Все о банях на руси. История русской бани. Исконно русская баня


Первые письменные упоминания о банях на русских землях были найдены в записях Геродота. Этот эллин достаточно много путешествовал и побывал даже в Северном Причерноморье, посетил устье Днепро-Бугского лимана. Здесь он услышал легенду, которую запомнил и впоследствии записал.

Согласно легенде у греческого героя Геракла было три сына. Однажды отец предложил Агафирсу, Гелону и Скифу испытать свою силу, натянув лук, с которым мог справиться только он. Два старших отпрыска потерпели неудачу и только младшему - Скифу удалось совладать с луком отца. За это тот отдал ему во владение причерноморские степи. Конечно, это только легенда, но на найденной в скифском кургане возле Никополя серебряной вазе изображены люди могучего, богатырского вида, объезжающих диких степных жеребцов.

Скифские бани

Далее в своих записях Геродот переходит от легенд к описанию жизни потомков Скифа. Так он детально рассказывает о сооружениях, которые степные кочевники использовали для очищения. Они устанавливали три длинные палки, наклоняя их верхними концами друг к другу. Далее жерди обтягивали войлоком, а в центр ставили чан с раскаленными камнями. Это, конечно, очень отдаленно напоминает современное строительство бань под ключ , но принцип использования раскаленных камней сохранился и до наших дней.

Далее историк описывает, что скифы рассаживались вокруг чана и бросали на камни семена конопли. Согласно Геродоту от камней поднимался очень сильный пар, а кочевники наслаждались и при этом издавали громкие звуки от удовольствия. По заверениям историка, с эффектом скифской бани не может сравниться ни одна из тех, что ему довелось посетить в Элладе.

Геродот оставил упоминания о некоторых банных ритуалах скифов. Так они обязательно очищали себя паром после погребения усопших. А вот скифские женщины использовали для очищения состав, приготовленный путем растиранием на камне с углублением кусочков кипариса, ладана, кедра с небольшим количеством воды. Полученным «тестом» они обмазывались с ног до головы, смывая его только на следующий день. От этого кожа становилась чистой и приобретала приятный аромат.

Бани в славянских летописях

Русская баня достаточно часто упоминается в летописях X-XIII веков. Правда, называли ее тогда мовня, мовница, мовь, мыльня, влазня. О ее популярности в Древней Руси говорит тот факт, что побежденные племена нередко выплачивали дань … березовыми вениками.

Много интересного о банных традициях славян можно узнать из «Повести временных лет», созданной летописцем Нестором, жившим в XI - нач. XII века. Он упоминает об апостоле Андрее, который во время своих странствий посетил Великий Новгород. Здесь он лицезрел деревянные бани, в которых обнаженные люди хлестали себя вениками, а после окатывали холодной водой.

Достойно также внимания упоминание деяний внучки князя Владимира Мономаха - Евпраксии, жившей в первой половине XII века. Она с детства увлекалась народной медициной. Современники описывают, что княжна с помощью целебных трав и бани лечила не только знать, но и простых людей. Ее прозвали Добродеей, поскольку она «леками людям добро делала».

В пятнадцатилетнем возрасте Евпраксия была просватана за царевича из Византии. Переехав в Царьград, она выучила греческий язык и увлеклась чтением трудов знаменитых Гиппократа, Галена, Асклепиада. Со временем она стала выдающимся врачевателем, умело объединив знания греческих ученых и славянские традиции. Она всегда радела за чистоту тела, утверждая, что хорошая баня предохраняет от болезней, укрепляя тело.

Бани при Петре I

Русский царь Петр I был большим поклонником русских банных традиций. Даже пребывая в Париже (1718 г.), он приказал обустроить в одном из домов на берегу Сены баню для гренадер. Парижане были весьма удивлены, видя как разгоряченные солдаты бросались в реку, где плавали и ныряли. По мнению французов это было смертельно опасно для здоровья. Однако Петр I на опасения королевского гофмейстра Вертона ответил: «Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней».

А вот как описывает некто Берхольц банные традиции при дворе Петра I:

  • на полку укладывают сено, а поверх - чистую простыню;
  • на раскаленные камни льют воду необходимой «теплоты»;
  • затем парят тело березовыми вениками, которые раскрывают поры, усиливают испарину;
  • далее энергично скребут по коже пальцами, отделяя «нечистоты»;
  • после натирают все тело мылом, чтобы не осталось и следа грязи;
  • окатывают теплой либо холодной водой.

По утверждению оставившего это описание Берхольца мытье в бане очень приятно. После него «чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что царь не только чтил традиции русской бани, но стал родоначальником водолечебных курортов в России. Петр I распорядился разыскивать по всей стране «лечительные воды». Так в Карелии «молотовый работник» Иван Рябоев обнаружил источник возле Олонца. Оказалось, что его вода содержит большое количество железистых соединений, поэтому получила название «марциальной» в честь бога войны (а значит и железа) Марса.

Так как в петровские времена почиталась античная культура, то наряду с русскими банями царь приказал соорудить термы. По его указу в Большом дворце, что находился в Царском селе (ныне Пушкино) построили Холодную баню. Она являлась копией римских терм и была выполнена «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

На Руси бани использовались не только для очищения тела, но и в лечебных, оздоровительных целях. Так в архивах сохранилась запись от 11 мая 1733 года о том, что медицинская канцелярия выдала разрешение «завести в Москве лечебную баню». Ее владельцу предписывалось брать умеренную плату, а также запрещалось торговать вином, водкой и прочими горячительными напитками.

Мировое признание

После разгрома Наполеона и победного шествия русской армии по Европе, бани по нашему образцу начали строить в Швейцарии, Франции, Германии. Также оценить русские парилки в XVIII веке смогли жители Лондона и Нового Света.

Популярность русских бань постепенно растет благодаря особой организации в них пространства. Так у нас в одном помещении возможно сделать то, что турки и другие жители Востока делают в четырех и даже пяти комнатах. Также кардинально отличается способ подачи пара. В римских и турецких банях он образуется от поливания водой пола, под которым проходят горячие трубы. Это значительно усложняет регулировку влажности и температуры. Русские же бани лишены этого недостатка. Здесь пар образуется в результате испарения жидкости с раскаленных камней. Так что парильщик может легко и быстро создать себе нужные условия, просто плеснув воды или приоткрыв дверь.

Примечательно, что все методические пособия по физиотерапии признают русскую баню классическим методом теплолечения. А если добавить к теплу массаж березовым или дубовым веником, целебный пар из отваров лекарственных растений, обливание холодной водой, то получается идеальная процедура для оздоровления. Именно поэтому миллионы людей во всем мире используют самобытную русскую баню как средство для достижения бодрости, здоровья и отличного самочувствия.

Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни.

Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.).

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока - Индии , Китае , Египте . В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари» . Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Баня в Средние века

Баня в Средние века

Общественные бани

«Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали „мыльнями“ в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) её обнаружили в герцогском лагере» .

В Европе городские бани использовались не только по прямому назначению: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен» - писал Джованни Бокаччо в «Декамероне ».

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер : «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз» .

В XVII веке Чарльз Карлейль заметил: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней» .

Личные бани

«Что касается бань - писал Ибн Джубайр в XII веке - то число их несметно. Один из шейхов города (Багдада ) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, - около двух тысяч»

Описания русской банной практики оставили Иоганн-Георг Корб , Самуэль Коллинз , Станислав Немоевский .

Русская баня

История

Слово баня в письменных источниках встречается с ХI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница. В повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о славянской бане, вложенный в уста апостола Андрея :

И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород , и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись.

Самыми знаменитыми русскими банями являются «Сандуновские Бани». Основанные в 1808 году как общественные бани, продолжают свою деятельность до сих пор. Здания «Сандуновских Бань» являются памятниками культуры. В бассейне высшего мужского разряда снимали кадры из фильма Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. По приданию в них парился сам Наполеон вошедший в горящую Москву.

Типы русской бани

Традиционные русские бани (деревенские) делятся на:

  • Бани, отапливаемые «по-чёрному», рубятся по принципу «пятистенки» то есть имеют «саму баню» и «предбанник» разделенные рубленой стеной. Дверь в саму баню, как правило, небольшого размера и с высоким порогом, который замедляет поступление холодного воздуха из предбанника. Все бани имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через частично приоткрытую дверь и отдушину («сторонку» так как это доска, отодвигаемая в сторону, и все-таки это не отдушина) в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). При неправильной топке баня «горчит». Древесина внутри бани сильно коптится, в результате стены бани - тёмного цвета, но это также служит целям дезинфекции помещения бани. «Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок.» Есть понятие, «баня должна выстояться» то есть после окончания топки должно пройти некоторое время. Плюс к этому после окончания топки на камни ковшиком подбрасывают кипятка, открывают дверь и выпускают «первый пар», так баня меньше «горчит». Иногда потолок обметают веником, но при хороших дровах сажа на стенах практически не оседает.
  • Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане обязательно имеется каменная, кирпичная или металлическая калильная печь с уложенными в неё (на неё) камнями для получения пара и с баком (регистром) для нагревания воды. Такая баня намного проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
  • Баня внутри русской печи . Печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи. Вероятно, отсюда происходит украинское название бани - «ла́зня».

Отрывки из книги «Русский пар» Г. Б. Добровольского:

Какою же должна быть парная камера русской бани? Прежде всего, она должна отвечать двум основным требованиям - иметь минимальный объём и обеспечивать при этом максимальный комфорт пользующихся ею людей. Первое требование обусловлено необходимостью хорошего управления её главными технологическими параметрами - температурой, влажностью и качественным составом паровоздушной среды. Второе - возможностью париться на полке, в положении лежа и легко осуществлять возможные банные процедуры, с помощью штатного массажиста или взаимно ухаживая друг за другом.

Финская баня

Русская и финская бани имеют общие корни и, несмотря на общераспространённое заблуждение о «сухой парилке», ничем друг от друга не отличаются.

Сухая сауна

Название не имеет отношения к финской сауне. Сухая сауна относится к типу суховоздушных бань. Благодаря низкой влажности сухая сауна переносится легче чем баня.

Римские бани

В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в следующую «теплую комнату», которую римляни называли «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которой достигала 85°С - «калидриум» и «лакониум». После парной следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.

Римская баня

Турецкая баня

Действующим началом в турецкой бане является нагретый до 45-50 °C мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %.

Японская баня

Сэнто несколько отличается от нашего общепринятого представления о бане. Как таковой парилки в сэнто нет - сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну - офуро . Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде. После чего процедуры повторяются. В настоящем сэнто всегда были молодые служанки - юна - которые не только мыли и терли клиентов, но и за отдельную плату могли оказать им интимные услуги.

Банные традиции и этикет

Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. В связи с этим у разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде.
По народным поверьям, в бане живёт банник - дух бани.

Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит - не крякнет!» В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась единственным, наиболее стерильным и подходящим, местом для родов. Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».

Пословицы и поговорки о бане

  • В бане помылся, что омолодился.
  • Баня - мать вторая!
  • Тело парит, здоровье дарит!
  • Баня парит, баня правит.
  • Пристал, как банный лист.
  • В бане шайками закидают.
  • Кто про что, а вшивый - про баню.
  • В баню ходить - тело мыть, а не водку пить.
  • Баню приготовить - что музыкальный инструмент настроить!
  • В который день паришься, в тот день не старишься.
  • Вылечился Ваня - помогла ему баня.
  • Баня без пара - что щи без навара.
  • В бане кости распаришь - тело исправишь.
  • В бане веник дороже денег.
  • В бане веник - всем начальник.
  • Баня любую болезнь из тела гонит.
  • После бани последние портянки продай, но пива выпей.
  • В бане помылся - заново родился.
  • В бане все равны.
  • Продай исподнее, но после бани выпей - это высказывание приписывают Петру Первому.
  • В бане генералов нет.

О бане - в литературе и искусстве

Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства:

  • Тема бани широко отражена в фольклоре, в анекдотах и частушках. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев , 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев , 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем , Бабой-Ягой , колдуном и т. д.): ср. Афанасьев , 202-205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении .
  • Лубочная картинка «Серебряницкие общие торговые бани». Редкий сюжет. Встречался в конце XVIII века.
  • Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется - «Банька» («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
  • Стихотворение Самуила Маршака о бане положено на музыку бардом Александром Сухановым .
  • Многие произведения в исполнении Михаила Евдокимова связаны с баней.
  • Баня присутствует как важное место действия в цикле фильмов Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты », «Особенности национальной рыбалки », «Особенности национальной охоты в зимний период ».
  • Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Современная баня

Бани и сауны получили широкое распространение как место отдыха как в Европе, так и - в последнее время - в России, в комплексе с бассейнами и тренажерными залами или как самостоятельные предприятия. В состав современной бани обычно входят суховоздушная сауна и парная (иногда несколько с разными условиями), джакузи , холодная ванна, нередко также солярий и пр.

В Европе (в скандинавских и немецкоязычных странах) сохраняется традиция париться в общественных банях мужчинам и женщинам - включая детей - вместе, причем полностью без одежды (обычно также выделяются отдельные дни или время только для женщин и только для мужчин). Исторически бани были самыми священными местами после церкви, и не связаны с сексом и сексуальностью.

См. также

Ссылки

  • Бани: галерея средневековых изображений. . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Фальковский Н. И. Бани и портомойни // Москва в истории техники . - М .: Московский рабочий, 1950. - С. 162-167.

Примечания

  1. Ведомость о китайской земле . - М .: Наука, 1961. - (Страны и народы Востока).
  2. Бродель Ф. Глава 2. Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв = Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. - М .: Весь мир, 2007. - Т. 1. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-7777-0332-3
  3. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. - Петербургское Востоковедение, 2002. - 332 с. - (Памятники культуры Востока). - ISBN 5-85803-210-9
  4. Ибн Джубайр. Путешествие . - М .: Наука , 1984. - 296 с. - 5000 экз.
  5. Боккаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского. - М .: Рипол классик, 2001. - 744 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7905-0979-7
  6. Флетчер Дж. О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Пер. М.А. Оболенского. - М .: Захаров, 2002. - 169 с. - (Знаменитые книги). - 3000 экз. - ISBN 5-8159-0195-4
  7. Описание Московии при реляциях гр. Карлейля / Пер. с франц. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского. - 1879. - Т. 5. - 46 с. - (Историческая библиотека).
  8. Корб И.-Г, Желябужский И., Матвеев А. Рождение империи . - М .: Фонд Сергея Дубова, 1997. - 544 с. - (История Дома Романовых в мемуарах современников). - 5000 экз. - ISBN 5-89486-003-2
  9. Коллинз С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне / пер. П. Киреевского. - М ., 1846. - (Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских).
  10. Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков / Сост. М.М.Сухман. - М .: Столица, 1991. - 432 с. - ISBN 5-7055-1141-8
  11. Леонид Семенович Бретаницкий. Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. - Наука, Глав. ред. восточной литературы, 1966. - С. 540. - 556 с.

    131. Ансамбль дворца Ширваншахов. Генеральный план (по обмеру С. Дадашева, М. Усейнова и др.)… 7.Дворцовые бани (XV)…

Здравствуйте, любители пара и ароматного берёзового веника!

Всем известная пословица «Который день паришься – в тот день не старишься» довольно тонко подмечает всю суть банного дела. Ещё наши дальние предки знали и очень ценили все чудодейственные свойства бани.

Человек заметил лечебные способности пара и горячей воды практически с того момента, как научился пользоваться огнём. Поэтому, простейшим прообразом бани можно считать раскалённые на костре камни, которые излучают «волшебное» тепло. Так что, история бани, уходит далеко в прошлое и может насчитывать не один десяток веков.

Из этой статьи вы узнаете:

История бани Древнего Египта

Первые упоминания о бане датируются 6 тысячами лет далёкого прошлого. Это эпоха расцвета Древнего Египта. Именно там высшие чины общества, а также жрецы проводили обряды чистого омовения. Египтяне ценили не только ритуалы чистоты и мытья, но и придавали большое значение и правильному питанию.

Баня в Древнем Египте

Все эти действия в комплексе обеспечивали неоспоримый оздоровительный эффект. Поэтому врачи Древнего Египта считались одними из лучших целителей того времени. Они с успехом применяли для лечения многих недугов водные и жаркие процедуры бани.

Современные раскопки показывают, что многие египетские бани того времени были устроены в два этажа. На первом располагалась так называемая отопительная комната, а на втором этаже – сама парилка, в которую через специальные отверстия подавался пар с первого этажа. Наверху находились большие камни (лежанки), где проводился массаж и определённая ароматерапия. А в качестве мыла обычно использовали воду, смешанную особым способом с пчелиным воском.

Баня в Древней Греции

В Древней Греции баня также оставила свой неповторимый след. Ещё Александр Македонский после своих походов на Египет, вернувшись домой, требовал строить банные сооружения, подобные египетским. Бани здесь строили в виде круглых небольших зданий, в которых открытый очаг располагался посередине комнаты. А большие камни, уложенные в нём, могли долго обогревать всё помещение парной.

Постепенно бани в Греции совершенствовались. В них стали устанавливать ванны или . Со временем стены стали украшать дорогими материалами из камня и металла. Так возникали богатые и комфортные бани для знатных людей, которые пользовались всеми привилегиями в обществе.

Культ бани в Древнем Риме

Древние Римляне вообще ценили все банные процедуры и даже возвели баню в особый культ. Здесь не только мылись и проводили массаж, но и организовывали специальные комнаты для чтения книг, изучения поэзии, рисования. Довольно часто в банях устраивали спортивные тренировки и даже проводили соревнования.

Древнеримские термы

Одним словом, римляне предпочитали отдыхать в бане не только телом, но и душой. Великие лекари того времени утверждали: для того, чтобы избавиться от хвори и мало болеть, надо быть чистым телом, иметь светлый сильный дух, придерживаться определённой диеты и вести умеренную физическую нагрузку. Эти утверждения сегодня актуальны, как никогда.

Богатые правители Рима не жалели никаких средств для строительства шикарнейших бань. В архитектуре применялись самые дорогие материалы, которые завозились с разных стран. Очень часто римские бани (термы) украшались фонтанами, скульптурами, колоннами и разнообразными росписями на стенах. Многие из них даже превосходили своей красотой дворцы и «знатные апартаменты» правителей.

По своим техническим оснащениям, термы можно считать высокотехнологичными сооружениями своего времени. В последних вариантах бань была разработана и широко применялась центральная система отопления с обогревом пола и стен. Таким образом отапливались все помещения: , комнаты для массажа, мойки, парилки, комнаты с бассейном.

Вода поставлялась по специальным водопроводам, а канализация была устроена таким способом, что вся вода отводилась по желобам в центральную систему. Отапливались небольшие бани обычными дровами, а крупные «банные комплексы» даже применяли для отопления нефть.

Русская баня по чёрному

На нашей Русской земле баня была известна ещё в V-VI веках. Славяне придавали большое значение не только мытью и жарким процедурам, но ещё и совершали различные мистические обряды. Например, перед венчанием, считалось обязательным событием посещение бани, которое сопровождалось определёнными церемониями.

Первые русские бани были небольшими строениями из брёвен и топились . То есть у печей не было труб. Всё тепло внутри помещения создавали большие каменные печи, которые при нагреве очень долго сохраняли тепло. Впоследствии, конечно появились уже бани по-белому – на печь стали устанавливать дымовую трубу. Это аналог того, что мы имеем сейчас.

В русской бане мылись и парились все: начиная от князей и бояр и заканчивая простым рабочим народом. Топили баню, как правило, раз в неделю – по субботам. В этот день не работали, а занимались «очищением тела и души». В домашних банях мылись целыми семьями: и мужчины и женщины вместе. В общественных банях в 1700-ых годах запретили совместные помывки. Были введены отдельные мужские и женские дни.

История Русской бани

Огромное значение придавали баням многие русские правители. Так Пётр Первый, очень весомо оценивал вклад жаркой бани для закалки солдатского организма и поднятия общего боевого духа России. Борис Годунов, Екатерина Великая и многие другие известные личности преподносили баню, как неотъемлемую часть русской жизни.

Очень большую роль в русской банной тематике сыграли Московские Сандуны. Сандуновские бани действительно великие русские творения, которые дожили и до наших дней. Интересное и познавательное видео ниже широко раскрывает московскую историю бани. Посмотрев его, можно узнать много интересного.

Не стоит думать, что только в вышеописанных странах, баня пользовалась большим успехом. Огромное значение придавали банным процедурам и страны Востока. Например, в Индии, Китае, Японии, Турции были свои традиционные методы «парильно-мыльных» способов. Многие из них сохранились и до наших дней. Стоит только вспомнить или японскую офуро.

На этом пока всё. Если было познавательно, заходите снова и знакомьте с блогом друзей. До встречи!

Цитата мудрости: Будущее укрыто даже от тех, кто его делает .

История появления бань в мире

Во все века люди стремились к воде. Ещё на заре цивилизации наши предки поняли, что она обладает живительной, целебной силой. Действительно, смывая грязь, вода делает тело чистым. Однако бодрящая влага издавна использовалась не только в гигиенических целях - она помогала снять усталость, очистить организм от шлаков и болезней. Купание и ритуальные омовения в священных водах великих рек - Ниле, Ганге, Иордане, Волге, Амазонке - сыграли существенную роль в развитии цивилизации.

Трудно сказать, кто первым построил баню и как Давно люди стали посещать это место, предназначенное для мытья. Первое письменное упоминание приходится на середину V в. до н. э. и принадлежит великому историку Геродоту. Однако уже он предполагал, что первые бани одновременно появились У многих народов, населявших нашу землю, и имели природное происхождение. Подогреваемые горячими источниками водоемы служили нашим доисторическим предкам одновременно парной и купальней.

В регионах, где термальных источников не было, для гигиенических нужд приспособили раскаленные камни, на которые стали лить воду. Но предшествовало этому открытие, отраженное в одной из старинных легенд: «Однажды капли дождя, просочившись сквозь кровлю шалаша, упали на камни очага, и помещение наполнилось ароматным жаром». Таким образом, по первичному своему происхождению уже в доисторические времена были заложены основы для двух типов бань, термических и печных.

Термические - создающиеся по принципу естественных термальных источников. Печи в таких банях устраивались за пределами основных помещений, как правило, в подвале или закапывались в землю (ирландская баня).

Печные - строящиеся на основе сильного нагрева камней или других источников обогрева с последующим обливанием их водой для получения горячего пара. Для получения жара мог использоваться примитивный костер, характерный для индейских бань (темескаль), или раскаленные на открытом огне камни (отличающие скифские бани), которые впоследствии преобразовались в печки-каменки.
Шли века. Помывочные заведения, распространяясь по свету, изменялись, появлялись новые виды-К настоящему времени сложилось несколько типов бань, выдержавших испытание временем. Это римская, восточная, турецкая (с разной температурой воздуха в разных помещениях), ирландская (мягкий вариант турецкой, но с более усовершенствованной системой вентиляции и обогрева), японская водная и опилочная, русская паровая, финская сауна (сухо-воздушная высокотемпературная баня).

Многообразие видов бань можно объяснить климатическими особенностями, национальными традициями, географическим положением и пр. Однако столь большое разнообразие не мешает познать и оценить все блага банных процедур.

Любители водно-гигиенических процедур мечтают выбрать самую полезную и наиболее экономичную в эксплуатации. Поэтому важно знать все достоинства и недостатки наиболее распространенных видов бани, одновременно проследить за историей их возникновения.

Бани Древнего Египта

Гигиену тела одними из первых возвели в культ египтяне. Это определялось жарким климатом, укладом жизни и религиозными устоями: жрецы, используя ароматические средства и масла, совершали гигиенические омовения до 4 раз в день. Для всех остальных строили достаточно комфортабельные общественные бани. Во время раскопок в Каире археологами были обнаружены стены бань с выдолбленными в каменных иглах лежаками-ваннами, остатками спортивных помещений, плавательного бассейна, лечебниц с разными медицинскими инструментами, растительными косметическими и лекарственными средствами, наполнения и слива воды в бассейны и ванны использовались медные трубы. Позже для нагрева воды египтяне создали специальные оригинальные устройства: в подвальном помещении устанавливались очаги, которые через специальные отверстия подогревали горячим паром каменные лежаки, устраиваемые в несколько ярусов.

Внутренние помывочные помещения бани обслуживали не только специалисты-банщики, но и опытные массажисты, которые делали своим клиентам массаж и всевозможные процедуры с использованием снадобий и благовоний. Всё это помогало снять усталость, избавляло от лишнего веса, излечивало всевозможные недуги. В одном из древнейших египетских папирусов, называвшихся «Начальная книга превращений старых в молодых», приводится множество рецептов, помогавших как женщинам, так и мужчинам «избавиться от неприятных признаков старости». Неизвестный автор к главным средства омоложения и оздоровления причислил паровые бани, массаж, ванны, растительные препараты и разнообразные маски. Древнеегипетские бани стали образцом лечебно-профилактических процедур для многих античных народов, в первую очередь для греков и римлян, которые переняли многие оригинальные конструкции по устройству бань и бассейнов.

Древние египетские бани были широко известны и выступали также в качестве лечебных учреждений, потому что очень многие и разнообразные болезни в то время лечили с помощью . Большой плюс египетских бань был в том, что они были доступны не только обеспеченным жителям, но и беднякам. Благодаря египетским, появились греческие бани .

В свое время археологами были найдены остатки двухэтажной бани на месте раскопок древнего египетского города. Верхний этаж вмещал в себя огромные камни-лежанки, которые нагревали ниже этажом. Посетители, желающие попариться укладывались на камни,а банщики растирали их специальными мазями и делали массаж. В нижней части камня было небольшое отверстие, через которое пар выходил, поэтому египтяне широко использовали лечение ингаляциями. Мыло в египетских банях не применяли, так как вместо него пасту из воды и пчелиного воска.

Также в египетских банях находился бассейн небольшого размера для водных , который находился на верхнем этаже посередине помещения. Кроме этого в египетских банях имелся зал-лечебница, а также специально отведенное помещение для занятий гимнастикой.

Сток для воды был сделан в полу, и вода уходила в общегородскую . С помощью подобной системы удавалось отапливать большую часть города.

Египетская баня стала прародительницей и турецкого хамама.

Баня в Западной Европе

Не только в Древней Греции, Риме и на Ближнем Востоке исцелялись горячими источниками. После походов крестоносцев в Западной Европе в 14-16 веках тоже стали строить восточные бани. Их называли римскими и турецкими. Но вскоре бани были запрещены как непристойные заведения.

Это явилось одной из причин эпидемий страшных заболеваний. Использование термальных источников и традиции водолечения постепенно приходили в упадок. Были забыты древнеримские термы, их значение, традиции, способы лечения. И лишь в эпоху Возрождения, когда возобновилось развитие культуры, науки, медицины, вспомнили и о водолечении. Однако, в связи с эпидемиями чумы и холеры в Европе лечение водой было небезопасно.

Лишь в XIX веке в Европе бани появились снова. Медики вновь стали использовать в своей практике целебные свойства воды в виде ванн, бань, различных водных процедур.

Африканская баня

В своих ритуалах и мистических обрядах народы Африки широко использовали водолечение. Вода здесь считалась священной. Во всех странах, где имелся песок, выкапывали в нем яму по размеру тела, разводили в яме костер из мелких сучьев. Убрав остатки костра, насыпали сухой нагретый песок и накладывали полезные для тела листья и травы в зависимости от того, что у кого болит. Иногда вместо костра яму обливали кипятком.

Ложились в яму, а сверху обкладывали себя лечебными травами и нагребали на тело раскаленный на солнце песок. Время пребывания в такой ванне определялось самочувствием лечащегося.

Исландская баня

С 1856 года большое распространение получила исландская баня, которая представляла собой упрощенную восточную баню с душем и сухой жаркой парильней с подогреваемыми стенами. В одной из стен парильни были выполнены каналы для сброса отработанного воздуха. Банная процедура заключалась в предварительном получасовом прогревании в не слишком жарком помещении, в потении (около 15 минут) в парильне, массаже и принятии душа.

Исландские бани-бассейны, как и грузинские, основаны на естественных горячих источниках. Водой из этих источников обогреваются дома и теплицы, в которых выращивают даже ананасы. Столица Исландии - Рейкьявик - самый экологически чистый город мира, так как не загрязнен отходами от сгорания угля, нефти и газа. В переводе с исландского слово «рейкьявик» означает «бухта пара». Очень интересно почитать сравнительный обзор различных бань и саун.

Грузинская баня

На территории Грузии еще во времена древнего государства Урарту бани строились на основе горячих источников и обладали естественным паром. Достопримечательностью Тбилиси («теплого города») всегда были серные термальные бани. Каждый, кто приезжал в этот город, стремился их посетить. В числе гостей был Александр Сергеевич Пушкин, который подробно описал банный ритуал.

«Персиянин ввел меня в бани: горячий, железосерный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Грузинские бани малоизвестны, в отличие от японской бани офуро, известной всему миру. Опишу их подробно.

Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут на спине вприсядку, е sempre bene.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас, как воздух! .„шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за такое нововведение.

После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония», Горная вода, из горячих источников текла в грузинские бани по керамическим трубам. Этой водой заполнялись облицованные мрамором бассейны, находившиеся под куполообразной крышей, через которую в помещение попадал мягкий свет. Купальни располагались в гратах, освещаемых факелами. Грузины приглашали гостей в свои бани, устраивали там праздники, пели многоголосьем протяжные, грустные песни. В древности грузинские бани работали круглосуточно, многие люди проводили в бане целый день. Женщины часто посещали баню, поэтому отличались здоровьем, красотой и долго оставались привлекательными.

Восстановленные по старым традициям, тбилисские серные термальные бани до сих пор успешно используются для купания, отдыха и лечения различных заболеваний и привлекают туристов.

Тибетские бани

Римские бани

Бани Греции

Эпос Древней Греции в мельчайших подробностях рассказывает об истории греческих бань. Александр Македонский, осуществляя военный поход на Египет, узнал о тамошних банях, они поразили его и очень понравились. По возвращении домой, первым же приказом было построить греческие бани, которые не будут уступать в комфорте . Приказание было выполнено, в кратчайшие сроки по всей Древней Греции были построены так называемые бани восточного типа, то есть бани с подогреваемым полом

Вначале греческие бани носили название лаконикумы, так как их возводили лакедемоняне. Сама греческая баня имела округлую форму. Греческая баня обогревалась с помощью , который находился по середине помещения, как и в римских банях-термах . Также в этом помещении находились разнообразные ванны, бассейны с прохладной водой. Чтобы вода была постоянно чистой, прозрачной, ее регулярно вычерпывали

Греческие бани также являлись лечебными центрами, в который как бедняки, так и богачи избавлялись от . По мере того, как греческих бань становилось все больше, они становились все уютнее и комфортабельнее. Их строили из недешевых материалов и украшали драгоценными металлами и камнями. Но подобные греческие бани могли посещать лишь богатые и известные городские жители.

Широко распространены были бани в Элладе. Свое название «лаконикум» греческая баня получила от города Лаконика, откуда банные процедуры распространились по всей Греции. Древние эллины, прежде всего спартанцы - зачинатели банного ритуала, провозгласили культ могучего тела и сильного духа. Мужчины и мальчики для поддержания физического здоровья обливали себя холодной водой - купание в теплой воде не признавалось и считалось проявлением слабости, которая простительна только женщинам. Тем не менее именно греки на практике воплотили идею совмещения горячей воды и пара, научились Устанавливать и контролировать в бане необходимый температурный режим воздуха и воды.

Древнегреческая баня представляла собой круглое помещение, выложенное из тесаных камней. Центре его устраивали открытый каменный очаг, для топки которого использовали древесный уголь. После потения в парной греки окатывали себя водой из кувшина, принимали ванны или купались в бассейне. Температурный контраст отличного жара и прохладной воды обеспечивал коже чистоту и тонус. Использовались в лаконикуме специальные медные приспособления - стригили, предназначенные для очищения тела и массажа. После бани и купания было принято растирать тело елеем, прочими благовониями и обязательно надевать чистый хитон.

Для греков лаконикум был не только заведением, предназначенным для гигиенических процедур, н и очагом общественной культуры. Греческая баня изначально являлась составной частью спортивного комплекса (гимнасиума) и служила средств восстановления сил после напряженных физических упражнений. Баню любили и регулярно посещали многие древнегреческие философы, в том числе знаменитый родоначальник диалектики Сократ. Великий мыслитель и математик Пифагор, по преданию ставший в 18 лет олимпийским чемпионом, путешествуя по Востоку, посетил Египет, где, изучая доктрины местных жрецов, большое внимание уделил египетским баням и водно-массажным ритуалам с применением благовоний. Будучи любителем банных процедур, он пропагандировал среди соотечественников здоровый образ жизни, который для него заключался в физических упражнениях, прогулках на свежем воздухе и водных процедурах. Своих учеников и последователей философ учил жить просто, чуждаться роскоши, радеть о здоровье души и тела. Одно из его наставлений стало для многих жизненной программой: «Чистота мыслей должна сочетаться с чистотой тела». Прославленный в веках Гиппократ -основоположник естественной медицины - справедливо считал бани лучшим лекарством от всех болезней. Придавая важнейшее значение водно-паровым процедурам, он разработал множество рекомендаций по использованию бани в целях поддержания здоровья и лечения.

Социальная значимость лаконикума, в котором создавались все условия для поддержания здоровья Физического и духовного), была очень высокой. Не случайно строительством и обустройством бань занимались все древнегреческие властители, и это признавалось важнейшим общественным и национальным делом, о чем свидетельствует высказывания известного философа Платона: «Сооружение бань - обязанность государства!»

Эллины гордились своими банными сооружениями, справедливо полагая, что атлетическим сложением и спартанским здоровьем они обязаны физическим упражнениям и бане. Древние греки пошли дальше египтян, они внесли свои конструктивные изменения в сооружение и обустройство бань, расширили их функции и создали тем самым все условия для появления римских терм.

Ирландская баня

В ней горячий воздух идет из под пол и вдоль стен по специальным трубам. Благодаря этому в ней легко и свободно дышится. Как и хаммам, она состоит из нескольких помещений с разной температурой. Канадская баня

Главное в ней - большой мешок, заполненный сеном или листьями. В нем образуется особенный микроклимат, который и позволяет . Забравшись в мешок, можно не только хорошо пропотеть, но и пропитать кожу чудесным лесным ароматом.

Баня по-итальянски

Немного напоминает , но вместо опилок в ней используется разогретый песок. После такой бани хорошо искупаться в морской воде и понежиться на итальянском солнышке. Такая баня лечит заболевания суставов и регулирует самоувлажнение кожи.

Копирование материалов с нашего сайта ЗАПРЕЩЕНО! © 2007-2015 belyi05

Чайников Григорий Леонтьевич. В бане


И стория бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!».

Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни. Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.

Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене. Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа.

Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань (возникновение русской бани), связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать.

Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён (история бани), но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником. Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету.

Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Наши монахи, изучив немало трудов древнегреческих греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы.

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники (история русской бани). Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.

В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигают огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём.

Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле.

Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой. Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню.

Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население.

Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т. д.

В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.