Сочинение на тему: Честь и бесчестие в романе Тургенева “Отцы и дети”. Аргументы к сочинению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети. Павел Петрович Кирсанов

­Честь и бесчестие

Главный герой произведения И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – человек, пропагандирующий “новые” социальные устои и отрицающий все старое. Автор для более корректного описания своего героя придумал новое устойчивое выражение – нигилизм. Это понятие вошло в русскую литературу сразу с появлением романа, то есть во второй половине 19-го века. Став крылатым, оно обозначало новое течение, отрицающее все сложившиеся в обществе ранее устои и традиции. Именно таким и был Базаров бескомпромиссным, прямолинейным и не признающим былого дворянства.

Этот закоренелый либерал и нигилист учился на медика, а в свободное от учебы время пропагандировал “новые” взгляды и идеи. Он был ярым противником консерватизма и при каждом удобном случае подчеркивал приоритет полезного над прекрасным. Не лишним будет отметить, что любовь для него как чувство не представляла никакой ценности. Многое изменилось в его взглядах при встрече с Одинцовой Анной Сергеевной, которая устав от одиночества, готова была открыться ему навстречу. Однако Базаров,

не желая обременять себя всяческими привязанностями, отказался от этой возможности.

Сам автор неоднозначно отнесся к своему герою. С одной стороны, он показал, что в глубине души Базаров добрый и благой человек. С другой стороны, в силу своего противоречивого характера, самонадеянности и излишней самоуверенности, он теряет все, что ему дорого, кроме любви родителей. Наряду с проблемой столкновения двух поколений, Тургенев поднял вопрос и о чести. Наиболее остро это заметно в сцене его мимолетных объятий с Фенечкой и последующей дуэли с Павлом Петровичем. Последний итак недолюбливал Базарова, а после такого вызова решил действовать бескомпромиссно.

В этой дуэли мы видим победу Базарова, но победа ли это? На самом деле, Кирсанов-старший – человек с блестящей карьерой за плечами и большим опытом. Да, он пережил душевное разочарование, испытав безответную любовь к светской даме княгине Р., но от этого он не стал хуже, а просто извлек ценный урок. Базаров, в отличие от него, даже на непродолжительные отношения с противоположным полом не был способен. Он боялся любых привязанностей и проявлений любви. По этой причине герой умирает в конце произведения одинокий и практически всеми покинутый.

Несомненно, он осознал свои ошибки. Он стал еще больше ценить и любить своих родителей, по-другому взглянул на Одинцову и Кирсановых, но было уже поздно. Свои истинные чувства он раскрыл в прощальном письме к Одинцовой. Тогда только стало понятно, что он был не таким уж плохим человеком, просто чересчур принципиальным и замкнутым. В своем произведении автор показал, что все люди способны совершать ошибки, но не все умеют их вовремя признавать.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Современен ли Базаров Роман И. С. Тургенева поистине является шедевром русской литературы. В нем автор затронул важнейшие социальные и философские вопросы своего времени. Посредством изображения...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему “Конфликт теории и жизни в романе Тургенева “Отцы и дети”: образ Базарова, его характеристика” В русской литературе есть множество...
  3. ­Смерть Базарова Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” появился во второй половине 19-го века в февральской книжке “Русского вестника”. Автор этим произведением обращался скорее...
  4. Написанный в 1862 году, роман “Отцы и дети” является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим...

Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей.

Со времени появления романа И.С. Тургенева любой конфликт поколений в России стали называть конфликтом отцов и детей. Роман о том времени, когда «обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов, учёных». (Публицист Н.В. Шелгунов).

Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.

Вместе с горьким и униженным настоящим она отрицала всё то, чем восхищалась в прошлом: искусство, эстетику, религию…

«Отрицание прежнего» из моды стало лозунгом эпохи. Тургенев дал этому явлению название — нигилизм. Нигилизм вошёл в русский язык вместе с первым нигилистом, главным героем романа «Отцы и дети» Евгением Базаровым.

Базаров проповедует материалистическое мировоззрение, отрицает мораль, дворянскую культуру, идеалистическую философию. искусство, религию. Главным оппонентом Базарова (представителя «детей») становится дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов (представитель»отцов»). Взгляды Базарова оказываются сильным шоком для поколения «отцов». Они не могут победить Базарова доказательной логикой, превосходством в знаниях. Однако они берут не умением, а числом: их много, а Базаров одинок.

По сути все Кирсановы — «отцы», их целый клан, в борьбе с которым одиночка Базаров обречён. В людях из народа Базаров тоже не видит помощников. Мужик пока ещё слишком тёмен: его не понять, да и сам он себя не понимает. А Базаров для него — ещё один барин, да ещё и с причудами: лягушек, например, режет…

Историческая обречённость Базарова, в которой был убеждён Тургенев, повлекла за собой
неожиданную и нелепую гибель героя.

Проблема отцов и детей прямом значении этого выражения).

Евгений Базаров не ценит любовь родителей. Матушка даже побаивается его серьёзности, а отец после разговоров с сыном испытывает свою несостоятельность, отсталость, ненужность. Базаров не стыдится того, что его дед землю пахал. Отец гордится достижениями сына. Они с матерью любят сына, однако душевного отклика не получают. Базаров борется со своими чувствами (таков его жизненный принцип — поступать всегда рационально), отрицает всякую привязанность, любовь, главное для него — «не рассыропиться».

Проблема испытания героя любовью.

«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»

Его неприличное ухаживание за Фенечкой закончилось дуэлью с Павлом Петровичем. Не могла заинтересовать Базарова и эмансипированная женщина Авдотья Кукшина. Зато Базаров влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. «В разговорах с ней он ещё больше прежнего высказывал своё презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе».

Одинцова позволила Базарову открыть нечто новое в самом себе, новые чувства, новое отношение к женщине. Их союзу не суждено было состояться, но самой своей влюблённостью Базаров был реабилитирован в глазах Тургенева! Его Базаров вовсе не был циничным декламатором необычных идей: у него была душа, он наполнен любви, он показан человеком, достойным самых высоких чувств.

Нельзя не согласиться с высказыванием Джорджа Бернанда Шоу: «Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту». Однако необходимо сначала разобраться с понятием «опыт». По моему мнению, опыт – это совокупность всех ошибок совершенных человеком, но только таких ошибок, которые человек принял и с которыми смирился. Только приняв свой промах, и хорошенько проанализировав его, человек получает жизненный опыт. Под «способностью к опыту» Бернанд Шоу подразумевает именно способность человека к принятию своих ошибок, даже несмотря на их сокрушительное действие и необратимость. Именно такой человек обладает мудростью.

В произведении Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение тому. Главный герой романа – Евгений Базаров – представитель нового поколения, в основе взглядов которого лежит нигилизм – отрицание всего. Евгений горд и самолюбив. Он — человек дела. Базаров в любой обстановке, в любом доме старается заниматься своей работой. Его стезя - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Долгое время Базаров живет по такому принципу. Однако встреча с Анной Одинцовой полностью меняет жизнь героя. Любовь, в существование которой он не верил, пришла к нему. Естественные порывы сердца отрицают теоретические законы, по которым пытался жить Базаров. Евгений долгое время не может принять свой промах и ошибочность своей теории. Только перед лицом смерти к нему приходит озарение. Именно он приобретает понимание того, что в жизни действительно важно. Наш герой принял свою ошибку, но, к сожалению, слишком поздно. Если бы Евгений принял ее раньше, то, возможно, его жизнь заиграла бы совершенно новыми красками и не закончилась так трагично.

Теперь вспомним произведение Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Одна из главных линий романа — ссора Николая Ихменева и его дочери Наташи. Наташа, любящая «как сумасшедшая», сбегает из дома с сыном врага семьи. Старик считает поступок дочери предательством и, воспринимая это как позор, проклинает дочь. Наташа глубоко переживает: она потеряла все, что было у нее ценного в жизни: доброе имя, честь, любовь и семью. Николай Ихменев безумно любит дочь, испытывает тяжелые душевные терзания, но еще долго не решается принять ее обратно в дом. Все изменила Нелли. Девочка, незаконно рожденная, в детстве потерявшая мать, обреченная ненавидеть человечество, отдельные представители которого причинили ей так много боли, воссоединяет семью. Благодаря ее повествованию об отношениях ее матери и дедушки, Николай Сергеевич осознает греховность своего поступка и сам бросается в ноги к своей дочери Наташе с просьбой простить его. Все заканчивается хорошо. Отец долго не мог принять своей ошибки, но, тем не менее, он смог это сделать.

Таким образом, отметим, что совершенные нами ошибки нередко оказывают на жизнь огромное влияние, но очень важно не побояться принять это сокрушительное поражение и идти по жизни дальше с приобретенным жизненным опытом. Закончу свое сочинение высказыванием Томаса Карлейля «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проблематика романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

«Отцы и дети» смело можно назвать новым романом, так как в нем впервые появляется новый тип героя, новый человек - разночинец-демократ Евгений Базаров.

В названии романа автор стремился отобразить не просто отношения двух поколений, а противостояние двух социальных лагерей. Показывая столкновение двух разных общественных сил, Тургенев вывел на историческую арену нового героя, новую силу, ознаменовавшую собой наступление новой эпохи. Перед лицом общественных изменений дворянская культура должна была пройти проверку.

Все острые социальные проблемы русской жизни 50-х годов XIX века отобразилась в спорах Базарова с Кирсановыми. Тургенев считал, что «поэт должен быть психологом, но тайным.». Он должен знать и чувствовать корни явления, но представлять только самые явления в их расцвете или увядании. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», - писал Тургенев в своей статье «По поводу отцов и детей», ставя это воспроизведение своей задачей. Поэтому он стремился всесторонне показать своих героев и их системы взглядов, не склоняясь ни к одной из точек зрения.

И этот принцип он соблюдает на протяжении всего романа. Тургенев показывает столкновение Базарова и Павла Петровича, которые жестко противостоят друг другу и ни в чем не сходятся. Павел Петрович не приемлет ничего, что есть в Базарове, и наоборот. Когда Аркадий пытается растолковать отцу и дяде, кто такие нигилисты, он говорит, что нигилисты - это те, кто не принимает ни одного принципа на веру, во всем сомневается, отрицает любовь. Дядя ему на это отвечает, что «прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», а по сути все одно и то же. Этот момент очень показательный, он говорит о том, что Павел Петрович не хочет смириться с тем, что меняются время и взгляды.

Тургенев - мастер детализации. Посредством такого штриха, как нож с маслом, Тургенев показывает неприязнь Павла Петровича к Базарову. Точно такая же роль и у эпизода с лягушками.

Базаров со свойственным ему юношеским максимализмом отрицает все: он и человека понимает подобно лягушке. Базаров считает, что «сперва нужно место расчистить», а потом уже что-то строить, он верит только в науку. Павел

Петрович возмущается, а Николай Петрович готов задуматься, быть может, действительно, он и его брат - отсталые люди.

В Х главе Базаров и Павел Петрович подходят к самому главному - к вопросу о том, кто имеет право говорить от лица народа, кто знает народ лучше. Самое интересное, каждый из них думает, что оппонент не имеет ни малейшего понятия о том, как на самом деле обстоят дела. «Я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете», - говорит Павел Петрович, который настаивал на том, что русский народ «патриархальный» и «не может жить без веры». Базаров же, в свою очередь, считал, что «свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Таким образом, выходит, что один приукрашивает, а другой - очерняет, и на этом контрасте Тургенев стремится показать фарс и абсурд ситуации.

Базаров слишком пессимистично смотрит на нынешнее состояние народа: он говорит о суевериях, о неразвитости, о непросвещенности народа. Он высокопарно заявляет: «Мой дед землю пахал», стремясь таким образом показать близость к народу, доказать Павлу Петровичу, что он лучше понимает крестьян и их нужды. Но на самом деле эта фраза - преувеличение, так как отец Базарова был бедным, но все же помещиком, и «был прежде полковым доктором». Тургенев пишет, что, несмотря на то что Базаров был разночинцем и считал себя близким к народу, он «и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового».

Отношение к народу Павла Петровича тоже описывается в романе довольно иронично. Он идеализировал народ, считал, что любит и знает его, но в то же время, говоря с мужиком, он «морщится и нюхает одеколон». В конце романа Тургенев пишет, что Павел Петрович уехал жить в Германию, «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

Заканчивается история отношений этих непримиримых спорщиков дуэлью. Это происходит после того, как Павел Петрович видит, что Базаров в беседке целует Фенечку.

Тургенев очень внимательно подошел к описанию сцены дуэли, которая подается в романе вроде бы как от лица автора, но по всему понятно, что показан этот эпизод глазами Базарова. Перед дуэлью происходит словесная дуэль, где есть одна многозначная символичная деталь: в ответ на французское словосочетание Павла Петровича Базаров вставляет в свою речь выражение на латыни. Таким образом Тургенев подчеркивает, что его герои и правда говорят на разных языках. Латынь - это язык науки, разума, логики, прогресса, но это мертвый язык. Французский, в свою очередь, язык русской аристократии XVIII-XIX веков, он подразумевает огромный культурный пласт. Две культуры стоят на исторической арене, но вдвоем им нет места на ней - и между ними происходит дуэль.

Весь пафос авторской позиции с сожалением констатирует, что лучшие люди России не понимают, не слышат друг друга. Их беда в том, что никто не хочет пойти на уступки. Тургенев скорбит о том, что они говорят на разных языках, не могут договориться и понять друг друга.

Тайный психологизм романа заключается в том, что повествование ведется от лица автора, но все равно кажется, что авторская позиция близка позиции Базарова. Из-за того что описание дуэли дано как бы от лица Базарова, она имеет приземленный характер. Базарову не близка эта дворянская традиция, он человек другой культуры, медик, и для него это вдвойне противоестественно.

Дуэль производит в Павле Петровиче некий переворот. Он теперь по- другому смотрит на гражданский брак Николая Петровича и Фенечки - благословляет брата на брак с ней.

У Тургенева мастерски соединяются комическое и серьезное. Особенно хорошо это проявляется в описании дуэли, а точнее коменданта Петра, который то зеленел, то бледнел, а после выстрела вообще куда-то спрятался. Раненый Павел Петрович, видя появившегося Петра, говорит: «Экая глупая физиономия!», что тоже, безусловно, элемент комического.

В XXIV главе Тургенев позволяет себе прямое авторское слово: «Да он и был мертвец», - по отношению к Павлу Петровичу. Понимать это следует как констатацию того, что уже произошла «смена»: понятно, что эпоха Павла Петровича заканчивается. Но автор прибегнул к прямому выражению собственных взглядов лишь однажды, а обычно Тургенев пользовался скрытыми или косвенными способами показать свое отношение, что, несомненно, является одним из типов тургеневского психологизма.

Работая над романом «Отцы и дети», Тургенев стремится к тому, чтобы быть объективным, поэтому он неоднозначен по отношению к своим героям. С одной стороны, Тургенев показывает несостоятельность дворянства, а с другой - говорит про Базарова, что не может точно ответить на вопрос, почему он его убил. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего.», - писал Тургенев в письме к К. К. Случевскому.

Проблемы в романе Отцы и дети

4.4 (87.5%) 16 votes

Здесь искали:

  • отцы и дети проблемы
  • проблемы в романе отцы и дети
  • проблема отцов и детей в романе отцы и дети

­Честь и бесчестие

Главный герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров - человек, пропагандирующий «новые» социальные устои и отрицающий все старое. Автор для более корректного описания своего героя придумал новое устойчивое выражение - нигилизм. Это понятие вошло в русскую литературу сразу с появлением романа, то есть во второй половине 19-го века. Став крылатым, оно обозначало новое течение, отрицающее все сложившиеся в обществе ранее устои и традиции. Именно таким и был Базаров бескомпромиссным, прямолинейным и не признающим былого дворянства.

Этот закоренелый либерал и нигилист учился на медика, а в свободное от учебы время пропагандировал «новые» взгляды и идеи. Он был ярым противником консерватизма и при каждом удобном случае подчеркивал приоритет полезного над прекрасным. Не лишним будет отметить, что любовь для него как чувство не представляла никакой ценности. Многое изменилось в его взглядах при встрече с Одинцовой Анной Сергеевной , которая устав от одиночества, готова была открыться ему навстречу. Однако Базаров, не желая обременять себя всяческими привязанностями, отказался от этой возможности.

Сам автор неоднозначно отнесся к своему герою. С одной стороны, он показал, что в глубине души Базаров добрый и благой человек. С другой стороны, в силу своего противоречивого характера, самонадеянности и излишней самоуверенности, он теряет все, что ему дорого, кроме любви родителей. Наряду с проблемой столкновения двух поколений, Тургенев поднял вопрос и о чести. Наиболее остро это заметно в сцене его мимолетных объятий с Фенечкой и последующей дуэли с Павлом Петровичем . Последний итак недолюбливал Базарова, а после такого вызова решил действовать бескомпромиссно.

В этой дуэли мы видим победу Базарова, но победа ли это? На самом деле, Кирсанов-старший - человек с блестящей карьерой за плечами и большим опытом. Да, он пережил душевное разочарование, испытав безответную любовь к светской даме княгине Р., но от этого он не стал хуже, а просто извлек ценный урок. Базаров, в отличие от него, даже на непродолжительные отношения с противоположным полом не был способен. Он боялся любых привязанностей и проявлений любви. По этой причине герой умирает в конце произведения одинокий и практически всеми покинутый.

Несомненно, он осознал свои ошибки. Он стал еще больше ценить и любить своих родителей, по-другому взглянул на Одинцову и Кирсановых, но было уже поздно. Свои истинные чувства он раскрыл в прощальном письме к Одинцовой. Тогда только стало понятно, что он был не таким уж плохим человеком, просто чересчур принципиальным и замкнутым. В своем произведении автор показал, что все люди способны совершать ошибки, но не все умеют их вовремя признавать.