к ней положительные герои - Софья, Стародум и Правдин, - сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" – т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм.

Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека. "Я видел, - писал он, - от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце".

Комедия Фонвизина являет собой подлинный расцвет русской драматургии ХVIII века, но одновременно это - чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней - "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, - писал Гоголь, - перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от дурно понятого просвещения".

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина - классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также образ "страждущей добродетели" в лице Софьи.

Пьеса Фонвизина «Недоросль» является первой русской общественно-политической комедией. В ней драматург изобличает пороки русского дворянства и, вместе с тем, выводит свой идеал, основанный на просветительских идеях всеобщего воспитания. Хотя жанр «Недоросля» и определяется как комедия, однако в произведении искусно сочетается и переплетается смешное и грустное, комическое и драматическое. Что в пьесе вызывает наш смех? Мне кажется, прежде всего, сцены, связанные с обучением Митрофана. Этот великовозрастный увалень не знает даже простейших вещей, и, более того, не хочет ничему учиться. Он мечтает лишь о женитьбе на Софье ради получения большого приданого. Какие уж тут могут быть мысли об учебе! Интересно, что выражение Митрофана «не хочу учиться, а хочу жениться» вошло в разговорный русский язык и стало крылатым. Эпизоды «обучения» Митрофана изображены в комических тонах. Уморительны сцены его «показных» уроков с Цифиркиным, Кутейкиным, Вральманом. Мы видим, как невежествен и груб с учителями этот недоросль. На все задачи у него одно решение: «Единожды три - три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль - нуль», на все замечания один ответ: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Любопытно, что учителя, сами невесть как образованные люди, а некоторые, вроде Вральмана, и вовсе порядочные мошенники, давно «раскусили» ленивого и глупого Митрофана. Так, семинарист Кутейкин почти открыто издевается над своим учеником, но ни он, ни его мать не видят этого: «Кутейкин. Червь, сиречь животина, скот. Сиречь: «аз есмь скот». Митрофан. «Аз есмь скот». Кутейкин (учебным голосом). «А не человек». Митрофан (так же). «А не человек». Кроме того, смешными кажутся сцены «Недоросля», где описываются семейные отношения Простаковых-Скотининых. Невольно вызывает смех то, как Простакова обращается со своим мужем и братом - «держит их под каблуком» и вертит ими, как хочет. Смешны ее бранные слова в адрес крепостных, ее ругательства. Смешон Скотинин с его помешательством на свиньях и т.д. Но, читая все эти сцены, невольно ловишь себя на мысли, что к смеху здесь примешивается что-то грустное и даже страшное. Это ощущение достигает своей кульминации, например, в эпизоде ссоры Скотинина со своим племянником. Эти, казалось бы, родные люди готовы физически уничтожить друг друга из-за денег - приданого Софьи: «Скотинин (задрожав и грозя, отходит). Я вас доеду. Еремеевна (задрожав, вслед). У меня и свои зацепы востры! Митрофан (вслед Скотинину). Убирайся, дядюшка; проваливай». Кроме всего прочего, в этой сцене появляются дополнительные штрихи к образу Митрофана. Этот недоросль, упитанный и сильный физически, оказывается трусом. Мы видим, что он, испугавшись своего дяди, прячется за спину старой Еремеевны: «Мамушка! заслони меня». Митрофан привык всегда и во всем полагаться на свою мать и крепостных. Без них же этот уже почти взрослый мужчина беспомощен, как ребенок. Мы видим, что он во многом повторяет судьбу своего отца, такого же бесхребетного увальня. Печально наблюдать в данной сцене и за поведением Еремеевны. Крестьянка, за всю свою жизнь не слышавшая ни одного доброго слова от хозяев, тем не менее, преданна им до последней капли крови: «Еремеевна (заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам». Чем объяснить эту поистине собачью преданность? Историческими обстоятельствами или особенностями русского характера? Мне кажется, автор оставляет этот вопрос без ответа, лишь ставя вопрос о более гуманном, «просвещенном», отношении дворян к своим крепостным. Печальны и драматичны финальные сцены «Недоросля», где «злонравия достойные плоды» оказываются наказанными. Но, несмотря на то, что Простакова справедливо потерпела неудачу во всех своих планах и лишилась имения вполне заслуженно, в последних сценах ее участь вызывает жалость и даже сочувствие. Но нам жалко не Простакову-крепостницу, а Простакову-мать. В финале Митрофан, ради которого она жила и который, по сути, был смыслом ее жизни, предает Простакову, трусливо отказывается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Драматург с большим психологическим мастерством описывает горе матери: «И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок)». И далее следует почти заключительная фраза этой героини: «Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!» Таким образом, в пьесе Д.И. Фонвизина тесным образом переплетается смешное и грустное, комическое и драматическое. Больше того, смех в произведении носит, на мой взгляд, не развлекательный, а назидательный характер. Высмеивая недостатки русского дворянства, писатель стремится указать на них просвещенным людям, а, может быть, и искоренить их. Этой же цели служат и драматические эпизоды «Недоросля». Сочетание этих контрастных способов изображения действительности усиливает эффект и делает комедию Фонвизина выдающимся произведением русской драматургии 18 века.

Смеяться, право, не грешно

Над всем, что кажется смешно.

Н. М. Карамзин

Познакомившись с гоголевскими «Вечерами на хуторе близ Диканьки», Пушкин сказал, что Россия так не смеялась со времен Фонвизина. Выходит, «Недоросль» рас-смешил всю Россию на долгие годы.

Для школьных спектаклей обычно выбирают сцены из комедии, которые вызы-вают в зале дружный смех. Это, прежде всего урок, на котором Правдин и Стародум экзаменуют Митрофана. На вопрос Правдина, что Митрофану известно в грамматике, тот отвечает: «Много. Существительна да прилагательна». Правдин просит ответить: слово «дверь» — существительное или прилагательное? Митрофанушка уточняет: «Дверь, котора дверь?» И объясняет, что, дескать, вот эта дверь — «прилагательна», потому что «она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Зрителя приводят в восторг ответы Митрофанушки и на другие вопросы. Он ни-чего не знает ни по одному предмету, но ловко выкручивается. Его мать, госпожа Простакова, знает еще меньше и поэтому с гордостью за сына смотрит на окружающих.

Смешон Скотинин, когда хочет жениться на Софье только потому, что в ее дере-веньках водятся свиньи, до которых у него «смертная охота».

Смешны рассуждения немца-учителя Адама Адамыча Вральмана, который в про-шлом служил кучером у Стародума. Чему может научить этот безграмотный человек, не умеющий толком говорить по-русски?

Уморителен Митрофанушка в своем обжорстве. Съесть на ужин солонины ломти-ка три, огромных подовых пять или шесть, выпить потом кувшин кваса — и считать, что он «почти и вовсе не ужинал»! Даже мать, которая во всем ему потакает, говорит Вральману, что Митрофан «небережно поужинал», то есть не бережет он себя, слиш-ком много ест. Какой из него жених?! Софья не чувствует даже оскорбления, узнав о Сватовстве Митрофана. Ей просто смешно. На ревнивые слова Милона о «счастливом сопернике» она, лукаво усмехаясь, с иронией отвечает: «Боже мой! Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности!»

На протяжении всей комедии Фонвизин выявляет скотскую сущность Простако-вой и ее родственников: то прямо обличает их поступки, то заставляет Стародума, Прав-дина и Софью тонко иронизировать над ними, то с лукавым юмором принуждает этих невежд самих разоблачать себя. Так, Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадает в ловушку Стародума и Правдина. Он соглашается, что его пращур был со-здан Богом несколько раньше Адама, то есть в то время, когда были созданы скоты. Даже Вральману и то казалось, что, живя с господами Простаковыми, он «фсе с ло-шадками». Этим людям нечем прикрыть свое невежество и скотоподобие. Когда Про-стакова надевает маску приличия, намереваясь показать доброе гостеприимство свое-го дома и достоинства Митрофана, у нее ничего не получается. Играя в благородство с Софьей, Стародумом, Правдиным, она постоянно срывается. Где ж ей знать, что такое истинное благородство. Несоответствие маски и лица и нелепо, и смешно. Когда же Простакова бранится, как уличная торговка, это уже не так смешно, потому что жаль ни в чем не повинных людей. И уж совсем не смешно, а скорее страшно от мысли, что невежественные, грубые и жестокие крепостники готовят себе достойную смену. Ведь недаром комедия называется «Недоросль». Материал с сайта

Создавая образ Митрофана, автор преследовал цель не только выставить его на посмешище. Конечно, своим нежеланием учиться, а «охотой жениться» он вызывает смех. Но его отношение к Еремеевне, его омерзительная, возможно нарочитая, жалость к матери, которая «устала, колотя батюшку», — уже не вызывают смеха. Это «дитя деликатного сложения» не знает никаких обязанностей, поэтому и нет у него ни ума, ни совести. Он трусливо прячется за юбку Еремеевны, испугавшись кулаков Скотинина, но моментально готов «за людей приниматься», то есть чинить над ними расправу. Перед нами будущий деспот. На какое-то мгновение мы даже забываем, что представляет собой Простакова, и сочувствуем ей. Неразумная, слепая, животная любовь этой женщины к своему детищу — Митрофану — губит ее ненаглядного сына. В конце пьесы потерявшая власть Простакова, увидев крушение своих замыслов, бро-сается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофа-нушка!» Но неожиданно наталкивается на бессердечный и злой ответ: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» Это страшный удар для Простаковой. Она-то думала, что Митрофан растет умным, образованным, что он всегда будет для нее сердечным дру-гом, утешением в старости. Оказалось, что она ему не нужна. «И ты! И ты меня броса-ешь!» — в отчаянии восклицает мать и падает в обморок. Эта сцена трагична в своей жизненной правде.

Завершают комедию слова Стародума, обращенные к Простаковой: «Вот злонра-вия достойные плоды!» Однако зрители и читатели воспринимают эти слова гораздо шире. Они обращены не только к Простаковой, но и ко всему государственному уст-ройству России. Мало того, они касаются каждого из нас. Смех — очень ценное ле-карство, особенно если нам его преподносит такой замечательный целитель, как Д. И. Фонвизин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • юмор в произведении недоросль
  • эпиграф к сочинению фонвизина
  • что говорил адам вральман
  • вральман недоросль сочинение
  • смешное и грустное в комедии фонвизина недоросль