Исторический музей на красной площади официальный история. Исторический музей на красной площади

Огромное здание красного кирпича, замыкающее Красную площадь, делает ее действительно «красной». Две вытянутые башни гармонируют с Кремлем и ГУМом, а обилие кокошников, наличников, ширинок, шатриков придают постройке облик терема. Между тем оно вовсе не такое древнее, как кажется.

В северной части Красной площади еще с XVI в. располагался Земский приказ, для которого в 1699 г. было построено каменное двухэтажное здание с башней и наличниками в стиле нарышкинское барокко. Позднее часть помещений перешла в ведение Главной аптеки, а в 1755 г. здесь состоялось открытие Московского университета, который переехал в здание на Моховой лишь в 1793 г. Затем в старом здании Земского приказа находились конторы городского управления. Московская дума в 1874 г. выделила этот участок для постройки Исторического музея - такая идея была выдвинута в 1872 г. во время Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I. Ее историческая экспозиция, посвященная Крымской войне, стала ядром, вокруг которого начала формироваться музейная коллекция.

Первоначально существовали планы сохранения здания Земского приказа во дворе Исторического музея, но, увы, они не были реализованы, и в 1875 г. оно было снесено. На его месте началось строительство большого музейного здания по проекту В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Его облик был выполнен в псевдорусской стилистике, что отвечало идее Исторического музея как отражающего прошлое России. Фасады изобилуют мелкими элементами декора, две главных башни увенчаны двуглавыми орлами, а малые боковые шатры - фигурами львов и единорогов. До конца проект не был реализован: идея облицевать здание полихромными изразцами оказалась дорогостоящей. «Псевдорусские» и интерьеры, но каждый из залов имел свои особенности, соответствуя своей экспозиции. К оформлению залов были привлечены , Г.И. Семирадский, И.К. Айвазовский.

27 мая 1883 г. состоялось торжественного открытие «Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича». Его многолетним главой и автором первой экспозиции стал выдающийся историк, москвовед . Коллекцию формировала вся страна: члены императорской фамилии, дворяне и купцы, церкви и монастыри. Музей стал признанным научным центром. В советскую эпоху его фонды существенно возросли за счет национализированных частных коллекций и ценностей закрытых храмов. Существовали планы сноса здания для открытия широкого проспекта с севера Красной площади и прохода для демонстраций, но планы остались на бумаге. Интерьеры музея были изменены, часть оказалась уничтожена, но внешне здание лишилось только флюгеров - они были восстановлены в 1990-х гг. во время масштабной реставрации музея. Сегодня он снова открыт и имеет статус крупнейшего музея России. У него существуют филиалы: Покровский собор на Красной площади, палаты бояр Романовых на Варварке, Музей Отечественной войны 1812 г. в бывшем здании Московской городской думы.

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей является одним из самых крупных музеев Российского государства, сохраняющих национальную историю: памятники археологии, произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, оружие, нумизматику и др.

Собрание музея (а это около 5 млн. экспонатов и более 14 млн. листов документов) отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней.

История музея

Чтобы восстановить историческое величие России после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг., было предложено создать Исторический музей. Кто был инициатором такого предложения?

В 1872 г. в Москве была открыта Политехническая выставка. Она была приурочена к 200-летию рождения Петра I.

Севастопольский отдел выставки, посвящённый героической обороне Севастополя и исследованиям древнего Херсонеса, возглавлял известный русский учёный А.С. Уваров. Именно он и его сотрудники выступили инициаторами создания Исторического музея.

О людях, стоявших у истоков музея

Алексей Сергеевич Уваров (1825-1885)

И. Куликов «Портрет археолога А.С. Уварова» (1916)

Граф Алексе́й Серге́евич Ува́ров – русский археолог, член-корреспондент и почётный член Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества и Исторического музея в Москве.

Происходит из дворянского рода Уваровых. Его отец, Сергей Семёнович Уваров, был министром народного просвещения.

А.С. Уваров окончил Петербургский университет, а затем продолжил образование в Берлине и Гейдельберге.

Широкую известность как учёному принёс ему труд «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря», изданный в 1848 г. на русском и французском языках.

Участвовал в археологических раскопках на территории России. Руководил Московским археологическим обществом.

9 февраля 1872 г. было получено «высочайшее соизволение» на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича. Эта дата считается днем основания будущего Государственного исторического музея.
А.С. Уваров составил первый музейный Устав. Основной целью будущего музея было «служить наглядной историей главных эпох русского государства». Уваров разработал и научную программу музея, определившую планировку будущей экспозиции. За каждым залом первого и второго этажей закреплялся определенный исторический период.

У истоков музея стоял также крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин.

Ива́н Его́рович Забе́лин (1820-1909)

И.Е. Репин «Портрет И.Е. Забелина» (1877)

И.Е. Забелин – русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания Исторического музея.

Закончил Преображенское училище в Москве. Работал архивариусом в Дворцовой конторе, служил в Императорской археологической комиссии младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, около Керчи, где было сделано множество интереснейших находок.

Результаты раскопок он описал в «Древностях Геродотовой Скифии» и в отчётах Археологической комиссии. Университет святого Владимира удостоил его степени доктора русской истории, и в 1879 г. он был избран председателем Московского общества истории и древностей и затем товарищем председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III. Исследования Забелина касаются, главным образом, эпох Киевской Руси и становления Русского государства.

В разработке научной концепции музея принимали участие ведущие историки России: С. Соловьёв, Н. Румянцев, Ф. Буслаев, Д. Иловайский, В. Ключевский.

Название

Первоначально Исторический музей назывался Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича . С мая 1895 г. до ноября 1917 г. официальное название музея звучало так: «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» .

После Октябрьской Революции музей стал называться Государственным Российским Историческим музеем . С февраля 1921 г. по сегодняшний день название музея – Государственный исторический музей.

Строительство здания музея

В 1874 г. под строительство музея была отведена территория на Красной площади между Сенатской и Никольской башнями. Рядом, между Кремлевской стеной и Воскресенскими воротами, находилось владение Московской городской думы, которое сейчас входит в состав музея, как и здание монетного двора.

Здание Московской городской думы.

Один из корпусов монетного двора.

С момента основания музей являлся общественным учреждением, существовавшим на пожертвования и «самостоятельные средства».

Архитектурный образ музея был определён в декабре 1873 г. Но проект, предложенный художником-архитектором В. О. Шервудом и инженером А.А. Семёновым, был принят не сразу, т.к. здание музея должно было быть выдержано в формах русской архитектуры XVI в., чтобы его облик органично соответствовал сложившемуся архитектурному ансамблю Красной площади

Для оформления фасадов архитектор и инженер использовали мотивы декоративного убранства Покровского собора на Красной площади, церквей Вознесения и Иоанна Предтечи в Коломенском и Дьякове, Троицы в Останкине, Рождества Богородицы в Путинках, деревянного дворца в Коломенском, вологодских и ярославских храмов. Этот проект под девизом «Отечество» был рекомендован к строительству. С особым вниманием Шервуд отнесся к фасаду, обращённому на Красную площадь. Здание музея «уравновесило» Покровский собор (Храм Василия Блаженного), не умалив его композиционной роли.

Покровский собор (Храм Василия Блаженного)

Строительство здания музея продолжалось в течение 1875-1879 гг. В 1879 г. строительство на 3 года приостановилось из-за нехватки средств и возобновилось только 1881 г., когда Москва стала готовиться к коронации Александра III. Музей был передан в ведение Министерства финансов и приобрел статус правительственного учреждения. Директором музея был назначен А.С. Уваров, а после смерти Уварова в 1884 г. его сменил И.Е Забелин.

В 1878 г. место Шервуда занял архитектор А. П. Попов. Он фактически завершил строительство музея, разработал инженерный проект башен здания и проекты художественного оформления всех 11 экспозиционных залов, опираясь на замысел А. С. Уварова.

На шатрах и кровлях музея были установлены геральдические скульптуры и прапоры с поворотными механизмами, что позволяло им выдерживать ветровые нагрузки. Шатры четырех высоких башен венчали двуглавые орлы, рисунок которых был заимствован с герба царя Алексея Михайловича и с башен Кремля.

Навершие башен.

Интерьеры музея

Полы первого этажа были украшены мозаиками, пол Парадных сеней и ступени лестниц выполнены из каррарского мрамора.

Интерьеры музея

Известные русские художники оформляли залы музея: В.М. Васнецов написал фриз «Каменный век», Г.И. Семирадский выполнил два живописных полотна «Похороны руса в Булгаре» и «Ночные жертвоприношения», панорама Керченского пролива была создана И.К. Айвазовским. Позднее в отделке залов приняли участие В.А. Серов, С.А. Коровин, И.Е. Репин. Архитектором Н.В. Никитиным были оформлены Новгородский и Владимирский залы (№ 9, 10). Архитектор П.С. Бойцов спроектировал оформление Суздальского, Ростовского и Московского залов. Мастера из Палеха к 1903 г. окончили оформление залов эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова и Смутного времени. Залы Западной Руси и Литвы, Ивана III и Василия III и залы 2 этажа до революции оформить не удалось. Эти залы иногда использовались художниками как мастерские – здесь работали В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов.
А.С. Уваров находил и приобретал подходящие коллекции для нового музея, а также передал часть собственных: археологические древности, слепки и копии декоративных элементов киевских и новгородских храмов, большое собрание рисунков и фотографий.

Интерьеры Суздальского зала музея оформлены в 1890-х годах по проекту архитектора П. С. Бойцова. Оборудование и отделка читального зала музея произведены в 1911-1912 гг. по проекту архитектора И.Е. Бондаренко.

Зал музея

27 мая 1883 г., завершая коронационные торжества, музей посетила императорская семья – Александр III и его супруга Мария Федоровна. Царь выразил желание, чтобы устройство музея было продолжено.
2 июня 1883 г. Императорский Российский исторический музей был открыт для широкой публики.

Коллекции музея

Крупные дары поступали в музей и от других знатных семейств: Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Олсуфьевых, Щербатовых.

Коллекции музея собраны в соответствующих 18 отделах: отдел драгоценных металлов, отдел древнерусской живописи, отдел керамики и стекла, отдел металла, отдел книжного фонда, отдел нумизматики, отдел оружия и др.

Давайте зайдём в некоторые отделы.

Отдел древнерусской живописи

Коллекция икон музея начала складываться в 1880-1890-е годы. В разное время музею подарили иконы крупные антиквары-коллекционеры С.Т. Большаков, И.Л. и Д.И. Силины, А.П. Бахрушин, также сюда вошли коллекции российских древностей П.И. Щукина и А.С. Уварова, в которых большое место занимали иконы, и многих других коллекционеров. К концу XIX в. в Историческом музее было собрано около 1200 икон . В то время это была одна из крупнейших государственных музейных коллекций русской иконописи.

Икона «Троица Ветхозаветная» (начало XVI в., Москва). Дерево, левкас, темпера. 141х111 см. Поступила в 1941 г. из музея «Александровская слобода». Зал №14.

Отдел оружия

В этом отделе хранится более 16000 экспонатов. Его коллекция сформировалась в основном благодаря дарам частных коллекционеров: П.И. Щукина, А.А. Катуар де Бионкура, В.А. Барятинского, В.С. Турнера. Редкие экземпляры оружия поступили в ГИМ из Военно-исторического музея. «Жемчужина» музея – палаш М.В. Скопина-Шуйского, получившего его в награду в 1610 г. после победы над самозванцем Лжедмитрием II. Это один из самых ранних сохранившихся русских палашей.

Экспонат музея

Шедевром коллекции отдела является сабля графа А.И. Чернышева. К музейным раритетам относятся сабля императора Наполеона, морской палаш короля Швеции Карла Юхана XIV, жезл маршала Л.Н. Даву и дуэльный набор генерала Виктора Леопольда Бертье.

Здесь представлены образцы оружия с различными механизмами воспламенения заряда: фитильные, колесные, кремневые, капсюльные, оружие под унитарные патроны – шпилечные и с капсюлем центрального воспламенения.

Экспонат музея

Много оружейных памятников с оригинальными конструкторскими решениями, позволяющими проследить развитие инженерной мысли в оружейном деле на протяжении нескольких веков. В собрании представлено искусство немецкой, французской оружейной школы, изделия испанских оружейников, дуэльные и целевые пистолеты французских, английских, австрийских, чешских, бельгийских и русских мастеров.

Здесь замечательная коллекция восточного оружия, в том числе турецкого: щиты, сабли, кинжалы, ятаганы, ножи, пистолеты, ружья XVII-XIX вв.

Исторический музей сегодня

Здание Исторического музея

В 2006 г. Исторический музей закончил работу над постоянной экспозицией. На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX в. Начало экспозиции на втором этаже – первобытное общество, затем Древняя Русь, раздробленность, борьба с иноземными захватчиками, объединение России, освоение Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи.

После реконструкции в музее восстановлены исторические интерьеры, разрушенные или испорченные в годы после Октябрьской революции. Музей соответствует всем требованиям наших дней.

В состав Государственного Исторического музея входят также:

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного)
  • Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых)
  • Музей Отечественной войны 1812 г.

Палаты XVI-XVII вв. в Зарядье (Палаты Романовых). В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена – 11 разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв. Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом.

Музей Отечественной войны 1812 г. расположен в двухэтажном павильоне, возведённом специально для этой цели под руководством архитектора П.Ю. Андреева во внутреннем дворе между зданием Московской городской думы и палатами Старого Монетного двора.

Сейчас в Историческом музее 39 залов на двух этажах (втором и третьем).

Фонды музея быстро росли за счет даров от монастырей и библиотек, разнообразных институтов, университетов и издательств. Члены знаменитых дворянских фамилий также выступали меценатами, передавая в дар Историческому музею свои ценнейшие коллекции. Музей по праву гордится библиотекой Голицына, насчитывающей более 9000 томов по истории России, собранием Черткова, в котором находятся более 300 древних рукописей, в частности, знаменитая переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Кроме этого, семья Чертковых передала музею одну из лучших в стране коллекций русских монет. Другие представители дворянства также сделали ценные вклады: Бобринские, Оболенские, Кропоткины, Уваровы, Масальские подарили музею свои коллекции вещей, связанных с российской историей.

Нельзя не упомянуть и о драгоценных вкладах купечества. Бахрушины, Бурылины, Сапожниковы, Постниковы пожертвовали Государственному историческому музею более 300 000 разнообразных экспонатов. Среди них были русские иконы, древние манускрипты, ткани и мебель, а также предметы декоративно-прикладного искусства.

Одним из самых ценных вкладов стала коллекция знаменитого купца, коллекционера и мецената Петра Ивановича Щукина. Он был основателем частного музея «Российских древностей». Со временем коллекция так разрослась, что ей стало тесно даже в специально построенном для нее здании. В 1905 году Щукин передал ее в дар Историческому музею. Он до конца жизни был хранителем собственного музея, который носил название «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III - Музей П.И. Щукина».

Александр Андреевич Катуар де Бионкур, предводитель дворянства Нижнего Новгорода, подарил свою коллекцию охотничьего оружия и пистолетов, купец Вахрамеев - книги и рукописи, представитель знаменитой семьи Дашковых - художественные произведения. Одним словом, люди из самых разных слоев российского общества считали пополнение коллекции музея своим долгом.

Анна Григорьевна Достоевская, вдова писателя, будучи почетным членом Исторического музея с 1906 года, передала в дар архив покойного супруга, книги и фотографии, письма, а также некоторые вещи. В музее была воссоздана комната писателя, названная «Музеем памяти Ф.М. Достоевского».

После революции фонды пополнились за счет расформированных музеев, таких, как Румянцевский музей, Военно-исторический, «Старая Москва», а также из Государственного музейного фонда, в котором скопились предметы частных коллекций. На хранение были переданы собрание рукописей из Московской епархиальной библиотеки, коллекция церковной утвари и тканей из магазина Оловяшниковых.

Пополнялась и экспозиция, посвященная древнейшим временам, от каменного века до русского Средневековья. Советские археологи и палеонтологи, проводившие раскопки на территории страны, передавали найденный материал музею.

После того, как в 1993 году был ликвидирован центральный музей Ленина, его экспозиция также заняла место в Историческом музее.

Государственный исторический музей ведет важную научную и исследовательскую деятельность. Его экспозиция и фонды - бесценный источник для художников, историков, реставраторов, ученых, культурологов, исследователей костюма и мебели.

Здание музея

Большой и представительной экспозиции музея необходимо было особое здание. Для его возведения Московская городская дума выделила в дар городу участок на Красной площади.

Закладка здания произошла в 1875 году.

В результате проведенного конкурса победил проект архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Здание из красного кирпича великолепно вписалось в ансамбль Красной площади, стилистически перекликаясь с ансамблем Московского Кремля и собора Василия Блаженного.

Надо сказать, что еще на стадии проектирования была разработана основная идея экспозиции - это заслуга историков и руководителей музея Уварова и Забелина. Каждый зал проектировался с учетом экспонатов, которые будут в нем располагаться. В отделке внутреннего убранства, росписях и создании декоративных элементов участвовали великие русские художники - Айвазовский и Васнецов, Серов и Коровин.

В 1936 году было принято решение уничтожить залы, посвященные дореволюционному периоду. Росписи были закрашены, лепнина сколота, позолота снята. Более 15 лет, начиная с 1986 года, в музее велась комплексная реставрация, и сейчас его интерьеры воссозданы в изначальном виде.

Государственный Исторический Музей July 30th, 2013

Вы наверное вчера заметили, что меня не было у пульта блога. Несколько постов вышло автоматом. А мне нужно было мотнуться в Москву. Так вот, там оставалось пару часов, забежал в Государственный Исторический Музей. Давно не был. Внутреннее убранство конечно не Эрмитаж, экспозиция конечно большая и мелкая. Надо вдумчиво вчитываться и внимательно рассматривать. А я по большей части тренировался и эксперементировал в съемке плохоосвещеннх помещениях.

Покажу тем кто там ни разу не был хотя бы общую атмосферу музея. Кому интересно подробно про каждую витрину . По ходу дела немного познакомлю вас с историей музея.

Айда со мной пройдемся по музею.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней. Его коллекции, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов, это 1/12 часть Государственного музейного фонда Российской Федерации.

Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года. В январе 1873 г. утверждены «Общие основания музея», в которых сформулирована основная цель – «служить наглядной историей», для чего «будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства». Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден в августе 1874 г.

В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с 1885 г. – И.Е. Забелин. С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения. Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.

С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей, с 1925 г. – Государственный исторический музей.

Здание музея – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. при участии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, а позднее В.А.Серов, С.А.Коровин, И.Е.Репин. Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства.

Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных Сенях – одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым «Родословное древо государей Российских» с портретами великих русских князей и императоров. Стены залов, посвященных Древней Руси, украшают фризы и картины, написанные знаменитыми русскими художниками. История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.

В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку «Реликвии истории Государства Российского».

По полноте и разнообразию многомиллионная коллекция музея не имеет себе равных в стране: экспонаты музею жертвовали государственные и общественные учреждения, монастыри, архивы, библиотеки, академии, институты, университеты, издательства. Московская городская дума в 1887 г. передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, крупные пожертвования поступали от семейств Голицыных, Масальских, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Щербатовых, Уваровых. Особое внимание уделяли музею меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX вв., лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, а кроме того огромный архив ценнейших документов подарил музею П.И. Щукин. Коллекции охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства А.А. Катуар де Бионкур, рукописей и книг – ярославский купец И.А. Вахрамеев, художественных произведений – П.Я. Дашков.

1920–1930-е годы стали временем передачи в исторический музей коллекций из Государственного музейного фонда и расформированных музеев («Старая Москва», Румяцевский музей, Военно-исторический музей и др.). В 1993 г. в связи с ликвидацией Центрального музея В.И. Ленина его коллекции переданы в Исторический музей. Богатейшие собрания хранятся в фондовых отделах: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов, в книжном фонде.

Благодаря коллекциям, дающим не только ценный материал для исследований, но и вдохновение для научного творчества, в музее выросла плеяда известных российских и советских историков, музееведов и культурологов, написаны крупные работы по истории России, выпущены многочисленные описания отдельных коллекций, проведены сотни научных конференций, чтений, симпозиумов. Экспозиции и выставки Исторического музея привлекают сотни тысяч посетителей, они давно стали явлением музейной и культурной жизни страны, стимулом для творчества коллег, для наиболее полного и глубокого представления посетителям нашего общего исторического и культурного наследия.

Государственный исторический музей – один из лучших музеев страны, находится в самом центре столицы на Красной площади.

Уникальная экспозиция отражает все вехи истории России с древних времен и до начала 20-го века, в музейных фондах хранится более 5 000 000 экспонатов. ГИМ является самым крупным музеем России.

Основан музей указом императора Александра Второго 21 февраля 1872 года, а первых посетителей принял 27 мая 1883 года. Здание для Исторического музея на Красной площади было построено по проекту выдающихся архитекторов В.О. Шервуда и А.А. Семенова в псевдорусском стиле с элементами теремной архитектуры, отделку интерьеров выполнили известные художники Айвазовский, Репин, Васнецов, Коровин и другие.

В 1990 году здание Государственного Исторического в составе объектов Красной площади внесено в Список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В годы Советской власти интерьеры многих залов были изменены: забелены росписи, уничтожены детали декоративного оформления. В 1990-х годах была проведена реставрация здания и внутренних помещений и приведение их к первоначальному виду.

Парадные сени с богатой настенной росписью и львами. На потолке – «Родословное древо государей Российских», 68 портретов великих князей, царей и императоров.

Постоянная экспозиция размещена на двух этажах в хронологическом порядке, каждый зал соответствует определенной исторической эпохе. В начале пути расположены экспонаты времен первобытнообщинного строя – каменные орудия труда, подлинные бивни мамонта, скульптурные портреты древних людей.

Найденный на территории Воронежской области огромный 7,5-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба:

Зал Бронзового века. В центре находится сравнительно недавно перевезенный в ГИМ из-под Туапсе дольмен «Колихо» — древнее сооружение из каменных плит.

Бронзовый идол, обнаруженный в Галичском кладе в Костромской области, считается атрибутом шаманского культа. На втором фото — бронзовые женские налобные украшения, найденные около муромской деревни Подболотье.

Переход из зала раннего средневековья Восточной Европы и Азии в зал с экспонатами Древнерусского государства.

Музей помогает вспомнить о драматических событиях русской истории: раздробленности, Монгольском нашествии, войне со шведами и Ледовом побоище, Куликовской битве и Смутном времени.

Витрина с доспехами и оружием русского воина времен Ледового побоища, печатью Александра Невского и шлемом и щитом западноевропейского рыцаря.

На второй фотографии — стальные доспехи и сабля польского Крылатого гусара. Позади доспехов – «крыло» с лебедиными перьями, придававшее всаднику эффектный и грозный вид. Реконструкторов в похожем облачении я видела в прошлом году в Коломенском на .

Зал «Русская культура в 16-17-х» веках.

Икона «Богоматерь Казанская» с золотым и серебряным обрамлением, драгоценными камнями – сапфирами, изумрудами, рубинами, жемчугом, шпинелью и альмадинами.

Особо ценный экспонат – глобус голландской фирмы Блау, приобретенный Петром Первым во время поездки в Западную Европу.

На другом этаже показана политика, экономика и культура Российской империи от Петра Первого до Александра Третьего.

Первый российский Император — отливка, выполненная по маске, снятой скульптором Растрелли в 1719 году.

Камзол Петра Первого.

Залы времен царствования Екатерины Второй и Александра Первого.

В музее регулярно проводятся интересные тематические выставки. Одна из них – «Золото. Металл богов и царь металлов». Здесь представлены роскошные золотые предметы и украшения, монеты и ордена, экспонаты религиозного характера Востока и Запада двух последних тысячелетий из фондов Исторического музея.