Эпохи в русской литературе. Краткая история русской литературы

Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла православная церковь. Православный выбор сблизил Россию с западом и отделил от Востока и тех вариантов культурного развития, которые связаны с буддизмом, индуизмом и мусульманством. Падение Византии в XVв.в. сделало Московское княжество единственным независимым православным государством в мире.

Целостность обширной страны, присоединившей к себе территории с разнообразным этническим составом населения, держалась не на централизованной самодержавной власти, а на единстве культуры.

Православие являлось фактором, обособлявшим русский народ от других народов Европы и Азии. Противостояние его католицизму препятствовало культурным контактам с западной Европой. Это оставляло Россию в стороне от развития западноевропейской культуры. Это вело к культурной отсталости от Запада, особенно в научном и техническом отношении.

Пётр Iположил начало приобщению России к мировой культуре. Как писал В.О. Ключевский, ПётрIхотел не просто заимствовать готовые плоды чужого знания и опыта, а «пересаживать самые корни на свою почву, чтобы они дома производили свои плоды» 9 .

Проникновение западноевропейской культуры в Россию в XVIIIвеке способствовало культурному, экономическому и политическому подъёму страны. Но это был сложный и противоречивый процесс, наталкивающийся на сопротивление сторонников старины. Новый тип культуры стал складываться среди сравнительно узкого круга людей. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Возник разрыв между старой и новой культурами. Старый, допетровский тип культуры сохранил свое неродное, деревенское бытие и надолго замкнулся в формах русской этнической культуры. А русская национальная культура, освоив плоды европейской науки, искусства, философии, в течениеXVIII-XIXв.в. приняла форму господской, городской, светской, «просвещённой» культуры и стала одной из богатейших национальных культур мира. В общественной мысли разрыв между этнической и национальной культурами породил разрыв между славянофилами и западниками.

Крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия вXIXв, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русскойнации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России. Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Передовая западноевропейская общественная мысль оказывала сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуруXIXв.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях, древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока - несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православную иконопись. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.

Конец XIX- началоXXстолетия сегодня часто называют «серебряным веком». Он занимает совершенно особое место в российскойкультуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. Оно значительно обогатило все виды искусств и философию. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни. КонецXIX- началоXXв. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. Идеалы «русской европейскости», ориентирующие развитие русского общества по пути европейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке, искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возросли ее связи с другими странами. Это отразилось на широком применении новейших достижений научно-технического прогресса - телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Самое же важное заключается в том, что Россия обогатила мировую культуру достижениями в самых разнообразных областях.

Советской культурой традиционно называют период в истории культуры России с 1917 по 1991 г., т.е. время существования советской власти и под ее руководством, - в отличие от той отечественной культуры XX века, которая создавалась и распространялась русскими эмигрантами в диаспоре. Однако фактически история советской культуры (как, впрочем, и история культурырусского зарубежья) начинается гораздо раньше Октября 1917 г. Уже в начале XX века появляются первые пролетарские поэты и прозаики получают распростра­нение революционные песни, возникают первые теоретические концепции пролетарского искусства, пролетарской культуры, в печати выступают литера­турные критики, обосновывая свои суждения и оценки положениямимарксистской философии и социалистическими идеями публикуются исследования первых ученых-литературоведов и искусствоведов, исповедующих марксизм и последовательно придерживающихся социологического подхода к изучению лите­ратуры и искусства, общественной мысли и культуры в целом.

Завершение культурной революции предполагало смысловую однозначность: жестокое подавление любого инакомыслия или «разномыслия» и насильственное утверждение социокультурного монизма. Эра «культурного плюрализма» закончилась вместе с нэпом; недаром 20-е годыXXвека в советской культуреподчас называют «культурным нэпом».

В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, «анти»- интеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости бдительного отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей. Изобразительное искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось целиком упадническим.

После смерти Сталина черты тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Но административно-бюрократическая система, сложившаяся в. конце 20-х -начале 30-х годов, пустила глубокие корни. Попытки преодолеть последствия культа личности Сталина не затронули основ этой системы, а лишь придали ей некоторую демократическую видимость. Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни.

Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад культурного пространства.

Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим, ценностям". Духовная сфера переживала в середине 90-х годов острый кризис.

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Ключевой проблемой становится сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    Как возникла и развивалась культура?

    Что представляет собой культура модерна?

    Чем характеризуется современная культура?

    Каковы тенденции развития современной культуры?

Основная литература.

    Андреева О.И. Мировая художественная культура: учеб. пос. для ссузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 347 с.

    Антология исследований культуры. Интерпретации культуры (культурология). – СПб, Изд-во СПбГУ, 2007, 722с.

    Баткин Л. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М, 1994.

    Блок М. Апология истории. – М., 1973.

    Данилевский Н. Россия и Европа. - М, 1991.

    Духовная культура Китая. Т. II. Мифология и религия. – М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, изд. «Восточнаяя литература», РАН, 2007, 869с.

    Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1996

    Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

    Культурология. История мировой культуры М.: Культура и спорт. 2001.

    Маркова А.Н. Культурологи. История мировой культуры. Москва «Юнити» 1998г.

    Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

    Миллс Ч. Властвующая элита. – М., 1959.

    Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1995.

    Швейцер А. Культура и этика. – М., 1983.

    Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

Дополнительная литература.

          Антология исследований культуры. Интерпретации культуры (культурология). –СПб, Изд.-во СПбГУ, 2007, 722с.

    Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. - М., 1983.

    Маркова А.Н. "Культурологи. История мировой культуры". Москва "Юнити" 1998г.

    Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М., 1991.

    Фромм Э. Бегство от свободы. - М, 1990.

    Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. Избранные работы по теории и методологии культуры, социологии культуры, социальной философии. – М.: Изд.-во МГУ, 2007, 704с.

    Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

Совокупность всех литературных произведений представляет собой развитие мирового словесного общества. Исторически сложилось множество национальных литератур, которые этот процесс обусловили. Так или иначе все литературные произведения имеют общие свойства. Все они результат творческой работы писателя, поэтому обладают общими образами, эстетической значимостью, истинной формой воплощения, но при этом, в связи с особенностями культурного развития той или иной страны, литературные произведения оказываются специфическими у каждой нации.

Особенность русской литературы в том, что в ней отразилась тесная связь с принятым в 988 году христианством. Многовековое взаимодействие с догматами православной веры не могло не отразится на сознании русских писателей. Важнейшая нравственно-философская проблематика, русский высокий этический пафос связан с наблюдениями писателей над соотношением понятий нравственности и святости. Из этой главной особенности вытекают более частные:

Русская литература имеет высокие духовные основания - древнерусскую литературу, которая базировалась на духовных явлениях, принципах

С 18 века русская литература тесно взаимодействовала с мировой философской идеей. Но при этом русские писатели переосмыслили важнейшие идеи мира, сближали их с принципами человеколюбия, поиска идеала

Русская литература глубоко философична. М.В. Ломоносов, Н. Карамзин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой

Русская литература всегда стремится к подчинению в виде добра

Западно-европейские писатели воспринимали русскую литературу как святую.

Н.В. Гоголь в своей книге «Выбранные места из переписки с друзьями» указал на истоки святости русской литературы. По мнению писателя, она заключается в лиризме наших поэтов («лиризм - это что-то близкое к библейскому»). «Наши поэты видели всякий высокий предмет в его законном прикосновении к верховным источникам лиризма (Богом), одни сознательно, другие бессознательно, потому что русская душа вследствие своей русской природы уже слышит это как-то само собой»


Периодизация русской литературы

1период - древнерусская литература начинается с 11 века и заканчивается 17 веком

2период - 18 век-эпоха просвещения

3период - 19 век-эпоха золотого века, классическая эпоха

4период - конец 19-начало 20 века называют серебряным веком

5период - 20 век с 1918 до 80х годов

6период - конец 80х, 90е начало 21 века

Литература Древней Руси

Древнерусская литература - это духовная основа русской литературы. Она возникла как результат христианизации Руси. В связи с принятием христианства Русь приобщилась к культурным и мировоззренческим основам Византии, получила литературу и письменность.

Самые первые литературные памятники в Древней Руси носили переводной характер. Первыми стали Евангелие и Псалтирь.

Остромирово Евангелие (1056-1057гг) переведено дьяконом Григорием для посадника Остромира в Новгороде.

Кроме того очень часто переводили исторические хроники, жития святых Антония Великого, Андрея Первозванного, сборники рассказов о святых - Патерики. Кроме того богословские сочинения. С течением времени появились и оригинальные произведения.

Особенности древнерусской литературы

Древнерусская литература основывалась на системе религиозных …. в основе этой системы лежал религиозный символический метод

Высокая духовность. Центральной темой можно считать ….

Тесная связь с историей

Рукописные произведения. Поэтому встречаются варианты.

Все произведения писались по определенным канонам, правилам. Каждый книжник ориентировался на предыдущее произведение.

Исходя из канонов складывались жанры древнерусских произведений:

Развитие древнерусской литературы шло по пути постепенной трансформации западной системы под влиянием усиливающимся ….. к внутреннему миру человека.

Оригинальные произведения древнерусской литературы «Повесть временных лет», условно первым оригинальным можно назвать «Слово о законе и благодати» Иллариона, написанное 1037-1050 годами.

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.

Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области, Почётный работник общего образования РФ.

Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения

Урок 1. Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы

!

Александр Блок

Тип урока: изучение нового материала - «открытие» учащимися новых знаний.

Методы работы: лекция с элементами беседы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, групповая

Цели урока:

1)образовательные:

    выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;

    во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в первой и во второй половине XIX века, дать общую характеристику литературе века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики .

2) развивающая:

    развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, составлять опорные таблицы, делать выводы;

3 ) воспитательная :

Оборудование : учебник литературы для 10 класса. Часть 1. Авторы: В.Сахаров, С.Зинин. Москва «Русское слово», 2007; репродукции картин русских художников: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» В.Г. Перова, «Не ждали» И.Е. Репина, «Побеждённые. Панихида» В.В. Верещагина, «Берёзовая роща» И.И. Левитана;

Использованные технологии: здоровьесбережения, технологии проблемного изучения

Ход урока

I . Самоопределение к деятельности. Организационный момент

    Знакомство с классом .

    Знакомство со структурой учебника .

Учебник состоит из двух частей. В книге даётся глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, развёрнутый биографический материал, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.

Однако вы должны понимать, что никакой учебник или справочник не может заменить само художественное произведение. Только прочитав произведение, вы можете составить СВОЁ личное мнение о прочитанном. В учебнике есть задания, помеченные звёздочкой * – это задания для углублённого изучения какого-то вопроса или повышенной сложности и носят индивидуальный характер. В учебнике много репродукций картин, рисунков, которые тематически перекликаются с произведениями русской классической литературы.

    Требования к учащимся : чтение текстов произведений, записи в рабочих тетрадях, портфолио достижений (участие в предметных конкурсах и олимпиадах); накопительная оценка (выполнение индивидуальных и групповых заданий: презентации, доклады и т.п.). Тексты наизусть – обязательно для всех!

II . Постановка учебной задачи. Работа по теме урока

1. Слово учителя. Вступительная беседа

Тема нашего вводного урока:«Русская литература XIX века».

Наша задача - выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века, литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Обзорные лекции предполагают конспектирование, поэтому сегодня мы с вами будем также развивать умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать основные положения лекции и т. п.

В 8-9 классах вы изучали произведения, написанные в первой половине XIX века.

    Назовите основные произведения, изученные вами в 8-9 классах.

(«Капитанская дочка», «Ревизор», «Недоросль», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»)

Программа 10 класса предполагает знакомство с произведениями второй половины XIX века. И самое первое произведение – это роман И.А.Гончарова «Обломов».

2. Работа с эпиграфом. Прочитайте. В конце урока сделаем вывод:

    Почему Александр Блок сказал, что « Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»

3. «Открытие» учащимися новых знаний. Конспект основных положений лекции. Составление таблицы

Периодизация русской литературы XIX века

Общая характеристика периода

Развитие основных литературных жанров

I четверть

Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов - рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод - романтизм.

Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия.

Литература 30-х годов

Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».

Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике.

Литература 40-50-х годов (1842-1855)

Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе.

Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Литература 60-х годов (1855-1868)

Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский)

Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков.

Литература 70-х годов (1869-1881)

Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова

Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.

Литература 80-х годов (1882-1895)

Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.

Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев

Литература 90-х годов (1895-1904)

Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова.

Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

III. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Первичное закрепление.

    Докажите справедливость утверждения А.Блока, что « Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век

    Дайте краткую характеристику основных этапов исторического развития России.

(Развитие идей дворянской революционности. Кризис крепостничества. Подъём демократического движения. Развитие капитализма в России. Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей.)

IV. Домашнее задание. Комментарий

Учитель. Дома внимательно прочитайте ваш конспект. Обратите внимание на основные этапы исторического развития России и русской классической литературы . В лекции встречались понятия, которые вам, возможно, незнакомы.

1). Д/З: стр. учебника – 141 . Основные понятия : славянофильство и западничество, «физиологический» очерк, «чистое искусство», антинигилистический роман, народничество, «почвенничество».

В справочной литературе найти толкование этих понятий и записать кратко в тетради.

Цель нашего вводного урока - не только выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века. Не менее важная цель – это определения уровня литературного развития каждого учащегося. И определить это позволит небольшая анкета, на вопросы которой вы ответите дома.

2). ВСЕМ: вопросы анкетирования:

    Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по 5-балльной системе.

    Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?

    Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

3).ВСЕМ: подготовиться к беседе по 1-10 гл. романа «Обломов».

4). И/з: подготовить сообщение или презентацию «Очерк жизни и творчества Гончарова» (учебник: стр. 176-184)

V. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)

Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Где можно применить новое знание?