Как легко запомнить разные направления живописи. Кубизм — геометрия маслом. Ориентируйтесь в современном искусстве

Как начать разбираться в искусстве

Самое интересные ответы художников, искусствоведов, культурологов и кинокритиков, с которых стоит начать восполнение пробелов в своем образовании в области искусства.

11 вопросов

1. Что почитать чтобы начать разбираться в искусстве? 2. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство? 3. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы? 4. Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной? 5. Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита? 6. Что посоветуете почитать о современном театре? 7. Каков список книг о театре, обязательных к прочтению? 8. Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко? 9. Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века? 10. Может ли искусство не нести никакого послания? 11. Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Я бы посоветовала начать с "Истории искусства" Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: "Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы".

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона "Основы истории искусств", которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии -- словом, "от бизона до Барбизона", а точнее -- до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера "Введение в историческое изучение искусства". В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку:

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей - и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят - "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия - интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино - это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие - открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках - Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги - в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях - отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director"s Cuts (Columbia University Press) - очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс - от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная - Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга - просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана - это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

4/11 Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной?

5/11 Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита?

На мой субъективный взгляд, книги по кураторству часто довольно бессмысленны. Кураторству нельзя научить. Для человека, решившего стать куратором, принципиально важно знать историю выставок, ориентироваться в современных дискурсивных практиках, знать историю искусства и историю самого кураторства. Когда тот или иной куратор подробно разжевывает свой метод, это отнюдь не ведет к пониманию собственных целей и задач его читателями. Безусловно, у кураторов очень много отличных книг, но они не о кураторстве. Мне кажется важным, дабы "держать нос по ветру" читать периодику о выставках. Это журналы Afterall, Springerin, The Exhibitionist, Mousse Magazine, E-Fluх Journal, Manifesta Journal, On Curating, и некоторые другие. Это поможет пониманию того, что происходит именно сейчас в выставочных практиках. А вообще, почитайте про выставки, найдите куратора, которому доверяете и читайте его тексты. У меня таких много, вот например, прочитал большинство текстов и статей прекрасной Марии Линд, Хуана Гайтана, WHW, и не устаю за ними следить.

6/11 Что посоветуете почитать о современном театре?

Ответить на этот вопрос сегодня очень легко: за последние два года были переведены на русский язык и прекрасно изданы две ключевые монографии о современном театре, без учета которых не обходится ни один исследователь или эксперт в этой сфере. Это, во-первых, «Постдраматический театр» немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана . Во-вторых, это «Эстетика перформативности» немецкой исследовательницы Эрики Фишер-Лихте . Оба автора исследуют границы (возможностей) театра как уникального языка современности и помогают освежить и обновить зрительскую оптику, выйдя за пределы сложившихся стереотипов восприятия театрального спектакля. Если вы не боитесь того, что ваши представления о театре изменятся и усложнятся, если вы готовы к новому и часто экстремальному театральному опыту – начните с чтения Лемана и Фишер-Лихте.

Для тех, кому интересно пофилософствовать о современном театре и его истоках, рекомендую также яркую и провокативную книгу Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства».

А еще читайте хороших театральных критиков – на или на . Там умеют отслеживать самое главное и актуальное. И качественно его описывать и оценивать.

7/11 Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с театром, жизненно необходимо прочесть следующие книги: Михаил Туманишвили "Режиссер уходит из театра", Питер Брук "Пустое пространство", Ролан Барт "Работы о театре", осилить 4-томник Эфроса, книги Алексея Бартошевича и, конечно, Станиславского.

Существуют сотни и тысячи книг про барокко, но среди них есть одна, с которой просто необходимо начать знакомство с этим стилем. Это книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». В России она впервые была напечатана в 1913 году. Вёльфлин легко и изящно вывел формулу барокко, показав, как появился этот всеобъемлющий стиль и на каких принципах он основан. Он тщательно проанализировал мельчайшие детали архитектуры римского барокко и виртуозно раскрыл философскую основу стиля. После Вельфлина вас больше никогда не будет мучить вопрос: «И все-таки, при чем тут жемчужина неправильной формы?»

Так, испанцы Грис и Пикассо имеют весьма отдаленное отношение к испанскому искусству, румын Тристан Тцара - к румынскому, белорусский еврей Марк Шагал - к белорусскому и т. д. Всю первую половину XX века, прошедшую под знаком войн и потрясений, с Францией на вторых ролях уживались Германия, Австрия, Италия, в меньшей степени Британия.

Во второй половине столетия неоспоримым лидером становятся США, хотя это не значит, что в Европе наступили разгром и упадок. Лондон - законодатель вкусов галерейного мира последней четверти XX века: английские художники - в числе самых дорогих на аукционах. По причине дешевизны жизни очень привлекателен для художников Берлин, хотя жить в нем и не означает быть немцем.

Вообще, концепция национального в искусстве поблекла и увяла раньше, чем в других областях. Нет национальных традиций - есть просто художники.

10/11 Может ли искусство не нести никакого послания?

Искусство может вообще всё что угодно. При этом оно ничего не должно. Здравый смысл, ориентированный на выживание в конкретной среде, часто склоняет нас к упрощению во всех сферах жизни. Искусство же - необходимый инструмент усложнения, без которого человек деградирует. В этом смысле оно всегда несет какое-то послание, но его дешифровка зависит от способностей воспринимающего. Даже самое беспредметное искусство вступает с нами в диалог, и не его вина, если мы капризно ждем, что нам будет всё понятно. Если требуются какие-то усилия для понимания, мы уже недовольны. Но если какие-то навыки мы просто вынуждены осваивать, то искусство вызывает особое раздражение обывателя, который привык презрительно отвергать все, что, по его мнению, бесполезно. В отличие от сложной и опасной науки искусство беззащитно, поэтому его всегда берут на прицел разнообразные блюстители нравов, традиций и прочей чистоты. Они не понимают, что уже это является ярким доказательством того, что послание достигло адресата.

Большая часть картин, созданных до XX века, посвящена одним и тем же сюжетам. Для начала будет достаточно сориентироваться в наборе из основных библейских событий, запомнить около двух десятков мифологических сюжетов и персонажей и отличать самых популярных средневековых святых.

Если захочется разобраться получше, прочитайте книгу Николая Куна «Легенды и мифы Древней Греции», пересказанные отрывки из «Золотой легенды» Якова Ворагинского о житиях святых и, конечно, Библию - хотя бы в адаптированной версии.

Проверьте, какие из этих сюжетов и героев вы узнаете с закрытыми глазами:

  • Библейские сюжеты: грехопадение, изгнание из рая, Давид, Юдифь, Благовещение, поклонение волхвов, бегство в Египет, святое семейство, страсти Христовы, распятие, оплакивание.
  • Мифологические сюжеты и персонажи: суд Париса, рождение Венеры, Афина и Марсий, подвиги Геракла, кентавромахия, Минотавр, похищение Европы, Амур и Психея.
  • Средневековые святые: Себастьян, Стефан, Иероним, Екатерина Александрийская, Франциск Ассизский.

2. Интерпретируйте символы

В искусстве, особенно классическом, ничего не бывает просто так. Каждая деталь несёт свою символическую нагрузку.

Есть символы универсальные: они не менялись веками и характерны для большинства культур. Например, полезно знать, что белая лилия традиционно обозначает непорочность и красоту Девы Марии, а череп всегда намекает нам на смерть.

Большинство символов варьируется в зависимости от страны или периода. Чтобы во всём этом разобраться, почитайте неплохую книгу Джеймса Холла «Словарь сюжетов и символов в искусстве». Главное - понять общие принципы. Так вы сможете на уровне интуиции предполагать, что значит тот или иной предмет.

3. Определяйте стиль картины по ярким характеристикам

Стиль картины - очень важная штука, позволяющая мысленно вписать полотно в контекст эпохи и сориентироваться, с какими работами его сравнить. Хорошая новость состоит в том, что ключевых стилей мало. Достаточно разобраться в отличиях десятка направлении, и вы сможете грубо прикидывать век создания картин, написанных вплоть до 1900 года.

Искусство Византии, романика, готика, ренессанс, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, импрессионизм и течения в искусстве XX века - вот набор, с которым можно свернуть горы.

Для быстрого ликбеза посетите курс из трёх лекций « ». Для въедливого изучения подойдёт книга «История искусства» Эрнста Гомбриха, «Краткая история искусств» Нины Дмитриевой или «Основы истории искусств» Хорста и Энтони Янсонов.

4. Делитесь своими впечатлениями

Если искусство пока не производит на вас такого впечатления, делитесь любыми ассоциациями, ощущениями и мыслями, на которые наталкивают картины. Ошибиться здесь невозможно, а оценят все.

Что делать, когда полотна не вызывают решительно никакого отклика? Упражняйтесь! Перед походом в музей почитайте о художнике, особенностях его манеры или эпохе. Раз визуальная часть оставляет вас равнодушным, возможно, заинтересуют конкретные истории.

5. Рассуждайте о технике

Техника исполнения - это беспроигрышная тема. Можно описывать буквально всё, что вы видите. Главное - научиться замечать детали. С точки зрения техники можно обсуждать цвет, свет, композицию и особенности мазка. Лучше, конечно, если вы сможете несколько раз послушать, как о картинах рассуждают художники. Например, лекция Level One «Пять художников: понять и полюбить гениев» помогает взглянуть на мировые шедевры взглядом профессионала.

Впрочем, и без этого можно проявить наблюдательность и заметить, что где-то картина гладкая, а где-то как будто выпуклая за счёт фактуры мазка. Где-то свет рассеивается по всему полотну, а где-то направлен на конкретную точку, будто луч прожектора.

Количество в конечном итоге перейдёт в качество. Чем больше вы будете смотреть, тем больше будете замечать.

Для тех, кто в картинах Пьеро делла Франчески, Рембрандта, Брейгеля, Сезанна и многих других мастеров видит лишь их материальную предметность и их символическое содержание, навсегда будут закрыты двери в мир художественной силы и красоты.

Иоханнес Иттен, художник, теоретик нового искусства

6. Не бойтесь спорить

Страшный секрет искусствоведов: истины нет нигде или почти нигде. К какому направлению относится творчество художника, кем или чем он вдохновлялся, как истолковать символы - любой из вопросов вызывает бурные дискуссии среди специалистов.

Понятно, что не стоит злоупотреблять и откровенно смешивать кислое с пресным, поэтому знание символов и художественных стилей лишним не будет.

Для начала изучите их, а после смело рассуждайте о спорных моментах: к этому времени у вас наверняка уже выработается собственная точка зрения.

Чтобы запастись множеством хороших доводов для будущих дискуссий, посмотрите книгу Сергея Даниэля «Искусство видеть»: она поможет не только натренироваться в описании картины, но и научит качественно воспринимать живопись.

7. Не обесценивайте XX век

Большинству людей нравится, когда всё понятно, красиво и желательно с голыми женщинами, а «Чёрный квадрат» или картины Пита Мондриана и Марка Ротко они считают мазнёй. Это удобная позиция, но она сразу выдаёт в вас начинающего.

Маленькое наблюдение: чем больше вы погружаетесь в историю искусств, тем проще вам принять живопись последнего столетия. Не каждый готов её полюбить, но говорить «Я тоже так могу» перестают все.

8. Ориентируйтесь в современном искусстве

Хотя бы на уровне терминологии. Вовремя ввернуть мысль про акционизм, хеппенинг, перформанс или арт-интервенцию - бесценно.

Если серьёзно, то современное искусство бывает разным. Главный секрет его восприятия состоит в том, что не стоит идти на первую попавшуюся выставку без подготовки. Нужно почитать и понять, для вас ли это всё.

Есть искусство, призванное вызвать шоковые эмоции, вплоть до ужаса и отвращения. Есть и такое, что вызывает только восхищение мастерством художника. Если к первому вы ещё не готовы, стоит узнать об этом заранее и не мучить себя понапрасну.

Иман Малеки. Девушка у окна

К эстетическому современному искусству можно отнести работы иранского художника-фотореалиста Имана Малеки. Обратите внимание на проработку деталей: пряди волос и браслет часов изображены с предельной точностью.

9. Будьте в курсе крупных событий и готовьтесь к ним

Ничто не обсуждается в мире искусства больше, чем важные привозы крупнейших музеев. Об этом пишут в новостях, в соцсетях - везде. Отдельно стоит следить за планами Третьяковской галереи , Пушкинского музея и Московского музея современного искусства .

Предупреждён - значит вооружён. К выставкам обычно выпускают аннотации, проводят лекции и экскурсии. Можно дополнительно подготовиться, изучив эпоху, к которой принадлежат творения автора.

10. Задавайте глупые вопросы

Чем меньше вы думаете о том, как выглядите в глазах других, и чем больше вас интересует само искусство, тем стремительнее вы приближаетесь к идеальному собеседнику, с которым хочется сходить в музей. Посмотрите, сколько вопросов об искусстве на The Question, и расслабьтесь: вы не одиноки.

Когда стресс снят, изучите хорошую подборку литературы по искусству на Bookmate и сходите на лекции . Там вы найдёте гарантированно хорошие лекции с сотнями отзывов, которые разожгут желание погружаться в искусство больше и больше.

Изобразительным искусством всё не ограничивается: лекции по архитектуре, классической музыке, истории и религии помогут лучше ориентироваться в разных сферах прекрасного и в итоге по-новому воспринимать жизнь.

Если ты только про "Девятый вал" Чайковского слышал(а), а соответствовать надо:))
Интилихента, например, из себя построить, человека грамотного, просвещенного и утонченного...
То этот пост будет суперполезен.
Здесь тебя научат тонко разбираться в живописи и поражать всех эрудицией.
Придется правда умишко слегка напрячь...
Но тут немного, выучишь быстро.

На этой репродукции - Тициан.
Как понять, что это именно он и отличить от других - читай дальше.

Давным давно, на первом курсе ещо, была у нас история искусств. Сам предмет - жутко интересный, но препод - говно, какое днем с фонарем не отыщешь. Насколько я знаю, нет ни одного студента, которому бы он нравился. Лекции он проводил в субботу, в 8 утра и с безпяти стоял у двери, а потом закрывал ее на замок. И все. Не успел до восьми - пропуск. А много пропусков - большое горе. Щас расскажу почему. Весь год он показывал нам слайды картин, скульптур, мозаик и прочего-прочего, начиная от наскальной живописи и заканчивая русскими художниками 80х годов. И все эти слайды были у него в виде открыток. Воттакенная пачка. А в конце года, как водится, экзамен. Сначала два вопроса, а потом доп. экзекуция в индивидуальном порядке. По количеству твоих пропусков за год (!) он доставал из пачки открытки. Вразнобой. И надо было назвать автора и название или хотя б автора ну или хотя б название. Мону Лизу и еще парочку все запомнили быстро. А с остальным мульёном надо чето делать. Особенно потому, что все сходили на пересдачу уже по разику. И вот, для угадывания автора мы в группе вывели классификацию. И знаете, в 97 случаях из ста оно работает! До сих пор!

Запомнив несколько нехитрых пунктов, в компании не слишком близкой к изо, вы сможете прослыть знатоком и вообще. Итак:

1. Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах - это Тициан .


Исключение - вот эта голожопая особа без признаков мысли на лице.
Уж одну-то можно запомнить.
Венера, не Венера, но что-то венерическое в ней есть.

2. Если на картине воттакенные жопы и целлюлит даже у мужиков - не сумлевайтесь - это Рубенс .



3. Если на картине мужики похожи на волооких кучерявых баб или просто на итальянских педиков.
Вне сомнений - это Караваджо .


Баб он вообще рисовал полтора раза.
На следующей картине - женьщина.
Горгонян Медуза Арутюновна.
Почему она похожа на Джонидепа - загадка почище улыбки Монылизы.

4. Если на картине много маленьких людишек - Брейгель .



5. Много маленьких людишек + маленькой непонятной фигни - Босх .



6. Если к картине можно запросто пририсовать пару толстожопых амуров и овечек, не нарушив композиции.
Или они уже там есть в различной комплектации, то могут быть:

а) Буше


б) Ватто



7. Красиво, все голые и фигуры как у культуристов после сушки - Микеланджело .


8. Видишь балерину - говоришь Дега . Говоришь Дега - видишь балерину.


9. Контрастно, резковато и у всех вот такие тощие бородатые лица - Эль Греко .


10. Если все, даже тётки, похожи на Путина - это ван Эйк .



Оригинальная подборка и текст: .
Я лишь репродукции кой-какие поправил, да мат убрал.