Кто изобрел саксофон? Его виды, звучание. Изобретатель адольф сакс и трудная судьба саксофона

Этот поистине душевный инструмент тронет даже самое черствое сердце. Узнать звучание саксофона можно из тысячи. Именно его «голос» часто слышится на многих романтических мероприятиях, к примеру, на таинстве бракосочетания. Также саксофон удачно вписывается во множество джазовых композиций, где становится резким и задорным.

Кто изобрел саксофон?

Изобретателем этого душевного музыкального инструмента считают инструментального бельгийского мастера французского происхождения - Адольфа Сакса. Он всю жизнь мечтал дать шанс быть инструменту, который стал бы чем-то средним между деревянными и музыкальными медными нотами. Приспособление, в котором могли бы сочетаться два этих тембра, отлично вписалось бы, по мнению изобретателя, в оркестр военных сил Франции. Ответ на вопрос «в каком году изобретен саксофон» многие дают не совсем точно, однако известно, что рождение саксофона пришлось на начало 1842 года. Патент был установлен спустя 4 года после изобретения. Согласно истории о том, как Сакс изобрел саксофон, он сидел дома и, приставив мундштук от кларнета к офикледу, сделал попытку заиграть, с первых же нот парень влюбился в это звучание. С того момента и пришло ему на ум назвать такой инструмент в свою честь. Популярный в то время композитор и журналист услышав потрясающий звук саксофона, был очень удивлен. Спустя несколько месяцев журналист написал статью об этом музыкальном инструменте.

Так разошлась слава о саксофоне по всей Европе, и дошла в наши края. На этом сотрудничество Сакса и Берлиоза не закончилось. Известный композитор сочинил первую партию для музыкального изобретения. После премьеры саксофона не один известный автор пожелал, чтобы его звучание вписали в их произведения.

Звучание саксофона

Звучание этого чудесного музыкального инструмента описывают множеством самых прекрасных слов: он непревзойденный, завораживающий, волшебный, чарующий и в то же время очень нежный.

Тембр саксофона способен затронуть до глубины души уже с первых нот, а его звук невозможно не узнать. Игра на саксофоне требует виртуозных навыков, играть на нем дано не каждому. А тот, кто решит связать свою жизнь с игрой на саксофоне, просто обязан любить музыку, жить ею и в совершенстве владеть инструментом

Из чего состоит саксофон? Его виды

О том, кто изобрел саксофон, сегодня упоминают чаще, чем о его достижении. И это верно. Однако сам инструмент достоин не меньшего внимания. С момента рождения саксофона его автор разработал четырнадцать видов. Но со временем стало ясно, что наибольшей популярностью пользуются всего восемь из них. А четыре вида просто молниеносно сметаются с рук автора. Эти инструменты имеют очень сочное звучание и необычайную технику.

Этот музыкальный инструмент являет собой трубку конической формы. Изготавливают его, как правило, из специального сплава меди, цинка и никеля. Автор саксофона далее усовершенствовал свое творение и придал некоторым видам более компактную форму. Саксофон стало удобнее использовать благодаря изогнутой основе. Саксофон, имеющий много разновидностей, может быть ровным. Инструмент складывается из трех частей: корпуса (основы), раструба и эски. Эски - трубка, которая является продолжением корпуса саксофона. На эту часть и накладывается мундштук. Он по форме похож на птичий клюв и изготовлен из эбонита. Иногда производители используют качественный пластик. Реже - металл. За образование специфического звука в саксофоне отвечает «язычок» - трость. Она в свою очередь может быть тростниковой, бамбуковой или изготавливаться из камыша. Эта деталь саксофона прикрепляется к инструменту при помощи машинки (лигатуры). Она по внешнему виду напоминает маленький сверток с парой винтов по бокам. Тот, кто изобрел саксофон, а именно Адольф Сакс, не забыл и о красивом внешнем виде инструмента. Сегодня его изготавливают по технологии первого автора, дополняя красивыми оттенками и узорами.

Саксофон в нынешнем мире

На сегодняшний день саксофон пользуется необычной популярностью и считается одним из главных инструментов во многих духовых оркестрах. Мало кто из ценителей современной музыки, в том числе поп-музыки, рока, рок-н-ролла, знает, что саксофон задействован и в этих современных направлениях. Не последнее место этот духовой инструмент занимает и в симфонических оркестрах.

Кратко о дальнейшей судьбе Сакса

Сакс после достижения пика своей карьеры решает остановиться в Париже. Многие не порадовались тому, что на их земле будет жить известный изобретатель - тот, кто придумал саксофон. Однако друзья Сакса его поддержали. Недоброжелателями оказались конкуренты - местные мастера. Они, как потом выяснилось, завидовали таланту Сакса и его друга Берлиоза. Адольф Сакс в силу своей мудрости не обращает внимания на злые слухи и открывает свое дело по производству духовых музыкальных инструментов. Его работы пользуются широким спросом, и заказы поступают из многих стран мира. Саксофон продолжает пользоваться популярностью, каждый раз напоминая о великом человеке, который сделал большое вложение в историю музыки, о том, кто изобрел саксофон и навечно остался жить в памяти многих.

Антуан Джозеф Сакс родился в Динане 6 ноября 1814 года. Ни у кого до сих пор нет точного ответа, почему люди стали называть его Адольфом. Как бы там ни было его родители перебрались в Брюссель, когда малышу было всего несколько месяцев. Его отец был столяром и, как это ни странно, изготовителем музыкальных инструментов. Поэтому с юного возраста и Сакс учился этому ремеслу.

«У маленького Адольфа были все возможности освоить это дело профессионально в мастерской отца, и в конечном итоге он достиг больших успехов», – говорит Джо Сэнти (Jo Santy), директор Музея музыкальных инструментов в Брюсселе. – «Первым инструментом, который Сакс изготовил уже в 14-15 лет, был кларнет. Однако скучное, по его мнению, расположение духовых отверстий он сместил, в результате чего звучание изменилось и стало более мягким». Сэнти также рассказывает, что при первой возможности в 1840 году талантливый Адольф Сакс перебрался в Париж. Его главной целью было создание целого ряда новых видов музыкальных инструментов для оркестра французской армии. Работы было много.

Настоящую славу саксофон приобрел в Америке – об этом скажет любой поклонник джаза

Адольф Сакс времени даром не терял. Он одолжил немного денег у своих знакомых, построил собственную мастерскую и начал работу над инструментом, который в то время получил название «саксгорн». Позже он станет популярным, правда, под другим названием – флюгельгорн, эвфониум и бас-туба.

В 1846 году Сакс получил патент на изобретение, работе над которым он посвятил несколько лет – саксофон. Его конструкция представляла собой сочетание кларнета и офиклеида (прим.автора – «медный духовой инструмент»). Звучит великолепно, не так ли? Однако Адольф был непростой личностью.

По словам Сэнти, «Сакс был весьма противоречивым человеком. Это был опасный, плодовитый, энергичный бельгиец, прибывший в Париж разделить музыкальный мир Франции на сторонников и противников».

Удача постоянно то улыбалась, то отворачивалась от него. Он становился банкротом 3 раза из-за исков, которые предъявляли ему конкуренты. Конкуренты, которые начали создавать свою версию саксофона на базе патента Сакса, который истек спустя 10 лет после его приоьретения. Саксофон получил широкое распространение в камерной и оркестровой музыке, но более всего – в армейских биг-бэндах.

Это была любовь с первого взгляда – между джазовыми музыкантами и саксофоном

Джо Сэнти: «Это была любовь с первого взгляда – между джазовыми музыкантами и саксофоном. Они играли на нем так, как будто пели, и саксофон – лучший инструмент, чтобы показать это. С помощью него вы можете плакать, беседовать, рыдать или кричать точно так же, как с помощью вашего голоса».

Адольф Сакс умер в 1894 году и похоронен на кладбище Монмартр в Париже. В последние годы жизни он боролся с раком губы и противостоял собственной нищете.

Всеобщее внимание к Адольфу Саксу было привлечено в прошлом году – на праздновании 200-летия со дня его рождения. В Брюссельском Музее музыкальных инструментов была организована специальная выставка работ Сакса, а в его родном городе Динане состоялось международное состязание по игре на саксофоне.

«Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет». Г. Берлиоз

У столяра-плотника Шарля-Жозефа Сакса и Мари-Жозе Массон из бельгийского городка Динант было одиннадцать детей, семеро из которых умерли, так и не став взрослыми. Их первенец по имени Антуан-Жозеф, чьё двухсотлетие отмечалось в прошлом году, родился 6 ноября 1814, прожил 80 лет и прославился изобретением «мундштучного офиклеида», запатентованного под этим названием в 1842 году и известного теперь всем и каждому.

Не надо смущаться тем, что эти имя и название ничего не говорят нашему уху.

Антуан-Жозеф примерно с 16 лет стал именоваться Адольфом Саксом, а офиклеид вскоре после официального рождения был вторично «крещён» Гектором Берлиозом и получил с его лёгкой руки название саксофон , в честь изобретателя. Примечательно то, что инструмент и самой своей формой словно прославляет своего творца, имитируя изгибом корпуса его инициал.

Шарль-Жозеф Сакс, будучи искусным плотником, ещё до рождения детей в своей мастерской при доме на Новой улице Динанта (с 1896 года носящей имя его сына) как-то решил попробовать свои силы в постройке пианино. Попытка удалась, и он занялся ещё и струнными инструментами. Хотя он был и остался самоучкой, его скрипки получили одобрение профессиональных музыкантов, и он решился расширить производство, начав изготовливать и духовые, а в 1815 году отважился на переезд в Брюссель, где качество его фаготов и кларнетов было оценено высокопоставленным меломаном – Виллемом Первым, королём Нидерландов, к которым тогда Фландрия и Валлония, будущая Бельгия, принадлежали территориально. С 1820 Шарль-Жозеф Сакс стал придворным музыкальным мастером. За жизнь он получил больше десятка патентов за усовершенствование медных и деревянных инструментов, участвовал во множестве выставок, имел знаки отличия, лично занимался поставкой духовых в Оркестр королевской гвардии, и служил музыке преданно и страстно, что не спасло его от разорения.

Шарль-Жозеф рано заметил, что старший сын унаследовал его интерес к музыке и особенно к духовым.

Уже к десяти годам, подражая отцу и учась у него в мастерской, мальчик мог выточить тонко изогнутую трубочку, отшлифовать клапаны, собрать из деталей инструмент, а к шестнадцати годам самостоятельно смастерил свои первые флейту и кларнет. При помощи и поддержке отца юный Адольф занялся продолжением семейного дела. Он фонтанировал идеями, изобретал, совершенствовал и воспроизводил инструменты без устали. В 1830 году он принял участие в Промышленной выставке в Брюсселе, где устроил шоу с игрой на кларнете и двух флейтах, выточенных им из слоновой кости. К двадцати годам он придумал совершенно новый тип кларнета с 24-мя клапанами, а за ним последовал бас-кларнет, который заметил и оценил директор Парижской оперы Франсуа-Антуан Хабенек, специально приехавший в Брюссель на эту выставку и, между прочим, отозвавшийся о кларнетах других мастеров, как о «варварских».

Как и в любые времена, далеко не всем было по нутру такое стремительное восхождение и признание молодого таланта. На аудиции в королевский оркестр Брюсселя «Grande Harmonie», ставшей одновременно испытательным экзаменом для инструментов начинающего мастера, солист оркестра отказался играть на предложенном ему кларнете Сакса, мотивировав это тем, что инструмент исходит «опять от этого любимчика».

Адольф воспринял это как вызов и заявил, что он согласен: пусть солист играет на своём кларнете, а он будет играть на своём.

Состязание в духе Аполлона и Марсия состоялось, и, если верить задокументированному протоколу, прошло при четырёх тысячах слушателей. Победил не только кларнет, сам Адольф был принят в оркестр и стал его солистом. По оставшимся свидетельствам, за время его работы в оркестре специально для него писали такие сложные вставки и каденции, которые затем никто не мог повторить. (Музыкальный мир никогда не скупился на создание подобных легенд. Но ноты архивов не лгут: всё так и было.)

Сохранились также отзывы современников о характере Адольфа Сакса. Он держался очень независимо, отличался энергией, мужеством, упорством. И он, как и полагается молодому дерзкому человеку, безоглядно верил в свои силы. Он отказался от предложения начать собственное дело в Санкт-Петербурге, как отказался и от приглашения поселиться в Лондоне со смутно обрисованными вероятными перспективами. Он верил в свой талант и хотел реализовать его именно в Европе, лишь за пределами Бельгии, ставшей для него слишком тесной.

1842 стал годом великого перелома в жизни Сакса.

В то время собственный инструмент сам Сакс считал просто технической новинкой в старом известном семействе. Его узаконенное французское название ophicléide было составлено из греческих слов «змея» и «ключ», и было запатентовано в год рождения самого Адольфа парижанином Жаном-Илером Асте, как инструмент рода клаппенгорнов (бюгельгорнов с клапанами), похожий на фагот. Конструкция же, изобретенная Саксом, представляла тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых. При этом новый инструмент обладал металлическим коническим корпусом, мундштуком с одинарной тростью (почти без изменения заимствованным у кларнета), системой кольцевых клапанов Т. Бёма, но при этом имел «змееобразную» форму, или, как отмечали современники, забавную форму курительной трубки.

Гектор Берлиоз, замкнутый и сдержанный, в течение нескольких часов выслушивал импульсивного бельгийца,

обещав подумать и дать ответ через несколько дней. Эти дни Сакс провёл в понятном волнении: Берлиоз обладал большим влиянием в музыкальной среде Парижа и имел широкий круг ценных знакомств, в том числе среди критиков, от чьих отзывов в печати зависело столь многое.

12 июня 1842 года в «Le Journal des Débats» Берлиоз напечатал статью, больше похожую на оду, в которой буквально воспел мастера и его новшество, впервые назвав инструмент саксофоном, по имени мастера, что было сразу подхвачено французской и бельгийской прессой. «Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины», - писал Берлиоз.

Этот отзыв послужил началу плодотворной и продуктивной жизни Сакса в Париже.

Изобретатель, композитор и исполнитель, он теперь был принят во всех салонах, общался с большим количеством композиторов, верящих в него, устраивал презентации инструментов в своей студии и в известных залах. Сам Берлиоз вскоре написал «Хорал для голоса и шести духовых инструментов», в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом, и лично продирижировал своим произведением в 1844 году. Кроме того, статью о саксофонах он включил в своё сочинение «Искусство инструментовки». Новинку тут же стали использовать в своих опусах А. Тома, Ф. Галеви, Дж. Мейербер, Ж. Массне, К. Сен-Санс и Ж. Бизе. С 1857 г. Адольф Сакс открыл класс саксофона в Парижской консерватории, преподавал там сам и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

По существу, Сакс стал отцом не одного инструмента, но целого семейства,

объединившего четыре основных рода: саксгорны, сакстромбоны, сакстубы и собственно саксофоны. Из четырнадцати разновидностей саксофона, сконструированных им, ныне используется семь: сопранино, сопрано, альтовый саксофон, теноровый, баритоновый, басовый и контрабасовый. (Для одного только «Болеро» М. Равеля требуется сразу три из них: сопранино, сопрано и тенор.)

Форма параболического конуса, счастливо найденная Саксом, и тонко изученные им принципы акустических соотношений, составляют технический секрет саксофона и являются источником его неповторимого тембра.

Но далеко не всё было безоблачным.

Слава шла рука об руку с неизбежными завистью, враждебностью, косностью и спекуляциями. Против Сакса выступили менее удачливые мастера духовых, оспаривавшие эксклюзивность и первенство его инструментов, бренд был объявлен недействительным, маркировки саксофонов постоянно менялись. Ему приходилось отменять свои патенты, его клевали критики, газеты пестрели карикатурами, он был вынужден бесконечно таскаться по судам, уставал от нападок и обвинений, сдавался под натиском претензий, проигрывал и трижды объявлялся банкротом: в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона Третьего, бывшего его почитателем. Всё это походило на процесс по делу фальшивомонетчиков, где трагизм ситуации был в том, что не мошенники должны были изворачиваться и изощряться, «отмазывая» свою поддельную чеканку, а самый что ни на есть честнейший обладатель законного и подлинного сокровища. В 1853 году отец Адольфа, также не сумевший сохранить собственного дела и мастерской в Брюсселе, переехал в Париж поддержать сына и до самой своей смерти, последовавшей в 1865 году, прожил с ним бок о бок, помогая ему в производстве саксофонов, прославивших имя семьи.

Адольф Сакс и в годы судебных преследований и финансовых неудач преданно занимался служением музыке.

К 1845 году военные оркестры и капеллы Франции дышали на ладан и почти прекратили своё существование. Сакс представил военному министру, генералу Руминьи, работу по музыкальной реорганизации оркестров и предложил и свои реформы, и свои инструменты. Была созвана особая комиссия, решившая устроить соревнование между традиционной системой и той, что была предложена неугомонным бельгийцем. Надо ли говорить, что формула реанимации духовых военных ансамблей, подсказанная Саксом, победила?

Список изобретений и усовершенствований, привнесенных Саксом, был очень велик. Он преподавал и в консерватории (директором её в то время был Д.Обер, унаследовавший пост у Л.Керубини), и в военных оркестрах. Он защитил диссертацию о влиянии игры на духовых инструментах на человеческие лёгкие, составил инструкции для изобретателей, замечательные исследования акустики различных залов, проекты улучшения звучания медных и деревянных духовых, – в общей сложности около сорока оригинальных работ, показывавших, что изобретательский неукротимый дух Сакса не был сломлен экономическими проблемами.

По причине шаткого финансового положения или нет, Сакс никогда официально не был женат.

Он жил в невенчанном браке с испанкой Луизой-Аделью Маор, и у них было пятеро детей, которых он безоговорочно признавал, но, тем не менее, никогда не стремился представить широкой публике, вероятно, ещё и из-за очень незнатного происхождения их матери.

Адольф Сакс умер в бедности 7 февраля 1894 года, и похоронен на парижском кладбище Монмартр в фамильном склепе, на котором изображён саксофон, и где кроме него погребены ещё шесть членов его семьи. Дела фамильной музыкальной фабрики продолжил его сын, Адольф-Эдуард, а с 1928 года она перешла во владение парижской фирмы «Селмер».

Его лучшее детище продолжает жить и по сей день пребывает в добром здравии.

В начале XX века в Европу проник джаз, где саксофон стал одним из доминирующих инструментов и имел большой успех. Попутно в 20-х годах был отмечен новый всплеск интереса классических композиторов к саксофону. Д. Мийо, М. Равель, а позже и П. Хиндемит, А. Онеггер, А. Берг, С. Прокофьев, Д. Шостакович и множество других композиторов включили его в свои оркестровые партитуры. Существует и широкий ряд произведений для саксофона соло, в числе которых опусы А. Глазунова, К. Дебюсси, Ж. Ибера и др. В 1928 году в Парижской консерватории Марсель Мюль основал первый квартет саксофонистов, а в 1942 году, спустя столетие после изобретения саксофона, с подачи профессора Даннелса примеру Парижа последовала и Брюссельская консерватория.

С 1954 года на камне дома в Динанте красуется выгравированная надпись «Ici naquit Adolphe Sax. 1814-1894» («Здесь родился Адольф Сакс»). В Динанте же существует памятник Саксу, изображенному сидящим на скамье с саксофоном в руке; можно присесть рядом и сфотографироваться в обнимку. До введения евро Сакс и его творение были изображены на банкноте в 200 бельгийских франков.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов.

О популярности инструмента в широких кругах, от любителей до профессионалов, от классических исполнителей до джазистов, от учеников до президентов и говорить не приходится.

Брюссельский Музей Музыкальных Инструментов, открывшийся в июне 2000 года в центре города в изумительном здании эпохи модерн «Old England», владеет широкой коллекцией духовых, среди которых редчайшие экземпляры серпентов, офиклеидов, корнетов, флюгельгорнов, экспериментальных и диковинных инструментов. Работы Сакса и его фабрики можно увидеть в витринах музея. Осенью, в дни 200-летнего юбилея там проходила специальная выставка, посвященная великому мастеру и дивному творению, носящему его имя.

Изобретатель саксофона Антуан Жозеф Сакс, обычно называемый Адольфом, родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан, в семье известного мастера духовых инструментов. Шарль Жозеф, отец Адольфа, был самоучкой, но изготавливал кларнеты и фаготы такого качества, что его назначили придворным музыкальным мастером и, с этой поры, он получил немало дипломов и медалей, и более десятка авторских свидетельств.


Нет ничего удивительного в том, что дети семьи Саксов росли в окружении различных инструментов и механизмов, в атмосфере творческого труда родителей. Четверо сыновей Ш. Сакса решили продолжить его дело.

Антуан Жозеф был самым талантливым из 11 детей Ш.Ж.Сакса. Отец рано заметил у Антуана интерес к конструированию и прекрасные музыкальные способности, проявлявшиеся в пении и игре на флейте. Вместо того чтобы предаваться веселым забавам со своими сверстниками, мальчик предпочитал наблюдать и, по возможности, участвовать в работе отца в его мастерской. Ш. Сакс старался поддерживать и развивать проявившиеся наклонности сына, сделав вскоре его своим учеником. И это дало свои плоды.

В шесть лет Антуан умел уже без всякой помощи мастерить себе игрушки, а к двенадцати годам приобрел достаточную сноровку в выполнении таких тонких и сложных технических операций, как отливка, точка, шлифовка клапанов, сборка деталей деревянных духовых инструментов, обкатка трубки валторны. В возрасте шестнадцати лет он посылает на выставку вместе с инструментами отца тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.

Свою работу Адольф Сакс начал в 1840 году с усовершенствования кларнета и бас-кларнета, а вскоре задался целью построить музыкальный инструмент, который восполнил бы весьма существенный пробел в системе оркестра духовой музыки и был бы чем-то средним между деревянными и духовыми инструментами.
Для осуществления своего замысла, он использовал новый принцип построения: соединил коническую трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Корпус этого инструмента был сделан из металла, а внешние очертания напоминали басовый кларнет, расширяющийся на конце, с сильно загнутой вверх трубкой, к которой была прикреплена трость на металлическом наконечнике, изогнутом в форме буквы "S". Замысел Сакса блестяще удался, а тембр нового инструмент оказался настолько интересным, что обратил на себя внимание многих музыкантов.


Вскоре произошла знаменательная в творческой жизни Сакса встреча с молодым, но уже довольно известным в то время композитором Гектором Берлиозом. Это случилось в начале июня 1842 года в Париже, куда изобретатель приехал специально, чтобы познакомить столичных французских музыкантов со своими новыми инструментами, чему в немалой степени способствовали предложения со стороны Ф. Габенека и профессора-инструментоведа "Коллеж де Франс" Ф. Савара.
В этот день Берлиоз и Сакс много беседовали. Изобретатель рассказывал композитору о своих планах и предложил послушать игру на изобретенных им кларнетах и изобретенном саксофоне, он пришел в восторг от саксофона, звук которого был совершенно необычным и непохожим ни на один из тембров, украшавших тогда оркестр. С этого времени началась долгая и крепкая дружба двух талантливых музыкантов.
Берлиоз пригласил Сакса на прослушивание в консерваторию. В присутствии многочисленной аудитории, среди которой были именитые композиторы Ф. Обер, Ж. Галеви, Г. Доницетти, Э. Мони и другие, Сакс играл на своих новых инструментах. Гаэтано Доницетти, прослушав выступление Сакса, сразу же предложил ему место в оркестре в качестве солиста на бас-кларнете. Собственно, Сакс был не против этого, но музыканты, узнав об оказанной изобретателю чести, поставили ультиматум: "Если будет Сакс, не будет нас". Это положило начало борьбе, которую вела против Сакса консервативная часть французских музыкантов и конкурирующие фабриканты на протяжении всей жизни изобретателя.


Саксофоны Сакса из Музея Музыки
После возвращения Сакса в Брюссель "Journal des Debats politique et litteraire" ("Газета политических и литературных дебатов") от 12 июня 1842 года опубликовала статью Г. Берлиоза "Музыкальные инструменты А. Сакса", рассказывающую читателям об успехе и творческих планах молодого бельгийского изобретателя. Как знаток музыкальных инструментов Берлиоз подробно анализирует конструктивные нововведения кларнета in B и бас-кларнета, делая, в частности, в отношении последнего следующее заключение: "В новом бас-кларнете Сакса нет ничего старого, кроме названия". Здесь Берлиоз дает краткую, но меткую характеристику мастеру-новатору: "Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет". И все же предметом особенно восторженных отзывов композитора стал саксофон: "Саксофон, названный так по имени изобретателя, представляет собой медный духовой инструмент, довольно похожий по своей форме на офиклеид, но снабженный девятнадцатью клапанами. На нем играют не как на других медных мундштучных инструментах, а с помощью мундштука, подобного мундштуку бас-кларнета. Таким образом, саксофон может считаться родоначальником новой семьи язычковых медных инструментов. Его диапазон составляет три октавы, начиная с нижнего звука си-бемоль и до верхнего звука фа, его аппликатура примерно такая же, как аппликатура флейты и второй октавы кларнета. Что касается звучания, то его природа такова, что я не знаю ни одного инструмента низкого регистра, применяемого в настоящее время, который мог бы в этом отношении с ним сравниться. Саксофон - это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Он значительно превосходит, на мой взгляд, низкие звуки офиклеида в отношении их точности и устойчивости. К тому же характер звучания саксофона совершенно необычен и непохож ни на один из тембров, которые можно услышать в современном оркестре, если не считать в какой-то степени низкие звуки ми и фа бас-кларнета. Благодаря наличию трости саксофон может легко усиливать и ослаблять звучание. В верхнем регистре он воспроизводит волнующие и вибрирующие звуки, которые можно было бы успешно использовать для усиления мелодической выразительности. Вероятно, этот инструмент никогда не будет пригоден для игры быстрых пассажей и сложных арпеджио - но инструменты низкого регистра и не предназначены для легких переходов. Поэтому, чем сожалеть об этом, лучше радоваться тому, что невозможно будет злоупотреблять саксофоном и нарушать величественный характер его звучания, исполняя на инструменте музыкальные пустяки".
Таким образом, Берлиоз одним из первых привлек внимание европейских музыкантов к работам талантливого бельгийского мастера, предвосхитив вместе с тем будущее саксофона. Так или иначе, но с легкой руки композитора известность Сакса и его саксофона перешагнуло границы Бельгии. Эта блестяще написанная статья открыла первую страницу в биографии саксофона. Примечательно, что с публикацией Берлиоза вскоре познакомились и русские читатели - она была перепечатана газетой "Messeger de S-t-Petersburg" (1842, 11 октября, №41), выходившей в Петербурге на французском языке, что, безусловно, способствовало привлечению внимания музыкальных кругов русского общества к новаторским поискам брюссельского изобретателя.

Первый саксофон

Сразу же после выхода статьи Берлиоза Сакс получает официальные предложения от правительства ряда европейских стран, в том числе и из России, об организации широкого производства духовых музыкальных инструментов для нужд военных оркестров. Особенно настойчивые просьбы исходили от правительства и военных кругов Франции.
И вот, вопреки протестам отца, в расцвете творческих сил двадцатисемилетний Сакс навсегда покидает родину и в октябре 1842 года переезжает в Париж. Французская столица того времени была центром музыкальной и художественной жизни Европы, куда стремились самые блистательные таланты, чтобы добиться признания. Париж манил Сакса своими перспективами, размахом творческой деятельности, возможностью наиболее полно удовлетворить свое честолюбие, о котором говорит хотя бы такой факт из жизни изобретателя. Еще в 1841 году Сакс выставил в Брюсселе коллекцию из девяти своих новых изобретений. Частная комиссия, организованная специально для рассмотрения его инструментов, объявила о своем решении присудить Саксу золотую медаль. Однако официальное жюри, учрежденное для оценки вещей, принадлежащих к разным отраслям промышленности, высказало мнение, что изобретатель для получения такой высокой награды еще слишком молод. В итоге Сакс был удостоен серебряной медали, от которой отказался, сказав комиссии, что считает себя слишком старым для этой награды.
В Париже начался новый период творческой биографии Сакса. Он начал с того, что занял 4000 франков у флейтиста "Гранд-Опера" Доруса и приобрел на улице Нов-Сан_Жорж в доме №10 помещение, в котором открыл собственную фабрику по производству духовых инструментов. Сакс встретил дружескую поддержку и покровительство со стороны видных композиторов: Берлиоза, Мейербера, Россини, Доницетти, Обера, Галеви, Спонтини, музыкантов "Гранд-Опера". Однако с самого начала жизнь эмигранта-изобретателя в Париже, внешне яркая и счастливая, была омрачена завистью и подлостью его коллег - французских музыкальных мастеров, доводивших Сакса временами до разорения.


Начало 1840-х годов для Сакса - время самого высокого творческого взлета, характеризующиеся огромным размахом изобретательской деятельности. 17 августа 1843 года Сакс получает свой первый французский патент за изобретение семейства медных инструментов - сакструб, снабженных системой независимо вращающихся вентилей. 22 ноября 1845 года к этому патенту добавляется еще один - за новое семейство саксгорнов, имеющих единый тубообразный внешний вид с помещенными вертикально сверху пистонами. Эти инструменты составили в дальнейшем основу современного духового оркестра. Триумфальной датой для изобретателя стал день 3 февраля 1844 года, когда в знаменитом парижском зале Герца состоялся авторский концерт Берлиоза.

В программу вечера, кроме впервые исполняющихся под руководством автора увертюры "Римский карнавал", сцены с хором и небольшой оркестровой пьесы, был включен "Священный хорал" (переложение фрагмента кантаты Берлиоза "Герминия", 1828) для секстета духовых инструментов, усовершенствованных Саксом: трубы, корнета, бюгля, кларнета, бас-кларнета, саксофона. Причем на последнем играл сам изобретатель.
…Программа концерта подходила к концу, когда зазвучала величаво-торжественная музыка хорала. Изысканная публика зала Герца, затаив дыхание, вслушивалась в вариации темы, поочередно звучащие то у одного солиста, то у другого. И вот в один из моментов ансамбль прервал игру представив соло саксофоны. На слушателей хлынул, по словам Берлиоза, поток "торжественных и меланхоличных, а иногда расплывчатых, подобных ослабленному звучанию эха звуков". Как только растворились в зале последние пассажи инструмента, слушатели устроили изобретателю бурю оваций. Потрясенный услышанным, Мейербер воскликнул: "Вот для меня совершенство звука!", а Россини, остыв от восторга, признался, что "никогда не слышал ничего более прекрасного". С этого вечера саксофон вступил в большую семью уже признанных духовых оркестровых инструментов. Это была знаменательная веха в его истории.


Не следует, однако, думать, что саксофон имел законченное конструктивное решение. Интересно одно из воспоминаний историка военной музыки, австрийского органиста, дирижера Эдмонда Неккома, присутствовавшего на авторском концерте Берлиоза. "Когда настал триумфальный для изобретателя день, - писал он, - саксофон, фигурировавший в программе концерта, был далеко еще не закончен. Поэтому Сакс, как человек, которого не останавливают никакие трудности, велел привязать клапаны инструмента веревкой, а сам присоединил к саксофону с помощью сургуча какие-то части".

Воодушевленный успехом, Сакс с присущей ему энергией приступил к созданию семейства саксофонов, которое вскоре включает в проект нового инструментального состава, предназначенного для реорганизации французских военных оркестров. И вот в апреле 1845 года в Париже, на Марсовом поле, состоялся конкурс военных оркестров, в котором одержал победу оркестр Сакса. Наибольшие похвалы и одобрения со стороны комиссии этого конкурса выпали, по свидетельству секретаря жюри Г. Кастнера, главным образом на группу саксофонов, "охватывающую обширную хроматическую шкалу от высоких до низких звуков, способную составить, следуя сделанному Саксом заявлению, ядро военного оркестра, подобное звучанию вокального квартета, и основу, на которой можно легко строить гармонию".

В том же 1845 году саксофон был представлен Саксом на французскую национальную выставку.
17 мая 1846 года Адольф Сакс запатентовал свое изобретение под названием “Саксофон”. За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело — его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».
К патенту Сакс приложил подробное описание своего нового семейства язычковых инструментов. В патенте, в частности, изобретатель указал, что изготовил в разных строях два самостоятельных семейства саксофонов, из которых одно предназначалось для применения в симфоническом оркестре, а другое - в духовом.


Создав эти семейства, Сакс преследовал вполне определенную цель - обогатить звуковую палитру инструмента новыми тембровыми оттенками и как можно шире охватить используемую в музыкальной практике звуковысотную шкалу. Первое семейство было составлено им из шести разновидностей, каждая разновидность саксофона получила свое название в соответствии с тесситурой, принятой в разделении певческих голосов: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас.
Саксофоны первой группы не получили должного признания у исполнителей и композиторов. Наибольшую популярность как в духовом, так и в симфоническом, а позднее и в джазовом оркестрах приобрело второе семейство.


Развитие творческо-технической мысли Сакса не остается незамеченным и в русской прессе, В одной из публикаций журнала "Москвитянин" сообщается, что "к Лондонской выставке (открывшейся 12 мая 1851 года) Сакс приготовил целую партию саксофонов - инструмента совершенно нового…металлического, но с деревянным мундштуком, как у кларнета. Никогда еще не слыхали ни в одном духовом инструменте тона такого сильного, такого чистого и такого приятного, какой издает саксофон. Самая низкая нота его равняется четвертой струне контрабаса, между тем как высокая доходит до самой тончайшей трели певчих птиц: это огромный голос человеческий с неизмеримой гаммой, голос густой, полный, светлый, чистый, увлекательный".

Один из первых саксофонов
Чтобы судить о размахе изобретательской деятельности Сакса, достаточно сказать, что за свою творческую жизнь он запатентовал 35 изобретений. Его усилия были направлены на улучшение конструкций не только духовых, но и целого ряда других инструментов - струнных, клавишных, ударных. И все же активное изобретательство было лишь одной стороной деятельной натуры Сакса.

Так, по отзыву Мейербера, "Сакс являлся не только талантливым инструментальным мастером, но и, кроме того, видным музыкантом-исполнителем, дирижером. Его теоретические познания, полученные в результате добросовестных занятий и закрепленные долгой творческой практикой, позволили ему реализовать свои замыслы по усовершенствованию и изобретению музыкальных инструментов, многие из которых получили огромное признание у исполнителей и композиторов".
Сакс продолжал делать инструменты всю свою жизнь. Однако, конкурирующие производители инструментов нападали на законность его патентов и установили длинную кампанию тяжб против Сакса и его компании, дважды приведя его к банкротству (в 1856 году и 1873 году).



Характеризуя в целом творческую деятельность Сакса, можно сказать, что, являясь одним из видных представителей западноевропейских музыкальных мастеров и деятелей культуры второй половины XIX столетия, он совершил, по существу, подлинный переворот в производстве духовых инструментов, намного опередив тем самым свое время.


Во Франции Сакс с 1857 года и до конца своей жизни вел класс саксофона в Парижской консерватории (в то время это было училище) и издавал пособия по школе игры на всех изобретенных им инструментах. Параллельно он продолжал свои исследования, стремясь открыть данные, которые были еще неизвестны в науке о звуке, и старался всеми возможными способами устранить те неясности, которые пресекали дальнейшее развитие современного ему инструментального производства.
Помимо этого он произвел революцию в сфере духовых инструментов, сконструировав семейство саксгорнов (используется в военных и концертных духовых оркестрах) и ныне вышедшую из употребления саксотромбу (инструмент типа валторны).
В 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году.


Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в бедности в Париже 4 февраля 1894 года. Он был похоронен на кладбище Монмартра.
Саксофон же, начав свое существование в оркестрах военной музыки, так и не занял первоначально предназначавшегося для него положения, а пошел “по другому пути” и вскоре был введен в оперный и симфонический оркестр
.


После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к саксофону. В течение нескольких десятилетий к саксофону обращались лишь композиторы Франции и только значительно позже он приобрел мировую популярность, когда «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя. А когда в конце XIX века зародился джаз, саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов.


К началу XX века многие музыканты по достоинству оценили этот интересный инструмент. Рахманинов поручил саксофону одну из лучших своих мелодий в первой части “Симфонических танцев”, Дебюсси написал Рапсодию для саксофона с оркестром, Глазунов - Концерт для саксофона с оркестром, Прокофьев, Шостакович и Хачатурян неоднократно обращались к нему в своих произведениях.


А в десятых годах двадцатого века на саксофон обратили внимание музыканты джаз-ансамблей, именно тогда саксофон стал "королем джаза", каким он и продолжает оставаться до настоящего времени.

Вспоминая такое имя, как Адольф Сакс, биография которого тесно связана с миром музыкальных инструментов, мы не можем не ассоциировать его с известным всем саксофоном. Мало кто знает, что кроме создания своего основного детища, он занимался множеством различных доработок в области духовых инструментов.

Семья Адольфа

В Бельгии в большой музыкальной семье 6 ноября 1814 г родился мальчик Адольф Сакс. Биография Антуана-Жозефа (второе имя) очень необычна. Его отец Шарль Жозеф был известным мастером духовых инструментов в своей стране и в соседних государствах. Работа виртуоза получила высокую оценку короля, и в 1818 году Шарль Сакс был приглашен к царскому двору. Он стал отвечать за поставку в бельгийские полки для оркестров.

В семье было одиннадцать детей. Адольф был старшим, и поэтому именно его отец начал посвящать в свои секреты создания музыкальных инструментов.

Раннее начало

Адольф Сакс, музыка для которого стала смыслом жизни уже с шести лет, оказался очень одаренным ребенком. С малых лет он наблюдал за мастерством отца и проявлял неплохие способности. Когда Адольфу исполнилось двенадцать, отец дает ему некоторую самостоятельность, разрешая шлифовать клапаны (очень тонкая работа) и собирать отдельные детали духовых инструментов. Свои первые инструменты - флейту и кларнет - юный мастер создает в шестнадцать лет. Кроме того, он обучается игре на музыкальных инструментах в Брюссельской консерватории. Это помогает ему профессионально освоить музыкальную грамоту. Консерваторию Адольф оканчивает блестяще. Это открывает перед ним широкие возможности в музицировании, дирижерстве, преподавании. Ему пророчат прекрасные перспективы. Однако Адольф Сакс выбирает другую дорогу. Он предпочитает заниматься любимым делом - изготовлением музыкальных инструментов.

Таланты Адольфа. Первое достижение

Несомненно, другие дети Шарля Жозефа в той или иной степени принимали участие в работе отца в его мастерской. Но наибольший талант, мастерство и рвение в освоении такой тонкой музыкальной специальности, как создание духовых инструментов, проявил только старший сын - Адольф. Поэтому в двадцать лет Сакс получает руководство отцовской мастерской. Этот факт в биографии Адольфа Сакса становится ключевым. В 1834 году молодой мастер делает первое серьезное усовершенствование: в стандартной схеме немецкой модели кларнета он увеличивает число клапанов до 24-х, что делает этот музыкальный инструмент намного богаче в диапазоне регистра. За это он получил в 1835 году от промышленной выставки в Брюсселе, а в 1840 году запатентовал свое изобретение.

Прообраз саксофона

Открытие фабрики духовых инструментов - еще один важный шаг, который сделал Адольф Сакс. Музыка стала в прямом смысле делом всей его жизни. Успешная деятельность мастерской при императорском дворе позволила накопить денег, и в 1842 году в Париже было налажено массовое производство музыкальных инструментов. Сам же Адольф Сакс продолжал работу над усовершенствованием выпускаемого товара.

В результате кропотливой работы по улучшению бас-кларнета мастер меняет его форму: она становится похожа на курительную трубку. Это позволяет значительно расширить диапазон звучания. По-другому располагаются звуковые отверстия, появляется клапан передувания. Этот модернизированный музыкальный инструмент и стал прообразом саксофона.

Рождение нового инструмента

Мастер продолжал работать. Модернизированный кларнет был переделан еще сильнее - вылит из металла. К нему приспособлен мундштук, расширено сечение книзу. И вот, в 1842 году, появляется новый духовой инструмент, изобретателем которого был Адольф Сакс. Как назвал саксофон мастер в начале? Он получил название офиклеид.

Друг Сакса, был в восторге от однородного богатого звучания нового инструмента, его технической подвижности, и предложил назвать его саксофоном, объединив фамилию изобретателя Сакс с греческим словом «phone», означающим «звук». В дословном переводе название означает «звук, найденный Саксом». Берлиоз первым написал с участием саксофона.

Инструмент был запатентован в 1946 году, а в 1949 удостоен золотой медали на промышленной выставке в Париже.

Сам Адольф Сакс так описал саксофон: «Мое любимое, но и трудное детище». Изобретателю пришлось пройти несколько тяжб в суде, чтобы доказать свое авторство относительно «любимого детища».

Путь саксофона к музыкальному олимпу

Адольф благодаря именно этому новаторству в музыке стал известен во всем мире, хотя позже им были модернизированы другие духовые инструменты, создан саксогорн. Всего за свою жизнь мастер запатентовал около 35 изобретений.

Поначалу саксофон используется только в военных оркестрах. Постепенно на этот необычный инструмент начали обращать внимание того времени. Бизе использует звучание саксофона в «Арлезианке», Глазунов пишет концерт для саксофона. Новый инструмент используется в оркестровке «Картинок с выставки» Мусорского, сделанной Равелем, а также в его «Болеро». Прокофьев вводит саксофон в балет «Ромео и Джульета», Рахманинов - в «Симфонические танцы», Хачатурян - в балет «Гаянэ».

Современный музыкальный мир, в особенности джаз, трудно представить без саксофона. Этот инструмент также используется в качестве солирующего в ансамбле, немного реже - в оркестре.

Жизненные трудности

Адольф Сакс, помимо работы на фабрике, продолжает сотрудничать с Парижской консерваторией, куда он поставляет музыкальные инструменты. В ней в 1857 году он организовывает класс саксофона, преподает с 1858 по 1870 год. Его давний друг и почитатель, композитор отмечал, что саксофон - новый инструмент, обладающий большим по силе звуком, имеющий полный, приятно вибрирующий тембр и, вместе с тем, легко поддающийся смягчению.

Талант не обеспечил мастеру радужной и легкой жизни. Его успехам завидовали, враги ревновали к славе и мировому признанию. Адольф Сакс, биография которого пополнилась настоящими исковыми войнами, пытался защитить свои изобретения и свое честное имя от обвинений в плагиате. Он нанимал дорогих адвокатов, которые часто работали "на два лагеря". Это в конце концов разорило мастера, фабрика обанкротилась, дело пришлось закрыть.

Свалившиеся на него проблемы окончательно подрывают здоровье уже немолодого человека, и 4 февраля 1894 года в бедности он умирает.

К концу 19 века саксофон становится все более известным духовым инструментом. Его не включают в симфонический оркестр в качестве основного, но композиторы часто используют саксофон для добавления выразительных звуковых характеристик к остальным инструментам. С появлением в 20 веке джаза саксофон приобретает оглушительную популярность. Жаль, что Адольф не дожил до своего триумфа.

Личная жизнь

Адольф Сакс, биография которого интересна и трагична одновременно, всего себя посвятил музыке. Она заняла в его жизни первое место. Мастер не был женат официально, хотя жил в гражданском браке с испанкой Луизой Адель Маор. В их семье воспитывалось 5 детей. Бизнес отца возродил его сын Адольф-Эдуард.