Значение слова соломоново решение. Суд Соломона, Соломоново решение значение. Кто такой Соломон

Соломоново решение

Мудр был царь Соломон. Не раз выступал он судьей строгим, но справедливым. Первый же его суд над двумя женщинами обессмертил его имя в веках. Одна женщина сказала: «Господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме, и я родила при ней моего сына. А спустя три дня родила и она. Утром я встала, чтобы покормить младенца, и вот, он был мертвый. А когда я всмотрелась в него, то это был не мой сын, которого я родила». Но другая женщина отвечала: «Нет, мой сын живой, а твой мертвый!» Так они спорили перед царем и кричали друг на друга. Тогда Соломон сказал: «Подайте мне меч». И когда меч принесли, повелел: «Рассеките живое дитя надвое, и отдайте половину одной и половину другой». И та женщина, сын которой был живой и которая обвиняла свою соседку в подлоге, бросилась к царю и стала умолять его сохранить ребенку жизнь. А вторая женщина говорила: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе… Рубите!» Соломон выслушал обеих женщин, а потом указал на ту, которая просила сохранить жизнь младенцу: «Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его: она его мать».

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Господь автора Гвардини Романо

10. Судьба и решение Мы уже не раз касались посланничества Иисуса, ибо только оно позволяет понять Его поведение и Его(продолжение прим. автора со стр. 307) этим: как может Он утверждать, что пришел с неба, когда Он такой-то и такой-то, родом из соседнего села и ведет свое

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Решение синедриона Ин. 11, 47–57 Давно уже, еще со времени исцеления тридцативосьмилетнего расслабленного при овчей купели, старейшины и законники иудейские искали убить господа Иисуса Христа, яко не токмо разо-ряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равенся творя

Из книги Деяния святых Апостолов автора Стотт Джон

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

Коан и его решение На чем же медитирует ученик? Это зависит оттого, к какой школе дзэн он принадлежит (их несколько), и уровня его духовного развития. Вероятно, настоятель дал ему для решения коан. Коан - это своего рода бредовая головоломка, полное решение которой означает

Из книги Побелевшие нивы автора Борисов Александр

Возможное решение Совершенно неожиданно для себя самое здоровое и вместе с тем самое коротко сформулированное отношение к проблеме иконопочитания я встретил в уже упомянутом чине Торжества Православия, изданном в царствование Александра III. О времени издания

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Следуя Христу автора Бонхеффер Дитрих

Решение «Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Соломоново решение. 3 Царств 3:17-28 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живём в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две

Из книги Дети острова Таршиш автора Токатли Эхуд

2. Решение Высокий офицер в отутюженной форме и в фуражке с белым козырьком указал на большую карту, висевшую на стене. Карта была испещрена разноцветными значками и надписями. Очертив одно из мест на ней, офицер задумчиво произнес:- Бессмысленно продолжать поиски за

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

1. Решение Это было великое притязание, но за ним стояло так мало поддержки: низкое происхождение, без поддержки своей семьи, без особого образования, без денег, должностей и званий, не поддерживаемый властью, не принадлежащий ни к одной партии и не легитимированный

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Принять решение В каком–то смысле Евангелие от Марка представляет собой ряд обращенных к людям призывов сделать свой выбор. На всем протяжении евангельской истории, начиная со служения Иоанна Крестителя, людям предоставлялась такая возможность. История, рассказанная

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Идолослужение Соломоново Соломон пристрастился ко многим языче­ским женщинам, происходившим из на­родов, о которых Господь сказал Израильтя­нам: «Вы не должны брать себе жен из стран сих и дочери ваши не должны выходить замуж за обитателей их, ибо они развратят сердца

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Решение народа После усмирения филистимлян стал Самуил до конца лет своих судией Израиля. Из года в год обходил он Бетиль, Гилгал и Миссифат, судя в этих местах народ, после чего возвращался в Рамаф, где у него был дом и воздвигнутый им алтарь. Там он тоже судил.Когда же

Суд Соломона - мудрый и справедливый суд. Соломоново решение - остроумное решение, ловкий выход из трудного или щекотливого положения.

Соломон - знаменитый древний царь Иудеи (сын царя Давида). Как все правители того времени Соломон вершил правосудие. Соломон славился своими справедливыми и умными решениями. Например, согласно преданию, две женщины спорили о том, кому из них принадлежит ребенок. Соломон, предложил разрубить дитя пополам и поделить между несогласными. Обманщица охотно согласилась, а мать, заплакав, сказала: «Лучше отдайте его ей живым». Естественно, что царь передал ребенка женщине, отказавшейся его разрубить.

Эта история описана в Библии, в Ветхом Завете (Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16-28):

16 Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним.

17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;

18 на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме;

19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;

20 и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мертвого сына положила к моей груди;

21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

23 И сказал царь: эта говорит: мой сын живой, а твой сын мертвый; а та говорит: нет, твой сын мертвый, а мой сын живой.

24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.

25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она - его мать.

28 И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.

В художественном произведении А.И. Куприна "Суламифь", писатель приводит и другие примеры остроумных судебных решений Соломона.

Примеры

"Федот, да не тот" (1943 г.): "Практический ум знакомого милиционера и его соломоновское решение не остановили Котова в его законном желании распутать дело."

"Похождения бравого солдата Швейка" (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 - 1971)), ч. 2, гл. 1. У Швейка не было денег на билет для отправки в его военную часть: "Подпоручик не полез в карман за Соломоновым решением трудного вопроса.
- Пусть идет пешком,- решил он,- пусть его посадят в полку за опоздание. Нечего тут с ним вожжаться "

"Подросток" - главный герой рассуждает:

"Ума, что ли, тут так много надо? Что за Соломонова такая премудрость ! Был бы только характер; уменье, ловкость, знание придут сами собою. Только бы не переставалось "хотеть"."

"Бесы" (1872 г.) ч. 3 гл. 1, 4: "На судах соломоновские приговоры , а присяжные берут взятки единственно лишь в борьбе за существование, когда приходится умирать им с голоду."

Изображения

Суд Соломона. Неизвестный художник, Италия, первая половина 18 века. Музей зарубежного искусства (Ярославль)

Николай Ге. Суд царя Соломона.
1854.

Соломоново решение - так мы называем справедливый, мудрый и скорый суд.

О царе Соломоне нам рассказывает Библия. Он был сыном прославленного царя Давида и правил Иудейским царством в 10 веке до рождества Христова. Именно Соломон построил первый Иерусалимский храм. Но особенно прославился этот царь свой мудростью.

Однажды во сне услышал Соломон голос Бога, который сказал ему: «Проси, что дать тебе». Царь попросил мудрости, чтобы справедливо управлять своим народом. И потому, что Соломон не попросил себе никаких личных благ, таких, как долголетие или богатство, Бог исполнил его просьбу, сделав Соломона мудрейшим из царей.

Однажды привели на суд к Соломону двух женщин с грудным младенцем. Они жили в одном доме и с разницей в три дня родили сыновей. Но у одной из них ночью ребенок умер. Первая женщина утверждала, что ее соседка подменила детей, забарав ее живого ребенка себе. Вторая утверждала, что ничего такого не делала, а ночью умер ребенок первой женщины. Как в этой ситуации было разобраться, кто из двух женщин говорит правду и является настоящей матерью ребенка? Без свидетелей истину было установить невозможно, а генетического анализа в то время не существовало. Тогда Царь Соломон велел принести меч и разделить ребенка между двумя женщинами, разрубив его пополам. Услышав о таком решении, первая женщина закричала, чтобы ребенка не убивали, а отдали ее соседке. Вторую же это решение удовлетворило. «Пусть будет ни мне, ни тебе» – сказала она.

Тогда все поняли, кто настоящая мать ребенка. По приказу царя сына вернули той женщине, которая просила оставить его живым. Эта библейская история на многих производила впечатление нестандартным и тонким решением спорного вопроса. Отсюда и выражение «соломонов суд» прочно закрепилось в нашей речи.

Следующую информацию я нашёл в Интернете:

Выражение «соломоново решение» пришло к нам из древних легенд. Еврейский царь Соломон сын Давида был известен как великий мудрец. О его хитроумии было сложено немало легенд, но большинство из них описывают его мудрость и смекалку в разрешении споров, судейских делах.

Однажды пришли к Соломону две женщины, которые вели спор, чей ребенок. Соломон вынес решение разрубить ребенка пополам и отдать каждой женщине половину. Та женщина, которая была обманщицей, легко согласилась на это решение. А мать ужаснувшись, сказала: «Лучше отдайте моей сопернице ребенка живым». Таким образом, была найдена настоящая мать.

Отсюда и пошло, что «соломонов суд» – самый справедливый и мудрый, «соломоново решение» - оригинальное, остроумное, находящее выход из любой, щекотливой ситуации.

В связи с этой историей я хочу поднять для обсуждения несколько вопросов:

    Царь ведь принял решение разрубить ребенка пополам и отдать по половинке каждой женщине? Так? Обе женщины восприняли его решение не как шутку, а как царское решение, потому что цать даже уже приказал принести ему меч. Так почему же его „царское решение“ не было исполнено? Хотел ли на самом деле Царь Шломо разрубить ребёнка пополам? Я думаю, что царь был достаточно мудр, чтобы этого не хотеть. А если так, то мы имеем дело не с „царским решением“, а с хорошо продуманной провокацией для заведомо ожидаемой реакции. Итак мы приходими к выводу, что так называемое „соломоново решение“ не есть по сути дела судебным решением, а является просто судебным „провокационным трюком“, чтобы раскрыть обман. Так?

    Какой смысл обманщице брать на себя бремя заботы о чужом ребенке? Если она просто хотела удовлетворить инстикт материнства после потери своего собственного ребёнка, то могла взять на себя лишь роль кормилицы другого ребенка (ведь обе женщины жили в одном доме). Ведь быть матерью – это большая ответственность. Должны существовать довольно веские мотивы для того, чтобы взять на себя эту ответственность. Но, с другой стороны, эта же обманщица согласилась с „решением царя“ умертвить ребенка. Как же может быть такое одновременно?

По поводу этих дрвух вопросов я около года назад слушал лекцию одного раввина из Израиля, который приезжал в Германию. Интересно ли вам узнать ответы на эти вопросы? Хотите узнать, что он говорил?

Привожу для справок отрывок из русского перевода (Ветхий завет):

Пришли две женщины к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина:

О, господин мой! Я и эта женщина живём в одном доме. И я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина. И были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме. И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мёртвый. А когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

И сказала другая женщина:

- Нет, мой сын живой, а твой сын мёртвый.

А та говорила ей:

- Нет, твой сын мёртвый, а мой живой.

И говорили они так пред царём.

И сказал царь:

Эта говорит: «Мой сын живой, а твой сын мёртвый»; а та говорит: «Нет, твой сын мёртвый, а мой сын живой». - И сказал царь, - подайте мне меч.

И принесли меч к царю. И сказал царь:

- Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему:

- О, господин мой! Отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его.

А другая говорила:

- Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

И отвечал царь и сказал:

- Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его. Она - его мать.

И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нём, чтобы производить суд.

(3Цар.3:16-28)

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה , Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان‎‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

Соломоново решение - мудрое решение, поступок, в более широком смысле - мудрость.
Соломон - царь Израиля в 965-928 годах до нашей эры - период, когда Израиль был сильным и независимым государством. От того ли, а может быть это просто стечение обстоятельств, но в историю не только евреев, но всего мира Соломон вошел в качестве эталона мудрого правителя и само его имя стало нарицательным в понятии «Мудрость».

Пример «Соломонова решения»

Однажды на суд царю пришли две женщины, оспаривающие одна у другой ребёнка. Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Соломон приказал: «принесите меч и рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!», а другая сказала: «Рубите, пусть не достанется ни ей ни мне». По этой реакции Соломон понял, кто настоящая мать ребенка и отдал его первой женщине.

Изречения царя Соломона

  • Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой
  • Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
  • Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
  • Подрезывает себе ноги, терпит неприятности тот, кто дает словесное поручение глупцу.
  • Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
  • Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к сердцу женщины
  • Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
  • Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
  • Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
  • Не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их.
  • Праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников.
  • Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают
  • Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо всякое дело Бог приведет на суд,
    и все тайное, хорошо ли оно, или худо
  • Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
  • Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.
  • Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
  • Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Копи царя Соломона

Считается, что царь Соломон был несказанно богат. Тому способствовали его хозяйственные способности. Он скупал лошадей в Киликии (по Википедии - юго-восточная область Малой Азии) и продавал их в Месопотамию и Египет, перепродавал в другие страны купленные в Египте боевые колесницы, построил в Акабадском заливе порт и наладил успешную морскую торговлю, в Иордании разведал залежи медной руды, стал едва ли не монополистом в торговле ею и извлекал огромные прибыли. Рудники эти стали прообразом легендарных, якобы золотых и серебряных, копей царя Соломона, о поиске которых в 1885 году создал роман английский писатель Генри Райдер Хаггард.