И е репин биография. Илья Репин: биография и факты из жизни

Родился в начале августа 1844 года, на Украине, в небольшом городке Чугуево. Отец его был военным.

Обучение будущий художник получил у местного дьяка, который научил Репина грамоте и математике. В 13 лет, обнаружив у мальчика любовь к рисованию, и некие задатки, Илью отдали на обучение к художнику - Бунакову. У него он получил первые навыки владению карандашом и кистью.

Что и говорить, а жизнь, Репин прожил очень интересную и удачную. Провинциальный иконописец приезжает в столицу и успешно держит экзамен в Академии Художеств.

Обучение началось в 1863 году. Учился будущий автор картины « Бурлаки на Волге » очень хорошо, и в 1869 его старание и усердие были отмечены малой золотой медалью, которую художник получил за картину «Иов и его друзья».

Репин, был гениальным художником, заслужившим народное признание. Однако сам он называл себя - «посредственным тружеником», и не верил в свою исключительность, талант и индивидуальность.

В 1870 году Илья Ефимович отправляется в путешествие на Волгу. Путешествие произвело на него большое впечатление, которое отразилось на холсте. В 1873 году он закончил написание своей, пожалуй, самой знаменитой картины - «Бурлаки на Волге».

Картина произвела настоящий фурор в обществе, и долгое время была одной из главных тем разговоров. Рассмотрим картину ближе. Каждый бурлак - портретная индивидуальность. Это делает картину более убедительной и натуральной. Художник разбил наших героев на группы, сопоставляя индивидуальные человеческие качества, типы.

В 1873 году Репин отправляется в путешествия по Европейским странам, в качестве пенсионера Академии Художеств. В заграничном турне пишет несколько картин, самая известная из которых - «Парижское кафе».

В 1879 году, он познакомился с историком из Украины, который поведал ему рассказ о, том, как турецкий султан требовал покорности от запорожских казаков, на что те, дали смелый и дерзкий ответ. История произвела на Репина большое впечатление. Более десяти лет он работал над новой картиной. В 1891 году новый шедевр художественного искусства от русского художника был готов. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - действительно картина - шедевр, с потрясающим сюжетом.

Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Репин был способен в одно и то же время вести работу над картинами совершено различных жанров. Вот, например, Илья Ефимович пишет сцену из Евангелия, потом воплощает на полотне сцены из народных былин, а потом обыгрывает модные нынче в народе темы. Такой подход к творчеству оценил не каждый. Репин писал и портреты, образ на многих его картинах, был выполнен настолько классно, что создавалось острое ощущение на реалистичности картины.

Умер Репин в Финляндии в 1930 году. Илья Ефимович Репин не жаловал , но во много больше раз, он ненавидел большевиков. Репин написал антисоветскую картину «Большевики», где боец красной армии, отбирает последний кусок хлеба у ребенка. До последних дней своей жизни художник не впускал кисть из своих рук. Последние годы творчества Ильи Репина обозначены религиозным творчеством.

Видео файлы про Великого русского художника Илью Репина.

работа продажи - лучшие объявления тут!

5 августа 1844 года на свет появился выдающийся художник Илья Ефимович Репин. В честь дня рождения мастера, «Дилетант» публикует его биографию и интересные факты из жизни.

Биография


Автопортрет, 1878 г.

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Репина называют мистическим художником


Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина



Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь, 1889 г.

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.


Садко в подводном царстве, 1876 г.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Иконописец Балашов порезал ножом картину «Иван Грозный и его сын»


Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

Под конвоем. По грязной дороге, 1876 г.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.



Арест пропагандиста, 1880−1882 гг.


Арест пропагандиста, 1878 г.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.



Бурлаки на Волге, 1870−1873 гг.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.



Крестный ход в Курской губернии, 1880−1883 гг.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали

1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.



Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.



Стрекоза, 1884 г.


Осенний букет, 1892 г.



На солнце, 1900 г.


Отдых, 1882 г.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878−1891 гг.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.



Гопак. Танец запорожских казаков, 1927 г.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. П. Мусоргского.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране


Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну, а открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали от него художницкие принадлежности. Однако, это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Источники

  1. http://allpainters.ru/
  2. http://www.artariya.ru

И.Е. Репин за работой. Фотография

Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Потрясающую и по количеству созданных образов, и по психологической глубине.

Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло, и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П.М. Третьяковым, стало ясно, что русская портретная живопись в лице И. Репина получила блестящее продолжение. В любом портрете художника чувствуется определённый объективизм: не его собственная оценка изображаемых людей, а именно внутренняя сущность того человека, чей портрет перед нами. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.

Написанные на протяжении всей его жизни портреты имеют, конечно, различную ценность. Но некоторые из них являются настоящими шедеврами портретной живописи. Прежде всего, это портреты известного в то время писателя А.Ф. Писемского и композитора М.П. Мусоргского, портрет которого Репин писал буквально в последние дни его жизни.

Рассмотрим подробнее эти портреты.

И. Репин «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880)

И. Репин «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880). Холст, масло, 87х68 см. Государственная Третьяковская галерея

Современников Репина этот портрет поразил своей яркой жизненностью. Не в смысле реалистической точности изображения всех деталей его внешности, а умением уловить в образе этого человека определяющие черты его характера. Каким же был характер Писемского?

Репин был лично знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя; иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость, скептицизм – всё это чувствуется в портрете. Писемский уже не молод и болен, и это тоже видит зритель. Его высокий умный лоб, мешки под глазами, болезненное лицо, но живые глаза, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит… Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих: Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку. Его борода всклокочена, надо лбом – упрямо торчащий вихор; бант под воротничком не по моде, как и мешковатый пиджак…

Современники Писемского увидели на портрете не только внешний образ писателя, но и его натуру, отразившуюся в характере его творчества. Знал Репин и драматические обстоятельства жизни Писемского: один его сын покончил с собой, а второй был неизлечимо болен. Следы этой трагедии также присутствуют на портрете…

И. Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881)

И. Репин «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881). Холст, масло. 71,8 x 58,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Известно, что Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. В феврале 1881 г. художник узнаёт о тяжёлой болезни Мусоргского и пишет об этом Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически».

И. Репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский, и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Через 11 дней после окончания работы Мусоргский умер.

Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. «По всем признакам судя, Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека: ясно было, что они уже более никогда не увидятся. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя… В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Вдобавок ко всему, погода стояла чудесная, и большая с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом…»

«Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта, и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Сходство черт лица и выражение поразительны. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».

Когда я привез этот портрет на Передвижную выставку, я был свидетелем восхищения, радости многих лучших наших художников, товарищей и друзей, но вместе и почитателей Репина. Я счастлив, что видел эту сцену. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И.Н. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. После первых секунд общего обзора он взял стул, уселся перед портретом, прямо в упор к лицу, и долго, долго не отходил. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр! Что-то такое и Рембрандт, и Веласкес вместе! Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные, – сам он Я и никто больше. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно – всякий это видит. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано! Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным выражением! А тело, а щеки, лоб, нос, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание!»

Эта картина также была приобретена Третьяковым для его коллекции.

И. Репин «Портрет хирурга Н.И. Пирогова» (1881)

И. Репин «Портрет хирурга Н.И. Пирогова» (1881). Холст, масло, 64,5x53,4 см. Государственная Третьяковская галерея

Этот портрет художник писал по собственной инициативе – его привлекала неординарная личность известного хирурга. Портрет был написан 22-24 мая 1881 г. в Москве во время торжественного празднования 50-летнего юбилея врачебной и научной деятельности Николая Ивановича Пирогова.

Во время Крымской войны (1855 г.) Пирогов был главным хирургом осаждённого Севастополя. Пирогов впервые в истории русской медицины применил гипсовую повязку для лечения ранений конечностей, тем самым он избавил многих солдат и офицеров от ампутации. Во время осады Севастополя Пирогов руководил обучением сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведением тех времён.

Во время русско-турецкой войны Н.И. Пирогов, которому уже исполнилось 67 лет, недалеко от Плевны организовал лечение солдат, уход за ранеными и больными в военных больницах, оперировал не только русских солдат, но и многих болгар.

… Седая голова хирурга чётко смотрится на тёмном фоне, она гордо откинута назад. Выразительно написано лицо этого старого мудрого человека (Пирогову в момент написания портрета было 70 лет). Взгляд его слегка прищурен, в нём чувствуется темперамент и сила, губы плотно сжаты. Лёгкими мазками художник передаёт психологический портрет Н.И. Пирогова, значение его личности – учёного и гуманиста.

И. Репин «Портрет П.М. Третьякова» (1883)

И. Репин «Портрет П.М. Третьякова» (1883). Холст, масло, 101x77 см. Государственная Третьяковская галерея

И.Е. Репин и П.М. Третьяков познакомились ещё в начале 1870-х годов. Их дружеские отношения продолжались до самой смерти Третьякова. Им было приобретено 52 живописные работы и 8 рисунков Репина. Художник был и одним из главных исполнителей портретных заказов Павла Михайловича Третьякова для его галереи – он задумал собрать портреты выдающихся деятелей русской культуры.

Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры.

Третьяков, человек очень сдержанный и довольно замкнутый, долго не соглашался позировать. Он не хотел, чтобы посетители выставки узнавали его в лицо – он любил незаметным образом оказываться среди посетителей галереи, наблюдать их чувства, слушать отзывы; иногда Третьяков менял место для картины и помещал её там, где она лучше смотрелась, была ярче освещена или, наоборот, находилась в таинственных сумерках.

А Репин, в свою очередь, считал, что Третьякова должны знать все, т.к. он столько сделал для развития живописи в России и для её популяризации. Третьяков изображён Репиным в своей обычной позе, когда он внимательно кого-то слушает: поглощённым и ушедшим в размышления. Сомкнутые руки указывают на некоторую замкнутость персонажа.

Для портрета художник выбрал суховатую и даже строгую манеру живописи, но Третьяков таковым и был – скромным и крайне сдержанным. Лицо его написано в иконописном стиле, а рука с тонкими, длинными и немного изогнутыми пальцами, лежащими на ткани купеческого сюртука, говорит о его тонкой натуре.

Современники нашли портрет Третьякова очень сходным с оригиналом и психологически точным.

И. Репин «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887)

И. Репин «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Холст, масло, 101 x 118,5 см. Государственная Третьяковская галерея

Этот портрет был одним из первых заказов, сделанных П.М. Третьяковым И.Е. Репину в 1872 г. вскоре после их знакомства. Но заказ был выполнен не сразу – к работе над ним Репин приступил лишь в середине 1880-х годов. При создании портрета художнику помогала своими воспоминаниями и рассказами сестра Глинки – Л.И. Шестакова (Глинка умер в 1857 г.).

Композитор изображен в домашней обстановке, полностью погруженным в творчество: лицо сосредоточено и в то же время полно тем внутренним богатством, которое бывает у творческого человека. Предметы, которые окружают Глинку, помогают зрителю ощутить атмосферу творчества великого композитора.

И. Репин «Портрет композитора А.Г. Рубинштейна» (1887)

И. Репин «Портрет композитора А.Г. Рубинштейна» (1887). Холст, масло, 110 x 85 см. Государственный Русский музей, Санкт- Петербург

Образы многих известных композиторов, созданных И. Репиным, говорят о том, что художник любил музыку. Несколько раз писал он и А.Г. Рубинштейна, который не только был известным композитором и пианистом, но и другом Репина.

Антон Григорьевич Рубинштейн основал Русское музыкальное общество и первую русскую консерваторию в Петербурге, был её директором и профессором. Он являлся и величайшим пианистом, положил начало мировой славе русского пианистического искусства.

Рубинштейн изображён на этом портрете в процессе своей работы, в момент творческого вдохновения. Его мысли и чувства в данный момент полностью отданы музыке, сложный поворот фигуры, дирижёрский жест руки, нервная трепетность, свойственная импровизатору – всё это соответствует сильному, порывистому характеру музыканта.

И. Репин «Портрет Льва Толстого» (1887)

И. Репин «Портрет Льва Толстого» (1887). Холст, масло, 124х88 см. Государственная Третьяковская галерея

Дружба Репина и Толстого длилась 30 лет, до самой смерти писателя. И хотя оба вдохновляли, обогащали и любили друг друга, их взгляды, в том числе и на искусство, во многом были разными. Часто мнение Толстого подталкивало художника к другому, более правильному решению или заставляло более глубоко посмотреть на материал.

Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Он также вылепил три бюста Л. Н. Толстого.

Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Толстой изображён сидящим в кресле, с книгой в одной руке, а другая рука лежит на ручке кресла. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Любой, кто смотрит на этот портрет, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя.
Светлый фон картины усиливает впечатление значимости Л.Н. Толстого.



Илья Ефимович Репин - биография и картины (1844- 1930)


Картины Репина

Торжественное заседание Государственного совета, Репин, 1903

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения - Илья Ефимович Репин. 1903. Холст, масло. 400х877

Обладающий несомненным авторитетом выдающегося художника своей эпохи, Илья Ефимович Репин (1844-1930) в апреле 1901 получил правительственный заказ на исполнение монументального полотна, призванного стать «памятником» к 100-летию учреждения Государственного совета.

Талант живописца в полной мере проявился в композиционном решении многофигурной картины. Обозначив перспективу с нескольких точек зрения, мастер дал панораму зала, где при всей масштабности полотна ни один из участников заседания не теряется среди остальных и лица вполне узнаваемы.

Наблюдательно подмеченные характерные жесты беседующих между собой или внимательно слушающих докладчика чиновников, общая оживленная атмосфера и правдивость передачи мельчайших деталей создают ощущение соучастия происходящему, зритель словно включается в процесс заседания.

Художником сначала были написаны шестьдесят портретов государственных деятелей, а затем перенесены на огромное полотно. Для создания группового портрета Репин привлек учеников - Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Вся центральная часть написана самим Репиным. Он документально изобразил заседание в круглом зале петербургского Мариинского дворца, украшенном к концу XIX столетия портретами прежних российских самодержцев - Екатерины II, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом.

В настоящее время этому полотну и сопровождавшим его натурным этюдам отведен отдельный зал Государственного Русского музея.





Портрет матери, Репин, 1867

Портрет матери - Илья Ефимович Репин. 1867. Холст, масло. 62,5х50

На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Эта ранняя работа молодого живописца была исполнена во время каникул, когда он, тогда еще студент Петербургской Академии художеств, гостил у родителей на Харьковщине в слободе Осиновке.

Картина, написанная с вниманием и любовью, создает образ сильной и серьезной, но в то же время доброй и мудрой женщины, к которой зритель сразу же проникается симпатией и уважением. Доброжелательное лицо Татьяны Степановны теплым золотистым тоном ясно выделяется на густой тени фона, а ее платье и шаль выполнены темно-синим и голубыми цветами. Все это производит очень яркое впечатление, небольшое полотно выглядит монументально и торжественно, на нем - волевая и умная женщина, настоящая хозяйка дома.

В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Она обучала грамоте не только своих чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек, которых женщина учила читать и писать. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

Портрет К. П. Победоносцева, Репин, 1903

Портрет Константина Петровича Победоносцева - Илья Ефимович Репин. 1903. Холст, масло. 68,5х53

При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел увидеть в своих произведениях сущность индивидуального человеческого характера, раскрывая в то же время в создаваемом им образе черты, типичные для целого общественного слоя, в характеристике отдельной личности позволяя увидеть приметы эпохи.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно—грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины, избежав ложной помпезности. Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России.

В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Исполненные в свободной широкой манере, чаще всего за один — два сеанса, эти этюды являются одним из самых высших достижений в творчестве Репина.

Портрет Победоносцева принадлежит к числу лучших из них. Среди высокопоставленных сановников самодержавия Победоносцев был одним из самых страшных деятелей. Убежденный реакционер, беспощадный душитель любых ростков свободы, он олицетворял собой все мракобесие своего времени. Внешне корректный, сдержанный, сухо вежливый, он был как бы лишен естественных человеческих чувств. Таким и представил его в своем портрете Репин.

Тончайшими, едва уловимыми оттенками цвета, свободными, будто даже небрежными, но в действительности подчиненными точно выверенному рисунку мазками, запечатлены, а точнее — выявлены сухие, чуждые улыбке губы, холодный взгляд полуприкрытых веками глаз, весь ханжеский облик человека, неспособного к живому душевному движению, опустошенного и беспощадного.

Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет — одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.

Картина «Бурлаки на Волге», Репин

Бурлаки на Волге - Илья Ефимович Репин. 1870-1873. Холст, масло. 131,5x281

Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе живописец выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характе-ром, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

Крестный ход в Курской губернии, Репин

Крестный ход в Курской губернии - Илья Ефимович Репин. 1880-1883. Холст, масло. 175x280

Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» - произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, - на Одиннадцатой передвижной выставке. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. За ними - толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Вперед всех прорвался молодой убогий горбун на костыле, с выражением духовной отрешенности он устремлен вперед, но ему преграждают путь палкой.

Картина произвела на современников небывалое впечатление. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм. Но все друзья художника, передовая молодежь, студенты, интеллигенция и образованные разночинцы приняли ее с восторгом.

На дерновой скамье, Репин, 1876

Работа великого мастера изображает жаркий полдень. Перед нами семья, спасающаяся от летней жары в тени деревьев. Природная беседка обустроена удобной скамьей из дерна. Изображенная группа, без сомнения, позирует художнику.

Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Центральная группа словно недовольна своей ролью. Внимание художника тяготит их. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина - жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) - принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя - дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

Декорацией сюжета картины выступает жаркое лето, сдобренное буйной зеленью, что придает работе атмосферу беззаботного отдыха и тихого семейного счастья.

Мужичок из робких, Репин, 1877

Мужичок из робких - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться...

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика "себе на уме". Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели...

Картина Репина "Не ждали"

Не ждали - Илья Ефимович Репин. 1884. Холст, масло. 160,5х167,5

Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы - возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все - и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх... Перекрестие взглядов - ключ к сюжету.

Центральная фигура - ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.

Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения - горничной; любопытный у кухарки.

Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим - это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.

Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения...

Портрет Третьякова, Репин, 1883

Портрет Павла Михайловича Третьякова - Илья Ефимович Репин. 1883. Холст, масло. 98х75,8

Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Перед нами основатель галереи русской живописи, успешный предприниматель, меценат, замечательный человек. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Высокий лоб, печальные темные глаза, идеально ровный нос, ухоженная борода... Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

Изображен Третьяков среди картин своей галереи. Без своего собрания русской живописи он и сам как бы не существует. Известно, что последними словами Третьякова перед смертью были слова о необходимости беречь коллекцию. Дело всей его жизни стало частью его самого, смыслом самой жизни великого русского мецената.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Репин

Запорожцы пишут письмо турецкому султану - Илья Ефимович Репин. 1880-1891. Холст, масло. 203х358

Сюжет этого шедевра великого русского художника хорошо известен: Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Сохранился и текст этого ответа, полный самых изысканных оскорблений в адрес "владыки блистательной Порты". Перед нами этакий "мозговой штурм" - процесс сочинения ответа султану.

Композиция картины представляет собой четко выраженный центр, вокруг которого автор выстраивает несколько "кругов", наполненных разным смысловым содержанием.

В центре - писец. Едва ли не единственный из изображенных владеющий грамотой. Судя по одежде - это семинарист из казаков, который взялся изложить ответ запорожцев на бумаге. Создание этого письма явно доставляет ему удовольствие. Свою радость писец выражает достаточно сдержанно, как подобает человеку "ученому".

Рассмотрим "ближний круг". Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Еще секунда и новая строка послания будет придумана... Далее по часовой стрелке - казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа.

Во внешнем "круге" особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Они словно противопоставлены друг другу. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. То тут, то там изображены тревожные, серьезные, испуганные лица. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери... Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В его взгляде осуждение и тревога... Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага - главные качества воинов Запорожского казачества.

Картина "Иван Грозный убивает сына", Илья Репин

Иван Грозный убивает сына - Илья Ефимович Репин. 1885. Холст, масло. 199,5х254

Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Впечатление, которое она производит на зрителя, просто ошеломляющее. Сама ситуация чудовищна. Царь Иван Грозный убил своего сына Ивана, тем самым прервав династию Рюриковичей, правившую Русью с IX века.

Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.

Они противопоставлены друг другу - фигуры мертвого сына и живого царя. Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.

Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства.

Интересная деталь - рама на стене. Художник предоставляет зрителю самостоятельно додумать назначение этой рамы. В сумерках покоев ее разглядеть невозможно. Картина? Зеркало? Икона? Скорее зеркало, которое не отражает происходящего. Поскольку в зеркале не отражается нежить - в это верили славяне с незапамятных времен.

Портрет Мусоргского, Репин, 1881

Портрет М. П. Мусоргского - Илья Ефимович Репин. 1881. Холст, масло. 69х57

Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место. Как известно, мастер писал этот портрет за несколько дней до смерти великого композитора, что придает работе особую драматичность и глубину.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. В его глазах читается печаль, тоска. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного - лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.

Фон на портрете "пустой", свободный от всяких деталей. Можно подумать, что Мусоргский изображен на фоне облаков. Создается ощущение грандиозности и величия изображаемого. Он сам как его музыка: особенная, неукротимая, мощная, неповторимая. Эта музыка звучит в его глазах. Там же и незаконченные произведения, невоплощенные идеи, музыка, которую он уже никогда не сочинит...

Портрет Льва Толстого, Репин, 1887

Портрет Льва Николаевича Толстого - Илья Ефимович Репин. 1887. Холст, масло. 124х88

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца - легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Глаза ясные и добрые. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.

Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Книга в руках, деталь символичная, неслучайная. Перед нами писатель в момент размышления о прочитанном, в момент зарождения новой, гениальной идеи. Глядя на портрет, любой способен почувствовать величие и духовную монументальность Толстого.

Портрет В. С. Сурикова, Репин, 1877

Портрет художника Василия Ивановича Сурикова - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 62,5х215

Портрет Сурикова кисти Репина - несомненная удача художника. Мастер психологического портрета отлично передает характер, темперамент своего коллеги.

Репинский Суриков полон сил и амбиций. Черные волосы, модная бородка, пухлые красные губы, чуть полное лицо, черные глаза - рассказали о полноте здоровья, о расцвете сил героя. Во взгляде заметно едва уловимое смущение, вызванное непривычностью выполняемой роли натурщика. У зрителя складывается ощущение, что Суриков вот-вот начнет шевелиться, утомленный неподвижностью.

Белоснежный воротничок, черный галстук, пиджак... Суриков - человек с безупречным вкусом, франтоватый и умеющий хорошо одеваться. Нейтральный зеленоватый фон разрушает бордовая спинка кресла, гармонирующая с цветом губ героя, подчеркивая яркую внешность и неординарность личности.

Чувствуется, что Репин с глубоким уважением, с некоторым даже трепетом, относится к своему коллеге.

Портрет Андреева, Репин, 1904

Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева - Илья Ефимович Репин. 1904. Холст, масло. 76х215

Судя по всему, портрет писателя Андреева остался незавершенным. Перед нами скорее проработанный эскиз, нежели законченная работа. Впрочем, возможно, это прием, которым воспользовался художник, чтобы передать суть характера писателя: непостоянство, склонность к иррациональному, иллюзорному.

Перед нами молодой мужчина в вышитой рубашке, с русской бородой, богатой шевелюрой и затуманенным взглядом. В глазах героя тоска, пустота и некоторое уныние. На лице нет ни тени улыбки, губы сжаты. Поза не свободна и расслабленна, а, напротив, чувствуется какое-то внутреннее напряжение.

Цветовая гамма портрета сдержанна. От белого до неопределенно зеленого (фон). Незаконченность фона, нервные, небрежные мазки, подчеркивают атмосферу нервозности и напряжения. Складывается впечатление, что художнику передалась некая энергетика Андреева.

Биография:
И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в Петербург, где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был И. Н. Крамской, который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще, будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, потом написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в Париж художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1887 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной «Запорожцы», завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой переехали в местечко Куоккала, где прожили последние три десятка лет жизни великого художника. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.





Оригинал записи и комментарии на

Великий реалист. Живопись Репина знаменовала взлёт русской реалистической школы.

Родом из семьи военного поселенца. Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Когда школа была закрыта, из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях.

В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И.Н. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.

В 1864 году сбылась мечта молодого художника, он сдаёт вступительный экзамен и поступает в Академию художеств. Репин был образцовым студентом. Глубоко изучал академические дисциплины как: рисунок, перспектива, анатомия.

В 1869 году Репин получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». В 1871 за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира» - Большую золотую медаль.

Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Это были «Бурлаки на Волге» (1870-73), картина была показана на международной выставке в Вене.

Илья Ефимович Репин женился в феврале 1872 года на дочери архитектора Вере Шевцовой. В конце того же года у них родилась дочь. Несмотря на то, что в их семье родилось ещё трое детей, семейный брак не был счастливым. Вера покинула мужа, узнав, что у него есть другие женщины, в 1884 году.

С 1873 по 1876 год Репин обучается за границей в Европе. Он был в Париже, посетил Италию и Англию. Обучение проходило за счёт Академии художеств. В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов в Париже. Репин был восхищён колоритом и светом новой живописи, но он не нашёл в ней социального смысла.

После возвращения в Россию Репин на год едет в родные места, Чугуево, где работает над картинами, сразу над несколькими полотнами, работает медленно и вдумчиво.

В 1877 русский художник снова в Москве, навещает Абрамцево подмосковное имение известного мецената Савы Морозова. Знакомится с Павлом Третьяковым.

В 1882 году Репин переезжает в Петербург. В это время он много ездит по России, набираясь новых впечатлений. Он был на Украине, в Курской губернии, на Кавказе.

Жизнь Ильи Ефимовича Репина была благополучной, недостатка в средствах он не испытывал. В 1891-92 годах организовал персональные выставки в Москве и Петербурге, которые пользовались большим успехом.

В сентябре 1894 года Репин становится профессором Академии художеств и начинает свою педагогическую деятельность. Студенты души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили о нём тёплые воспоминания. Репин продолжал писать картины, участвовал в общественной жизни страны. Так он внёс пожертвование в помощь голодающим деньгами, полученными от продажи картины в 1896 году. Он критически относился к царскому режиму, говорил о том, что странна управляется «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти».

В 1907 году профессор Репин покидает Академию.

В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Однако в Советской России он оставался «своим». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Умер русский художник в Пенатах. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1962 году. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.

Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Картина И.Е. Репина «Садко в подводном царстве» написана русским художником в 1876 году и находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Собственно эта картина являлась заказом великого князя Владимира Александровича. Репин сделал наброски в 1873 году, а закончил её в Париже, в 1876 году во время трёх дневного вояжа. Благодаря именно этому своему произведению Репин стал академиком живописи.

Садко – главный герой картины – известный персонаж новгородских былин. Из былин Садко разбогатевший государь, который снарядил торговые корабли, замерли они во время штиля, а Садко по жребию опустился на дно моря, как жертва Морскому царю. Повидав великое множество морских чудес, Садко женится по желанию Морского царя на девице Чернаве, сделав выбор по подсказке Миколы Угодника. На картине изображён момент выбора невесты.

Чернава скромная девушка, скрыта в углу, на фоне представленных красавиц для женитьбы. Садко стоит на дне и любуется проплывающими мимо него красавицами. Крамской говорил о необычайно глубокой фантазии этого полотна. Из фольклора известно, что богатства Садко принесла золотая рыбка, её мы видим на заднем плане картины. Садко изображён в богатых одеждах с гуслями.

Портрет М.П. Мусоргского (1881) находится в Третьяковской галерее, в Москве. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор, автор опер «Борис Годунов», «Хованщина». Судьба композитора трагична, он страдал алкоголизмом и в 1881 году был помещён близкими друзьями в больницу. В это время, с 14 по 17 марта Репин пишет его портрет, а 28 марта Мусоргский в возрасте 42 лет умирает.

Портрет абсолютно реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. И это не скрывает Репин.

Картина «Крёстный ход в Курской губернии» написана И.Е. Репиным в 1880-83 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Курская губерния в ту пору славилась крёстными ходами, на одном из них и побывал Репин. Так он написал картину, которая была завершающим полотном в жанровой живописи Репина. Картина эта, по сути, является энциклопедией русской жизни, на ней изображена различная фактура виртуозно и мастерски, колорит поражает тонкостью цвета и оттенками. Репин смог точно подметить позы изображаемых людей. Картину «Крёстный ход в Курской губернии» купил Третьяков, однако сказал о том, что на ней нет ни одного приятного лица. На что Репин, как реалист, отвечал: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней “приятных” лиц?..»

В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун, истово верующий в чудесное исцеление. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В конечном варианте оно одухотворённое.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И.Я. Репиным в 1878-91 годах, её можно увидеть в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махтуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя уничтожением казаков. На что получил насмешливое письмо. Репин запечатлел момент написания письма. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.

Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Гоголевский Андрей мягко улыбается. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Над письмом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.

Шедевр И.Е. Репина – картина «Не ждали»

Широко известное и признанное произведение И.Е. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Зритель становится участником происходящего. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Люди изображены в группах, разделённых пространством, используется боковое освещение. Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

  • Отказ от исповеди

  • Бурлаки на Волге