Канал развлечение тв. Место и роль развлекательной телепрограммы в эфире

Работа выполнена на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В.Ломоносова

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Качкаева Анна Григорьевна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Десяев Сергей Николаевич

Кандидат филологических наук, доцент Волкова Ирина Ивановна

Ведущая организация: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27.

Ученый секретарь Диссертационного совета: кандидат филологических наук, доцент В. В.Славкин

Москва, 2008

I. Общая характеристика работы.

Актуальность работы. Развлекательные передачи в современном их виде появились на российском телевидении только в последние 10-15 лет, с возникновением новой экономической и политической систем, повлиявших на формирование отечественного телевещания. Однако, несмотря на внушительный объём развлекательной телепродукции в программной сетке, до сих пор нет ни одной полноценной классификации программ подобного рода, за исключением научных работ, лишь упоминающих о существовании разного рода развлекательных передач, либо описывающих отдельные их типы, либо предлагающих уже устаревшие сравнительные классификации. Более того, никем из теоретиков журналистики так и не дано точное определение понятию «развлекательная телепрограмма». Положение усугубляется тем, что немногие авторы дают развлекательным программам всестороннюю оценку, акцентируя внимание лишь на морально-этических недостатках и на скудном смысловом наполнении; при этом из виду упускается тот факт, что телевизионное развлечение – это неотъемлемая часть сетки вещания любого канала, социальная ценность которой при более подробном рассмотрении становится несомненной.

Степень научной разработки темы. Ввиду того, что в теории телевизионной журналистики практически нет полноценных научных работ, всецело посвященных развлекательным передачам, при написании диссертации нам приходилось опираться на труды, изучающие лишь отдельные аспекты интересующей нас проблемы. Так, например, исследованию развлекательного телевидения вообще и проблемы классификации развлекательных передач в частности посвящены книги А. А.Новиковой, Е. В.Поберезниковой, Н. В.Вакуровой, а также «Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции», предложенные некоммерческим партнёрством «Медиакомитет»1. Перспективы и пути дальнейшего развития российского развлекательного телевидения обсуждаются в книгах Н. В.Бергера, Н. Б.Кирилловой, в сборниках «Телевидение: режиссура реальности» под редакцией Д. Б.Дондурея и «Телерадиоэфир: История и современность» под редакцией А. Г.Качкаевой2. Морально-этическая составляющая развлекательного телевещания анализируется в работах С. А.Муратова, Р. А.Борецкого, А. С.Вартанова, В. А.Саруханова3. Экскурс в историю развития развлекательного телевидения стал возможен благодаря трудам С. А.Муратова, Г. В.Кузнецова, Э. Г.Багирова, А. С.Вартанова, Р. И.Галушко, а также сборникам «Телевидение вчера, сегодня, завтра» и «Телевизионная эстрада» 4. Социально-психологический аспект телевизионного развлечения изучается в работах Н. Лумана, Е. А.Бондаренко, И. Н.Гайдаревой, Р. Харриса, В. П.Терина, Е. Е.Прониной, Г. Г.Почепцова, М. М.Назарова и др.5 Философской основой изучаемой проблемы послужили труды Э. Тоффлера, М. Маклюэна, Э. Берна, Ж. Дюмазедье, М. Кастельса, Й. Хейзинга6. Кроме того, нами был изучен ряд новостных и тематических сайтов (официальные сайты телеканалов, телекомпаний, Интернет-ресурсы, предоставляющие историческую и статистическую информацию)7.

Эмпирической базой исследования стали развлекательные телепрограммы российских эфирных телеканалов, в исторической части работы – развлекательные телепрограммы советского телевидения.

Методология диссертации. В основу методологии исследования положены принципы историзма, структурно-функционального анализа, системности. Методы исследования включают фактологический и исторический анализ, функциональный анализ, сравнительный и типологический анализ российских развлекательных телепрограмм за 2005-2008 гг. Кроме того, представленная в работе жанровая классификация развлекательных телепрограмм и анализ морально-этических аспектов развлекательного телевидения основываются на наблюдениях автора за эволюцией развлекательного телевещания с период с 2005 по 2008 год.

Научная достоверность данного исследования обеспечивается использованием соответствующей научной методологии, развернутой теоретической базы, применением широкого круга методов, обширным эмпирическим материалом.

Объектом исследования диссертации является современное российское развлекательное телевидение, однако при этом нельзя не проследить весь процесс становления отечественного развлекательного телевидения, начиная с 1957 года, с момента, когда в СССР выходит в эфир первая развлекательная программа «Вечер Весёлых Вопросов». Практически одновременно с советскими появляются первые развлекательные проекты в США и странах Западной Европы. Тем не менее, пути их развития были диаметрально противоположными: если на Западе развлекательное телевидение бурно прогрессирует и к середине 90-х годов достигает своего пика, то развлекательное телевидение в СССР по ряду причин к этому времени только начинает приобретать свой сегодняшний облик. По-настоящему планомерное формирование отечественного развлекательного телевидения начинается лишь в период конца 90-х годов XX в – начала XXI века.

Предметом данного исследования является жанровая структура современного российского развлекательного телевидения.

Достичь цели исследования поможет планомерное решение поставленных задач:

1. определение понятия «развлекательная программа»;

2. классификация отдельных направлений вещания развлекательного телевидения;

3. анализ личности ведущего как символа каждого из типов передач;

4. анализ морально-этического аспекта влияния телевизионного развлечения на сознание аудитории для формирования максимально адекватного отношения к реальности;

5. выявление наличия развлекательной составляющей в информационно-аналитическом телевещании.

Цель диссертационной работы заключается в обосновании предложенной нами жанровой классификации развлекательных программ и в выявлении закономерностей развития развлекательного телевидения.

Научная новизна работы заключается в том, что автор впервые проводит систематическое исследование современного российского развлекательного телевидения. В процессе исследования дано определение понятию «развлекательная телепрограмма» и предложена классификация развлекательных передач, которые планомерно изучены и сгруппированы, что даёт возможность представить развлекательное телевидение как сложную систему, каждое звено которой обладает своими признаками, функциями, возможностями и целевой аудиторией.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

Развлекательная телепрограмма – это телепрограмма, являющаяся формой и способом проведения досуга, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации;

Развлекательное телевидение составляют программы разных направлений вещания, сочетающие в себе признаки азарта, юмора, игры и эскапизма. Развлекательные передачи можно разделить на четыре типа: реалити-шоу, ток-шоу, телевикторины и шоу. Подобное разделение необходимо для наилучшего понимания значимости каждого из подобных типов;

Развлекательное телевидение, наряду с телевидением информационно-аналитическим, является важнейшим фактором социального ориентирования индивидуумов, выработки их этических принципов и моделей поведения в обществе;

Развлекательная составляющая всё чаще становится неотъемлемой частью информационно-аналитического телевещания, утверждая движение в сторону развлекательности в качестве одной из основных тенденций развития современного телевидения.

Теоретическая ценность работы заключается в утверждении предложенного нами термина «развлекательная программа», а также в утверждении новой жанровой классификации развлекательных программ.

Практическая ценность работы заключается в том, что полученные знания могут быть использованы при программировании каналов и создании отдельных передач, а также в рамках учебного процесса на факультетах журналистики при чтении лекционных курсов, спецкурсов, при проведении семинаров и практических занятий в вузах, занимающихся подготовкой и переподготовкой тележурналистов. Данные исследования могут представлять интерес для социологов, занимающихся изучением современного развлекательного телевидения.

Кроме того, ценность работы связана с предстоящей интеграцией российского телевидения в общеевропейскую систему телевещания, что в первую очередь подразумевает возможную унификацию типов телевизионных передач, в соответствии с которой страны-члены Евросоюза смогут стандартизировать все программы, выработав единые телевизионные жанры. Целью подобной унификации должно служить «обеспечение правовой определённости для противодействия недобросовестной конкуренции, а также максимально возможная защита общественных интересов»8. Очевидно, что выработка единой концепции упорядочения программ подобного рода поможет российскому телевидению, с одной стороны, решить часть административных, маркетинговых и научно-исследовательских задач, а, с другой, – намного быстрее встроиться в общеевропейскую систему направлений вещания.

Апробация работы и публикации. Материалы диссертационной работы доложены на VIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов 2006» (Москва). По теме диссертации автором опубликована статья в журнале «Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика», а также статья в Интернет-издании «Медиаскоп».

Во введении приводится обоснование важности и актуальности исследования, выявлена степень его изученности, сформулирована его цель, охарактеризованы предмет и объект изучения, определены научная новизна и практическая ценность результатов работы.

Первая глава диссертации «Современное российское развлекательное телевидение» , включающая в себя два параграфа, освещает проблему определения понятия телевизионного развлечения, после чего описывается история развлекательного телевидения СССР и России и даётся классификация развлекательных передач.

В первом параграфе «Развлекательное телевидение – определение, история, типология» даётся краткий культурологический обзор понятия «развлечение», определяются признаки и границы телевизионного развлечения, проводится краткий экскурс в историю развития развлекательного телевещания в СССР и России. Развлечение – это, прежде всего, эмоциональная оценка действительности, содержанием которой становится отказ от социально-политических и идеологических аспектов. Главной особенностью развлекательных передач является их ориентация на выполнение определённого количества специфических функций, в связи с чем мы и выделяем развлекательные программы в отдельную группу. Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей:

1. получение удовольствия, позитивных эмоций;

2. снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция тревоги;

3. уход от реальности (эскапизм);

5. эмоциональное осмысление комического (юмор).

В процессе анализа становится видно, насколько сложным и неоднозначным представляется нам определение термина «развлекательная программа», и потому в работе делается следующий вывод: передачу нельзя назвать развлекательной, исходя только лишь из одного из вышеперечисленных признаков – в противном случае мы не найдём между ними ничего общего. Поэтому, только учитывая все признаки в комплексе, можно дать определение интересующему нас понятию. Итак, развлекательные программы – это телепрограммы, являющиеся формой и способом проведения досуга, сочетающие в себе признаки азарта, юмора, игры и эскапизма, рассчитанные на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации.

Отечественное развлекательное телевещание имеет достаточно долгую историю. В его советском периоде отчётливо выделяются три этапа: а) 1957 – 1970гг. – зарождение и формирование развлекательного телевидения; б) 1970 г. – первая половина 80-х годов – время жёсткого партийного контроля на ТВ, приостановившего качественное развитие развлекательного телевещания; в) вторая половина 80-х годов – переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения. Российский развлекательный телесектор приобретает свои сегодняшние очертания лишь в начале XXI в. с появлением жанра реалити-шоу, а также повсеместным распространением викторин, ток-шоу и юмористических передач.

Второй параграф «Жанровая классификация развлекательных передач» полностью посвящен предложенной нами классификации современных российских развлекательных передач. На российском телевидении реалити-шоу впервые появились в 2001 году, с выходом в эфир первого выпуска программы «За стеклом» (ТВ-6). Их основной признак – наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников и заканчивая декорациями. Несмотря на общие принципы, все реалити-шоу можно разделить на четыре группы, в соответствии с тем, на чём основано развитие действия в передаче (помимо того, что в групповом делении лежат разные психоэмоциональные и ценностные основания). Программы первой группы («Последний герой» (Первый канал), «Дом-2» (ТНТ), «Остров искушений» (REN – TV), «За стеклом» (ТВ-6)) эксплуатируют, прежде всего, человеческие инстинкты и эмоции, это передачи, построенные по принципу «отношения – конкурс – изгнание». Целью является не столько победа участника в каком-то конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач. Реалити-шоу, объединённые во вторую группу, – это передачи, основанные на самореализации участников – «Голод» (ТНТ), «Фабрика звёзд» (Первый канал), «Кандидат» (ТНТ). Внешняя атрибутика проекта такая же, как и в реалити первой группы: разница в том, что в программах второй группы вероятность победы или проигрыша героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план. Две последних группы – это передачи, находящиеся на стыке реалити и шоу, передачи, которые нельзя назвать реалити-шоу в полном смысле этого слова, это разновидность реалити-телевидения, в котором акцент сделан не столько на реальности происходящего, сколько на развлекательной составляющей передач. Например, третья группа – это проекты, персонажи которых не живут вместе и не изолированы от общества. Суть передачи не в развитии взаимоотношений между ними, а именно в выявлении абсолютного победителя в своей сфере, которым может быть как отдельный человек («Битвы экстрасенсов» (ТНТ)), так и команда («Самый сильный человек», «Перехват» (НТВ)). Последняя, четвёртая группа реалити-шоу, внешне самая простая и незамысловатая – хроники, где камера просто фиксирует происходящее в зависимости от авторского замысла. Здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида: а) передачи, в которых камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Полный Fashion » (Муз-ТВ), «Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ), «По домам» (MTV)); б) программы, в которых камера фиксирует все моменты жизни звезды или журналиста, пробующих себя в непривычной для них профессии в течение определённого времени («Один день» с Кириллом Набутовым» (НТВ), «Проверено на себе» (REN – TV), «Звёзды меняют профессию» (ТНТ), «Звёзды на льду» (Первый канал), «Цирк со звёздами» (Первый канал), «Король ринга» (Первый канал)); в) передачи, использующие съёмки скрытой камерой или хоум-видео («Сам себе режиссёр» («Россия»), «Розыгрыш» (Первый канал), «Голые и смешные» (REN – TV), «Фигли-мигли» (ТНТ)).

Реалити-шоу, как и любое другое вещательное направление, несёт в себе определённый смысл, имея при этом отчётливо утилитарное значение. Во-первых, реалити показывают человеку способы решения определённых жизненных ситуаций (как правило, конфликтов), а, во-вторых, как считает, например, Д. Б.Дондурей, именно реалити-шоу способны стать уникальным инструментом, с помощью которого можно учить людей быть более толерантными, изживать социальные фобии9, строить взаимоотношения в социуме независимо от его размеров.

Знаковым годом для ток-шоу стал год 1996, когда телеканал НТВ запускает первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы В. Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Ю. Меньшовой «Я сама». Именно с этого момента и начинается поступательное развитие данного направления на российском телевидении. Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные страты и ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Все участники ток-шоу – от зрителей до экспертов – пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя её не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение.

Переходя к классификации передач подобного рода, нужно заметить, что развлекательное ток-шоу на российском телевидении в видовом смысле представляет собой достаточно расплывчатое образование. При наличии общих для всех программ жанровых признаков, существует целый ряд признаков второстепенных, не позволяющих разделить ток-шоу на чёткие группы, сообразуясь всего с одним критерием, поэтому критериев будет, как минимум, два. Первый – адресный – подразумевает деление ток-шоу на группы в соответствии с той аудиторией, которой они предназначены. Можно выделить 3 основных группы. Группа первая – «женские» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие: «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «Город женщин» (Первый канал), «Девичьи слёзы» (СТС). Вторая группа – «семейные» ток-шоу. В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины, передачи смотрятся немного интереснее благодаря большему разнообразию тем и возможностей изучить проблему с разных точек зрения. Это «Большая стирка» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Семейные страсти» (REN – TV), «Окна» (ТНТ), «Принцип домино» (НТВ). Третья группа – узкоспециализированные, чаще всего музыкальные ток-шоу, такие, как «Чёрно-белое» (СТС) или «Группа разбора» (Муз-ТВ). Тематика – музыка, шоу-бизнес, современные субкультуры. Этический критерий подразумевает деление на две группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи. Первая группа – передачи, делающие акцент на скандалах, на конфликтах, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы: «Большая стирка», «Окна», «Пусть говорят». Вторая группа – передачи, старающиеся избегать обсуждения «жёлтых» тем, открытых конфликтов в студии. При всей своей развлекательности они помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Это «Принцип домино», «Пять вечеров» (Первый канал), «Частная жизнь», «Семейные страсти». Массовое производство телевикторин начинается лишь в 1989 году, когда в эфире появляются «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг. Начиная с этого времени, программы подобного рода становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания. Поскольку центральной фигурой телеигр является именно ведущий, подобные программы достаточно чётко делятся на три группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущему в ходе игры. Первая группа – викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Натуральный обмен» (Муз-ТВ), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»), «Счастливый случай» (ОРТ). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются. Вторая группа – это передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов. Игры, как правило, проходят в течение определённого цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал), «Брэйн-ринг» (ОРТ)) или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)). Третья группа – противостояние ведущего и зрителей (телезрителей). Это либо смс-викторины («Поймай удачу» (MTV), «Деньги по вызову» (REN – TV), «Деньги на проводе» (ТНТ)), либо передачи, представляющие собой один продолжительный конкурс с достаточно простыми правилами («Золотая лихорадка» (ОРТ), «Следующий» (Муз-ТВ, MTV)). От участника требуется не столько эрудиция, сколько скорость реакции. Телевизионные игры – программы популярные по многим причинам. Первой причиной можно назвать «народность», доступность для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться, четвёртая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть, пятая связана с эффектом соучастия, и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры, с её непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер.

В этой главе дается определение жанра развлекательной программы, приводится классификация программ такого рода на телевидении и радио. Рассматриваются исторические особенности отечественного развлекательного вещания, а также исследуются структурно-композиционные особенности развлекательных программ на телевидении и радио. В отдельном параграфе рассматривается роль журналиста в создании развлекательной программы. Проводится сравнительный анализ отечественных и передовых зарубежных технологий в сфере конвергенции.

Жанры развлекательных программ на телевидении и радио

Развлечение - это, прежде всего, процесс, вид поведения человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие.

Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей в получении удовольствия, позитивных эмоций, снятии напряжения (рекреация и релаксация), редукции тревоги, уходе от реальности (эскапизм), в азарте и эмоциональном осмыслении комического (юмор).

В процессе анализа становится видно, насколько сложным и неоднозначным представляется исследователям определение термина «развлекательная программа». Так как передачу нельзя назвать развлекательной, исходя только лишь из одного из вышеперечисленных признаков - в противном случае невозможно будет найти между ними ничего общего. Поэтому, только учитывая все признаки в комплексе, можно дать определение понятию «развлекательная программа».

В своем исследовании мы опирались на общепринятую теорию жанров журналистики, согласно которой развлекательная программа на телевидении - это программа, сочетающая в себе признаки азарта, юмора, игры, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации.

Развлекательная программа на радио - это программа, также рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, где за основу берутся потребности слушателей в рекреации, отдыхе или наоборот акцент делается на азарт, соревновательный дух, стремление к выигрышу.

Развлекательные передачи можно разделить на реалити-шоу, ток-шоу, хроники, викторины и шоу. Развлекательное телевидение, наряду с телевидением информационно-аналитическим, является важнейшим фактором социального ориентирования зрителей, выработки их этических принципов и моделей поведения в обществе.

Отечественное развлекательное вещание принято делить на несколько этапов:

  • 1) 1941 - 1945 - послевоенные годы - В годы Великой Отечественной Войны - радио было не только источником информации, оно поднимало дух людей, вселяло надежду и уверенность в победе. Транслировались практически все новые произведения отечественных композиторов и поэтов, на радио звучали концерты «По вашим письмам», «Концерт для воинов», «Встреча с песней».
  • 2) 1957 - 1970гг. - зарождение и формирование развлекательного телевидения. На радио в этот момент культурно-просветительские программы уже пронизывают все пласты и уровни радиовещания: это и новости о театре, кино, литературе, и трансляции концертов классической и народной музыки, и художественное чтение, и различные радиокомпозиции.
  • 3) 1970 г. - первая половина 80-х годов - время жёсткого партийного контроля на телевидении, приостановившего качественное развитие развлекательного телевещания. Радио в этот момент также делает упор на образовательные программы («Радионяня», «КОАПП»), развлекательных жанров в чистом виде практически не встречается.
  • 4) вторая половина 80-х годов - переходный период, начало становления российского развлекательного телевидения. При этом на российских радиоканалах четко обозначилась экспансия медийных продуктов западного образца. Все больший вес приобретает массовое коммерческое вещание.
  • 5) 1991 г. - наши дни - с появлением жанра реалити-шоу, а также повсеместным распространением викторин, ток-шоу и юмористических передач российский развлекательный теле- и радиосектор приобретает свои сегодняшние очертания.

Важной составляющей современного вещания становится феномен инфотейнмента. Он работает по формуле информация + развлечения, т.е. преподнесение основной информации, идет в форме развлечения. Это явление проникает практически во все сферы теле и радиопроцесса. Возможно, уже говорить о том, что новостные программы транслируются с некой долей упрощенности и развлекательности, для того, чтобы быть доступнее и интереснее.

Исследователь С.И. Акинфиев делит все современные развлекательные программы на несколько больших групп: ток-шоу, реалити-шоу, хроники, викторины, шоу. Каждая группа имеет свои подвиды и различные критерии классификации. Рассмотрим подробнее каждую из них:

Ток-шоу. В соответствии с той аудиторией, которой они предназначены, делятся на три группы: семейные, женские и узкоспециализированные.

Знаковым годом для ток-шоу стал 1996 год, когда телеканал НТВ запускает первый по-настоящему развлекательный проект «Про это». В том же 1996 году на ОРТ выходит первый выпуск программы Валерия Комиссарова «Моя семья», а в 1998 году в эфире НТВ появляется ток-шоу Юлии Меньшовой «Я сама». Радиоэфир в это время больше наполнен политическими ток-шоу, что обусловлено обстановкой в стране. Однако и здесь со временем появляются развлекательные программы в жанре ток-шоу.

Ток-шоу показывает человеку, столкнувшемуся с проблемой, что он не одинок, что вокруг достаточно людей с идентичными проблемами, однако истинная суть подобных передач не в бесстрастном отражении окружающей действительности и не в пессимистичной констатации фактов. Ценность ток-шоу в том, что подобные передачи консолидируют различные ячейки общества в единое целое, находя сходство в жизненных позициях, утверждая приемлемые для всех моральные ценности и помогая найти универсальное решение общих проблем. Все участники ток-шоу - от зрителей до экспертов - пытаются смоделировать общую для каждого единичного случая ситуацию, проецируя ее не только на конкретного, сидящего перед нами участника, но и на каждого телезрителя, имеющего к этой проблеме непосредственное отношение. Итак, группы ток-шоу:

  • - «Женские» ток-шоу. В программе обсуждаются те вопросы, которые интересуют или могут заинтересовать только женщин (личная жизнь, мода, красота, здоровье, карьера), проблема рассматривается, как правило, сквозь призму женского видения мира, героями повествования являются женщины, ведут передачи женщины-ведущие: «Я сама» (НТВ), «Лолита. Без комплексов» (Первый канал), «Чего хочет женщина» («Россия»), «О стиле все и сразу» («Эхо Москвы»), «Домашняя академия» («Радио России»).
  • - «Семейные» ток-шоу. В отличие от сугубо «женских», они ориентированы уже на семью, обсуждаются проблемы, одинаковые для обоих полов, участниками в равной степени являются как мужчины, так и женщины. Это «Пусть говорят» (Первый канал), «Моя семья» («Россия»), «Научите меня жить» (ТВ3), «Принцип домино» (НТВ), «Счастливый билет» («Радио России»), «Ищем выход» («Эхо Москвы»), «Взрослым о взрослых» («Эхо Москвы»), «Родительское собрание» («Эхо Москвы»)
  • - Узкоспециализированные, например, музыкальные ток-шоу («12 злобных зрителей» (MTV), «Группа разбора» (Муз-ТВ), «Dнамика» («Dfm»)), кулинарные («Спросите повара» (Домашний), «Смак» (Первый канал)), медицинские («Мединфо» («Эхо Москвы»), «Жить здорово» («Первый канал»), «Рецепты здоровья» («Радио России»)).

Некоторые исследователи также предлагают ввести дополнительный критерий классификации ток-шоу - этический. Он подразумевает деление на группы в соответствии с морально-этическим контентом и оформлением передачи:

  • - Конфликтные ток-шоу. Передачи, делающие акцент на скандалах, разногласиях, зачастую на драках участников. Суть программы, как правило, не в поиске решения, а в самом обсуждении проблемы: «Окна» (ТНТ), «Большая стирка» (Первый канал).
  • - Ток-шоу - совет. Такие программы помогают участникам найти выход из ситуации, решить проблемы, дать нужный совет. Авторы стараются избегать открытых конфликтов в студии. Это «Принцип домино» (НТВ), «Пять вечеров» (Первый канал), «Кто куда?» («Эхо Москвы»).

Реалити-шоу. Делятся на две группы: реалити-шоу, посвященные соревнованиям, борьбе, и реалити-шоу, направленные на самореализацию героев. Сразу оговоримся, что этот жанр развлекательных программ возможен только на телевидении, так как при трансляции его на радио терялся бы основной принцип - «подглядывания» за жизнью героев.

Реалити-шоу впервые появились в 2001 году, с выходом в эфир программы «За стеклом» (ТВ-6). Их основной признак - наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности во всех её проявлениях, начиная с участников и заканчивая декорациями. Реалити-шоу, как и любое другое вещательное направление, несёт в себе определённый смысл, имея при этом отчётливо утилитарное значение. Во-первых, реалити показывают человеку способы решения определённых жизненных ситуаций (как правило, конфликтов), а, во-вторых, как считает, например, Д.Б.Дондурей, именно реалити-шоу способны стать уникальным инструментом, с помощью которого можно учить людей быть более толерантными, изживать социальные фобии, строить взаимоотношения в социуме.

  • - Соревновательные реалити-шоу эксплуатируют, прежде всего, человеческие инстинкты и эмоции. Это передачи, построенные по принципу «отношения - конкурс - изгнание». Целью является не столько победа участника в каком-то конкретном соревновании или в проекте вообще, сколько проверка его умения «выжить», умения выстроить отношения с другими персонажами на протяжении всего цикла передач («Последний герой» (Первый канал), «Дом-2» (ТНТ), «Остров искушений» (REN - TV)).
  • - Реалити-шоу, основанные на самореализации участников - «Голод» (ТНТ), «Фабрика звёзд» (Первый канал), «Офис» (ТНТ). Здесь вероятность победы или проигрыша героя зависит не только и не столько от его социального чутья, сколько от его умений. Отношения, хотя и являются важной составляющей проекта, уходят на второй план.

Хроники. Это передачи, находящиеся на стыке реалити и шоу, передачи, которые нельзя назвать реалити-шоу в полном смысле этого слова: здесь нет соперничающих друг с другом участников, а временные и территориальные рамки определяются лишь главным героем, иногда единственным, который в ряде случаев является одновременно и ведущим. Хроники делятся на три вида, которые можно условно назвать «жизнь звезды», «новая профессия» и «скрытая камера» (иначе «розыгрыш»). Последние два жанра с успехом функционируют и на радио. Итак,

  • - Хроники жизни известной личности - это передачи, в которых камера следует за звездой шоу-бизнеса, записывая все моменты её жизни («Полный Fashion» (Муз-ТВ), «Блондинка в шоколаде» (Муз-ТВ), «По домам» (MTV)). Этот жанр возможен только на телевидении.
  • - «Новая профессия» - программы, в которых звезды или журналисты пробуют себя в непривычной для них профессии в течение определённого времени («Проверено на себе» (REN - TV), «Звёзды на льду» (Первый канал), «Цирк со звёздами» (Первый канал), «Король ринга» (Первый канал)). На радио такие материалы часто начинают носить репортажный характер («Послужной список» («Эхо Москвы»).
  • - «Скрытая камера» или «Розыгрыш» - на телевидении эти передачи используют съёмки скрытой камерой или хоум-видео («Сам себе режиссёр» («Россия»), «Розыгрыш» (Первый канал), «Голые и смешные» (REN - TV). На радио этот жанр трансформируется в шуточные звонки ничего не подозревающему человеку. Инициатором могут выступать ведущие или слушатели, желающие разыграть своих друзей (утренние и дневные шоу на «Русском радио», «Европе плюс»).

Викторины. Массовое производство телевикторин начинается лишь в 1989 году, когда в эфире появляются «Счастливый случай» и «Брэйн-ринг». Начиная с этого времени, программы подобного рода становятся неотъемлемым компонентом сетки вещания, в том числе и на радио. Поскольку центральной фигурой викторин является именно ведущий, подобные программы достаточно чётко делятся на две группы в зависимости от того, кто является антагонистом ведущему в ходе игры: один игрок или команда.

  • - Викторины, в которых ведущему противостоят каждый раз новые, незнакомые ему игроки («Кто хочет стать миллионером» (Первый канал), «Поле чудес» (Первый канал), «Угадай мелодию» (Первый канал), «Сто к одному» («Россия»), «Будилка» (Dfm), «Игра без слов» («Русское радио»)). Потерпевшие поражение игрок или команда в викторинах первого типа в программу больше не возвращаются.
  • - Передачи, в которых с ведущим играет определённое количество одних и тех же эрудитов. Игры, как правило, проходят в течение определённого цикла, проигравший игрок может вернуться в программу в следующем цикле. Так же, как и в первом случае, игроки могут объединяться в команды («Что? Где? Когда?» (Первый канал)), или сражаться каждый сам за себя («Своя игра», (НТВ)). Но в радиоэфире подобных программ нами отмечено не было.

Телевизионные игры - программы популярные по многим причинам. Первой причиной можно назвать «народность», доступность для всех, вторая связана с возможностью человека объективно оценить свои знания. Третьей причиной является желание каждого человека постоянно самосовершенствоваться. Четвёртая, меркантильная, основана на естественном для каждого человека желании выиграть. Пятая связана с эффектом соучастия, и, наконец, последней причиной привлекательности телеигр можно назвать сам феномен игры, с её непредсказуемостью, эффектом неожиданности и поворотами сюжета, всегда носящими спортивный характер.

Шоу. На первый взгляд может показаться, что передачи эти имеют к журналистике опосредованное отношение, однако, чтобы доказать обратное, достаточно, например, вспомнить учебное пособие В.Л. Цвика «Введение в журналистику», где уточняется, что журналистика - это не только «средство выражения и формирования общественного мнения, инструмент опосредованного общения (средство коммуникации)», но и «в ряде случаев - способ эстетического осмысления реальной действительности». Все шоу можно разделить на две группы: так называемые «концерты» и «юмор».

  • - Концерты, трансляции различных масштабных событий, фестивалей, юбилейные вечера известных артистов и просто набор сценических зрелищ и эстрадных номеров. («Субботний вечер» (Россия), «Рождественские встречи» (Россия)), на радио это, как правило, трансляция концертов известных музыкантов («Шедевры, шлягеры, хиты» («Радио России»)).
  • - Юмористические программы, подобные «Аншлагу» («Россия»), «КВНу» (Первый канал), «Кривому Зеркалу» (Первый канал) и прочим, суть которых - в выступлении юмористов, исполняющих свои или чужие миниатюры. С появлением радио «Юмор FM», зачастую транслирующего записи прямо с концертов известных юмористов, этот жанр стал доступен и радиослушателям («В гостях у смеха», «Большая разница», «Фабрика смеха» («Юмор FM»)). К юмористическим программам относят и скетч-шоу, то есть набор сыгранных группой актеров комедийных сценок, обычно протяжённостью 2-5 минут каждая. Основоположниками жанра в начале и середине 90-х годов были такие проекты, как «Джентльмен-шоу» (РТР), «Оба-на» (ОРТ), «Осторожно, модерн» (СТС), «Маски-шоу» (РТР), «Городок» («Россия»), «ОСП-Студия» (ТВ-6). Сегодня это «Каламбур» (ДТВ), «Наша Russia » (ТНТ), «Шесть кадров» (СТС), «Дорогая передача» (REN - TV). Все большую популярность приобретает и жанр стендап-комеди («Comedy club » (ТНТ), «Comedy Women» (ТНТ). Суть передач подобного рода в появлении на сцене конферансье-эмси, который свободно общается с публикой на модные темы, интересно шутит, иногда задирает сидящих в зале.

Что касается функционального аспекта, то в подавляющем большинстве случаев развлекательные программы выполняют только рекреативную функцию. Если обратиться к учебному пособию В.Л, Цвика «Введение в журналистику», то окажется, что в шоу-передачах проявляется ещё и непосредственно-организаторская функция, заключающаяся в распространении в повседневной жизни чисто журналистских находок вроде «КВНа» или «Голубых огоньков», реализуется культурно-просветительская функция и т.д. Однако, как правило, именно шоу-программы представляют собой классический вариант развлекательной программы.

Все звёздные шоу, дерзкие телепроекты, нетленные хиты и горячие новинки на одном сайте. Pokazz собрал ведущие каналы для всей семьи онлайн. Дома и на работе, на отдыхе и в дороге тебе доступны любимые передачи. Есть выход в интернет - есть !

Лучшие ТВ-развлечения на портале Pokazz

С нашей подборкой ты легко найдёшь занятие для всей семьи. Онлайн ТВ от Показз доступно на ПК и мобильных устройствах. В любое время, в любой ситуации включай отличное настроение. Двигайся в ритме популярных танцевальных шоу. Следи одновременно со всем миром за битвам талантов. Узнавай новое, ностальгируй по старым добрым временам. Знакомься ближе с миром кино и шоу-бизнеса. Смотри каналы для семьи на любой вкус. Солидный Первый или бесшабашная Пятница? Отечественные Домашний и СТС или зарубежные TLC и Disney? Ты управляешь эфиром!

Семейное ТВ от Pokazz - твой главный телегид

На нашем портале каналы с интересными предложениями для всей семьи:

  • Для прекрасных дам проекты преображений, подробности жизни звёзд, передачи о красоте, здоровье и уюте.
  • Мужественным зрителям доступны каналы об автомире, экстремальном отдыхе, брутальные киноновеллы, репортажи с запахом пороха и духом свободы.
  • Детям яркие мультики, добрые сказки и развивающие программы проверенного качества.

Только на нашем портале ты найдёшь всё, за что любишь развлекательное ТВ. Снимай усталость рабочего дня, проводи время с семьёй, наслаждаясь качественным телевизионным контентом. Всё это на отличной скорости, без регистраций и установки приложений.