Гоголь мертвые души характеристика ноздрева. Образ Ноздрёва (поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души"). Отношение Ноздрева к окружающим

Меню статьи:

Помещик Ноздрев из повести Н.В. Гоголя – еще один характерный тип помещиков того времени. Он является собирательным образом, который обличает характерные недостатки и особенности поведения нескольких людей, объединенных схожими чертами личности и характера.

Семья Ноздрева

Ноздрев – один из помещиков города N. На момент повествования ему 35 лет. Он некогда был женатым человеком, но его супружеская жизнь продлилась недолго. Вскоре жена его умерла, повторно Ноздрев не женился, вполне вероятно, потому, что не был предрасположен к семейной жизни. В браке с женой у них родилось двое детей, однако их судьба и воспитание не интересуют Ноздрева – он больше интересуется личностью няни его детей, обладавшей смазливой внешностью, чем самими детьми.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с описанным в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.

Складывается такое впечатление, что Ноздрева интересует все, кроме его детей он даже к своим собакам относится намного лучше, чем к ним.

Ноздрев не был единственным ребенком в семье – у него есть еще сестра. Известно, что она замужняя женщина. Ее муж – некий господин Мижуев. Он приходится Ноздреву не только родственником, но и лучшим другом. В его компании Ноздрев часто появляется на ярмарках, с ним они вместе заняты кутежами. По словам зятя Ноздрева, его жена совсем не похожа по характеру на своего брата – она милая и хорошая женщина.

Мижуев часто обличает ложь Ноздрева, но все же не выходит из разряда друзей – общая страсть у выпивке и кутежам их роднит и не дает рассориться.

Внешность

Помещик Ноздрев выгодно отличался внешностью в сравнении со всеми остальными помещиками округа N – он был видным и привлекательным мужчиной. У Ноздрева было круглое румяное лицо, щеки его были по-детски полные. Когда Ноздрев заливался смехом, щеки его забавно дрожали. У него были белые, подобно снегу зубы и темные волосы. Лицо Ноздрева выгодно обрамляли черные, как смола, бакенбарды. Время от времени его бакенбарды жестоко страдали в отчаянных схватках с карточными «друзьями», но, после потасовки отрастали все такие же густые.

Тело помещика также было покрыто волосами – на его груди они были такие же густые, как и на голове и больше напоминали бороду.

Рост Ноздрева был средний, а тело его нельзя было назвать атлетическим, но и не было обрюзглым.

Несмотря на его неуравновешенный жизненный график, Ноздрев казался воплощением здоровья – и был человеком «кровь с молоком»: «здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Об особенностях гардероба Ноздрева Гоголь особо не распространяется. Известно, что помещик предпочитал кафтан кавказского кроя, который представлял собой национальную одежду горских народов – архалук. Кроме того, дома он ходит в халате. Обыкновенно халат он носил на голое тело. Одет он был небрежно, поэтому, можно было увидеть без стараний его густо заросшую волосами грудь.

Крестьяне и деревня Ноздрева

Об условиях жизни крестьян и состоянии деревни Николай Васильевич мало что говорит. Исходя из образа жизни самого Ноздрева, можно предположить, что он имеет неплохой доход из своего имения – настолько неплохой, что может позволить себе жить на широкую ногу и не заниматься делами. У Ноздрева есть приказчик – именно он и занимается всеми делами помещика.


Так как Ноздрев очень любил похвалиться всем, чем только мог, тот факт, что он не сделал такого же и по отношению к своей деревне или крестьянам, говорит о том, что не все было так хорошо в его имении, а тот факт, что у него много «мертвых душ» еще раз подтверждает эту мысль.

На нашем сайте мы предлагаем вам узнать в произведении Н. В. Гоголя “Мертвые души”, проследить за его характером и описанием внешности.

Когда Чичиков приезжает к Ноздреву – тот показывает ему свое хозяйство: сначала помещик показывает своих лошадей. Здесь особо похвастаться не получилось – Ноздрев проиграл некоторых лошадей в карты, поэтому часть стоил была пуста. Среди лошадей Чичикову показали двух кобыл и жеребца невзрачного вида, но, по словам хозяина очень дорогого. Следующей диковинкой в поместье Ноздрева был волк, которого хозяин держал на привязи и кормил сырым мясом.


За волком последовал пруд, с невероятной по размеру рыбой. Чичикову, правда, не удалось посмотреть на эту необычайную рыбу, по Ноздрев уверял, что не для того, чтобы вытащить рыбу из пруда порой требовалось два человека – настолько она была велика.

Самой большой гордостью и слабостью Ноздрева были собаки – разных пород и расцветок. Их у Ноздрева было огромное множество, помещик любил и лелеял их до такой степени, что их можно было приравнять к полноценным родственникам: «Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства; все они, тут же пустивши вверх хвосты, зовомые у собачеев правилами, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться».

В его имении находится водяная мельница и кузница. Вполне вероятно, что крестьяне Ноздрева умелые работники и мастера, так как помещик хвалится, что ему всегда удается продать свой товар на ярмарке по самой высокой цене.

На этом хозяйство Ноздрева не заканчивалось, но заканчивались поводы для хвастовства – дороги в его поместье были ужасно запущены, поля располагались настолько низко, что вода «чавкала» из грунта:

«Во многих местах ноги их выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь».

Из всех его крепостных читатель может познакомиться только с некоторыми представителями. Больше всего внимания в повествовании уделено повару, который судя по всему не отличался кулинарными умениями – он смешивал совершенно несовместимые ингредиенты, казалось, что в его блюда попадают то, что первое попадает под руку.

В повести можно увидеть скудное описание слуги Порфирия, который под стать своему хозяину носит архалук, однако же, его, кафтан находится в плачевном виде и уже порядком заношенный.

В столовой можно было увидеть его двоих крепостных – они были заняты побелкой комнаты, однако их детального описания внешнего вида и особенностей состояния костюма Гоголь не подает. Известно, что они выполняли свою работу под пение какой-то однообразной и, казалось, бесконечной, песни. Можно предположить, что Ноздрев не отличался авторитарностью по отношению к своим крепостным – его дом не отличался чистотой, а в столовой кроме всеобщего запустения можно было увидеть остатки еды и крошки.

Усадьба Ноздрева

Николай Васильевич не подает наружное описание усадьбы Ноздрева. Внутреннее состояние также не подвергается детальному изображению.

В целом Ноздрев не был хорошим хозяином, он пренебрежительно относился к своей усадьбе и хозяйству, ему нравилось пользоваться плодами, но обеспечивать свое будущее и будущее своих детей не стремился. В его доме чувствовалось отсутствие женской руки – безвкусное оформление дома дополнялось всеобщим беспорядком и мусором.

Ноздреву такое положение вещей не предоставляло неудобства – для него это было привычное дело.

Кабинет Ноздрева был мало похож на классические рабочие кабинеты – здесь не было ни бумаг, ни книг. Да и для помещика это было лишнее – делами его поместья занимался управляющий, а досуг Ноздрев привык проводить за другими видами, например, за карточной игрой. Кабинет Ноздрева был полон разнообразного оружия два ружья, сабли, кинжалы.

Кроме оружия, в кабинете также можно было увидеть коллекцию трубок для курения – разной формы и материала, они окончательно превращали кабинет помещика в мини-музей.

Также в кабинете была шарманка из красного дерева, которую Ноздрев принялся демонстрировать – однако, шарманка не была в идеальном состоянии – время от времени она давала сбой, ее игра была похожа больше на попурри – песни переходили одна в одну не последовательно, после окончании композиции, а играли фрагментарно кусками вперемешку. Шарманка еще некоторое время играла сама по себе, после того, как Ноздрев оставил ее в покое: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться».

Столовая Ноздрева, на момент посещения Чичикова подвергалась ремонтным работам – два крестьянина белили ее, стоя на козлах: «Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, затягивая какую-то бесконечную песню».

Несмотря на ремонтные работы, заметить халатность в отношении уборки можно было невооруженным взглядом– в столовой можно было заметить крошки и остатки вчерашней еды: «В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти».

Судя по тому, как отреагировал сам Ноздрев на такое положение вещей, можно предположить, что ни крошки, ни еда, ни всеобщий мусор в его доме ему не мешали, а точнее он их в упор не замечал. Он был крайне неприхотлив в вопросах обустройства дома.

Характеристика личности

В первую очередь в образе Ноздрева бросается в глаза его желание стать «своим» для человека. Он быстро переходит в общении с человеком на «ты», чем особенно неприятно впечатлил Чичикова, так как, по мнению Павла Ивановича, такой переход был незаслуженный и выходил за рамки этикета, однако Ноздрева это не смущает. Он часто отступает от норм этикета, а вполне вероятно, что о некоторых особенностях и правилах никогда не слышал и даже не подозревает не только то, что он нарушает эти правила, но и то, что такие правила и нормы вообще существуют. Так, например, в его привычки входит очень громко говорить и смеяться. Когда Чичиков совершает сделку с Ноздревым, то с удивлением обнаруживает, как он громко обсуждает нюансы купли-продажи, как будто это было самое обыденное дело.

Пожалуй, такой развязный тон в некой мере связан с его веселым характером и привязанности к выпивке. Ноздрев не упускает возможности похвалиться, какое необычное вино он пробовал, а шампанское, которое обычно подают в доме губернатора, по сравнению с ним просто квас.

Ноздрев любит кутежи и всяческие развлечения (в его понимании одно неотрывно от первого), он не представляет, как можно жить, лишая себя таких хороших вещей и приятного времяпровождения. Ноздрев не понимает, как некоторое помещики могут безвылазно сидеть дома – он не может больше одного дня задержаться в своем поместье – ему скучно и он не знает, чем себя занять.

Ноздрев не ценит своих денег. Он презирает скряг, которые не решаются потратить лишнюю копейку. Вполне вероятно, что такое его отношение к деньгам сформировалось потому, что сам Ноздрев работает крайне мало – только в тех случаях, когда без его вмешательства дело не сможет продвигаться. Он не знает цену, которую ему приходится заплатить за то или иное его развлечение – деньги к нему легко приходят и также легко уходят.

Особой страстью Ноздрева стали карты – он завсегдатай карточного стола. Однако играть честно не в правилах помещика – во время игры он постоянно жульничает и обманывает. Окружающие уже давно прознали такое его отношение к карточной игре, поэтому всегда во время игры с ним внимательны.

Время от времени Ноздрев был замечен в махинациях за карточным столом и тут же подвержен критике и даже побоям с выдиранием волос, в частности его густых бакенбардов. Такое положение вещей не смущает Ноздрева – бакенбарды его быстро отрастают, а обиды забываются раньше, чем заканчивается драка. Спустя день Ноздрев уже готов сесть за стол для игры в карты вместе с недавними спорщиками, как ни в чем не бывало.

В целом же Ноздрев плохой и бесчестный человек. Он часто становится причиной неприятностей и проблем в жизни других людей – Ноздрев с легкостью может расстроить свадьбу и стать причиной отмены сделки. Помещик никогда не видит в своих поступках чего-то дурного или нехорошего. Причиной этому становится его пристрастие к выдумкам и сплетням. Ноздрев часто врет, даже по самым безобидным причинам. «Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни».

Ноздрев обладает взрывным и несдержанным характером – ему ничего не стоит нагрубить кому-либо или же стать участником драки.

Таким образом, Ноздрев в повести Гоголя показан как невоспитанный человек, который не умеет ценить то, что у него есть. Он плохой хозяин, плохой отец и плохой друг. Ноздрев отдает предпочтение не своим детям, а собакам, которых он холит и лелеет. Ноздрев постоянный участник кутежей, сплетен и ссор.

Характеристика Ноздрева в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

4.5 (90%) 18 votes

Характеристика Ноздрёва вполне помещается в краткую формулировку: неистовый помещик.

Прилагательное в этом случае нужно понимать во всем богатстве значений, зафиксированных Владимиром Ивановичем Далем в его толковом словаре.

Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души»

Автор вывел персонаж без имени, счел не важным для читателя и отчество. А фамилия звучит как собачья кличка (на Руси часто домашнюю скотину звали по фамилии хозяина).

Происхождение ее красноречиво: часть носа – элемента очень характерного, связанного в народе с половой сферой. Первое впечатление подтверждается при более близком знакомстве.

Ноздрев характеризуется как личность «историческая», потому что вечно ввязывается или провоцирует истории: скандальные, безобразные и непотребные, с жандармами, драками и пьянками. Еще это мастер сочинять небывалые истории безо всякой нужды: заврется так, что самому уже неудобно.

Это «многосторонний» человек – в смысле, «на все руки»: все и на что угодно менять, куда угодно срываться, в какой угодно вступать проект. Чем не молодой, неугомонный, бойкий и юркий пес, прыгающий из стороны в сторону?

Поступки и внутреннее содержание персонажа вполне себе собачьи: восторженное бросание к едва знакомому человеку, резкие перепады настроения, страсть к игре, желание выиграть любой ценой, публичные драки, нюх на веселые сборища. Желание быть лидером: все у него самое-самое (гигантскую рыбу из его пруда двое еле вытаскивают, жеребец в его стойле – не меньше десяти тысяч стоит и т. д.).

Поведение Ноздрева лишено какой-либо сознательности, направленности. Даже побои его не вразумляют, настолько коротка его память: вскоре братается с вытолкавшими его взашей.

Как и положено родовитой гончей, к персонажу прилагается биография: 35 лет, был женат, прижил двоих детей, жену похоронил, из семейных интересуется больше смазливой нянькой, дома бывает редко, постоянно удирая на всякие публичные сборища, которые своем чутким носом чует за несколько десятков верст.

Ноздрев, существо хотя и родовитое, но лишенное благородных качеств своего прообраза: во многих мифологиях собака – защитник героев, проводник в царство бессмертных, победитель чудовищ-врагов человека и мироздания. Помещик из «Мертвых душ» похож скорее на бродячего блудливого кобеля, околачивающего возле трактиров и выискивающего всякую дрянь.

Описание портрета Ноздрева

Образ собаки организует и подачу портрета персонажа. При первой встрече это чернявый, хорошо сложенный молодец, свежий и полнокровный, среднего роста, с роскошной темной шевелюрой и смоляными бакенбардами.

Подобные Ноздреву люди на лицо открытые, прямые и удалые. Молодецкий смех пробуждает и спящего мертвым сном, обнажает все сахарно-белые зубы, заставляя дрожать и прыгать щеки как у смеющегося бульдога.

Неспроста в облике помещика подчеркивается обилие волос: густейшие бакенбарды, растрепанная густая шевелюра, под халатом на голое тело – грудь, покрытая какой-то бородой. Вроде бы и живописный молодой человек, но суть его выдает покрывающая тело собачья шерсть.

Привлекательность Ноздрева телесная, животная, даже в некотором роде дьявольская. Внешность брызжет здоровьем, не убиваемым, постоянными потасовками и кутежами. Даже румяные щеки-брыли наделены волшебной растительной силой: бакенбарды на них чудесным образом отрастают лучше прежних, выдранных в очередной драке.

Черты характера, манера поведения и речь

Анализ высказываний героя показывает, что «собачья» манера поведения неотделима от речи Ноздрева – в высшей степени экспрессивной и выразительной.

Монологи и реплики отличаются обилием восклицательных знаков и превосходной степени прилагательных.

Лексика скачет от восторженно-ласкательных слов к ругани и казарменным выражениям. Постоянно то божится, то чертыхается, а ласковые «душа» и «брат» сменяются ругательскими «канальей», «фетюком», «подлецом» и «шильником».

Причем ругательства годятся и для дружеского обращения: даже повесить по-дружески желал бы он юлящего .

Любит ввернуть в разговор иностранное слово – только из-за его звучания, не понимая значения. Иногда от речи кутилы веет солдатским натурализмом, в приличном обществе подобными выражениями не бросаются.

Спор с коммерсантом о выкупе мертвых душ напоминает разговор человека с лающим псом – настолько отрывисты и все более агрессивны ноздревские реплики «Врешь!», «Подлец!» и так далее.

Жизненные цели

Отсутствуют. Ноздрев только большой охотник погулять. Пьянствовать и испытывать удачу в картах, выигрывая и тут же просаживая деньги и вещи.

Играть ради игры, побеждать, побеждать и побеждать: любой ценой – причудливейшего вранья, крапленой колоды, перестановкой игральных шашек на доске и даже кулаков. Это тупое, неосознанное желание какой-то победы над всеми и всем.

Так что Чичиков снова просчитался: план даром выпросить мертвые души у проигравшегося отчаянного помещика изначально был обречен на провал.

Описание деревни и усадьбы Ноздрева

Больше двух часов водил радушный хозяин гостей по своему поместью – а более или менее определенного описания ноздревской деревни в книге нет.

Только впечатление запущенности, неприбранности и заброшенности.

Господина дома не ждут: под заунывную песню два мужика в столовой белят потолок. В конюшне две кобылы и неказистый жеребец с блуждающим тут же козлом – остальные стойла пустуют. Ноздрев хвастает волчонком на привязи – будущим «совершенным зверем».

Дикость угрожает поглотить культуру в царстве Ноздрева: бороненные земли чередуются с заброшенными, топкие низины и вязкая грязь и лес в отдалении.

Емко характеризует бравого землевладельца такая деталь: дойдя до границы владений, хозяин клянется, что и лес в отдалении и за лесом – тоже его. Собачья территориальность в действии.

На псарне молодой красавец и вовсе выглядит как отец семейства: собаки многочисленны, довольны, ухожены и обласканы.

Интерьер помещичьего дома представлен только кабинетом. Где нет книг или бумаги, но кругом сабли, два ружья, лже-турецкие кинжалы, всевозможные курительные трубки. Предметы мужской воинской культуры беспорядочно разбросаны, а среди них – до нельзя лишняя, всегда сбивающая на шуточный марш шарманка.

Кстати, спалось понадеявшемуся на дармовщинку Чичикову в этом доме плохо. Всю ночь он чесался из-за нестерпимо больно кусающих маленьких пребойких насекомых.

Отношение к хозяйству

Отсутствует. В собственном доме его по-настоящему волнуют три страсти: собаки, охота, территория для охоты. Не отдает Чичикову желаемое, потому что носом чует что-то нечистое. И хочет к тому же во что бы то ни стало загнать коммерсанта – поймать его на лжи.

Отношение Ноздрева к окружающим

Не поддающееся логическому объяснению, бессознательное, отличающееся, однако, страстью «нагадить ближнему». О ближайших приятелях распускает сплетни, расстраивает их свадьбы или торговые сделки.

При следующей встрече упрекает, что оплеванный человек не заезжает в гости (обращение при этом «Подлец»). Даже проводив зятя, тут же говорит гадости про него Чичикову.

Ноздрев подобно псу кусает руки, играючи.

Любимое занятие

Подытожим, чем же любит заниматься герой «Мертвых душ»:

  1. Все чувства с неистовой силой пробуждают в красавце всевозможные игры – особенно карточные. Маниакальная одержимость победой: не брезгует крапленой колодой, за что часто бывает бит. Подбивая на игру, он делается будто бы одержимым бесом (как подумал про себя Чичиков).
  2. Гиперболические рассказы о своих владениях, победах, предчувствиях, подаваемых блюдах и так далее.
  3. Споры и пари без преследования даже какой-то выгоды: ведь прекрасно знает Ноздрев, что владения его за меткой заканчиваются – но спорит с зятем, что территорию за ней он уже выкупил. Но даже не задумывается о неминуемом проигрыше и его цене.
  4. Охота и собаки. В животных он разбирается: какими должен быть нос, уши, ребра. Пополняет домашнюю свору новыми породами. Заботится лучше, чем о родных детях: велит вычесывать у щенка блох, любуется им, проверяет его состояние.
  5. Пьянство. Среди угощения для гостей – разнообразие спиртного: портвейн, разбавленная ромом или царской водкой мадера, бутылка бургуньона и шампаньона вместе, распространяющая сивушищу рябиновка.
  6. Посещение ярмарок и других публичных сборищ.

Почему Ноздрев мертвая душа

Главный вывод после анализа персонажа: при всей своей привлекательности, это лишь оболочка человека. Но даже через нее пробивается животная сущность помещика.

Алогичность, неосознанность, дикость и непредсказуемость – вот главная характеристика все его речей и поступков.

Ноздрев – зверь, так и не ставший человеком, не одухотворенный высшими человеческими свойствами: разумом, совестью и добротой. Нет в нем даже преданности собственному дому.

Цитатная характеристика Ноздрева

Характер, поведение и жизнь Ноздрева походит на обед, которым он потчует гостей. Блюда приготовлены не для человеческого желудка. Нечто сложное и бесформенное, с пригоревшими и не проваренными фрагментами.

«Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец - он сыпал перец, капуста ли попалась - совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

Здесь микрообраз сути Ноздрева: богатство материи – но беспорядочность, бесформенность, дезорганизованность, непоследовательность, бесцельность.

Заключение

Образ неистового Ноздрева вполне вписывается в дьявольскую мистерию «Мертвых душ». Покинув символический гроб – поместье Коробочки – он из трактира увлечен адской гончей и насилу унес от нее ноги. Дальше его ждет встреча с цербером Собакевичем .

Ноздрев - молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач»; третий по счету помещик, с которым Чичиков затевает торг о мертвых душах.

Знакомство происходит в 1-й главе, на обеде у Прокурора; возобновляется случайно - в трактире (гл. 4). Чичиков направляется от Коробочки к Собакевичу. Ноздрев, в свою очередь, вместе с «зятем Межуевым» возвращается с ярмарки, где пропил и проиграл все, вплоть до экипажа. Н. немедленно заманивает Чичикова к себе в имение, попутно аттестовав Собакевича «жидомором», а самого героя романа (не слишком охотно соглашающегося последовать за Н.) - Оподелдоком Ивановичем. Доставив гостей, немедленно ведет показывать хозяйство. Начинает с конюшни, продолжает волчонком, которого кормят одним лишь сырым мясом, и прудом, где (по рассказам Н., неизменно фантастическим) водятся щуки, каждую из которых под силу вытащить лишь двум рыбакам. После псарни, где Н. среди собак выглядит «совершенно как отец семейства», гости направляются на поле; тут русаков конечно же ловят руками.

Н. не слишком озабочен обедом (за стол садятся лишь в 5 часов), поскольку еда - далеко не главное в его буйной жизни. Зато напитков у Н. в изобилии, причем, не довольствуясь их «натуральным» качеством, хозяин выдумывает невероятные «составы» (бургуньон и шампаньон вместе; рябиновка «со вкусом сливок», отдающая, однако, сивухой). При этом Н. себя щадит; заметив это, Чичиков потихоньку выливает и свои рюмки. Однако наутро «щадивший» себя хозяин является к Чичикову в халате, под которым нет ничего, кроме открытой груди, обросшей «какой-то бородой», и с трубкой в зубах - и, как положено гусарствующему герою, уверяет, что во рту у него «эскадрон ночевал». Есть похмелье или нет его - совсем не важно; важно лишь, что порядочный гуляка должен страдать от перепоя.

Мотив «ложного похмелья» важен автору еще в одном отношении. Накануне вечером, во время торга, Н. насмерть поссорился с Чичиковым: тот отказался сыграть с буйным «продавцом» на мертвые души в карты; отказался купить жеребца «арабских кровей» и получить души «в придачу». Но как вечернюю задиристость Н. невозможно списать на пары алкоголя, так и утреннее миролюбие нельзя объяснить забвением всего, что сделано в пьяном угаре. Поведение Н. мотивировано одним-единственным душевным качеством: безудержностью, граничащей с беспамятством.

Н. ничего не задумывает, не планирует, не «имеет в виду»; он просто ни в чем не знает меры. Опрометчиво согласившись сыграть с ним на души в шашки (поскольку шашки не бывают краплеными), Чичиков едва не становится жертвой ноздревско-го разгула. Души, поставленные «на кон», оценены в 100 рублей; Н. сдвигает обшлагом рукава сразу по три шашки и проводит таким образом одну из них в дамки - не оставляя Чичикову иного выхода, как смешать фигуры. Расправа кажется неминуемой. Могучие Порфирий и Петрушка схватывают героя; Н. в азарте кричит: «Бейте его!» Чичикова спасает лишь явление грозного капитан-исправника с огромными усами, пародирующее и deus ex machina («бог из машины») древнегреческой трагедии, и одновременно финал «Ревизора».

Ретировавшийся Чичиков надеется, что первая встреча с Н. окажется последней; однако им предстоит еще две встречи, одна из которых (гл. 8, сцена губернского бала) едва не погубит покупателя «мертвых душ». Неожиданно столкнувшись с Чичиковым, Н. кричит во всеуслышание: «А, херсонский помещик, херсонский помещик! <...> он торгует мертвыми душами!» - чем порождает волну невероятных слухов. Когда чиновники города NN, окончательно запутавшись в «версиях», призывают Н., тот подтверждает сразу все слухи, не смущаясь их разноречивостью (гл. 9). Чичиков накупил мертвых душ на несколько тысяч; он шпион, фальшивомонетчик; собирался увезти губернаторскую дочку; венчать за 75 рублей должен был поп Сидор из деревни Трухмачевка; Чичиков - Наполеон; кончает Н. полной околесицей. А затем сам же (в 10-й главе) сообщает «херсонскому помещику» об этих слухах, нанеся ему визит без приглашения. Вновь начисто позабыв о нанесенной обиде, Н. предлагает Чичикову помощь в «увозе» губернаторской дочки, причем всего за три тысячи.

Как все остальные герои поэмы, Н. словно «переносит» очертания своей души на очертания своего быта. Дома у него все бестолково. Посередине столовой стоят деревянные козлы; в кабинете нет книг и бумаг; на стене висят «турецкие» кинжалы (на одном Чичиков видит надпись: мастер Савелий Сибиряков); любимая шарманка Н., которую он именует органом, начав играть мотив «Мальбруг в поход поехал», завершает знакомым вальсом, а одна бойкая дудка долго не может успокоиться.

Фамилия Н. связывает его с комическими персонажами русской «носологической» литературы, чей юмористический колорит обеспечивался бесконечными шутками над носами героев. Одежда (полосатый архалук), внешность (кровь с молоком; густые черные волосы, бакенбарды), жесты (молодцевато сбрасывает картуз), манеры (сразу переходит на «ты», лезет целоваться, всех именует или «душками», или «феткжами»), непрерывное вранье, задиристость, азарт, беспамятство, готовность нагадить лучшему другу без какой-либо цели, - все это с самого начала создает узнаваемый литературно-театральный образ буйного щелкопера. Н. узнаваемо связан с водевильным типом Буянова, с Хлестаковым из «Ревизора». Но в отличие от «сложного» Хлестакова, который в своем вдохновенном вранье изживает убогость собственного существования, Н. ничего не «изживает». Он просто врет и гадит «от юркости и бойкости характера». Характерен эпизод, в котором Н. показывает Чичикову и Межуеву свои владения - и, подводя их к «границе» (деревянный столбик и узенький ров), вдруг неожиданно для себя самого начинает уверять: «...все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое». Этот «перебор» вызывает в памяти безудержно-фантастическую ложь Хлестакова. Но если Н. что и преодолевает, то не себя самого, не свою социальную ущербность, а лишь пространственную тесноту окружающей жизни; его поистине безграничная ложь есть оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. А в отличие от «носологичских» персонажей, от Буяновых, от Пирогова, от Чертокуцкого и тому подобных пустых героев, Н. не до конца пуст. Его буйная энергия, не находящая должного применения (Н. может неделями азартно раскладывать пасьянс, забыв обо всем на свете), все же придает его образу силу, яркую индивидуальность, ставит в своеобразной иерархии отрицательных типов, выведенных Гоголем, на сравнительно высокое место - «третье снизу».

По существу, если до Н. Чичиков (и читатель) встречаются с безнадежными, душевно мертвыми персонажами, которым нет и не может быть места в грядущей, преображенной России (образ которой предстояло создать в 3-м томе поэмы), то с Н. начинается череда героев, сохранивших в себе хоть что-то живое. Хотя бы живой, при всей его бестолковости, характер и живую, грубовато-пошлую, но выразительную речь (графиня, ручки которой - самый субтильный суперфлю; собаки с «крепостью черных мясов» и др.). Именно поэтому Н. наделен неким условным подобием биографии (тогда как Манилов биографии начисто лишен, а у Коробочки есть лишь намек на биографическую предысторию). Пускай эта «биография» и пародийно-однообразна: «разбойные» похождения «исторической личности». То есть личности, вечно попадающей во всякие истории. Именно поэтому, возникнув на страницах романа еще в 1-й главе, он не просто активно действует в двух главах, 4-й и б-й, но участвует и в главах с 8-й по 10-ю. Его образ словно не умещается в замкнутых границах отдельного эпизода; отношения Н. с романным пространством строятся по тому же типу, что и его отношения с пространством как таковым - «все это мое, и даже по ту сторону <...> все мое». Не случайно автор сводит Чичикова с Н. в трактире - то есть на возвратном пути к потерянной кучером Селифаном боковой дороге, символизирующей путь в будущее.

Ноздрев представлен в поэме молодым помещиком, бесшабашным болтуном, азартным и бесчестным человеком. Он живет одним днем, абсолютно не заботясь ни о чем, кроме своих желаний. После смерти жены у Ноздрева остались дети, но он не воспитывает их.

Гоголь мастерски создает картину домашнего быта каждого помещика. Имение и вся его обстановка свидетельствуют как нельзя ярче о характере и привычках хозяина. Так и с Ноздревым. Дом этого помещика находится в бестолковом состоянии, как и сама сущность Ноздрева. Этот персонаж представлен в поэме довольно красивым, молодым, хорошо сложенным мужчиной невысокого роста, с черными бакенбардами. Лицо имел открытое, располагающее.

Знакомство Ноздрева с Чичиковым тоже происходит необычно. Перехватив Павла Ивановича на пути к Собакевичу, Ноздрев пытается его «надуть» по привычке, уговаривая сыграть то в карты на «мертвых» душ, то в шашки. За время пребывания Чичикова в доме Ноздрева они успевают перессориться и подраться.

Ноздреву принадлежит роль изобличителя Чичикова. Именно этот помещик заявляет о всеуслышание, что Павел Иванович торгует «мертвыми» душами». Потом при встрече с помещиками Ноздрев путается и согласен со всеми слухами сразу. Это еще раз подтверждает непоследовательность и необдуманность действий этого героя. Он попеременно играет роль то врага, то помощника Чичикова.

Ноздрев - выходец из привилегированного сословия, привыкший к жизни на широкую ногу, к легкомысленному времяпрепровождению. Его хвастовство и разбрасывание деньгами говорит о простом желании казаться значительнее, чем он есть на самом деле, иначе зачем ему приобретать собак и лошадей за неумеренно высокие цены. Он постоянно лжет и даже не помнит сам, что он врал. Таким образом Ноздрев также пытается возвеличить свою персону в глазах окружающих. Обидеть другого для Ноздрева ничего не стоит, как и быстро поменять свое мнение. Излюбленное слово этого помещика -«фетюк», которым он называет зятя. Общество относилось к Ноздреву то с нисхождением, то с равнодушием. Его же выгоняли с приемов, когда он распускался выше дозволенного, но к нему же обращались при необходимости.

Но Ноздрев в поэме - не самый отъявленный негодяй. Наоборот, по мысли писателя, есть в этом характере небольшие зачатки доброго. Не все еще потеряно для него, и при особых обстоятельствах из него может получиться стоящий человек.

Представляет собой в «Мертвых душах» Ноздрев. Насколько Манилов – натура в себя углубленная, живущая в своем собственном мире, настолько Ноздрев – натура общественная, человек, не имеющий никакого собственного мира. Это – общественный паразит, который не может существовать без людей. Хозяин он никуда не годный, семьянин – тоже. Ноздрев – картежник-шулер, барышник, собутыльник, словом, он живет только в «обществе», – чем больше народу, тем он чувствует себя лучше, тем откровеннее раскрывает он себя. Это – лгун и хвастун по профессии, крайняя степень Хлестакова , который врет только тогда, когда разыграется его фантазия. В противоположность ему, Ноздрев врет всегда, – и пьяный, и трезвый, когда это ему нужно и когда не надо, – врет, не разбирая, верят ему, или нет. Это – человек «изолгавшийся». (См. текст описания Ноздрева в «Мертвых душах» , описание его поместья и интерьера дома .)

Легкость в мыслях у Ноздрева необыкновенная, такая же, как у Хлестакова, – оттого мысль у него скачет непоследовательно, одна фраза часто логически не связывается с другой (ср. рассказ его об ярмарочных развлечениях). Жизнерадостный, суетливый, он всегда доволен жизнью. Самолюбия у Ноздрева нет, оскорблений он не боится, и поэтому, взбалмошный и задорный, он легко наносит оскорбления другим, не разбирая людей, не задумываясь о будущем. С людьми Ноздрев совершенно не считается, ни под кого не подлаживается и во всех видит только себя – то есть бесшабашного гуляку, добродушного, беззаботного плута, для которого суета и плутовство не есть средство удовлетворить корыстолюбие, а просто возможность наполнить чем-нибудь свою беспокойную жизнь, – средство занять чем-нибудь праздные силы своей пошлой, но сильной натуры. Жажда жизни, деятельности, неразумно направленная, и создает из этого героя «Мертвых душ» беспокойного человека, «истерического человека», скандалиста, который готов «нагадить» всякому, не по злобе, а вследствие «неугомонной юркости и бойкости характера».

Герой «Мертвых душ» Ноздрев. Художник М. Далькевич

Ноздрев – натура стихийная, – он не волен в своих поступках, в своих словах. Его моральное безволие удивительно сочетается у него с наличностью энергии (он может на неделю запереться в доме для подбирания карт), с решительностью и настойчивостью. В лице Ноздева Гоголь вывел в «Мертвых душах» сильного, но пошлого человека, в жизни которого нет никакой цели и смысла: он предприимчив, как Чичиков , но его предприимчивость бесцельна, бессмысленна, а потому и все существование его – безнадежная глупость. Ноздрева Гоголь не выбрал бы в герои возрождения.