Петр Ершов: биография писателя для детей и взрослых. Биография: Литературный анализ сказки Конёк Горбунок

Литератора, чей "Конек-Горбунок" вошёл в золотой фонд отечественной культуры. Деревня, где родился выдающийся автор, с 1960 года носит его имя - Ершово. Она входила в состав Тобольской губернии, ныне это территория Тюменской области.

Происхождение

Отец Петра Павловича служил чиновником, из-за чего семья часто переезжала. Он занимал различные должности по полицейской, судебной и финансовой части. Семья жила исключительно на жалованье Павла Алексеевича, поэтому не особенно богато. Хотя Ефимия Васильевна, мать будущего сказочника, происходила из обеспеченной семьи тобольских купцов Пиленковых. Во времена Петра I их предки перебрались в Сибирь, будучи оружейными мастерами. Отец Ефимии Васильевны занимался торговлей скотом, в том числе имел коммерческие отношения с Китаем.

Родители известного сказочника познакомились в Тобольске, где в 1807 году обвенчались. Затем отца перевели в Ишимский уезд, где в деревне Безруково в 1815-м и родился маленький Пётр, о чём свидетельствует биография П. П. Ершова. День его появления на свет - 15 марта. Родился малыш очень слабеньким, поэтому родители в тот же день окрестили его в Богоявленской церкви Ишима. Несмотря на обряд и ежедневные молитвы, ребёнок всё равно угасал, поэтому Павел Алексеевич и Ефимия Васильевна решили совершить магический обряд, продав ребёнка местному нищему за грош. Считалось, что с покупкой человек забирал с собой и болезни малыша. Впоследствии с юмором всем рассказывал о своей цене в один грош Ершов П. П.

Краткая биография: детские годы

В семье Ершовых росло двое детей. У Петра был брат Николай 1813 г. р., вместе с которым в 1827 году они поступили в Тобольскую гимназию. Братья проживали в доме миллионера-мецената Николая Пиленкова, дяди по линии матери. А директором учебного заведения стал в этом же году отец знаменитого учёного Дмитрия Менделеева, который преобразовал гимназию из четырёх- в семиклассную. Это сделало возможным поступление выпускников в вузы России. Иван Павлович, будучи человеком творческим, устраивал для старшеклассников "литературные воскресенья", где читались и обсуждались не только известные произведения иностранных и российских авторов, но и собственные опусы учащихся.

Пробовал себя в этом и П. П. Ершов. Биография, интересные факты его жизни свидетельствуют, что Менделеев И. П. отмечал способности юного отпрыска и по сути стал его наставником в литературном творчестве. Любопытно, что после смерти Ивана Павловича Пётр Павлович принимал активное участие в судьбе будущего учёного Дмитрия Менделеева, будучи инспектором гимназии в Тобольске. Гениальный химик в своё время даже женится на падчерице Ершова.

Петербургская юность

В 30-е гг. братья успешно окончили гимназию, и отец добился перевода в Петербург, чтобы сыновья могли продолжить образование. Павел проявлял интерес к сибирскому фольклору, умел играть на органе и флейте, был знаком с композитором Алябьевым, автором "Соловья". По прибытии в Северную столицу он претендовал на поступление на историко-филологический факультет императорского университета, но из-за слабого знания латыни сумел стать студентом лишь философско-юридического. Хотя от своего призвания не отступил. Биография П. П. Ершова свидетельствует: как вольнослушатель, он посещал занятия на желаемом факультете.

Вскоре в семью приходит большая беда: друг за другом уходят из жизни отец и брат будущего сказочника. Оставшись с больной матерью на руках, Пётр Павлович не оставил обучения. Одним из его преподавателей был Пётр Плетнёв, друг А. Пушкина, занимавшийся изданием ряда его произведений. Он предложил своим студентам в качестве курсовой работы тему "Народное творчество".

Именно тогда Ершов написал первую часть "Конька-Горбунка", которую Плетнёв не смог не прочитать перед всеми в аудитории и не показать лично А. С. Пушкину. Тот высоко оценил стихотворный опус студента. Ему приписывают фразу о том, что в лице Ершова он увидел своего преемника. И якобы заявил, что этим видом поэзии сам может больше не заниматься.

"Конёк-Горбунок"

В школе изучается данное произведение, автор которого П. П. Ершов. Биография для детей требует знания истории появления этой сказки на свет. Как выяснилось, Пётр Павлович написал её в 19-летнем возрасте. Стихотворная сказка имела три части и впервые была опубликована О. И. Синковским в журнале в 1934-м. Успех был огромным, поэтому в том же году произведение вышло отдельной книгой и вскоре заняло своё законное место на полках библиотек. При жизни автора оно переиздавалось не менее семи раз.

Успех сказки основан не только на лёгкости стиха (четырёхстопный хорей), но и на её народном характере. В произведении чувствуется знание жизни простых людей, их обычаев, вкусов, взглядов.

Иван, младший из трёх сыновей, добросовестно служил царю, вздорному и глупому, выполняя его немыслимые поручения. И в награду ему осталось всё, что он добыл. Кроме того, юноша становится писаным красавцем и в придачу народ избирает его самого царём. Всё это не без помощи Конька-Горбунка. Но читателю и дорого то, что силы волшебства оказались на стороне простых, но добрых и честных людей.

Другие произведения автора

Биография П. П. Ершова чаще всего подаётся таким образом, что он является автором одной сказки. Это не так. В 1836 году по окончании университета Пётр Павлович вынужден был вернуться в Тобольск из-за отсутствия денег. Он учительствовал в гимназии, в которой учился вместе с братом.

Через год сюда пожаловал наследник престола, будущий император Александр II, в сопровождении В. Жуковского, знакомого с Ершовым. Поэт-сказочник преподнёс наследнику партитуру оперы под названием "Сибирский день" и хвалебную оду. Жуковский великолепно отрекомендовал талантливого коллегу, у которого затеплилась надежда вернуться в Петербург. Увы, этого не случилось.

Но Ершов продолжал писать и печататься из сибирской глубинки, в том числе и в "Современнике". Известна его поэма "Сузге", быль под названием "Сибирский казак", сборник рассказов "Осенние вечера".

Последние годы

Как провёл остаток жизни Ершов П. П.? Краткая биография для детей должна включать информацию о том, что дальнейшая жизнь автора прошла в Сибири. Трудовая деятельность была связана с гимназией, где он учительствовал, затем инспектировал её, а в 1857-м был назначен директором.

Пётр Павлович активно общался со ссыльными декабристами, увлекался театром, писал водевили и оперетты. Жизнь заставляла его всегда заботиться о хлебе насущном. Ершов женился трижды, дважды становившись вдовцом. От браков у него родилось 15 детей, однако дожили до возраста совершеннолетия лишь четверо.

Несмотря на это, он творил и мечтал написать десятитомную сказочную эпопею. Не успел. Он ушёл из жизни в 1869-м, 30 августа. Уже в XXI веке ему был установлен в Тобольске памятник, который находится в сквере его имени.

Цитаты в Викицитатнике

Первоиздание 1834 г.

История создания [ | ]

Ершов задумал свою сказку, когда прочитал только-только появившиеся сказки Пушкина . Павел Анненков в своей книге «Материалы для биографии Пушкина» (1855) пересказывает свидетельство Александра Смирдина о том, что «в апогее своей славы Пушкин с живым одобрением встретил известную русскую сказку г-на Ершова „Конёк-Горбунок“, теперь забытую. Первые четыре стиха этой сказки <…> принадлежат Пушкину, удостоившему её тщательного пересмотра».

Спальник не оставляет мысли извести Ивана. На царской кухне один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живёт на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поёт песни и играет на гуслях, а кроме того, она - родная дочь Месяца и сестра Солнца. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что будто бы слышал, как Иван хвастался, будто может достать Царь-девицу. Царь посылает Ивана за вышеупомянутой. Иван идёт к коньку, и тот опять вызывается помочь ему. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатёр, обеденный прибор и разных сластей.

Наутро, получив всё необходимое, Иван садится на конька и отправляется за Царь-девицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конёк велит Ивану раскинуть шатёр, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдёт в шатёр, поест, попьёт и начнет играть на гуслях, вбежать в шатёр и её схватить. Но во время пения Царь-девицы Иван неожиданно засыпает. Поймать её удалось лишь на следующий день.

Когда все вернулись в столицу, царь, увидев Царь-девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако та требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном, отправляет его на океан за перстнем и даёт ему на выполнение этого приказа всего три дня, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери - Месяцу и брату - Солнцу.

Часть третья [ | ]

На другой день Иван с коньком-горбунком снова отправляются в путь. Подъезжая к океану, они видят, что поперёк него лежит огромный кит, у которого «на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешения он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше.

Вскоре они подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днём отдыхает Месяц. Иван входит в терем и передаёт Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается жениться на ней, сердится и просит Ивана передать ей его слова: её мужем станет не старик, а молодой красавец. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он освободит их, то будет прощён и отпущен в море.

Иван едет обратно на коньке, подъезжает к киту и передаёт ему слова Месяца. Крестьяне, поселившиеся на спине кита, спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он может услужить ему. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь-девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Те сообщают, что только один Ёрш знает, где он находится.

Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, однако он оказался таким тяжёлым, что Иван не смог его поднять. Конёк же легко водружает сундучок на себя, и они возвращаются в столицу. Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что царь слишком стар для неё, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один - с холодной водой, другой - с горячей, а третий - с кипящим молоком и искупаться поочерёдно во всех трёх котлах: в последнем, в предпоследнем и первом.

Царь тотчас зовёт Ивана и требует, чтобы он первым всё это проделал. Иван сопротивляется, но царь угрожает ему пытками в случае неподчинения. Конёк-горбунок признаёт, что это самое сложное испытание, но и тут обещает Ивану свою помощь: он махнёт хвостом, макнёт мордой в котлы, два раза прыснет на Ивана, громко свистнет - а уж после этого Иван может смело прыгать сначала в молоко, потом в кипяток и в холодную воду. Всё так и происходит, и в результате Иван становится писаным красавцем.

Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котёл - и там сварился». Народ признаёт Царь-девицу своей царицей, а преобразившийся Иван женится на ней. Все приветствуют царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.

Источник сюжета [ | ]

Образ Конька-горбунка взят П. П. Ершовым из фольклора . В основу произведения легли народные сказки славян, живущих у побережья Балтийского моря , и скандинавов. Известна норвежская народная сказка с практически идентичной сюжетной линией. Сказка называется «De syv folene» («Семь жеребят»). В норвежской сказке говорится о трёх сыновьях, которые должны были пасти волшебных коней короля; награда за выполненное поручение - прекрасная принцесса. В этом поручении младшему сыну помогает волшебный жеребёнок, разговаривающий человеческим языком. Подобные сюжеты есть в словацком, белорусском, украинском (в частности, закарпатском) фольклоре.

«Конёк-Горбунок» и цензура [ | ]

Сказку пытались запретить несколько раз. Из первого издания 1834 года по требованию цензуры было исключено всё, что могло быть интерпретировано как сатира в адрес царя или церкви. В 1843 году сказка была запрещена к переизданию полностью и в следующий раз была опубликована только 13 лет спустя. Советская цензура также имела претензии к этому произведению. В 1922 году «Конёк-Горбунок» был признан «недопустимым к выпуску» из-за следующей сцены:

Царь умылся, нарядился
И на рынок покатился;
За царём - стрельцов отряд.
Вот он въехал в конный ряд.
На колени все тут пали
И «ура» царю кричали.

В силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше царское добро -
Жароптицево перо?
Что я - царь али боярин?
Отвечай сейчас, татарин!

Однако экспертиза не потребовалась, поскольку сказка, по заявлению Минюста , - это классика .

Версия об авторстве Пушкина [ | ]

Сторонники «пушкинской версии» выдвигали следующие аргументы для обоснования своей позиции .

Большинство литературоведов признаёт «Конька-Горбунка» произведением П. Ершова, ссылаясь на свидетельства как современников, так и самого писателя, и считает перечисленные аргументы неубедительными . В частности, они указывают на слабую сторону версии ревизионистов: непонятно, зачем Пушкину понадобилась подобная мистификация, лишавшая его гонорара и славы авторства первоклассной поэмы. Ревизионисты высказывали различные спорные гипотезы на этот счёт - проиграл в карты, задумал озорной розыгрыш, решил помочь безденежному Ершову, хотел избежать строгостей цензуры (скрыв рассеянные в поэме политические намёки), придумал способ получить заработок, о котором не знала бы жена (хотя гонорар Ершова значительно меньше пушкинских) и т. п. Критика ревизионистов содержится также в статье Геннадия Крамера.

В произведениях искусства [ | ]

В сборнике «Чувашские сказки» (1937) опубликована сказка со схожим сюжетом «Иван и дочь Водяного», записанная в 1919 году в селе Слак-Баш Бижбулякского района Башкирской АССР.

Русская народная сказка «Сивка-бурка, вещий каурка» .

Примечания [ | ]

  1. Syndicate / www.syndicate.lv. Рижский русский театр им. М.Чехова - Новости (рус.) . www.trd.lv. Проверено 5 июля 2018.
  2. Бен Хеллман. Сказка и быль: История русской детской литературы . - Новое Литературное Обозрение, 2016. - 1504 с. - ISBN 9785444804643 .
  3. Виктор Утков. Сказочник П.П. Ершов . - Омское областное государственное изд-во, 1950. - 182 с.
  4. Виктор Утков. Дороги К̋онька-Горбунка . - К̋нига, 1970. - 128 с.
  5. Lib.ru/Классика: Ершов Петр Павлович. Конек-Горбунок (неопр.) . az.lib.ru. Проверено 5 июля 2018.

Петр Павлович Ершов
и православие

С именем Ершова, его творчеством и судьбой связано немало устоявшихся и до настоящего времени ещё не пересмотренных точек зрения. Наиболее «живучим» является мнение о том, что после раннего и самого удачного своего художественного опыта – сказки «Конёк-горбунок», Ершов не создал ничего более значительного, а все его последующие произведения отмечены печатью подражательности и провинциальности да ещё и сильно «подпорчены» религиозно-монархическими идеями. В результате такого подхода к наследию писателя немалая часть его произведений до сих пор не опубликована или преподнесена в ряде изданий в «усечённом» виде, с удалёнными строфами или даже несколькими стихотворениями в лирических циклах, а также купюрами в прозе и драматических опытах. Соответственно, наше представление о его духовной жизни, в которой религиозные искания были едва ли не самым важным, оказывается очень неполным. Это касается и биографии поэта, многие факты которой нуждаются в новом осмыслении.

П.П.Ершов появился на свет в деревне Безруковой Ишимского округа Тобольской губернии 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 года в семье «комиссара Черемшанской части» (в те времена Ишимский округ состоял из пяти комиссариатств: Абатского, Бердюжского, Малышенского, Петропавловского, Черемшанского) Павла Алексеевича Ершова и Евфимии Васильевны Ершовой, урождённой Пилёнковой («тобольской купеческой дочери»). Опасаясь за жизнь ребёнка, появившегося на свет очень слабым, родители решили крестить его в тот же самый день. В деревне Безруковой, месте проживания семьи комиссара, в те времена своего храма не было, а поселяне были приписаны к приходу градо-Ишимской Богоявленской церкви. В ней и совершил обряд крещения семидесятилетний священник Иоанн Симонов.

В соответствии с церковным календарём-именословом (а в этот день чтят память ряда святых: Афанасия Исповедника, Маврикия, Феодора, Филиппа, Лимния, Варадата и т.д.) младенец был наречён во имя святого Петра, то есть получил, с одной стороны, очень распространённое, а с другой, очень редкое имя. Даже в наше время, при всём обилии соответствующей литературы, найти житие этого святого трудно. Из некоторых источников (например, «Жития святых» Димитрия Ростовского) выясняется, что 1 февраля является днём памяти преподобного Петра Галатийского, скончавшегося около 429 года. Он же «воспоминается» 22 февраля и 25 ноября под именами Петра Столпника и Молчальника. Жизнь этого святого была отмечена подвигами затворничества и безмолвия. Он мог изгонять бесов и излечивать от недугов, а его власяница, когда её прикладывали к заболевшему ребёнку, оказывала целительное воздействие. Возможно, это было принято во внимание иереем Симоновым, окрестившим очень слабого, одержимого припадком, кричавшего без умолку младенца во имя Петра Галатийского.

Ершов трепетно относился к своему небесному покровителю, о чём свидетельствуют постоянные упоминания в его письмах к родным и друзьям 22 февраля – дня его рождения, совпадающего с днём его именин и даже 22-го числа других месяцев. К примеру, в письме к жене от 23 ноября 1858 года Ершов, в ту пору директор училищ всей Тобольской губернии, пишет следующее: «Милая Елена. Вот я и в Ялуторовске. Это последний город настоящего моего маршрута, и потом к вам, обнять тебя и милых детей. Из Ишима я выехал в субботу, в 5 часов. Обедал у смотрителя вместе с П.И., который приехал проводить меня. В 6 часов мы были уже со смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моём содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течении трёх лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их душ, примерно, до 800), что в 3 года составит до 2500 р.с. Моё дело будет – испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они сами выбрали то самое, где был комиссарский дом, т.е. именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание и освятится место рождения и восхвалится имя моего Святого. Не даром же в нынешнем году в календаре в первый раз упомянуто имя его. Сближение, как ни суди, пророческое. А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Всё это составило для меня 22 число (припомни – 22-е, а не другое) одним из приятнейших дней моей жизни» (выделено мною – Т.С.).

Можно предположить, что имя этого святого в каком-то таинственном смысле определило сам нрав Ершова: его застенчивость, скромность, склонность к уединению. Эти черты характера писателя выделял первый биограф Ершова А.К.Ярославцов, в книге которого достаточно частыми являются понятия «обособленности», «затворничества», «отшельничества», «безмолвия».

Забегая несколько вперёд, следует сказать, что храм на родине Ершова строился с 1862 по 1876 годы и был освящён во имя Петра Столпника. И вряд ли во всей России можно было найти ещё один храм с таким названием. Но судьба его оказалась драматичной: он подвергся разрушению в июле 1969 года.

Ершов был человеком глубокого религиозного чувства. Вера в Провидение, покорность Промыслу помогали ему выстоять во всех испытаниях, выпавших на его долю. А их, как известно, было немало: смерть отца (1833), брата Николая (1834), матери (1838), дочери-первенца Серафимы (1840), второй дочери, также наречённой Серафимой (1841), жены Серафимы Александровны (1845), второй жены – Олимпиады Васильевны (1853), а через месяц дочери-малютки Серафимы. В июле 1856 года, почти в одну неделю, умирают сын Николай и дочь Ольга. Но все эти беды, тяжело переживаемые Ершовым и надолго «выбивавшие» его из творческого состояния, тем не менее, не поколебали веры в Бога. В одном из писем к своим петербургским друзьям В.Треборну и А.Ярославцову он размышляет: «Паду ли я, или буду невредим – за всё благословлю благое Провидение. Не упрекните меня в фатализме: вера в Провидение не однозначащее слово с предопределением».

Чуткая, страдающая душа Ершова отражена в его никогда не публиковавшемся письме к Анне Петровне Вилькен, урождённой Жилиной, от 9 июля 1845 г. Это пронзительное по своей интонации послание, в котором сообщается о смерти жены Серафимы Александровны, сохранилось в личном архиве потомка Анны Петровны, петербургского кинорежиссёра К.В.Артюхова:

«Письмо моё будет коротко, милая кузина. Только радость говорит, а печаль молчалива. И что сказать мне, когда я до сих пор не могу ещё образумиться. Удар был так неожидан, так внезапен, что не пасть под ним надобны были вера и особенная помощь Божия. Вы знали умершего Ангела, знали и чувства мои к ней: почему поверите моей печали. Да, из всех потерь, какие испытал я (а каких я не испытывал?), потеря любимой жены – самая ужасная. Точно половины самого себя не стало. С опустелым сердцем, с тяжкою думой, с грустным воспоминанием – неужели это жизнь? Только религия согревает остылую душу, только она одна освещает мрак могильный, и за гробовой доской представляет её ещё лучше, чем она была на земле. А что было бы без этого небесного утешения!»

С ранней юности в круг интересов Ершова входили духовные книги. По воспоминаниям Ярославцова, петербургские годы Ершова проходили «в неутомимой жажде чтения». Он пользовался, как и А.С.Пушкин, библиотекой А.Ф.Смирдина. Отсюда он брал также книги религиозного содержания, «в которые любил погружаться, стараясь укрывать от любопытных». А по возвращении в Тобольск он формирует личную библиотеку, где одно из важных мест занимает духовная литература. Тобольский биограф Ершова А.И.Мокроусов, в своём, так и неизданном, труде о нём, написанном в 1918 году, указывал, что ему приходилось видеть в ершовской витрине Тобольского музея много книг, которые Пётр Павлович часто перечитывал. Например, «Новую скрижаль, или Объяснение о Церкви, литургии и о всех службах и утварях церковных» Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского, в 4-х частях, изданную в 1858 году в Санкт-Петербурге; почти все книги Священного Писания, часть которых переписана руками его учеников и самим Ершовым. Примечательно, что переписанные им Книга Иова и Книга Бытия помечены всё той же датой: 22 февраля 1854 года.

Ершов поклонялся православным святыням, часто посещал Иоанновский Междугорский и Абалакский монастыри под Тобольском, а во время своей командировки в Петербург в 1858 году заезжал в Свияжский Богородицкий монастырь, в котором пребывал на покое бывший архиепископ Тобольский Евлампий, а на обратном пути, остановившись в Москве, выделил два дня для поездки в Троице-Сергиеву Лавру. С собой он возил крест и икону святого Германа. Выезжая с ревизией училищ, он всегда служил молебен о благополучном возвращении к семье.

В своих произведениях и особенно в письмах он оставил поэтическое описание православных обрядов. Так, в письме от 18 июля 1841 года из фондов Музея-архива Д.И.Менделеева в Санкт-Петербурге он рассказывает своей падчерице Феозве (в будущем она станет женой Д.И.Менделеева) о встрече чудотворной Абалакской иконы Божией Матери: «Нынешний год жители Тобольска оказывают большое усердие к Богоматери. Каждый день поднимают икону и с хором певчих сами – особенно девицы и дамы – несут её с горы в свои дома и обратно. Особенно поздно вечером это зрелище делает самое живое впечатление. Народу, хоть его всегда довольно, не видно за темнотою; раздаётся только торжественное: яко необоримую стену и пр. И свет свечи в фонаре, подобно звезде, блестит впереди, иногда отражаясь на золоте ризы Богоматери. Но ты сама бывала зрительницей подобных выносов, и потому тебе легко представить подобную картину».

Годы жизни: с 06.03.1815 по 30.08.1869

Русский поэт, писатель, драматург. Наиболее известное произведение: сказка «Конек Горбунок».

Петр Павлович Ершов родился деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии в семье мелкого чиновника. Отец писателя часто переезжал по службе и детство П. Ершов провел в различных городах: крепость св. Петра (ныне Петропавловск, Казахстан), Омск, Берёзов, Тобольск. Окончил Тобольскую гимназию. В 1830 г. отец добился перевода в С.-Петербург, куда и переехал с семьей. В 1831–1834 Ершов учился на философско-юридическом факультете С.-Петербургского университета. В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, знакомится с Василем Жуковским, Александром Пушкиным. В период студенчества Ершов пишет свое самое известное произведение: сказку «Конек Горбунок». Сказка была высоко оценена А.С. Пушкиным и П. Плетневым, и в 1834 году был опубликована сначала частично, а затем и полностью. Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице и др), создав на их основе вполне оригинальное произведение, по стихотворной форме близкое пушкинским литературным обработкам русских сказок.

В 1834–1836 Ершов довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок В.Г.Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, отмеченные влиянием последнего. В те же годы Ершов опубликовал драматическую сцену Фома-кузнец (1835) и пьесу Суворов и станционный смотритель (1836).

Летом 1836 П. Ершов с матерью (отец и брат скончались в 1833 и 1834) возвращается в Тобольск, питая надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири. Ершов поступает учителем в тобольскую гимназию, где в разных должностях прослужил до отставки в 1862 (с 1844 инспектор, с 1857 директор гимназии и дирекции народных училищ губернии). В 1844 выслал на рассмотрение Министерства просвещения «Курс российской словесности», однако книга была отвергнута на том основании, что «не вполне отвечает понятиям воспитанников». В этот период Ершов писал немного, а его сочинения, пересылавшиеся в столицу через друзей, уже не имели успеха. Публикация цикла из семи рассказов "Осенние вечера" (1857), с которыми Ершов связывал надежды на возвращение в литературу, и пьесы "Купец Базим, или Изворотливость бедняка" (1858) прошла незамеченной. Грандиозный замысел поэмы Иван-царевич в 10 томах и 100 песнях,остался неосуществленным. Умер Ершов 18 августа 1869 в Тобольске. Похоронен на тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок». В г. Ишиме сейчас открыт Культурный центр П. П. Ершова .

А.Ярославцев передавал слова А.С.Пушкина, сказанные автору Конька-Горбунка: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Есть также малодостоверное сообщение П.В.Анненкова, что первые четыре строки сказки принадлежат Пушкину.

Сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни множество подражаний и прямых подделок (в 1870–1890-х вышло ок. 40 поддельных Коньков-Горбунков общим тиражом около 350 тыс. экз.).

В 1996 году появилась статья литературоведа Александра Лациса, в которой он утверждал, что автором «Конька Горбунка» является не П. Ершов, а А.С. Пушкин. У этой точки зрения появился ряд сторонников, которые указывали на следующие аргументы: молодость П. Ершова и отсутствие литературного опыта, близость стиля сказки к пушкинскому, отсутствие первой рукописи сказки. Также обращали внимание на то, что П. Ершову более не удалось написать ничего, что приближалось бы по художественным достоинствам к его первому крупному сочинению. Большинство исследователей творчества П. Ершова и А.С. Пушкина не придерживаются этой версии, считая П. Ершова единоличным автором «Конька Горбунка».

Сказку Ершова неоднократно пытались запретить. Из первого издания 1834 года по требованию цензуры было исключено всё, что могло быть интерпретировано как сатира в адрес царя или церкви. В 1922 году «Конёк-Горбунок» признан «недопустимым к выпуску» наоборот - из-за сцен преклонения перед царем. В 1934 году в разгар коллективизации цензоры усмотрели в книжке «историю одной замечательной карьеры сына деревенского кулака». В 2007 году активисты Общественного движения «Болгарский национальный конгресс» потребовали проверить книгу на экстремизм из-за высказываний царя, в которых слово «татарин» употребляется как ругательное. Прокуратура в проведении проверки отказала, поскольку произведение относится к «классике русской литературы».

В 1986-1988 годах в СССР была создана видеоигра «Конек Горбунок» , в которую можно было поиграть на советских игровых автоматах.

Библиография

Кроме сказки « » произведения П. Ершова не пользовались популярностью и не снискали положительных отзывов критики. Только в 2005 году появилось собрание его сочинений, под редакцией В.П.Зверева.

Экранизации произведений, театральные постановки

Балеты
Конёк-горбунок (балет Пуни) (1864)
Конёк-Горбунок (балет Щедрина) (1958)

Экранизации
Конёк-Горбунок (1941, СССР), реж. Александр Роу
Конёк-Горбунок [мультфильм] (СССР, 1947), реж. Иван Иванов-Вано - Специальная премия жюри IV МКФ в Каннах, 1950
Конёк-Горбунок [мультфильм] (СССР, 1975), мультфильм был нарисован заново по эскизам 1947 года.

Каждый из нас в детстве читал или смотрел сказку «Конек-Горбунок», но что мы знаем о ее авторе, которым является П. П. Ершов? Биография этого человека мало кому известна. Более того, некоторые считают эту сказку народной. Тому, кем был и в какие годы жил автор знаменитого произведения, и посвящена эта статья.

Детство

Петр Павлович Ершов родился в селе Безруково Тобольской губернии. Его отец был мелким чиновником, а мать - дочерью богатого купца. Родился будущий писатель очень слабеньким и много болел. Но время шло, мальчик креп, а семья часто переезжала из-за работы отца. Однако в 1827 году стало ясно, что детей пора отдавать в школу, и Петр с Николаем поступили в Тобольскую гимназию.

Гимназией в это время руководит Иван Менделеев, отец знаменитого химика, он берет покровительство над Петром. Во многом благодаря такому наставнику в 1831 году оканчивает гимназию с отличием П. П. Ершов.

Биография писателя интересна еще и потому, что сам Ершов был Уже в юные годы он умел играть на флейте и клавесине, а также занимался собиранием местных преданий и легенд, которые записывал и хранил.

Юношеские годы

В том же 1831 году Павел Ершов добивается своего перевода в Петербург. Благодаря протекции губернатора Сибири семья Ершовых оказывается в Северной Пальмире.

Огромное впечатление произвело архитектурное великолепие Санкт-Петербурга на молодого Ершова. Кроме того, этот город подарил ему множество знакомств, которые впоследствии сыграли большую роль в жизни писателя.

По прибытии Ершов подает документы в Императорский университет на историко-филологический факультет. Но из-за слабых знаний европейских языков его принимают только на философско-юридический. В университете он не отличался прилежанием и весьма халатно относился к учебе - так утверждал сам П. П. Ершов.

Биография писателя - это еще и многочисленные утраты. Так, в 1833 году умирает его отец, а вскоре и старший брат. Петр Павлович остается с больной матерью. Финансовое положение семьи сильно ухудшается.

Одновременно с этим в студенческие годы пишется первая часть знаменитого «Конька-Горбунка». Сказка была опубликована в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения». В этом же году она вышла отдельным изданием, включающим все три части. Ершов П. П. (биография которого стала темой нашей статьи) был тогда девятнадцатилетним юношей.

В петербургские годы писатель серьезно увлекается театром и оперой. Причина этому - его любовь к музыке, вынесенная из детства.

Окрыленный успехом, Ершов продолжает писать и публиковаться. Так, из-под его пера выходят две пьесы («Фома кузнец» и «Суворов и станционный смотритель»), а также ряд стихотворений.

Из-за плачевного финансового положения в 1836 году Ершов подает прошение на должность учителя и уезжает в Тобольск.

Возвращение в Тобольск

Итак, возвращается работать в свою родную гимназию Ершов Петр Павлович, биография которого совсем не так блистательна, как судьба его знаменитой сказки. Он преподает латынь, словесность и философию. Тогдашний директор Е. М. Качурин всячески досаждал приехавшей из Петербурга знаменитости.

В 1839 году Ершов женится на вдове с четырьмя детьми, Серафиме Александровне Лещевой. долго ждал ее согласия на брак. С этой минуты главным в жизни писателя становится зарабатывание денег, чтобы прокормить большую семью.

Далеко не счастливой была судьба Ершова, он лишился многих близких людей. Потеряв еще в юности отца, брата и мать, в зрелые годы он похоронил двух жен, а из 15 его детей дожили до совершеннолетия только четверо.

Однако все выпавшие на его долю страдания смиренно принимал Ершов П. П. Краткая биография этого человека могла быть представлена лишь перечислением утрат. Как истинный христианин, поэт не роптал и не впадал в отчаяние. Более того, он успевал заниматься творчеством. Так, свет увидели поэма «Сузге», быль «Сибирский казак», рассказы «Осенние вечера» и несколько стихотворений.

Последние годы жизни его прошли в относительном спокойствии. Скончался Петр Павлович в 1869 году и был похоронен в Тобольске на Завальном кладбище.

Множество удивительных событий пережил Ершов Петр Павлович, биография которого без упоминания хотя бы самых интересных из них была бы неполной.

Как уже отмечалось выше, в детские годы писатель сильно болел. И однажды, когда состояние ребенка совсем ухудшилось, отчаявшиеся родители отважились провести магический обряд. Выглядел он следующим образом: ребенка продавали за грош нищему, который, по поверьям, и забирал себе все болезни и горести. По этому поводу Ершов в зрелые годы шутил, что ему доподлинно известна своя цена - грош.

Во время жизни в Сибири Ершов был покровителем Дмитрия Ивановича Менделеева, знаменитого ученого. Так как отец мальчика умер, когда ребенку было всего 13 лет, Дмитрий нуждался в наставнике. И поступить Менделееву в Петербургский педагогический университет помог именно П. Ершов.

Биография для детей этого писателя могла бы быть собрана только из удивительных и примечательных случаев, которых было множество в его жизни.

Сказка «Конек-Горбунок»

История создания этого произведения очень необычна. Одним из преподавателей Ершова в университете был Плетнев, большой друг Пушкина. Однажды он дал задание студентам написать работу о народном творчестве. Сочинение юного писателя потрясло Плетнева, и он даже прочел отрывок на лекции. Этой рукописью была первая часть «Конька-Горбунка». Сказка была показана Пушкину, которой отозвался о ней с большим восторгом.


Знатоком народного языка и фольклора оказался Ершов П. П., биография которого во многом способствовала этому. Именно собранные в юношеские годы, проведенные в Сибири, легенды и сказания легли в основу произведения.

Сказка была написана в стихах и рассказывала о младшем из трех сыновей, которым было поручено ночью охранять поля от неведомого вора.

Заключение

Тяжелую, но интересную и богатую событиями жизнь прожил П. П. Ершов, биография которого была рассмотрена в статье. К сожалению, кроме сказки «Конек-Горбунок», ни одно произведение писателя не имела успеха у публики. И полное собрание сочинений Ершова вышло только в 2005 году.