Сочинение Тургенев И.С. Поколение «отцов» в романе Тургенева «Отцы и дети

Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.

Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.

С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах...” - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”. Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он - нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Аркаши… Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе?”

Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело… - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения… ну, равновесие и нарушено”.

У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.

Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость.

Павел Петрович - аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:

“… Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной...”

Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел Петрович дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.

В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к “старичкам Кирсановым”. Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая Петровича - “отставным человеком”.

Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.

Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?

Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.

Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

В конце романа автор сообщает, что «Аркадий сделался рьяным хозяином и «ферма» приносит уже довольно значительный доход». А Николай Петрович работает с мужиками, пытаясь «вразумлять» их к жизни по правилам. Однако все эти попытки, о которых сам автор повествует неуверенно, вряд ли решат назревшие проблемы, тем более что не все помещики согласны были на перемены. Поэтому гораздо решительнее Тургенев обличает ложность идей, фальшивость патриотизма в образе Павла Петровича Кирсанова, который также живёт в мире «отцов», но его мир непонятен и чужд даже близким людям, брату и племяннику. Павел Петрович живёт «на английский манер» не только за границей, но и в родном российском поместье. Он читает не русские, а зарубежные газеты, одевается и держится, как английский аристократ, делами имения не занимается вовсе, а при разговоре с крестьянами ему необходим надушенный платок для защиты изнеженного обоняния от дурных запахов. Но в спорах с Базаровым он рассуждает о роли русского либерализма, о логике истории, об общественном благе. Этот интеллигентный дворянин изображается автором иногда в нелепых или в комических ситуациях. Например, его дуэль с Базаровым, рыцарский поединок, состоялся в защиту крестьянки Фенечки, которая не являлась «дамой сердца» Павла Петровича. И, несмотря на высокопарные заявления этого истинного аристократа о «принсипах», о чести и достоинстве дворянства, Тургенев методично развенчивает его ореол.

В одиннадцатой главе романа автор рисует грустную картину: Николай Петрович, любуясь вечерним пейзажем, вспоминает прошлое и понимает вдруг, что дорогой ему, «волшебный мир», исчез навсегда. «У него… навёртывались слёзы», а когда он попытался объяснить подошедшему брату своё душевное состояние, тот не понял его. Павел Петрович «не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа»; он не испытывал никакой ностальгии по исчезающей прелести «дворянских гнёзд». В конце романа автор сообщает, что Павел Петрович снова покидает родину, о судьбе которой с таким пафосом спорил с Базаровым; он забывает «всякую суету», доказывая всем образом своей жизни, как не нужна ему общественно-политическая борьба, как далеки его мысли и дела от реформ в России. Его почти не волнует (за исключением той грусти, которую он скрывает) собственное будущее, тем более – будущее страны, покинутой им навсегда.

К лагерю «отцов» следует, видимо, причислить и родителей Евгения Базарова, к которым сын относится без особого почтения и уважения. Он снисходительно (если не презрительно) отзывается о жизни и деятельности своего отца, отставного штаб-лекаря, служившего у генерала Кирсанова, деда Аркадия. Василий Иванович очень добросовестно относился к службе, он продолжает и после отставки лечить людей. А его сын считает занятия отца бессмысленными и ничтожными, уравнивая его с теми людьми, которых, по мнению нигилиста Базарова, не за что уважать: «…мои родители… не беспокоятся о собственном ничтожестве…». Так же резко Базаров судит и о людях, которых не знает. Например, о генерале Кирсанове он говорит так: «…дубина была порядочная».

Грустно слышать отцам от детей нелестную оценку своей деятельности, уклада жизни и привычного, дорогого им мира. И отношение автора к изображаемым событиям, к героям неоднозначное: И.С.Тургенев понимает, что дворянство не способно играть роль передового класса, но он сочувствует старшему поколению, как сочувствует и представителям либерально-демократических партий, сдающих свои позиции в общественно-политическом движении.

На вопрос Мир отцов в романе Тургенева "Отцы и дети" заданный автором Европеоидный лучший ответ это Основной конфликт романа заключается в столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.
Представителем молодого поколения в романе явл-ся разночинец Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в споре явл-ся бр. Кирсановы, к/ые, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... ” - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в 200 душ, к/ое он наз-ет “фермой”.Помещик из него получился плохой, несмотря на то, что он ведет хоз-во на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он - любящий отец, и искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе? ”
Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело.. - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения.. . ну, равновесие и нарушено”.
У Николая П. , в отличие от его брата Павла П. , мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.
Павел П. явл-ся во многом пр/положностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла П. любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие кач-ва, как высокомерие, наглость, насмешливость.
Павел П. - аристократ до мозга костей. Всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:
“...Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет 45; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной... ”
Павел П. стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел П. дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.
В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, к/ый с иронией относится к “старичкам Кирсановым”.Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая П. - “отставным человеком”.
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?
Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.

В своем романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.

В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир "отцов" и "детей". Единственным представителем поколения "детей" является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.

Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без "принсипов" и авторитетов. "Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя", - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он "сидит сложа руки", а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что "его песенка спета", он убежден в том, что "дети" не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых "этим" и "это" говорит "эфтим" и "эфто". Его речь изобилует выражениями типа "считаю своим долгом", "не соблаговолите ли вы..." и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем "отцов". Он либерал и гордится этим. "Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями..." Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: "пруды с худыми плотинами", деревеньки с "до половины разметанными крышами", мужички, "обтерханные, на плохих клячонках"... Подслушав слова Базарова о том, что "его песенка спета", Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.

Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал "сливки" дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...