Мировая художественная культура конспект лекций. Методическая разработка по МХК на тему: Курс лекций по МХК по разделу "Культура античного Средиземноморья"

Представлен курс лекций, в которых посредством мирового искусства раскрываются основополагающие принципы развития художественной культуры Европы, России и стран Востока. Для студентов, магистрантов, аспирантов художественных специальностей.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.
История мировой художественной культуры насчитывает тысячелетия, но самостоятельным объектом научного анализа она становится только к XVIII в. В основу процесса изучения было положено представление о том, что эта область духовной деятельности общества является простой совокупностью видов искусства. Философия, эстетика, исторические науки, искусствоведение, литературоведение исследовали художественную культуру в основном во внутрихудожественном ракурсе: анализировались мировоззренческие аспекты искусства, выявлялись художественные достоинства произведений, профессиональное мастерство их авторов, обращалось внимание на психологию творчества и восприятия. В этом ракурсе мировая художественная культура определялась как совокупность художественных культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.

Множество открытий, сделанных на этом пути, привели к формированию представления о мировой художественной культуре как о целостном процессе, обладающем своей динамикой и закономерностями. Это представление стало оформляться уже к началу XX в. и в полной мере проявило себя уже в первой половине прошлого столетия в исследованиях О. Бенеша, А. Гильдебранда, Г. Вёльфлина, К. Фолля, М. Дворжака и др. Появилось понимание, что существует общая духовно-чувственная основа, выражаемая языками различных видов искусства, и мировую художественную культуру стали рассматривать как способ интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах.

СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Мировая художественная культура как предмет изучения
Лекция 2. Основные понятия мировой художественной культуры
Лекция 3. Архетипическая основа художественной культуры Запада
Лекция 4. Архетипическая основа художественной культуры Востока
Лекция 5. Категории пространства и времени в художественной культуре
Лекция 6 Категории пространства и времени в художественной культуре античности и Средневековья
Лекция 7. Категории пространства и времени в художественной культуре Ренессанса
Лекция 8. Категории пространства и времени в художественной культуре Нового времени
Лекция 9. Категории пространства и времени в художественной культуре Новейшего времени
Лекция 10. Художественная культура России.

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и :

    расширение представлений о понятии «культура»;

    рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;

    развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;

    развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Тип урока : вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

    Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы:

Что такое культура?

Что такое культурный человек?

Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

П оэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д : культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

    Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

    Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

    Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

    Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

    elite-home.narod.ru

    Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати - тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.

Тема урока. Введение. «Проявленная ценность», или О том, зачем чело-век создает произведения искусства.

Урок-презентация

Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами изучения курса «Мировая художественная культура», а также с основными проблемами, кото-рые будут рассмотрены на уроках.

Задачи урока: проанализировать понятия «культура», «искусство», «худо-жественная культура»; формировать у школьников умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения, вести диалог.

План урока: определения понятия «культура», материальная, духовная культура. Культура как система; человек и культура. Мировая художественная культура; архитектура, живопись, скульптура, искусство.

Доска: Эпиграфы:

И. В. Гёте

Латинская пословица

Б. Пастернак

Ю. М. Лотман

Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном отношении и интеллектуальной сфере.

Материальная культура - все, что создано человеком в результате его хозяйственной деятельности (орудия труда, жилища, одежда).

Духовная культура - результаты научной деятельности человека, вопло-щенные в виде теорий, символов, понятий (наука, искусство, просвещение).

Задание. -

Искусство - умение, мастерство, создание чего-либо нового, оригинально-го, не похожего на то, что уже создано другими.

Архитектура - искусство строить и украшать здания.

Живопись – вид ИЗО, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Скульптура – вид ИЗО, произведения которого имеют объемную форму; различают круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф.

Ход урока

Подумайте и ответьте на вопросы:

Кто такой культурный человек?

Что такое культура?

Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения.

Теперь необходимо определить важное для нас понятие – «культура». С не-запамятных времен оно восходило к слову «культ» , то есть «поклонение, по-читание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непости-жимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом об-ществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задабривать. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства .

Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово « cultura » означало «возделывание, обрабатыва-ние» Первоначально оно соотносилось с возделыванием и обработкой почвы, то есть с земледельческим трудом. Потом этот термин был перенесен римля-нами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души.

У римского общественного деятеля и оратора Цицерона слово «культура» появилось в значении умственной деятельности человека в противополож-ность невежеству и бескультурью варваров. У французских просветителей XVIII века оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялось достижениями в области науки и ис-кусств. В XIX веке, что свидетельствует из словаря В. И. Даля, оно приобрело несколько значений: «обработка, уход, возделывание, возделка» и «образова-ние умственное и нравственное».

Таким образом, «культура» - понятие сложное, имеющее несколько толко-ваний. Например:

- «возделыание» и облагораживание природы;

- «память человечества»;

Творчество;

Уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умствен-ной деятельности;

Наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека;

Просвещенность, образованность, начитанность.

После этого проводится эвристическая беседа , в ходе которой учащимся предлагаются следующие вопросы:

Существыют ли общие характеристики культуры, объединяющие перечисленные определения?

Почему, на ваш взгляд, не существует единого определения культуры?

Какое из перечисленных определений понятия «культура» является, на ваш взгляд, наиболее емким и почему?

В заключении проведенной беседы школьники приходят к выводу о том, что общие характеристики существуют. Так, из каждого определения понятия «культура» следует, что культура не существует вне человека и его деятель - ности, также как и нет человека вне культуры.

В широком смысле слова под культурой понимают совокупность дости - жений человечества в производственном, общественном отношении и ин - теллектуальной сфере. По широте деятельности человека культуру делят на материальную и духовную.

К материальной культуре относят все, что создано человеком в результа-

те его хозяйственной деятельности, а к духовной культуре относят результа-

ты его научной деятельности, воплощенные в виде теорий, символов, понятий.

Задание. Самостоятельно распределить предметы по разрядам: одни – к ма - териальной культуре, другие – к духовной. Перечень на доске: автомобиль,

ваза, пальто, картина, телевизор, перстень, стол, пианино, скульптура, подсвеч-ник, стул.

Что такое культура, мы с вами определили, а что такое мировая худо-жественная культура?

Мировая художественная культура – это множество культур народов ми-ра, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического разви-тия человеческой цивилизации.

Культура художественная чаще всего представлена в произведениях искус-ства (литературные (искусство слова) и музыкальные (искусство звука) произ-ведения, архитектура (искусство строить и украшать здания), скульптура, жи-вопись), творчески воспроизводящих действительность в художественных об-разах. Но что значит творчески воспроизводить действительность? Явля-ется ли искусством простое ее копирование, точное, подобное фотографи-ческому снимку, отражение окружающего мира?

Вовсе нет.

Что такое искусство?

У этого слова несколько значений. Искусством называют умение, мастерс-тво, знание дела – например, искусство шитья. Самое дело, требующее такого умения, тоже называют искусством – например, военное искусство.

Но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении « художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.

Искусство очень обширно: оно включает в себя литературу и музыку, архитектуру, ИЗО и декоративно-прикладное, театральное и киноискусство…

Кто такой художник? Что такое искусство?

Вы скорее всего представили себе человека, кистью и красками создающего картину. В действительности же значение слова «художник» гораздо шире – так называют всех, кто творит искусство: поэтов и писателей, музыкантов, ак-теров кино и театра, режиссеров; есть художники-фотографы и художники-камнерезы.

Художник – человек особый, он творит мир в соответствии с личными пре-дставлениями о нем. Чувства, мысли и переживания, преломленные в его соз-нании, рождают неповторимые художественные образы. Они создаются в ре-зультате раздумий, оценок, отбора нужного материала из множества увиден-ного и услышанного. Художник смотрит на жизнь пристрастно, он ищет в ней то, что способно пробудить ответные чувства и переживания в душе человека. Его фантазия не знает границ, она способна творить чудеса…

А когда появилось искусство?

Очень давно – много тысяч лет назад. Люди еще не знали земледелия, не умели рисовать – учеными найдены рисунки, авторы которых жили 30 тысяч лет назад!

Прекрасные произведения искусства были созданы художниками древнего мира – достаточно вспомнить семь чудес света (1) египетские пирамиды (единственное из чудес света, дошедшее до нас); 2) висячие сады Вавилона; 3) храм Артемиды в Эфесе; 4) статуя Зевса в Олимпии; 5) мавзолей в Галикар-насе; 6) колосс Родосский; 7) александрийский маяк) или поэмы Гомера.

Эпоха Возрождения – время творчества Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи. А XIX век – время рождения киноискусства, которое всем знакомо и очень многими любимо.

Стихотворение В. Боровицкой:

Учащиеся подводятся к пониманию того, что не следует отождествлять понятия «культура» и «искусство».

Работа по эпиграфам к уроку.

Тот, кому природа начинает открывать свои

тайны,чувствует неодолимое влечение к наиболее

достойному толкователю – к искусству.

И. В. Гёте

Жизнь коротка, искусство долговечно.

Латинская пословица

Объясните, как вы понимаете эти слова? Аргументируйте свой ответ.

Цель творчества – самоотдача.

Б. Пастернак

В подлинной культуре ничего не умирает…

Ю. М. Лотман

Что мы подразумеваем под подлинной культурой? Разделяете ли вы точку зрения Лотмана и Б.Пастернака?

Выводы из беседы.

Культура создается человеком. Она развивает его творческие силы, требует самоотдачи, иногда даже подвига. Идеалы культуры всегда возвышают человека. Достижение идеалов – смысл жизни человека.

Культура, созданная человеком, способна в свою очередь преобразовать и его самого. Как вы понимаете смысл данного тезиса?

Литература:

    Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2004.

    Солодовников Ю. А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в МХК»: 9 класс. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.

    Я познаю мир. Культура. – М.: АСТ, 2005. – 397 с.

    Я познаю мир. Мировая художественная культура: Дет. Энциклопедия. – М.: АСТ, 2005. – 398 с.

Изменялись названья королевств и империй.

Пролетели столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны – время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушкин –

Все забудут потомки – и возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.

В. Боровицкая

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Егорова М.А., Матвиенко Л.В.

Мировая художественная культура

Конспекты лекций

Магнитогорск,

2.1. Введение в художественную культуру 3

2.2. Искусство в системе художественной культуры. Морфология искусства. 6

2.3. История художественной культуры: художественная культура первобытного общества. 26

2. 4. Художественная культура Древнего Востока 48

2.5. Художественная культура Античности 65

2. 6. Художественная культура Средневековья 90

2.7. Художественная культура Древней Руси 101

2. 8. Художественная культура эпохи Возрождения 144

2.9. Художественная культура эпохи «барокко» 164

2.10. Эпоха Просвещения. Основные тенденции в искусстве 181

2.11. Художественная культура России XYIII века 202

2. 12.Западноевропейская художественная культура XIX века. 226

2.13. Художественная культура России Х1Хв 243

2.14. Художественная культура XX века: течения, направления, стили 277

^

2.1. Введение в художественную культуру

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественной формами деятельности. Однако ни одна из них не является только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы, а в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: материальная культура материальна по способу своего функционирования и своему содержанию, духовная культура в этих отношениях духовна. В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются. Художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной деятельности человека материальное воплощение результатов работы его мышления, но как мышление в материале. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.

^ Художественная культура - это совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. В качестве синонима иногда употребляется понятие «искусство».

В художественную культуру входят, одновременно определяя ее специфику:


  • совокупность наличных художественных ценностей, унаследованных от предшественников и выступающих в качестве предпосылки воспроизводства и развития художественной культуры;

  • комплекс художественных ценностей данной исторической эпохи, отождествляемый с нею (например, искусство эпохи Перикла - Греция У в. до н. э., художественная культура пореформенной России Х1Х в.);

  • набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий», канонизированных в «священных» образцах, декларированных в манифестах и программах, теоретически осмысленных и представленных в методе художественного творчества;

  • группы непосредственных творцов художественных ценностей - художников, объединенных по профессиональным или идейным принципам в корпорации, братства, кружки (например, «Могучая кучка» в России, прерафаэлиты в Англии);

  • понимающая и ценящая искусство публика, контингент которой в зависимости от социально-классовой структуры общества может ограничиваться «салоном» или совпадать с народом;

  • система эстетических ценностей, обеспечивающая понимание искусства.
Исторически художественная культура развивается как система конкретных видов искусства, в которых многообразие реального мира предстает во всем своем многообразии.

Функции искусства:


  • общественно - преобразующая;

  • познавательно - эстетическая;

  • художественно - концептуальная;

  • функция предвосхищения;

  • информационно - коммуникативная;

  • воспитательная.
Вид искусства - это устоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и образ, наполненный определенным идейно-эстетическим содержанием.

Начиная с ХУ111 в. эстетическая мысль бьётся над постижением тех принципов, которые обуславливают видовое членение художественно-творческой деятельности, пытаясь рассмотреть искусство как систему видов, а не набор случайно образовавшихся и механически сосуществующих форм творчества. Данная проблема до сих пор не может считаться решенной. Например, американский теоретик Т. Манро к видам искусства относил не только литературу, живопись, хореографию и т.д., но и животноводство, пластическую хирургию, косметику, парфюмерию, кулинарию, изготовление вин, татуировку и т.д., всего он насчитывал около 400 видов. Подобное расширение границ искусства имеет давнюю традицию. Так, Абу-Насра Моххаммед Фараби (870 - 950 гг.) к искусствам причислял ткачество, медицину, риторику и т.п. На самом деле - это есть не собственно художественное творчество, а разные способы, формы и сферы освоения мира, в которых есть и эстетический элемент, так как они основываются не только на законах целесообразности, но и на законах красоты.

Художественное развитие человечества включает в себя два встречных процесса. С одной стороны, из синкретического, нерасчлененного существования искусства образуются отдельные виды искусства, с другой - идет обратный процесс синтеза искусств.