История. Время странствий

Хамовники – это экологичный и комфортный для проживания современный район в столичном ЦАО , расположенный на берегу Москвы-реки. Он имеет богатое историческое прошлое. Несмотря на современный облик района, в нём почти полностью сохранилось культурное наследие прошлых веков. На территории Хамовников расположены многочисленные монастыри, музеи, храмы и различные сооружения, имеющие историческую ценность. Сегодня эти памятники культуры оберегают, реставрируют и делают всё возможное для их сохранения.

Жилой фонд района в большинстве своём сформирован в советскую эпоху, но эти «сталинки» могут похвастаться хорошим состоянием и в наши дни. Более того, они служат украшением Хамовников. На Фрунзенской набережной и вдоль неё можно любоваться удивительными образцами советских построек начала прошлого столетия. Сегодня новые дома здесь не возводят, современное строительство жилых комплексов ведётся преимущественно в центральной части Хамовнического района.

Территория Хамовников включает в себя ряд слобод и поселений, чья история и стала историей формирования и развития района.

Хамовная слобода

Название района Хамовники восходит к названию образовавшегося здесь в XVII веке поселения Хамовная слобода, которое населяли люди, занимающиеся ткачеством, так называемые хамовники (от слова «хамьян» – вид недорогой ткани из шелка). Тканую продукцию, производство которой было в то время очень распространено в Москве, на рынок и для царского двора поставляли в основном из Кадашевской слободы и Хамовной. Однако кадаши производили бельевую ткань для членов царской семьи, а хамовные ткачи изготавливали столовое полотно для нужд дворцового двора.

В конце XVI века Хамовная слобода именовалась иначе. Поскольку первыми жителями этого поселения были ткачи из д.Константиновка (Тверь), переселившиеся в эти места для выполнения хамовного дела, называлась слобода Тверской Константиновской.

Тверским ткачам выделялись дворы – участки земли – и в соответствии с их размерами они должны были производить определённое количество тканого полотна для царского дворца. Основной единицей измерения было «дело». В середине XVII веке в слободе насчитывалось уже около 90 дворов, а за год хамовники производили около 230 кусков ткани. В конце XVII века насчитывалось уже более 50 выполненных «дел».

Хамовные мастера имели особые привилегии: от службы и иных повинностей они освобождались, а за работу получали жалованье «рублём» и «хлебом».

В эпоху Петра Великого ткацкое производство в слободе сохранялось. В начале XVIII века здесь основали казённую фабрику для нужд царской армии. Однако позднее она была передана в частное управление группе лиц под руководством талантливого мануфактурщика Ивана Тамеса, который расширил ткацкое производство и сделал эту полотняную фабрику крупнейшей в Москве.

Рабочие станы располагались во многих местах города, а в самой Хамовной слободе находилось лишь прядильное отделение. В 1720 году Тамес выкупил здесь несколько земельных участков по соседству с уже существующим, рассчитывая на то, чтоб сконцентрировать всё производство в одном месте. Спустя пять лет он стал единоличным владельцем фабрики. А после его смерти в 1927 году управление мануфактурой взял в свои руки сын Тамеса – Иван. Оставаясь самой крупной в Москве, фабрика под его руководством просуществовала до 70-х годов, но в силу определённых причин, как и другие полотняные мануфактуры в столице, прекратила производство.


Об удивительной истории других поселений, входящих в состав московского посада, читайте в следующей статье «Хамовники. Часть II».

Хамовники - район Москвы, на гербе которого представлен цветущий лен, символ ткачества. На этом месте много веков назад располагалась ткацкая слобода. Позднее на этих землях стали жить именитые люди России. Площадь района - около 950 га, количество проживающих - 77 тысяч человек. Современные границы района были определены в 1991 году.

Историческая справка

Хамовники - район Москвы, расположение которого было определено смоленской дорогой, ведущей в город Владимир. Около нее образовались линии улиц Остоженка и Чудовка. В средние века неподалеку от Садового кольца был Крымский брод. Через него татары брали кремлевские сооружения.

В XVII веке на одном из берегов образовалась небольшая слобода от Чудова монастыря. Ранее был сооружен комплекс Новодевичьего монастыря, вошедший в московский оборонительный пояс. Его заложил Василий III, прибыв из очередного похода. Монастырские письмена начинаются в 1525 году с обретения иконы Богородицы.

На территории монастыря есть множество сохранившихся до наших дней:

  • Смоленский собор;
  • звонница;
  • кельи;
  • караульни для стрельцов.

В наши дни монастырь функционирует, в то же время он является частью музея истории. Обитель представляет собой объект мировой ценности, ее охраняет ЮНЕСКО. На ближайшем Новодевичьем кладбище располагаются захоронения известных людей: актеров, военных, писателей.

Около Остоженки размещены постройки Зачатьевского монастыря. Он заложен в XVI веке. От монастыря остались ворота, части стен. Рядом образовался элитный район Москвы - Остоженка, второе его название - "Золотая миля".

Как появилось название?

Хамовники - это район Москвы, название которого пошло от древнерусского слова. В XVII веке неподалеку с Чудовкой жили ткачи, делавшие материал изо льна. Лен по-русски называли «хам». По этой причине территорию стали именовать Хамовниками.

Сначала образовался хамовный двор, позднее превратившийся в ткацкое поселение. В 1679 году по настоянию ткачей был построен храм Святого Николая. Это церковь белого цвета, декорированная русскими узорами.

В XVIII веке в Хамовниках стали открываться мануфактуры. Одним из первых таких предприятий была мануфактура Томаса. Спустя годы, на ее месте построили Хамовнические казармы. Офицерское имение назвали «Шефским домом».

До XIX века в этих местах было много лужаек и садов. Владели ими граф Орлов. Позже выше по Москве-реке образовались поселения стрельцов и сады монастыря.

Столь живописный район в XVII веке заинтересовал многих знатных людей. В нем стали возникать поместья с парками и прудами. Известны и Трубецких, а также Дениса Давыдова. Здания сохранены до сих пор, они находятся на улице Пречистенке.

Хамовники - район Москвы, изобилующий архитектурными памятниками. Древний образ этой местности сохранился до наших дней. Выдающимися строениями являются комплекс храма Христа Спасителя, музей Пушкина, палаты Пречистенки.

Инфраструктура

Среди учреждений государственно-исполнительной власти Москвы - управа района Хамовники. Она занимается распорядительной, координирующей и контрольной деятельностью в разных сферах.

УФМС Москвы района Хамовники выполняет миграционный контроль населения, оформляет паспорта и визы.

В районе несколько станций метрополитена, входящих в Сокольническую ветку.

Транспорт движется по Садовому кольцу, Третьему автомобильному кольцу, Комсомольскому проспекту, Остоженке, Волхонке. Передвижение транспорта организовано и по

В Хамовниках большое количество медицинских учреждений. Это и Сеченовская академия, и Научный центр хирургии, и НИИ имени Сербского, НИИ Сысина. В районе множество престижных университетов, а также школ, в том числе и узкоспециализированных.

Учреждения культуры и спорта

Культурным достоянием России являются различные музеи, находящиеся в Хамовниках, районе г. Москвы. Среди них:

  • комплекс Новодевичьего монастыря;
  • Пушкинский музей;
  • особняк, где проживал Герцен;
  • храм Христа Спасителя;
  • художественные галереи.

Многочисленные концертные залы, скверы, театры всегда открыты для жителей и гостей этих мест.

В Хамовниках располагается крупнейший спортивный стадион «Лужники». Работают многочисленные школы и спортивные секции.

Обустройству Хамовников уделяется огромное значение. Именно здесь находится живописная Фрунзенская набережная.

Постройки

Освоение района начато после революции. Сначала застраивались территории Фрунзенской набережной и Комсомольского проспекта. Затем масштабы увеличивались, Фрунзенская набережная стала гранитной, появились сталинские постройки около Москвы-реки. Было построено Министерство обороны. В 1958 году был возведен Комсомольский проспект, на котором стремительно росли многоэтажки.

В начале 70-х годов для сотрудников ЦК были построены удобные дома из кирпича.

Современные здания

Сегодня застройка района ведется точечно. Среди сооружений последних лет - элитный дом в Несвижском переулке, жилищно-административные комплексы «Ля Дефанс», «Камелот», престижный дом в Оболенском переулке.

Знаменитая «Золотая миля» представляет собой образец бережной застройки с сохранением исторических зданий. Квартиры в районе Хамовники в Москве - это самое дорогостоящее жилье в России.

Преимущества

Хамовники имеют многовековую историю. Но и в наши дни популярность района не ослабевает. Это объясняется его преимуществами. К ним относятся:

  • наличие культурных памятников;
  • благоприятная экологическая обстановка;
  • зеленые зоны;
  • отличная инфраструктура;
  • комфортные условия проживания.

Благодаря таким неоспоримым достоинствам район Хамовники считается одним из лучших районов Москвы.

Гербовая эмблема

Серебряное колоколовидное стропило символизирует характерную ландшафтную особенность местности, ограниченной с трех сторон подковообразно изгибающимся руслом Москвы-реки, охваченной каменными набережными. Серебряный Храм Христа Спасителя символизирует уникальное архитектурное сооружение всероссийского уровня, памятник погибшим русским воинам в Отечественной войне 1812 - 1814 годов, восстановленный после разрушения в конце XX века. Скрещенные перо и свиток означают развитую научную, культурную и просветительскую роль муниципального образования, где расположены множество музеев, культурных центров и крупных учебных заведений. Цветок льна указывает на первоначальный промысел местных жителей - ткаческое (хамовное) дело. От имени ткачей- хамовников произошло название местности.

О районе

Хамо́вники — район Москвы. Расположен в Центральном административном округе, на берегу Москвы-реки. Многие здания представляют историческую ценность.

Слово "хамовники" - от слова "хам", которое с ХIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).

Когда-то на территории нынешних Хамовников была большая Хамовная слобода, где жили ткачи. Их прозвали "хамовниками". Первоначально, в 20-е годы XVII века, когда вырос спрос на русский лен, в слободе жили мастера, переселенные из Твери. Они были у царя Михаила Федоровича на особом положении, облагались невысокими налогами, освобождались от некоторых повинностей, и не имели права жить где-то кроме своей слободы.

Слово "хамовники" использовалось в названиях улиц и набережных. Так Большой (Долгий) Хамовнический переулок и Хамовническую набережную в 1925 году переименовали во Фрунзенскую набережную; 1—3-я Хамовнические улицы в 1956 году стали 1—3-й Фрунзенскими улицами; Хамовнический Камер-Коллежский Вал ныне называется просто Хамовническим Валом.

История

Район Хамовники - старинная живописная местность в излучине Москвы-реки, необычайно богатая историческими памятниками и достопримечательностями. В спровочных изданиях по истории Москвы читаем: Часть Хамовницкая. Границы: к северу часть Новинская, к востоку, югу и западу Москва-река, как сказано выше, втекая близ урочища Трех гор, обтекает ее совершенно по пространству своему. Часть сия есть одна из обширнейших. («Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского, 1831, ч. 4).

Территория Хамовников ведет свое название от слова «хам» - «лен», так как уже в двадцатые годы XVII века здесь селились ткачи льняного полотна. В старину на Руси изготовление тканей, полотна, скатертей называли хамовным делом, ткачей, полотнянщиков и скатертников именовали хамовниками, а их изделия - хамовным товаром.

В русском языке XVII века бытовало слово «хамьянъ» - ткань. В Москву же это слово пришло из северных и северо-западных районов, которые были основными поставщиками льна на государев Хамовный двор.

На протяжении XVII века ткацкую слободу на данной местности в Москве называли по-разному: Хамовники Тверские под Девичьим монастырем, Тверская Константиновская Хамовная слобода. Первоначально название «Хамовный» относилось к государственному учреждению - государеву Хамовному двору, который находился в Кадашевской Ткацкой слободе и включал в себя как само ткацкое производство, так и его организацию и сбыт продукции. В настоящее время обнаружены новые материальные свидетельства существования хамовного дела вблизи Новодевичьего монастыря - при археологических раскопках обнаружено значительное количество набойных досок (с помощью этих рельефных форм на ткани вручную наносился цветной узор).

В 1709 году в Хамовниках, в Хамовной слободе, была создана первая казенная полотняная фабрика, а в 1718-1720 годах - одна из первых полотняных мануфактур в России.

Район формировался на протяжении столетий, сохраняя фрагменты древней застройки. (М.М. Богословский. Москва в 1870-1890-х годах). Район «Хамовники» неразрывно связан с такими громкими именами, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, М.П. Погодин, Н.И. Пирогов. В районе расположено множество Храмов, монастырей, музеев, да и сами улицы, переулки, бульвары Хамовников являются историческими памятниками.

Территория этого района Москвы - 950 га, проживает 77,4 тыс. человек.

Музей

В 1882 году русский писатель Лев Николаевич Толстой в Долгом Хамовническом переулке купил дом, в котором жил вместе с семьей в зимнее время вплоть до 1901 года. Рассказывают, что Толстой приехал посмотреть усадьбу апрельским вечером. Хозяин с досадой сказал: "Лев Николаевич, Вы ничего не увидите". "Не надо дом, я вижу сад!" - ответил Толстой. Зимой Толстые заливали каток и звали гостей. Последний раз в этом доме писатель был в 1909 году. Здесь он написал роман «Воскресение», пьесы «Плоды просвещения», «Живой труп». В год смерти писателя (1910) этот переулок был переименован в улицу Льва Толстого. В 1921 году дом писателя национализировали и превратили в Государственный музей Л.Н. Толстого.

Достопримечательности

А. Новодевичий монастырь
и
Новодевичье кладбище


Б. Храм Святого Николы
в Хамовниках (17-й век),
неподалёку характерные
палаты того же времени.

В. Музей Л. Н. Толстого
(на улице его имени)



Д. церковь

Московская медицинская
академия им. И. М. Сеченова

Ж. Усадьба Трубецких,
детский сад
(Сад Мандельштама)

Московский дворец
молодежи


Сталинская "высотка" МИД РФ
Счетная палата РФ
Олимпийский комплекс
«Лужники»



к Киевскому вокзалу

Смотровая площадка
со стороны Российской
Академии наук

Хамовнические казармы
19 века, действуют
по назначению и поныне


Станции метро

  • «Парк культуры»
  • «Кропоткинская»
  • «Фрунзенская»
  • «Смоленская»
  • «Киевская»
  • «Спортивная»
  • «Воробьёвы горы»

Основные улицы

  • *) Садовое кольцо, Смоленский и Зубовский бульвары
  • **) Комсомольский проспект (южнее Садового кольца) и улица Остоженка
  • ***) Третье транспортное кольцо и Московская окружная железная дорога

Улицы

  • улица 10-летия Октября
  • Абрикосовский переулок
  • 1-й Архивный переулок
  • Большой Афанасьевский переулок
  • Барыковский переулок
  • Малый Боженинский переулок
  • Боровицкая площадь
  • улица Бурденко
  • Бутиковский переулок
  • Большой Власьевский переулок
  • Малый Власьевский переулок
  • улица Волхонка
  • 1-й Вражский переулок
  • 2-й Вражский переулок
  • Всеволожский переулок
  • Всехсвятский проезд
  • Гагаринский переулок
  • Глазовский переулок
  • Гоголевский бульвар
  • Дашков переулок
  • проезд Девичьего Поля
  • Денежный переулок
  • улица Доватора
  • улица Еланского
  • Еропкинский переулок
  • улица Ефремова
  • 1-й Зачатьевский переулок
  • 2-й Зачатьевский переулок
  • 3-й Зачатьевский переулок
  • Земледельческий переулок
  • улица Знаменка
  • Большой Знаменский переулок
  • Малый Знаменский переулок
  • Зубовская площадь
  • Зубовская улица
  • Зубовский бульвар
  • Зубовский проезд
  • Колымажный переулок
  • Комсомольский проспект
  • Кооперативная улица
  • Коробейников переулок
  • Кремлёвская набережная
  • Кропоткинский переулок
  • Крымская площадь
  • Крымский проезд
  • Ксеньинский переулок
  • Курсовой переулок
  • Лебяжий переулок
  • улица Ленивка
  • Большой Лёвшинский переулок
  • Малый Лёвшинский переулок
  • Лопухинский переулок
  • Лужнецкая набережная
  • Лужнецкий проезд
  • улица Лужники
  • Мансуровский переулок
  • Большой Могильцевский переулок
  • Малый Могильцевский переулок
  • Молочный переулок
  • Нащокинский переулок
  • 1-й Неопалимовский переулок
  • 2-й Неопалимовский переулок
  • 3-й Неопалимовский переулок
  • Несвижский переулок
  • Новодевичий проезд
  • площадь Новодевичьего Монастыря
  • Новодевичья набережная
  • Новоконюшенный переулок
  • Новокрымский проезд
  • Новолужнецкий проезд
  • Оболенский переулок
  • 1-й Обыденский переулок
  • 2-й Обыденский переулок
  • 3-й Обыденский переулок
  • Олсуфьевский переулок
  • улица Остоженка
  • Большая Пироговская улица
  • Малая Пироговская улица
  • Плотников переулок
  • улица Плющиха
  • Погодинская улица
  • Пожарский переулок
  • Померанцев переулок
  • улица Пречистенка
  • Пречистенская набережная
  • площадь Пречистенские Ворота
  • Пречистенский переулок
  • Пуговишников переулок
  • улица Россолимо
  • Ростовская набережная
  • 2-й Ростовский переулок
  • 4-й Ростовский переулок
  • 6-й Ростовский переулок
  • 7-й Ростовский переулок
  • Ружейный переулок
  • Саввинская набережная
  • Большой Саввинский переулок
  • Малый Саввинский переулок
  • улица Савельева
  • Серпов переулок
  • Сеченовский переулок
  • переулок Сивцев Вражек
  • Смоленская улица
  • Смоленская-Сенная площадь
  • Смоленский бульвар
  • Соймоновский проезд
  • Староконюшенный переулок
  • улица Льва Толстого
  • Трубецкая улица
  • 1-й переулок Тружеников
  • 2-й переулок Тружеников
  • 3-й переулок Тружеников
  • Турчанинов переулок
  • Усачёва улица
  • Учебный переулок
  • улица Тимура Фрунзе
  • Фрунзенская набережная
  • 1-я Фрунзенская улица
  • 2-я Фрунзенская улица
  • 3-я Фрунзенская улица
  • улица Хамовнический Вал
  • Хилков переулок
  • переулок Хользунова
  • Хрущёвский переулок
  • Чертольский переулок
  • Чистый переулок
  • Большой Чудов переулок
  • 1-й Шибаевский переулок
  • Языковский переулок

Получил от дворцовой Хамовной слободы. Здесь жили ткачи — хамовники.

В XVII в. в Москве широкое распространение получает ткачество — производство различных тканей и тканых изделий, которые находили применение как в одежде, так и в интерьере (скатерти, полотенца, салфетки и т.д.). Тканая продукция в значительном количестве требовалась на нужды царского двора, немало ее уходило и на рынок. Основными поставщиками хамовной (ткацкой) продукции в Москве являлись Кадашевская и Хамовная слободы. В отличие от более многочисленных кадашей, производивших полотно, из которого делалось бельё для государева семейства, хамовники занимались тканьем столового белья для дворцовых нужд, а название их профессии происходит от старинного слова «хамьян», обозначавшего один из сортов недорогой шёлковой ткани.

Возникновение Хамовной слободы относится к концу XVI в., когда сюда, в излучину Москвы-реки, переселили ткачей из деревни Константиновка близ Твери и поэтому первое время их поселение именовалось Тверской Константиновской слободой, а с XVII в. — Хамовной. По своим размерам она была довольно большой: в 1638 г. здесь считалось 38 дворов, а в 1653 г. — уже 90.

Тверские ткачи получали участки земли при условии выполнения хамовного дела на дворец: каждый двор обязан был выработать определенное количество материала пропорционально занимаемому участку. За нормальный участок в 240 кв. саженей полагалась полная норма выработки, или целое «дело», за половинный участок — «полдела» и т.д. Всего в Хамовниках в начале XVII в. считалось 29 «дел», в конце XVII в. — 51,75 «дела». В среднем за год в слободе производилось до 230 кусков полотна. От других повинностей и служб жители слободы были освобождены, а за свой труд получали денежное и хлебное жалованье (в среднем 1 рубль и 6—7 четвертей ржи или овса за одно «дело»). Сама слобода находилась в ведении Царицыной мастерской.

Центром Хамовной слободы стала церковь Николы, что в Хамовниках. Впервые она упоминается как деревянная в 1625 г., а в 1657 г. значится уже каменной. Существующее ныне здание храма было построено несколько позже — его заложили в мае 1679 г., а освятили летом 1682 г. Любопытно, что в 60-х годах XVII в. близ Хамовников, на Девичьем поле пытались бурить скважины для добычи соляного рассола.

Свою производственную направленность слобода сохраняла почти весь XVIII в. При Петре I для нужд армии в Хамовниках был основан казенный Хамовный двор (его прядильное отделение упоминается здесь с 1707 г.). Но работала фабрика с большим убытком для казны и поэтому в 1718 г. была передана в частные руки группе лиц во главе с известным мануфактурщиком того времени Иваном Тамесом, с тем, чтобы на ней производились «полотна, и скатерти, и салфетки, и тики добротой против заморских». Сведений об Иване Павловиче Тамесе сохранилось немного. Судя по имеющимся данным, он был сыном одного из английских мастеров, которых Петр I пригласил в Россию из Западной Европы во время «великого посольства» 1697—1698 гг. Позднее ему удалось выделиться из их среды благодаря своим талантам. Сохранилась характеристика Тамеса, оставленная известным писателем XVIII в. П.И. Рычковым, который в детстве был отдан к нему для обучения языкам, бухгалтерии и коммерции: «Сей господин Тамес был муж великого сведения не только в коммерции, но и во многих других делах, и за его разум и многие полезные проекты к заведению и распространению в России разных мануфактур находился в особливой милости у его величества, высокославные памяти государя императора Петра Великого».

Полотняная фабрика Тамеса долгое время считалась самой крупной в Москве. В 1720 г. на ней трудился 841 рабочий и имелось 443 стана, располагавшихся в разных местах первопрестольной. В Хамовниках же находилось только ее прядильное отделение. Получив управление над мануфактурой, Иван Павлович первым делом приступает к расширению производства, его концентрации в одном месте, и для этих целей он уже в 1720 г. прикупает в Хамовниках несколько соседних участков. К 1725 г. он становится единоличным владельцем мануфактуры.

После смерти И.П. Тамеса в 1729 г. фабрикой стал управлять его сын Иван, который продолжил дело отца. В 40—50-е годы XVIII в. его мануфактура с 300—400 станами являлась по-прежнему крупнейшей в Москве. Под руководством Ивана Тамеса она продолжала действовать вплоть до 70-х годов XVIII в., но в следующем десятилетии вынуждена была под давлением внешних обстоятельств прекратить производство, как и остальные полотняные мануфактуры в первопрестольной. К этому времени Хамовники уже окончательно вошли в состав столицы, и дальнейшая их история неразрывно связана с судьбами города.

Саввинская слобода

По соседству с Хамовниками располагалась Саввинская слобода, память о которой сохранилась в названиях и Саввинских переулков. Слобода была связана с историей небольшого Саввинского монастыря — родового богомолья московских бояр XV в. Добрынских. Впервые эта обитель упоминается в завещании 1454 г. Петра Добрынского: «Се аз… дал есмь в дом пречистыа Богородицы и своему господину Ионе митрополиту киевскому и всеа Руси монастырь святого Савы, на Москве на посаде, и со всем тем, что к тому монастырю потягло». С тех пор обитель стала владением митрополитов, а затем патриархов всея Руси, которые довольно часто бывали здесь и имели патриаршие хоромы. Об их существовании становится известно из одного документа 1637 г., в котором сообщалось, что «киот с деисусы поставлен в Саввинском же монастыре перед патриарши хоромы в сенях».

Для обслуживания патриаршего хозяйства вблизи обители возникает небольшая слобода, первое упоминание которой относится к 1565 г. Сохранилось ее описание XVII в.: «Патриаршая вотчина, Саввинская слобода, на берегу Москвы-реки, Горетова стану, а в ней 32 двора бобыльских, людей в них 68 человек, кормятся на Москве всякою работою». По данным 1638 г. в ней считалось 35 дворов.

В середине XVII в. монастырь, бывший до того мужским, преобразуется в женский под названием «Ново-Саввинский Киевский, что под Девичьим монастырем». Определение «Киевский» было не случайным: первые монахини прибыли сюда из Киева. Но женская обитель не смогла конкурировать с расположенным поблизости Новодевичьим монастырем и просуществовала здесь недолго. Из сообщения 1690 г. выясняется, что к этому времени она прекратила свое существование и была обращена в обычную приходскую церковь. Чуть ранее прекратила свое существование и монастырская слобода, тяглецы которой в середине XVII в. были распределены между черными сотнями Москвы.

Новодевичья слобода

Более известной была история расположившейся по соседству с Саввинской монастырской Новодевичьей слободы, которая самым тесным образом переплелась с историей Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 г. В отличие от Зачатьевского «стародевичьего» монастыря на Остоженке, он стал именоваться Новодевичьим.

С самого начала эта обитель служила важным пунктом в обороне Москвы, защищавшим подступы к столице с запада. Монастырские стены являются сложным фортификационным сооружением, с различными видами боев, а в плане представляют собой неправильный четырехугольник периметром 840 м, с угловыми круглыми башнями, между которыми поставлены еще восемь четырехугольных. Стратегическое значение монастыря особенно было оценено в Смутное время, когда в период осады столицы он переходил несколько раз из рук в руки. И после событий начала XVII в. в нем постоянно размещались ратные люди, для которых около угловых башен специально были выстроены стрелецкие караульни. Часть стрельцов проживала в монастырской слободе, в которой, по данным 1638 г., насчитывалось 132 двора. К 1678 г. их число уменьшилось до 93. Центром слободы являлась церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, первые сведения о которой дошли с 1625 г.

Ростовская слобода

В XIV в. земли по соседству с ней, в районе современного Бородинского моста, становятся владением ростовских владык (позже митрополитов), и здесь возникает Ростовская слобода. В 1412 г. ростовский епископ Григорий поставил здесь каменную церковь Благовещения Богородицы. В 1456 г. великий князь Василий Темный провожал досюда чудотворную Смоленскую икону Божьей матери. Ростовские владыки продолжали владеть здешними землями и в XVII в. Документы этого времени фиксируют здесь обширное подворье ростовских владык, окруженное дворами их «работных людей». По описанию 1646 г., в слободе значились 7 крестьянских дворов (20 человек) и 25 бобыльских (51 человек). А «кормятся московскою работою», — уточняет источник. В 1678 г. на подворье стояли два митрополичьих двора, в одном из которых останавливались приезжавшие из Ростова митрополичьи дети боярские, а на другом — крестьяне.

Слободка Чудова монастыря

Но этими слободами монастырские владения в этом районе отнюдь не ограничивались. Неподалеку от Крымского брода в XVII в. существовала слободка Чудова монастыря. Она была очень небольшой по размерам: в 1638 г. в ней насчитывалось всего 8 дворов. Ее возникновение самым непосредственным образом связано с кремлевским Чудовым монастырем, который был основан митрополитом «всея Руси» Алексеем в 1365 г. По преданию, он разместился на месте ханского конюшенного двора, подаренного ханом Джанибеком митрополиту в память чудесного исцеления последним ханши Тайдулы. С самого начала Чудов монастырь, как ставропигиальный, всегда находился в ведении митрополитов, а затем всероссийских патриархов, а в XVI—XVII вв. его именовали иногда даже лаврой.

Будучи придворной обителью, Чудов монастырь являлся крупным землевладельцем. Достаточно сказать, что перед секуляризацией церковных имуществ в 1764 г. ему принадлежало около 18600 душ крепостных. Для ведения хозяйства обители требовалась земля для поселения монастырской обслуги, но выделить ее в Кремле, где монастырь был буквально зажат между стенами и другими зданиями, не представлялось возможным. Поэтому в качестве выхода ему был предложен земельный участок для подворья близ современной с выходом на Москву-реку, по которой можно было сплавлять дрова и другие громоздкие припасы почти непосредственно до обители. Дворовая и огородная земли были отданы монастырю в 1613 г. На этом участке вскоре были построены два каменных и несколько деревянных строений.

Несмотря на то, что монастырская слободка исчезла здесь уже в XVIII в., обитель продолжала владеть участком даже после секуляризации вплоть до 1917 г.

Семчинское

Одним из древнейших московских сел, расположившихся на территории современного района, являлось село Семчинское, находившееся между нынешними и . Впервые оно упоминается в первой духовной грамоте Ивана Калиты, составленной в 1331 г. На протяжении двух столетий оно обязательно упоминалось в завещаниях московских князей. В XV в. Семчинское являлось одним из ближайших к городу сел и упоминается в московской губной записи середины XV в., более известной как «Запись о душегубстве». По соседству с ним находился Самсонов луг. По духовной грамоте князя Юрия Васильевича, брата Ивана III, умершего в 1472 г., оно отошло к великому князю.

Название села Семчинского встречается и в летописях. При описании московского пожара 21 июня 1547 г. сообщается, что «бысть буря велика, и потече огнь, якоже молниа и пожаръ силенъ, промче въ единъ часъ Занеглимение огнь и до Всполиа Неглимною, и Черториа погоре до Семчинъского селца». Приблизительно в середине XVI в. оно сливается с городом. Свидетельство тому находим у летописца, согласно которому Иван IV распорядился взять его в опричнину, вместе с близлежащими городскими дворами: «Повеле же и на посаде улицы взяти въ опришнину отъ Москвы-реки: Чертолскую улицу и з Семчиньскимъ сельцомъ и до всполья».

Центром села являлась находившаяся на церковь Успения Богородицы. Храм документально известен лишь с 1625 г., но, несомненно, существовал значительно раньше. В 1668—1670 гг. он был перестроен в камне. Название сельца Семчинского в известных нам источниках встречается еще в 1625 г., но в середине XVII в. прежние вольности сельчан были уничтожены, и с этого времени здешняя жизнь окончательно сливается с судьбой остальной Москвы. С этого времени здесь упоминается Чертольская четверть сотни у Пречистенских ворот.

Киевцы

Еще одним селом по соседству с Семчинским являлось село Киевцы. О его существовании узнаем из названия церкви Николая Чудотворца, «что в Киевцах», которая когда-то располагалась в районе современной , на берегу Москвы-реки. В литературе, вслед за Н.М. Карамзиным, это село обычно связывают с рассказом родословцев о прибытии в Москву на службу к Ивану Калите боярина Родиона Нестеровича со всем своим двором в 1700 человек. Помимо обширных владений в ближайшем Подмосковье — в районе речки Всходни, ему, очевидно, досталось и это одно из ближайших к городу сел, где им была построена церковь Николая Чудотворца на самом берегу Москвы-реки.

Однако этому предположению противоречат очевидные факты. Храм впервые упоминается в сохранившихся источниках лишь с 1625 г. При этом он носил тогда уточнение «позади Зачатейского монастыря, за Чертольскими вороты». И только с 1657 г. у него появляется определение «что в Киевце, у Москвы-реки, на берегу». Данное обстоятельство позволяет думать, что это определение связано с событиями XVII в. В 1654 г. жители Киева присягнули царю Алексею Михайловичу, после чего разразилась русско-польская война. Именно с этого времени в Москве появляются выходцы с Украины, для поселения которых была выделена земля в этом районе, который стал именоваться Киевцем.

Здешняя церковь была деревянной, а в 1691 г. ее перестроили в камне. Но берег постоянно подмывался водой, и во избежание окончательного разрушения храм был разобран в 1772 г.

Вплоть до XVII в. эти земли, ценные своими заливными лугами, оставались малозастроенными. Об этом свидетельствует уже само название здешней улицы Остоженки, образованное от стогов сена, раскидывавшихся по всполью. Поэтому неудивительно, что здесь возникают слободы, так или иначе связанные с животноводством.

Стадная слобода

Стрелецкие слободы

Ближе к городским укреплениям в этом районе находились стрелецкие слободы, о которых напоминает целый ряд названий. Наименования и Лёвшинского переулков происходят от стрелецкого полка Афанасия Ивановича Левшина, расквартированного здесь в XVII в. Центром стрелецкой слободы являлась их приходская церковь Покрова Богородицы, которая так и именовалась: «что в Левшине», здание которой, выстроенное в 1697 г., простояло здесь до начала 1930-х годов.

Названия и напоминают еще об одной стрелецкой слободе. Центром ее являлась церковь Троицы в нынешнем , который ранее назывался по храму Троицким. Храм известен с 1642 г., когда здесь стояли стрельцы приказа Ивана Бегичева. Определение «что в Зубове» храм и вся окружающая местность получили от построенной в 1652 г. вместо прежней деревянной церкви тщанием «Дмитриева приказу Зубова пятидесятников и десятников и всех рядовых стрельцов» нового уже каменного Троицкого храма.

Введение………………………………………………………………………....2

История Хамовники……………………………………………………………..2

Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Хамовники»……………………………….....6

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках…………………………………8

Храм Христа Спасителя………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………………..12
Введение

Хамо́вники - район Москвы. Расположен в Центральном административном округе, на берегу Москвы-реки. Многие здания представляют историческую ценность.

Слово «хамовники» - от слова «хам», которое с XIV века обозначало льняное полотно (например, просили продать «хаму три локти»).

До недавнего времени москвичи часто употребляли в устной и письменной речи слово Хамовники - название большого района в Москве между Садовым кольцом и Лужниками. Сейчас оно используется реже, хотя и возродилось в наименовании муниципального округа «Хамовники».

К сожалению, теперь далеко не все жители Москвы и России знают историю всей Хамовников и ее литературно-художественное значение.

История Хамовников

Имена бывших ремесленных слобод, как вы уже успели убедиться, стали в Москве весьма познавательными и интересными в историческом отношении внутригородскими топонимами или же основами для названий улиц, площадей, переулков, бульваров.

Хамовная слобода была слободой ткацкой. Жители ее, ткачи, прозывались хамовниками , потому что ткали особое льняное полотно, именовавшееся хам, и изготавливали разнообразные ткацкие изделия. Первоначально здесь жили мастера, переселенные из Твери в 20-е годы XVII века, когда спрос на русское льняное полотно резко возрос. Первое название слободы - Тверская Константиновская , так как по сути это была переведенная из Твери Константиновская ткацкая слобода.

Константиновской она называлась, вероятно, по имени или фамилии того, кто был ее создателем или первопоселенцем. Все жители ее, обосновавшись в Москве, поступали в распоряжение Хамовного двора (не забудьте, что в языке наших предков слово двор имело и непривычное для нас с вами значение - «производство, предприятие»: Пушечный двор, Монетный двор и т. д.). Эти ткачи делали «государево хамовное дело» частично в помещении Хамовного двора в Кадашах, а частично там, где они жили: в Хамовниках, в собственных избах.

Мастера хамовники находились на особом положении. Они облагались невысокими налогами, освобождались от некоторых повинностей, в частности от обязательных работ, которые должны были выполнять все жители Москвы. Но вместе с тем они не могли уходить на жительство из своей слободы куда-либо еще, не имели права отдавать дочерей и сестер замуж в другие слободы. Поселиться же, определиться на жительство в Хамовную слободу было практически невозможно. Для этого следовало подать челобитную самому государю и привести в ней убедительные аргументы в пользу своей просьбы. Несколько таких челобитных дошли до нас и хранятся в архиве. Вот, например, некто Харитон Дмитриев сын Темков просит в 1627 году царя Михаила Федоровича разрешить ему поселиться у родственников в Хамовниках: «А родимцы, государь, мои живут за государем в Хамовниках в Тверских под Девичьим монастырем... Вели, государь, мне жити за тобою государем в твоей государевой в Тверской Констентиновской в Хамовной слободе с родимцами моими в Хамовниках. Царь государь, смилуйся, пожалуй». На другой челобитной, поданной в 1678 году Кузьмой Тихоновым, начертана царская резолюция, из которой нам становится ясно, что для получения государева разрешения поселиться в Хамовной слободе человеку было необходимо найти нескольких поручителей за себя и что хамовническому новопоселенцу не позволялось заводить свой двор и хозяйство - его «записывали в бездворные», а налогом облагали небольшим: «Собрать по нем (то есть о Кузьме Тихонове. - М. Г. ) поручную запись в Хамовную слободу и написать з бездворными, оброку имать по полуполтине».

Льняное полотно, в Хамовниках ткавшееся, разумеется, вручную, было разное - основное, двойное, тройное (это наименование связано с толщиной нити), посольское (широкое), тверское (грубое), тонкое, полосатое, гладкое, скатертное и многих других разновидностей. Мастера-хамовники преуспели в изготовлении скатертей, а также узорчатых полотенец-убрусов. Помимо этого в слободе Хамовники производились парусные полотна и брезент.

Какова же история слова хам , которое ныне у людей, говорящих по-русски, ассоциируется только с понятием «грубый, наглый человек»?

Слово хам как обозначение льняного полотна существовало в русском языке в XIV веке. Так, в одной берестяной грамоте встречается выражение: «хаму три локти». В новгородских говорах известны существительные, произведенные от этого слова и отмеченные В. И. Далем в его словаре: хамунька - старая изношенная свитка, вероятно именно из льняной ткани, особенно если учесть, что лен был основной сельскохозяйственной культурой в Новгородском княжестве; хамойка - пучок мочала для мытья посуды, названный так скорее всего из-за внешнего сходства с пучком льна.

В русском языке XVII века бытовало слово хамьянъ - шелковая ткань. Ученым-этимологам пока не удалось установить, является ли слово хам собственно русским или заимствованным из финского (суоми) языка либо иных языков. В Москву же это слово попало, видимо, из Новгорода или других северных и северо-западных районов, которые были основными поставщиками льна на государев Хамовный двор.

На протяжении XVII века ткацкую слободу, о которой идет речь, в Москве именовали по-разному: Хамовники Тверские под Девичьим монастырем , Тверская Константиновская , Тверская Константиновская Хамовная слобода . Первоначально название Хамовный относилось к государственному учреждению - государеву Хамовному двору, который находился в Кадашевской ткацкой слободе и занимался как самим ткацким производством, так и его организацией и сбытом продукции. Сейчас обнаружены новые материальные свидетельства существования хамовного дела вблизи Новодевичьего монастыря. Очищено от поздних перестроек двухэтажное каменное здание - палаты государева Хамовного двора на современной улице Льва Толстого, до 1910 года именовавшейся Большим или Долгим Хамовническим переулком . При археологических раскопках, проводившихся здесь под руководством А. Г. Векслера, внутри здания обнаружено значительное количество набойных досок (с помощью этих рельефных форм на ткани вручную печатался цветной узор).

В 1709 году в Хамовной слободе была создана первая казенная полотняная фабрика, а в 1718-1720 годах - одна из первых полотняных мануфактур в России.

С ростом Москвы название Хамовники закрепилось в наименованиях нескольких улиц. Это уже упомянутый Большой (Долгий) Хамовнический переулок , а также Хамовническая набережная (в 1925 году переименована во Фрунзенскую набережную), 1-3-я Хамовнические улицы (названные в 1956 году 1-3-й Фрунзенскими улицами ), улица Хамовнический Вал , Хамовнический Камер-Коллежский Вал (на несколько десятилетий - с 1922 по 1986 год - Москва утратила этот исторический топоним). Название Хамовники запечатлено также в наименовании военных Хамовнических казарм и Хамовнического плаца. Еще в предреволюционные годы этот район находился у самой городской границы Москвы, на окраине, и составители одного из наиболее содержательных путеводителей по Москве начала XX века писали следующее: «Отправимся на трамвае на самую окраину Москвы, на Хамовнический плац. Местность - совсем загородная: здесь можно даже наткнуться на идущих с пастьбы коров».

Улица Хамовнический Вал прошла по линии одного из участков срытого Камер-Коллежского вала XVIII века, на протяжении некоторого времени бывшего границей города.

Музей-усадьба Л.Н. Толстого « Хамовники»

С Хамовниками связано имя великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. В год смерти писателя (1910) Большой (Долгий) Хамовнический переулок был переименован в улицу Льва Толстого : здесь, в Долгом Хамовническом переулке, Лев Николаевич в 1882 году купил дом, в котором жил вместе с семьей в зимнее время вплоть до 1901 год. Последний раз в этом доме писатель был в 1909 году. Здесь он написал роман «Воскресенье», пьесы «Плоды просвещения», «Живой труп» и другие произведения. Дом Л.Н. Толстого стал государственным музеем в 1921 году.

Обстановка дома, насчитывающая около 6 тысяч подлинных вещей семьи, восстановлена в соответствии с проживанием Толстых в середине 1890-х гг.

В музее полностью сохранена мемориальная обстановка, и посетители попадают в атмосферу толстовского дома, экспозиция которого относится ко времени, когда писатель жил здесь в 1893-1895 гг. В кабинете, расположенном на втором этаже, Толстым было написано около 100 произведений.

Дом Льва Николаевича Толстого в Хамовниках сделался своеобразным культурно-просветительным центром Москвы. Сюда стекалось бесконечное количество людей: знакомых и незнакомых, москвичей и приезжих из разных углов России и из-за границы, принадлежащих к самым разнообразным слоям общества. Дом был всегда переполнен посетителями, желавшими видеть Толстого и говорить с ним.

Льва Николаевича посещают А.П. Чехов, композитор А.Н. Скрябин, пианист К.Н. Игумнов, певица М.Н. Климентова-Муромцева, композитор Н.А. Римский-Корсаков, критик-искусствовед В.В. Матэ и многие другие. В Москве, именно в Хамовниках были написаны все лучшие произведения Льва Николаевича.

В каждом его произведении описывается Москва и московские дворы, простой люд и жизнь москвичей, часто описывается природа и природные явления. Всякий приезд Толстого в Москву производит разные впечатления на писателя. Он то восхищается ею, то уезжает, «задыхаясь от хаоса и хамства», которые обволакивают Москву. Толстой, благодаря своей жизнедеятельной, неутомимой натуре и необыкновенной подвижности общался с самыми разнообразными слоями населения, бывал везде – от великосветских салонов до трущоб, в которых обитала самая обездоленная беднота.

С глубоким проникновением в прошлое описываются Кремль и хорошо знакомые москвичам многие районы, улицы, переулки и дома Москвы. Из домов и старых барских усадеб Москвы, упоминаемых в романе, прежде всего, следует остановится на»большом, всей Москве известном доме графини Ростовой на Поварской». Много раз упоминается в «Войне и мире» Английский клуб, в котором часто бывал Толстой в дни своей молодости. В те времена Английский клуб находился в доме князя Гагарина Страстном (Нарышкинском) бульваре, у Петровских ворот. В «Войне и мире» упоминаются несколько раз Сокольники, Яузский мост, девичье поле, Подновинское и особенно часто Арбат с прилегающей к нему Староконюшенной улицей и другие районы.

Современники-очевидцы, как домочадцы, так и случайные посетители, свидетельствуют, что Лев Николаевич и в 1890-х годах продолжал домашние работы по самообслуживанию (уборка комнаты, вынос на помойку ведра с нечистотами, пилка дров и топка своей печи); кроме того его видели и с бочонком воды, привозимой им на санках из садового колодца к дому и кухне; видели его и едущего с бочкой на Москва-реку за водой; видали с метлой и железным совком, подметающего вместо дворника мостовую. Не оставлял Лев Николаевич и своих спортивных привычек. В его рабочей комнате, на полу возле умывальника или на подоконнике, лежала пара семифунтовых гантелей. В передней, возле парадной лестницы наверх, стоял велосипед писателя, подарок Общества любителей велосипедной езды; на этом велосипеде, подаренном в 1895г., писатель совершал прогулки до 1898г. Сохранившиеся фотографии 1898г. Говорят о прогулках Льва Николаевича по Москве верхом на Торпане, о его катании на коньках в саду – на домашнем, поливаемом им самим катке. Продолжал он также и свои пешие прогулки по Москве, особенно любя пройтись по Девичьему полю и пустынным улицам Москвы в ночное время.

7 (20) ноября, в 6 час. 5 мин. Утра, Лев Николаевич Толстой умер на станции Астапово, Рязано-Уральской железной дороги. Смерть великого писателя всколыхнула передовое русское общество. По учебным заведениям начались сходки, молодежь выходила на улицу, провозглашая преимущественно лозунг – «Долой смертную казнь». Московская полиция, во избежание всяких демонстраций перед хамовническим домом, воспретила даже проход по переулку посторонним лицам. Московские газеты от 11 ноября сообщают, что и 9-го и 10-го Хамовнический пер. « был окружен полицейскими нарядами, которые стояли до вечера», что «доступ публики к дому Л. Н. Толстого, в Хамовниках, был окружен полицейскими нарядами, которые стояли до вечера», что «Дом графини С.А. Толстой был оцеплен полицией, вблизи дома дежурит отряд городовых и полицейский офицер; никто из посторонней публики в Хамовнический переулок не пропускается». В 1920г. Был издан декрет правительства о национализации дома Льва Толстого в Москве.Музей открыт с 20 ноября 1921г.

Це́рковь Никола́я Чудотво́рца в Хамо́вниках

О слободе Хамовники сейчас нам напоминает прекрасное произведение архитектуры и искусства, известное творение русских мастеров – храм Святителя Николая в Хамовниках, что на улице Льва Толстого, 2/22. Церковь построена в 1679-1682 гг. в слободе царских ткачей (хамовников). Памятник московской архитектуры XVII века.

Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота. Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. В 1992 на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов. Всё время оставался действующим.

Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Споручница Грешных». В 2008 году Храм Св. Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».

Храм Христа Спасителя

Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) в Москве - кафедральный храм Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» . Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года, освящён - 26 мая 1883 года.


Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста

Храм - крупнейший собор Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор) . Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

Заключение

Район Хамовники формировался на протяжении столетий. Хамовники неразрывно связаны с такими громкими именами, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, М.П. Погодин, Н.И. Пирогов. В районе расположено множество храмов, монастырей, музеев, да и сами улицы, переулки, бульвары Хамовников являются историческими и литературно-художественными памятниками.

Список литературы:

1. Москва: Энциклопедия / Гл.ред. С.О.Шмидт. М.: Большая Российская энциклопедия. 1997.

2. Первопрестольная: далекая и близкая. Москва и москвичи в литературе русской эмиграции. В 2 т. Т. 1 составитель Филин М., 2004 г., Изд .: РУССКИЙ МИР

3. Гиляровский В.А. Москва и москвичи – М.:АСТ, Астрель, 2005