Краткие биографии великих художников. Ван Гог, Рублев, Левитан, Рембрандт. Невезучие гении, не дожившие до славы совсем чуть-чуть

Будущий основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха очень плохо учился в школе. Едва ли не единственным предметом, с которым юный Адольф справлялся на отлично, было изобразительное искусство. Он мечтал стать художником, тогда как отец, Алоис Гитлер, хотел, чтобы сын пошел на государственную службу. На этой почве между ними часто возникали бурные ссоры. Адольф с пеной у рта доказывал, что его интересует только искусство.

(Всего 21 фото)

В 1907 году, когда Гитлер-старший уже скончался, Адольф попробовал поступить в Венскую академию художеств. Он был очень высокого мнения о своем таланте и не счел нужным готовиться к вступительным экзаменам. В результате - с треском провалился. Однако, не желая расстраивать смертельно больную мать, юноша сказал ей, что его работы пленили приемную комиссию. Дни напролет лжестудент шатался по улицам Вены, рассматривая городскую архитектуру и делая наброски.

«Цветной домик».

«Городская площадь, вход в магазин».

«Музыкант из старого города Велл».

Через год Адольф вновь решил попытать счастья и на этот раз уже провел некоторую работу по подготовке к экзаменам. Но итог оказался таким же. Члены комиссии едва взглянули на работы начинающего художника. Гитлер стал стремительно опускаться на дно, все чаще он появлялся в ночлежках и кабаках в компании грязных бродяг. Денег от продажи картин едва хватало на жизнь.

«Холмы».

Неизвестно, как сложилась бы жизнь Гитлера, если бы он не встретил некого Рейнгольда Ганиша, с которым они организовали совместный бизнес. Ганиш довольно успешно продавал туристам открытки с пейзажами и видами Вены, нарисованные художником-самоучкой. Они расходились по 20 крон настолько хорошо, что суд признал Гитлера обеспеченным человеком, и пенсия по потере кормильца перешла к его младшей сестре Пауле.

«Замок».

«Венская государственная опера».

«Мельница».

В 1913 году Гитлер перебрался в Мюнхен, где и вовсе превратился в преуспевающего мастера. Его работы стали разнообразнее. Немцы с охотой покупали не только пейзажи, но и мягкие успокаивающие натюрморты.

«Мюнхенский театр».

«Белые орхидеи».

Мюнхенский период закончился, когда юношу в 25-летнем возрасте призвали на фронт Первой мировой войны. Он взял с собой краски и в свободное время занимался живописью. Рисунки, написанные в окопах, резко контрастируют с гораздо более чувственными ранними работами. На акварелях преобладают разрушенные бомбардировками здания и военная техника.

Вернувшись с войны, Гитлер вплотную занялся политикой и писал уже лишь изредка. Порой он развлекался тем, что изображал обнаженных женщин.

В ранние годы творчества будущий диктатор написал несколько автопортретов. Пожалуй, наиболее интересный из них датирован 1910 годом. Гитлер изобразил себя без глаз, носа и ушей, однако характерный зачес волос и инициалы над фигуркой в коричневом костюме позволили искусствоведам атрибутировать картину.

В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит более трех тысяч картин и эскизов, большинство из которых были написаны на фронте. Самая дорогая работа была продана на аукционе за десять с половиной тысяч фунтов стерлингов. Ее приобрел неизвестный россиянин. Четыре полотна фюрера принадлежат армии США и покоятся в секретном подземном хранилище в Центре военной истории. Доступ к этим картинам открыт только для нескольких экспертов, и, по заявлению американцев, полотна никогда не будут представлены общественности.

По мнению многих критиков, живописный талант Гитлера был скромным. Именно этим объясняется небольшое количество портретов. Однако, когда современному искусствоведу предложили рассмотреть некоторые из картин, не сказав при этом, чьи это работы, он оценил их как «довольно неплохие».

Если человек не думает об одних лишь деньгах, его душа открывается навстречу прекрасному. «Жил-был художник один, домик имел и холсты...». На могилах безвестных поэтов, из которых могли получиться слесари, даже не пишут слово «поэт», в то же время нам обычно жаль кумиров миллионов зрителей и слушателей, оставивших этот мир без копейки в кошельке. Дескать, трудился человек всю жизнь, душу вкладывал, а оно вот как несправедливо вышло.
«Голодный художник», как и «голодный студент» , — штамп не новый. Художник может не иметь денег из-за того, что мир еще не дорос до его картин. Его может кинуть финансовый менеджер или облапошить торговец наркотиками. В конце концов, художник может быть сумасшедшим, и потому нищим, что вообще не понимает, что такое деньги, слава и комфорт по сравнению с радостью и таинством творчества.

1. Винсент Ван Гог

Винсент, любивший пить абсент, прожил жизнь недолгую, но успел написать и нарисовать миру на память почти 2000 необычных и неповторимых произведений изобразительного искусства.

Сегодня его авторские работы стоят тысячи и миллионы денег, однако при жизни Ван Гогу удалось продать всего одну картину. Его фактически содержал братец Тео. Напряженно работая и злоупотребляя абсентом, Винсент сошел с ума, перестал писать автопортреты и застрелился в 1890 году в возрасте 37 лет во время прогулки на поле психбольницы.

Перед этим он создал “Пшеничное поле с воронами”, а стрелял в себя из пистолета, предназначенного для отпугивания птиц. Накаркал, как говорится, самому себе...

Полноправное признание к художнику и его произведения пришло лишь в середине 20-го века, когда о Ван Гоге начали говорить, как о великом

2. Мэтью Брэйди

Первопроходец американской фотографии, ученик гениального Сэма Морзе, мистер Мэтью Брэйди считается «отцом фотожурналистики». Этим статусом он обязан фотопортрету Линкольна и серии хроникальных дагерротипов, сделанных Брэйди с разрешения правительства в ходе Гражданской войны Севера и Юга в США.

До войны Брэйди был довольно успешным в плане заработка фотографом, президент Линкольн за портрет заплатил ему 5 долларов, например. Это были взятые на общих основаниях с клиента нормальные такие деньги. Но за годы Гражданской войны Мэтью, увлекшийся документированием событий, отснял многие тысячи фотопластинок и потратил на материалы и химикаты около 100 «штук» долларов, погрузившись в долги.

Война завершилась, зрители поохали над ужасами войны в фотографиях Брейди, и... всё. Изображения военных действий и их последствий никто не захотел покупать, все старались как можно быстрее забыть о руслах, по коим текли в те годы реки крови. Лишь в 1887 году Конгресс сжалился над первым в мире фоторепортером и приобрел для музея часть коллекции Брейди за 2840 долларов, но к тому времени Брейди уже был нищим алкоголиком и безутешным вдовцом. Фотограф ушел из мира в безвестности и безденежьи в 1896 году — Мэтью сбила машина и он попал в больницу-приют для бедных, где скончался от полученных физических и незалеченных душевных травм.

3. Франц Шуберт

Подобно художнику Ван Гогу, композитор Шуберт прожил короткую жизнь, но оставил после себя огромное множество культурных сокровищ. Франц Шуберт умер в 31-летнем возрасте, год спустя после смерти Бетховена, которому какое-то время старался подражать.

Так же как и Ван Гог , Шуберт не вкусил признания и славы при жизни, его музыка считалась некондицией в сравнении с великими произведениями Баха и Бетховена, неоспоримых авторитетов. Из-за финансовых неурядиц Франц Шуберт часто вел богемный образ жизни, в поисках пары «копеек» или тарелки еды скитаясь по друзьям, которые обзывали композитора «Маленьким Грибом».
На музыкальных тусовках Шуберт и его друзья вели себя подозрительно, потому бывали задержаны секретной полицией. Но даже такая потеря времени и отсутствие полноценного отдыха не снижали его музыкальной производительности. Которая в свою очередь подорвала его здоровье.

После смерти Шуберта от брюшнго тифа его музыка оказала влияние на таких знаменитых и успешных авторов, как Брамс и Мендельсон. За сложность и красоту мелодий Франца Шуберта сравнивали с величайшим соотечественником — Моцартом. Безусловно, уровень их гениальности сопоставим.

4. Уильям Блейк

Если бы не советский дядя Самуил Маршак, всю жизнь переводивший Блейка на русский язык, да некоторые рок-звезды-наркоманы, мы бы до начала постперестроечного культурного разговения не узнали бы о том, что жил и творил в Англии поэт и художник такой — Уильям Блейк.

При жизни Блейк нес в беседах такую несоответствующую «просвещенному» веку ахинею, а в стихах покушался на «святое», что немногие желали с ним знаться. Поэт умер в нужде, но у него не было долгов. Первым из творцов 18-го века он выступил против рационализма и из-за романтических настроений был признан «безумцем». Картины, коими Блейк иллюстрировал свои словесные шедевры, повергали тогдашних искусствоведов в ужас. Уильяму явно следовало родиться на 100-150 лет позже.

Когда Блейк умер в немолодом 65-летнем возрасте, его похоронили в неподписанной могиле. Скончался внезапно. Точное место его захоронения забыто, но незабвенно своеобразное творчество.

5. Оскар Уайльд

Лондонский денди ирландского происхождения, виртуозный «тролль» Оскар Фингал Уайльд при жизни был достаточно популярен и его литературные труды хорошо продавались. Но Уайльда сгубила высокая страсть к мальчикам, кто младше и красивее его, «любовь, что таит своё имя».

В 1895 году на суде за любовь к лорду Альфреду Дугласу высокопоэтичных оправданий Уайльда судьи не поняли, и посадили литератора на 2 года в тюрьму за содомию.

Заключение сломало несчастного . Друзья отвернулись от него, жена изменила фамилию свою и сыновей. Выйдя из тюрьмы, Уайльд тоже изменил свое имя и фамилию, уехав во Францию. Все деньги, остававшиеся на карманные расходы после покупки еды и ночёвки, писатель тратил на выпивку.


Спустя три года Уайльд простудил и заразил ухо, переночевав в плохую погоду на улице, не лечился и умер, лежа в дешевой гостинице с обоями в цветочек, от менингита. Доктора вызывали, но заплатить ему было нечем. Скульпторы представили покойного Уайльда существом с крыльями, а дамы зацеловали пьедестал существа губной помадой.

6. Эдгар По

Один из самых узнаваемых литераторов во всемирной истории, Эдгар Аллан По был чуть ли не первым писателем, попытавшимся прокормить себя исключительно литературой. Это и сейчас немногим удается, а в 19-м веке — тем паче. К несытому брюху писателя По приклеился ярлык «голодного художника».

В молодости По столкнулся с тем, что никто не хотел публиковать его стихи и рассказы. Лишь в 31-летнем возрасте, за 9 лет до смерти, Эдгару По выписали первый гонорар за сборник рассказов, но денежный перевод так и дошел до адресата. Родственники пытались вернуть упрямца в семью, иногда давали ему на пропитание небольшие денежные суммы.

Несколько лет Эдгар более-менее сносно жил, не голодая, с несовершеннолетней женой, своей племянницей, работал в журналах. Когда последний из печатавших статьи По журнал закрылся и внезапно умерла супруга, у писателя произошло помрачение рассудка и погружение в пьянство, не мешавшее ему писать гениальные рассказы. Осенью 1949 года писатель умер при мистических обстоятельствах. Спустя какое-то время Бодлер перевел произведения Эдгара По на французский язык и заразил ими всю Европу.

7. Ян Вермеер

Живший и творивший в 16 столетии художник Ян Вермеер нужды в почитателях таланта не испытывал, писал за большие деньги на заказ, но при этом надо было, во-первых, кормить 11 детей, во-вторых Вермеер работал очень медленно, уделяя безумное количество внимания и времени деталям интерьера, которые выписывал с фотографической четкостью.

Медлительность и педантизм, с годами не прошедшие, привели к тому, что за две картины в год люди платить много перестали. Голландия затеяла войну с Францией. И Вермеер узнал, что такое брать и возвращать кредиты, если неторопливое искусство плохо продается. Он умер в 1675 году в возрасте 43 лет. Наследство пришлось отдать кредиторам.

Многие великие мыслители и художники часто остаются непризнанными при жизни. Гениальность следующих произведений не была оценена по достоинству, когда они впервые увидели свет. Но сейчас эти книги знают, читают и любят на протяжении многих поколений. Не отставай и ты.

1. «Моби Дик, или Белый кит», Герман Мелвилл


Это произведение – самая известная книга Германа Мелвилла – снискало уважение у критиков, литературоведов, заслужило статус классики, которую с удовольствием читают самые разные люди на протяжении вот уже нескольких веков, а позаимствовала название и мотив логотипа, черпая вдохновение со страниц этого романа. Вот только в то время, когда автор был еще жив, книгу вряд ли можно было назвать бестселлером. Тогда в продажу было выпущено всего 3715 копий, которые читатели не спешили покупать, обращая внимание на другие произведения Мелвилла. Например, «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» (16300 копий) или «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» (13300 копий).

Газета «Charleston Southern Quarterly Review» также нанесла весомый удар по самолюбию Мелвилла, опубликовав весьма нелестную рецензию на «Белого кита». Роман назвали «громоздким», «неуместным», «не соответствующим вкусам читателей». А после кончины Германа одна газета, печатая его некролог, охарактеризовала Мелвилла, как «давно забытого автора.»

Гений Мелвилла получил мировое признание, а книга обрела заслуженное звание шедевра, спустя очень долгое время после смерти автора. Лишь во 2-й трети XX века роман стали характеризовать как итоговое произведение литературы американского романтизма, и он прочно вошел в список самых хрестоматийных произведений американской литературы.

2. «Шум и ярость», Уильям Фолкнер


«Шум и ярость» – книга, которая на данный момент рассматривается как бесспорный литературный шедевр, написанный одним из величайших авторов 20-го века, также не была в почете ни у критиков, ни у читателей на момент своей публикации. Инновационные литературные приемы, которые использовал Фолкнер для написания романа, не вызвали ожидаемой реакции и одобрения у читающего сообщества. Газеты писали о том, что «умышленный мрак на первых страницах отталкивает, а не приглашает». Вот только Фолкнера мнение общественности мало беспокоило, ведь он был твердо убежден, что написал шедевр. По словам Бена Уоссона, литературного агента Фолкнера, сдавая рукопись, Уильям заявил, что это самая великая вещь, которую он создал.

Все изменилось в 1931 году, когда Фолкнер опубликовал свой шестой роман – «Святилище», написанный лишь для того, чтобы заработать себе на хлеб. «Святилище» имел оглушительный успех, и на этой волне люди вспомнили книгу «Шум и Ярость», взглянув на непризнанные страницы уже в другом свете.

3. «В дороге», Джек Керуак


Когда-то первый роман Керуака «Городок и Город» отклонили шесть различных издательств, но он все равно продолжал писать, и его рукописи все также отвергали. В письме своему литературному агенту он вопрошал: «Ну почему они не понимают, что я хороший?!» Его роман «В дороге» долгое время воспринимали как несерьезную и бесталанную литературу, считая популярность битничества временным явлением. Сейчас же роман занимает почетные места во всевозможных списках и рейтингах лучших литературных произведений, и каждое поколение в нем находит что-то свое, нечто искреннее и сумасшедшее.

4. «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков


Михаил Афанасьевич считал это произведение главной книгой своей жизни. Свой великий роман Булгаков писал в течение 12 лет, между 1928 и 1940 годами, но опубликован он был лишь в 1966 году, через 26 лет после смерти писателя. Его жена сохранила все рукописи и отдала их прочитать известному филологу А.З. Вулису, который был ошеломлен всей глубиной и великолепием произведения. Именно он и поспособствовал тому, чтобы роман увидел свет в журнале «Москва» в 1966-1967 гг., пусть и в сокращенном отредактированном варианте.

5. «Сердце Тьмы», Джозеф Конрад


Впервые новелла была опубликована в общем сборнике рассказов и ничем не привлекла внимание читателей. Критики лишь отметили, что образ Африки, который и был этим самым сердцем тьмы, слишком жесткий и мрачный. Но мотив этой книги, где в каждом человеке открывались самые низменные животные инстинкты, нашел свое отражение в таких фильмах, как «Агирре, гнев божий» и «Апокалипсис сегодня».

6. «Уловка-22», Джозеф Хеллер


В 1961 году газета «New York Times Book Review» опубликовала рецензию на эту книгу, где говорилось, что «Уловка-22» – это комическое, жаркое и страстное произведение, но оно задыхается от недостатка настоящего чувства и чувствительности. Портретная галерея, коллекция анекдотов, парад сцен – все это замечательно, но не ново. Все это уже было. Автор, Джозеф Хеллер, подобно гениальному художнику, рискнул бросить все свои идеи из самых разных альбомов на одно полотно, стараясь очаровать и шокировать, тем самым пытаясь возместить отсутствие «дизайна и композиции». Были отзывы, где критики называли этот роман «совершенно бесформенным, порнографическим и аморальным», а автора упрекали в безвкусице и неумении писать. Тем не менее, на сегодняшний день словосочетание «Уловка-22» стало в США нарицательным, обозначая абсурдную, безвыходную ситуацию. Сам роман занимает одиннадцатое место в списке «200 лучших книг по версии BBC» и седьмое место в списке «100 лучших романов Новейшей библиотеки».

7. «Великий Гэтсби», Фрэнсис Скотт Фицджеральд


Самая известная работа Фицджеральда когда-то вызвала «недоумение» и была обвинена в «безвкусной производительности». Критик из газеты «Saturday Review» заявил, что «автор заслуживает за подобный текст хорошего пинка». Всего было продано менее 24 000 экземпляров книги, а во времена Великой депрессии и Второй мировой войны она и вовсе выпала из поля зрения. И хотя книга уже давно считается классической литературой, Ди Каприо вложил немалую лепту в популяризацию произведения, снявшись в одноименной экранизации.

8. «Лолита», Владимир Набоков


Это произведение получало от ворот поворот бесчисленное количество раз. Редактор журнала «Chicago Tribune» категорически заявил, что «Лолита» – это порнография, и мы не планируем публиковать эту книгу». Но как ни парадоксально, этот вид реакции на содержание книги в конечном итоге и привел ее к известности. Повествование о 12-тилетней нимфетке (собственная формулировка Набокова) было скандальным, а скандал всегда хорошо сказывается на продажах.

9. «Превращение», Франц Кафка


Кафка умер прежде, чем большая часть его работ была опубликована и признана. Если бы посмертные пожелания Кафки были соблюдены, то все его неопубликованные работы были бы и вовсе сожжены. «Метаморфозы» были опубликованы в литературном журнале в 1915 году за девять лет до его смерти, но роман не привлек внимания и, конечно, не смог занять место, которое сейчас занимает.

То, что гении при жизни часто остаются непризнанными, а их открытия по достоинству оцениваются лишь последующими поколениями, – увы, печальная закономерность. Драматические, а порой и трагические судьбы многих великих учёных подтверждают две истины: все гениальные научные открытия и изобретения значительно опережали свое время, а непринятие инноваций общественностью было вызвано либо равнодушием, либо страхом перед новизной.

Вспомним еще несколько славных имен, которые внесли неоценимый вклад в рост прогресса и развитие цивилизации в целом.

Земмельвейс Игнац Филипп , (1.7.1818 – 13.8.1865), венгерский врач, акушер

Окончив в 1844 году медицинский факультет Венского института, Земмельвейс поступил на работу в клинику, где заинтересовался причиной так называемой «родильной горячки» – послеродового сепсиса, от которого погибала почти треть рожениц. В то время при каждой клинике имелся морг, и часто одни и те же врачи препарировали трупы и принимали роды. В 1846 году этот факт натолкнул молодого врача на разработку метода борьбы с послеродовым сепсисом: он предложил врачам дезинфицировать руки раствором хлорной извести. Метод дал потрясающие результаты: процент смертности молодых женщин из-за послеродового сепсиса резко снизился с 29 до 1, 2%.

Однако, несмотря на простоту и эффективность, метод Земмельвейса был встречен медицинским сообществом крайне враждебно. Постоянная травля довела доктора-новатора до психиатрической больницы, где он и скончался. Признание это открытие получило лишь после его смерти, а в 1906 году в Будапеште был установлен памятник Игнацу Земмельвейсу, на постаменте которого была сделана надпись «Спаситель матерей».

(10 (22) августа 1873 года – 7 апреля 1928 года), врач, экономист, философ, политический деятель, учёный-естествоиспытатель

В 20-е годы прошлого века российский учёный-экономист А.А. Богданов опубликовал проект новой научной дисциплины – тектологии, или, как пояснил сам учёный, «всеобщей организационной науки». Одноименный труд остался непонятым и непризнанным современниками, хотя впоследствии советский кибернетик Г.Н. Поваров написал, что тектология Александра Богданова предвосхитила создание новой науки – кибернетики. Создавая кибернетику, Норберт Винер руководствовался именно научными трудами Богданова.

Кроме того, А. Богданов, развивая такую науку, как евгеника, в 1926 году создал и возглавил первый в мире Институт переливания крови. Все рискованные опыты учёный проводил на себе. Во время одного из таких опытов он и погиб, отдав жизнь науке в самом буквальном смысле.

(20 июля 1822 – 6 января 1884), австрийский биолог и ботаник, основоположник учения о наследственности, позже названного его именем

Австрийский учёный Мендель сделал первый шаг на пути к современной генетики. Открытые им опытным путем и сформулированные в научных трудах закономерности наследования моногенных признаков сегодня известны всему миру как «Законы Менделя». В 1865 году Мендель представил результаты своих опытов Обществу естествоиспытателей г. Брюнна, которые год спустя были опубликованы под названием «Опыты над растительными гибридами». Учёный заказал 40 оттисков своей работы, которые разослал известным исследователям-ботаникам. Но его работа не вызвала у современников никакого интереса.

До конца жизни Менделя его исследования не признавались учеными миром, из называли фантазиями, «притянутыми за уши» к академической науке. После смерти учёного на его могиле установили плиту, на которой была выбита пророческая надпись: «Мое время ещё придёт!»

(26 ноября 1857, Женева – 22 февраля 1913), швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии и структурной лингвистики

Свой первый труд «Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках» Ф. де Соссюр написал в 1878 г. в возрасте 21 года и сразу прославил молодого лингвиста в научных кругах, хотя и был принят учёными неоднозначно. Большинство лингвистов считали его труды надуманными, поверхностными и лишёнными доказательств. Однако он продолжал упорно работать над своей теорией, изучая древние индоевропейские языки, но при жизни эта работа так и не получила признания в лингвистических кругах. Основная работа учёного «Курс общей лингвистики» была опубликована только через три года после его смерти, в 1916 году. И лишь спустя полвека Фердинанд де Соссюр был назван «отцом» лингвистики ХХ века, основателем Женевской лингвистической школы. Сегодня его «Мемуар» рассматривается как яркий образец научного предвидения.

(10 июля 1856 – 7 января 1943), изобретатель в области электротехники и радиотехники, инженер, физик

Имя Николы Тесла современники нередко произносили с мистическим страхом: слишком неординарной, непонятной и загадочной личностью был учёный. Значение его открытий в самых разных областях науки сложно переоценить: им был открыт флюоресцентный свет, переменный ток, беспроводная передача энергии; он разработал основы лечения токами высокой частоты и принципы дистанционного управления, сконструировал первый двигатель на солнечной энергии, первые электрические часы и многие другие приборы, которыми человечество пользуется и сегодня. Достаточно сказать, что радио он изобрел раньше Попова и Маркони, а трехфазный ток получил раньше, чем Доливо-Добровольский. На свои изобретения он оформил более 300 патентов, а вся современная электроэнергетика основана на его открытиях.

Работа гениального учёного была отмечена Нобелевским комитетом, но Тесла отказался от премии, не желая получать ее вместе с Эдисоном, которому Тесла не мог простить «черного пиара» против одного из своих изобретений.

Скончался Никола Тесла в 1943-м году в собственной лаборатории, в полной нищете. Многие его выдающиеся открытия навсегда утеряны для будущих поколений: большинство дневников учёного бесследно исчезли. Современники Тесла полагают, что он сам сжег их накануне Второй мировой войны, считая, что человечество пока еще не способно использовать заключенные в них знания себе во благо, а не во вред.

Можайский Александр Федорович (1825 – 1890), русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации

Идея построить летательное устройство тяжелее воздуха давно волновала российского морского офицера Александра Можайского, но начать работу над проектом принципиально нового летательного аппарата он смог только в 1876 году, когда он поступил на службу в Морской корпус. В процессе работы над своим изобретением Можайский пользовался консультациями крупнейших русских учёных, а строил самолет на собственные средства.

Испытания первого в мире самолёта прошли 20 июля 1882 года. Аппарату удалось оторваться от земли и пролететь некоторое расстояние, но затем он потерял скорость и упал на землю, повредив крыло. Отремонтировать самолёт Можайскому так и не удалось: собственные средства у него закончились, а правительство не проявило к изобретению никакого интереса. Так и простоял уникальный аппарат под открытым небом несколько лет, пока не был разобран. Однако, несмотря на отсутствие государственной поддержки, морской офицер не бросил научные исследования по вопросам воздухоплавания: наоборот, ради них он оставил военную службу и продолжал научную работу на свои скромные средства. В конце жизни Александр Федорович Можайский написал в своем дневнике: «Я желал быть полезным своему Отечеству…»

После смерти Можайского его сын обратился к правительству с просьбой купить останки самолёта, чтобы российские ученые смогли продолжить работу над совершенствованием летательного прибора, но получил отказ.

Оценить по достоинству заслугу российского моряка-изобретателя смогли лишь в ХХ веке, когда самолётостроение получило широкое развитие. Историки авиации отметили, что все пять основных элементов, присущих современным самолётам, присутствовали в конструкции Можайского. Оказалось, что его гениальное изобретение опередило свою эпоху на несколько десятилетий.

Пирогов Николай Иванович (13 ноября 1810 – 23 ноября 1881 г.), р оссийский хирург, естествоиспытатель, анатом, педагог, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук.

Сегодня имя Николая Пирогова – основоположника российской военно-полевой хирургии, создателя топографической анатомии – внесено во все медицинские учебники, справочники и энциклопедии. Разработанная им тактика хирургического вмешательства позволила превратить хирургия в науку. Его уникальные хирургические приемы, позволяющие избегать ампутаций, стали настоящим прорывом в мировой хирургии. В наше время один из методов проведения операций так и называется: «операция Пирогова».

Несмотря на огромный вклад в развитие хирургии, Пирогов был в немилости у царя Александра II за критику общего состояния русской армии. Указом царя он был отправлен в ссылку на Украину, где затем его отправили в отставку без права получать пенсию. Но даже после этого учёный остался верен своему делу: в селе, куда он был сослан, Пирогов организовал больницу, в которой работал простым врачом до самой смерти.

*****

Этот список можно продолжать долго: судьба редко баловала великих учёных и исследователей-первопроходцев. И сегодня в этом плане мало что изменилось, достаточно вспомнить трудный путь российского учёного и изобретателя . Его идея создания струнного транспорта Sky Way до сих пор воспринимается многими как утопия. Что ж, история повторяется: гениальное изобретение и на этот раз опередило свое время.

Когда на свете появляется гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него.
Д. Свифт

В чём отличие гения от обычного человека? Прежде всего, в том, что гений живет вне времени и мыслит совершенно другими категориями, нежели обычные и даже очень талантливые люди. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что многих гениальных ученых, совершивших настоящий прорыв в науке, не признавали при жизни: мало кто из современников смог по достоинству оценить глубину их научной мысли и важность сделанных ими открытий. Достаточно вспомнить несколько известных всему миру имен, чтобы убедиться в этом.

Николай Коперник (1473 – 1543), польский реформатор астрономии, создатель гелиоцентрической системы мира

Учение польского астронома Николая Коперника стало поистине революционным во времена средневековья, когда власть фактически принадлежала церкви. Учёный буквально кинул вызов церковному авторитету, перевернув представление человечества о мироздании. Основной мыслью Коперника стало открытие, что Земля не является центром Вселенной, как утверждала церковь, – она всего лишь одна из множества планет, существующих в Космосе. Его система была изложена в книге, которую за 3 года до смерти Коперника составил его ученик Иоганн Ретик. Основной же труд учёного «О вращениях небесных сфер» увидел свет лишь в год его кончины.


Несмотря на то, что многим учение Коперника казалось фантастическим, церковники быстро поняли, что его система – это прямой подрыв основ теологии, а значит, и церковной власти. Неудивительно, что в 1616 году инквизицией был принят Декрет, которым труд Коперника признавался ересью и был внесен в индекс запрещенных книг. Запрет на труды учёного длился более двухсот лет.

Иоганн Кеплер (1571-1630), немецкий астроном и математик


Иоганн Кеплер, известный науке как основоположник небесной механики, был продолжателем идей Н. Коперника, изложив свои гипотезы о движении небесных тел в трактате «Сокращение Коперниковой астрономии». Получив разностороннее образование, учёный долгое время преподавал в Высшей школе австрийского города Граца математику и астрономию. Затем он переехал в Прагу, где помогал астроному Т. Браге в расчётах орбит планет Солнечной системы, в частности, Марса. Именно в этот период Кеплер сделал одно из своих главных открытий: планеты движутся по эллиптическим, а не по круговым орбитам, а Солнце расположено в одном из фокусов этих орбит. Причём степень вытянутости орбиты у каждой планеты отличается от других. Кроме этого, учёный вывел еще несколько математических законов движения небесных тел, известных современным математикам и физикам как законы Кеплера.

К сожалению, труды учёного не нашли поддержки у его современников, которые считали его фантазером и чудаком. Умер Кеплер в нищете, так и не получив положенного ему за несколько лет жалованья. После его смерти императорская казна задолжала семье учёного 13 тысяч гульденов жалованья, которое ему причиталось – но этих денег его жена и четверо детей так и не дождались.

Галилео Галилей (1564 – 1642), итальянский астроном, физик и механик, один из основателей естествознания

Основа мировоззрения Галилея – объективное существование мира, то есть, вне человеческого сознания и независимо от него. Мир бесконечен, материя вечна – считал учёный. Ничто в природе и ее процессах не уничтожается и не порождается – происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей, а сама материя состоит из неделимых атомов. А небесные светила подчиняются единым законам механики, как и Земля.

В 1597 г., работая в Падуе, Галилей писал: «К мнению Коперника я пришел много лет назад и, исходя из него, нашел причины многих явлений природы, далеко не объяснимых с помощью обычных гипотез. Написал многие соображения и опровержения противных аргументов, которые, впрочем, опубликовать не решился, устрашённый судьбой учителя нашего Коперника. У немногих стяжал он бессмертную славу и бесчисленным множеством – ибо таково число глупцов – осмеян и освистан».

«Осмеян и освистан» был при жизни и сам Галилей: инквизиция по приказу Папы Римского возбудила дело против учёного. В Рим престарелого больного человека привезли под конвоем на носилках и заставили публично отказаться от своего учения, зачитав текст, заготовленный инквизицией. Но, несмотря на это формальное отречение, Галилей продолжал работать, и через 5 лет свет увидел его основной труд, «Беседы о двух новых науках», ставший фундаментом для его последователей – учёных следующих поколений.

Джордано Бруно (1548 – 1600), итальянский философ-материалист, борец против теологии и схоластики, страстный пропагандист учения Н. Коперника

Вся жизнь Джордано Бруно – достойный образец бесстрашного служения науке. В своих трудах Бруно развивал теорию Коперника о гелиоцентрическом строении мира. Так же, как и Коперник, он считал, что Солнце не является центром мира, так как Вселенная бесконечна, и в ней любую звезду можно принять за такой центр. Он учил, что во Вселенной бесконечное множество звезд наподобие нашего Солнца, в ней господствуют одни и те же законы – а значит, между Землей и небом не существует противоположности. Главный философский вывод, следовавший из учения Бруно – утверждение о множестве обитаемых миров во Вселенной, подрывавшее основы церковного мировоззрения.

Из-за преследования инквизицией Джордано Бруно вынужден был странствовать по разным городам и странам Европы, пропагандируя свое мировоззрение. В 1592 он по приглашению венецианского патриция Мочениго переехал в Венецию, где был предан священнослужителем и, попав в руки инквизиции, был обвинен в ереси. Последние 8 лет жизни Бруно провел в тюрьме, но и там он мужественно отстаивал свои убеждения, отказываясь отречься от них. В результате инквизиция приговорила учёного к смертной казни, и он был публично сожжен на римской Площади Цветов.

Николай Иванович Лобачевский (1792 – 1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии

Великого математика Николая Ивановича Лобачевского, совершившего революционный переворот в философии и геометрии, английский математик Клиффорд с уважением называл «нашим Коперником геометрии». Гениальность учёного проявилась рано: он окончил университет в 19 лет, получив степень магистра наук, а в 24 года уже стал профессором математики Казанского университета. Вклад Н.И. Лобачевского в науку трудно переоценить. Он является создателем «неевклидовой геометрии», а открытия учёного на полвека опередили развитие математической мысли того времени. По этой причине при жизни он попал в трудное положение «непризнанного ученого», а его теории подвергались насмешкам и жесткой критики. И только спустя 50 лет один из его последователей с горечью написал:

«Николай Иванович, прости нам,

Так устроен уж евклидов мир.

В жизни воздается и кретинам,

После смерти – гениям одним!»

Эварист Галуа (1811–1832), французский математик

Жизнь гениального французского математика была, к сожалению, слишком короткой – в возрасте 21 года он был убит на дуэли, подстроенной его политическими врагами. Однако за это короткое время он успел представить во французскую Академию наук три научных работы, которые внесли значительный вклад в развитие математики. Но это было потом, а при жизни юного гения никто не воспринимал всерьез, и даже манускрипты были надолго утеряны.

Полное признание гениальные труды Эвариста Галуа получили только в семидесятых годах XIX века. И сегодня имя этого гения с удивительной судьбой является одним из самых знаменитых и популярных в математике.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935), российский и советский учёный, основоположник теории межпланетных сообщений


Основные работы российского и советского учёного К.Э. Циолковского были посвящены четырём важным проблемам: созданию обтекаемого аэроплана, научному обоснованию цельнометаллического аэростата (дирижабля), проектированию поезда на воздушной подушке и конструированию ракеты для межпланетных путешествий.

Первым научным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый», (1892), где Циолковский дал научно-техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Однако, несмотря на прогрессивность, проект дирижабля Циолковского государством поддержан не был – автору отказали в субсидии на строительство модели. Обращался Циолковский за поддержкой и в Генеральный штаб русской армии – но тоже безуспешно.

Принадлежит учёному и идея создания аэроплана с металлическим каркасом. В своей статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина», опубликованной в 1894 году, учёный дал описание и представил чертежи моноплана, который по внешнему виду и аэродинамическим характеристикам предвосхищал конструкции самолётов, появившихся лишь через 15-18 лет. Но работа над аэропланом также не получила признания ни у государства, ни у официальных представителей российской науки. Для проведения дальнейших изысканий Циолковский не имел ни средств, ни моральной поддержки.

В 1897 году Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, а много лет спустя, в 1932 году, им была разработана теория полёта реактивных самолётов в стратосфере, а также представлены научному сообществу схемы устройства самолётов для полёта со сверхзвуковыми скоростями.

Важнейшие научные результаты получил Циолковский и в теории движения ракет, а также, уже в советское время, – в разработке теории многоступенчатых ракет. Его труды значительно способствовали развитию ракетной и космической техники как в СССР, так и в других странах.

Всю свою долгую и трудную жизнь великий ученый подвергался насмешкам, а его теории вызывали недоумение и недоверие. И лишь в 1932 году, за три года до смерти, советский учёный К.Э. Циолковский получил признание науки и государства и был награждён орденом Трудового Красного Знамени за «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР».

*****

Казалось бы, исторические примеры весьма показательны, однако выясняется, что истории свойственно повторяться, а современность не уникальна. То же самое, что происходило с гениальными учёными сто, двести, триста лет назад, происходит сегодня с нашим современником, советским учёным, российским академиком , талантливым инженером, изобретателем, создателем инновационного струнного транспорта Sky Way . Несмотря на насмешки, непонимание и жесткую (если не сказать, жестокую) критику, Анатолий Юницкий на протяжении почти сорока лет, ещё со времён СССР, упорно работает над совершенствованием струнных технологий. И его труды обязательно обернутся успехом, ведь его изобретение, как и все гениальное, на несколько шагов опередило время.