Федор григорьевич волков интересные факты. Театр Ф.Волкова: история возникновения первого русского профессионального театра

  1. Актеры
  2. София Лорен, настоящая фамилия Шиколоне, родилась 20 сентября 1934 года, в клиники Королевы Маргариты. Мать Софии — Ромильда Вилани, родом из рыбацкой деревушки Поццуоли, приехала в Рим, где стала встречаться с Рикардо Шиколоне. Когда Ромильда забеременела, то Рикардо отказался жиниться на…

  3. В городе ХартфорД, летом 12 мая 1907 года в богатой семье родилась Кэтрин Хепбер. Отец, Томас Норвэл Хепберн, был замечательным врачом, а мать, Кэтрин Марта Хоутон, богатой дочерью местного владельца стекольного завода. Богатые и успешные родители дали отличное образование своим детям.…

  4. Его полное имя - Карлос Луис де Фюнес де Галарза, знаменитый французский актер, родившийся 31 июля 1914 в аристократичной семье Леоноры и ювелира Карлоса, который происходил из испанских дворянин. С самого детства Луи обладал подвижностью и склонностью к дурачеству. Однажды, на…

  5. Одри Хепберн, британская актриса, родом из Брюсселя, где родилась 4 мая 1929 году в семье голландской баронессы Эллы ван Хеемстра и английского банкира Виктора Джона Хепберн-Растон, получившая имя Эдда Катлин Хепберн ван Хеемстра. У нее были двое старших сводных брата, сыновья…

  6. Американская актриса. Снималась в фильмах: "Кошка на раскаленной крыше", "Батерфильд, 8" (премия "Оскар"), "Клеопатра", "Кто боится Вирджинии Вульф?" (премия "Оскар"), "Укрощение строптивой" и др. Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Хэмпстеде, в шикарном пригороде Лондона. Одна из легенд рассказывает,…

  7. Бриджит Бардо родилась 28 сентября 1934 года в богатой семье отставного военного. Вся семья Борда жила недалеко от Парижа, в предместье Нейи. Родители Бриджит, как настоящие парижские буржуа, дали своей дочери хорошее образование, в которое вошли занятия классическим танцем и углубленное…

  8. Английский актер. Снимался в фильмах: "Лев зимой", "Гамлет", "Человек-слон", "Чаринг-Кросс Роуд, 84", "Молчание ягнят", "Царство теней", "Никсон", "Амистад", "Остаток дня", "Ганнибал" и др. Филип Энтони Хопкинс появился на свет 31 декабря 1937 года в Маргеме - пригороде Порт-Толбота, Уэльс. Его родители,…

  9. Французский актер театра и кино. Роли в театре: Мишель ("Ужасные родители"), Нерон ("Британник"), Лир ("Король Лир") и др. Снимался в фильмах: "Вечное возвращение", "Красавица и чудовище", "Орфей", "Капитан Фракасс", "Граф Монте-Кристо", "Железная маска", "Горбун", "Фантомас" и др. Жан Виллен-Маре родился 11…

  10. Итальянский актер. Снимался в фильмах: "Белые ночи", "Сладкая жизнь", "8 1/2", "Развод по-итальянски", "Город женщин", "Джинджер и Фред", "Интервью", "Очи черные" и др. Удостоен премии Феликс за творчество (1988). Марчелло Мастроянни родился 28 сентября 1923 года в Фонтана Лири, провинции Фрозиноне.…

  11. Американский киноактер. Снимался в фильмах: "Трамвай "Желание", "Вива, Сапата!", "Дикарь", "В порту" (премия "Оскар"), "Погоня", "Кэнди", "Кеймада", "Крестный отец" (премия "Оскар"), "Последнее танго в Париже", "Супермен", "Апокалипсис сегодня", "Дон Жуан де Марко" и др. Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года…

  12. Американский актер. Снимался в фильмах: "Отныне и вовек", "Татуированная роза", "Сладкий запах успеха", "Элмер Гентри", "Нюрнбергский процесс", "Любитель птиц из Алькатраса", "Леопард", "Поезд", "Профессионалы", "Семейный портрет в интерьере", "Двадцатый век", "Атлантик-Сити", "Шкура" и др. Бертон Стивен Ланкастер, четвертый ребенок в семье…

  13. Шведская актриса. Снималась в фильмах: "Интермеццо", "Касабланка", "По ком звонит колокол", "Газовый свет" (премия "Оскар"), "Стромболи", "Анастасия" (премия "Оскар"), "Убийство в Восточном экспрессе" (премия "Оскар") и др. Среди театральных ролей: Жанна д′Арк, Гедда Габлер, Анна Кристи и др. Ингрид Бергман родилась…

  14. Немецкая актриса. Снималась в фильмах: трилогия "Сисси", "Кристина", "Боккаччо-70", "Процесс", "Людвиг", "Поезд", "Главное - любовь", "Старое ружье", "Сезар и Розали", "Женщина в окне", "Простая история", "Прямой репортаж о смерти" и др. Розмари Магдалена Альбах-Ретти (Шнайдер) родилась 23 сентября 1938 года в…

  15. Американская актриса. Снималась в фильмах: "Ниагара", "Джентльмены предпочитают блондинок", "Как выйти замуж за миллионера", "Остановка автобуса", "Принц и хористка", "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Неприкаянные" и др. Мерилин Монро родилась 1 июня 1926 года в Дженерал-госпитале Лос-Анджелеса. Настоящее имя…

  16. Американский актер. Снимался в фильмах: "Выпускник", "Полуночный ковбой", "Маленький большой человек", "Соломенные псы", "Ленни", "Марафонец", "Крамер против Крамера" (премия "Оскар"), "Тутси", "Человек дождя" (премия "Оскар"), "Американский баффало", "Сфера", "Отвлекающий маневр" и др. Дастин Хофман родился 8 августа 1937 года в Лос-Анджелесе.…

ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ


«ВОЛКОВ ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ»

Русский актер и театральный деятель. Создатель первого постоянного русского театра. Играл в трагедиях А.П. Сумарокова.

Федор Григорьевич Волков родился 9(20) февраля 1729 года в Костроме в купеческой семье. После смерти отца малолетний Федя остался вместе с братьями на попечении своей матери. В 1735 году семья переселилась в Ярославль.

В одном из документов за подписью самого Волкова говорилось, что он "с 741 году по 748 год... находился в Москве в науках". Послал "в науки" 12-летнего юношу его отчим ярославский купец и заводчик Федор Васильевич Полушкин, женившийся на матери Волкова, молодой вдове Матрене Яковлевне, у которой, помимо старшего Федора, было еще четверо сыновей. Так как Полушкин владел серными и купоросными заводами, - обучался Волков, вероятнее всего, у какого-нибудь иностранца-промышленника. По свидетельству биографов, он "в совершенстве изучил в Москве немецкий язык" и говорил на нем "как природный немец".

В Москве популярностью пользовался постоянно действующий публичный городской театр "Немецкая комедия". Волков увлекся театральными представлениями, водил дружбу и знакомство с театральными любителями из приказных, семинаристов и "школьников, которые устраивали игрища". Один из первых биографов актера Н.И. Новиков особо отметил, что Волков "друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любящий вспомоществовать". Одним из таких "немногих" друзей, с которыми Волков познакомился в юности в Москве, стал "малороссийский грек" Николай Николаевич Мотонис, впоследствии уважаемый литератор и известный переводчик.

Тем временем Полушкин принял Федора и его братьев на правах товарищей в свои промышленные предприятия и обязался сверх содержания пасынков наградить их половиной прибыли от заводов и четвертой частью наследства после своей смерти.

В 1746 году Волков был отправлен отчимом в Санкт-Петербург. Там он поступил в немецкую торговую контору. Новиков писал: "Познакомясь с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при Императорском Италиянском театре, не упустил он ни одной редкости, которую бы ни осмотрел и ни постарался бы узнать обстоятельно. Более всего прилепился он к театру, и по случаю знакомства, несколько раз видя представление Италиянской оперы, почувствовал желание сделать и у себя в Ярославле театр, дабы представлять на нем русские театральные сочинения".

Волков побывал также и на спектаклях в кадетском корпусе. Увидев трагедию Сумарокова "Синав и Трувор", он пришел в такое восхищение, что "не знал, где был: на земле или на небесах".

В 1748 году умер Полушкин. Волков получил в управление заводы. Он возвратился в Ярославль и, обретя теперь самостоятельность, а также средства, собрал вокруг себя театральных "охотников" из местной посадской молодежи.

Спектакли устраивались в амбаре с каменными сводами, в котором прежде складывались кожевенные товары. На первом представлении 29 июня 1750 года были разыграны две пьесы: драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа", музыку к которой сочинил Волков.

Спектакли в кожевенном амбаре заинтересовали ярославцев. Волков нашел покровителей в среде высшего ярославского общества. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков явились местными меценатами. Они уговорили многих ярославских купцов и дворян сделать пожертвования на устройство более удобного театра. Открытие его относят к началу 1751 года. Дана была опера Метастазио "Титово милосердие", переведенная с итальянского самим Волковым.

Ярославские жители увидели на подмостках также духовные драмы Димитрия Ростовского, некоторые пьесы типа "актов" и "российских комедий", а также совсем недавно напечатанные в Петербурге первые трагедии А.П. Сумарокова. Под руководством Волкова начали играть впоследствии знаменитые русские актеры И.А. Дмитревский, Я.Д. Шумский и другие.

Слухи об этом театре дошли до Петербурга. Императрица во что бы то ни стало захотела их увидеть до наступающего поста, поэтому-то в первые же дни нового, 1752 года курьер объехал всех сенаторов по домам, чтобы те подписали "Указ" об этом, не дожидаясь окончания праздников. И "сенатской роты порутик Дашков" помчался в Ярославль с императорским "Указом".

В этом важном документе говорилось: "...Императрица Елисавет Петровна самодержица всероссийская сего генваря 3 дня указать соизволила: ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург... Для скорейшего оных людей и принадлежащего им платья сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги..."

В конце января - начале февраля 1752 года ярославцы во главе с Федором Волковым уже играли перед императрицей и двором комедию "О покаянии грешного человека" Димитрия Ростовского, трагедии Сумарокова "Хорев", "Синав и Трувор" и "Гамлет", причем сам драматург присутствовал среди зрителей.

Федор Волков был "довольно искусный музыкант на многих инструментах", играл на скрипке и клавикордах, а также пел "разные оперные арии", "итальянские арии". Эта музыкальность помогла ему быстро освоиться на профессиональной сцене, причем его сразу же причислили к штату придворных артистов, в так называемую "Итальянскую компанию", тогда как его "сотоварищей" по ярославской любительской труппе (вернее, лучших из них) Ивана Дмитревского и Алексея Попова отдали на обучение в Петербургский кадетский корпус (а остальных "с награждением" отпустили назад в Ярославль). В 1754 году братьев Федора и Григория Волковых тоже зачислили в корпус. Там они должны были обучаться наукам, иностранным языкам, гимнастике.

30 августа 1756 года был издан указ об учреждении государственного Русского "публичного театра" для представления трагедий и комедий; ему было предоставлено помещение в Петербурге на Васильевском острове. Директором театра назначен драматург А.П. Сумароков. Волков, занявший ведущее положение "первого русского актера", помогал Сумарокову в руководстве театром, а в 1761 году заменил его. Он много сделал для укрепления петербургской труппы.

Волков занимал в театре положение первого трагика. С огромным темпераментом он исполнял роли героев в трагедиях Сумарокова - Американца ("Прибежище добродетели"), Оскольда ("Семира"), а также, по-видимому, и роли Хорева ("Хорев"), Трувора ("Сикав и Трувор"), Ярополка ("Ярополк и Димиза"), Гамлета.

Новиков отмечал "природность" игры актера.

По его словам, Волков, зная "театральное искусство в высшей степени", в то же время отступал от эстетических канонов классицизма, не следовал правилам распространенной в то время торжественной декламации. Учитывая особенности игры Волкова, Сумароков писал для него роли, в которых находил блестящее применение неистовый темперамент Волкова и его героическая, вдохновенная манера произнесения стихов. Особенно показательна в этом отношении была роль Марса в "Новых лаврах" Сумарокова. По отзывам современников, с таким же мастерством Волков играл и в комедии.

"Он был значительнейший и лучший актер", - написал о Волкове Я. Штелин, единственный из всех историков театра и его биографов много раз видевший Федора Григорьевича на сцене. Причем Штелин отмечал, что "он играл одинаково сильно в трагедиях и комедиях"; собственный "его же характер был в страстях бешеный".

Д.И Фонвизин говорил, что Волков был "мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным". Выдающийся ум Волкова отмечали Н.И. Новиков и Г.Р. Державин; В.Г. Белинский называл Волкова "движителем общественной жизни", "отцом русского театра" и ставил его имя рядом с именем М.В. Ломоносова.

"Жития он был трезвого, - пишет Новиков, - и добродетели строгой". Федор Григорьевич всего себя отдавал театру и не завел семьи. "Театральное искусство знал он в высшей степени; при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант... посредственный скульптор", - вспоминали современники. Его работе приписывают мраморный бюст Петра Великого и картину, написанную масляными красками, на которой он изобразил себя и братьев в сцене из трагедии. Оба произведения, правда, утрачены. Волковым сделаны резные царские врата в Николо-Надеинской церкви в Ярославле и рисунок, по которому устроен иконостас в той же церкви.

Старинная хроника русского театра приписывает Волкову больше 15 различных пьес на бытовые темы. В его комедиях "Суд Шемякин", "Всякий Еремей про себя разумей" и "Увеселение московских жителей о масленице" - действующими лицами являются Шемяка, секретарь суда, купцы, офицеры, слуги, мещане-разночинцы. Из переводных пьес хроника приводит "Магомета" Вольтера, "Эсфирь" Расина и несколько других пьес с итальянского, французского и немецкого языков.

В 1759 году Волков был отправлен в Москву, чтобы "придать существовавшему там театру более правильное устройство". Для возрождения московского театра он выписал несколько актеров из Санкт-Петербурга.

Человек передовых воззрений, Волков играл видную роль в общественной жизни своего времени. Он примыкал к дворянской оппозиции и принимал участие в свержении Петра III.

В своих записках А.М. Тургенев отмечал: "При Екатерине первый секретный, немногим известный, деловой человек был актер Федор Волков, может быть, первый основатель всего величия императрицы. Он во время переворота при восшествии ее на трон действовал умом; прочие, как-то: главные Орловы, кн. Барятинский, Теплов - действовали физическою силою, в случае необходимости и горлом, привлекая других в общий заговор. Екатерина, воцарившись, предложила Федору Григорьевичу Волкову быть кабинет-министром ее, возлагала на него орден Св. Андрея Первозванного. Волков от всего отказался... По восшествии ее на трон, жил недолго; всегда имел доступ в кабинет к государыне без доклада..."

28 июня 1762 года взмыленные лошади домчали из Петергофа в слободу Измайловского полка карету с великой княгиней Екатериной Алексеевной, которой тут же на плацу полк присягнул на верность как новоявленной императрице Екатерине II. Однако потом ходили слухи, что "второпях забыли об одном: об изготовлении манифеста для прочтения перед присягой. Не знали, что и делать. При таком замешательстве кто-то в числе присутствующих, одетый в синий сюртук, выходит из толпы и предлагает окружающим царицу помочь этому делу и произнести манифест. Соглашаются. Он вынимает из кармана белый лист бумаги и, словно по писанному, читает экспромтом манифест, точно заранее изготовленный. Императрица и все официальные слушатели в восхищении от этого чтения. Под синим сюртуком был Волков..." - эти строки записал со слов А.А. Нарышкина П.А. Вяземский в своей "Старой записной книжке".

В Грамоте о пожаловании братьям Федору и Григорию Волковым дворянского достоинства, в частности, говорилось: "...При благополучном же Нашем на всероссийский Императорский престол вступлении, как вышеупомянутый покойный брат его Федор Григорьев сын Волков особливо, так при нем и он, Григорий, купеческими верными сынами Российскими отличные услуги и верность Особе Нашей оказали, за которые их Нам вернорадетельные услуги, усердие и верность Мы оных Федора и Григорья Волковых в прошлом 1762 году августа 3 дня дворянским достоинством Нашей Всероссийской Империи всемилостивейше пожаловали".

Один из историков дворцового переворота 1762 года Г. Гельбиг, описывая, как сложились судьбы главных его участников, достигших возвышения, о Федоре Григорьевиче отметил следующее. "...актер Волков остался в своей сфере". Знаменитый Д.И. Фонвизин обронил, что Волков "...мог бы быть человеком государственным". Однако он устоял от соблазна такой головокружительной карьеры и вернулся на сцену.

Новиков подчеркивал, что по "учреждении" русского театра Волков показал свои дарования во всем блеске, все увидели в нем великого актера, и слава его была засвидетельствована иностранцами. Подтверждением этого служит его последнее творение - "Торжествующая Минерва", в котором проявились многочисленные таланты Волкова.

Устраивался сей грандиозный театрализованный праздник во время коронационных торжеств по случаю восшествия на престол Екатерины II. Происходил он на масляной неделе в Москве, когда по старой русской традиции развлекали народ ряженые. Был заявлен большой маскарад, названный "Торжествующая Минерва". Волков ввел элементы народных скоморошьих игрищ. Стихи Сумарокова "Хор ко привратному свету" Волков положил на мотив народной песни.

Во время этого яркого, радостного театрализованного праздника Федор Григорьевич Волков простудился, получил "лютую горячку" и 4(15) апреля 1763 года скончался "к великому и общему всех сожалению", порадовав зрителей страстной игрой в последний раз 29 января в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира".

Федор Григорьевич Волков был похоронен на кладбище Андроньева монастыря. Однако во время нашествия французов, в 1812 году, монастырь подвергся опустошению, и следы могилы великого актера затерялись...

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Федор Григорьевич Волков (1729-1763) - универсальный деятель культуры: создатель русского театра, актер, литератор. Он прожил всего 34 года, но таланты его были многогранны. Его энергия, ум, личные способности пошли на организацию русской сцены в провинции, а затем в столице. Его изобразил один из лучших живописцев того времени, А. Лосенко. Художнику удалось портретное сходство.

Григорьевич, фотография портрета которого здесь представлена, спокойно и ясно смотрит на зрителя. Раскрыты духовные богатства этого незаурядного человека: достоинство, живой интеллект, активность.

Раннее взросление

В семье костромского купца Григория Волкова и его жены Матрены Яковлевны родилось пять сыновей. Старшего назвали Федором. Ему было всего 7 лет, когда отец скончался, и мать вторично вышла замуж за энергичного, предприимчивого и немолодого ярославского купца Ф. В. Полушкина. Он основал заводы и искал себе компаньонов. И помощниками он сделал всех своих пасынков. В это время Федору было 14 лет. Чтобы управлять заводами, Федору не хватало полученного в Ярославле образования, и отчим послал его в Москву. Так, в купеческих трудах Федор Григорьевич Волков, биография которого шла, казалось бы, очень определенно, приехал на учебу в древнюю столицу.

В Москве

Всего три года проучился Волков в Заиконоспасской академии, обнаружив при этом природные способности и таланты. За это время он только изучил основы базовых предметов, а кроме того, серьезно занимался музыкой: играл на гуслях и скрипке, пел по нотам.

Возвращение домой

Вернувшись в Ярославль, Волков Федор Григорьевич продолжает учебу у пастора, который сопровождал Э. И. Бирона в ссылке, и в совершенстве овладевает немецким языком. В это же время он сам учится рисовать и чертить, что впоследствии ему очень пригодится. Но отчим, подержав Федора пару лет дома, отправляет его в Петербург учиться современным приемам коммерции.

Знакомство с театром

Поступив в немецкую торговую компанию и серьезно занявшись делами, Волков Федор Григорьевич случайно попадает на спектакль итальянской оперы. Это было пышное зрелище с великолепными декорациями, которые часто заменялись при помощи машин. Потом Федор Григорьевич не раз ходил в театр и все тщательно зарисовывал. Но актерская игра была слабой. Тогда, чтобы ее постичь, он приходит в частный немецкий театр, который приехал в Петербург. Там смотрит драмы и комедии и знакомится с ведущими актерами, быстро вникая в театральную игру. Так проходит около двух лет.

Возвращение в Ярославль

Когда скончался его отчим, то Волков Федор Григорьевич возглавил работу заводов и торговлю. Ему приходилось вести судебные тяжбы и дела, по которым он бывал в Петербурге. Там он посетил спектакль Шляхетского корпуса. Давали драму Сумарокова на русском языке. И у него появилась мысль завести театр в Ярославле. Вместе с братьями и друзьями у себя дома он начинает репетиции, присматривая место, где можно дать спектакль. Для начала это просто каменный амбар его отчима. Но представление прошло успешно, и Волков начинает собирать деньги по подписке на строительство театра. Ему идут навстречу. И уже в следующем году он строит деревянное здание первого публичного театра. Волков оказывается един во многих лицах. Он и директор, и постановщик, и живописец, и актер. Все успевает охватить этот самобытный талант молодого 22-летнего юноши, которым был Федор Григорьевич Волков. Театр успешно работает больше года. Но в провинцию присылают из Петербурга инспектора, который, чтобы скрасить время, посещает представления театра. Он-то и докладывает императрице о том славном заведении, которое имеется в Ярославле. Волкова вместе с труппой императрица Елизавета Петровна вызывает в Петербург.

На новом месте

Елизавета Петровна любила маскарады, и новая затея пришлась ей по душе. Она и прежде, можно сказать, пламенно любила оперу и балет, но постоянной российской труппы в столице не было, а раз в Ярославле театр работает больше года, то с ним надо познакомиться. И спустя месяц зимой в Северную Пальмиру прибыло 12 человек. В конце марта 1752 года перед императрицей и ее приближенными Волков со своими актерами дал представление. приказала научить актеров рисованию, языкам, танцам, музыке в привилегированном И они учатся только на отлично. Через два года все решают, что они уже достаточно подготовлены. В 1756 году выходит указ императрицы о создании Русского театра.

Публичный театр

Театр очень плохо материально поддерживался властью. Все зависело от энтузиазма директора А. Сумарокова и актера Ф. Волкова. Кроме того, и это было очень важно для того времени, - в состав ввели женщин. Прежде все женские роли исполняли юноши. Своего здания Русский театр не имел и кочевал из одного помещения в другое, и жалование директору и актерам не выплачивалось месяцами.

Такое положение могут вынести только истинные любители драматического искусства. Кроме того, на их спектакли допускались только дворяне, предпочитавшие итальянские оперы и французские балеты и с презрением смотревшие на русских актеров. Публика ездила на представления не по собственной охоте, а по принуждению императрицы. Порядка в зрительном зале не было. Поэтому он охранялся нарядами полиции. В таких условиях начинал работать Русский театр.

Судьба и маскарад

В 1761 году директором стал Ф. Волков. Он остался по-прежнему актером, писал пьесы для своего детища, отказался от высоких придворных чинов и орденов и занимался только тем, к чему влекло его душу. В 1762 году после восхождения на престол Екатерины II он имел право входить к ней без доклада. Именно Волкову было доверено в честь коронации государыни в Москве устроить большой многодневный маскарад невиданной пышности. Волков с большим энтузиазмом принялся за его организацию. Работа на улице, для народа - высшая мечта творца.

Три дня продолжалось это уличное представление, народ высыпал на улицы и занимал места на крышах. Это было великолепно, богато и поучительно. И Волков все три зимних дня провел на улице, на ветру, везде присматривая и все успевая. Однако после окончания маскарада он почувствовал утомление и недомогание, а потом слег и уже не встал. 4 апреля 1763 года окончил свой земной путь Федор Григорьевич Волков. Краткая биография гениального человека, который создал российский театр, рассмотрена в данной статье.

Удивительно и по-русски нелогично место и среда, откуда явился основатель первого русского театра: случилось так, что не в столицах, а в провинциальном городе сын купца смог организовать профессиональный театр, привлечь консервативных зрителей и меценатов, а после поразить выступлением саму императрицу. Сколько же сил и таланта, способностей к образованию и самосовершенствованию, жизненной стойкости было отмерено Федору Волкову судьбой, которую без остатка посвятил он стремлению к сцене?

Будущий основатель первого русского профессионального театра родился в Костроме, детство и юность провел в Ярославле. Его отчим, богатый и предприимчивый купец Полушкин, видел в юноше своего приемника и помощника, а потому старался дать основательное образование. Федор три года учился в Заиконно-Спасской Академии, а по возвращении стал помогать отчиму в торговых и заводских делах. Все он выполнял с усердием и вниманием, но ум и душу его занимало иное – его манили подмостки театра. В душе теплилась искра, зажженная то ли впечатлением от комедии, виденной на городской ярмарке, то ли участием в ученических спектаклях в Академии. Через три года по торговым делам и для обучения коммерческому ремеслу Федор был отправлен в Петербург, где молодому человеку удалось увидеть итальянскую оперу. Здесь он будто бы очутился на небесах, искорка страсти к искусству вспыхнула мыслью создать свой театр. Посещения спектаклей в придворном театре и кадетском корпусе стали для Волкова «университетами», где он познавал искусство сцены.

Вскоре после возвращения Федора в Ярославль, его отчим умер, оставив пасынкам управление заводами. Но стремление к сцене заставляло Волкова забывать о торговых делах – не потехи ради задумывал он театр, а хотел достичь сути искусства, чтобы сценическое действо рождало в зрителе трепетные чувства и мысли, делало его добрее, смягчало душу.

Сначала он и братья разыгрывали пьесы в своей комнате, а потом они вместе с несколькими молодыми ярославцами устроили театральные подмостки в кожевенном амбаре, соорудили места для зрителей. Федор был вдохновителем и руководителем дела, а также автором музыки и декораций, режиссером, актером и машинистом сцены.

В июне 1750 года было дано первое публичное представление. Играли драму «Эсфирь», переведенную Федором с немецкого. Присутствующие были поражены правдивой игрой актеров, которая «проникала в душу», организацией спектакля, двигающимися декорациями.

Невиданная забава заинтересовала ярославцев, среди купцов и дворян нашлись меценаты, пожертвовавшие средства на устройство более удобного театра. Присоединив к этим деньгам часть своего состояния, Ф. Волков устроил театр в деревянном доме, вмещавший тысячу зрителей, завел билетное хозяйство. Репертуар театра составляли переводные пьесы и оперы, трагедии , бытовые комедии, написанные Федором. Давняя греза стала реальностью – храм Мельпомены процветал на ярославской земле.

Молва о провинциальном театре, организованном купцом Ф.Волковым, достигла ушей императрицы Елизаветы Петровны, и ее велению , где они сыграли перед высочайшими очами трагедию «Хорев». Государыня была очень довольна и повелела оставить актеров при дворе, выдавать жалование и отдать для обучения наукам в кадетский корпус. Вскоре был учрежден русский придворный театр, в труппу которого вошли ярославцы и певчие кадетского корпуса, основное руководство было отдано Сумарокову, а Волков стал главным актером и душой театра. Первый русский профессиональный театр, созданный волковским гением в провинции, развивался теперь под государственным покровительством.

Так театр Федора Волкова воплотил мысль о публичном театре и стал первым общедоступным русским профессиональным театром, в отличие от частных дворянских и школьных театров. Русская сцена получила первых профессиональных актеров, которые силой своего таланта и священным отношением к искусству снискали уважение современников к сценической деятельности. По сей день русская драматургия стремится к естественности и правдивости актерской игры, трогает сердца, волнует мысли, опираясь на традицию, заложенную Волковым.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Его называли «движителем общественной жизни», «отцом русского театра», а имя его ставили в один ряд с М. В. Ломоносовым.

Биография Федора Волкова

Родился в небольшом городе Костромской области. Он был выходцем из купеческой семьи. Отец будущего актера умер, когда тот был еще ребенком. После его смерти мать (Матрена Яковлевна) вскоре познакомилась со своим будущим мужем и вступила в брак вновь, после чего вся семья обосновалась в Ярославле. Федор Полушкин (отчим Феди) был купцом и владел несколькими заводами.

Обучение

Мальчик обучался грамоте у местного пастора и уже на этих занятия проявил свои способности в разных областях. Волков в раннем возрасте начал помогать отчиму в делах. В связи с этим с Санкт - Петербургом мальчик знакомится рано. Здесь он впервые видит итальянскую оперу, немецкие постановки и русские спектакли. Заметив у мальчика живость ума и способности к обучению, Полушкин даже решил сделать Федора наследником и продолжателем дела своей жизни. Отношения в семье складывались хорошо, а Федор Полушкин прекрасно принял не только младшего сына, но и остальных его братьев.

Для продолжения обучения Волкова отправили в Москву, в академию. Здесь он изучал Закон Божий, немецкий язык, а также математику. Мальчик имел большую склонность к изучению языков, а немецким овладел в совершенстве. Уже в то время Федор с большим удовольствием участвовал в театральных постановках, проходивших в академии. Он играл на святках в драмах, комедиях и трагедиях. Мальчик отличался от сверстников не только своими талантами, но и живостью ума и воображением, умением легко перевоплощаться.

Когда Федору Волкову исполнилось 17 лет, Полушкин решает отправить мальчика учиться бухгалтерии и торговле. Федор Волков отправляется в Санкт-Петербург и устраивается там в немецкую контору. Именно здесь юноша влюбляется в театр и у него даже возникает желание открыть театр у себя на родине - в Ярославле, где бы он мог ставить постановки русских классических сочинений. Петербург со своей архитектурой способствовал формированию вкуса и чувства красоты. Здесь Волков делает чертежи, модели и рисунки, которые в последующем лягут в основу построенного им театра. Актер Федор Волков, фото которого можно увидеть в данном материале, уже тогда не мыслил свое будущее без творчества. Так и произошло.

Первые постановки

Актер Федор Волков (дата рождения которого 20 февраля 1729 года) в возрасте 19 лет остается без отеческой поддержки - умирает его отчим. В наследство Полушкин оставляет мальчику свои заводы. После оформления имущества и получения финансовой самостоятельности Федор Волков еще больше увлекается театром. Он со своими друзьями начинает ставить спектакли, проводя представления в амбаре, где раньше хранились товары. В июне 1950 года в свет выходят две пьесы, музыку для которых сочинил сам Волков («Эсфирь» и «Эвмон и Берфа»). Местные жители оценили творчество молодых дарований, и вскоре Федору удается найти покровителей в высшем обществе. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков предлагают членам высшего света оказать материальную помощь начинающим актерам и поддержать их в желании построить театр, где бы все жители города могли комфортно проводить время, наслаждаясь спектаклями.

Федор Волков: театр как воплощение мечты

В начале 1751 года происходит открытие театра, на котором представляют оперу «Титово милосердие», переведенную Волковым с итальянского языка. В театре было сыграно огромное количество пьес, а впоследствии под руководством Федора Волкова работало немало именитых актеров.

Известность

Известность театра города Ярославль росла день ото дня и вскоре слава о нем дошла до самой императрицы. К этому времени необходимость создания государственного театра возрастала, что было связано с возможностью повышения престижа страны и становления современного европейского государства. пожелала непременно увидеть все своими глазами. В начале 1952 года актер Федор Волков уже давал представления в Санкт-Петербурге. При дворе были сыграны комедия «О покаянии грешного человека», трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет» и другие. Отпускать театр императрица уже не пожелала, быстро стал придворным артистом и играл уже на профессиональной сцене. Товарищей же Федора по сцене (наиболее одаренных) отправили на обучение в кадетский корпус, а остальных - обратно на Родину с вознаграждением. Братьев Волкова тоже не обошли вниманием, вскоре их зачисляют для обучения в кадетский корпус в городе Санкт-Петербурге.

Обучение в корпусе проходило по усиленной программе, актерам преподавали не только стандартные дисциплины: они изучали также иностранные языки, науки и гимнастику, сценические приемы декламации. За обучение кадеты получали жалование.

Русский публичный театр

В августе 1756 года императрица издает указ об учреждении Русского публичного театра. Созданный Российский театр сильно отличался от существовавшего ранее придворного театра. В него пускали всех жителей города, а просмотр спектакля был платным. Директором театра назначают А. П. Сумарокова. Федор Волков становится главным актером и помощником директора. А после смерти Сумарокова заменяет его на посту (1761 год).

Талант актера

За Волковым закрепилось звание главного трагика театра. Уж очень хорошо давались ему эти роли, которых он успел сыграть большое количество (например, американца в «Прибежище добродетели», Гамлета, Ярополка в постановке «Ярополк и Демиза» и другие). Однако не менее хорошо он играл и комедийные роли. Столь разносторонне развитый талант был редкостью в театральной сфере. Характер игры главного актера также отличался от принятой. Он очень хорошо и тонко чувствовал театральное искусство, знал все его правила и каноны. Это позволяло ему порой не соблюдать установленные нормы и играть по своему желанию. Учитывая его талант, Сумароков написал для него немало ролей, которые давались ему легко и оставляли неизгладимое впечатление у зрителей. Волкова называли значительнейшим и лучшим Талант его был отмечен такими уважаемыми людьми того времени, как Д. И. Фонвизиным, Я. Штелиным, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным и другими. Волкову приписывают не менее пятнадцати различных пьес.

Другие таланты Волкова

Способности Федора Волкова не ограничивались театром, а распространялись и на другие области. Он был прекрасным скульптором - резные в Николо-Надеинской церкви в городе Ярославль были сделаны именно им. Он также изготовил мраморный бюст Петра Первого. Живописцем Федор тоже был умелый и написал немало картин.

В 1759 году Федор Волков, биография которого начиналась в небольшом городке Костромской области, отправляется в Москву для преображения московского театра. С этой целью он берет с собой несколько актеров из Санкт-Петербурга.

Роль в политике

Актер Федор Волков сыграл и немалую роль в политической жизни страны. Он принимал участие в свержении Петра III. Он играл роль советника у императрицы Екатерины и помогал ей при восшествии на трон. В благодарность Екатерина возвела Волкова в дворянское сословие. Однако, несмотря на его приближенность ко двору и к самой Екатерине Алексеевне, Волков смог удержаться от соблазна стать человеком государственным и остался верен себе, отдав предпочтение труду своей жизни - театру. Он отказался и от должности кабинет-министра, а также от ордена Св. Андрея Первозванного, которым его хотела наградить императрица.

Личная жизнь Волкова

С головой отдаваясь делу своей жизни и тратя на это все время, Федор Волков так и не обзавелся семьей.

Братьям Федора даровали дворянские звания за верность Родине и императрице Екатерине.

«Торжествующая Минерва»

Во время восшествия на престол Екатерины II было решено устроить большой праздник в Москве. Событие пришлось на масленичную неделю, когда по городу ходили ряженые и развлекали народ. К этому мероприятию Волков подготовил театрализованное представление в виде маскарада, которое получило название «Торжествующая Минерва». Суть представления состояла в том, чтобы объяснить народу, что свержение Петра III было большой удачей и счастьем для населения, а именно благодаря смене власти справедливость смогла восторжествовать. Постановка восхваляла новую императрицу как торжествующую Минерву (Минерва - богиня мудрости и правосудия, покровительница искусств, наук и ремесел). В этом представлении Волков смог показать большинство своих талантов и заслужить повышенное внимание публики. Однако во время проведения праздника, простудился и заболел горячкой. В апреле 1763 года он скончался.

Федора Волкова похоронили на кладбище возле Андроньева монастыря, но во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и следы местонахождения могилы великого актера были утрачены. Несмотря на это, на кладбище в Ярославле установили памятную доску в честь знаменитого актера.

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

В 1741–1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, – все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.

Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях . М., 1951
Ф.Г.Волков и русский театр его времени . – Сб. материалов, М., 1953
Асеев Б.Н. Русский драматический театр 17–18 веков. М., 1958
Старикова Л.Н. Театральная жизнь старинной Москвы . М., 1988