Чувства рассказчика в произведении матренин двор таблица. Образ и характеристика рассказчика игнатича в рассказе матренин двор солженицына сочинение. Сочинения по отрывку из рассказа

А. И. Солженицын - свидетель многих трагиче­ских событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего. Стремясь изобразить характерные черты эпохи то­талитаризма и ее влияние на судьбу рядового челове­ка, Солженицын создает очень интересный образ рас­сказчика в рассказе «Матренин двор». Автор не опи­сывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горькомопыте узнал, что такое ла­герь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей за­держке «годков на десять», на нем лагерная телогрей­ка, у него привычка питаться два раза в сутки, «как на фронте», он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и «даже электриком на порядочное строительство» его бы не взяли. У Матрены он оказывается не случайно. Рассказ­чик стремится «затесаться и затеряться в самой нут­ряной России», он истерзан судьбой, ищет гармонии и покоя, душевного равновесия. Он стремится удалить­ся подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государст­во, исковеркавшее его судьбу. Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад ха­рактера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, «что много лет провел в тюрь­ме». Их роднит трагичность судеб, отношение к жиз­ни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык «не в еде находить смысл по­вседневного существования». Он так же, как и она, одинок. «Я возвращался наугад - просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал »,- говорит он о себе. Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матре­ны она полна просторечными и устаревшими слова­ми, многие из которых придуманы ею самой, диа­лектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое. Саму героиню мы видим такой, какой представля­ет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, зна­чит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью опи­сывает поведение Матрениной родни на похоронах ге­роини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лице­мерие, ложь и осуждает их. В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Мат­рены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоин­ству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы по­нимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба - типичная судьба человека того времени.

Для нее не свойственно стремление к приукрашиванию. Ведь богатство, вещи портят прежде всего душу. Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Богу, но для этого совсем не обязательно молится. «Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Любовь и забота о ближнем, ее «доброе расположение духа» – все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны. Образ рассказчика автобиографичен. Лагерное прошлое выступает во всех его действиях. Он по профессии учитель так же, как и автор. Он любит покой и уединение, не допускает, что бы другие люди вмешивались в его жизнь. Он довольствуется малым. Материнскую заботу, сосредоточенную в образе героини, рассказчик особенно ценит. Героине удалось воспитать Киру. Это чуть ли не единственный человек, который искренно рыдает над ее гробом. Все остальные близкие ей люди никогда не понимали ее. Они использовали ее, надсмехались над ней, Грубо обращались с ней. Одним словом, они вели себя не праведно. На их фоне особенно выделялась праведность Матрены. Врач, приехавший к ней, причинил больше боли и неудобства, чем помог. Посещения Матреной больницы приносили ей больше хлопот, чем дали какой то положительный результат. Они только ее измучили и подорвали здоровье.

Автор подробно описывает избу Матрены. «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы». Именно мыши и тараканы, бегающие под обоями, создают особую атмосферу жизни в избе. Образ избы является одним из главных образов рассказа. Он тесно связан с образом героини. Можно провести параллели между двумя образами Матреной и избой. Уже в названии они слиты воедино. На протяжении всего рассказа автор показывает жизнь этих двух образов. Избу героини и вещи, находящиеся в ней, нельзя назвать предметами. Все они живые. Изба наполнена особенными воздухом, светом и атмосферой. Матрену, несмотря на всю ее энергичность, постепенно разил «черный недуг», о котором ничего не могли сказать доктора.

При описании рассказчик старается попасть в «нутряную Россию». Автор использует настоящие русские слова, которые давно уже не употребляются. При описании избы он употребляет забытые слова, как «мосты», «горница». Исследователи отмечают, что примерно 40% лексики, используемой автором, заимствованы из словаря Даля. Особая ценность этого произведения заключается в глубоком и красочном изображении русского характера.

Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. «Матренин двор» определяет пространство для совершения действия рассказа. После долгих поисков герой находит двор, в котором он хочет поселиться. Но это не означает, что действие рассказа будет разворачиваться во дворе Матрены.

Как болезнь Матрены медленно поражала ее, так и червоточина разрушала избу изнутри. Эти два существа, дом и Матрена, погибают от старости, а возможно и от порчи. На горницу «легло проклятье с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В самом начале рассказа автор показывает целостность образа избы, а потом его постепенное разрушение. Жизнь героини неотрывно связана с «жизнью» избы. Если она умрет, то «погибнет» изба. Если разрушат избу, то погибнет Матрена. Именно поэтому она долго не соглашается ломать избу, а когда наконец решается, то на нее наваливаются все новые и новые беды, предвещая неминуемую катастрофу. Колченогая матренина кошка убегает из дома перед предстоящей катастрофой. Матрене «жутко было начать ломать ту крышу, под которой она прожила пять лет… для Матрены было это – конец ее жизни всей». Образ молодой героини у автора ассоциируется с образом только что срубленной избы. «Этот старый серый изгнивающий дом вдруг сквозь блекло- зеленую шкуру обоев, под которыми бегали мыши, проступил молодым, еще не потемневшими тогда, струганными бревнами и веселым смолистым запахом». Матрена совершенно не похожа на односельчан. Ее жизненная позиция не совпадает с позицией рядом живущих людей. В эпоху коллективизации ей удалось сохранить настоящую русскую душу. Здесь проявляется конфликт между Матреной и селом. Она была отзывчивая, всем всегда и во всем помогала. «Не выбивалась, чтобы купить вещи. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев».

В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку. Обретя свободу, стремится уехать в провинциальную глушь, где было бы не обидно жить и умереть. Он мечтает о месте, не изуродованном цивилизацией, ища покоя и тишины.

В этих поисках он устраивается на работу учителем математики в поселке Торфопродукт. Узнав название поселка, вспоминает Тургенева, который воспел великий и могучий русский язык, помогающий вынести все то, что творилось на родине. Но как ему нравится мурлычущий говор Матрены, к которой он устраивается постояльцем в соседней деревне Тальново. Его устраивает незатейливый уклад жизни его хозяйки.

Он неприхотлив в быту, привык питаться как на фронте дважды в день скудной пищей, приготовленною в печи из «картови необлупленной» или «картонного» супа. Спит на мешке, набитом соломой, укрывшись делившей его тяготы телогрейкой. Делит свое жилище с другими обитателями избы: мышами и тараканами. Их шуршание по ночам за обоями напоминает ему таинственный шум океанского прибоя. После пережитого Игнатич ценит другое: уединение и ненавязчивое присутствие Матрены, простую заботу, ее интересные, порой даже изумляющие своей трагичностью или житейской несправедливостью, рассказы, в которых он чувствует суть настоящего, народного, почти былинного. И радуется отсутствию горлопанящего о народных достижениях радио. Ему не приятно вторжение чужих в его жизнь. Оттого пугает ночной визит людей в шинелях. Игнатич понимает, что это сулит беду.

Общаясь с Матреной, не перестает удивляться ее терпению, схожему с христианским смирением, способности не таить зла, умению радоваться. Тем более, что самую большую радость ей приносила работа. Он понимает, что она удивительный человек, хотя деревенские считали ее дурочкой: хозяйством не обзаводится, денег за работу не берет. Но только после трагической гибели Матрены к нему приходит осознание праведности ее жизни, потому что грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки, которая хоть мышей давила. И винит себя за то, что укорит Матрену за свою испачканную телогрейку.

То, о чем повествует Игнатич, созвучно с творчеством многих писателей. Само имя Матрена, ее загубленная жизнь, трудолюбие, бескорыстие напоминают судьбу некрасовских героинь. Особенно красноречивы эпизоды с конем и ее поведением на пожаре.

Наблюдательность рассказчика подсказывает, что у него есть и другое предназначение, хотя по сюжету он просто учитель. Он исследователь «нутряной» России. А ночные бдения и занятия, которым старалась не мешать Матрена, подсказывают, что он еще и писатель. Это затворничество напоминает пушкинские образы: покой, уединение, ветхую избушку и старушку.

Сочинение на тему Рассказчик Игнатич

Игнатич, в произведении Солженицына «Матренин двор», является автобиографичным персонажем. Историю его жизни можно уловить из различных кусочков текста. Он постоялец Матрены, являющейся главной героиней рассказа. Мужчина одинок, и хоть в произведении не указан возраст, по его собственным цитатам можно понять, что у него была довольно насыщенная жизнь.

У главной героини он оказывается потому, что хотел затеряться на своей родине, спрятавшись от всех в какой-нибудь глуши. Когда-то, пусть указано это было лишь намеками, герой служил на фронте. От тех времен в нем остались привычка есть дважды в день и опаска людей в форме, приходящих в позднее время. На десять лет герой был сослан в солнечный, пустынный и жаркий Казахстан. После фронта мужчина долгое время сидел в тюрьме. Однако, причину рассказчик так и не назвал.

Рассказчика Игнатича, Матрена зовет его Игнатьичем, вполне устраивает быт и условия жизни главной героини. При поиске достаточно тихого места он прибыл в Торфопродукт, где милая дама подсказала ему путь к тихой деревушке под названием Тальново. Именно там Игнатич и решил обосноваться.

Он был преподавателем математики, а потому получал достаточно, чтобы снять хорошее жильё, однако сделать это было не так-то просто. Наконец, он поселился на окраине в доме милой и тихой старушки. Матрена не мешала своему квартиранту по вечерам и не донимала вопросами. Это нравилось мужчине, и привело к тому, что главные герои хорошо сдружились. Матрена стала для рассказчика родным человеком и когда ее не стало, он переживал это довольно остро.

Игнатичу пришлось переехать к ее золовке. Но он не переставал вспоминать Матрену. Как пытался сделать ее фото, а она менялась в лице. Только после того, как старушки не стало рассказчик понял, насколько она была важна для села.

Этот мужчина – человек спокойный, совестливый и чистосердечный. Игнатич не любит лгать и ответственно относится к своей работе. Любящий тишину, он сам обронил фразу о том, что хотел бы жить в деревне подальше от железной дороги, и постоянно слушать эту тишину и покой.

Вариант 3

Чтобы изобразить влияние тоталитаризма на обычного человека, писатель написал рассказ «Матренин двор». Главным героем творения является рассказчик Игнатич. Автор не дает полного описания рассказчику. Обратив внимания на детали в рассказе, можно догадаться, что рассказчик вынес многое. Он участвовал в войне, на себе испытал пытки и жизнь в лагере. Игнатич питался всего 2 раза в день, даже после окончания войны. Он не мог терпеть ночные посещения людей в военной одежде. Рассказчик принял решение спрятаться в России и случайно попал в дом к Матрене. Игнатич искал душевную гармонию и покой. Он хотел полностью отдалиться от общества, которое исковеркало его судьбу. Он стал избегать железной дороги, отказывался слушать радио и читать новости, связанные с правительством.

У Матрены рассказчик находит то, что искал долгие годы. Он приобрел людей, родственных по душе. Герой приобрел успокоение и рассказал Матрене о жизни, проведенной в тюрьме. Их роднили трагическая судьба и нравственные отношения. Как и Матрена, Игнатич воспринимал пищу как средство существования. Он постоянно испытывал чувство одиночества как героиня.

Также рассказчик нашел общее сходство в манерах разговора и речи. Речь женщины была наполнена старыми народными словами и диалектной лексикой. Матрена была простой русской крестьянкой. Рассказчик употреблял народные слова с использованием просторечия и диалекта.

Герой дает полное описание Матрене. Игнатич мог заметить великодушие, добросердечие, усердие и душевное благородство людей. Такими чертами характера обладал и сам рассказчик. Герой описал родных и их поведение на похоронах Матрены. Он ощущает их корысть, лицемерие и ложь. В конце рассказа Игнатич испытывает странное чувство вины за то, что не смог постигнуть духовный мир Матрены. Чувство вины он начал испытывать только после ее кончины. И не смог оценить героиню по достоинству. Наблюдая за героем, читатели могут понять всю суть общенародного нрава, присущего Игнатичу. Его жизнь никак не отличается от судьбы человека 20 столетия.

Несколько интересных сочинений

Вариант 1

1. Рассказ «Матрёнин двор»:

Б) основан на художественном вымысле;

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

2. Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

3. Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

событиям.

4. Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности деревенского житья.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 2

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет:

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (), называется:

3. О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».

5. Чем судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А. Солженицына?

5. Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 3

1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

3. Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни ?

4. Кем хотел работать рассказчик в деревне?

5. Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 4

А) ходила за святой водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

3. Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна ?

4. Золовка, после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?

5. Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

А) « Случай на станции Кречетовка»

Б) «Пожар»

В) «Не стоит село без праведников»

Г) «привычное дело»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 5

А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

3. Чем кормила Матрёна своего жильца ?

4. Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то….»

а) «Село Торфопродукт»

б) «Не стоит село без праведника»

в) «Беспритульная Матрена»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 6

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне,

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

3. Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку ?

4. Кто такая Кира?

5. В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит ?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 7

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

2. Какими словами начинается рассказ «Матрёнин двор»?

3. Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и?

4. Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?

5. Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 8

1. Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?

3. Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

4. Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?

5. Назовите полное имя Матрёны.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 9

1. Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире ?

2. О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

3. Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне ?

4. Какую погоду называла Матрёна дуЕль?

5. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 10

1. О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил?

2. Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

3. Продолжи : «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….»

4.

5. Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 11

1. В чём заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор - символ особого устройства жиз­ни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне

2. Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены ?

3. Какова особенность системы образов рассказа?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

4. Напишите, какой была судьба Матрены.

5. Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни ?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 12

1. Почему у Матрены не было детей?

2. О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?

3. Что завещала Матрена ?

4. Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности

а) в художественных деталях

б) в портрете

в) характер описания события, положенного в основу рассказа

д) внутренние монологи героини

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 13

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек

3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой

5. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 14

1. Каково первоначальное название рассказа?

1) «Жизнь не по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть Матрёны»

2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой» , «к ужоткому», «горница» называются:

1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село - город - вся земля наша ), называется:

1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление

Ответы:

Вариант 1

1 – а

3 – в

4 – а

5 – б

Вариант 2

2- градация

3 - О русской печке.

Вариант 3

3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

4. учителем

Вариант 4

3. Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

4. Праведниками

Вариант 5

1. в

2. 2.

3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

4. Поезда.

5. б

Вариант 6

3. Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

4. Воспитанница

5. Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали ещё и. Никто не задумывается даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу ». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника » и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – вся Россия.

Вариант 7

1. В

2. «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

3. Именно он дал ему такое название.

4. Не стоит село без праведника».

5. Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Вариант 8

1. Козе.

2. Об электричестве.

3. Работа.

4. Пропал котелок со святой водой.

5. Григорьева Матрёна Васильевна.

Вариант 9

1. Горницу.

2. г) 1956 год

2. Романсы Глинки.

3. Метель.

4. «В ладах с совестью своей».

Вариант 10

1. «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

2. в)

3. «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

4. В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

5. д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

Вариант 11

1. в

2. нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу »

Вариант 12

1. Умирали

2. спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

3. Истинный смысл жизни, скромной

4. В

Стремясь изобразить характерные черты эпохи тоталитаризма и ее влияние на судьбу рядового человека, создает очень интересный образ рассказчика в рассказе” . Автор не описывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое лагерь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей задержке” годков на десять, на нем лагерная телогрейка, у него привычка питаться два раза в сутки,” как на фронте, он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и” даже электриком на порядочное строительствоего бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказчик стремится” затесаться и затеряться в самой нутряной России, он истерзан судьбой, ищет гармонии ипокоя, душевного равновесия. Он стремится удалиться подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государство, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад характера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине,” что много лет провел в тюрьме. Их роднит трагичность судеб, отношение к жизни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык” не в еде находить смысл повседневного существования. Он так же, как и она, одинок.” Я возвращался наугад – просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал,- говорит он о себе.

Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матрены она полна просторечными и устаревшими словами, многие из которых придуманы ею самой, диалектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представляет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, значит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью описывает поведение Матрениной родни на похоронах героини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лицемерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Матрены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоинству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы понимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба – типичная судьба человека того времени.

Солженицын, Сочинение