Чацкий и его мильон терзаний. Подготовьте устную характеристику Чацкого, воссоздайте его биографию. В чем состоит «мильон терзаний» Чацкого? Кто же Чацкий – победитель или побежденный

Размышляя над особенностями комедии “Горе от ума”, И.А. Гончаров отметил, что в группе действующих лиц “отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ...тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”. Он отметил также, что комедия осталась бы лишь картиной нравов, не будь в ней Чацкого, вдохнувшего живую душу в действие от первого своего слова до последнего. Без фигуры Чацкого, без его страстных монологов пьеса не обрела бы такой популярности, не стала бы одним из самых любимых

Произведений подлинных патриотов России.

Но если Чацкий - один умный человек на 25 глупцов, почему в последнем действии он является перед нами растерянным, с “мильоном терзаний” в груди? Только ли крушение его любви к Софье тому причина? Нет, он кипит негодованием, окунувшись в мир “нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков...” Словом, под град его стрел попадает уходящий век и его принципы, тянущие свои щупальцы к новому.

Последнее действие лишь подводит итог столкновениям на этой почве между фамусовским обществом и главным героем.

Чацкий - умный, образованный человек. Как характеризуют его другие персонажи, “он

Малый с головой”, “славно пишет, переводит”. Раньше он служил, занимал высокое положение, но не нашел в этом пользы, потому что приходилось служить лицам, а не делу. А “вписаться в полк шутов” и покровителей Чацкий нехочет: “Служить бы рад, прислуживаться тошно” - его кредо. За свои взгляды, идущиевразрез с общепринятыми, он “объявлен мотом, сорванцом”, потому что имением управлял “оплошно”, т. е. по-своему, три года путешествовал, что в глазах света только добавило странности его поведению. Неудачи и странствия не выветрили его энергии. Он не кажется разочарованным, когда появляется в доме Фамусова, и его разговорчивость, оживление и остроты не только от свидания с Софьей. Ведь дым Отечества ему сладок и приятен, хотя Чацкий и знает, что ничего нового не увидит, везде одно и то же.

Чувствуя в Софье неискренность, какую-то фальшь, Чацкий, как человек честный, пытается понять ее. Его ум и чувства раздражены скрытой ложью, и все, к чему он раньше

Старался быть снисходительным, возмущает его. Так “интрига любви” становится “общей

Битвой” передового человека с мракобесами своей эпохи.

Прежде всего, Чацкий настроен против “века минувшего”, так любимого Фамусовым, против раболепства, покорности и страха, косности мышления, когда

Сужденья черпают из забытых газет

Времен очаковских и покоренья Крыма.

Ему противна круговая порука знати, мотовство и пиры, но более всего негодование в нем

Возбуждает крепостничество, при котором преданных слуг выменивают на борзых собак,

Продают поодиночке “от матерей, отцов отторженных детей”. Чацкий не может

Уважать таких людей даже на безлюдье, не признает за ними права на суд над новым

Веком. И они, в свою очередь, считают таких, как Чацкий, разбойниками, опасными

Мечтателями, проповедующими самое для них страшное - вольность.

Для Чацкого занятия наукой, искусством - это творчество, высокое и прекрасное, а для

Других оно равносильно пожару. Ведь удобнее, “чтоб грамоте никто не знал и не учился”,

Лучше шеренги и муштра.

От монолога к монологу нарастает раздражение Чацкого, и дело тут не только в Софье. “Дома новы, а предрассудки стары” - вот что главное. Поэтому такими едкими становятся его реплики, направленные на носителей этих предрассудков, старых и молодых. Он посеял неприязнь, а пожал “мильон терзаний”.

Слух о сумасшествии Чацкого пал на благодатную почву, иначе фамусовское общество и не смогло бы объяснить его поведение, желчное,придирчивое. Белой вороне не место среди черных, ее надо отторгнуть. Клеветой отгораживая Чацкого, все вздыхают

Свободней, а герой слабеет. Его монолог “Да, мочи нет: мильон терзаний” звучит, как

Жалоба, и болью отзывается в сердце. Не только Чацкий, но и Отечество унижено существующим порядком, засильем иностранщины, когда “пустое, рабское, слепое подражание” заменяет национальную культуру, а “умный, бодрый... народ” даже по языку господ принимает занемцев.

Вот поэтому в последней сцене мы видим Чацкого таким возмущенным. Разочарованный в любви и не нашедший “ни звука русского, ни русского лица”, обманутый и оболганный, Чацкий бежит из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”, унося, как терновый венец, “мильон терзаний”. Но его принципы не развенчаны. Гончаров верно заметил, что “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь

Смертельный удар качеством силы свежей.

Неужели он, вечный обличитель лжи, о котором говорится в пословице “Один в поле не воин”? Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и - всегда жертва”.

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, так как “Евгений Онегин” стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства
начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова “Горе от ума”. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного им общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, “из дальних странствий возвратясь”, только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: “Ребячество!”
С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение его со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых “воинов”, начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность образа жизни своего дядюшки:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего “службы делу, а не лицам”. Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная драма осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате он переживает “мильон терзаний”, по меткому выражению Гончарова.
Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:
Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов...
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок, -

то в монологе на балу в доме Фамусова проявляется вся неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя на посмешище, от него все шарахаются. Но вместе с тем его образ очень трагичен: весь его монолог - следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.
Под тяжестью “мильона терзаний” он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет только и говорит:

С ума сошел, ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!

Однако Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, в сцене на балу, потом в сцене прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своем неприятии фамусовского общества и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких чацких на пути Фамусовых, молчалиных и репетиловых, тем слабее и тише будут звучать голоса последних.


"Мильон терзаний" Чацкого

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евгений Онегин" стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума" Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.

Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!". С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями.

Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается "мильон терзаний" по меткому выражению Гончарова.

Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе: Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть... С чего б взяла она! Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет... Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок! В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Идеями, ищущего новые, более современные формы жизни. В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у...

Удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Драматичных моментов всей пьесы. Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина, но и совершила Герой времени в "Горе от ума" I. Проблема "героя времени" в русской классике, возникающая на разных этапах общественно-исторического развития. Отражение в пьесе основного конфликта эпохи: противопоставление "века...

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произве­дения. Его комедию «Горе от ума» трудно переоценить. Пьеса Грибоедо­ва останется современной и животре­пещущей до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопо­читание, сплетни, пока в нашем обще­стве будут господствовать жажда на­живы, стремление жить за счет других, а не собственным трудом, пока будут процветать охотники угождать и при­служиваться.

Все это вечное несовершенство лю­дей и мира великолепно описано в бес­смертной комедии. Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скало­зуб... В них сосредоточены все негатив­ные стороны человеческой натуры.

И такому «обществу» в одиночку про­тивостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он при­ехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, сво­ей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные переме­ны: Софья холодна, высокомерна, раз­дражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней люб­ви, которая до его отъезда была вза­имной, но все напрасно. Все его по­пытки вернуть прежнюю Софью терпят поражение. На все пылкие речи и вос­поминания героя Софья отвечает: «Ре­бячество!».

Итак, налицо любовная драма, но она перестает быть узко личной, пере­растая в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского обще­ства. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начи­ная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Первое столкновение - с самим Фа­мусовым. Хозяин дома признает пра­вильными идеалы «века минувшего»; и образец для него - дядюшка:

Максим Петрович : он не то на серебре ,

На золоте едал ; сто человек к услугам .

Совершенно ясно, что и сам Фаму­сов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, тре­бующего «службы делу, а не лицам».

Любовный и социальный конфликты комедии сливаются в единое целое. Личная драма героя осложнена отно­шением общества к нему, а общест­венная - личными отношениями. Это изматывает Чацкого, и в результате его жизнь превращается в «мильон терзаний».

Состояние неопределенности при­водит героя в неистовство. В начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет , нынче свет уж не таков ...

Вольнее всякий дышит

И не спешит вписаться в полк шутов ,

У покровителей зевать на потолок .

Явиться помолчать , пошаркать , пообедать ,

Подставить стул , поднесть платок .

Но в монологе на балу в доме Фаму­сова уже совершенно очевидно, что у Чацкого «ум с сердцем не в ладу». Образ главного героя очень трагичен: весь его монолог - следствие несча­стной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает с таким пылом.

Чацкий не только не опровергает слухи о своем сумасшествии, но все­ми силами, казалось бы, подтверж­дает их, ведь все его поведение, все поступки противоречат «здравому смыслу», правилам, принятым в об­ществе:

Вы правы , из огня тот выйдет невредим ,

Кто с вами час побыть успеет ,

Подышит воздухом одним ,

И в ком рассудок уцелеет ...

Вон из Москвы !

Сюда я больше не ездок ,

Бегу , не оглянусь , пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок !

Герой переживает трагедию непони­мания, но ведь все его монологи обра­щены к «московским бабушкам», заве­домо не способным оценить остроту ума обличителя. Он не боится гово­рить все всем в глаза и справедливо обвиняет представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лице­мерии. И пускай Чацкий не понят, пус­кай расточал свой пыл перед недо­стойными, но не быть молчалиным в обществе льстецов и лицемеров, всту­пить в открытое противостояние бук­вально со всеми - поступок, заслужи­вающий уважения.

/ / / «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)

Он вернулся в дом, где прошло его детства, ведомый чувством любви к . Человеку, который был дорог Чацкому, который разделял его взгляды на жизнь и поддерживал. Но что он там увидел? Софья стала другим человеком, теперь ей нравятся такие люди, как Молчалин. К Чацкому она не испытывает никаких чувств, кроме раздражительности. Их прежние отношения называет детской забавой.

Чацкий пытается найти причину этих кардинальных изменений и возродить былые чувства, но Софья остается холодна к молодому человеку. С этого момента и начинается личная трагедия Чацкого, которая вылилась в конфликт с фамусовским обществом.

Молодой человек в одиночку пытается сломать старую систему, он борется за изменения в жизни, за воскрешение былой любви. Его личные отношения переплетаются с общественными, и в этот момент, по словам Гончарова, Чацкий переживает «мильон терзаний».

Меняется и эмоциональное состояние главного героя произведения. Если в начале произведения мы видим Чацкого, как уравновешенного и логичного человека, то в доме Фамусова его мысли начинают путаться, высказывания становятся противоречивыми и не логичными. Как результат, о молодом человеке начинают ходить слухи о его сумасшествии.

Чацкий под гнетом «мильона терзаний», не понимая того, усиливает эти слухи. Он говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!

В образе Чацкого писатель показал нам человека, сумевшего в одиночку выступить против фамусовского общества и обвинить его в лицемерии, предательстве, лжи. Он показал, что на место старого всегда придет новое, как бы оно не сопротивлялось. Такие люди, как Чацкий обязательно найдут свое место в жизни и построят новую жизнь.