Венгерская у ф листа. «Венгерские рапсодии» Листа: история и особенности

Ференц Лист выдающийся венгерский музыкант, известен как один из известнейших музыкальных романтиков, заложивших основы целой школы в музыке, называемой Веймарской.

Детство и юность

Родился 22 октября 1811 г. в одном из маленьких венгерских городков - Доборьян. Ференц был единственным в семье местного чиновника и дочери пекаря. Его отец любил музыку и с детства прививал сыну эту любовь. Он сам давал ему музыкальные уроки.

В церкви юный Лист обучался пению и игре на органе. С восьмилетнего возраста юный виртуоз выступает в концертах перед местной знатью. Стремясь развить дарование сына, отец с сыном отправляются в австрийскую столицу.

В Вене Лист совершенствуется в игре на фортепиано, изучает теорию музыки у выдающихся музыкантов. Каждое его публичное выступление было сенсацией для местной публики. Его блестящими способностями восхищался Бетховен.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик с отцом переезжает в столицу Франции, берет уроки у лучших преподавателей столичной консерватории. Для проживания в Париже нужны деньги, поэтому отец организует концерты мальчика. Лист создает собственный репертуар. Написанная им в 1825 г. опера получила признание публики.

В 1827 году отец Ференца умер. Его смерть мальчик тяжело переживал и долгое время нигде не выступал и не появлялся.

Зрелые годы

В тридцатые годы музыкант увлекся бурными революционными событиями и вернулся в музыку. Выступал с концертами, которые имели огромный успех, вынашивал идею произведения на тему революционных событий.

Ференц познакомился с видными музыкантами и литераторами. Занимался преподаванием, его дом посещали лучшие европейские пианисты. Он выступал со статьями о музыкальном искусстве и его проблемах. В 30-40-е годы много выступал с гастролями в разных европейских странах. В Веймаре занимался организацией музыкальной жизни, в Швейцарии - преподавательской работой.

В 60-е годы перебрался в Рим, где создал несколько значимых произведений религиозной направленности. Являясь с 1875 г. президентом Высшей музыкальной школы в Венгрии, выступал на фестивалях, посвященных Вагнеру. В 60-х годах, переехав в Рим, сосредоточился на музыке духовного направления.

В 1875 году Лист избран президентом венгерской Высшей музыкальной школы. Выступал на вагнеровских фестивалях в Байроте. Он серьезно заболел после выступлений на одном из них. Умер Ф. Лист 31 июля 1986 года.

Творчество Ференца Листа

Занимаясь с детства композиторским творчеством, Лист создавал преимущественно небольшие музыкальные произведения для своих публичных выступлений. Написанную юным композитором оперу поставили в театре. В дальнейшем им было написано свыше 640 произведений разных жанров. При этом его заслугой является создание жанров симфонической поэмы и рапсодии.

Неотъемлемой частью музыкального образования и исполнительской деятельности стали открытия, касающиеся структуры музыкальных форм и фактуры, гармонизации и мелодики произведения. В 1831 году, вдохновленный гениальным Паганини, он переложил для рояля его каприсы Паганини, объединив их в шесть этюдов.

В 30-е годы XIX века Лист занимался публицистикой, публикуя статьи о проблемах музыкального искусства его видных представителях. Большой популярностью пользовались его книги о Шопене, музыкальном искусстве венгерских цыган. Интересен опыт очерков о музыкальной жизни в жанре письма, адресованных преимущественно Жорж Санд. Она отвечала на них очерками в журнале.

Мировое признание композитор и дирижер получил в ходе своей активной концертной деятельности. Его виртуозность восхищала выдающихся музыкантов, является ориентиром для пианистов многих поколений. Музыкальные критики отмечают его богатую фантазию, оригинальный взгляд на искусство, самобытность и новаторство. Инструментальные сочинения композитора считаются важным шагом развития музыкальной архитектоники.

Знаменитые произведения

Богатство и оригинальность произведений разных жанров являются примечательной особенностью творчества Листа. Почти половина из этих работ представляют собой фортепьянные переложения. Всего его перу принадлежат свыше шести сотен работ, из них 63 оркестровых, 13 поэм для симфонического оркестра, почти девяносто работ в жанрах песни и романса.

Наиболее известными его музыкальными произведениями являются:

  • Венгерские рапсодии
  • Симфонии «Divina commedia» и «Фауст»
  • Сборник пьес «Годы странствий»
  • Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды
  • Этюды по каприсам Паганини
  • Поэтические и религиозные гармонии Утешения Венгерские исторические портреты Соната (1850-1853) Первый концерт для фортепиано с оркестром оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос»
  • Гранская месса и Венгерская коронационная месса

Личная жизнь

Несмотря на свое простое происхождение, Лист выделялся аристократичной внешностью, тонкими чертами бледного лица. Он неизменно пользовался успехом у женщин.

В 30-е годы у него произошел роман с графиней Мари д’Агу. Бурные романтические отношения молодых людей привели к тому, что Мари ушла от супруга мужа и порвала со своей социальной средой. Влюбленные отправились в Швейцарию, затем в Италию. Лист оттуда выезжал на гастроли в Париж и Вену. У пары родились сын и две дочери.

Когда Венгрия пострадала от разрушительного наводнения, Лист решил отправиться на родину и помочь землякам. Однако Мари д’Агу эту идею отвергла и отказалась ехать. Он познакомился с замужней католичкой княгиней Виттенштейн. Надежды на получение разрешения папы римского и русского императора для развода не оправдались. После смерти сына у Листа появилась депрессия, религиозные и мистические чувства.

Лист и Виттенштейн перебрались в Рим, где он создавал произведения религиозного содержания. Дочь Листа была замужем за Вагнером и организовывала фестивали, посвященные нему.

  • Лист неоднократно бывал в России, музыкой которой он серьезно интересовался. Он переписывался с выдающимися русскими композиторами, издал лучшие фрагменты опер русских композиторов.
  • Лист Верил, что искусство является инструментом борьбы со злом, влияния на людей. По мнению музыковедов, Лист стал основателем мастер-классов для музыкантов.
  • В 1859 г. император Франц Иосиф возвел Листа в рыцари, дав ему полное имя - Франц Риттер фон Лист.
  • Ференц Лист обладал необыкновенно длинной кистью руки, что позволяло ему выполнять сложнейшие пассажи.
  • Имя Ф. Листа присвоено Национальной венгерской музыкальной академии и Будапештскому международному аэропорту.
  • В своем доме Лист давал бесплатные мастер-классы музыкантам, приезжавшим из разных стран.

22 октября 1811 года родился Ференц Лист - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма, основоположник Веймарской школы в музыке, один из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Отец Листа, смотритель овчарни князя М. Эстерхази, играл на многих музыкальных инструментах, пел, сочинял музыку. Под его руководством Лист в 6-летнем возрасте начал обучаться игре на фортепиано и через 3 года с успехом выступал публично. В 1821-22 гг. продолжил занятия в Вене у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). В 1822-23 гг. дал в Вене несколько концертов (на одном из них присутствовал Л. ван Бетховен); в мае 1823 г. с огромным успехом выступал в Пеште, осенью переселился в Париж для завершения музыкального образования. Однако директор Парижской консерватории Л. Керубини не принял Листа как иностранца. Некоторое время Лист брал частные уроки у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1824-27 гг. с триумфом концертировал во Франции и Великобритании. В эти годы им был написан ряд произведений для фортепиано (12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др.), а также одноактная опера «Дон Санчо или Замок Любви» (1825, Париж). С 1827 г. из-за неожиданной смерти отца Лист был вынужден много выступать и давать уроки музыки. Впервые он задумывается над унизительным положением художника в обществе, его тяготят пошлые вкусы буржуазной публики. Стремясь заполнить пробелы в образовании, он много читает, увлекается поэзией Дж. Г. Байрона, философией Ф. М. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка; испытывает сильное влияние писателей-романтиков — В. Гюго, Ф. Шатобриана, А. Ламартина. Особенно его привлекают произведения, направленные против социального неравенства. С энтузиазмом встречает Лист июньскую революцию 1830 г. Он становится приверженцем учения Сен-Симона. Под непосредственным впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (осталась незавершенной). В 1834 г., после восстания лионских ткачей, Лист создал фортепианную пьесу «Лион», взяв эпиграфом к ней знаменитый лозунг восставших «Жить в труде или умереть в борьбе». Общение с выдающимися музыкантами (Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном) и прогрессивными писателями (В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзак, Г. Гейне и др.) еще больше укрепило демократические убеждения Листа и оказало плодотворное влияние на формирование его пианизма и композиторских принципов. Лист сближается также с аббатом Ф. Ламенне и серьезно увлекается его учением (христианский социализм). Большую роль в творческой биографии Листа сыграла встреча в 1833 г. с писательницей М. д’Агу (впоследстивии публиковала статьи под псевдонимом Даниель Стерн). В 1835 г. Лист и д’Агу уехали в Швейцарию, где начали совместную жизнь; в 1837-39 путешествовали по Италии. В эти годы Лист много и плодотворно работал — сочинял, концертировал, преподавал в Женевской консерватории. В сотрудничестве с д’Агу написал 6 статей (серия) «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1935) и «Письма баккалавра музыки» (12 писем, 1938-39). В них наряду с острой критикой буржуазного общества и положения художников содержится ряд прогрессивных эстетических суждений (о социальной значимости искусства, о программности и др.). Периодически Лист концертировал в Париже, пропагандируя классичечкую музыку, главным образом произведения Л. Бетховена. В 1837 г. Лист выступал там, состязаясь в игре с австрийским пианистом З. Тальбергом. В этот период им были написаны многочисленные оригинальные произведения для фортепиано — «Альбом путешественника» (своеобразный музыкальный дневник путешествий, частично послуживший материалом для цикла «Годы странствий), 12 больших этюдов (впоследствии переработаны в «Этюды трансцендентного исполнения»), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция), «Пляска смерти» и др., а также сделан ряд транскрипций и обработок для фортепиано (в том числе «Бравурные этюды по каприсам Паганини», переложения «Фантастической симфонии» Берлиоза, 5-й, 6-й и 7-й симфоний Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Россини, песен Шуберта, фантазии на темы из опер «Гугеноты», «Пуритане», «Лючия де Ламмермур» и др.). Своей практикой транскрипций и оперных фантазий Лист не только расширил сферу применения фортепиано, но и способствовал выработке и закреплению новых принципов программного инструментального творчества, выработал новый фортепианный стиль.

С 1838 года началась интенсивная концертная деятельность Листа как пианиста-виртуоза. Поводом для больших концертных поездок послужила весть о наводнении в Венгрии, всколыхнувшая в нем патриотические чувства; доход от большей части концертов, данных в Вене, он внес в фонд помощи пострадавших. В 1839-40 гг. Лист выступал в Венгрии, пожертвовав весь сбор с концертов на благотворительные цели (в том числе на учреждение в Пеште консерватории). Его повсюду встречали и чествовали как национального героя.

В 1840-е гг. Лист гастролировал во всех крупных городах Европы. Трижды (1842, 1843 и 1847) посетил Россию, с огромным успехом концертировал в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Елизаветграде. В Петербурге Лист познакомился с М. И. Глинкой и стал одним из самых горячих почитателей его творчества (в своих концертах импровизировал на темы из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»), сблизился с Мих. Ю. Вильегорским, бывал у В. Ф. Одоевского (в его доме сыграл по рукописной партитуре несколько номеров из «Руслана и Людмилы»). Тогда же Лист сделала ряд транскрипций произведений русских композиторов, в том числе «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки. Во время гастролей в Киеве Лист познакомился с К. Витгенштейн, близкая дружба с которой продолжалась на протяжении всей его жизни (ей посвящены все симфонические поэмы Листа). В Елизаветграде в сентябре 1847 года он дал концерт, которым закончил свою карьеру виртуоза.

Концертная деятельность не принесла Листу полного удовлетворения. Великий преобразователь фортепианной игры, увлекавший слушателей стихийной силой своего артистического темперамента, необычайной виртуозностью, поэзией и драматизмом исполнения, стремившийся сделать достоянием широкой аудитории шедевры мирового музыкального искусства, часто оставался непонятым в своих лучших устремлениях. В 1848 г., приняв пост придворного капельмейстера в Веймаре, Лист отказался от деятельности виртуоза. С Веймарскм периодом деятельности Листа (1848-61) связан расцвет его композиторского творчества. Здесь им созданы две симфонии — «Фауст-симфония» (по Гете, 1854-57) и «Симфония к «Божественной комедии» Данте» (1855-56) и 12 симфонических поэм. Тогда же он создал «Два эпизода из «Фауста» Ленау» для оркестра и много хоровых и сольных вокальных произведений (среди них шедевры песенной лирики), но главным образом самые значительные произведения для фортепиано, в том числе сонату h-moll (монументальное сочинение, по замыслу примыкающее к программно-симфоническому творчеству Листа), «Годы странствий» (цикл программых пьес, объединенных общей поэтической идеей), «Этюды трансцендентного исполнения», «Поэтические и религиозные гармонии»(цикл из 10 пьес), два концерта (Es-dur и A-dur), «Фантазию на венгерские народные темы» и др. В Веймаре, где вокруг Листа объединилась группа видных музыкантов (Х. Бюлов, Й. Рафф, П. Корнелиус, К. Таузиг и др.), образовавшаяся в так называемую веймарскую школу, широко развернулась и музыкально-популяризаторская деятельность Листа. В качестве главного дирижера и художественного руководителя оперного театра в Веймаре он поставил редко исполнявшиеся классические оперы В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Л. Бетховена и ряд опер современных ему композиторов. Особенно много сделал Лист для пропагадны сочинений Р. Вагнера (в том числе осуществил первую постановку «Лоэнгрина»), с которым долгое время находился в дружеских отношениях. Под управлением Листа были впервые исполнены также многие симфонические произведения других композиторов. В своих музыкально-критических статьях этого периода (около 1855), непосредственно связанных с пропагандой оперных и симфонических произведений (в том числе «Берлиоз и его симфония «Гарольд», «Роберт Шуман», «Орфей» Глюка», «Эврианта» Вебера», «Летучий голландец»), а также в монографии о Шопене, свидетельствующей о славянских симпатиях Листа и его восхищении гением Шопена, Лист отстаивал (хотя и не во всем последовательно) принципы демократического искусства, резко выступал против формалистического направления, возглавлявшегося Э. Гансликом, боролся с ремесленным профессионализмом, активно содействовал организации «Всеобщего немецкого музыкального союза». Им был разработан план демократической реформы оперного театра, что вызвало сильнейшее противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара. Не имея возможности продолжать работу в атмосфере сословных предрассудков, косности, равнодушия, филистерства и интриг, Лист в 1861 году отказался от должности придворного капельмейстера. С этого времени он жил то в Риме, то в Пеште, периодами возвращаясь в Веймар. Не удовлетворенный своей общественно-музыкальной деятельностью, он стал все чаще поддаваться пессимистическим настроениям. В 1865 году, вскоре после того как выяснилась невозможность его брака с Витгенштейн, с которой он прожил до этого много лет и которая оказывала известное воздействие на эстетические и идейные взгляды Листа, он (не без ее влияния) принял сан аббата. Однако Лист продолжал свою творческую деятельность (помимо многочисленных церковных сочинений, им в этот период созданы 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», в которых получили дальнейшее развитие образы листовского скепсиса, «Фантазия и фуга на тему BACH», «Три забытых вальса», транскрипция «Смерти Изольды» Вагнера, транскрипция полонеза из оперы «Евгений Онегин» и др. Лист по-прежнему был проницателен и зорок, темпераментен и непреклонен в своих художзественных убеждениях. Он ежегодно проводил несколько месяцев в Будапеште, являясь одним из главных деятелей венгерской музыкальной культуры; принимал деятельное участие в учреждении в 1875 году Академии музыки, был ее первым президентом, а также профессором; содействовал творческой работе лучших венгерских музыкантов: Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи, К. Абраньи и др.; воспитал ряд видных венгерских пианистов: А. Юхаса, И. Томана, А. Сенди, Г. Зичи и др. Лист преподавал также в Веймаре, куда к нему приезжали совершенствоваться музыканты из разных стран, нередко уже известные пианисты: А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др., причем со всеми учениками Лист занимался бесплатно.

Свой огромный авторитет Лист использовал для пропаганды нового передового искусства, следил за ростом молодых музыкальных национальных школ, оказывал поддержку композиторам, развивавшим музыкальную культуры своих народов (среди них Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис). Но особенно внимательно он следил (как и в 1840-е) за творчеством современных ему композитолров России, пропагандировал их произведения на Западе. Кроме музыки Глинки, он высоко ценил сочинения С. А. Даргомыжского, приветствовал демократическую критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, с симпатией отзывался о композиторах «Могучей кучки», изучал их произведения. Он предугадал великое будущее русской музыки и смело поставил все дальнейшее развитие мирового музыкального искусства в тесную связь с развитием русской культуры. Радостно приветствовал Лист развитие русского исполнительского искусства, высоко ценил игру братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. Осенью 1886 года по приглашению М. А. Балакирева, Стасова и др. собирался вновь посетить Петербург, чтобы установить еще более тесный контакт с прогрессивными музыкантами России, но летом этого же года во время Вагнеровского фестиваля, заболел и умер в Байрейте.

Сложная и многогранная творческая деятельность Листа охватывает более 60 лет. Глубоко прогрессивная, просветительская по своей основной направленности, она не была свободна от противоречий. В его личности причудливо переплетались передовые взгляды, сочувствие к национальному революционно-освободительному движению с утопической, слепой верой в учение о христианской любви, с разочарованием и политическим скепсисом; вера в народные силы и ненависть к капиталистическому строю уживались в нем с мелкобуржуазными предрассудками и социальными заблуждениями. Эти идейные противоречия нашли отражение в его творчестве. Искренность, правдивость чувств в его музыке подчас сочетается с романтическими преувеличениями, искусственностью и пафосом, непосредственная эмоциональность — с нарочитой рефлексией, глубина содержания с внешним блеском.

Существует мнение, извращающее подлинное содержание искусства Листа: усиленно подчеркиваются его связи с французской и немецкой культурой (несомненно значительные и определявшие многие стороны творчества Листа) и игнорируется его венгерская национальная основа; некоторые критики пытаются приписать ему «общеевропейский», «вненациональный» характер. В действительности творчество Листа твердо опиралось на национальную почву. В своих произведениях Лист часто обращался к образам народной жизни, быта своей родины, к ее песням и танцам. Он использовал их и в своих симфонических произведениях, ораториях и фортепианных пьесах. Многие национальные особенности, характерные для венгерского стиля вербункош (особенно заключительные ритмические и мелодические формулы и богатая разнообразная фигурация) и чардаша (синкопированная пунктирная ритмика, сильная акцентировка и др.), а также некоторые мелодические, ритмические и гармонические элементы венгерской народной музыки нашли применение в творчестве Листа. Они сказались не только в его многочисленных обработках венгерских народных мелодий (особенно в «Венгерских рапсодиях», созданных в основном на материале городского фольклора и представляющих собой как бы своеобразный музыкальный эпос венгерского народа, его «патриотическую антологию»), но и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением, таких, как «Погребальное шествие», посвященное памяти казненных в 1849 году венгерских революционеров и имеющее подзаголовок «1849, Октябрь», «Плач о героях», также посвященный памяти борцов за национальное освобождение и примыкающий по музыкальному содержанию к «Революционной симфонии», симфоническая поэма «Венгрия», повествующая о героическом прошлом страны, и фортепианные пьесы «Памяти Петефи», «Героический марш в венгерском стиле», «Венгерские исторические картины» и др. Стилистические особенности венгерской музыки проявились и в симфонических поэмах «Битва гуннов» и «Мазепа», «Эстергомской (Гранской) мессе», «Венгеркой коронационной мессе», оратории «Святая Елизавета» и др.

Главный принцип творчества Листа — программность; в основе большей части его сочинений лежит поэтически-сюжетный замысел. С помощью программы Лист стремился установить взаимопонимание между художником и публикой, приблизить музыкальное искусство к передовым идеям своего времени, сделать его действенным, образно-конкретным. Программная музыка привлекла Листа главным образом как жанр, несущий в себе элементы подлинного демократизма. Основные эстетические принципы Листа — обновление музыки путем ее связи с поэзией, освобождение художественного содержания от схематизма — раскрываются с наибольшей силой и полнотой в созданном им новом музыкальном жанре — программной одночастной симфонической поэме. В симфонических поэмах Лист наметил различные пути развития этого жанра. Он сумел ярко воплотить в музыке образы мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). В центре творческого внимания Листа — сильная интеллектуальная личность, борющаяся за высокие гумманистические идеалы, стремящаяся к свету, свободе, счастью.

Смелый новатор, Лист обогатил и расширил выразительные средства музыкального искусства (мелодию, гармонию, инструментовку). В инструментальную мелодию Лист ввел элементы речевых интонаций, подчеркнутую декламационность, идущую подчас от приемов ораторского искусства, ввел принцип монотематизма, заключающийся в образовании совершенно различных по своему характеру тем из единой тематической основы (сам Лист считал подобное превращение тем, основанное на технике свободного варьирования, развертывания мотивов, главной чертой своего композиционного метода). Лист часто прибегал к так называемой мелодии-характеристике, как бы обрисовывающей те или иные жизненные ситуации, мысли, чувства, причем направление, в котором происходит характерная «трансформация» мотива, всецело предопределяется поэтическим образом. Особенно значительны достижения Листа в области гармонии. В его музыкальном искусстве впервые были столь разносторонне использованы средства гармонической красочности (контрастные сопоставления, альтерированные гармонии, энгармонические замены, использование старых натуральных ладов и др.). Лист был одним из крупнейших мастеров инструментовки, применившим ряд новых приемов, основанных на глубоком проникновении в природу оркестровых тембров. Характерно, что и переворот, произведенный им в пианистическом искусстве, был основан на симфонической трактовке фортепиано. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности предоставляло универсальные возможности для воспроизведения оркестровых звучаний и способствовало демократизации фортепианной игры, выведению ее из ограниченной сферы камерности и салона в массовую аудиторию, в большой концертный зал. По меткому выражению Стасова, начиная с Листа «для фортепиано стало возможно все»; Лист открыл «новую эру пианизма». Яркая образность, романтическая приподнятость, драматизм выражения, оркестровая красочность были теми средствами, с помощью которых Лист достиг высот исполнительского искусства, доступного широким кругам слушателей. В небывалом до Листа виртуозном размахе игры, в непринужденносй свободе исполнительства сказались и национальные особенности его искусства. Манера интерпретации Листа воспроизводила и развивала черты венгерской национальной импровизационности.

В последние годы жизни творческие устремления Листа существенно изменились — он пришел к созданию особого, аскетичного, лаконичного стиля, свободного от романтических излишеств и преувеличений, и во многом предвосхитил музыкально-выразительные средства 20 века.

Деятельность Листа сыграла большую роль в становлении венгерской национальной композиторской и пианистической школ и оказала большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Я. И. Мильштейн. Музыкальная энциклопедия, издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1973 г.

Franz Liszt — Hungarian Rhapsody No.2 (Orchestra version)

– знаменитый венгерский композитор, виртуозный пианист, дирижер, музыкальный педагог и критик.

Родился Ференц 22 октября 1811 года в Доборьяне, неподалеку от венгерского города Шопрон. Музыкой начал заниматься рано, в возрасте шести лет под руководством отца. В дальнейшем переехал в Вену, где продолжил обучение у известных педагогов К. Черни (фортепиано), и А. Сальери (теория музыки). В девять лет дал первый сольный концерт.

В 1823 году, уже в Париже, продолжил изучение теории музыки и композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи. В 1925 году музыкальный вундеркинд поставил первую (и, как оказалось позднее) единственную оперу «Дон Санчо». Все детство и юность Листа состояла из бесконечных переездов и гастролей. С 1835 года композитор живет в Швейцарии, выезжает в Италию, Францию, Австро-Венгрию. С 1838 года начались гастроли Листа как исполнителя, принесшие ему славу величайшего пианиста. В 1842, 1843, 1847 году виртуоз давал концерты в России. Частые посещения Петербурга принесли Ференцу знакомство и дружбу со многими русскими композиторами: , и другими.

Усталость от бесконечных гастролей и концертов давала о себе знать, и Лист берет длительную паузу. Поселившись в Веймаре в 1848 году, композитор в течении 12 лет занимается преимущественно творчеством. В 1861 году Лист переезжает в Рим, где впоследствии принимает сан аббата.

В 1869 году маэстро возвращается в Веймар, где и проведет последние годы жизни, систематически выезжая в Рим и Будапешт. Лист до последнего вздоха играл, сочинял, обучал, гастролировал. Смерть настигла великого пианиста практически на гастролях, 31 июля 1886 года, через 12 дней после концерта в Люксембурге.

Ференц Лист был удостоен множества наград, премий, степеней и почетных званий, был избран президентом Музыкальной академии (консерватории) Будапешта. Оставил после себя целую плеяду блестящих пианистов и композиторов, среди которых Г. Бюлов, К. Таузиг, А. Страдаль, Э. Зауэр, М. Розенталь и другие, — более 400 музыкантов. Интересно, что за обучение маэстро принципиально не брал платы.

Ференц Лист. Вклад в мировое музыкальное искусство

Творчество Листа, несмотря на внутреннюю противоречивость мировоззрения, было прогрессивным и реалистичным. Наряду с Эркелем, Ференц Лист стал основоположником венгерской национальной музыки. Не менее весом его вклад в мировое музыкальное наследие.

Лист-композитор создал новый вид программной симфонической музыки – одночастную симфоническую поэму, обновил содержание музыки на принципах гуманизма и просветительства. Этим целям соответствовало новаторство формы, гармонии и других видов композиции.

Лист-музыкант обновил и «расширил горизонты» фортепиано, достигнув вершин виртуозности. Как сказал русский музыкальный критик В. Стасов, «после Листа для фортепиано стало возможно все».

Характерными чертами исполнения великого музыканта стали импровизация, романтическая приподнятость чувств, частая смена настроения и экспрессивная мелодика. Лист оказывал всяческую поддержку передовым композиторам своей эпохи, начиная с и , и заканчивая Григом, Сметаной и Альбенисом.

Сочинения Ференца Листа (свыше 1200 произведений):

  • опера «Дон Санчо, или Замок любви» (1825);
  • оратории и мессы, в том числе «Легенда о святой Елизавете» (1862), «Гранская месса» (1855), «Рождественская месса» (1866);
  • Реквием для четырех солистов, хора, органа и духового оркестра (1868) и другие вокально-симфонические произведения духовного и светского содержания;
  • симфонии и симфонические поэмы, среди которых симфония к «Божественной комедии Данте» (1856), «Фауст-симфония», «Прометей» (1850), «Орфей», «Мазепа» (1854), «Гамлет» (1858);
  • два концерта для фортепиано с оркестром, «Пляска смерти» (1849) и другие сочинения для фортепиано с оркестром;
  • фантазия и фуга на тему «Бах» (1871), «Этюды трансцендентного исполнения» (12 пьес, 1851), «Три забытых вальса» (1881, 1882, 1883), 19 венгерских рапсодий (1847-1885), «Испанская рапсодия» (ок. 1863), 75 романсов, хоры и другие произведения.

Ференц Лист. Грезы любви. JORGE BOLET (PIANO)

Ференц (Франц) Лист (венгерское Liszt Ferencz, немецкое Franz Liszt) (1811-1886) - венгерский композитор, знаменитый пианист-виртуоз, дирижер, педагог, капельмейстер, музыкально-общественный деятель и писатель о музыке, много послуживший прогрессу музыкального искусства в XIX столетия. Знак зодиака - Весы.

Создатель нового направления в пианизме. Придал фортепиано оркестровую мощь и красочность звучания, обогатил фортепианный репертуар (фантазии на оперные темы, обработки и транскрипции для фортепиано, симфонические произведения.). Возглавлял веймарскую школу.

Композитор-романтик, Ференц (Франц) Лист стремился раскрыть в своих произведениях внутреннюю связь музыки с поэзией (многие сочинения Листа имеют литературно-сюжетную основу). Оратории, «Фауст-симфония» (1857), 13 программных одночастных симфоний-поэм (создал этот жанр, применял в нем принцип монотематизма); 2 концерта для фортепиано с оркестром (1856, 1861); соната си-минор (1853), фортепианные циклы, 19 венгерских рапсодий, этюды, вальсы и другие произведения для фортепиано; хоры, песни (около 70 штук), культовая музыка (был аббатом). Один из основателей (в 1875) и первый президент Академии музыки в Будапеште (носит имя Листа). Содействовал становлению ряда национальных музыкальных школ, особенно венгерской.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Доборьяне, близ города Шопрон, в Венгрии. Игре на фортепьяно в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у Карла Черни (фортепьяно) и Антонио Сальери (композиция) в Вене, у Фердинанда Паэра и Антонина Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 году была поставлена опера Листа «Дон Санчо, или Замок любви » (жанр, в котором автор ничего законченного больше не создал), написаны его первые фортепьянные сочинения - 12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и другие. Одновременно музыкант успешно выступал как пианист.

Увлечение философией просветителей, романтической поэзией и главным образом общение с Гектором Берлиозом, Николо Паганини и Фридериком Шопеном оказали влияние на формирование эстетических принципов Листа, которые нашли отражение в его музыкальном творчестве, а также в статьях, написанных совместно с Мари д’Агу (печаталась под псевдонимом Даниель Стерн). В своих демократических по духу литературных работах Ференц ставил вопросы о положении художника в буржуазном обществе, о социальной значимости искусства, о программности в музыке и др.

Ференц Лист приветствовал Июльскую революцию 1830 года; под впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (не окончена), после восстания лионских ткачей (1834) - пьесу для фортепьяно «Лион». В 1838 - 1847 годах, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистическим темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фортепьянной игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фортепьяно, но и выработавший новые приёмы трактовки фортепьяно. Он придал оркестровое звучание фортепьяно, расширил сферу его художественного воздействия, превратив фортепьяно из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации искусства.

Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно - «Фантастической симфонии» Берлиоза (1833), симфоний Людвига вана Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1838), «Бравурных этюдов» по каприсам Паганини (1838), многих песен Франца Шуберта (1838 - 46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, Вольфганга Амадея Моцарта, К. М. Вебера, Джузеппе Верди и др. Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к русской музыке, сделал транскрипции «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Михаила Ивановича Глинки.

В конце 1830-х годов Ференц Лист создал ряд прославивших его оригинальных произведений для фортепьяно: «Альбом путешественника» (3 тетр., 1835 - 1836), 12 больших этюдов (2-я редакция 1838, позднейшая переработка - «Этюды трансцендентного исполнения», 1851), «Три сонета Петрарки» (1-я редакция 1839); «Пляску смерти » (с оркестром, 1838 - 1859) и др. Велики достижения композитора и в симфоническом творчестве, расцвет которого связан с первым, «веймарским периодом» (1848 - 1861), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные сочинения для оркестра: «Фауст-симфонию» (1854 - 1857), «Симфонию к «Божественной комедии» Данте» (1855 - 1856), 12 симфонических поэм (13-я - «От колыбели до могилы» - написана позднее, в 1881 - 1882 годах), в том числе «Тассо. Жалоба и триумф» (по Гёте, 1849 - 1854), «Прелюды» (по Отрану и Ламартину, 1848 - 1854), «Мазепа» (по Гюго, 1851), «Идеалы» (по Шиллеру, 1857); «Два эпизода из ”Фауста” Ленау» («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс», около 1860) и другие, а также ряд хоровых произведений. Лист создал новый музыкальный жанр - программную одночастную симфоническую поэму.

Композитор воплотил в музыке «вечные образы» мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художественной задачей Ф. Листа было приблизить музыкальное искусство к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, он стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную и тем самым более доступную. К программно-симфоническим произведениям примыкают по замыслу крупнейшие фортепьянные сочинения - соната си-минор (1853), цикл пьес «Годы странствий» (1-й год - 1836 - 54, 2-й год - 1838 - 1860, 3-й год - 1867 - 1877), основанные на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах искусства, «Поэтические и религиозные гармонии» (1845 - 1852).

В 1840 - 1860-е годы Ференц Лист создал 2 концерта (около 1849 - 1856, 1839 - 1861 годов) и «Фантазию на венгерские народные темы» (1852) для фортепьяно с оркестром, а также другие сочинения на венгерские темы, свидетельствующие о неразрывных творческих связях Листа с родиной. Автор использовал венгерский музыкальный фольклор в произведениях различных жанров - «Венгерских рапсодиях» для фортепьяно (15 рапсодий написаны в 1846 - 1851 годах; 4 последние в 1882 - 1885), «Погребальном шествии» (для фортепьяно, 1849), симфонических поэмах «Венгрия» (1854) и «Плач о героях» (1854), «Венгерских исторических картинах» и пьесах «Ракоци-марш», «Памяти Петёфи», «Погребенье Мошоньи» (для фортепьяно) и другие.

В Веймаре, где вокруг Листа объединились видные музыканты (такие, как Х. Бюлов, И. Рафф и другие), образовавшие так называемую веймарскую школу, Ференц реализовал свои демократические идеи и как дирижёр - пропагандист сочинений современных ему композиторов (в том числе опер Рихарда Вагнера), и как музыкальный публицист (статьи о сочинениях Берлиоза, Шумана, Вебера и других; книга о Шопене). С демократических позиций он разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристократических кругов.

В 1861 году в результате интриг Лист покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, он в 1865 году принял сан аббата. В 1860 - 1880 годах он создал ряд церковных сочинений - органных и хоровых, а также многие сочинения для фортепьяно, в том числе 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», знаменитые «Три забытых вальса», транскрипции сцены «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, а также полонеза из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского; многочисленные хоры, романсы и песни (около 70), среди которых шедевры песенной лирики, и другие. Одновременно продолжал содействовать развитию передового искусства, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 году Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венгерских музыкантов, а также деятелей национальной музыкальной культуры других стран.

В Веймаре Ференца Листа посещали и пользовались его советами пианисты Александр Ильич Зилоти, Вера Викторовна Тиманова, Эжен д’Альбер, Альфред Рейзенауэр и другие; композиторы Александр Порфирьевич Бородин, Бедржих Сметана, Эдвард Григ, С. Франк, Камиль Сен-Санс, Исаак Альбенис, Александр Константинович Глазунов Глазунов и другие. Особенно тесные связи были у Листа с русскими музыкантами, творчество которых он высоко ценил. Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность композитора имела огромное значение для развития мировой музыкальной культуры, содействуя становлению многих национальных композиторских школ, в первую очередь - венгерской.

Ференц Лист с самого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности и заслужил название Wunderkind. С семи лет он читал ноты без посторонней помощи и вообще с чтением музыки познакомился ранее, чем с грамотой. После трехлетних занятий у отца, мальчик, когда ему было около девяти лет, впервые выступил в публичном концерте.

Шесть венгерских магнатов обеспечили будущего великого композитора настолько, что он мог получить серьезное музыкальное образование. С 1821 года он занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, теорией - у Сальери.

Выступая в концертах, Лист вызывал громадную сенсацию в венской публике; во время одного из них Бетховен, после импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 году музыкант поехал в Париж, где занимался у Паэра, потом у Рейха. Одноактная опера его, «Дон-Санхо», была дана в Париже в 1825 году. К этому же времени относятся его фортепианный концерт A-moll, этюды и прочие.

В 1827 году умер отец Ференца Листа, вследствие чего мистическое настроение, и прежде замечавшееся в нем, еще более его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а впоследствии знакомство с такими людьми как Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Генрих Гейне, Альфред де-Мюссе, Жорж Занд, выработали в Листе художника-мыслителя. С юных лет и до конца жизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания, но остается в тени. Так например, в 1829 году он первый играл в Париже концерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в то время недоступна парижанам. Большое влияние оказал на композитора Паганини, приехавший в Париж в 1831 году.

Игра гениального скрипача побудила Листа добиться еще большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этот труд был первым и чрезвычайно блестящим опытом в фортепианном переложении, которое впоследствии Ференц довел до столь высокой степени.

На Листа, как на виртоуза имел также громадное влияние Шопен, а как на композитора - Берлиоз.

Около 1835 года большое внимание обратили на себя статьи Ференца о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и других. Комозитор рано начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал. В середине 30-х годов Лист предпринял путешествие по Швейцарии, Италии. К этому времени относятся его сборник пьес «Album d’un voyageur» (изданный впоследствии под названием «Annees de pelerinage») фантазии на «Пуритан», «Лючию», «Жидовку», переложения пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза.

Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвратился в Италию в 1839 году, где написал знаменитую пьесу «Venezia е Naроli» и окончил переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Необычайные размеры слава Листа получила между 1839 и 1848 годами. В этот период он несколько раз объехал всю Европу, не исключая России, Испании, Португалии, Турции. В России он был в 1842 и 1848 годах. Он первый стал выступать в концертах, исполняя всю программу один, без участия посторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большое состояние, давшее ему возможность подвинуть дело постановки монумента Бетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18 тысяч талеров.

Для музыкального торжества, сопровождавшего открытие памятника (1845), Лист написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз он открыл новые горизонты. Музыкант властвовал над публикой не только благодаря своей технике и новизне приемов, но, главным образом благодаря глубокохудожественному исполнению. Он умел передать свое искусство своим ученикам и создал целую листовскую школу, представителями которой являются Таузиг, Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и многие другие. Величайший из пианистов как в игре, так и в фортепианных произведениях, он выказал глубокое понимание богатых средств фортепиано.

В 1848 году Ференц Лист посвятил себя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаря ему, Веймар стал средоточием музыкальной жизни Германии. На оперной сцене и концертах, под управлением Ференца выдвигается вперед все выдающееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое. «Тангейзер» Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает должную оценку в Веймаре; там же впервые ставится «Лоэнгрин»; обеим этим операм Лист посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже с оперой «Бенвенуто Челлини», имеет с ней полный успех в Веймаре. То же происходит и с оперой «Геновефа» Шумана, совершенно непонятой в Лейпциге.

Лист с одинаковой симпатией относился к композиторам своей страны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в нём живейший интерес и большое сочувствие. Во время веймарского периода написаны: гранская месса и почти все его оркестровые сочинения, симфонии и симфонические поэмы, масса фортепианных произведений - 15 рапсодий, 18 этюдов, полонезы, ноктюрны.

В начале 60-х годов Лист переселился в Рим, а в 1865 году принял малое пострижение и звание аббата. Свою творческую деятельность он направил теперь преимущественно в сторону церкви. Плодом ее явились оратории: «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса.

В начале 70-х годов композитор выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а с 1875 года его деятельность сосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентом вновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его рождения во многих музыкальных центрах Европы (в том числе и в Петербурге) чествовалось концертами, составленными из его произведений. В 1886 году Лист, так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его присутствии была исполнена его оратория «Св. Елизавета». В Люксембурге приветствия публики в концерте до того растрогали маститого художника, что он, хотя и давно отказавшийся от публичного исполнения, решился играть перед тысячной аудиторией. Осенью этого года Ференц собирался в Петербург, но скончался в июле в Байрейте, где и были погребен.

Последними его композиторскими трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма «От колыбели до могилы» и несколько фортепианных пьес. Оратория «Св. Станислав», вступление которой исполнялось еще в 1884 году, осталась недоконченной, как и фортепианная школа: «Methode de piano».

Всех сочинений Ференца Листа 647 штук: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всем, что писал композитор, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. Ошибаются те, которые думают, что в своих произведениях Лист вращался в области бесформенной фантазии; напротив, его 14 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы.

Из музыкально-литературных произведений Ференца Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык Павлом Алексеевичем Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift fur Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohemiens et de leur musique en Hongrie»).

Ференца Листа противостоят броские, контрастные и динамичные «Венгерские рапсодии», в основе которых - фольклорные источники. Лист разрабатывал их в течение нескольких десятилетий. (Рапсодии создавались в следующем порядке: № 1 - около 1851 года, № 2 - 1847, №№ 3-15 - около 1853, № 16 - 1882, №№ 17-19 - 1885. Шесть из них (№№ 2, 5, 6, 9, 12, 14) переложены для оркестра Листом и Францем Допплером.)

Первоначальным эскизом послужили «Венгерские мелодии и рапсодии» (двадцать одна пьеса, 1840-1848). Большинство содержащихся здесь напевов вошли в позже написанные девятнадцать рапсодий. «Я черпал богатство там,- писал об этих темах Лист,- где находил: сначала в собственных детских воспоминаниях, которые восходят к Бихари и другим цыганским знаменитостям, а затем в полях, в самой толще цыганских оркестров Эденбурга, Пресбурга, Пешта и т. д., наконец, я запомнил и по-своему воспроизвел много мотивов, характерных черт, которые с редкой щедростью сообщали мне либо на фортепиано, либо в записи...» (Только три рапсодии (№№ 16-18) не используют фольклорных источников.) .

В этих мелодиях ярко запечатлелись особенности стиля вербункош. Сам же жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа.

Правда, он не был первым, кто ввел это обозначение в фортепианную музыку; с 1815 года рапсодии писал чешский композитор В. Я. Томашек. Но Лист придал им иное толкование: под рапсодией он разумеет виртуозное произведение в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются народно-песенные и танцевальные мотивы. Своеобразием отмечена и форма листовских рапсодий, основанная на контрастном сопоставлении двух разделов - медленного и быстрого: первый более импровизационного склада, второй - вариационный. (Любопытно, что аналогичное соотношение частей Лист сохраняет в «Испанской рапсодии » (около 1876 года): медленная часть (cis-moll) построена на варьировании темы фолии, близкой сарабанде; быстрая часть (D-dur) также основана на вариационном принципе, но в последовании тем обнаруживаются черты свободно трактованной сонатной формы (главная партия - D-dur, побочная - F-dur, заключительная - E-dur).)

В таком сопоставлении нашла отражение народно-инструментальная практика. Музыка медленных частей - горделивая, рыцарственная, романтически-приподнятая, то в характере медленного, воинственного танца-шествия, напоминающего старинный венгерский танец палоташ (сходный с полонезом, но двухдольный), то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования, с обилием украшений - подобно «халгато нота». Быстрые части рисуют картины народного веселья, огневые пляски - чардаши. Лист часто использовал характерные фигурации, передающие звучание цимбал и богатство скрипичной мелизматики, подчеркивал своеобразие ритмических и ладовых оборотов стиля вербункош; среди них выделим: а) «цыганскую гамму», б) повторяющиеся квартовые попевки, в) характерные пунктирные кадансы, синкопы. С народной практикой связаны и приемы орнаментального варьирования тем, и неожиданные смены характера и темпа движения.