Основными ценностями индустриального общества является. Художественная культура. Социокультурные противоречия буржуазного общества

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц .

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием . Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:
  • одностороннее волеизъявление;
  • субординация субъектов и правовых актов;
  • преобладание императивных норм;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерны:
  • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
  • равенство сторон;
  • преобладание диспозитивных норм;
  • ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

  • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
  • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
  • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
  • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

Сферы публичного и частного права

В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari поп potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.

В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких , как , земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В , например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по этому поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства писал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Не случайно большинство авторов советского периода к делению права на публичное и частное относились отрицательно.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.

В настоящее время в России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т. с. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим . С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).

Переход от традиционного общества к индустриальному
Традиционное общество -
общество, в котором человек
не мыслит себя вне природы;
над ним всецело властвуют
вековые традиции и обычаи.
Индустриальное общество -
общество, в котором
завершён процесс создания
крупной, технологически
развитой промышленности.
Модернизация - становление и развитие
индустриального общества (переход от традиционного к
индустриальному обществу).

Три эшелона модернизации
Первый эшелон:
Англия, Франция.
Начало - XVII в.
Под влиянием
естественных,
внутренних причин и
экономических
предпосылок.
Второй эшелон:
Германия, Италия,
Австрийская
империя, США,
Россия.
Третий эшелон:
страны Латинской
Америки, страны
Азии и Африки.
Начало - XVIII в.,
завершение - 2-я пол.
XIX в.
Во главе стоит
государство. Главная
цель - догнать страны
первого эшелона.
Конец XIX – начало
XX в.
Под влиянием
развитых стран.
Внутренние
предпосылки
отсутствуют.
Темпы - быстрые,
форсированные.
Темпы -
замедленные.
Темпы - естественные.

Экономическая сфера:
Основные черты индустриального
Бурное развитие
общества
промышленности;
Преобладание промышленного
производства над аграрным;
Высокий уровень
капиталовложений;
Связь науки, техники и
производства.

Основные черты индустриального общества

Политическая сфера:
Закрепление принципа
равенства граждан перед
законом;
Признание демократических
прав и свобод личности,
Развитие структур гражданского
общества.

Основные черты индустриального общества

Социальная сфера:
преобладание
городского населения
над сельским;урбанизация
высокая
социальная мобильность;
разрушение
сословных привилегий;
увеличение доли квалифицированных
слоев населения.

Основные черты индустриального общества

Духовная сфера:
Рационализация духовной
жизни;
Рост индивидуализма;
Признание автономии
личности от государства,
важнейшей социальной
ценностью.

Миграционные процессы

Рост городов – одна из черт
индустриального общества.
Этот процесс ускорился в XIX
в. Бурный рост городов был
вызван:
перенаселением деревни,
упадком небольших
городков (падение
ремесленного пр-ва,
перемещение
промышленных центров).

Соотношение городского и сельского
населения в индустриально-развитых
странах.
Англия
Город
Деревня
10%
Франция
Город
Деревня
30%
70%
90%
Впервые в истории города стали преобладать в
экономической жизни.

Почему мигранты
покидали Старый свет и
отправлялись в Новый?
С 20-х годов 19 века началось массовое переселение
европейцев. Большинство эмигрантов направлялись в США.

Эмигранты из
Европы. 1860 г.
Эмигранты являлись дешевой рабочей силой, согласной
на самые тяжелые условия труда.

Соц. структура
Дворяне
Буржуазия
Крупная
Средняя
Мелкая
Ср. класс
Рабочие
Квалифицированные
Неквалифицированные
Крестьяне
Какие новые классы появляются в обществе с
развитием капиталистических отношений, а
какие исчезают?

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Помещик и
цыганки.
В Англии классическое
помещичье и
крестьянское хозяйство
исчезло еще в XVIII в., во
Франции их уничтожает
революция, в США их
вообще не было.
Они сохраняются только в
странах второго эшелона:
Австрийская империя,
германские и итальянские
государства.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В XIX в. аристократии
пришлось во многом
изменить свой образ
жизни: исчезает старая и
появляется новая
аристократия.
Аристократы были
крупными
землевладельцами и
связаны друг с другом
связаны родственными
узами.

Заседание парламента
в Англии, XIX в.
Мальчиков из аристократических семей готовили к
политике. В середине XIX века 4/5 членов палаты общин
в английском парламенте составляли землевладельцы.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Постепенно
господствующее
положение аристократии
уходит в прошлое. Семьи
теряют свои богатства,
многие аристократы
вступают в брак с
богатыми «выскочками».
Новое «высшее общество».
Это приводит к слиянию
аристократии и
буржуазии.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В XIX веке во главе крупной
промышленности стояли
представители буржуазии,
нажившие миллионы.
Майер Амшель
Ротшильд.
Они много работали,
отличались скромностью в
быту, но многие из них
стремились стать частью
аристократии. Например,
пивовар Гиннес и банкир
Ротшильд стали баронами.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

В средний класс выделяли
юристов, преподавателей,
изобретателей, ученых,
врачей.
Одним из главных
признаков
принадлежности к
среднему классу было
устойчивое
материальное
положение.

Фригерио. Учитель. 19 век.
Средний класс – люди, которые не одобряли социальных
потрясений, предпочитали революциям реформы.

Исчезают сословия, усложняется структура общества

Формируется рабочий класс, в индустриальных
странах он становится неоднородным.
Рабочий класс
«рабочая
аристократия»
Неквалифицированные
рабочие

Дети на упаковочной фабрике.
Балтимор, Мэриленд, 1909.
Прочитайте о «фабричных» женщинах и детях.
Выделите особенности их положения.

Женский и детский труд

До 70-х годов 19 века
женщины не были равны
с мужчинами. В семье
женщины подчинялись
отцу или мужу.
Английская
суфражистка.
В 80-е годы женщины
добились права
распоряжаться своей
собственностью и
сохранять при себе детей
в случае развода.

Женский и детский труд

Известной суфражисткой в
Англии была Эммелина
Панкхорст, организовала
Женский социальнополитический союз.
Эмансипация -
прекращение действия
ограничений,
приобретение прав и
обязанностей.

Домашнее задание

Параграф 3, вопросы №
1,2, задание в рабочей
тетради № 4, стр.12

Система ценностей и культура индустриального общества

Демократические принципы в социальной структуре, развитие экспериментальной науки и индустриализации. Это создано ещё в 17 веке. Результатом промышленной революции стало возникновение индустриального общества. Идеалами которого является труд, производство, наука, образование, демократия. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которой стоят промышленники и учёные. Фабрика вы это время сменила мануфактуру приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Введение технических новшеств сопровождалось укрупнением предприятий, переходом к выпуску массовой, сандартизированной продукции. Массовое производство приводило к урбанизации. (росту городов) Перспектива ускоренного развития капитализма продемонстрировала сша. Процесс стал всœеохватывающим и более однородным, шёл процесс превращения истории во всœемирную историю. Становление культуры как единства, многообразия национальных культур и художественных школ. В данный процесс включаются и традиционные странны, к примеру, Япония. Особый колорит приобретает проблема культурного диалога. Складывается новая система ценностей. В корне сенситивность – польза, достаток, комфорт. Прогресс отождествляется с экономическим прогрессом. При этом принцип пользы трансформирует понятие истины. Суть то, что удобно и полезно. Утилитарный характер приобретает этикет. Регуляция взаимоотношений между свободными партнёрами по средствам купли-продажи. Продавец должен быть вежливым и обходительным, а покупатель нет. Внимание уделяется только тем, кто полезен. Отношения формализуются.

В серединœе 19 века произошла промышленная революция, в результате которой сформировалось индустриальное общество. Оно основывалось на демократии, на экспериментальной науке, внедрении новых технологий. Ничто из этого не было изобретением 19 века. Идеалами этого общества являются труд производства, образование. Сен-Симон мечтает об обществе организованном как огромная фабрика во главе которого стоят промышленники и учёные. Фабрика в это время сменяет мануфактуру, что привело к невиданному ранее росту производительности общественного труда. Предприятия переходят к выпуску массовой, стандартизированной продукции. Всё это производит к урбанизации. Росту городов. Города становятся культурными и промышленными центрами индустриального общества. Перспективы ускоренного развития капитализма всœему миру демонстрирует США. Процесс сложения мирового хозяйства, рынка охватывает оба полушария, история превращается во всœемирную историю, культура развивается как единство многообразия культурных художественных школ. К концу 19 века из традиционности выходит Япония. В это время обостряется проблема диалога культур.
Размещено на реф.рф
Ценностями индустриального общества являются сенситивные – комфорт, достаток, развитие отождествляется с экономическим прогрессом. Принцип пользы трансформирует понятие истины. Истина – то, что удобно и полезно. Утилитарная культура. Утилитаризм проникает в этикет, когда вежливость проникает к тому, кто полезен. Человеческие отношения начинаются рассматриваться как взаимоотношения между партнёрами купли-продажи. Основной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс. По подсчётам Сорокина, что 19 век принёс открытий больше, чем всœе предшествующие столетия вместе взятые. (8527). Бурный технический рост исходил из двух посылках западно-европейской культуры. Вера в активную роль разума человека. Вместе с тем, в 19 веке изменилось отношение к функции науки, раньше господствовали познавательная, воспитательные. Теперь – прикладная. Европа гордится своими достижениями. 1851 год – Лондонская выставка. В результате безраздельно выросло техническое господство человека над процессом, материей. Появились новые типы преодоления пространства. 19 век – ʼʼжелœезных дорогʼʼ. В быт входят телœефон, телœеграф. В декабря 1839 года Луи Дагер и Нисефор объявили о создании фотографии. Появляется кинœематограф Люмьеры. Первые сюжеты до 3 минут. (Приезд поезда, обед детей, полит и поливальщик). Техническое тело культуры.

Познание позволило приблизить части мира друг к другу. Изменение роли религии. Завершился процесс расколдовывания мира. Ушла вера во сверхъестественное. Дебат Улилбрфорса с Гексли. 1860 год в Оксофрде. Победа дарвинизма. Наука добилась независимости от религии. Дарвинизм отвечал потребности общества. Фрейд доказывает, что идея Бога – плод слабости человека, мечтание о могущественной власти. Стремление человека к защите и покровительству.

Маркс – вздох угнетённой твари – религия. Связал её с интересами классовой борьбы. Критическое изучение библейских текстов опровергло их богоданность. Введено обязательное светское образование. Духовенство было лишено прав. В 19 веке – кризис христианской космологии и морали. Подтвердил Ф. Ницше: Бог умер.
Размещено на реф.рф
Это мы его умертвили. В морали нарастает индивидуализм. Ты ничего не должен мне, я ничего не должен тебе. Изменяется семья. Уменьшилась, появились семейные ячейки. Меньше детей. Улучшается качество жизни. Появляется паровое отопление. Во внешнем облике древних вещей открылось открытие Тонета. Гнлул на пару фанеру. Делали венские стулья. Формируется детский мир.
Размещено на реф.рф
В богатых домах появляются детские комнаты., одежда, книги, игрушки. Переоценивается роль элитарного искусства. Настойчиво претендует на звание духовного ориентира. Искусство – выражение нравственных идеалов. Среди сосуществующих режмов.Больше всœего соответствовал реализм. Реализм появляется 1857 сборник статьей ʼʼреализмʼʼ. Изучение об эволюции видов соответствовало идее искусства о социальных типах. ʼʼЧеловеческая комедияʼʼ Оноре Бальзак. 95 произведений. Предисловие – манифест реалистического искусства. Квинтэссенция в изречении Бальзака – внешняя форма – основа.

Индустриальное общество распространило образ делового человека. Бальзак воссоздаёт класс предпринимателœей. Противоположный тип Байроническому герою. Одержимые властью, богатством. Интерес к обывателю. В 1864 году вышел роман братьев Гарку ʼʼЖерминиʼʼ. Предисловии пишут: ʼʼв условии демократии мы задали себе вопрос, неужели низкие классы не имеют право на роман. Неужели народ должен оставаться под литературным запретом. Пользоваться презрением автора. Филистёры. 1830 переходит из немецкого в другие европейские языки. Было в студенческом жаргоне. Филистер – тот кто часто прогуливает лекции. В 19 веке – обыватель вульгарный, лицемерный, бездарный, самодовольный. Флобер – ʼʼлексикон прописных истинʼʼ (свод филистерской морали 700 постулатов).

Представители живописи: Курбе, Милле. Представители критического реализма, ориентированного на изображение жизни обездоленных слоёв общества, которые противопоставлялись жизни богатых. Жизнь труженика полей – основная тема Милле. Характерны фигуры крестьян. Милле поэтизирует труд. Изображая труд, можно передать человечность. Активным борцом за критический реализм стал Густав Курбе. Художник изображает непосильный труд и нищету людей (картина ʼʼдробильщики камнейʼʼ, ʼʼпохороны в Орнанеʼʼ). В последней картинœе всё было ново. Похороны обывателя маленького городка. Мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, которых художник изображает без всяких прекрас. Передаёт жизнь со всœей беспощадной правдой. Одни картины – прославление безобразного.

Основы реалистического пейзажа заложены Камилем Каро.

Система ценностей и культура индустриального общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система ценностей и культура индустриального общества" 2017, 2018.

Развитие рыночных отношений способствует процессу секуляризации, т.е. освобождению всех сфер человеческой жизни от власти традиций. Рынок всех объединяет. Более того, рынок и машинное производство ведут к формированию новых духовных ценностей. Прежде всего, это ценность свободы, которая связывается с правом на проявление своеобразия , т.е. способности и возможности быть непохожим на других, правом на автономию , т.е. способность и возможность действовать по своей воле, а не по принуждению, правом на творчество , т.е. способность и возможность открывать новые перспективы.

Индустриальное общество открывает ценность индивидуальности . Человек начинает смотреть на себя как на «Я», а не как на «Мы». Теперь он оценивает мир своими мерками, а не мерками окружающих. А для этого человек должен открыть и развить свой внутренний мир и оттуда черпать критерии оценки себя и окружающего мира. Социальные нормы, конечно, не исчезают. Принципиально меняется сам способ социального контроля над поведением индивида. Развивается процесс интериоризации , т.е. преобразования норм, внешних по отношению к личности, в принципы самоконтроля. Социальные нормы становятся частью душевного мира человека, частью его идентичности.

Конечно, у индустриального общества есть свои приоритеты. Он ориентировано на развитие ценностей потребления и роста потребностей , а значит на поощрение тех форм социальной жизни, которые обеспечивают рост потребностей. Это предпринимательская активность, ориентация на постоянную модернизацию производства, стремление к профессиональному росту и постоянному повышению своего социального статуса, пропаганда труда и богатства. Поэтому основные цели деятельности концентрируются в сфере политических прав и экономических возможностей.

Ключевой духовной ценностью нового общества становится рациональность . В такой цивилизации человек должен уметь сам принимать решения, руководствуясь при этом не давлением общественного мнения или эмоциями, а собственным размышлением. Человек должен уметь рассчитывать и взвешивать приоритеты, а также средства их достижения. Он должен руководствоваться критериями полезности и эффективности: цели выбирать по критерию полезности, а средства их достижения - по принципу эффективности. Иначе такое отношение к миру обозначают словом «прагматичность» , когда все знания и ценности оцениваются с позиции их применимости или полезности.



Провозглашение идеалов равенства и свободы формирует новое восприятие мира. Признается существование множества мнений, взглядов, позиций по тем или иным вопросам, вариантов решения тех или иных проблем. Такое отношение обозначают словом «плюрализм ». Признается изменчивость, относительность всех человеческих знаний и ценностей. Это отношение обозначают словом «релятивизм ». Релятивизм отражает динамичность освоения мира индустриальной цивилизацией. Наконец, это провозглашается терпимость к существованию разных точек зрения. Она обозначается словом «толерантность ».

Индустриальное общество способствует возникновению новых областей духовной жизни. Развивается наука . Наука представляет собой систему знаний, которая построена на рассуждении и экспериментальной проверке выдвинутых утверждений. Но наука в индустриальной цивилизации не просто развивается. Она превращается в непосредственную производительную силу, т.е. становится условием развития промышленного производства и экономики в целом. Иначе говоря, производство теперь строится на предварительном исследовании того, что и как производить. Сами научные исследования проводятся с учетом превращения знаний в технологии.

Наука становится условием организации всей социальной жизни нового общества. Это наиболее ярко проявляется в развитии социологии, психологии, политологии. Общий подход к роли социальных наук заключается в том, что любое принятие социально-политических решений должно строиться на предварительном исследовании обстановки и экспертной оценке возможного варианта решения. В целом мировоззрение нового общества требует не веры, а рассуждений и доказательств. Поэтому философия становится основой современного мировоззрения.

По-новому организуется духовная жизнь. В ее основе лежит принцип специализации . В столь сложноорганизованном и динамичном мире уже невозможно быть специалистом широкого профиля. Поэтому люди, социальные группы и даже социальные отношения обосабливаются друг от друга. За познание отвечает наука, за нормы поведения - мораль, за переживания - искусство. Происходит даже специализация культур. Потребности разных социальных групп начинают обслуживать разные культурные комплексы. Наиболее распространенным становится делением на массовую и элитарную культуры.

1. Существуют разные способы классификации и типологии обществ. Наиболее распространенным является деление на архаические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. При этом традиционные общества остаются не пережитком прошлого, а влиятельной альтернативой современным индустриальным цивилизациям. Поэтому они являются не только этапом исторического процесса, но и типом общества.

2. В основе жизнедеятельности традиционного общества лежит подозрительное или даже враждебное отношение к изменениям и новациям. Это отношение определяет особенности хозяйственной жизни, корпоративный характер социальных отношений, патернализм во властных отношениях, определяющую роль традиций и ценностей власти и престижа в духовной и общественной жизни в целом.

3. Индустриальное общество основано на превращении в ценность преобразовательного отношения к миру. Это отношение определяет развитие промышленного производства, превращение хозяйства в экономику, формирование социальной структуры, которая приобретает открытый характер, создание властных отношений, построенных на принципах демократии, и господство идеалов свободы, рациональности, роста потребностей.

Контрольные вопросы

1. Не существует в чистом виде традиционных и индустриальных обществ. Какую же тогда роль играет такое деление?

2. Если традиционные общества основаны на отрицательном отношении к новизне, что было причиной изменений в их жизни?

3. В чем причина корпоративного характера жизни в традиционных обществах?

4. Что такое «личностный характер» общественных отношений?

5. Почему в индустриальных обществах происходит отделение общества от государства и в чем оно состоит?

6. Как связаны свойства индустриального общества и идеалы свободы, индивидуальности?

Догматизм – убеждение в вечности и неизменности тех или иных знаний и ценностей, а также неспособность и нежелание их изменять

Индустриальное общество - тип общества и этап общественного развития, в основе существования которого лежит машинное производство и рыночная экономика

Корпоративность – это такой способ социальной организации общества, при котором интересы индивида подчинены интересам группы (корпорации)

Патернализм – взаимоотношения между руководителем и подчиненными, подобные отношениям отца и детей

Плюрализм – представление о существовании и равноправии разнообразных знаний и ценностей даже по одной проблеме

Рациональность – умение и желание применять правила рассуждения в познании, выбирать цели по степени возможных последствий и средства по степени эффективности (т.е. с наименьшими затратами) достижения целей в практике

Релятивизм – представление об относительности, изменчивости, непостоянстве всех знаний и ценностей

Секуляризация – освобождение от власти традиций (прежде всего религиозных) всех сфер жизни общества и индивида

Толерантность – терпимость к существованию различных и даже противоположных взглядов на один и тот же вопрос

Традиционное общество – тип общества и этап общественного развития, в основе существования которого лежит подозрительное, враждебное отношение к новизне, изменениям, преобразованиям

Цивилизация – тип обществ, для которых характерно усложнение социальной структуры и рост динамичности жизни

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

1. Существует одна единственно верная периодизация всей человеческой истории

2. Цивилизациями являются только индустриальные общества

3. Общество, в котором хранят верность традициям, является консервативным и слаборазвитым

4. Традиционное общество - это общество, которое существовало в древности, а индустриальное - это общество, которое существует сейчас

5. В традиционных цивилизациях не были развиты религия и философия

6. Цивилизации – это более передовые общества по сравнению с первобытными племенами

7. В традиционных обществах техники не существовало

8. В традиционных обществах не был развит экономический взгляд на ведение производства

9. Для социальной жизни традиционных обществ характерна иерархия социальных групп, а для социальной жизни индустриальных обществ – не характерна

10. Люди древних обществ боялись изменений, потому что были малообразованными людьми

11. В духовной жизни индустриального общества развивается индивидуализм

12. Индустриальная цивилизация – это вершина развития человечества

13. Техника - это способ преобразования мира, обладающий наиболее безграничными возможностями

14. В науке и технике нуждается только такое общество, которое ориентировано на активное преобразовательное отношение к миру

15. В индустриальном обществе город перестает играть роль только административного, ремесленного и торгового центра

16. Развитие индивидуализма могло иметь место только в городе, а не в деревне

Основные категории: индустриальное общество; публичная и частная жизнь; рационализм, индивидуализм, полистилизм; ценности индустриального общества: труд, деньги, свобода, семья; социокультурные группы, образование как социокультурный институт, уровень культуры.

Индустриальное общество: основные характеристики.

Индустриальное общество является конечным продуктом модернизации. Оно приобретает системную определенность, когда новые институты закрепляются в соответствующих их природе и функциям моделях поведения людей. В этом случае индустриальное общество способно к воспроизводству во времени и пространстве.

Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.

    Индустриальное общество , что видно даже из его названия,опирается на машинное производство. Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.

    Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное, что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.

    Индустриальное общество - общество экономическое. Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.

    Индустриальное общество надлокально. Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.

    Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К. Маркс).

    Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.

    Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.

Дарендорф Р. , Dahrendorf R. (р.1929 г.) - немецкий социолог и политолог, автор знаменитых книг по социальной структуре общества и социальному конфликту. Основные труды Д. На русский язык не переведены.

Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р. Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.

Турен А. , Touraine A. (р.1925 г.) - французский социолог, исследователь трудовых отношений на производстве.

Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество постиндустриальное, в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д. Белл, А. Турен).

Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.

Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.