Что делала семья мироновых рассказ капитанская дочка. Капитан Миронов в повести «Капитанская дочка» - характеристика героя. А. Пушкин. Капитанская дочка

Капитана Миронова мы видим в первый раз на площади в эпизоде воинского учения. В строю — «человек двадцать стареньких инвалидов». Ими командует комендант, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате». Отметим комическое впечатление, которое производит колпак и халат на командире в момент воинского учения. Дальнейшие сообщения о том, как организована служба в крепости, развивают это первое впечатление примитивности, убогости ее организации. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат … ». А они всё не могут понять, где лево, а где право. В рассказе слышится скрытая ирония, хотя и добродушная. Из единственной пушки, когда понадобилось привести ее в готовность, Иван Игнатьевич вытаскивает мусор и камушки. Укрепления состоят из бревенчатого забора. Виноват ли капитан Миронов в такой организации службы и обороны? Едва ли его можно винить, — это скорее следует отнести за счет общей организации дела обороны правительством. Что может сделать капитан Миронов с гарнизоном, состоящим из старых инвалидов, и с вооружением из одной пушки?

Постарайтесь понять подтекст описания крепости и организации обороны ее: автор видит и понимает неизмеримо больше рассказчика. Отбор деталей таков, что читатель подводится к мысли об отсталости всей системы, всей постановки дела защиты окраин государства. Виновато в этом правительство Екатерины II. Речь капитана Миронова совершенно отвечает его простому происхождению и добродушному характеру: «А слышь ты, Василиса Егоровна … я был занят службой: солдатушек учил». Народные обороты свойственны ему. Иногда в речи его появляются слова из военно-служебного лексикона: «Поединки формально запрещены в воинском артикуле» и т. д. Но при всем добродушии капитана Миронова суровая военная служба в условиях того времени, привычка повиноваться, не рассуждая, наложили на него свою печать. В сцене допроса башкирца, схваченного с воззванием Пугачева, проявляется жестокость коменданта. Его ничуть не взволновала страшная внешность башкирца, в результате бессмысленной, бесчеловечной казни лишенного носа и ушей. Он совершенно хладнокровно отдает приказание о пытке.

Подстать коменданту и помощник — поручик Иван Игнатьевич. В рассказе о его поведении в мирной жизни комически переданы эпизоды, в которых выясняется, как он выполняет свои служебные обязанности. Он держит нитки на распяленных пальцах, когда Василиса Егоровна разматывает клубок, нанизывает по ее же «препоручению» на нитку грибы для сушения, торжественно приводит арестованных в момент дуэли Швабрина и Гринева, чистит пушку от мусора и камешков. Для Ивана Игнатьевича все эти дела в равной степени важны. В речи его, как и в речи коменданта, присутствуют выражения военнослужебные и есть архаический оттенок: «В фортеции умышляется злое действие, противное казенному интересу». В отличие от речи коменданта, Иван Игнатьевич в обращении своем с мало еще знакомыми людьми любит обороты, долженствующие свидетельствовать об известной воспитанности: «Смею спросить … вы в каком полку изволили служить? А смею спросить … зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон? Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки … ». Иван Игнатьевич такой же добрый, но ограниченный немудреный армейский служака, как и комендант. Введение его в роман подчеркивает типичность образов старых армейских служак, изображенных в «Капитанской дочке».

Василиса Егоровна — женщина добрая и сердечная, любит мужа и дочь, приветливо встречает молодого Гринева и ласково обходится с ним. В крепости она чувствует себя полной хозяйкой и распоряжается за коменданта: отдает приказание уряднику определить Гринева на квартиру, мудро распоряжается о том, как надо разобрать дело капрала Прохорова, подравшегося с Устиньей Негулиной в бане за шайку горячей воды, отбирает у арестованных офицеров шпаги и приказывает девушке Палаше убрать их в чулан, а на замечание Швабрина, что это дело не ее, а коменданта, возражает: «Да разве муж и жена не един дух и едина плоть?» Отношения ее и коменданта напоминают нам отношения четы Простаковых, но Простаковы симпатии не вызывают, а Мироновы симпатичны, так как в основе их отношений и их характеров — доброта, искренность и глубокая привязанность друг к другу. Она без всякого стеснения рассуждает в присутствии молодых людей о бедности Маши: « .. .Девка на выданьи, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог), с чем в баню сходить». Приведенные слова дают представление и о своеобразии речи комендантши: это сочная, образная, сверкающая народными присловиями и оборотами речь. В тоне повествователя, когда он рассказывает о Василисе Егоровне, мы чувствуем добродушную иронию. Но мужественное поведение жены коменданта после падения крепости, ее трагическая гибель вызывают у читателя чувство уважения и жалости к ней.

О простоте и непритязательности «старинных людей» говорит и описание комнаты в доме коменданта. Гринев является к коменданту по приезде в крепость. Уже в передней ему встретился «старый инвалид», который «сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». Далее — описание комнаты: «чистенькая, убранная по-старинному. Шкаф с посудой, офицерский диплом за стеклом и в раме на стене (очевидно, гордость семьи, глава которой из «солдатских детей» вышел в офицеры), лубочные картины». Интересно сочетание сюжетов картин: взятие Очакова, выбор невесты, погребение кота. Автор подбором деталей подчеркивает не только материальную убогость обстановки, но и очевидную непритязательность культурных запросов хозяев.

Обратим внимание на пейзаж, предваряющий встречу Гринева с Мироновым: он как бы подчеркивает простоту и бедность жизни, в условиях которой придется служить Гриневу. «Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором … » и т. д. В самой крепости «улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию» покрыты соломою … »

Безыскусственность, простота, невысокий уровень культуры, ограниченность, можно даже сказать сильнее — бедность умственных интересов отмечается и в супругах Мироновых, и в Иване Игнатьевиче.Могут ли такие поистине простые люди быть настоящими героями? Пушкин отвечает на этот вопрос дальнейшим ходом событий. В том-то и заключается подлинный реализм, настоящий и глубокий поворот в литературе к обыкновенным простым людям, что в романе Пушкина им отведена роль героев, простых, но мужественных и честных. Героизм Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича раскрывается и в поведении их в момент штурма крепости и особенно в сцене суда над ними Пугачева. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: — Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Так же отвечает Пугачеву и Иван Игнатьевич. Василиса Егоровна, отказавшаяся покинуть мужа в страшных обстоятельствах, разделяет его участь. Писателю, а вместе с ним и нам жалко этих честных, простых и мужественных людей. Но «изувеченный башкирец», очутившийся верхом на перекладине виселицы и так охотно помогающий свершению казни, напоминает нам о том, что казнь понятна и неизбежна: простые и по существу близкие народу «присяжные силою обстоятельств вынуждены были служить не восставшему народу, а его врагам. В то же время, если взять значение образов офицеров Белогорской крепости (в том числе и Гринева) шире, в аспекте военно-историческом, то следует сказать, что в них возникают перед читателем фигуры типичных скромных офицеров русской армии прошлого, незаметных героев, которые «решительно сделали нашу военную историю XVIII века». Капитан Миронов предвосхищает образы Максима Максимовича из «Героя нашего временит Лермонтова и капитана Тушина из «Войны и мира» Толстого.

Авг 10 2010

«Старинные люди, мой батюшка». В этих словах, приведённых Пушкиным в качестве эпиграфа к третьей главе, в которой мы знакомимся с семьёй Мироновых, дана краткая, но выразительная характеристика стариков Мироновых. «Старинные люди», Мироновы вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был необразованный и простой, но самый честный и добрый». Василиса Егоровна изумляется богатству Гринёва, не такому уж большому (300 душ), и говорит о своей дочери как о бесприданнице. «Девка Палашка» - вот всё их состояние.

Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в отношении к дуэли как «смертоубийству», в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Она проявляется и в особенностях их речи. Правда, Иван Кузьмич не речист, зато словоохотливая Василиса Егоровна говорит сочным языком народа, вставляя в свою речь народные пословицы и поговорки: «Стерпится - слюбится», «Не ты первый, не ты последний», «На грех мастера нет» и т. п. А её последние слова звучат как народное причитание: «Свет ты мой Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие…»

В нравственном отношении Мироновы резко противостоят аристократическому дворянству, которое представлено в повести Швабриным. Чувство долга, офицерской чести живёт в душе коменданта. Иван Кузьмин первым выходит против Пугачёва и,

«изнемогая от раны, собрав последние силы, твердым голосом» отказывается признать в Пугачёве государя, обрекая тем самым себя на виселицу. Василиса Егоровна наотрез отказалась выехать в Оренбург, категорически заявив мужу: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобой, искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать».

Но крепостническая действительность с её нравами, указывает Пушкин, калечит и таких честных и добрых люден, какими являются старики Мироновы. Капитан , вышедший из народа, гибнет за чуждый народу строй; он, добрый, беззлобный человек, фактически становится противником народа. Об этом говорит допрос комендантом башкирца. Спокойно и твёрдо Миронов даёт приказание приготовить орудие пытки и встречает пленного словами: «Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах».

Так изображается Пушкиным жизни капитана , офицера царской армии, вышедшего из народа.

Вредное влияние крепостнической действительности в известной степени сказывается и на Василисе Егоровне. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла так точно, как и.своим домком». Отводя квартиру Гринёву, она и здесь творит «суд и расправу» над жителями. «Отведи Петра Андреича,- приказывает она уряднику,- к Семёну Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». А Ивану Игнатьичу приказывает разобрать ссору Прохорова с Устнньей и «обоих наказать».

Очень полно раскрывается в повести «капитанской дочки» - Маши Мироновой. Это простая русская девушка, «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной наружностью: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши». В той обстановке, в которой она росла и воспитывалась, ей неоткуда было получить ни образования, ни умственного развития. Её речь показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла», «Да так, он такой насмешник… он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх».

Она скромна, у неё твёрдые нравственные устои: несмотря на любовь к Гринёву, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. «Без их благословения не будет тебе счастия»,- говорит она Гринёву. В её отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета. Любит она Гринёва глубоко и бескорыстно.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении . К главам, в которых наиболее полно раскрывается образ Маши Мироновой (V, XII), Пушкин берёт в качестве эпиграфов цитаты из народных песен, подчёркивая этим высокие душевные качества Маши и сё близость к народу.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Семья Мироновых в повести «Капитанская дочка» . Литературные сочинения!

(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Действие повести «Капитанская дочка» происходит в 1772- 1775 годах, во время восстания Пугачева. Хотя оно и не имело решающего значения для истории, оно сыграло важнейшую роль в формировании характеров героев.

Попав на службу в Белогорскую крепость, Петр Гринев знакомится с ее обитателями - семьей коменданта капитана Ивана Кузьмича Миронова и всеми прочими, кто живет в «богоспасаемой крепости». Семья Мироновых невелика: сам комендант, его супруга Василиса Егоровна и дочь Марья Ивановна. Быт семьи налажен, моральные устои в ней крепки. Комендант комичен и простодушен, и жена держит его под каблуком. Едва ли ни всем в крепости заправляет Василиса Егоровна, строгая, основательная, хитроумная, сумевшая ловко выведать у Ивана Игнатьевича тайну о Пугачевском восстании. Их дочь - Марья Ивановна, «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», «благоразумная и чувствительная». Семья коменданта с радушием принимает «барское дитя» Петрушу Гринева, ставшего впоследствии возлюбленным и спасителем их осиротевшей дочери.

Приближение опасности - мятежного войска под предводительством Пугачева, заставляет героев повести раскрыться с новой стороны. Василиса Егоровна не соглашается оставить мужа и спрятаться за каменными стенами Оренбурга. Понимая бесполезность своих действий, Иван Кузьмич все же не сдается победителям, а отстреливается из пушки, пытается поднять своих «солдатушек», нанести хоть какой-нибудь удар по врагу. Истекая кровью, он отказывается признать царем вора и самозванца и с достоинством принимает смерть. Бедная Василиса Егоровна тоже погибает, перед смертью назвав Пугачева «беглым каторжником». Понятие чести и долга у супругов Мироновых превыше всего, на таких людей всегда можно положиться. «Старинные люди», патриархальные, чистые, заслуживают уважения и преклонения.

Внешне слабая и застенчивая Маша не раз проявляет силу духа и стойкость: она отказывает Швабрину, хотя он и «хорошей фамилии », а позднее хранит верность возлюбленному Петруше, не поддаваясь домогательствами и угрозам Швабрина. Ее не пугает возможная смерть. Машина любовь чиста и глубока. И когда ее любимого человека арестовали, она, простая провинциальная девушка, доходит до самой императрицы, чтобы спасти Петрушу, до конца отстаивает свою любовь. Это ее принципы, ими она никогда не поступится. Слабость и застенчивость оборачиваются силой и жертвенностью, главным достоинством натуры русских женщин.

Семья капитана Миронова - пример того, что честь и долг действительно могут стать краеугольным камнем человеческой жизни, что жизни по чести и долгу - подвиг.

Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою".
Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: "Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!" Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.
На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего "она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью". Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.
После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьёй, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочьЕ"
Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: "Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят". После этих слов Пугачёв всё понял: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю". Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности "она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств".
Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: "Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!" Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: "они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить". Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям "пустою блажью", они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.
Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. "Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти".
Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что "вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность". В Царском Селе гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: "Я в долгу перед дочерью капитана Миронова".
Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки - простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.

Семья капитана Миронова. Множество образов и всевозможных характеров проплывают перед нашими глазами во время чтения повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Все они наиболее полно раскрываются во время событий, связанных с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева.

Но наиболее яркими и запоминающимися все же остаются образы семьи капитана Миронова - коменданта Белогорской крепости.
Семья коменданта невелика: сам комендант Иван Кузьмич Миронов, его жена Василиса Егоровна и молодая дочь Марья Ивановна. Все это люди простые и милые, сделавшие жизнь Гринева в крепости “приятною”.
Иван Кузьмич “был человек необразованный и простой, самый честный и добрый”. В офицеры он вышел “из солдатских детей”, поэтому простодушен и даже иногда забавен. Жизнь в далекой крепости достаточно однообразна, поэтому единственное развлечение Миронова - обучение строевой науке “солдатушек”, т. е. стариков-инвалидов. Это учение вызывает у нас улыбку, поскольку сам капитан зачастую выходил к солдатам “в колпаке и в китайском халате”, а храбрые бойцы все никак не могли запомнить, “которая сторона правая, которая левая”.
Жена коменданта - Василиса Егоровна - не зря носит это древнее русское имя. Эта деловитая, строгая и умная женщина управляла не только своим беспечным мужем, но “и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские”. Василиса Егоровна - добрая и полноправная хозяйка крепости. Действиями мужа она руководит часто незаметно для него самого и всегда очень мудро. Она все замечает, в курсе всех событий, В любви Василисы Егоровны к мужу много материнского, и все их отношения проникнуты духом взаимной нежности и уважения, что не мешает им периодически подшучивать друг над другом.
Образ Марьи Ивановны - один из центральных в повести. Вначале перед нами предстает “девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши”. Она кажется робкой и несмелой, даже мать называет ее “трусихой”. Семья Маши небогата, и девушка переживает, когда мать говорит о ее “приданом”: “частый гребень, да веник, да алтын денег”.
Однако со временем мы ближе знакомимся с Марьей Ивановной и узнаем ее как девушку “благоразумную и чувствительную”. В своей жизни она руководствуется высокими моральными принципами, поэтому гордость и благородство не позволяют ей выйти замуж за любимого человека без согласия его родителей. И это невзирая на то, что ее родители с радостью приняли в семью Петра Гринева, а он сам - очень выгодная для девушки партия.
Отказавшись от личного счастья, Маша не собирается поступаться своими принципами даже в тяжелую для нее минуту.
Образы семьи Мироновых, сложившиеся в нашем представлений в процессе чтения повести, внезапно предстают перед нами по-новому, как только в крепости узнают о приближении боевых действий, связанных с крестьянской войной. Василиса Егоровна без колебаний отказывается от предложения покинуть мужа во время нападения мятежника Пугачева и спрятаться в Оренбурге. Храбрая женщина и верная жена, она говорит: “Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой стороне. Вместе жить, вместе и умирать”. Так мы видим, что она реально осознает всю опасность сложившегося положения.
Иван Кузьмич, даже видя малочисленность и явную небоеспособность защитников крепости, защищает Белогорскую крепость до последнего, не собираясь сдаваться на милость пугачевцам. Развитое чувство чести и долга не позволяют Миронову признать власть бунтовщика. Изнемогая от полученных ран, комендант находит в себе силы и твердо отвечает Пугачеву: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец”. Смело и с достоинством встречает капитан свою смерть. Недолго осталось жить и Василисе Егоровне. Единственное, чего она хочет перед смертью, - это увидеться с мужем. Увидев его повешенным, Василиса Егоровна рвет последнюю ниточку, связывающую ее с жизнью. Но перед смертью от удара саблей она успевает назвать Пугачева “беглым каторжником”.
Марья Ивановна остается сиротой, в одиночестве, среди врагов. Сломлен ли ее дух? Презирая Швабрина, перебежавшего на сторону бунтовщиков, Маша Миронова решительно отвергает его предложение вступить с ним в брак. Она предпочитает умереть, чем связать свою жизнь с этим подлым человеком. С честью хранит Маша в своем сердце глубокое чувство любви к Петру Гриневу, опасаясь лишь насилия со стороны Швабрина. Так в минуту грозной опасности внешне слабая, робкая и застенчивая девушка демонстрирует силу и стойкость своего характера, оказываясь достойной дочерью своих родителей.
В конце повести, когда все, казалось бы, должно было окончиться благополучно, Гринева арестовывают как изменника за поддержание связей с Пугачевым. Даже отец Петра “лишился обыкновенной свой твердости”, не в силах вынести этого позора, в отчаянии от сознания того, что его сын посмел изменить присяге. Маша, убежденная в невиновности своего любимого, ищет способ спасти его от несправедливого позора и от ссылки. Она находит в себе силы и смелость ехать в Петербург и просить у императрицы защиты от несправедливого решения суда. Случай на ее стороне, и дочери доблестного капитана удается спасти своего любимого и восстановить его права и справедливость.
В образе семьи капитана Миронова А. С. Пушкин показал людей, которые свой долг и сохранение чести ценили превыше всего на свете. Смелые и самоотверженные характеры возвышают их над жизненными невзгодами и позволяют говорить о них как о подлинно великих людях.