Главный персонаж идиот. Достоевский «Идиот» – анализ

Сочинение

В конспекте статьи «Социализм и христианство» Достоевский рассматривает весь исторический путь человечества с точки зрения самосознания личности: сначала патриархально-первобытное состояние, когда человек живет в массе - непосредственно; затем цивилизация - расцвет индивидуализма, «время переходное», когда человек, как личность, «становится во враждебное, отрицательное отношение к авторитетному, патриархальному закону масс и всех». Третья форма общественного развития характеризуется тем, что человек «возвращается в массу», но уже обогащенный сознанием. Эта концепция мирового исторического процесса помогает понять группировку действующих лиц в романе «Идиот». Все герои-персонажи, противопоставленные Мышкину, относятся к периоду «цивилизации», к той стадии истории, которая является кризисным состоянием человечества и характеризуется с этим романтические тенденции в романе с наибольшей силой сказались в обрисовке Мышкина, носителя той ценности, которая выступает как нечто универсальное, обращенное к будущему.

Роман в целом - реалистический по методу обобщения действительности, образ Мышкина, «положительно-прекрасного человека», глубоко реалистический образ трагического героя, не избежавшего известной односторонности.

Заостренной духовностью Мышкин, несомненно, обращен к будущему этапу человеческой истории и предвосхищает это будущее. Но вместе с тем он лишь приближается к «вековечному идеалу» - возлюбить ближнего как самого себя, потому что полное осуществление этого идеала связано, по мысли Достоевского, с концом земного существования человека, с перерождением его в другую натуру, в другое высшее существо, которое «не женится и не посягает».

Как и любой другой человек, Мышкин находится в состоянии «переходном», некоторыми свойствами своего характера он связан с эпохой цивилизации: хотя он и лишен гордости и тщеславия, но ему свойственно личное начало, проявляющееся непроизвольно. Участник всеобщей человеческой трагедии, Мышкин связан с ней началом личности, сказавшимся в истории его отношений с Настасьей Филипповной. В чистую сферу сострадания он вносит личное влечение и восхищение, которые в данном случае, согласно авторской концепции, следует рассматривать как роковую, непоправимую ошибку, породившую тяжелые последствия. Идеал бескорыстной любви оказался неосуществленным - именно этим князь Мышкин связан с «переходным» периодом человеческой общественной истории.

Цель изобразить «положительно-прекрасного человека» в реальных обстоятельствах России 60-х годов приводит писателя к созданию трагического героя, обращенного в будущее лучшими помыслами, но еще связанного с настоящим историческим моментом человечества прежде всего до конца неизжитой «обособленностью», а также некоторой раздвоенностью своей личности. Ученые уже обратили внимание на борьбу противоположных начал во внутреннем мире Мышкина, различных сфер его сознания. Мораль сострадания - это мировоззренческая сфера героя, органически связанная с его внутренним нравственно-психологическим строем, но он ощущает и темную бездну подсознания в себе, отсюда его внимание к сложному сочетанию добра и зла в человеке. Гармоничность Мышкина - выстраданная гармоничность. Простодушие, доверчивость не мешают князю быть проницательным: «Насквозь человека пронзаете, как стрела, такою глубочайшею психологией наблюдения».

В романтическом искусстве конкретно-историческая социальная действительность, лишенная положительного общечеловеческого содержания, как «антиценность» противостоит «ценности», т. е. началам добра и красоты в личности героя. Такой антитезы в романе Достоевского нет. Участники «цивилизации», т. е. дво-рянско-буржуазногб общества, страдающие индивидуалистическими настроениями, тоже отличаются сложностью, как и положительный герой. Они все почти тянутся к чистой, бескорыстной любви и с благоговением относятся к Мышкипу как нравственно высокому человеку, который пришел, чтобы вести их к высшему единению. Познакомившись с Мышкиным в вагоне поезда, Рогожин сказал ему: «Князь, неизвестно мне, за что я тебя полюбил». Даже «опытному» камердинеру генерала Епанчина князь «почему-то нравился», хотя он и чувствовал нелепость простого разговора с «человеком». Настасья Филипповна сразу же «поверила в него». Для Аглаи Мышкин - «рыцарь бедный» из стихотворения Пушкина, воплотивший в себе «огромное понятие средневековой рыцарской платонической любви». Все как-то непосредственно постигают душу князя Мышкина именно потому, что он ближе других стоит к живому источнику жизни. В каждом человеке он открывает эту робкую и таимую потребность любить. Он видит, как все его окружающие страдают под бременем тиранического самолюбия. Утверждая себя, они вступают в противоречие с глубинным своим духовным «я». Мышкин же проницательно видит человека в его подлинном содержании.

Достоевский понимал, что чувство личности - самое прочное, коренное чувство в человеке. Он писал: «Потребность заявить себя, отличиться, выйти из ряду вон есть закон природы для всякой личности; это право ее, ее сущность, закон ее существования, который в грубом, неустроенном состоянии общества проявляется со стороны этой личности весьма грубо, даже дико, а в обществе уже развившемся - нравственно-гуманным, сознательным и совершенно свободным подчинением каждого человека выгодам всего общества и обратно, беспрерывной заботой самого общества о наименьшем стеснении прав всякой личности»20. Чувство личности признается писателем вполне естественным и зависящим от состояния общества. Он осуждает лишь те проявления, которые оказываются грубым эгоизмом, себялюбием, и приветствует те, которые принимают форму самоотверженного служения другим. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский сказал о сознательном самопожертвовании как признаке высочайшего развития человека, его могущества.

При всех отличиях Толстой и Достоевский сходятся в признании сущности человека как духовной, которая бесконечна и свободна внутри самой себя. Но как явление жизни, человек представляет собою единство противоположных начал - духовного и плотского, эгоистической сосредоточенности на себе и неизбывного стремления слиться с другими любовно. С одной стороны, обособленное существование людей как чувственных организмов, их инстинктивное движение отгородиться друг от друга, а с другой стороны их объединяет всеобщая идеальность, объясняющая их заинтересованное влечение друг к другу. Благодаря внутреннему единству, все личности, несмотря на самостоятельность и обособленность, входят в «животворящую их идеальность», если выразить мысль Толстого и Достоевского словами Гегеля. Человек, не властный преодолеть личное начало, чувство своей раздельности с другими, может слиться с ними в порыве бескорыстной любви и сострадания. Эгоизм и самолюбие всего живого на Земле преодолевается великой способностью к любви и согласию. Все люди близки друг другу животворящим началом любви, свободной духовной сущностью, которая и составляет их живое единство, их глубочайшую субстанцию.

«Идеальность», как глубочайшая основа личности, проявляется в этом духовном преодолении своей раздельности, обособленности, в этом духовном растворении себя в других, в готовности жертвенно служить другим. «Идеальность» выражает себя в чувстве неразрывной связи с родиной и народом, ответственности за его страдания, в благоговейном признании народа носителем высшего нравственного сознания при всех эмпирических безобразиях его отдельных представителей. Как член народа, человек обретает настоящую реальность, и величайшее развитие его личности происходит через духовное внутреннее единство с народом, а через него с человечеством. Согласие с Целым приводит человека в гармоническое состояние духа. Чувство личности, связанное с самолюбивой обособленностью существования, теряет остроту в этом согласии, в этом единстве со всеми, в сознании торжествующей духовности. Таким образом, эгоистическое обособление людей в какой-то степени преодолевается благодаря их братскому тяготению друг к другу, братскому общению, жажде «прощения». Человек, как замкнутая в себе непосредственность, «одушевленная, чувствующая единица», «непосредственно единичное», живет в царстве несвободы, подчинен законам необходимости. Только в слиянии с другими, только в жертвенном служении другим он обретает свободу.

Живой организм как бы замыкается внутри себя, отгораживается от остальной реальности, но вместе с тем располагает и тенденцией к слиянию с другими, теряя в этом слиянии болезненное чувство личности и получая высочайшее нравственное удовлетворение.

Другие сочинения по этому произведению

Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин - новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна - "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая - особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот»

Роковая красавица с трудным характером.

Образ Настасьи Филипповны Барашковой один из центральных в романе “Идиот”. Эта женщина с непростой судьбой невероятно красива, одевается без вычурности и изящно, темно русые волосы убирает просто, темные глаза ее глубоки, а на лице сочетаются страстность, высокомерность и страдание. Рожденная в хорошей дворянской семье, в семилетнем возрасте Настасьи Филипповна осталась сиротой и была воспитана в поместье Тоцкого. Когда ей стукнуло шестнадцать, ее опекун сделал девушку своей содержанкой и наведывался к ней регулярно для удовлетворения своих безнравственных желаний. Со временем Настасья Филипповна осознает, что сей “благодетель” подошел к ее воспитанию весьма продуманно, чтобы впоследствии из нее вышло “орудие” для особо утонченного удовольствия. Безвыходность и унизительность положения сделали из молодой женщины несчастное, бесчувственное существо.

Общественность начинает обсуждение скорой женитьбы Тоцкого. Настасья Филипповна покидает поместье и заявляется в Петербург, чтобы объявить любовнику о своем полнейшем безразличии. Она показывает себя в новом для Тоцкого свете – непокорной, лишенной чувств, но не побежденной. Тоцкий, находясь под сильным впечатлением от преображения уже надоевшей своей покорностью игрушки, поселяет содержанку в столице. Его тщеславие греет элегантная красота принадлежащей ему одному оскорбленной женщины. Теперь он задумал выдать свою подопечную замуж, наградив будущего жениха приличным приданным, чтобы расставание с любовницей прошло на достойных нотах.

Настасья Филипповна и князь Мышкин

В водоворот этих событий попадает только что прибывший из Швейцарии князь Мышкин. Один лишь раз увидев портрет Настасьи Филипповны, не зная ее лично, он поражается смешением гордости, страдания и неземной красоты в ее утонченных чертах. Князю становится страшно за дальнейшую судьбу этой прелестной и несчастной женщины. А Тоцкий боится ее саму – обновленную, высокомерную, искушенную. Его создание, дерзкое и безжалостное, теперь уже никому не остановить. Терять Настасье Филипповне нечего, и она может в любой момент погубить себя самым ужасным из способов. Вдобавок, его содержанка становится объектом торгов – ее возжелал богач Рогожин, нисколько не стесняющийся в этом признаться.

Князь Мышкин уверен, что из ада, в который заключена эта женщина, ее может вытащить только искренняя любовь. Он делает ей публичное предложение руки и сердца, объясняя свой поступок тем, что она из водоворота похоти и грязи вышла чистой и с честью. Для него она образец невиновности и невинности. Мышкин жаждет спасти Настасью Филипповну. Но демоническую гордость этой женщины не сломить, она не желает такого спасения и не готова принять высокого чувства князя. Ее влечет свет любви, но она выбирает мрак. Ее личная драма в том, что она не способна поверить в свою чистоту перед миром. Решившись после мучительных раздумий на брак с князем Мышкиным, Настасья Филипповна бежит из-под венца и находит позорный конец своей позорной жизни от руки убийцы – Рогожина.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Весь роман наполнен глубоким символическим содержанием. В каждый сюжет, в образ каждого героя Достоевский стремится вложить тот или иной скрытый...
  2. Проблема положительного героя всегда была актуальна для русской литературы. Многие писатели девятнадцатого века пытались создать образ такого героя, но сама...
  3. В конце 60-х – начале 70-х годов происходит кристаллизация противоречий в мировоззрении и творчестве Достоевского. Усиливается враждебность к идеям материализма,...
  4. Композиция: кольцевая (конец и начало романа). В конце зарезана Настасья Филипповна Барашкова. Композиционный принцип скачкообразный, неожиданный. Благодаря слову ВДРУГ. В...

Главные действующие лица романа «Идиот»

«Идиот» довольно яркое произведение Достоевского. Среди главных действующих лиц здесь можно выделить князя Мышкина, который является центральной фигурой произведения, далее семейство Епанчивых, Настасья Филипповна Барашкова и Парфен Семенович Рогожин. Это наиболее главные фигуры произведения.

Описание персонажей

Само произведение начинается со встречи князя Мышкина и Парфена Рогожина в поезде, который следовал из Швейцарии в Санкт-Петербург. Мышкин получал лечение от эпилепсии в швейцарском санатории, а теперь был в пути, чтобы посетить дальних родственников, Епанчиных в России. Сначала, князя Мышкина приветствуют в высшем классе общества, из любопытства, так как он был без гроша и с детским характером, на которого циничные аристократы смотрели с весельем. Почти сразу же после прибытия, Мышкин выполняет свою мечту влиять на всех знакомых по существу и жить жизнью, где главные места занимают честность и смирение. Он знает, что группа, на которую он намерен повлиять включает Рогожина, зловещий и ревнивый хищник; Ганя Иволгина, жадного и безжалостного секретаря генерала Епанчина, который рассматривает любые средства, чтобы накопить личное богатство; Ипполита Терентьева, смертельно больного интеллектуала, который нагло попирает наивные духовности Мышкина и Настасьи Филипповны, надменной и красивой женщины, которую, молодой девушкой, соблазнил ее опекун, Афанасий Тоцкий, и теперь жаждет отомстить ему.

Несмотря на свои благие намерения, князь Мышкин удается как-то обойти почти все оскорбления, с которыми он сталкивается, однако все меняется, когда он получает значительное наследство от дальнего родственника. Мышкин слишком наивен, не обращая внимания на действия и ряд событий, которые завершаться трагическим концом романа. Благодаря его платоническому восхищению Настасьей Филипповной, Мышкин невольно делает себя одним из кандидатов на ее руку, пытаясь спасти ее. Ярость Рогожина приводит к покушению на Мышкина, а затем и к убийству Настасьи Филипповны в кульминации романа. Действия Мышкина также влияют на жизнь других персонажей, таких как Аглая Епанчина, дочь генерала, с которой у Мышкина начинаются романтические отношения, и Иволгин, который имеет виды на Аглаю. Все главные действующие лица крутятся возле одного Мышкина, который пытается всех спасти. В трагическом хаосе и социальной дезинтеграции русского общества невинный идеализм Мышкина смотрится уж очень странно. И для всех все заканчивается трагично. Ипполит умирает, Настасья Филипповна была убита, Рогожин в тюрьме, Аглая убегает из России, и Мышкин регрессирует к состоянию детского идиотизма.

Воплощение различных типов эпилептоидного сознания в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского

1) Катастрофичность сознаний героев романа

Произведение, написанное следом за романом «Преступление и Наказание», является воплощением идеи, заявленной в эпилоге: «Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью». Центральным элементом теперь становится личность. Христианский гуманизм, определенный Достоевским в поступках Раскольникова, Сонечки и других героев, становится основной сутью романа «Идиот». Сознание каждого из героев катастрофично, все находятся в постоянном лихорадочном состоянии. Сознание затуманено.

Образ князя Мышкина -- это образ князя Христа, «рыцаря бедного», русского Дон Кихота, миссионера. Задачей романа была попытка показать обновление человека, и, по мнению Достоевского, она не достигнута.

2) Уже в основе композиции лежат стадии эпилептического припадка -- идилия > синтез бытия > падение.

Если рассматривать героев по эпилептоидным характеристикам, то распределение будет таким:

1) навязчивость и самоуничижение (Лебедев)

2) вспыльчивость и истеричность (Настасья Филипповна)

3) попытка самоистребления (Ипполит)

4) злоба (Аглая и Рогожин)

5) альтруизм, уничижение собственной личности (Мышкин)

1. Лебедев

В своей навязчивости он похож на Лебезятникова, потому что оказывается человечным (добрый отец). Он примазывается к героям, его самоуничижение, в отличие от Мышкина или Мармеладова, «подленькое».

«Парфен? Да уж не тех ли самых Рогожиных... - начал было с усиленною важностью чиновник». Он придает важность тому, что не играет в действительности большой роли. В данном же случае это попытка польстить герою, возвысить его в глазах окружающих с надеждой получить что-нибудь взамен.

«И не давай! Так мне и надо; не давай! А я буду плясать. Жену, детей малых брошу, а перед тобой буду плясать» - показательная преданность, за которой не стоит ничего и причина которой -- только надежда на материальную наживу.

Лебедев является героем, который все везде про всех знает. Возможно, это как раз-таки из-за его черты поддакивать другим людям -- у сказавшего возникает ошибочное ощущение поддержки и согласия с утвержденным фактом => он может многое рассказать и высказать, и найдется на него такой Лебедев, который, чтобы побольше сплетен узнать, поддакнет, согласится и еще и вступится за него. При этом Лебедев всегда находится в эпицентре массовых событий -- это и сцена сожжения ста тысяч, и периодические сцены у Епанчиных в Павловске, где он толкует Апокалипсис и рассказывает про звезду Полынь.

Сцена на даче Лебедева тоже своеобразна -- Лебедев достиг вершин гуманистического пафоса - «стоял некоторое время как бы пораженный громом, потом бросился к нему с подобострастной улыбкой, но на дороге опять как бы замер, проговорив, впрочем: - Си-си-сиятельнейший князь!». Несмотря на то, что Лебедев «хлопотун» и «приживальщик», он является еще и тончайшим мыслителем -- рассказ про графиню Дюбарри и толкование Апокалипсиса. Но даже высокие философские идеи не спасают его от привычки вызывать жалость у людей - «Я такой же нищий, по ночам просиживал, напролет не спал....». Показные страдания героя являются грехом -- тщеславием. В итоге он открывает свой характер князю, сознает низость своего падения и сочувствует жертвам государственного механизма юстиции.

2. Настасья Филипповна.

Один из ярчайших инфернальных образов романа, моментально завораживающий читателя уже тем, что в первый раз появляется на портрете, который могут видеть не все. Портрет, возникший три раза в первой части, всегда по-разному влияет на зрителя: 1-ый раз -- восхищение её красотой («Удивительно хороша!»), 2-ой раз -- предсказание князя её судьбы («Лицо веселое, а ведь она ужасно страдала, а?») и 3-ий раз -- мысль о разрушительности этой красоты («с такой красотой можно мир перевернуть»).

Настасья Филипповна не столько истерична, сколько непостоянна. Она разрушает души людей, её взгляд исполнен ненависти и в то же время сожаления, что она такая. Чувство отторженности, ощущение себя изгоем и обделенным присуще некоторым из персонажей, в том числе и Настасье Филипповне. Причина злобы и такого мнения о себе кроется в самом детстве героини -- осиротев в семь лет, она пошла под опекунство Афанасия Ивановича Тоцкого, который сделал её в 16 лет своей содержанкой. Никакие богатства, одежду, украшения не избавят Барашкову от ненависти к этому человеку, для которой она по сути стала любовницей против своей воли. Отвращение и презрение к себе и к Тоцкому будут распространяться и на других героев -- и на Мышкина, и на Рогожина, и на Аглаю. Она чувствует себя оскверненной, недостойной любви Мышкина. Именно поэтому она отказывается выходить за него замуж, когда он предлагает. Жизнь с Рогожиным -- это кара, казнь для самой самой, она боится его - «Всё время, когда я была у них в доме, мне всё казалось, что где-нибудь, под половицей, еще отцом его, может быть, спрятан мертвый и накрыт клеенкой, как и тот московский, и так же обставлен кругом стклянками со ждановскою жидкостью, я даже показала бы вам угол». И Настасья Филипповна прекрасно знает, что Рогожин её убьет. И об это говорит Мышкин: «женился бы, а через неделю, пожалуй, и зарезал бы ее».

Пренебрежение Настасьи Филипповны князем, её постоянное бегство от него с Рогожиным -- это борьба души героини. Мышкин хочет спасти её, и она идет на это спасение. Но в последнюю минуту мысль о том, что она этого не заслуживает, возникает вновь, и она изолирует себя от «князя Христа».

Её решение выйти замуж за Ганю -- игра, построенная на власти денег над человеком. Она ведь тоже является неким спасителем. Только методы спасения у неё иные, чем у Мышкина. Если Лев Николаевич всё свое окружение делает добрее, уважает каждого и к каждому относится с должной серьезностью, то Настасья Филипповна отвергает персонажей, грубит, насмехается -- абсолютная противоположность князю, она является беспрекословным манипулятором. Слова князя «Вы не такая» - это снятие маски, обнажение души героини, после чего она попросит прощения у семьи Иволгиных.

Встреча Аглаи и Настасьи Филипповны расставит точки над «i» - взаимоподавляющий взгляд двух героин дает отчетливо понять их готовность биться до последнего -- избалованная и злая от скуки Аглая и брошенная и униженная Настасья Филипповна. Противостояние друг другу будет после написанных писем, выраженного желания Настасьи устроить свадьбу Аглаи и князя. Соперницы в душе понимают, что одна из них погибнет, и в любом случае это будет инфернальница. Выбор князя -- решающее слово в этом споре, и его предпочтение остаться с Барашковой -- христианский гуманизм, он выбрал ту, которой он нужен больше.

3. Ипполит

Самоубийство -- это возможность переступить черту бесконечной вседозволенности и увидеть что-то новое. Шаг будет зависеть от состояния героя перед актом самоубийства.

Как и в романе «Преступление и наказание», в романе «Идиот» есть герой, больной чахоткой. Он чувствует себя изгоем и обузой, но, как и Катерина Ивановна, он очень горд, и поэтому не позволяет себя жалеть. У него нет права выбора, рано или поздно он умрет. Выбор есть только в одном -- умирать, глядя на Мейерову стену, или умирать в Павловске, глядя на деревья.

«Ипполит был очень молодой человек, лет семнадцати, может быть и восемнадцати, с умным, но постоянно раздражённым выражением лица. Казалось, что ему оставалось жить не более двух, трёх недель…»

Ребенок, лишенный жизни, он видит только один исход -- самоубийство. Он стоит в одном ряду со Свидригайловым и Кирилловым. Несмотря на то, что попытка не удалась и произошла осечка, важна сама идея самоубийства, которая поглотила героя после прочтения перед всеми его исповеди. Мысли о самоубийстве не одного его посещают, но именно он взялся за револьвер. Предназначенная близкая смерть обрекает Ипполита на мысль: а был ли смысл вообще его существования? И будет ли смысл его смерти? «Объяснение» перед смертью -- это самое искреннее и личное, что есть у человека. И в нем отражена суть существования для героя - «люди и созданы, чтобы друг друга мучить…». Маска раздражительности и недоверия -- это защитная реакция на окружающий мир, который останется после смерти. Его терзает обида на людей, которые не поняли его, не оценили по достоинству. Цинизм проявляется и в исповеди.

«-- А знаете, что мне не восемнадцать лет: я столько пролежал на этой подушке, и столько просмотрел в это окно, и столько продумал…обо всех… что… У мёртвого лет не бывает, вы знаете.....Я вдруг подумал: вот эти люди, и никогда уже их больше не будет, и никогда! И деревья тоже, -- одна кирпичная стена будет, красная..... знаете, я уверился, что природа очень насмешлива… Вы давеча сказали, что я атеист...».

Гордость Ипполита -- определяющий фактор его отношений с людьми, он не позволит себе стать посмешищем, и тем не менее чувствует, что над ним смеются. При этом не стоит забывать, что он еще ребенок, подросток, который не видел ничего, кроме кирпичной стены. И какие мысли приходят ему в голову...

«О, как я много хотел! Я ничего теперь не хочу, ничего не хочу хотеть, я дал себе такое слово, чтоб уже ничего не хотеть; пусть, пусть без меня ищут истины! Да, природа насмешлива!.... Я хотел жить для счастья всех людей, для открытия и для возвещения истины......и что же вот вышло? Ничего! Вышло, что вы меня презираете! Стало быть, дурак, стало быть, не нужен, стало быть, пора!»

При этом в исповеди дано обоснование права неизлечимо больного человека на самоубийство:

«Для чего мне ваша природа, ваш Павловский парк, ваши восходы и закаты солнца, ваше голубое небо и ваши вседовольные лица, когда весь этот пир, которому нет конца, начал с того, что одного меня счёл за лишнего?...я один выкидыш, и только по малодушию моему до сих пор не хотел понять это!..»

Также сны, которые видит герой, заставляют его покончить жизнь самоубийством. Образ черного огромного тарантула и скорлупчатого насекомого -- образ чего-то отвратительного, разрушительного. От них невозможно избавиться, и это уже аллегория разрушения души самого героя, который является атеистом.

«Смерть - это только условная, относительная грань жизни, за которой следует "новая жизнь". Но какова эта жизнь? Можно ли считать ее более...Я не в силах подчиняться темной силе, принимающей вид тарантула» > вот причина желания Ипполита покончить собой. Не только от того, что жизнь «треклятая», не только от отчаяния и усталости, но и от невозможности выносить самого себя, невозможности жить с такой душой.

4. Аглая

Аглая, одна из сестер Епанчиных, она была одарена только одним талантом -- красотой, в то время, как другие две сестры были пианисткой и художницей. Что же становится причиной злобы, сокрытой в душе? Ведь, в отличие от Ипполита, у Аглаи есть всё, что необходимо для счастливой жизни.

Характеристика Аглаи, данная Лизаветой Прокофьевной:

«Я вот дура с сердцем без ума, а ты дура с умом без сердца; обе мы и несчастны, обе и страдаем... скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая! О, господи, как она будет несчастна!..»

Младшая из всех, она начинает противостоять окружающему миру, бунтует и не хочет подчиняться. Уже в отношениях с Ганей она проявляет себя как доминантка и не дает Гавриле Ардалионовичу одержать верх. Он заблуждается, считая, что держит ситуацию под контролем - «Одно ваше слово, и я спасен». Гордость Аглаи дает понять её мнение по поводу женитьбы - «Я в торги не вступаю».

Именно гордость и высокая самооценка является причиной злости. Это и зависть, и отвержение какого-либо сравнения себя с другими (а именно с Настасьей Филипповной), и неготовность делить князя с кем-либо еще. Она смеется над Мышкиным, говорит, что он «идиот», и в итоге даже Лев Николаевич не в состоянии спасти её. В доме Дарьи Алексеевны она чисто по-женски ненавидит Настасью Филипповну, оскорбляет её, что становится нравственным падением героини. Она не может понять Мышкина, его поступок, то, что он побежал за Настасьей. И не может его простить. Возможно, это злоба от опять же скуки, как у Свидригайлова, от того, что всё дозволено -- ведь в итоге она пострижет волосы коротко и уйдет из семьи, рассорившись со всеми из Епанчиных. За границей она выскочила замуж за какого-то «польского графа», который оказался вовсе не графом, а каким-то заговорщиком-эмигрантом, «стала членом какого-то заграничного комитета по восстановлению Польши и, сверх того, попала в католическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего её умом до исступления».

5. Рогожин

Героя можно было бы назвать двойником Мышкина. При этом он является его духовным братом (обмен крестами). Его образ тонко переплетен с темой света и тьмы в романе -- уже с первых страниц дан портрет «черномазого». И он противостоит Льву Николаевичу, находится в борьбе с ним за Настасью Филипповну (при этом князь готов её уступить). Дело доходит до того, что он поднимает на князя руку - «Парфен, не верю!» - только эти слова смогли его остановить. Злоба на князя обусловлена не только борьбой за невесту, но и пространством, в котором живет рогожин -- большой массивный «темный» дом («Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зелёного»; «Твой дом имеет физиономию всего вашего семейства и всей вашей рогожинской жизни, а спроси, почему я этак заключил, -- ничем объяснить не могу. Бред, конечно. Даже боюсь, что это меня так беспокоит…»), картина Гольбейна, от которой можно потерять веру в Бога, и Рогожин потерял(«Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!..»). Образ самого Петербурга, где на Невском проспекте проходит парад масок и одежды, а на Сенной происходят случайны встречи людей -- вся мистика проникает и разрушает героев изнутри, что уже было отражено не раз у Гоголя («Портрет», «Нос»). Так и у Достоевского, люди, приехавшие из других мест -- провинция ли или заграница -- начинают постепенно становиться злее, их одолевает болезненная душная атмосфера, а в глазах появляется лихорадочный огонек. Взгляд играет в романе большую роль. В особенности взгляд Рогожина - «странный, горячий взгляд чьих-то двух глаз, в толпе», от которого остается на душе Мышкина неприятный осадок. Их же он встретит и на лестнице. Злоба -- это стандартное состояние городского мира -- усталость, несправедливость и жестокость распространяются по всем улицам и захватывают жителей целиком. И Рогожин не исключение, только рядом с Мышкиным он становится добрее, он любит его. Как только князь исчезает, Парфен начинает его ненавидеть и готов его убить.

6. Лев Николаевич Мышкин

Эпилептик, как и сам автор. Не смотря на все ранее перечисленные эпилептоидные характеристики, самая яркая черта -- альтруизм. Хотя даже не столько альтруизм, сколько сама вера в Бога и христианский гуманизм, мысль о том, что каждая жизнь стоит большой цены. Ко всем, кого не встретит Мышкин, он относится с добротой и уважением, будь то лакей, которому он рассказывает историю о казни, или же Аглая, которая с высокомерием к нему относится. Как и Рогожин, его образ связан с темой света в романе. Со многими из героев Мышкин является полными противоположностями -- это и Рогожин, и Настасья Филипповна, и Аглая. Но, находясь рядом с ними, возникает атмосфера идилии, хоть на минуту. Для Рогожина он духовный брат, для Настасьи Филипповны -- защитник.

В каждом встречном человеке князь видит прежде всего ребёнка, а в детях он видит серьезных существ, которые зачастую понимают гораздо больше, чем огрубевшие, озлобленные, одержимые страстями и болезнями люди. Так к примеру рассказ Князя Мышкина о Мари и детях, живущих в Швейцарии, о том, как любовь детей смогла возродить мари в памяти жителей деревни после её смерти. Отношение к людям, как к детям -- это отношение и к Настасье Филипповне, и к Парфёну Рогожину, и к Ипполиту Терентьеву, и ко всем остальным персонажам романа, кроме, разве, Коли Иволгина, который единственный настоящий ребёнок в романе и есть(за исключением детей Лебедева).

«Рыцарь бедный», Дон Кихот, он с каждым может найти общий язык, даже с Ганей. Объяснение отсутствия физического ответа на пощечину в том, что далеко не поступок может заставить человека думать и раскаяться, слово стоит гораздо большего. И ответом будут слова: «О, как вы будете стыдиться своего поступка!». Задача положительного героя -- сделать других добрее, возродить в них душу, заставить их раскаяться.

Сцена с картиной Ганса Гольбейна автобиографична -- сам Достоевский видел это полотно в Базеле и отразил свое впечатление от картины в словах Мышкина - «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!..». Для него важна вера в Бога, потому что это путь к спасению и очищению, пусть даже через муку.

Сцена братания Рогожина и Мышкина в чем-то параллельна сцене дарения Сонечкой креста Раскольникову. Это принятие на себя чужих бед, несение ответственности за другую душу и равенство друг перед другом, какими бы ни были кресты. И в итоге Рогожин и Мышкин умрут вместе -- Парфен, находясь в лихорадке, Лев Николаевич пребывая в эпилептическом припадке, исступлении, обнимая Парфена и гладя его по голове.

4. Манипуляторы в романах Достоевского «Преступление и наказание» и «Идиот»

1. Манипуляция как скрытое и целенаправленное действие обладает узнаваемыми характеристиками:

1) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей;

2) стремление получить односторонний выигрыш;

3) скрытый характер воздействия;

4) использование силы, в том числе и психологической;

5) мастерство в осуществлении манипулятивных действий.

В творчестве Достоевского каждый из героев так или иначе играет убеждениями и чувствами другого человека.

2. Раскольников

1) Главная жертва манипуляций Раскольникова -- Сонечка. Безусловно, попытки манипулировать другими героями проявляются (Порфирий Петрович), но вместо манипулирования происходит психологическое сражение героев. Сонечка же не является манипулятором и не противостоит манипуляциям Раскольникова столь явно, как Свидригайлов или кто-либо другой. Но она манипуляции не поддается на уровне идеологии. Её вера во Всевышнего является мощным средством против проникновения теории Раскольникова в её разум.

2) Теория Раскольникова -- теория о «русском Наполеоне», где люди делятся на две категории: людей, которые право имеют, и тех, кто является самым простым человеком. Раскрытие теории начинается со статьи Раскольникова, которую он обсуждал с Порфирием Петровичем, в молодости разделявшим такие идеи.

3) Раскольников отстаивает права «высших» людей на преступление и оправдывает их, их отрицание закона, если преступление совершено во имя идеи и блага человечества. Себя Родион относит к числу тех, кто может переступить черту и пойти дальше, пренебрегая законом, голосом совести и речами родных и близких людей.

4) Основной момент попытки манипулирования Соней -- 4-ая часть 4-ая глава, чтение о воскрешении Лазаря и своеобразная исповедь Раскольникова перед Соней. Метод манипулирования Раскольникова по Харриету Брейкеру -- отрицательное подкрепление. Финальной целью Раскольникова является провокация Сонечки на бунт против общественного устройства - «Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя!.. Свободу и власть, а главное власть....Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!». Он пытается найти поддержку своей теории в Сонечке. Для этого он пугает её, даже в какой-то степени шантажирует («эмоциональный шантаж») -- если она не пойдет на бунт против системы вместе с ним, детей Катерины Ивановны постигнет участь Сонечки, а может даже и хуже - «Не застрахованы же вы? Тогда что с ними станется? На улицу всею гурьбою пойдут, она [Катерина Ивановна] будет кашлять и просить....а там упадет, в часть свезут, в больницу, умет, а дети...». Жестокие слова окажутся своеобразным провидением, как и все в этой главе. Ведь так и будет -- Катерина Ивановна пойдет с детьми просить подаяния и выставлять их нищету на показ. Но Соня никак не может допустить такой развязки. По её мнению Господь этого не допустит. Именно вера защищает её и не дает поддаться грубым словам и страшным мыслям.

5) Другой способ манипуляции Раскольникова - изображение из себя жертвы и угроза совершить самоубийство. Для Сони такая финальная точка жизни недопустима также, как и жестокая судьба детей после её смерти. Ведь самоубийство является смертным грехом, и если цель Раскольникова -- пробудить в Соне бунтарское начало, то цель Сонечки -- довести Родиона до раскаяния. Его смерти она не переживет, потому что готова ради него жертвовать. Всё-таки он помогал её семье материально. К тому же это чисто человеческое отношение к герою, альтруистическая любовь и желание обретения счастья.

6) Другой персонаж, над которым Раскольников пытается совершить манипуляцию, - Порфирий Петрович. Каждая встреча с ним -- психологический поединок, попытка подловить и обвинить друг друга в хитрости и обмане. Манипуляция над ним не получается, так как Раскольников сконцентрирован на идее убийства и мысль о преступлении преследует его беспрестанно, так что он сам начинает о нем говорить. Манипуляция перерастает в резкую реакцию на все слова Порфирия Петровича, в обвинение его в попытке оклеветать героя.

3. Лужин

1) Манипуляции Лужина производятся над семьей Раскольниковых (Пульхерией Александровной и Дуней) и Сонечкой Мермеладовой. Основой всех манипуляций является теория «разумного эгоизма», когда эксплуатация человека оправдана и построена на выгоде и расчете. Но от теории Раскольникова она отличается бескровным достижением своих целей. «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано». Кроме этого, причина манипуляций людьми чисто психологическая -- человек, которым раньше манипулировали, пробился из низших слоев в чиновники и сам сколотил свой капитал. Цель же - желание самолично манипулировать людьми также, как некогда им самим. Как кажется Лужину, любой вопрос могут решить деньги.

2) Как и в случае с Раскольниковым, главный метод опять отрицательное подкрепление. Если рассматривать отношения с Дунечкой и Пульхерией Александровной, то это угрозы. Он считает, что эти героини зависят от него материально, и неудавшаяся свадьба -- самое страшное, что может быть для них. Ведь тогда никакого обеспечения их жизни не будет. В реалии, этого обеспечения и нет -- героини сами платят за поезд, на котором приезжают в Петербург, за ними присматривает Разумихин, который точно не допустит, чтобы женщины жили в бедности и одиночестве. Лужин этого не замечает и диктует свои правила: на предстоящем ужине не должно быть Раскольникова, Дуня должна отречься от него, иначе помолвка будет разорвана. В итоге будет разорвана, но инициатива будет в руках Дунечки, а Лужин никак не будет ожидать, что кто-либо решится противиться его воле. В отношении Сони его действия подлые, хотя это шантаж Раскольникова: вина Сони должна вынудить Родиона просить о ее прощении. И тогда Лужин отомстит за то, что расстроена помолвку с Дунечкой.

4. Свидригайлов

1) Жертвой манипуляции Свидригайлова становится Авдотья Раскольникова. Манипуляции над Родионом Романовичем невозможны, т.к. эти герои равны друг другу в моральном плане, они являются двойниками и, как было не раз сказано, Свидригайлов -- материализированное воплощение теории Раскольникова.

2) Причина манипуляций над Дунечкой -- разгоревшаяся страсть и сластолюбие героя, его мнение о том, что дозволено абсолютно всё. Цель же - добиться её, схватить в свои паучьи лапы и удовлетворить жажду. Пик накаленных страстей между Дуней и Свидригайловым происходит в запертой комнате Сони. По Брейкеру манипуляции Свидригайлова являются как положительное подкрепление -- предоставление каких-либо подарков, денег, - а также отрицательное подкрепление -- угрозы, шантаж и обвинение. Но в случае с Дуней положительным подкреплением являются не деньги, а обещание помощи в деле Раскольникова, его спасение от тюрьмы. Свидригайлов давит на больное, ведь семья у Дуни стоит на первом месте. В этом плане он схож с Раскольниковым, который также задевает тему семьи, беседуя с Сонечкой. Как у Сони, так и у Дуни семья -- единственное, чем они по-настоящему дорожат. Обвинение же заключается в том, что Свидригайлов говорит, будто бы сама Дуня была причиной отравления Марфы Петровны. При всем при этом Свидригайлов оказывает мощный психологический напор на героиню -- он «наступает» на неё, приближается всё ближе и ближе и даже ждет, когда та выстрелит третий раз. Это будто бы последний шанс, который может спасти Дуню -- только то, что она убьет Петра Петровича.

3) Противостояние Дуни внешнее сменяется противостоянием внутренним, попыткой влияния за счет взгляда. Уже не Свидригайлов владеет ситуацией, а Дуня владеет им: «Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на неё». Теперь он жертва. Это мгновение беспрекословного подчинения, единственного за весь роман, Петр Петрович перестает быть деспотом, идеология, воплощением которой он являлся, пошатнулась. И из-за этой шаткости будет совершен «вояж в Америку». Из-за усталости, вседозволенности, скуки и нереализованности теории Раскольникова.

5. Порфирий Петрович

2) Данный персонаж находится в беспрерывном состоянии психологического поединка с Раскольниковым. При этом доминантное положение занимает именно он. Каждую фразу Раскольникова он парирует. И манипуляция происходит своеобразно -- для управления героем Порфирий использует намеки, неожиданные факты, ловушки. Цель Порфирия в действительности -- довести Раскольникова до нервного срыва и признания. При этом эта цель исполнена благих намерений, ведь самоличное признание смягчит срок наказания (как и Разумихин, Порфирий является положительным героем романа. К тому же он является его родственником). Порфирий ясно дает Раскольникову понять, что он знает и про заклад, и про то, что на лестнице была стройка, и про разговор Раскольникова в трактире о камне, под которым спрятаны драгоценности и деньги, и про колокольчик, и про возвращение Раскольникова обратно на квартиру старухи. Всё, что следствие должно сохранять в тайне от подозреваемого, выставляется напоказ. И это начинает раздражать Родиона, злить. Вся доброта, открытость и даже некие «бабьи» черты характеры вызывают у Раскольникова отвращение. Но при этом он сам ищет стачек с Порфирием или со Свидригайловым, постепенно эти противостояния становятся единственным состоянием, в котором возможно существование героя, для Раскольникова -- это проверка собственных сил и желание победить, доказать самому себе действенность созданной теории.

2) Для Порфирия же подобные беседы с Раскольниковым становятся поводом задуматься о своей жизни, пожалуй, даже о собственной философии жизни и своей личности. Главная черта, характерная для него -- это искренность -- особенно во время одной из последних встреч с Раскольниковым - «Кто я? Я поконченный человек, больше ничего». Тем более личность Раскольникова чрезмерно близка Порфирию Петровичу -- мало того, что это близкий друг Разумихина, так еще и идеология, исповедуемая Раскольниковым, несколько схожа с этапом жизни Порфирия, который он уже преодолел. Он показывает, что понимает состояние Раскольникова, тем самым обезоруживая его - «В бегах гадко и трудно, а вам прежде всего надо жизни и положения определенного». Лихорадочное состояние Раскольникова, его воспаленное сознание все равно не дает душе смириться - «не заберите себе в голову, что я сегодня вам сознался». Но Порфирий всегда на шаг опережает Родиона, и здесь будет также -- его совет помолиться Б-гу, покаяться, речь о том, что страдание действительно является великой идеей будут всё-таки воплощены Раскольниковым в жизнь. Даже несмотря на то, что раскаяние придет лишь на каторге, а молитва перед Б-гом будет произнесена лишь по просьбе Сонечки. В добавок ко всему понимание личности Раскольникова Порфирием настолько глубоко, что он осознает, что герой не раз задумывался о самоубийстве и вполне способен его совершить - «пришла вам охота.... ручки этак на себя поднять, то оставьте краткую, но обстоятельную записочку».

6. Настасья Филипповна

1) Инфернально притягательный образ, она всегда находится в эпицентре мужского внимания и становится предметом «купли». Лишь Мышкин замечает в ней мятущуюся, страдающую, пораненную душу. Манипуляция Настасьи Филипповны происходит на уровне подсознательном, не за счет слов, а за счет действий, взглядов, прикосновений. Её ослепительная красота, гордость, непреклонность, максимализм и острый ум играют ей лишь на руку. Будучи главной жертвой романа, обманутой и брошенной, она сама формирует вокруг себя общество «жертв» её манипуляций. Это и Ганя, и Епанчин, и Рогожин, и Тоцкий, и Мышкин. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. И с одними из них она расправляется уже в первой части романа -- Тоцкий, Епанчин и Ганя, а с другими ей придется не только жить, но и умирать в одной комнате.

2) Категория манипуляций, лежащий в основе, пожалуй, всегда одинаковая - положительное подкрепление -- обещание чего-либо. Но методы абсолютно разные -- для Гани женитьба может принести большую денежную сумму, для Епанчина же женитьба Гани и Барашковой может стать причиной налаженных отношений с красивой дамой. Тоцким Настасья манипулирует немного иначе -- это угрозы.

3) Причина любой манипуляции Настасьи Филипповны опять же кроется в детстве -- это своеобразная месть за то, что теперь она считает себя униженной, оскорбленной, недостойной и продажной. Настасья Филипповна стремится унизить каждого и прилюдно - Ганю, бросив деньги в огонь у всех на глазах, Епанчина - прилюдно отдав жемчужное ожерелье. Для неё любая манипуляция является игрой с человеком, как с куклой. И при этом иногда она не может контролировать эти манипуляции -- поступки начинают всё больше и больше зависеть от её психологического состояния.

Главная манипуляция за весь роман происходит над Мышкиным вкупе с Рогожиным. Это идея устроить общую свадьбу -- Мышкина с Аглаей и Рогожина с ней. Она начинает вмешиваться в жизни людей, с которыми до этого не общалась -- письма к Аглае про любовь Мышкина к дому Епанчиных и ей в отдельности. Пожалуй, основным методом является шантаж -- «если не будет по-моему, не будет никак». Для того, чтобы стать мужем Настасьи Филипповны, Рогожин обязан убедить Мышкина в необходимости его свадьбы -- любое желание будет выполнено только по достижению поставленной цели.

4) В отношении Льва Николаевича манипуляция своеобразна. В действительности её нет со стороны Настасьи Филипповны, но она существует иллюзорно для самого князя. Это тот случай, когда манипуляция Настасьи Филипповны над человеком происходит против её воли -- именно из-за её состояния и из-за того, что князь может видеть человека гораздо глубже, чем кто-либо другой, он никогда не сможет освободиться от её власти. Потому что перед ним стоит миссия -- озарить любой человеческий разум и душу. И здесь его задача -- спасти душу Настасьи Филипповны и защитить её, сделать счастливой. Но цель не будет достигнута.

5) Мышкин сам является одним из грандиознейших манипуляторов романа. По или против своего желания, любой человек, находящийся рядом с ним, становится чуть добрее. В способах такой манипуляции он чем-то схож с Порфирием Петровичем -- уважительное отношение и искренность, порой ирония над самим собой.

Но причина гибели Настасьи Филипповны и Льва Николаевича для меня лично остается таковой: на земле не могут жить люди из других пространств. Пространство Настасьи -- инфернальное, Мышкина же -- небесное. Они являются двумя полюсами одного шара, по экватору которого находится мир земной, исполненный злобы, бесчестия и низости. Именно это и губит двух героев.

7. Гаврила Ардалионович

Можно ли сказать, что Ганя является манипулятором? Навряд ли, его манипуляции не реализуются в жизнь, и то, что он может как-либо влиять на людей, является иллюзией и самообманом, что он в итоге и поймет после сожжения ста тысяч, когда в нем произойдет борьба. Целью любой его манипуляции будет попытка доказать, что он важная личность, заслуживающая уважения и держащая ситуацию под своим контролем. Если он и манипулятор, то лишь с Аглаей, в сцене прочтения Мышкиным письма от него. Но в этой попытке манипуляции он жалок. События построены так, будто бы жизнь человека зависит всего лишь от слова женщины, которое он расценит дороже, чем сто тысяч. Он изображает из себя жертву, хотя всё просчитано, и исход событий с Настасьей Филипповной зависит не от Аглаи, а от него самого. Он прекрасно это понимает, но для того, чтобы разорвать с Барашковой, которую он ненавидит, ему нужна гарантия того, что он сможет потом вернуться к Аглае. Именно поэтому Аглае нужно дать письменный ответ, чтобы это было аргументированное подтверждение. Это обман, желание поймать ее. Аглая же не столь проста, она верно понимает, что данный ответ её скомпрометирует и обяжет. «Он, впрочем, знает, что если бы он разорвал всё, но сам, то я бы переменила мои чувства к нему...он знает это наверно! Но у него душа грязная: он знает и всё-таки гарантии просит. Он на веру решить не в состоянии!».

В итоге Ганя получит отпор, и манипуляция не удастся. Из-за своей ничтожности он получает ответ «нет» и не может занять главенствующее положение из-за своей подлости, мелочности и заурядности.

8. Терентьев

Ипполит Терентьев -- ипохондрик и чахоточник. Манипуляция с его стороны может проявляться лишь по причине желания показать свою самостоятельность. Он отказывается от какой-либо жалости к нему и не позволяет о себе заботиться, хотя князь Мышкин совершает это против его воли. Его душа больна, он, будучи практически прикованным к постели, тем не менее очень много знает о жизни -- как Настасья Филипповна, когда приезжает в первый раз в Петербург сразу к Тоцкому. Манипуляция обществом происходит во время чтения героем своей исповеди. Это объяснение и оправдание перед смертью. В данном случае манипуляция происходит благодаря искренности пишущего эту статью. Мысли и идеи, выраженные в исповеди заставляют думать людей. Цель Ипполита -- заставить общество жалеть о его смерти, заставить их понять, что он человек стоящий и умный. Именно поэтому Ипполит трактует свои сны и говорит о некоторых людях, типа Мышкина, в отдельности. Но цинизм не покидает его и в «Оправдании». И презрение всё равно выражается в словах Терентьева после всего. Манипуляция не удается, потому что мнение по поводу этого героя не меняется ни у кого, кроме Мышкина (лишь он может действительно оценить сказанные слова). Такие люди, как Фердыщенко и Ганя всё равно считают его жалким и дураком, иронизируют над ним («До слез довели»). Другие же люди, такие, как Коля или Вера все равно продолжают за него волноваться.

9. Лебедев

Главный метод манипуляции -- самоуничижение. В отличие от Мармеладова самоуничижение Лебедева - подлая игра с людьми, а не искреннее раскаяние. Он намеренно показывает всё свое бедное существование, нищету, а также каждому, от кого он может получить выгоду для себя, он льстит, поддакивает и пытается угодить. Все его манипуляции делаются лишь ради собственной наживы. Черты манипуляций проявляются уже с самого начала романа, беседы Рогожина и Мышкина в поезде.

Также чтение Апокалипсиса -- это не просто проявление глубоких философических идей Лебедева, но также попытка себя зарекомендовать как высокоинтеллектуального человека.

Заключение

Каждый из героев обоих романов становится частью одной большой мозаики, в целом создающей картину психологического состояния автора. Это метод передачи своих личных переживаний, попытка разобраться в самом себе, разложив все по полочкам. Именно поэтому каждый герой - это, прежде всего, самостоятельная личность, обладающая характерной для неё чертой. Рассмотрев все проявления эпилептоидных характеристик в поведении различных героев, а также манипулятивные приемы каждого из них, я могу заключить, что влияние эпохи на сознание Достоевского, его жизнь и душевное состояние было настолько велико, что держать все эмоции, мысли, мнения и идеи в себе было просто невозможно. Именно поэтому он наделяет некоторых своих персонажей определенными идеологическими предпочтениями. И именно поэтому каждый из образов неповторим. Для Федора Михайловича творчество являлось способом самовыражения. И его отношение к государственной системе и философским направлениям 60х-70х годов в некоторых героях отражено с долей иронии, а в иных же - с должной серьезностью. Таким образом романы становится не просто художественными произведениями, но и в какой-то степени автобиографическими хрониками.

Библиография

1. Юлия Валерьевна Пую. Диссертация социально-философские основания антропологии манипулирования.

2. Нина Перлина. Родословие Достоевского в свете генетики: Хроника рода Достоевских (2013)

3. И.Л. Волгин. Хроника рода Достоевского (1933).

4. В.П. Эфроимсон. Генетика этики и эстетики.

5. Михайловский Н.К. Жестокий талант.

Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) является одним из самых популярных и признанных русских писателей в западных странах. Известный русский прозаик, как никто другой сумел заглянуть в глубину человеческой души и вскрыть её пороки. Именно поэтому он стал столь интересен публике, а его произведения и по сегодняшней день не потеряли своей актуальности.

Эта статья открывает отдельный цикл, посвященный Ф.М. Достоевскому. сайт постарается вместе с вами понять и проанализировать творчество автора.

Итак, наша тема на сегодня: Ф.М. Достоевский «Идиот» — краткое содержание, история и анализ романа. Не обойдём вниманием и отечественные экранизации, выходившие в разное время.

Прежде, чем вести речь о сюжете, необходимо упомянуть о жизненных обстоятельствах автора, тем самым кратко коснемся биографии Достоевского.

Биография Достоевского — кратко и самое главное

Будущий гениальный писатель родился в Москве и был вторым ребенком, из восьми, в семье. Отец Михаил Андреевич Достоевский зарабатывал на жизнь медициной, а мать Мария Федоровна Нечаева принадлежала купеческому сословию. Не смотря на то, что семья Достоевских жила скромно, Федор Михайлович получил отличное воспитание и образование и с раннего возраст привил любовь к чтению книг. В семье боготворили творчество Пушкина. В довольно раннем возрасте Достоевский познакомился с классикой мировой литературы: Гомером, Сервантесом, Гюго и др.

Но по исполнению 16 лет в жизни писателя случается первая трагедия – чахотка (туберкулёз легких) уносит жизнь его матери.

После чего отец семейства отправляет Федора и его старшего брата Михаила на обучение в Главное инженерное училище. Сколько бы сыновья не протестовали, отец настаивал на специальном образовании, которое в дальнейшем могло обеспечить материальное благополучие.

В 1843 году Достоевский оканчивает училище и зачисляется полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но через год службы подает в отставку, чтобы целиком и полностью посвятить себя литературе.

В 1845 году издается первый серьезный роман «Бедные люди», после которого литературная общественность признает талант писателя. Начали поговаривать о «новом Гоголе».

Вскоре на место резко обрушившейся славы на писателя надвигается очередная трагедия. В 1850 году Достоевского приговаривают к смертной казни. В самый последний момент её заменили каторгой и последующей ссылкой в Сибирь на четыре года.

Чего же противозаконного сотворил гениальный литератор? Дело в том, что с 1846 года писатель стал водить дружбу с Патрашевским Михаилом Васильевичем, убеждённым социалистом. Он посещал так называемые «пятницы Петрашевского», где в основном обсуждалась музыка, литература и отчасти политика. Кружок выступал за отмену крепостного права и призывал к борьбе с коррупцией.

В результате вся группа инакомыслящих по личном приказу императора Николая I* была взята под пристальное внимание, затем арестована и заключена в Петропавловскую крепость.

Для справки

*Николай I – император Всероссийский, правивший страной 30 лет (1825 – 1855). Престол был унаследован от старшего брата Александра I. Правление Николая I ознаменовалось возросшим числом чиновничьего аппарата. Критический взгляд на работу чиновников того времени ярко передал Н.В. Гоголь в «Ревизоре»

Арестованных обвинили в вольнодумстве и приговорили к расстрелу.

Но затем приговор был смягчен. Николай I добавил лично: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни» .

изображение смертной казни — расстрел

Инициирование приговора осуществилось 22 декабря 1849 года. После такой импровизации один из приговоренных (Григорьев) через некоторое время сошел с ума. Свое душевное потрясение Достоевский как раз и изложил в одной из глав романа «Идиот». Поэтому предлагаю переключиться на сюжет книги, но мы непременно вернемся еще к биографии писателя чуть ниже.

Достоевский «Идиот» краткое содержание

князь Мышкин

Главным героем романа является молодой человек, князь Лев Николаевич Мышкин, возвращающийся после длительного лечения (от падучей болезни) из Швейцарии. В кармане, не смотря на свой княжеский титул, он не имеет ничего, а из поклажи – небольшой узелок.

Его цель – отыскать в Петербурге свою дальнюю родственницу, генеральшу Лизавету Прокофьевну Епанчину.

По пути в Петербурге князь знакомится с купеческим сыном Парфёном Рогожиным, который в свою очередь едет получать колоссальное наследство от своего покойного папаши. Между двумя персонажами возникает обоюдная симпатия.

Рогожин рассказывает новому приятелю о знакомстве с необыкновенной петербургской красавицей Настасьей Филипповной, обладающей репутацией падшей женщины. На этом новоиспеченные друзья расходятся.

Князь Мышкин прибывает в дом Епанчиных. Генерал Иван Федорович, отец семейства, сперва с неохотой принимает незваного странного гостя, но затем решается представить его семье – своей супруге и трем дочерям Александре, Аделаиде и Аглае.

Но, перед знакомством с женщинами этого дома Мышкину выпадает возможность увидеть портрет Настасьи Филипповны. Он буквально пленяется красотой этой женщины.

С этого момента и начинается удивительная и интригующая вереница событий вокруг главного героя романа. Приводить краткое содержание романа «Идиот», как впрочем и любого другого произведения, более развёрнуто — неуместно и несправедливо по отношению к автору. Поэтому мы в очередной раз придерживаемся своей традиции и ознакомили вас лишь с завязкой данного сюжета.

Наибольший интерес в этом произведении, конечно же, представляют персонажи.

Персонажи романа «Идиот»

Князь Лев Николаевич Мышкин – ключевой персонаж романа, воплощающий смирение и добродетель. Сам Достоевский пишет Майкову А.Н. (поэт, тайный советник) о своем главном герое следующее:

«Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне сообразительная и я люблю ее. Идея эта - изобразить вполне прекрасного человека

И ставя такую задачу, Достоевский обращается к известному персонажу Сервантеса — Дон Кихоту и Диккенса – Самюэлу Пиквику . Автор наделяет князя Мышкина такой же добродетелью, но при этом придает ему оттенок серьёзности.

Основные черты героя; «благородное простодушие и безграничная доверчивость».

В главном действующем лице можно найти и автобиографические элементы. Писатель наделил Мышкина эпилепсией, которой сам всю жизнь страдал. И из уст князя звучат идеи, близкие самому Достоевскому. Это и вопрос православный веры, отношение к атеизму.

Это тема отчетливо показана в эпизоде, где Мышкин рассматривает картину Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу» . Достоевский видел её лично в Базеле. По словам супруги писателя, картина произвела на Федора Михайловича шок.

Ганс Гольбейн Младший «Мертвый Христос в гробу»

— Да это... это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу...
— А на эту картину я люблю смотреть, — пробормотал, помолчав, Рогожин...
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть !

Отношение к смертной казни также отражено в одном из монологов князя:

«Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. <…> Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет»

«Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбам в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть»

Парфен Рогожин – мрачный, неотесанный мужлан, который живет лишь в порывах страсти. Прочитав роман сложно понять является ли его любовь к Настасье Филипповне искренней или же это наваждение, которое перерастает в душевное расстройство. Рогожин полная противоположность Мышкина.

Второй автор блога Hobbibook Владислав Дикарёв называет Парфёна Рогожина своим любимым персонажем в отечественной литературной классике. Почему? Он не совсем согласен с тем, что это неотёсанный мужлан. Скорее в груди Рогожина живёт душа, раздираемая противоречиями. Душа больная, лихорадочная. И во многом его мотивы диктуются маниакальным желанием обладать Настасьей Филипповной. Однако постоянное сопротивление с её стороны, ощущение, будто женщина не отвечает ему никакой взаимностью, разжигает страсть Парфёна ещё больше. А вместе с ней и ярость. Рогожин буквально сходит с ума на наших глазах, личность его рушится под тяжестью такого душевного уклада.

Если эти два персонажа соединить в одно целое, то в принципе мы получим все достоинства и недостатки Достоевского.

Настасья Филипповна – женщина сложной судьбы. Умная, гордая и красивая, но ей сложно найти свое место в обществе.

— Удивительное лицо! — ответил князь, — и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. — Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!

Помимо основных персонажей существует ряд других характеров.

Семейство Епанчиных в которое входит генерал Иван Федорович, его супруга и дочери.

Семейство Иволгиных , некогда занимавшее значительное положение в обществе, но из-за распущенности и импульсивности отца семейства, отставного генерала Иволгина, вынуждено сводить концы с концами, сдавая квартиры в своем доме.

«Идиота», читать слета вряд ли у вас получится. На протяжении всего произведения то и дело приходится наталкиваться на шероховатости и мелочи, не отточенные автором. Элементы, которые Достоевский не успел «вылизать». На то были свои причины.

В отличие от того же Некрасова или Тургенева, Достоевский не имел высокого дворянского происхождения и был вынужден сочинительством зарабатывать себе на хлеб. У него существовали сроки, которые он не мог нарушать перед издателями журнала «Русский вестник». К тому же после смерти своего старшего брата Михаила, Федор Михайлович взял долговые обязательства покойного. В результате чего еще более ухудшил свое финансовое положение. Автору начали докучать кредиторы, угрожая ему «долговой ямой».

В такой обстановке писатель не мог работать, и Достоевский был вынужден покинуть Россию. Именно за границей был написан роман «Идиот». Но процесс написания растянулся почти на полтора года и завершился в 1869 году.

Роман «Идиот» выходил частями в журнале «Русский вестник». Именно поэтому читая книгу, можно заметить некоторые повторы и напоминания автора о развитии сюжета. А обрывистость на острых поворотах сюжета должна была завлекать читателей журнала, на прочтение последующих глав. Примерно, как в современных телевизионных сериалах.

Если еще немножко приоткрыть завесу сюжета, то в романе представлена сложная любовная перипетия.

  • Князь – Настасья Филипповна и Князь – Аглая
  • Гаврила Иволгин – Настасья Филипповна и Гаврила Иволгин — Аглая
  • Парфен Рогожин – Настасья Филипповна

Тем самым автор предоставляет читателю суждения о нескольких типах любви. Это страстная и непосредственная любовь Рогожина, меркантильная любовь со стороны Гаврилы Иволгина, и христианская (из сострадания) любовь князя Мышкина.

Роман «Идиот» входит в состав, так называемого «Пятикнижия» , вобравшего в себя все лучшие труды Федора Михайловича Достоевского. В него входят:

  1. «Преступление и наказание» (год издания 1866)
  2. «Идиот» (год издания 1868)
  3. «Бесы» (год издания 1871)
  4. «Подросток» (год издания 1875)
  5. «Братья Карамазовы» (год издания 1879)

Конечно же все они так или иначе будут рассмотрены на нашем блоге. Поэтому подписывайтесь на свежие рассылки и следите за обновлениями сайт

Ф.М. Достоевский «Идиот» — фильмы

Стоит так же упомянуть отечественные экранизации к роману.

Первый фильм по мотивам романа был снят в 1910 году и естественно является немой экранизацией. Режиссер картины Петр Иванович Чердынин.

В 1958 году выходит вторая российская экранизация. Создателем картины является Иван Александрович Пырьев (также поставивший великолепную экранную версию «Братьев Карамазовых»). Картина уже имеет цвет и звук.

фильм Идиот (1958 год)

Роль князя Мышкина исполнил совсем ещё молодой Юрий Яковлев. Но выпущено была лишь одна серия фильма, по первой части романа. От дальнейших съемок Юрий Яковлев отказался из-за нервного срыва полученного после съемок первой серии. Брать другого актера на роль Пырьев отказался.

Спустя 45 лет на российских экранах появился очередной фильм «Идиот». Режиссером картины стал Владимир Бортко, который собрал внушительный актерский состав: Евгений Миронов, Владимир Машков, Ольга Будина, Инна Чурикова, Олег Басилашвили и многие другие.

Но на мой взгляд фильм 2003 года оказался не весьма удачным. Уж слишком много остается недосказанным и непоказанным, что портит всю целостность истории. Зрителю, знакомому с первоисточником, фильм покажется довольно скучным. Таким образом есть риск, что он не досмотрит сериал до конца.

В завершении я хотел бы привести отрывок из письма Достоевскому тому же А.Н. Майкову о том как же заканчивается сей роман:

«Если есть читатели „Идиота“, то они, может быть, будут несколько изумлены неожиданностию окончания; но, поразмыслив, конечно согласятся, что так и следовало кончить. Вообще окончание это из удачных, то есть собственно как окончание; я не говорю про достоинство собственно романа; но когда кончу, кой-что напишу Вам как другу, что я думаю сам о нем... <...> Окончание „Идиота“ будет эффектно (не знаю, хорошо ли?)...Я понятия не имею об успехе или неуспехе романа. Впрочем, всё решит конец романа...» (А. Н. Майкову, декабрь 1868 г, из Флоренции)

Надеюсь, мы вас заинтриговали романом Достоевского «Идиот» кратко пересказав содержание произведения и раскрыв значимые события из жизни автора. Будем рады увидеть ваше мнение в комментариях. Читайте книги – это интересно!