Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война". Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
  • Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
  • Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …

Оборудование:

  • портрет писателя Б. Васильева,
  • магнитофонная запись песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова “Как молоды мы были…”, танго “Утомленное солнце”.

Ход урока

…Имей сердце, имей душу,
и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин.

1. Сообщение цели урока:

У: Сегодня мы с вами поразмышляем о проблеме нравственного выбора, которая может встать перед любым из нас и которая, в далеком сороковом, встала перед героями повести Б. Васильева “Завтра была война”.

Кроме этого попытаемся рассмотреть произведение с точки зрения литературоведения, вспомнив известные вам понятия композиции, сюжета, жанра произведения.

2. Слово учителя: Поколение, к которому принадлежит Б. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Вглядитесь в этот портрет: задумчивые глаза, высокий лоб, складка между бровей… Перед нами лицо рано повзрослевшего человека. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем-то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под минометным огнем противника, теряя на этой войне друзей и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как “А зори здесь тихие”, “В списках не значился”, “Встречный бой”… .

Эта тема всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, юбилей Победы которой мы отметили в прошлом году.

3. У: Повесть “Завтра была война” - яркое и уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название “ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА”.

В: Какое время предполагает слово ЗАВТРА?

О: Будущее.

В: А глагол какого времени стоит рядом?

О: Глагол БЫЛА – прошедшего времени.

У: В названии - парадокс. А что такое парадокс?

Смотрим запись на доске:

Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2. Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

В: Чем вызвано парадоксальное название?

О: Особенностями композиции повести.

В: Что такое композиция?

У: Давайте посмотрим, как же построено это произведение.

На доске схема построения произведения:

В: Какие части произведения называются эпилогом и прологом?

О: Пролог – вводная часть, эпилог – заключительная часть.

В: Давайте вспомним, как называется такой вид композиции?

О: Композиция с обрамлением.

О: Герой, убеленный сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие.

(Выразительное чтение учителем отрывка из пролога со слов: “Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать…” на фоне тихо звучащей песни “Как молоды мы были”).

В: О чем узнаем в прологе?

О: Знакомимся с действующими лицами.

(Чтение подготовленным учеником отрывка со слов: “Наша компания…”.)

У: Обратимся к эпилогу, где мы узнаем о дальнейшей судьбе героев книги не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

(Чтение подготовленным учеником отрывка из эпилога со слов: “Девятый “Б”, - и голос его сорвался…”.)

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

В: Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 “Б” в далеком 40-м.

(Ответы учащихся)

У: История с Викой Люберецкой, трагедия ее семьи поставила тех шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть. Да, это были непростые сороковые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Танго “Утомленное солнце”, великие стройки пятилеток… Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее.

(Чтение учителем отрывка из поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой “Это было, когда улыбался только мертвый…” на фоне тихо звучащей записи танго “Утомленное солнце”.)

“Черные маруси” - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать свой выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений.

Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

В: Какой же выбор был у Вики?

(Ответы учащихся).

В: Что выбрала Вика?

О: Смерть.

У: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась, не успев начаться. Но не менее трудным был выбор и у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от нее.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор.

В: Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

(Ответы учащихся).

В: Как назвал ее директор школы?

О: Хороший человек.

В: Как к Вике относилась Искра? Почему?

В: Как воспринимает жизнь Искра Полякова?

В: Почему Искра решила перевоспитывать Сашку Стамескина?

В: Как Искра относилась к дружбе?

(Ответы учащихся)

У: Вика Люберцкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка всегда знала ответы на все вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как ее мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка – считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт.

В: Что впервые заставило усомниться ее в своих прежних убеждениях?

(Ответы учащихся).

У: Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика Люберецкая оценила это: именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объясняла причину своего поступка.

В: Почему Вика своим последним адресатом выбрала Искру?

(Ответы учащихся)

У: Судьба 9 “Б” класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

4. Подведение итогов.

В: Что такое нравственный выбор?

В: Приходилось ли вам в жизни делать подобный выбор?

В: О чем заставила задуматься книга Б. Васильева “Завтра была война”?

(Ответы учащихся)

У: Каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

Черепанова Татьяна.

Сочинение-рецензия. Повести Бориса Васильева находятся вне времени, так как затрагивают общечеловеческие проблемы, что и попыталась выявить ученица.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Сердцем прикоснись к подвигу»

(Сочинение по повести Бориса Васильева «Завтра была война»)

Черепанова Татьяна

Если грущу, тоскую,

Страстно любви желаю,

Если стремлюсь, рискую,

Значит - еще живая.

Если во мне защемит

Рана, как ножевая,

Это душа болит,

Значит - еще живая…

Произведения Б.Васильева хорошо знакомы читателям всего мира. В них - не только правда о предвоенном и послевоенном поколениях. В них - нечто большее. Это своеобразные философские притчи о любви, дружбе, предательстве, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как должен поступать человек в трудной ситуации, чтобы остаться Человеком, и многое другое. А эти темы, согласитесь, волнуют людей во все времена и во всех странах.

Главные герои повести- ученики 9Б класса. Казалось бы, что особенного в жизни этих обычных школьников? Вроде бы, простые дела- уроки, шпаргалки, свидания и первые поцелуи. Но это только на первый взгляд. 9Б - не просто класс. Это- коллектив, это - единомышленники. А ядро этого сотоварищества - Искра Полякова, маленький революционер, живущий в ладу со своей совестью, своей правдой, имеющая на все свой взгляд. Мать Искры - большевик с 1917 года - воспитывает дочь на непреложных коммунистических истинах, у нее всегда на все есть готовое решение, план действий. Это «рыцарь без страха и упрека» в советском варианте. Но жизнь готовит для ребят серьезное, «взрослое» испытание. Вика Люберецкая в беде - арестован отец, обвинен в воровстве. На дворе 1940 год, сталинские репрессии, и все знают, чем оборачиваются подобные аресты. По традиции тогдашней морали, все должны были отвернуться от Вики как от дочери «врага народа». Но Искра твердо говорит: » Вика ни при чем»,- и все соглашаются, делая это совершенно искренне. Простота решения дается Искре отнюдь не просто. Отвернись она от Вики - и жизнь может стать намного легче. Не будет льда непонимания с матерью, не будет проблем по линии комсомола, неповиновения Валентине Андроновне, классному руководителю. Но Искра никогда не ищет простых путей, она ищет правильный путь. А ведь искать, думать, сомневаться ее учит, как ни странно, не мать, а Вика со стихами Сергея Есенина, ее отец с огромной любовью к дочери (Искра никогда не знала отцовской любви). С Сашкой Стамескиным все было ясно надо перевоспитать парня, и точка. Вопрос только во времени. И Искра чисто интуитивно (вот бы позавидовал Макаренко) блестяще решает сложнейшую педагогическую задачу. А вот Вика с отцом переворачивают всю жизнь Искры. Могла ли она еще недавно подумать, что твердо скажет: » Я не буду проводить комсомольское собрание». Ведь на этом собрании надо заклеймить Вику как дочь» врага народа». Но Искра не считает ее никаким врагом, а ведь мать учит, чтобы слова не расходились с делами и мыслями. Во всей этой истории с Люберецкими Искра в очередной раз доказывает, что она - индивидуальность, личность, имеющая право выбора. Вот только от этих « правильных» выборов почему-то так болит и кровоточит сердце, так не хватает воздуха.

Все люди в своей жизни редко или часто делают выбор между «как надо» и «как мне хочется». 9Б сделал свой выбор. Сколько неприятностей свалилось на ребят! Артем» проучил» кулаками Юрку из 10А за длинный язык, и теперь Артему грозит отчисление, класс идет на открытое неповиновение, конфликт с «Валендрой», защищают опального директора Николая Григорьевича, который, при всех своих чудачествах, педагог от Бога. Но все это - их выбор, хотя и нелегкий. Здесь - не просто юношеский максимализм, здесь иное- достойный Человеческий выбор. Это- поступок, за который можно и нужно уважать вчерашних детей. И это отлично поняли и родители - и Зиночки Коваленко, и Искры Поляковой. Не каждый взрослый человек способен на такой поступок. То, что дети сделали не случайный выбор, они доказали через год, когда началась война. Все доказали, даже молчаливый отличник Вовик Храмов, чье присутствие не всегда замечали. Половина класса погибла, но они не забыты. Они - на мемориальной доске в школе, они - в памяти сердца, они в сыновьях Зины Артеме и Жорке. Поэтому время не властно над 9Б, этим фронтовым поколением, оставшимся навсегда молодым.

Время- понятие, проходящее через всю повесть Б. Васильева. Мы понимаем, насколько относительно это понятие. У Б. Васильева это свойственно почти всем произведениям, в них словно отсутствует финальная точка. Многоточие так и просится на бумагу. Незаконченность фразы писатель может вынести даже в название («А зори здесь тихие…»). Но в повести» Завтра была война» с категорией времени у Б. Васильева связаны особые размышления, ощущения. В Великую Отечественную войну многие люди совершили подвиг, о них помнят, ими гордятся, восхищаются. А 9Б совершил такой подвиг еще раньше, в мирной жизни, но такой непростой. И зто достойно восхищения вдвойне. И время, размышлениями о котором Б. Васильев заканчивает повесть, делая на нем своеобразный акцент, становится не просто философской категорией. Время- это компас человека в жизни, это Совесть, которой не соврешь. И эти девчонки и мальчишки не врали, они были честны с собой. Тем чудовищнее и несправедливее кажется их смерть - будь то горевший в танке Валька Александров, или покончившая с собой Вика Люберецкая. Время все расставляет по местам. Хулиган Сашка Стамескин стал директором крупнейшего автозавода. А ведь поверить в себя, воплотить мечту в жизнь ему помогла Искра Полякова - еще одно доказательство того, что хорошие дела и хорошие люди не умирают. Они бессмертны. Поэтому трудно не согласиться с иранским поэтом Саади:

Всяк, кто живет, уйдет,

Бессмертен только тот,

Кто славу добрую

При жизни обретет.

9Б обрел эту славу… Возможно, кто-то скажет: »Какие же они герои, на войне так поступали все, поэтому мы победили. Вот Матросов, Талалихин и другие – вот герои, их знает весь мир» (1) . Мы не спорим с этим, но нашу Победу ковали все – и знаменитые, и не очень. Не должно только быть забытых героев.

Мы знаем о войне много, и мы знаем о войне мало. Война – это величайшее варварство человека. Война – это кровь, злоба, ненависть. Войны бывают разные: захватнические и освободительные, большие и малые, локальные. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Мы живем в 21 веке, казалось бы, теперь все проблемы должны решаться мирным путем, но теперь все равно идут войны. Одумайтесь, люди! Пожалейте себя и тех, кто еще не пришел, но придет в этот мир! Не уничтожайте жизнь на земле!

1.–Молодые герои Великой отечественной войны. М., 1970 (Серия ЖЗЛ).

Здравствуйте.
Я недавно прочитала повесть Б.Васильева «Завтра была война». Эта книга потрясла меня. Могу я у вас в блоге рассказать о своих мыслях, которые вызвала эта книга у меня?

…Есть такие книги, встреча с которыми оставляет глубокий след в душе и сердце. Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева – именно такая книга.
Сегодня мне хотелось бы поразмышлять о смысле названия повести

«ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА»

Читаешь название повести и сразу чувствуешь несообразность, парадоксальность, нелепость даже в сочетании этих трёх слов: завтра была война.
Это оттого, что ЗАВТРА и БЫЛА несочетаемые слова. ЗАВТРА предполагает будущее время. Оно ещё не наступило и вдруг – БЫЛА?! Как это возможно?!
Открывая книгу с таким названием, сразу настраиваешься на вдумчивое чтение, ведь нужно разгадать таинственный смысл этих несочетаемых слов, вынесенных автором в заглавие.

…От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные ещё при съёмке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время.

Так начинается повесть «Завтра была война». В прологе рассказчик, пожилой человек, вспоминает о своих одноклассниках и говорит читателю, что многих на этот момент уже нет в живых… Потому что БЫЛА ВОЙНА ?

Нет. Рассказы о войне в книге отсутствуют, но ощущение войны присутствует и на страницах книги, и в жизни героев. Девятиклассники – герои повести не замечают этого. Они живут своей жизнью: взрослеют, влюбляются, сбегают с уроков, спорят с учителями, ходят в кино и т.д.
О том, что идёт 1940 год мы узнаем только в конце повести:

… Люберецкий молчал, но слушал жадно, ловя каждое слово. И вздохнул: - Какой тяжёлый год! Все примолкли. А Зиночка сказала, как всегда, невпопад: - Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите! Следующим был тысяча девятьсот сорок первый.

И вот тут вдруг понимаешь, что война ещё не БЫЛА. И начнётся она не ЗАВТРА! Тогда о какой же войне идёт речь в повести?!

Война была завтра, на следующий день после ареста Люберецкого.
Это была самая настоящая война, в том смысле, которое имеет это слово: она принесла с собой разруху, смерть, сломала неокрепшие души, исковеркала судьбы. Но это была всё же другая война – нравственная. И оружием в ней стало… СЛОВО .

Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти. (Л. Толстой)

Девятиклассники из повести Бориса Васильева жили не в простое время (как будто оно бывает простым?!) Но именно в 30 – 40-е годы прошлого века, как никогда после, нужно было почти постоянно воевать с собственной совестью, своими принципами. Прогнёшься ли ты под систему или нет, выдержишь ли испытание, выйдешь ли из этой битвы победителем?

Как же СЛОВО может ломать судьбы людей!!! Особенно уязвимы в этой войне ещё неокрепшие души, молодые люди, вчерашние подростки, которые только-только начинают открывать для себя мир, начинают по-особому чувствовать, любить… Строить своё будущее.

Однажды ночью в семье Люберецких случилось страшное: по глупому доносу арестовали отца Вики , героя гражданской войны, директора авиазавода. Как жить дальше, когда горячо любимого отца объявляют врагом народа? Когда и ты автоматически становишься изгоем?
Шестнадцатилетней девочке предстоит сделать выбор: либо отречься от своего отца и сохранить верность идеалам своей страны, либо остаться со своим отцом и считаться той, которая предала свою страну. Жуткий выбор.

Из письма Вики к подруге Искре:

… А пишу я не для того, чтобы объясниться, а для того, чтобы объяснить. Меня вызывали к следователю, и я знаю, в чем именно обвиняют папу. А я ему верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда, потому что мой папа честный человек, он сам мне сказал, а раз так, то как же я могу отказаться от него? И я все время об этом думаю - о вере в отцов - и твёрдо убеждена, что только так и надо жить. Если мы перестанем верить своим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет, понимаешь, ничего. Пустота одна. Одна пустота останется, а мы сами перестанем быть людьми. Наверное, я плохо излагаю свои мысли, и ты, наверное, изложила бы их лучше, но я знаю одно: нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьём сами себя, своих детей, своё будущее. Мы разорвём мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца. Нет, я не струсила, Искра, что бы обо мне ни говорили, я не струсила. Я осталась комсомолкой и умираю комсомолкой, а поступаю так потому, что не могу отказаться от своего отца. Не могу и не хочу.

…Вика не смогла справиться с горем. Она сделала страшный выбор – ушла из жизни.

А я, читая повесть, не могу сдержать слёз: почему?! Почему в этой несправедливой войне идеологий жертвами становятся такие Красивые Люди, какой была Вика Люберецкая и её отец?! Люди с большой душой и горячим сердцем, горячо любящие свою Родину?!

Не менее тяжёлым был выбор у одноклассников Вики. Быть с ней рядом или отречься от неё? Одноклассники Вики выдержали испытание.
Не случайно про этот девятый класс директор школы сказал:

…в этих бойцов я верю: они первый бой выдержали. Они обстрелянные теперь парни и девчата, знают почем фунт лиха. - Он вскинул голову и громко, как перед эскадроном, крикнул: -Я верю в вас, слышите? Верю, что будете настоящими мужчинами и настоящими женщинами! Верю, потому что вы смена наша, второе поколение нашей великой революции! Помните об этом, ребята. Всегда помните!

Война, случившаяся ЗАВТРА в жизни девятиклассников, полностью изменила их. Сразу сделала их взрослыми. К ним пришло понимание, что каждый человек ответственен за свой выбор.

Понятия ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, ДОСТОИНСТВА, ЛЮБВИ К РОДИНЕ нынче не в моде, они считаются устаревшими…
Сегодня нет сталинских репрессий, но несправедливостей в жизни хватает. И нравственный выбор приходится делать или ещё придётся сделать.

Борис Васильев предупреждает нас, живущих в другом времени, даже в другом измерении: а вдруг ЗАВТРА ВОЙНА.
Завтра ты должен быть готов сделать выбор. И для этого нельзя забывать о совести, достоинстве, чести…

Вконтакте

Крепко тесное объятье, Время - кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, С нас - его черты и складки, Приглядевшись, можно снять. А Кушнер Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть открывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в нашей жизни - юность. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.
Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.
Основная часть - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние события, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.
Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прошлым.
В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.
Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.
Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.
Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассни цами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.
Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.
В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.
Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.
Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.
Тематика произведения выражается именно этим взрослением (о котором я говорил выше, описывая героев отдельно). Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.
Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.
И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.
Эта повесть тронула меня до глубины души. На многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне, как ребенку, хотя и взрослеющему, было весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.